Научная статья на тему 'СУБЪЕКТНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ'

СУБЪЕКТНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
субъектная включенность / студенты / формирование / профессионально значимые личностные качества / модель / педагог / субъект / subjective involvement / students / formation / professionally significant personal qualities / model / teacher / subject

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яруллина Альфия Шаукатовна, Морозов Александр Владимирович, Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна

Актуальность исследования вопроса субъектной включенности студентов педагогического университета в формирование профессионально значимых личностных качеств в контексте изучения феномена субъектности будущего учителя обусловлена потребностью современного российского общества в активных, творческих личностях. Феномен субъектной включенности студентов педагогического университета в формирование профессионально значимых личностных качеств будущего учителя рассматривается нами как механизм опредмечивания через них субъектности будущего учителя. В статье представлен проект модели субъектной включенности студента вуза. В модели обобщены все структурные элементы исследуемого процесса, представлены цель, компоненты, показатели отдельных критериев, технологии и приемы, направленные на повышение ряда показателей, как отдельных профессионально значимых личностных качеств, способствующих саморазвитию, самоформированию мета-профессионально значимых личностных качеств будущего педагога. Положительные результаты апробации модели позволяют рекомендовать ее внедрение в практику педагогической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яруллина Альфия Шаукатовна, Морозов Александр Владимирович, Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE INVOLVEMENT OF STUDENTS – FUTURE TEACHERS IN THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES

The relevance of the study of the issue of subjective involvement of pedagogical university students in the formation of professionally significant personal qualities in the context of studying the phenomenon of subjectivity of the future teacher is due to the need of modern Russian society for active, creative personalities. The phenomenon of subjective involvement of pedagogical university students in the formation of professionally significant personal qualities of a future teacher is considered by us as a mechanism for defining the subjectivity of a future teacher through them. The article presents a draft model of the subjective involvement of a university student. The model summarizes all the structural elements of the process under study, presents the purpose, components, indicators of individual criteria, technologies and techniques aimed at improving a number of indicators as separate professionally significant personal qualities that contribute to self-development, self-formation of meta professionally significant personal qualities of a future teacher. The positive results of the testing of the model allow us to recommend its introduction into the practice of pedagogical work.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ»

ЯРУЛЛИНА Альфия Шаукатовна,

доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации, Казанский федеральный университет, e-mail: yarullina-74@mail.ru

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник НИЦ-2, ФКУ «НИИ ФСИН России», e-mail: doc_morozov@mail.ru

МУХАМЕТЗЯНОВА Флёра Габдульбаровна,

профессор кафедры исторического и обществоведческого образования, Казанский федеральный университет, e-mail: florans955@mail.ru

СУБЪЕКТНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Аннотация. Актуальность исследования вопроса субъектной включенности студентов педагогического университета в формирование профессионально значимых личностных качеств в контексте изучения феномена субъектности будущего учителя обусловлена потребностью современного российского общества в активных, творческих личностях. Феномен субъектной включенности студентов педагогического университета в формирование профессионально значимых личностных качеств будущего учителя рассматривается нами как механизм опредмечивания через них субъектности будущего учителя.

В статье представлен проект модели субъектной включенности студента вуза. В модели обобщены все структурные элементы исследуемого процесса, представлены цель, компоненты, показатели отдельных критериев, технологии и приемы, направленные на повышение ряда показателей, как отдельных профессионально значимых личностных качеств, способствующих саморазвитию, самоформированию мета-профессионально значимых личностных качеств будущего педагога. Положительные результаты апробации модели позволяют рекомендовать ее внедрение в практику педагогической работы.

Ключевые слова: субъектная включенность, студенты, формирование, профессионально значимые личностные качества, модель, педагог, субъект

YARULLINA Alfiya Shaukatovna,

Associate Professor of the Department of English Philology

and Intercultural Communication, Kazan Federal University

MOROZOVAlexander Vladimirovich,

chief researcher of SIC-2, FSI «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia»

MUKHAMETZYANOVA Fleura Gabdulbarovna,

Professor of the Department of Historical and Social Studies Education, Kazan Federal University

SUBJECTIVE INVOLVEMENT OF STUDENTS -FUTURE TEACHERS IN THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-367-374 NIION: 2018-0076-10/23-815 MOSURED: 77/27-023-2023-10-815

Annotation. The relevance of the study of the issue of subjective involvement of pedagogical university students in the formation of professionally significant personal qualities in the context of studying the phenomenon of subjectivity of the future teacher is due to the need of modern Russian society for active, creative personalities. The phenomenon of subjective involvement of pedagogical university students in the formation of professionally significant personal qualities of a future teacher is considered by us as a mechanism for defining the subjectivity of a future teacher through them.

The article presents a draft model of the subjective involvement of a university student. The model summarizes all the structural elements of the process under study, presents the purpose, components, indicators of individual criteria, technologies and techniques aimed at improving a number of indicators as separate professionally significant personal qualities that contribute to self-development, self-formation of meta professionally significant personal qualities of a future teacher. The positive results of the testing of the model allow us to recommend its introduction into the practice of pedagogical work.

Key words: subjective involvement, students, formation, professionally significant personal qualities, model, teacher, subject

В условиях высшего педагогического образования актуализируются вопросы развития у студента педагогического вуза мета-профессионально значимых личностных качеств (далее - ПЗЛК), определяющих, в конечном счете, успешность его будущей профессиональной деятельности. Анализ педагогической литературы и опыт профессиональной деятельности выпускников педагогических университетов показал, что они, как субъекты учебной деятельности, не всегда активно включаются в саморазвитие профессионально значимых личностных качеств. Это доказывает необходимость проектирования моделей формирования (самоформирования) субъектной включенности студентов педвуза и ее реализации в процессе формирования ПЗЛК будущего педагога.

Академический интерес к указанной проблеме объясняется потребностью научного сообщества в поиске детерминант и механизмов развития субъектности личности [16] через субъектную включенность студентов педагогического университета в формирование ПЗЛК. Изучение феномена субъектной включенности студентов педагогического университета в формирование ПЗЛК будущего учителя позволяет исследователям выявить механизм распредмечивания субъ-ектности студента педагогического вуза через систему опредмечивания ПЗЛК у будущего учителя. Изучение механизмов становления и формирования субъектности будущего учителя, отражающихся в проявлении его субъектной включенности в процесс саморазвития ПЗЛК является актуальной и своевременной проблематикой исследования в эпоху трансформаций [15] в системе уровневого высшего образования.

Вопросы включенности студента в формирование ПЗЛК приобретают особую актуальность в связи с тем, что студент, как субъект учебно-профессиональной деятельности, имеет больше возможностей включиться в процесс формирования

его важнейших профессиональных качеств. Включенность студента влияет на активизацию механизмов и условий, способствующих осознанию роли профессиональных качеств, также влияет на трансформацию профессионально важных качеств в ПЗЛК. В целом, это требует внимания к субъектному подходу в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. Однако, в педагогических исследованиях нами не обнаружено описание модели этих процессов и явлений.

В нашем случае речь идет о формировании у студента оптимальной меры его активности, самостоятельности, творчества, т.е. основных показателей субъектной включенности в формирование ПЗЛК педагога. Однако, понятие «субъектная включенность» еще не нашло должного отражения в педагогических исследованиях, особенно относительно развития ПЗЛК будущего педагога.

Как показывает анализ научной литературы и практики педагогических вузов, вопросы формирования субъектной включенности студентов педвуза изучались исследователями в контексте решения разных проблем, связанных с пониманием развития личности, как субъекта деятельности и ее субъектности. Фундаментальные положения субъектно-деятельностной теории раскрыты в работах К.А. Абульхановой [1], Г.И. Аксеновой [2], Н.М. Борытко [4], А.В. Брушлинского [5], Ф.Г. Муха-метзяновой [18], В.А. Татенко [21] и др.; проблема развития и формирования профессионально значимых качеств педагога раскрыта в работах Б.Г. Ананьева [3], Ф.Н. Гоноболина [6], Л.Н. Захаровой [8], Н.В. Кузьминой [9], А.К. Марковой [10], Л.М. Митиной [11], А.В. Морозова [12; 14], В.А. Сластенина [20] и др.; исследованиями роли субъектного подхода в формировании будущего педагога занимались С.З. Гончаров [7], З.Г. Мустафина [17], Н.А. Чернова [22], М.Ю. Эне-ева [23], XV. Bashkireva [25] и др.; результаты исследований по вопросам мотивационной и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

субъектной включенности студента как фактора адаптации к профессии педагога даны в работах И.А. Бахтиной, Н.Л. Карповой, Л.С. Стародубце-вой и др. [24].

Анализируя работы Г.И. Аксеновой, Ю.В. Варданян, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Митиной, Ф.Г. Мухаметзяновой по проблеме изучения и развития субъектности студентов педвузов, мы пришли к выводу, что в них недостаточно изучен феномен субъектной включенности в формирование ПЗЛК педагога [24].

Посредством анализа ключевых понятий нашего исследования «субъект», «субъектность», «профессионально важные качества», «профессионально значимые качества» на теоретическом уровне мы определили роль субъектной включенности студента в формирование ПЗЛК педагога.

Это позволило нам разработать следующее определение субъектной включенности студента педвуза, которое рассматривается нами как сложное педагогическое явление динамического характера, заключающееся в сосредоточении внимания субъекта учебно-профес си ональной деятельности на ПЗЛК, как объекте саморазвития.

В ходе исследования и экспериментальной работы были использованы теоретические методы (анализ предмета исследования на основе изучения философской, социологической, психологической и педагогической литературы, сравнительный и логический анализ, рефлексивно-системный анализ обоснованной организации педагогической деятельности); моделирование; эмпирические (изучение и обобщение инновационно-педагогического опыта, беседа, наблюдение за ходом учебного процесса; социометрические методы).

Рассматривая развитие и становление ПЗЛК при подготовке студента в педуниверситете, мы исходили из основных положений субъектного подхода и субъектно-деятельностной теории [19], объясняющей основы профессионального развития личности педагога.

Субъектная включенность студента в формирование ПЗЛК педагога осуществляется в единстве активационного и регуляционного компонентов учебно-профессиональной деятельности и проявляется в активности, самостоятельности и самоуправлении ее субъектов.

Важнейшие критерии сформированности субъектной включенности студента педагогического университета отражаются в саморазвитии мета-ПЗЛК педагога (педагогическое целеполага-ние, педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия и педагогический такт) на содержательном и процессуальном уровнях.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Под мета-ПЗЛК педагога понимаются индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и являются личностно значимыми.

Нами была разработана модель субъектной включенности студентов в процесс формирования ПЗЛК. Модель являлась динамической структурной, т.к. динамическая модель - это процесс своеобразного развертывания статической модели во времени, в ходе которой происходит усложнение задач педагогического процесса и его содержания. В разработанной нами структурно-динамической модели субъектной включенности студента, как фактора формирования ПЗЛК педагога, представлены цель, компоненты (акти-вационный, деятельностный, регуляционный), критерии (субъектная активность, самостоятельность, самоуправление в формировании и развитии ПЗЛК педагога), показатели отдельных критериев (индивидуализированная активность, сознательное стремление к саморазвитию, надситуа-тивная активность; принятие решений, планирование, оценка качества деятельности, прогнозирование деятельности; целеполагание, анализ противоречий, самоконтроль), технологии и приемы, направленные на повышение ряда показателей, как отдельных ПЗЛК и способствующие саморазвитию, самоформированию мета-ПЗЛК педагога на основе использования:

• технологии чтения и письма для развития критического мышления и ее приемов (кластеризация, чтение с остановками, ведение дневника);

• технологии субъектно-ориентированных занятий и ее приемов (фронтальная работа субъектного характера, парная работа, разговор-закрепление);

• технологии учебного диалога и приемов (обсуждение информации, сопоставление информации, рефлексия информации).

Программа использования модели субъектной включенности студента в процесс успешного формирования мета-ПЗЛК у студентов педагогического университета (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия, педагогический такт) включает в себя условия ее реализации:

• актуализацию субъектной активности студентов по саморазвитию мотивационного-лич-ностного потенциала в учебной деятельности;

• развитие способности студента к самоуправлению в становлении его как субъекта учебно-профессиональной деятельности;

• формирование субъектной самостоятельности студента при освоении норм ценностей будущей профессиональной деятельности и при-

дания личностного смысла в освоении профессионально значимых качеств педагога.

В процессе реализации модели, некоторые критерии проявлялись на уровне явления, не имеющего однозначного определения. Это усложнило наши задачи, поэтому наряду с уровнями субъектной включенности, мы использовали понятие «субъектотипы».

Апробация динамической структурной модели субъектной включенности студентов педу-ниверситета осуществлялась в несколько этапов:

• на первом этапе реализовалась пропедевтическая функция модели, т. е. приступая к моделированию указанного процесса, мы исходили из предположения о том, что формирование ПЗЛК студента к этому естественному процессу необходимо начинать с предварительной подготовки;

• второй этап выполнял формирующую функцию, основные положения модели апробировались на примере изучения иностранного языка, общепрофессиональных дисциплин (на этом этапе студенты использовали знания о потенциале субъектной включенности в качестве средства развития своих ПЗЛК, как способ действия).

При апробации модели субъектной включенности студентов в процесс формирования ПЗЛК (см. рис. № 1) были проанализированы результаты эмпирического исследования. Исследование проводилось в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный). В эмпирическом исследовании принимало участие 123 студента отделения филологии и истории Елабужского института КФУ и преподаватели различных дисциплин.

Формирующий эксперимент заключался в создании трех педагогических условий, необходимых для субъектной включенности.

Во-первых, необходимо было создать условия, способствующие формированию студента, как субъекта учебно-академической деятельности, актуализации его активности. Например, при изучении иностранного языка, более эффективной является технология «Чтение и письмо для развития критического мышления». Формирование активности субъектов учебной деятельности является одним из основных принципов этой технологии. В этой технологии много приемов, наиболее эффективными были такие как: «кластеризация», «чтение с остановками», двухчастный дневник. Все эти приемы определяют содержание метода психолого-педагогической поддержки, который и направлен на развитие активационного компонента и формирование субъектной активности, определяющей становление педагогического целеполагания, педагогического мышления, педагогической направленности.

Второе условие направлено на формирование самостоятельности у студента - субъекта учебно-профессиональной деятельности. Это условие определило выбор нами субъектно-ори-ентированной (личностно-ориентированной) [13] технологии. Для этого студенты выполняли учебные проекты, организовывали квесты по особенностям страны изучаемого языка, готовили доклады и участвовали в научно-практических конференциях. В целом, все это создает оптимальные условия для формирования профессиональной направленности.

При реализации третьего условия: развитие способности студента к самоуправлению, нами были использованы технологии учебного субъектного диалога, которые предполагает субъект-субъектное учебное сотрудничество между преподавателем и студентом. Реализация всех этих трех условий способствовала субъектной включенности студентов - будущих педагогов в процесс формирования ПЗЛК.

Уровень субъектной включенности студентов определялся так же на основе дополнительного показателя по проявлению типа субъектной включенности. Было выделено четыре «субъек-тотипа» учебно-профессиональной деятельности, проявляющих уровень достижения студентом субъектной или объектной позиции по отношению к ПЗЛК педагога, степень «персонификации» или присвоения личностью студента того или иного профессионально важного (профессионально значимого) качества.

Потребность в дифференциации студентов по уровням и типам субъектной включенности была вызвана тем, что в практике вуза преподавателю легче ориентироваться на типы. Характеристики этих типов формируются не только по результатам личностных тестов, но и на основе результатов включенного наблюдения в «живой» деятельности, т. е. на учебных занятиях, внеаудиторной деятельности, при выполнении курсовых работ, проектов, отдельных поведенческих реакций.

В общей сложности было зафиксировано более 70 параметров, объединенных в три смысловых блока:

1) тип субъектной включенности студента в формирование ПЗЛК педагога;

2) уровень развития отдельных субъектных функций, определяющих формирование ПЗЛК педагога;

3) участие студентов в технологиях, приемах и методах формирования субъектной включенности студента.

Обобщая результаты, полученные по шкалам интернальности, активности, самостоятельности, самоуправления и пр., мы пришли к выводу

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Рис № 1. Модель субъектной включенности студентов в процесс формирования ПЗЛК педагога

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

распределения респондентов по типу субъектной включенности. На начало эксперимента к типу «объект» было отнесено 25% респондентов, к типу «субъективированный объект» - 50%, к типу «объективированный субъект» было отнесено 15%, к типу «субъект» - 10%.

После проведения формирующего эксперимента «объектов» стало 10%, «субъективированных объектов» 25%, «объективированных субъектов» 45% и «субъектов» 20%. На завершающем этапе исследования в экспериментальной группе обнаружены качественные отличия уровня сфор-мированности субъектной включенности по сравнению с исходным результатом и с результатом в контрольной группе.

После проведения формирующего эксперимента, в процессе которого были реализованы все педагогические условия использования модели субъектной включенности студентов в процесс формирования ПЗЛК, были получены результаты, свидетельствующие об увеличении количества студентов с высоким уровнем субъектной включенности на 10%, (их стало 32%), и снижения количества студентов с низким уровнем субъектной включенности на 9% (их стало 11%).

На контрольном этапе эмпирического исследования достоверность различий уровня сформи-рованности субъектной включенности студентов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой составила 95%. Таким образом, на завершающем этапе эмпирического исследования в экспериментальной группе обнаружены качественные отличия уровня сформированности субъектной включенности по сравнению с исходным результатом и с результатом в контрольной группе.

Анализ показателей развития всех субъектных функций студентов, определяющих сформи-рованность субъектной включенности студентов, способствующей успешному формированию ПЗЛК педагога, позволил составить развернутые характеристики каждого субъектотипа и глубже понять особенности реализации функций студентов субъектов учебно-профессиональной деятельности с разным уровнем субъектной включенности студента.

Как показал качественный анализ результатов, студенты с низким уровнем субъектной включенности (тип - «объект», «субъективированный объект») характеризовались низким уровнем сформированности субъектной активности, отрицательным и частично положительным отношением к саморазвитию, эпизодическим, случайным проявлением субъектной активности, самостоятельности и самоуправления. Такие свойства как целеполагание, анализ противоречий и само-

контроль, практически отсутствуют или проявляются как реакция на ситуацию одобрения и мотивацию избегания неудач. Индивидуализированная активность у студентов этого уровня проявляется в зависимости от потребностей и корыстных мотивов, не всегда проявляется стремление к саморазвитию, надситуативная активность проявляется эпизодически. Принятие решений зависит от направленности на себя, планирование и прогнозирование деятельности проявляются в зависимости от ее оптимальной удовлетворенности. Целеполагание, анализ противоречий и самоконтроль проявляются в прямой зависимости от убеждения и часто от принуждения к сознательному принятию необходимости формирования ПЗЛК педагога.

Студенты со средним уровнем субъектной включенности студента в процесс формирования ПЗЛК педагога (тип - «объективированный субъект») отличаются положительным отношением к саморазвитию, регулярно проявляющейся активностью, стремлением к самостоятельной деятельности, наличием регуляционных механизмов.

Высокий уровень субъектной включенности в процесс формирования ПЗЛК педагога (тип - «субъект») характерен для студентов, у которых активационные силы проявляются в высоком уровне субъектной активности, проявляющемся в доминировании настоятельной, осознанной, нестимулируемой потребности в проявлении индивидуализированной, надситуативной активности, сознательном намерении в стремлении постоянном саморазвитии и оптимизации всех ПЗЛК педагога, особенно проявляется стремление к самостоятельности и творческой самодеятельности.

В результате апробации модели субъектной включенности студентов в процесс формирования ПЗЛК наблюдалась положительная гетерохронная динамика развития и становления метаПЗЛК педагога на основе сформированности субъектной включенности студента в процесс формирования ПЗЛК как устойчивого положительного отношения к педагогической профессии, личностное принятие ее норм и ценностей.

Таким образом, субъектная включенность в процесс формирования ПЗЛК педагога у студентов педагогического университета проявляется как сложное динамическое педагогическое явление включения студента, как субъекта учебно-профессиональной деятельности, в формирование ПЗЛК будущего педагога через создание условий для развития его субъектной активности, самостоятельности и способности к самоуправлению в саморазвитии, самоформировании и становлении профессионально значимых и важных качеств педагога.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Список литературы:

[1] Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - М.: Воронеж, 1999. - 224 с.

[2] Аксенова Г.И., Купцов И.И., Аксенов А.Н. Субъект и образование (методология и история проблемы). - Рязань: РИНФО, 2000. - 97 с.

[3] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 1999. - 232 с.

[4] Борытко Н.М. Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста // Материалы 11-й межрегиональной научно-методической конференции. - Воронеж, 2002. -С. 39-42.

[5] Брушлинский А.В. Психология субъекта. - М.: ИП РАН, 1998. - 78 с.

[6] Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. - 1975. - № 1. - С. 100-111.

[7] Гончаров С.З. Креативность субъектно-сти: категориальный анализ // Мир психологии. -2005. - № 1. - С. 76-84.

[8] Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1993. - 214 с.

[9] Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. - М., 1990. - 234 с.

[10] Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с.

[11] Митина Л.М. Психология профессионального развития. - М., 2002. - 342 с.

[12] Морозов А.В. Креативность преподавателя высшей школы // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 64-68.

[13] Морозов А.В. Личностно-ориентирован-ное обучение в современном информационном пространстве // В сборнике: Постсоветское пространство - территория инноваций // 3-я Международная научно-практическая конференция: доклады и сообщения. - М.: МРСЭИ, 2016. - С. 146-150.

[14] Морозов А.В. Профессиональная адаптация к педагогической деятельности и ее субъект // В сборнике: Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы // Материалы Международной научной конференции. - Саратов: Научная книга, 2007. - С. 267-271.

[15] Морозов А.В. Субъектность и цифрови-зация // Глобальная экономика и образование. -2021. - № 4. - С. 99-107.

[16] Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2008. - 288 с.

[17] Мустафина З.Г. Становление субъектно-сти студента средствами проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки (на

примере негосударственного вуза): Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - Киров, 2006. - 21 с.

[18] Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента педвуза: теория и практика: Дисс. ... док. пед. наук. - Елабуга, 2002. - 382 с.

[19] Мухаметзянова Ф.Г., Морозов А.В., Пан-ченко О.Л., Хайрутдинов РР., Шабельников В.К. История для всех: феномен субъектности в историческом пространстве. В 2 ч. Ч. 1. - Казань: Изд. Казанского университета, 2017. - 297 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[20] Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997. -224 с.

[21] Татенко В.А. Предмет и метод психологической науки: субъектная парадигма // Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности. - Казань: ЮЛАКС, 2004. - С. 5-22.

[22] Чернова Н.А Формирование личностных качеств студента как субъекта образовательной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Самара, 2006. - 26 с.

[23] Энеева М.Ю. Субъектность студента вуза: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - М., 2000. - 18 с.

[24] Яруллина А.Ш., Мухаметзянова Ф.Г. Формирование субъектной включенности студентов педагогического университета в становлении профессионально значимых личностных качеств. - Казань: Изд. Казанского университета, 2023. -178 с.

[25] Bashkireva T.V., Bashkireva A.V., Morozov A.V. Features of the Educational Process Subjects Self-Actualization in the Conditions of Mastering the Profession of a Teacher // Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019) // Atlantis press SARL / Advances in Economics, Business and Management Research. - 2019. - vol. 114. - P. 272274.

Spisok literatury:

[1] Abul'hanova K.A. Psihologiya i soznanie lichnosti. - M.: Voronezh, 1999. - 224 s.

[2] Aksenova G.I., Kupcov I.I., Aksenov A.N. Sub"ekt i obrazovanie (metodologiya i istoriya prob-lemy). - Ryazan': RINFO, 2000. - 97 s.

[3] Anan'ev B.G. CHelovek kak predmet poznaniya. - SPb.: Piter, 1999. - 232 s.

[4] Borytko N.M. Sub"ektnoe stanovlenie spe-cialista kak cel' professional'nogo vospitaniya // Vospitatel'naya sreda vuza kak faktor professional'nogo stanovleniya specialista // Materialy 11-j mezhregional'noj nauchno metodicheskoj konfer-encii. - Voronezh, 2002. - S. 39 42.

[5] Brushlinskij A.V. Psihologiya sub"ekta. - M.: IP RAN, 1998. - 78 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

[6] Gonobolin F.N. O nekotoryh psihicheskih kachestvah lichnosti uchitelya // Voprosy psihologii.

- 1975. - № 1. - S. 100 111.

[7] Goncharov S.Z. Kreativnost' sub"ektnosti: kategorial'nyj analiz // Mir psihologii. - 2005. - № 1.

- S. 76 84.

[8] Zaharova L.N. Psihologicheskaya podgot-ovka pedagoga. - N. Novgorod: Izd vo NNGU, 1993.

- 214 s.

[9] Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti pre-podavatelya. - M., 1990. - 234 s.

[10] Markova A.K. Psihologiya professional-izma. - M., 1996. - 308 s.

[11] Mitina L.M. Psihologiya professional'nogo razvitiya. - M., 2002. - 342 s.

[12] Morozov A.V. Kreativnost' prepodavatelya vysshej shkoly // Vysshee obrazovanie segodnya. -2004. - № 3. - S. 64-68.

[13] Morozov A.V. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennom informacionnom pros-transtve // V sbornike: Postsovetskoe prostranstvo -territoriya innovacij // 3-ya Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya: doklady i soobsh-cheniya. - M.: MRSEI, 2016. - S. 146-150.

[14] Morozov A.V. Professional'naya adaptac-iya k pedagogicheskoj deyatel'nosti i ee sub"ekt // V sbornike: Social'naya psihologiya v obrazovanii: problemy i perspektivy // Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Saratov: Nauchnaya kniga, 2007. - C. 267-271.

[15] Morozov A.V. Sub"ektnost' i cifrovizaciya // Global'naya ekonomika i obrazovanie. - 2021. - № 4.

- S. 99-107.

[16] Morozov A.V. Upravlencheskaya psihologiya. - M.: Akademicheskij Proekt, 2008. - 288 s.

[17] Mustafina Z.G. Stanovlenie sub"ektnosti studenta sredstvami proektnoj deyatel'nosti v processe professional'noj podgotovki (na primere nego-

sudarstvennogo vuza): Avtoref. diss. ... kand. psih. nauk. - Kirov, 2006. - 21 s.

[18] Muhametzyanova F.G. Cub"ektnost' studenta pedvuza: teoriya i praktika: Diss. ... dok. ped. nauk. - Elabuga, 2002. - 382 s.

[19] Muhametzyanova F.G., Morozov A.V., Panchenko O.L., Hajrutdinov R.R., Shabel'nikov V.K. Istoriya dlya vsekh: fenomen sub"ektnosti v istorich-eskom prostranstve. V 2 ch. Ch. 1. - Kazan': Izd. Kazanskogo universiteta, 2017. - 297 s.

[20] Slastenin V.A., Podymova L.S. Peda-gogika: Innovacionnaya deyatel'nost'. - M., 1997. -224 s.

[21] Tatenko V.A. Predmet i metod psihologich-eskoj nauki: sub"ektnaya paradigma // Psihologo pedagogicheskie issledovaniya sub"ekta deyatel'nosti. - Kazan': YULAKS, 2004. - S. 5 22.

[22] Chernova N.A Formirovanie lichnostnyh kachestv studenta kak sub"ekta obrazovatel'noj deyatel'nosti: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. -Samara, 2006. - 26 s.

[23] Eneeva M.Yu. Sub"ektnost' studenta vuza: Avtoref. diss. ... kand. psih. nauk. - M., 2000. - 18 s.

[24] Yarullina A.Sh., Muhametzyanova F.G. Formirovanie sub"ektnoj vklyuchennosti studentov pedagogicheskogo universiteta v stanovlenii profes-sional'no znachimyh lichnostnyh kachestv. - Kazan': Izd. Kazanskogo universiteta, 2023. - 178 s.

[25] Bashkireva T.V., Bashkireva A.V., Morozov A.V. Features of the Educational Process Subjects Self-Actualization in the Conditions of Mastering the Profession of a Teacher // Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019) // Atlantis press SARL / Advances in Economics, Business and Management Research. - 2019. - vol. 114. - P. 272274.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.