Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
субъектность / обучающийся / модернизация образования / образовательная среда / условия / самооценка / мероприятия

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зобков Александр Валерьевич

в статье рассмотрены необходимые и наличные психолого-педагогические условия формирования профессиональной субъектности обучающихся высшего учебного заведения, характеристики субъекта. Затрагивается роль самооценки в становлении субъектности студентов, поднимается проблема этапности формирования субъектности в рамках экопсихологической модели и психолого-акмеологической концепции саморегуляции учебной деятельности. Представлен перечень учебных и вне учебных мероприятий, способствующих становлению субъектности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зобков Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-248-252 NIION: 2018-0076-3/23-193 MOSURED: 77/27-023-2023-3-193

ЗОБКОВ Александр Валерьевич,

профессор кафедры общей и педагогической психологии, ФГБОУ «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых», e-mail: av.zobkov@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация/ в статье рассмотрены необходимые и наличные психолого-педагогические условия формирования профессиональной субъектности обучающихся высшего учебного заведения, характеристики субъекта. Затрагивается роль самооценки в становлении субъектности студентов, поднимается проблема этапности формирования субъектности в рамках экопсихологической модели и психолого-акмеологической концепции саморегуляции учебной деятельности. Представлен перечень учебных и вне учебных мероприятий, способствующих становлению субъектности обучающегося.

Ключевые слова: субъектность, обучающийся, модернизация образования, образовательная среда, условия, самооценка, мероприятия

ZOBKOV Alexandr Valeryevich,

professor of department General and Pedagogical psychology, «Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov»

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY THAT CONTRIBUTE TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL AGENCY OF STUDENTS

Annotation: the article considers the necessary and available psychological and pedagogical conditions for the formation of professional subjectivity of students of a higher educational institution, the characteristics of the subject. The role of self-esteem in the formation of subjectivity of students is touched upon, the problem of the stages of the formation of subjectivity within the framework of the ecopsychological model and the psychological-acmeological concept of self-regulation of educational activity is raised. The list of educational and extracurricular activities contributing to the formation of subjectivity of the student is presented.

Key words: agency, student, modernization of education, educational environment, conditions, self-assessment, activities

Современные взгляды на совершенствование психолого-педагогических условий становления субъекта профессиональной деятельности опирается на необходимость решения задач модернизации образования, определенных национальной доктриной образования [10], стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года [13], государственной программой «Развитие образования» на 2018-2025 гг. [11].

Наше общество все больше ориентируется на знания, которые выступают важнейшими компонентами культурного, социально-экономиче-

ского и субъектного развития человека. Современные требования к организации жизнедеятельности человека определяются необходимостью быть гибким в быстро изменяющемся мире, подразумевая не только приспособление к изменяющейся действительности, но и готовность к активному преобразованию той среды, пространства, в котором живет человек.

А.В. Брушлинский, со ссылкой на С.Л. Рубинштейна, отмечает, что «субъект в своей деятельности, духовности и т.д. - это субъект творчества, созидания, инноваций; любая его деятельность (хотя бы в минимальной степени) является твор-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

ческой и самостоятельной» [12, с. 25]. Сегодня мы видим социальный запрос на формирование названных субъектных свойств.

А.А. Деркач подчеркивал, что условием эффективной профессиональной деятельности и «поступательного личностно-профессионального развития является формирование субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции деятельности» [1]. Раскрывая феноменологию социально-психологического пространства А. Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко формулируют ряд ключевых положений о закономерностях формирования и функционирования пространств, упоминая, в первую очередь, что социально-психологическое пространство является основой и результатом самоопределения субъекта. То есть, тем, что субъект делает, можно определить то, что он есть: «направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» [2].

Образовательное пространство представляет собой форму существования трансляции социального опыта от поколения к поколению на уровне, превышающем естественный, имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания, такой, который не интенсифицирован специальными воздействиями на субъекты образования. Это воздействие оказывает среда, как само собой разумеющееся. Создать такую среду нам под силу.

Субъектом, с точки зрения психологической науки, выступает человек, рассматриваемый на высшем для него уровне активности, целостности и автономности [3; 7; 14]. Ведущая характеристика субъекта - его активность, мера и степень ее проявления, эффективность реализации действий в направлении этой активности. Способность творить и созидать - следующее проявление субъекта, на что мы уже указывали выше, ссылаясь на А.В. Брушлинского.

Другим ведущим проявлением исследователи называют рефлексивность. Согласно взглядам В.В. Знакова [3], согласно положениям А.В. Карпова [6] и других исследователей рефлексивность выступают «маркером» субъектности, -свойством, благодаря которому субъект представлен сам себе в совокупности окружающих условий и с учетом временной перспективы, - свойством, которое позволяет «управлять» активностью. Соглашаясь с уважаемыми коллегами отметим, что рефлексивность - важное свойство индивида, не существующее без другого ведущего свойства, которому, как характеристике субъекта, исследователи не придают большого значения или забывают вовсе: это самооценка. Рефлексивность всегда выстраивается на основании имеющихся представлений о себе: успехах и неудачах, потребностях и ожиданиях, порождаю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

щих эмоции уверенности и сомнения. Самооценка вносит существенные коррективы как в результат рефлексии, так и в уровень выраженности рефлексивности, как свойства субъекта. Самооценка выступает как бы «упаковкой» рефлексивности определяя ее направленность до реализации объективной регистрируемой активности - оценка собственных знаний, умений, условий, ресурсов; антиципация, принятие решений и проч.; самооценка пронизывает активность, включаясь в само действие, ибо действие формирует оценивавшее условие и производится исходя из оценки операций; и, наконец, на этапе после реализации действия, - включена в процессы принятия цели и решение о коррекции результата.

Согласно психолого-акмеологической концепции саморегуляции учебной деятельности самооценка выступает ведущим свойством личности [4], участвующим в становлении субъекта учебной деятельности. Именно самооценка будет определять динамику становления, качественный состав компонентов саморегуляции деятельности, формирующей субъектность. Ее проявления мы находим в каждом из регуляторных компонентов деятельности субъекта и эти проявления выступают решающими. Самооценка регулирует отношение человека с окружающим миром и с самим собой, подпитывая или угнетая субъект-ность. Где и как формируется самооценка в учебном процессе высшего учебного заведения? Конечно в деятельности - в учебно-профессиональной деятельности; в учебном взаимодействии: с професорско-преподавателским составом (далее - ППС), с сокурсниками, со специалистами - практиками и т. д. путем сравнения, сопоставления с эталонами, присвоения внешних оценок окружающих лиц (в первую очередь, ППС). Профессиональная самооценка (дифференцируемая) интериоризируется параллельно с формированием профессионального самосознания в образовательной среде учебного заведения. Согласно экопсихологической модели выделяют 7 стадий становления субъектности: субъект мотивации, наблюдатель, подмастерье, ученик, мастер, эксперт и творец [8].

Последовательное прохождение этих этапов необходимо для формирования субъектности. Находясь на первой стадии, абитуриент поступает в вуз. Обучаясь, вуз должен реализовывать следующие три стадии, формируя к выпуску готовность к тому, чтобы быть мастером - субъектом планирования и произвольного выполнения профессиональных действий при внутреннем контроле. Становление субъекта внешнего контроля - эксперта и субъекта творческого самовыражения - творца, должно происходить последовательно, на этапе выполнения профессиональной

деятельности. Но, как показали наши исследования [9], это не так. Обучающиеся оказываются в таких условиях, что, во многом, пропускают первые три стадии и включаются в образовательный процесс, на деятельностном уровне, который соответствует заключительным стадиям, формируя представления о себе сразу как о субъекте профессиональной деятельности, способном выступать в качестве эксперта, умеющего самовыражаться в профессии, созидая себя как профессионала и преобразуя окружающий мир. Конечно же, результативно, такое представление студентов о себе неадекватно.

Эти стадии определяются, исходя из самооценочных характеристик собственной деятельности (что я из себя представляю, какие задачи решаю) и, собственно, объективных характеристик деятельности (реальные задачи и как они решаются).

Почему происходит такой «прыжок» в верхние стадии, минуя начальные, уже на первых курсах? Потому, что, во многом, так выстраивается образовательный процесс, который часто сведен к постановке учебной задачи и оценке результата: «вот материал, а остальное сами». Вместо наблюдения за профессионалами в процессе практики, которая выполняет мотивирующую и познавательную функции, вместо повторений их действий с внешней оценкой, зачастую просто повторение лекций, проверка знаний, полученных в период теоретической самоподготовки, или сразу на передовую - вот проблема, дальше сами, а мы оценим. По крайней мере, по нашим наблюдениям, сказанное справедливо для современного гуманитарного и педагогического образования.

Студенты приходят в вуз с определенными самооценочными характеристиками (часто не сформированными, принимающими различные формы, в основном, неадекватно завышенные), студенты / абитуриенты приходят с определенными ожиданиями и представлениями о профессии. В текущих условиях, в тесной связи с мотивацией эти представления искажаются. Студенты теряют мотивацию, обесценивают себя и обучение (тем более, на фоне активного обесценивания самих студентов, что, к сожалению, имеет место быть со стороны представителей ППС, исходя из требований профессии). В этой связи хочется напомнить, что задача любого педагога заключается в созидании личности ученика, а в высшей школе, в созидании личности профессионала, который любит свое дело, может приступить к исполнению профессиональных обязанностей после выпуска, имеющий вектор саморазвития в своей профессии, горящие глаза и интерес - субъекта - профессионала.

Каким должно быть образовательное пространство для созидания субъекта? Оно должно поддерживать активность, формировать адекватную дифференцированную самооценку (включать самооценочные действия в совокупности с групповой оценкой и оценкой профессионала), задействовать механизмы рефлексивности, включать творческий компонент. В терминах развития: развивать эмоциональный интеллект, эмпатию, коммуникативные качества, умение работать в группе. Что необходимо внедрять в образовательную среду вуза, если речь идет о гуманитарных и педагогических направлениях подготовки? Практика в качестве наблюдателя с первого курса. Например, групповая работа каждую неделю (весь день, или раз в месяц-два по три дня), где происходит знакомство с основными аспектами деятельности практикующего специалиста под его руководством, где осуществляется управление групповыми процессами, проводится тренинг общения, снятие различных барьеров, знакомство с теорией, историей, приемами практической работы. На последующих курсах обучающиеся активно подключаются к участию в научно-исследовательской работе. Здесь активно идет корре-гирование самооценки. Выход на производственную практику как «наблюдатель» и «ученик» с учетом распределения студентов по учреждениям и организациям, исходя из собственных притязаний студентов. Приглашение разнопрофильных специалистов: ученых и практиков, являющихся представителями различных школ, подходов и направлений будущей профессиональной деятельности.

Проведение вне учебных мероприятий в малых группах с соревновательным характером. Примером могут выступать брейн-ринги:

• разные малые группы, каждый раз с новым составом;

• раздача ролей, с важной для формирования адекватной самооценки и уверенности в себе ролью капитана;

• внутригрупповые дискуссии;

• соревновательная ситуация;

• оценочные действия со стороны судей, со стороны команды, со стороны зрителей, кор-регирующие самооценку;

• актуализация знаний и умений;

• приобретение новых знаний;

• старые знания и умения переносятся на новые условия, ситуации. Студенческие конференции и мастер

классы.

Мастер классы преподавателей, без навязывания студентам и идущие, исходя из собственной субъектной позиции преподавателя. Куратор-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

ство группы практикующим специалистом и/или привлечение студентов во внеучебное время в помощь (не просто волонтерская деятельность, а с профессиональной направленностью). Организация тематических «кружков», от акцентирования на сугубо профессиональных сторонах направления подготовки, до литературных кружков, творческих. Использование творческих, активных и интерактивных методов, заданий на лабораторных и практических занятиях [15], включая творческие встречи (например, исторические, когда студенты и/или преподаватели рассказывают о жизненном пути и достижениях учителей и коллег). Снижение обесценивания деятельности и личности студентов. Да, педагогическая деятельность в вузе, по своей сути, обесценивающая, но мы в состоянии управлять ее уровнем. Достаточно обращать на себя внимание и не подавлять творческое начало и инициативность обучающихся. Ход мыслей, процесс и удовольствие от него, продукт (результат) и удовлетворение от творческого продукта (без удовольствия от процесса результат теряет личностный смысл, а мотивация смещается со внутренней на внешнюю) гораздо важнее, чем поля, шрифт, запись под диктовку «единственно правильного мнения».

Конечно, названные мероприятия не являются инновационными и имеют место быть, так или иначе, в учебном процессе, но они не носят систематический характер и не характеризуют образовательную среду для студентов, в целом, а, скорее, лишь индивидуальные подходы и отношения отдельных преподавателей. Без пересмотра личного отношения к образовательной среде вуза, к своей деятельности, к другим людям [5] - обучающимся и коллегам со стороны ППС, никакая модернизация образования не будет успешной, а будет наблюдаться лишь «подгонка» формальных процедур для соответствия требованиям модернизации. В этой связи здесь встают вопросы психологической комфортности образовательного пространства не для обучающихся, а, в первую очередь, для преподавателей, которые, в свою очередь, смогут обеспечить необходимые условия становления обучающихся, как субъектов не только своей профессии, но и жизнедеятельности, в целом.

Список литературы:

[1] Деркач, А. А. Субъектное самоосуществление в процессе становления профессионализма / А. А. Деркач // Акмеология. - 2018. - № 2. - С. 5-6.

[2] Журавлев, А. Л. Социально-психологическое пространство личности / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 496 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

[3] Знаков, В. В. Психология понимания мира человека / В. В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН, 2016. - 488 с.

[4] Зобков, А. В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности / А. В. Зобков. - Владимир: ВлГУ, 2013. - 320 с.

[5] Зобков, В. А. Отношение человека к другим людям как характеристика субъекта жизнедеятельности / В. А. Зобков // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия Педагогические и психологические науки. - 2016. - № 42 (61). - С. 132-140.

[6] Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24.

- № 5. - С. 45-57.

[7] Морозов, А. В. Субъектность и цифрови-зация / А. В. Морозов // Глобальная экономика и образование. - 2021. - № 4. - С. 99-107.

[8] Панов, В. И. Характеристики педагогической субъектности / В. И. Панов, И. В. Плаксина // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия Педагогические и психологические науки. - 2016. - № 25 (44).

- С. 86-96.

[9] Плаксина, И. В. Становление субъекта инновационной педагогической деятельности в условиях воспитательного пространства школа-вуз / И. В. Плаксина, А. В. Зобков, К. В. Дрозд, Е. Н. Малова, О. В. Морозова. - Владимир: ВлГУ, 2020. - 299 с.

[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_97368/a0a571554fd5a942e453f6c0 1f3c4d4abf6f1fea/ (дата обращения 19.02.2023)

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] URL: https://base.garant. ru/71848426/ (дата обращения 28.02.2023)

[12] Психология индивидуального и группового субъекта / Под. ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 368 с.

[13] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/ documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 10.02.2023)

[14] Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2021. -720 с.

[15] Morozov, A. Development of professional competencies of students in the process of practical training at the university / A. Morozov, I. Ganicheva, N. Savotina // In Proceedings of the 1st International Scientific Forum on Sustainable Development of Socio-economic Systems - WFSDS 2021, pp. 420426. DOI: 10.5220/0010669600003223

Spisok literatury:

[1] Derkach, A. A. Sub"ektnoe samoosushchestvlenie v processe stanovleniya professionalizma / A. A. Derkach // Akmeologiya. -2018. - № 2. - S. 5-6.

[2] Zhuravlev, A. L. Social'no-psihologicheskoe prostranstvo lichnosti / A. L. Zhuravlev, A. B. Kupre-jchenko. - M.: Institut psihologii RAN, 2012. - 496 s.

[3] Znakov, V. V. Psihologiya ponimaniya mira cheloveka / V. V. Znakov. - M.: Institut psihologii RAN, 2016. - 488 s.

[4] Zobkov, A. V. Akmeologiya samoregulyacii uchebnoj deyatel'nosti / A. V. Zobkov. - Vladimir: VlGU, 2013. - 320 s.

[5] Zobkov, V. A. Otnoshenie cheloveka k drugim lyudyam kak harakteristika sub"ekta zhizned-eyatel'nosti / V. A. Zobkov // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh. Seriya Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki. -2016. - № 42 (61). - S. 132-140.

[6] Karpov, A. V. Refleksivnost' kak psihich-eskoe svojstvo i metodika ee diagnostiki / A. V. Karpov // Psihologicheskij zhurnal. - 2003. - T. 24. - № 5. - S. 45-57.

[7] Morozov, A. V. Sub"ektnost' i cifrovizaciya / A. V. Morozov // Global'naya ekonomika i obra-zovanie. - 2021. - № 4. - S. 99-107.

[8] Panov, V. I. Harakteristiki pedagogicheskoj sub"ektnosti / V. I. Panov, I. V. Plaksina // Vestnik

Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh. Seriya Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki. - 2016. - № 25 (44). - S. 86-96.

[9] Plaksina, I. V. Stanovlenie sub"ekta innova-cionnoj pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyah vospitatel'nogo prostranstva shkola-vuz / I. V. Plaksina, A. V. Zobkov, K. V. Drozd, E. N. Malova, O. V. Morozova. - Vladimir: VlGU, 2020. - 299 s.

[10] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Fed-eracii ot 04.10.2000 № 751 «O nacional'noj doktrine obrazovaniya v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_97368/a0a571554fd5a942e453f6c0 1f3c4d4abf6f1fea/ (data obrashcheniya 19.02.2023)

[11] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26.12.2017 № 1642 (red. ot 27.02.2023) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» (s izmeneni-yami i dopolneniyami) // [Elektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/71848426/ (data obrashcheniya 28.02.2023)

[12] Psihologiya individual'nogo i gruppovogo sub"ekta / Pod. red. A. V. Brushlinskogo, M. I. Volovik-ovoj. - M.: PER SE, 2002. - 368 s.

[13] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.05.2015 № 996-r ob utverzhdenii «Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // [Elektronnyj resurs] URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok. html (data obrashcheniya 10.02.2023)

[14] Rubinshtejn, S. L. Osnovy obshchej psihologii / S. L. Rubinshtejn. - SPb.: Piter, 2021. - 720 s.

[15] Morozov, A. Development of professional competencies of students in the process of practical training at the university / A. Morozov, I. Ganicheva, N. Savotina // In Proceedings of the 1st International Scientific Forum on Sustainable Development of Socio-economic Systems - WFSDS 2021, pp. 420426. DOI: 10.5220/0010669600003223

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.