Научная статья на тему 'Эволюция профессиональных стандартов деловой прессы'

Эволюция профессиональных стандартов деловой прессы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
946
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / ДЕЛОВАЯ ПРЕССА / BUSINESS PRESS / ЖУРНАЛИСТСКИЕ СТАНДАРТЫ / JOURNALISM STANDARDS / ЭТИКА / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕЛОВОЙ ПЕЧАТИ / HISTORY OF THE RUSSIAN BUSINESS PRESS / JOURNALISM ETHICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Померанцева Надежда Александровна

История развития деловой прессы в России привела к появлению новых информационных школ и трансформации работы журналиста. Реалии жизни начала 90-х гг. ХХ в. были абсолютно новы для традиционной журналистики и требовали от журналистского сообщества иных квалификаций, специальных стандартов работы и, в конце концов, нового типа СМИ. Появление первых журналистских стандартов по работе с деловой информацией стали базисом работы для того, что сегодня можно отнести к «качественной прессе». В представленной статье исследуется опыт газет «Коммерсантъ» и «Ведомости» по внедрению профессиональных стандартов работы с деловой информацией как пример реализации в российской печати западных методик, и анализируется эволюция профессиональных стандартов на основе происходящих международных трендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of professional standards of the business press

The history of the Russian business-press development has led to the occurrence of the new media schools and transformation of the journalists standards. In 90s when the traditional media outlets had faced the new reality, journalists had been forced to renew their qualifications and standards in order to create a new type of media. The occurrence of the new journalism standards that would deal exclusively with the business information has become the basis of creation of the so-called «quality media». This article investigates how the leading newspapers «Kommersant» and «Vedomosti» have applied new standards of dealing with business information as a general example of how Russian media outlets use western approaches and techniques. The article also analyses the transformation of the journalism professional standards on the basis of the latest international trends.

Текст научной работы на тему «Эволюция профессиональных стандартов деловой прессы»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ CREATIVITY OF YONG RESEARCHERS

УДК 070.15

DOI 10.17150/2308-6203.2015.4(4).441-447

■ Померанцева Надежда Александровна

соискатель, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,

125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: n.pomerantseva@gmail.com

Nadezhda A. Pomerantseva

External PhD student, Department of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: n.pomerantseva@gmail.com

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ

Аннотация. История развития деловой прессы в России привела к появлению новых информационных школ и трансформации работы журналиста.

Реалии жизни начала 90-х гг. ХХ в. были абсолютно новы для традиционной журналистики и требовали от журналистского сообщества иных квалификаций, специальных стандартов работы и, в конце концов, нового типа СМИ. Появление первых журналистских стандартов по работе с деловой информацией стали базисом работы для того, что сегодня можно отнести к «качественной прессе».

В представленной статье исследуется опыт газет «Коммерсантъ» и «Ведомости» по внедрению профессиональных стандартов работы с деловой информацией как пример реализации в российской печати западных методик, и анализируется эволюция профессиональных стандартов на основе происходящих международных трендов.

Ключевые слова. Профессиональные стандарты, деловая пресса, журналистские стандарты, этика, история отечественной деловой печати.

Информация о статье. Дата поступления 22 сентября 2015 г.; дата принятия к печати 3 октября 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 октября 2015 г.

EVOLUTION OF PROFESSIONAL STANDARDS OF THE BUSINESS PRESS

Abstract. The history of the Russian business-press development has led to the occurrence of the new media schools and transformation of the journalists' standards.

In 90s when the traditional media outlets had faced the new reality, journalists had been forced to renew their qualifications and standards in order to

create a new type of media. The occurrence of the new journalism standards that would deal exclusively with the business information has become the basis of creation of the so-called «quality media».

This article investigates how the leading newspapers «Kommersant» and «Vedomosti» have applied new standards of dealing with business information as a general example of how Russian media outlets use western approaches and techniques. The article also analyses the transformation of the journalism professional standards on the basis of the latest international trends.

Keywords. Professional standards, business press, journalism standards, journalism ethics, history of the Russian business press.

Article info. Received September 22, 2015; accepted October 3, 2015; available online October 30, 2015.

Рынок деловой прессы зародился в России вместе с новой страной. В начале 90-х гг. XX в. вместе с распадом СССР ушла и его идеологическая платформа. Взамен появилось такое новое явление как «свободный рынок», зародился новый социальный класс — агентов предпринимательской деятельности. Переход от государственной плановой экономики к рыночной экономической системе включал в себя особую инфраструктуру [1]. Все это повлекло изменения в социальной структуре общества. Проведенная приватизация, как неоднократно отмечал один из ее «отцов» Анатолий Чубайс, преследовала изначально политическую цель — создание в стране мощного слоя собственников. В силу новых тенденций любая информация, и в том числе финансово-экономическая, стала предметом целенаправленного спроса [5, гл. 8 «Деловая пресса»]. В этих новых, необычных условиях очень важной становится фигура журналиста — человека, который берет на себя часть труда по систематизации и отбору информации, важной и интересной для конечного потребителя — читателя СМИ.

Процесс формирования того, что станет предтечей качественной прессы, происходил в то время довольно

стихийно. Постепенно формируется база для появления «деловой прессы» — т. е. прессы, оперирующей только проверенной и фактологически точной информацией с преобладанием аналитических жанров и рассчитанной на высокообразованного читателя.

Следующий этап становления развития системы периодической печати в новой России — оценка качества предоставляемого аудитории продукта. Как часть советской системы печати, журналисты эпохи перестройки имели склонность к мессианству, корни которого таились в специфике работы под началом партийно-пропагандистской машины и в условиях отсутствия конкуренции, что в ситуации свободного рынка оказалось рудиментом ушедшей эпохи. Как отмечает Иван Засурский, «когда журналисты старой школы пытались все взвесить и оценить, молодежь спасала вера в факты, переводные учебники по экономике и политологии и открытость к коммуникации. В то время как «золотые перья» советской эпохи не могли сориентироваться в новой ситуации, неофиты парили, наслаждаясь свободой и наблюдая, как из пепла рождается храбрый новый мир» [2, с. 56].

Таким образом, сложилась двоякая ситуация: с одной стороны,

были сформированы все предпосылки для появления деловой прессы (как минимум, вообще появилась такая возможность), а с другой, — у большинства действующих участников системы СМИ отсутствовала ресурсная база, включающая в себя инвестиции, кадры и методики работы с новой по своему составу информацией в постоянно меняющихся условиях.

Первой свободную нишу первого отечественного делового СМИ заняла газета «Коммерсантъ», основанная на базе частной информационной службы для поддержки кооперативов «Постфактум». Ориентируясь сугубо на информационные запросы потенциальной читательской аудитории (оценить читательскую аудиторию в то время было затруднительно с учетом отсутствия релевантного опыта других деловых изданий, их просто не существовало), команда «Коммерсанта» начала формировать новой тип журналистики, ее принципы и методы работы с информацией. В конечном итоге именно эта «новая журналистика», так или иначе, сформировала деловую прессу в России, оказав при этом большое влияние и на остальные типы печатных качественных СМИ. За счет своих родоначальников, данная «новая журналистика» получила название «Школы Коммерсанта» или «школа факта».

«Коммерсантъ» обращался к новой социальной группе, которую власть интересовала лишь в одном смысле: как сделать, чтобы она не мешала работать, — к первым предпринимателям. И газета была им нужна как практический инструмент для работы — как точная сводка деловых новостей1.

1 URL : http://www.kommersant.ru/ about.aspx.

«Революционность» подхода издателей «Коммерсанта» была во всем — от заголовков до принципов подачи информации шла вразрез с принятой и понятной журналистикой Советской России. Следует вспомнить, что одним из самых читаемых жанров эпохи перестройки была публицистика [3, с. 516]. Типологической чертой данного жанра является соединение репортажного (наглядно-образного) и исследовательского (аналитического) начал. При этом «развернутость» репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, который проявляется в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности [7, гл. 4]. В противовес «острой полемичной публицистике» издатели газеты «Коммерсантъ» сделали ставку на информационные жанры, основу которых составляют только факты и их интерпретация. При этом тематически газета ориентировалась не только на деловую информацию. Новаторство издателей заключалось в том, чтобы сделать срез информации из разных сфер общественной жизни (деловой, политической, культурной) с учетом информационных запросов читателей. Таким образом, типологически «Коммерсантъ» стал настоящим оксюмороном [4, с. 13], а на печатном рынке появилась почти «иностранная газета». В западных изданиях газету «Коммерсантъ» называли русским гибридом The Wall Street Journal и The New York Times.

Ни в одном из источников, описывающих историю создания газеты, не говорится, использовали ли создатели «Коммерсанта» иностранный опыт, однако анализируя обнародованные «ноу-хау», ставшие основой

«новой журналистики» несложно заметить, что все они являются калькой с базиса качественной иностранной периодики, в том числе и делового направления, в том числе и используемый принцип «перевернутой пирамиды» для новостей. Однако именно в «Коммерсанте» были не только сформулированы, но и внедрены редакционные стандарты качественной прессы. Из «школы Коммерсанта» выросли первые еженедельные деловые глянцевые журналы: «Профиль» (появился в 1996 г.) и «Эксперт» (появился в 1995 г.).

Газета «Ведомости», появившаяся спустя год после дефолта в 1999 г., стала первым деловым печатным изданием, использовавшим западные стандарты редакционной работы вполне официально: в число ее учредителей вошли американская Wall Street Journal и британская Financial Times. Свою миссию газета обозначала так: «оперативно предоставлять бизнес-сообществу объективную, качественную и полезную информацию, необходимую для принятия решений»1 и стала своеобразным change agent2, т. е. повлияли на работу других СМИ сегмента «деловая периодика».

Таким образом, пионеры деловой периодики в России, газеты «Ведомости» и «Коммерсантъ», не только смогли сформулировать «правила игры», но и смогли закрепить их на

1 URL : http://www.vedomosti.ru/ about/mission.shtml.

2 Change agent (англ.): самом общем смысле: любое лицо или объект, вызывающий изменение каких-л. процессов, отношений, условий и т. п.; в менеджменте термин обычно относится к сотруднику, выступающему в роли инициатора инноваций в организации) (Менеджмент и экономика труда : анг.-рус. толк. словарь. URL : http://www.ecsocman.edu.ru/db/ dict/4682/dict.html?wd=23881.

уровне внедренных редакционных стандартов. Сфера стандартов распространяется на все этапы изготовления информационного продукта: от этических профессиональных норм до организации журналистского процесса и заметно снижает многочисленные факторы рисков — от внешних конфликтов, в том числе и правовых, из-за несоблюдения этических норм, до падения читательского интереса. Списывать отсутствие или невозможность использования стандартов на «творческую» составляющую журналистской профессии в корне неверно. Как показывает иностранный опыт в сфере деловых СМИ, подобные стандарты имеют все ведущие качественные издания мира: например, деловые газеты Financial Times и The Wall Street Journal публикуют свои редакционные кодексы в открытом доступе.

Сегодня историю деловой периодики в России можно условно поделить на три ступени развития. Первая ступень — зарождение и становления — принадлежит «Коммерсанту», чье развитие шло параллельно зарождению первого российского бизнеса. Отсюда и «культура подвига» и мессианства в самом издании. Оно обучало и училось вместе со своим читателем — ведь все было в первый раз. Вторая ступень — профессиональная информационная инфраструктура, обслуживающая интересы бизнес-сообщества, «площадка корпоративных новостей», сделанная по заданным стандартам и претендующая на объективность. Ее олицетворяют «Ведомости». Третья ступень — площадка мнений (opinion), издание, чья репутация и компетентность журналистов позволяют оценивать действия бизнеса, делать верифицированные прогнозы и обозначать тенденции принадлежит «Эксперту» — уникуму в своем роде.

А что же остальные? В настоящий момент даже самые качественные (то есть, те, чья информационная продукция верифицирована со стороны потребителя) в лучшем случае находятся на второй ступени. Однако все чаще звучат претензии со стороны потребителей качественной информации о некомпетентности журналистов, неумения квалифицировано разбираться в политических и бизнес-процессах, за счет чего интерпретация (объяснения) происходящего не являются адекватными. Иначе говоря, если при зарождении бизнес-среды было достаточно просто информировать о происходящих новостях, что и происходило в начале 1990-х гг., то позднее потребитель стал более подкован, образован, и у него появились совсем другие информационные запросы и потребности, чем в момент становления российского бизнеса как такового.

Эволюция стандартов, то есть развитие и совершенствование качества для российской качественной периодики — это переход на третью ступень, где деловая пресса не просто элемент информационной инфраструктуры рынка, выполняющая сервисные функции, но и рычаг, позволяющий принимать решения. Третья ступень — это и вхождение прессы как дополнительной институции в систему бизнеса, поднимающей острые проблемы и по сути выполняющей функции контроля за деятельностью бизнеса со стороны гражданского общества. Во всем остальном мире это уже является данностью: к мнению британского Economist прислушиваются, статьи и расследования Financial Times не только обсуждаются, но и влияют на стоимость ценных бумаг компании на фондовом рынке. Доверие к деловой иностранной прессе есть, а

их репутация безупречна во многом благодаря прозрачности стандартов. Мы живем в век ускоренных технологических процессов и глобализации, когда транснациональные корпорации начинают играть роль едва ли не более важную, чем иные государства, а их деятельность затрагивает миллионы людей и множество важнейших сфер жизни: от мировой экономики до экологии.

Кризис российской деловой прессы, который усугубился общей экономической нестабильностью — это, прежде всего, кризис стандартов, вернее их отсутствия или неразвитости. Стать рычагом влияния среди бизнесменов отечественная периодика так и не смогла — об этом говорят и более низкие тиражи, и сама проблема доверия к прессе. Чтобы соответствовать своим читателям, деловая периодика должна совершенствоваться и не отставать в развитии. Стандарты решают обе проблемы: они формализируют полученный опыт, регламентируют границы качества и помогают развиваться изданию. Эти стандарты должны быть не просто служебными инструкциями — они просто обязаны быть динамическими, меняться вместе с изданием, дополнятся новым опытом, иначе уровень самого издания (то есть его продукт) окажется ниже, чем у читателей.

С бурным развитием информационных технологий и скоростью передачи информации, стандарты помогают наладить и технологический процесс, однако, к сожалению, не везде решают идеологический. Ведь основная функция деловой периодики — обеспечивать бизнес-сообщество качественной информацией. При этом, критерии отбора не всегда очевидны. За счет этого деловая пресса закольцовывается внутри себя, ориентируясь не на тренды,

потребности аудитории, а на суждения и оценки представителей журналистского сообщества. Если учесть, что в настоящее время само журналистское сообщество деловой периодики представляет собой крайне агрессивную конкурентную среду и разобщено, то данные приоритеты смещают фокус редакционных интересов с читателя на конкурента. Издания конкурируют друг с другом, но не считаются с конечным потребителем, который, в конечном итоге, все меньше обращается к прессе, предпочитая ей Интернет и новостные ресурсы.

В подтверждение этой темы можно привести тезисы американского исследователя и журналиста Уолтера Пинкуса, который в своей статье «Газетный нарциссизм», пишет, что «преследование славы отвело нас от читателей» [6].

Мировые процессы в качественной прессе с учетом глобализации не могут обойти и Россию. Поэтому эволюционный переход на третью ступень неоднозначен. Падение тиражей аналитических еженедельников во всем мире, которое отразилось и на России, показывает, что с повышением качества российская деловая периодика может и не успеть. На смену аналитическим деловым журналам придут более оперативные новостные сайты и блоги отраслевых экспертов в Интернете. Однако, чем раньше начнут действовать «правила игры» (стандарты) внутри как отдельных редакций, так и сектора деловой периодики, тем больше шансов, что качественная деловая периодика как третья эволюционная ступень развития останется и будет востребована читательской аудиторией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вычуб Г. С. Экономическая проблематика / Г. С. Вычуб, В. Л. Иванницкий, Д. А. Мурзин // Проблематика СМИ. Информационная повестка дня / под ред. М. В. Шконди-на, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. — М. : Аспект-пресс, 2008. — С. 84-97.

2. Засурский И. И. Масс-медиа второй республики / И. И. Засурский. — М. : Изд-во МГУ, 1999. — 272 с.

3. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000) : учеб. пособие / И. В. Кузнецов. — 2-е изд. — М. : Флинта : Наука, 2006. — 640 с.

4. Мурзин Д. А. Феномен корпоративной прессы / Д. А. Мурзин. — М. : Хроникер, 2004. — 192 с.

5. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: февраль 1917 — начало XXI в. : учеб. пособие. — М. : Наука : МГУ, 2005. — 352 с.

6. Пинкус Уолтер. Газетный нарциссизм : эссе / Уолтер Пинкус. — URL : http://www. cjr.org/essay/newspaper_narcissism_1.php?page=all.

7. Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие /А. А. Тертычный. — М. : Аспект Пресс, 2000. — 310 с.

REFERENCES

1. Vychub G. S., Ivannitskii V. L, Murzin D. A. Economic issues. In Shkondin M. V., Vy-chub G. S., Frolova T. I. (eds). Problematika SMI. Informatsionnaya povestka dnya [The issue of media. Information Agenda]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2008, pp. 84-97. (In Russian).

2. Zasurskii I. I. Mass-media vtoroi respubliki [Media of Second Republic]. Lomonosov Moscow State University Publ., 1999. 272 p.

3. Kuznetsov I. V. Istoriya otechestvennoi zhurnalistiki (1917—2000) [The history of Russian journalism (1917-2000)]. 2nd ed. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2006. 640 p.

4. Murzin D. A. Fenomen korporativnoipressy [The phenomenon of corporate press]. Moscow, Khroniker Publ., 2004. 192 p.

5. Ovsepyan R. P. Istoriya noveishei otechestvennoi zhurnalistiki: fevral' 1917 — nachalo XXI v. [The history of modern Russian journalism: February 1917 — the beginning of XXI century.]. Moscow, Nauka Publ., Lomonosov Moscow State University Publ., 2005. 352 p.

6. Pincus Walter. Gazetnyi nartsissizm: esse [News narcissism: an essay]. Available at: http://www.cjr.org/essay/newspaper_narcissism_1.php?page=all. (In Russian).

7. Tertychnyi A. A. Zhanry periodicheskoi pechati [Genres of periodicals]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2000. 310 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Померанцева Н. А. Эволюция профессиональных стандартов деловой прессы / Н. А. Померанцева // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 4. — С. 441-448. — DOI : 10.17150/2308-6203.2015.4(4).441-448.

REFERENCE TO ARTICLE

Pomerantseva N. A. Evolution of professional standards of the business press. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 4, pp. 441-448. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(4).441-448. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.