Научная статья на тему 'Требования бизнес-сообщества к личности делового журналиста'

Требования бизнес-сообщества к личности делового журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1197
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ СМИ / ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Золотова Е.С.

Данная статья посвящена вопросам современных деловых средств массовой информации. В статье приводятся результаты исследования, посвященного анализу специфики личности делового журналиста. Бизнес-сообщество является наиболее многочисленной частью целевой аудитории деловых средств массовой информации. Его представители предъявляют особые требования к деловым журналистам. Выводы автора основываются на анкетировании, про-веденном среди предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования бизнес-сообщества к личности делового журналиста»

ЭКОНОМИКА. ПОЛИТИКА, ПРАВО И СМИ

Е. С. Золотова

Южно-Уральский государственный университет

ТРЕБОВАНИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА К ЛИЧНОСТИ ДЕЛОВОГО ЖУРНАЛИСТА

Данная статья посвящена вопросам современных деловых средств массовой информации. В статье приводятся результаты исследования, посвященного анализу специфики личности делового журналиста. Бизнес-сообщество является наиболее многочисленной частью целевой аудитории деловых средств массовой информации. Его представители предъявляют особые требования к деловым журналистам. Выводы автора основываются на анкетировании, проведенном среди предпринимателей.

Ключевые слова: деловые СМИ, деловой журналист, предприниматель.

Система средств массовой информации в России за последние два десятилетия претерпела значительные изменения. Это связано с трансформацией, произошедшей в экономическом пространстве страны, и, как следствие, в социальной структуре всего общества.

Возрождение предпринимательства в России дало мощный толчок развитию деловой журналистике, которая за короткое время изменила конфигурацию информационного ландшафта и стала важным элементом современной бизнес-коммуникации. Сегодня деловые СМИ - это крупный сегмент отечественного информационного рынка, оказывающий серьезное влияние на общественно-политические, экономические процессы, развитие промышленности и судьбу отдельных компаний.

Исследованию специфических особенностей деловых СМИ посвящены работы А.А. Грабельникова, А.В. Еременко, В.С. Кулева, Е.И. Мордовской, Е.В. Письменной и др. [3; 4; 5; 7; 10]. До сих пор среди ученых нет единого мнения относительно того, что понимать под деловой журналистикой. Данный термин активно употребляется как синоним «бизнес-журналистики» и «экономической журналистики». На наш взгляд, эти понятия не являются тождественными и требуют демаркации.

Под деловой журналистикой в статье понимается специализированный раздел общей журналистики, занимающийся сбором, обработкой, анализом и распространением информации, рассматриваемой через экономико-производственную призму.

Ядро деловой журналистики составляет экономическая тематика, которая тесно сосед-

ствует с политической и примыкает к культурной, давая объемную картину происходящих в стране процессов, представляя объективный анализ явлений и событий, прямо или косвенно влияющих на принятие ответственных решений в деловой сфере. Деловая журналистика включает в себя бизнес-журналистику (экономическую журналистику), освещающую сугубо экономические вопросы. Этот сегмент медиа-рынка динамично развивается, рождая новых игроков, внедряя альтернативные способы оперативной доставки информации.

Мы разделяем точку зрения Б.Я. Мисонж-никова, Д.А. Мурзина и ряда других исследователей, согласно которой деловая журналистика может быть реализована только в качественных СМИ [6; 8; 9].

Бизнес включен в экономические, социальные, политические и культурные процессы, происходящие в обществе. Не случайно в проспекте словаря «Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации» зафиксировано, что бизнес является одним из ключевых концептов русского языка, репрезентирующих сферу «Экономика» [1. С. 267-276].

В условиях тесного взаимодействия бизнес-сообщества и СМИ все большую роль в обеспечении благоприятного предпринимательского климата играет деловая журналистика. Сегодня ее влияние не ограничивается бизнес-сферой и политическими кругами. Политики, предприниматели, управленцы и менеджеры при принятии решений, при выборе стратегий и тактик развития компаний руководствуются комплексом знаний, представляющим собой

сплав личностно-профессионального опыта, преломленной через него законодательной и нормативной информации и информации, полученной из СМИ. В первую очередь, из специализированных деловых СМИ.

Целевой аудиторией деловых СМИ являются бизнесмены, политики, государственные служащие, специалисты в области менеджмента, рекламы и PR-технологий.

Представители бизнес-сообщества, чтобы оставаться в курсе последних событий и оперативно реагировать на меняющуюся ситуацию, ежедневно обращаются к деловой прессе, слушают соответствующие радиопередачи и смотрят телевизионные программы. Взаимодействие представителей деловых кругов с теми или иными каналами массовой информации осуществляется при непосредственном участии журналистского сообщества. Журналисты берут интервью у предпринимателей, создают материалы на бизнес-тематику, освещают значимые для региона или страны экономические события и политические процессы, информируют о новых нормативных актах. Все это формирует единый информационный поток, который, с одной стороны, является необходимым элементом социальной, экономической и политической жизни всего общества, с другой стороны, должен способствовать успешному развитию бизнеса.

Предприниматели используют деловые СМИ с информативными, коммуникативными, когнитивными целями (получение актуальной и объективной информации; создание благоприятного имиджа компании; реклама своих товаров и услуг; влияние на процессы, происходящие в обществе).

Одной из черт современной информационной реальности является преобладание мнения, оценки факта над самим фактом. В этой связи личность журналиста играет особое значение. На журналиста ложится большая социальная ответственность. От степени достоверности преподнесенной им информация, обоснованности выводов и аналитических прогнозов, предложенных им, зависит правильность решений, принимаемых членами бизнес-сообщества.

Цель настоящего исследования - выявить качества, которыми, по мнению предпринимателей, должен обладать деловой журналист.

Нами было проведен опрос, участниками которого стали 50 предпринимателей: 25 женщин и 25 мужчин в возрасте от 26 до 56 лет, проживающих на территории Челябинской об-

ласти. Им предлагалось ответить на закрытые и открытые вопросы анкеты. Цель опроса - выявить профессионально-личностные качества, которые предприниматели считают необходимыми в работе делового журналиста.

Как показало исследование, не зависимо от возраста, половой и гендерной принадлежности, предприниматели считают, что деловой журналист должен быть

- социально ответственным («прежде чем написать или сказать надо проверить 100раз в авторитетных источниках», «его мнение читают тысячи, оно должно быть взвешенным», «если он пообещал, что материал выйдет через неделю значит это так и должно быть, а не переноситься дальше и дальше», «должен отвечать за свои слова», «иметь безупречную репутацию, не хочу влететь с ним в какую-нибудь историю»);

- эрудированным («не хочу тратить время на разрешение каких-то базовых вещей», «не разбираешься в чем-то? потрудись перед встречей почитать литературу, посмотреть передачи, пообщаться с людьми из этой сферы», «его эрудиции должно хватить для ведения легкой непринужденной беседы, чтобы он не судорожно записывал, диктофон пристраивал, а говорил со мной»);

- аналитиком («я лишь пунктиром могу обозначить в интервью некоторые проблемы, а он должен их верно проанализировать и вписать в современную ситуацию», «мне мало когда в статье только факты и факты, ты напиши что к чему и для чего», «в статье я жду анализ ситуации, возможный прогноз развития», «иногда важно посмотреть а как это было раньше, а как это будет завтра, а не только как это сейчас, это я и без него вижу»);

- пунктуальным («сидеть и ждать акулу пера я не собираюсь, договорился о встрече, приходи во время», «время - деньги, люди, которые думают иначе, воруют его у меня, я просто найду другого журналиста», «опоздал на встречу - пиши про погоду», «деловой журналист - мой партнер, поэтому должен работать по правила бизнеса, и, конечно, не опаздывать как минимум»);

- с чувством юмора, ироничным («важно быть на одной волне, он должен меня чувствовать, разряжать обстановку, если надо, шутить», «хорошо, когда в серьезной статье он может к месту шуткануть», «я жду не сухую статистику от материала, а живую подачу,

чтоб с юмором иногда, чтоб читать интересно было»);

- креативным («стандартные фразочки, одно и то же из статьи в статью, надоело уже, я жду интересной подачи, строгой, но интересной», «необычный заголовок это всегда хорошо, простой я сам придумаю», «не надо торопиться, напиши материал, подумай, поработай с ним, чтоб хорошо и интересно получилось, придумай фишки, повороты интересные».

- мужчиной («доверяю мужчине больше, особенно на интервью не хочу видеть девушку», «хороший деловой журналист для меня -это мужчина», «деловая журналистика требует системы, анализа, считаю, мужчина лучше справится с этой задачей», «в интервью я могу неловко пошутить, думаю, не каждая женщина поймет меня правильно, поэтому мужчина лучше»).

Согласно данным, полученным в ходе проведенного исследования, 43 респондента ответили, что универсальный деловой журналист вызывает у них опасение («если на встрече он будет беседовать со мной, снимать и фотографировать, я встану и уйду», «каждый должен заниматься своим делом, ты журналист? Пиши, ты фотограф? Фотографируй, редакции не нужно экономить на таких специалистах», «не люблю, когда все наспех, на скорую руку, поэтому против универсальных журналистов, чем больше функций, тем хуже результат, по себе знаю», «универсальный, ведь это значит во всем, когда везде, - это значит нигде толком»). Интересно, что современные российские вузы готовят именно универсальных журналистов. В связи с полученными данными, можно сделать вывод, что целенаправленная подготовка специалиста в сфере деловой журналистики должна вестись путем узкой специализации.

Примерно половина опрошенных (32 человека) хотят, чтобы деловой журналист в своих материалах проводил аналогии из иностранных СМИ («хорошо, если он покажет, а как же у них этот вопрос освещается, а что же думают у них», «мне интересно знать что пишут западные газеты, что говорят на зарубежном радио и ТВ, я не знаю языка и жду, что прочитаю это в наших газетах, журналах, услышу по ТВ и радио», «пусть мне расскажут как это заграницей освещается, а вывод я сама сделаю, мне только сведения нужны», «всегда радуюсь, когда в статье нахожу информацию

о том, как актуальная для меня проблема освещена в западных, китайских СМИ»).

Для 39 человек не представляется важным наличие у журналиста специального образования. По мнению предпринимателей, гораздо лучше, если деловым журналистом будет филолог с экономическим образованием, выпускник факультета международной экономики или специалист по новейшей истории, истории трудовых отношений. Респонденты уверенны, что главное для журналиста - понимание ситуации, конъюнктуры («журналист если пишет на деловую тематику, должен ведь быть компетентным, должен понимать что сейчас важно, а что нет, а вот эти метафоры, красивости мне не важны», «я просматриваю деловую прессу бегло, поэтому хочу сразу суть схватить, для этого журналисту надо постараться емко сказать и понятно о том, что меня волнует или может заинтересовать после прочтения», «деловому журналисты важно предвидеть какая информация мне пригодится завтра и дать мне ее»).

Примерно половина респондентов (22 человека) рассчитывают, что каждый деловой журналист обладает самоцензурой («он должен понимать что можно писать, а что нельзя», «если ты работаешь с деловой тематикой должен осознавать, что здорово влияешь в чем-то на ситуацию в бизнес-среде, это важно понимать, тогда ерунду не напишешь для своего пиара», «деловой журналист должен нести ответственность за последствия, которые может его материал вызвать, поэтому все нужно самому взвесить, цензор внутри должен сидеть, а не в кресле редактора»). Самоцензура в понимании предпринимателей близка социальной ответственности, без которой, по мнению респондентов, невозможно представить профессионального делового журналиста.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что бизнес-сообщество предъявляет к деловому журналисту особые требования. Он должен обладать определенным набором индивидуально-личностных характеристик, экономической культурой, знать иностранные языки, иметь высокий уровень понимания освещаемой проблемы, быть пунктуальным, креативным.

Кроме того, при работе над материалом деловой журналист должен быть социально ответственным. СМИ участвуют в создании общественного мнения, поэтому от тонально-

сти интерпретации фактов зависит климат информационного пространства, который влияет и на настроения деловых кругов. Чтобы дать объективную оценку происходящим процессам и явлениям, составить прогноз на будущее, деловой журналист должен иметь верное понимание ситуации, быть в состоянии аналитически ее осмыслить. Справиться с такой задачей может лишь эрудированный человек. Исследование показало, что в сознании предпринимателей деловой журналист ассоциируется с представителем мужского пола. Можно предположить, что это связано с бытующими стереотипами: женщины более эмоциональны, обладают ассоциативно-образным мышлением, а мужчины прагматичны, имеют аналитический склад ума.

Полученные данные важно учитывать не только вузам при подготовке будущих журналистов, но и редакционному коллективу деловых медиа при формировании штата сотрудников. Ответственность за результаты процессов, которые происходят в стране, лежит, в том числе, и на деловых СМИ, являющихся важнейшим фактором модернизации России. Степень адекватности транслируемой информации находится в прямой зависимости от уровня профессиональной грамотности, компетентности делового журналиста.

Результаты исследования могут найти применение в практике вузовского преподавания дисциплин, посвящённых деловой прессе, психологии журналистики, деловой этики журналиста, психологии делового общения. Кроме того, они могут быть полезны практикующим деловым журналистам, редакторам деловых СМИ.

Список литературы

1. Бабенко, Л. Г. Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремио-логии) : проспект словаря / Л. Г. Бабенко. Изд-во Уральского университета, 2010. - 338 с.

2. Блинова, М. В. Рынок деловых СМИ как фактор модернизации современной России [Электронный ресурс] // Медиаскоп : электрон. журн. фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://mediascope.ru/node/480 (дата обращения: 26.10.2014).

3. Грабельников, А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы, М., 2001. - 336 с.

4. Еременко, А. В. Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2006. - 26 с.

5. Кулев, В. С. Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1996.

6. Мисонжников Б. Я. Журналистский текст как средство коммуникации [Текст] // Социальное функционирование журналистики /Под ред. С.Г. Корконосенко, СПб., 1994. С. 82-97.

7. Мордовская, Е. И. Перспективы развития деловой прессы в России [Текст] // Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. 1997. №5. С. 44-51.

8. Мурзин, Д. А. Феномен корпоративной прессы [Текст] / Д. А. Мурзин. - М. : Хроникер, 2005. - 168 с.

9. Мурзин, Д. А. Очерк типологии деловой прессы [Текст] // Вестн. МГУ. Сер., Журналистика. - 2001. - № 6. - С. 64-75.

10. Письменная, Е. В. Профессиональная этика в деловой прессе [Текст] / Е. В. Письменная. - М.: Хроникер, 2004. - 176 с.

E. S. Zolotova

Южно-Уральский государственный университет

zolotko74_87@mail.ru

REQUIREMENTS BUSINESS COMMUNITY TO PERSONALITY BUSINESS JOURNALISTS

The business media actively influence the economic, political, social and cultural processes in the country. This is due to the relevance of the research. The article discusses some of the problems of modern business media. The author attempts to differentiate the concept of "business journalism", "business journalism" and "economic journalism".

In the center of the article is the identity of the journalist as a professional business mediator, communicator. The paper highlights the results of a study on the analysis of the specificity of the individual business journalist. The business community is the most numerous part of the target audience of business media. Employers have specific requirements for the journalists who write on business and busi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.