Научная статья на тему 'Субъектно-деятельностный подход к определению понятия «Деловое телевидение»'

Субъектно-деятельностный подход к определению понятия «Деловое телевидение» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
211
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ДЕЛОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ДЕЛОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МЕДИА-ПРОДУКТ / СУБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова Светлана Николаевна

В данной статье феномен делового телевидения обосновывается с позиции субъектно-деятельностного подхода. Понятие «деловая журналистика» рассматривается в деятельностном аспекте, а также с точки зрения коллективного субъекта. Определяется объем понятия «деловая информация» в качестве комплекса экономических, финансовых и коммерческих сведений практической направленности. И, наконец, в статье выделяются и характеризуются медиа-продукты, объект и субъекты делового телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектно-деятельностный подход к определению понятия «Деловое телевидение»»

УДК 070

Попова Светлана Николаевна

аспирант.

Челябинский государственный университет

popova svet@mail.ru

Svetlana N. Popova

postgraduate student

of Chelyabinsk state University

popova svet@mail.ru

Субъектно-деятельностный подход к определению понятия

«деловое телевидение»

Subject-activity approach to the definition of «business TV»

Аннотация. В данной статье феномен делового телевидения обосновывается с позиции субъектно-деятельностного подхода. Понятие «деловая журналистика» рассматривается в деятельностном аспекте, а также с точки зрения коллективного субъекта. Определяется объем понятия «деловая информация» в качестве комплекса экономических, финансовых и коммерческих сведений практической направленности. И, наконец, в статье выделяются и характеризуются медиа-продукты, объект и субъекты делового телевидения.

Ключевые слова: деловая журналистика, деловая информация, деловое телевидение, медиа-продукт, субъект информационной деятельности.

Annotation. In this article, the phenomenon of business television is justified from the perspective of the subject-activity approach. The concept of "business journalism" is reviewed through active aspect, and also from the point of view of the collective subject. It defines the scope of the concept of "business information" as a complex of economic, financial and commercial information of practical orientation. And finally, article name and characterize media products, the object and subjects of business television.

Keywords: business journalism, business information, business television media product, the subject of information activities.

Деловое телевидение как феномен демонстрирует черты субъектности, если под субъектом понимать надындивидуальное действующее лицо. Традиция изучения подобных феноменов в науке восходит к субъектно-деятельностному подходу, продуктивно используемому в философии, антропологии, психологии, лингвистике, кибернетике, социологии. Один из основателей данного научного подхода С. Рубинштейн [6] еще в 1922 году выделил субъектность в качестве важнейшей характеристики любой деятельности, под которой он понимал «активность субъекта, направленную на изменение мира, на производство или порождение определенного

объективированного продукта материальной или духовной культуры» [6, с. 172]. К числу таких продуктов можно отнести и совокупный продукт профессиональной деятельности журналистов. Следовательно, субъектная проблематика может разрабатываться применительно к журналистике и средствам массовой информации. Так, в отечественной науке о журналистике на эвристические возможности субъектно-деятельностного подхода применительно к медиапроблематике указывала И. Фатеева [8, с. 21].

В наше время понятию «деловая журналистика» даются различные определения. К примеру, деловую журналистику понимают в качестве обобщенного обозначения специализированных средств массовой информации и отдельных публикаций, посвященных экономической сфере [10]. И. Демина выделяет синонимичный для «деловой журналистики» термин «экономическая журналистика» в качестве «научной дисциплины, изучающей закономерности функционирования массовых экономических коммуникаций, имеющих свою методологию, терминологический аппарат, объект и предмет исследования» [1]. И. Демина справедливо отмечает, что экономическую журналистику можно рассматривать не только как отрасль знаний, но и в качестве «медиасистемы», системы «медиапредприятий», системы «медиапроизведений» и деятельности. С точки зрения субъектно-деятельностного подхода деятельностный аспект должен быть выдвинут на первый план, и тогда терминологические изыскания И. Деминой сводятся к следующему определению: «экономическая журналистика - это общественная и производственная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной экономической информации (через печать, прессу, радио, телевидение и т.д.)» [1]. Исследователи Г. Мельник и С. Виноградова также предлагают понимать под деловой журналистикой «специфически обобщенною сферу профессиональной деятельности» [4]. Таким образом, деятельностный аспект в определении интересующего нас явления имеет уже довольно продолжительную традицию.

В современной науке (прежде всего в философии) понятие деятельности трактуется по-разному, ее определяют как «форму», «способ», «принцип», «систему», «процесс», и т.д. М. Федорова, обобщая выводы ученых, заключает, что «деятельность как способ функционирования различных сфер общества (экономической, культурной и т.п.) предполагает проявление различных видов человеческой активности, соответствующих данным сферам. Многообразие функционирования сфер человеческого общества определяет видовое разнообразие человеческой деятельности (трудовая, экономическая, политическая, художественная, учебная и т.д.)» [9, с. 142]. Одной из таких разновидностей человеческой активности является профессиональная журналистская деятельность по производству информации (производство включает в себя сбор, фиксацию, анализ и распространение информации). Поэтому, обобщив результаты выполненных до нас исследований, мы предлагаем понимать под деловой журналистикой

профессиональную деятельность, подразумевающую практику сбора, фиксации и анализа информации о событиях, темах и тенденциях деловой жизни и её распространения на аудиторию через каналы массовой коммуникации.

Если же рассматривать деловую журналистику с точки зрения ее коллективного субъекта, т.е. в качестве системы деловых каналов массовой информации, то логично опереться на работы исследователя деловой прессы В. Кулева, который выделяет четыре ее основных разновидности: деловые периодические издания; информационные агентства; аудиовизуальные структуры; рекламные агентства [3]. На наш взгляд, следует исключить из данного перечня рекламные агентства, так как они по определению не могут относиться к деловой журналистике, хотя и обеспечивают ее выживание на медиарынке. Значит, с точки зрения коллективного субъекта деловые медиа представляют собой систему сегментов (или классов) СМИ, включающую в себя:

1. деловую печать (специализированные газеты и журналы);

2. деловые электронные СМИ, к которым можно отнести: информационные агентства, интернет-порталы, радио, телевидение.

Все сегменты системы деловых медиа структурированы хронологией своего появления и тематически взаимосвязаны между собой. Д. Мурзин, по традиции выделяя четыре класса СМИ (печать, радио, телевидение, компьютерные сети), справедливо утверждает, что «деловая пресса» в различной степени присутствует в них. Исследователь считает, что наименьшие возможности для проявления «деловой прессы» предоставляет радио, а наибольшие - телевидение [5]. Д. Мурзин подразумевает под «деловой прессой» не столько совокупность представителей деловой печати, сколько определенное тематическое направление в журналистике, которое обнаруживает себя во всех классах СМИ. В таком контексте деловая пресса является общим родовым понятием, относящимся как к деловой печати, так и к деловому радио, деловым интернет-порталам и деловому телевидению.

Определение делового телевидения мы предлагаем формировать на основе субъектно-деятельностного подхода. И если рассматривать деловое телевидение в качестве одного из направлений журналистской деятельности, то результатом этой деятельности представится производство деловой информации.

Под термином «деловая информация» имеется в виду широкая разновидность данных, связанных с экономической деятельностью. Исходя из руководства по сбору, хранению и предоставлению в пользование деловой информации в публичных библиотеках, современный рынок деловой информации представляют несколько видов: биржевая и финансовая информация; экономическая и статистическая информация; коммерческая информация; специализированная новостная информация [7].

Рассмотрим более подробно каждый из предложенных видов деловой информации на предмет употребления в рамках делового телевидения.

Финансовая информация в целом - это, как правило, цифровые данные, которые определяют экономические характеристики того или иного рыночного объекта (валютные котировки, биржевые сводки и т.п.). В деловом телевидении такой вид информации используется в виде графиков и диаграмм.

Экономическая и статистическая информация отражает ситуацию в общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Понятие экономической информации объемное, оно охватывает пласты информации из разных отраслей. В деловом телевидении экономическая информация подается зрителю в форме любых телевизионных жанров (новости, аналитика, ток-шоу и прочее).

Коммерческая информация поступает из государственных и негосударственных источников и содержит в себе сведения, которые позволяют формировать отношения купли-продажи между различными участниками рынка. В эфире делового телевидения такая информация, как правило, подается в качестве обзора рынков.

Специализированная новостная информация в представленной классификации деловой информации отождествляется с продуктами деловых СМИ. При этом все перечисленные виды деловой информации могут быть представлены в материалах деловых медиа.

Разносторонний характер деловой информации позволяет нам понимать под этим термином комплексные сведения, подразделяющиеся на экономические, финансовые и коммерческие. Таким образом, продукт делового телевидения - это комплексная деловая информация, воплощенная в форме совокупности репортажей, рубрик, телепрограмм, документальных фильмов и т.д., которые могут быть представлены в информационных, аналитических, художественных, документальных и смешанных жанрах.

Производство медиа-продуктов делового телевидения является деятельностью, которая обеспечивается информационной активностью ее субъектов. Как отмечают Г. Иващенко и Т. Науменко, «субъектами журналистики выступают социальные группы, занимающиеся трансляцией духовных значений (в том числе и специализированного знания) в массовое (практическое) сознание» [2]. Соответственно, субъектами делового телевидения являются производители делового телеконтента, то есть конкретные СМИ. При этом производителями телевизионного делового контента могут быть как телеканалы, так и продакшн-студии, а продукты делового телевидения могут транслироваться в эфире как универсальных, так и нишевых каналов.

В свою очередь, объектом делового телевидения, на который воздействуют его субъекты, является аудитория, которую представляют зрители, заинтересованные в потреблении продуктов делового телевидения, то есть участники деловых отношений и представители бизнес-кругов.

Обобщая все вышесказанное, мы предлагаем понимать под деловым телевидением деятельность по производству качественного аудиовизуального

продукта, адресованного участникам деловых отношений и включающего преимущественно экономическую, финансовую и коммерческую информацию, в совокупности с субъектами этой деятельности.

Целью делового телевидения является интенция сформировать информационную инфраструктуру для участников деловых отношений посредством телевизионного вещания.

Литература:

1. Демина И. Н. Сущность экономической журналистики // Известия Иркутской государственной экономической академии. Иркутск, 2011. № 1. - С. 217 - 221.

2. Иващенко Г. В., Науменко Т. В. Субъекты журналистики [Электронный ресурс] // Credo new. URL: http://credonew.ru/content/view/150/ (дата обращения: 08.05.2014)

3. Кулев В. Деловая пресса России: настоящее и будущее // Деловая пресса России: состояние и перспективы / сост.: В. Давыдов, М. Дзялошинская. М.: Глобус, 1999. - 280 с.

4. Мельник Г. С., Виноградова С. М. Деловая журналистика. СПб.: Изд-во: Питер, 2010 г. - 304 с.

5. Мурзин Д. А. Деловая пресса // Деловая пресса России: состояние и перспективы / сост.: В. Давыдов, М. Дзялошинская. М.: Глобус, 1999. - 280 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

7. Руководство по сбору, хранению и предоставлению в пользование деловой информации в публичных библиотеках [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ. URL: http://www.library.ru/1/local_uprav/consultations/business_info/chapter1.php (дата обращения: 12.03.2013)

8. Фатеева И. А. Журналистское образование в России: теория, история, современная практика: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2008. 45 с.

9. Федорова М. А. Дидактическая характеристика соотношения понятий «деятельность», «учебная деятельность», «учебная самостоятельная дейтельность» // Новое в психолого-педагогических исследованиях. М., 2010. № 1. - С. 136 - 151.

10. Хорошев Д. В. Телевидение в политической и бизнес-среде России 1990-2000 г. : дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2008. - 322 с.

Literature:

1. Demina I. N. The essence of economic journalism // News of Irkutsk state economic Academy. Irkutsk, 2011. №1. - P. 217 - 221.

2. Ivashchenko G. V., Naumenko T. V. Subjects of journalism [Electronic resource] // Credo new. URL: http://credonew.ru/content/view/150/ (date of access: 08.05.2014)

3. Kulev V. Century Business press of Russia: present and future // Business press of Russia: state and perspectives / EDS.: Century Davydov, M. Dzyaloshinsky. M.: Globus, 1999. - 280 p.

4. Melnik G.S., Vinogradova S. M. Business journalism. SPb.: Piter, 2010. - 304 p.

5. Murzin D. A. Business press // Business press of Russia: state and perspectives /EDS.: Century Davydov, M. Dzyaloshinsky. M.: Globus, 1999. - 280 p.

6. Rubinshtein S. L. Fundamentals of General psychology. SPb.: Piter, 2000. - 712 p.

7. Guidance on the collection, storage and provision of business information in public libraries [Electronic resource] // Information-reference portal with support of the Ministry of culture of the Russian Federation. URL: http://www.library.ru/1/local_uprav/consultations/business_info/chapter1.php (date of access: 12.03.2013)

8. Fateyeva I. A. Journalism education in Russia: theory, history, modern practice: avtoref. dis. ... dr of philol. sciences. Ekaterinburg, 2008. - 45p.

9. Fedorova M. A. Didactic characteristics of the relationship between the concepts of "activity", "educational activity", "independent educational activity") //New in psychological-pedagogical research. M., 2010. No. 1. - P. 136 -151.

10. Khoroshev D. V. TV in the political and business environment of Russia (1990-2000): dis. ... cand. of philol. sciences. SPb., 2008.- 322p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.