Научная статья на тему 'Субъектная позиция учащегося высшей школы в контексте философии образования'

Субъектная позиция учащегося высшей школы в контексте философии образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъект / субъектность / субъектная позиция учащегося / философия образования / subject / subjectivity / student’s subjective position / philosophy of education.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Котелевская Антонина Сергеевна

В современном образовательном дискурсе все чаще акцентируется внимание на значении субъектной позиции учащегося. Эта концепция становится особенно важной в контексте высшего образования, где процесс обучения не только направлен на передачу знаний, но и на развитие критического мышления, самостоятельности и способности к саморегуляции. Философия образования, обогащенная различными теоретическими подходами, предоставляет множество перспектив для анализа и понимания субъектной позиции учащихся. От экзистенциализма и конструктивизма до критической педагогики и теорий самоопределения – каждое из этих направлений вносит свой вклад в то, как мы понимаем роль студента в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE POSITION OF A HIGHER SCHOOL STUDENT IN THE CONTEXT OF THE PHILOSOPHY OF EDUCATION

In modern educational discourse, attention is increasingly focused on the importance of the student’s subjective position. This concept becomes especially important in the context of higher education, where the learning process is not only aimed at transferring knowledge, but also at developing critical thinking, independence and the ability to self-regulate. The philosophy of education, enriched by various theoretical approaches, provides many perspectives for analyzing and understanding the subjective position of students. From existentialism and constructivism to critical pedagogy and theories of self – determination, each of these areas contributes to how we understand the student’s role in the educational process.

Текст научной работы на тему «Субъектная позиция учащегося высшей школы в контексте философии образования»

Субъектная позиция учащегося высшей школы в контексте философии образования

Котелевская Антонина Сергеевна,

аспирант, преподаватель; кафедра английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет E-mail: toncha0910@gmail.com

В современном образовательном дискурсе все чаще акцентируется внимание на значении субъектной позиции учащегося. Эта концепция становится особенно важной в контексте высшего образования, где процесс обучения не только направлен на передачу знаний, но и на развитие критического мышления, самостоятельности и способности к саморегуляции. Философия образования, обогащенная различными теоретическими подходами, предоставляет множество перспектив для анализа и понимания субъектной позиции учащихся. От экзистенциализма и конструктивизма до критической педагогики и теорий самоопределения - каждое из этих направлений вносит свой вклад в то, как мы понимаем роль студента в образовательном процессе.

Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектная позиция учащегося, философия образования

<п ■_

CJ

Понятие «субъект» и «субъектность» в науке

Современная философия образование акцентирует внимание на субъектной позиции учащегося в образовательном процессе. Исследователи анализируют концепции «субъект» и «субъектность» в рамках психологических, педагогических и философских дискурсов. В психологии эти термины рассматриваются отдельно: «субъект» и «субъектность». Изначально понятие «субъект» было введено в немецкой классической философии и связано с идеей его эволюции и изменений в процессе развития материи, когда субъект активен и оказывает влияние на объект [1]. В психологическом смысле термин «субъект» включает в себя идею активности человека в его жизненных действиях, где он не является пассивным существом, полностью зависимым от внешних обстоятельств и требований ситуации, а выступает в роли создателя, инициатора и организатора своей деятельности. В процессе своего развития человеку становится доступно понимание и использование условий, которые его окружают, и требований, которые предъявляет окружающая среда [2].

Активность субъекта выделяется как одно из ведущих качеств. Это качество позволяет человеку инициировать действия, создавать и поддерживать условия для их реализации и преодолевать препятствия. Среди других важных характеристик субъекта выделяются ответственность, творческий подход, целеустремленность, самоанализ, саморегуляция, самоконтроль, самооценка, инициативность, внутренняя мотивация, направленность действий, автономность, внутренняя убежденность в контроле над событиями, стремление к саморазвитию, способность к самовыражению, продуктивное освоение разнообразных видов деятельности, конструктивное взаимодействие с окружением, способность к планированию действий и достижению результатов, соответствующих личным критериям успеха.

В исследованиях российских ученых наряду с термином «субъект» также анализируется понятие «субъектность». Этот термин применяется в психологии для описания способности человека активно участвовать как субъект в различных видах деятельности, включая управление собственной жизнью. Субъектность - это «особое свойство человека (личности), которое характеризует его способность к организации и осуществлению какой-либо деятельности. Чем более выражены при этом активность и самостоятельность самого человека, по сравнению с силами обстоятельств, тем более выражено у него свойство субъектности» [3].

Таким образом, термин «субъект» относится к человеку, который проявляет высокий уровень активности и обладает определенными качествами, которые позволяют ему инициировать и проводить различные виды деятельности, а также выражать себя как уникальную личность. В то время как «субъектность» описывает фундаментальное качество или набор качеств, которые определяют человека как субъект.

Стоит отметить взаимосвязь развития субъектно-сти со способностью индивида планировать собственную активность и тем самым трансформировать свою

реальность, а также значимость позиции субъектности в обеспечении способности человека познавать и эффективно изменять материальную действительность, включая свою психику, и планировать свою жизненную деятельность. Развитие субъектности включает в себя движение от стадий восприятия и подражания, произвольного выполнения действий к стадии творческого самовыражения. При этом ключевую роль играет развитие внутренней мотивации и внутренних источников контроля за деятельностью.

Теоретические основы субъектности в образовании

Исследование человека в качестве субъекта деятельности включает формулирование теоретических принципов активности, способствующей трансформации, а также анализ факторов и механизмов этой активности. Энергичное и динамичное начало, которое объединяет и демонстрирует человеческие потенциалы,привлекает внимание ученых из областей гуманитарных наук, особенно философов, психологов и педагогов.

Концепция человека как создателя самого себя уходит корнями в древнюю философию. Сократ, через метод маевтики (искусство акушерства мыслей), подчеркивал важность активного участия ученика в процессе обучения. Сократический метод диалога направлен на стимулирование критического мышления и самопознания, где ученик становится активным субъектом, а не пассивным получателем знаний. Фридрих Ницше выделял право человека на самостоятельное творчество в собственной жизни, видя в этом условие для освобождения и подтверждения индивидуальной свободы. Философское понятие «субъект» как «самоопределяющаяся субстанция» впервые было описано Георгом Гегелем. Эта категория считается одной из ключевых в философии, как отмечают исследователи, включая Аристотеля, Декарта, Канта и Гегеля. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что основная задача философии заключается в раскрытии различных форм и способов существования субъектов [4]. Взаимосвязь человека с миром анализируется в работах таких мыслителей, как С.Л. Рубинштейн, В.С. Соловьев, С.Л. Франк и Эрих Фромм, причем последний последовательно развивал идею о человеческой природе как о воплощении продуктивного, животворящего начала.

В.А. Сластенин [5] указывает на то, что философское осмысление субъектного бытия человека традиционно развивалось в двух направлениях:

1. В исторических философских учениях человек анализировался как активный и познающий субъект, как это видно в работах Г. Гегеля, И. Канта, Л. Фейербаха и других;

2. Философский интерес также сосредоточивался на онтологических аспектах субъекта, что исследовали такие мыслители, как Ф. Брентяно, Э. Гуссерль, А. Камю, М. Хайдеггер и другие.

Особое значение в изучении онтологических вопросов субъекта имеют работы русских философов, таких как Н. Бердяев, В. Зеньковский, Н. Лосский, К. Соловьев, П. Флоренский, которые связывают субъективную активность человека с его стремлением к жизни и Богу как основанию бытия.

Иммануил Кант в своих работах подчеркивал важность автономии и способности к самоопределению как ключевых аспектов субъектности. В контексте обучения его идеи подразумевают воспитание у учащихся способности к самостоятельному мышлению и моральной

оценке, что является основой критического подхода к получаемой информации.

М.М. Бахтин обогатил понимание субъектности через концепцию диалогизма, который подразумевает, что знание формируется в процессе взаимодействия различных голосов и перспектив [6]. В образовательном контексте это подчеркивает значение многоголосия и диалога в классе, где каждый ученик вносит свой вклад в коллективное знание.

Пауло Фрейре, известный своими радикальными взглядами на образование и его освободительный потенциал, акцентировал внимание на субъектности учащихся в процессе образования. Он критиковал «банковскую» модель образования, где ученик - это пассивный сосуд для заполнения знаниями, и выступал за «про-блематизирующее» образование, которое активизирует критическое мышление и трансформирует учащегося в активного участника своего образовательного и социального контекста.

Далее детально разберем философские теории, затрагивающие концепцию субъектности в процессе обучения.

Субъектность в Теории Когнитивного Развития Жана Пиаже

Жан Пиаже, швейцарский психолог и философ, сыграл ключевую роль в разработке теории когнитивного развития, которая существенно повлияла на понимание детского развития и обучения. Его теория особенно акцентирует внимание на субъектности учащихся, подчеркивая их активную роль в процессе познания.

Теория Пиаже основана на идее, что детское мышление развивается через серию стадий, каждая из которых характеризуется уникальными способностями и способами обработки информации. Пиаже видел детей как «маленьких ученых», активно исследующих мир и постоянно стремящихся понять его законы и принципы через прямое взаимодействие и экспериментирование.

Рассмотрим субъектность на разных стадиях развития человека.

Сенсомоторная стадия (рождение - 2 года) отличается отсутствием использования символов и акцентом на физическом взаимодействии с окружающей средой. В этот период дети познают мир в основном через движения и ощущения. Пиаже писал: «Интеллект возникает из деятельности и вопросительного отношения к окружающей среде, а не из пассивного получения знаний» [7].

На предоперационной стадии (2-7 лет) дети начинают использовать символы для представления объектов, но еще не способны понимать конкретные логические операции. Они руководствуются интуицией, а не логическим мышлением. Пиаже отмечает, что на этой стадии «ребенок усваивает и адаптирует информацию, взаимодействуя с окружающей его реальностью» [7].

На стадии конкретных операций (7-11 лет) дети начинают думать логически о конкретных событиях, хотя их способности все еще ограничены реальными ситуациями. В этот период развиваются понятия сохранения, последовательности и классификации. «Логическое мышление развивается из действий, осуществляемых с предметами, и это и есть суть интеллектуального роста» [7].

Наконец, стадия формальных операций (от 11 лет и старше) характеризуется способностью думать абстрактно и логически. Пиаже утверждал, что «на стадии формальных операций возникает способность к гипоте-

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

Cl I_

u

тическому и дедуктивному мышлению» [7]. Это позволяет личности развивать собственные теории о мире и проверять их.

Жан Пиаже считал, что прохождение этих стадий когнитивного развития позволяет индивиду стать субъектом своего познания. В каждой стадии дети активно конструируют знания, а не просто впитывают информацию из внешнего мира. Таким образом, процесс обучения по Пиаже - это не пассивное запоминание, а активная, субъектно-ориентированная деятельность.

Субъектность и Социокультурный Подход Льва Выготского

Лев Семенович Выготский, выдающийся русский психолог, оказал значительное влияние на психологическую науку своим социокультурным подходом, который существенно переосмысливает роль учащегося в образовательном процессе. Его социокультурная теория акцентирует внимание на том, как культурный и социальный контексты взаимодействуют с индивидуальным когнитивным развитием, делая учащегося активным субъектом своего образовательного пути.

Л.С. Выготский разработал понятие «зоны ближайшего развития» (ЗБР) [8], которое описывает разницу между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может сделать с помощью более опытного наставника. Эта концепция подчеркивает субъектность учащегося, так как роль наставника не в том, чтобы заменить активность ученика, а чтобы поддержать и направить ее, позволяя ученику активно участвовать в процессе обучения и принимать решения.

Лев Семенович Выготский также ввел идею о том, что высшие психические функции у детей развиваются сначала на социальном уровне, во взаимодействии с другими людьми, а затем индивидуализируются и становятся внутренними психологическими функциями. Он заявлял: «Через других мы становимся сами собой» [9]. Это утверждение подчеркивает, что субъектность формируется в процессе социальных взаимодействий, которые включают обмен идеями, языком и культурными практиками.

В контексте социокультурной теории Л.С. Выготского, ученик воспринимается как активный субъект, который совместно с другими участниками образовательного процесса создает новое знание. Этот процесс включает в себя использование культурных инструментов и символов, таких как язык и письменность, которые служат мостом между социальным опытом и индивидуальным развитием.

Применение социокультурного подхода в образовательной практике подразумевает акцент на кооперативном и диалоговом обучении, где ученики вовлечены в активный диалог с учителями и сверстниками, что стимулирует их собственную мыслительную активность и способствует глубокому пониманию учебного материала. Он утверждал, что «дети растут в интеллектуальном отношении не только благодаря тому, что учатся на личном опыте, но и благодаря тому, что переданный им опыт взрослых приводит их к овладению интеллектуальным наследием человечества» [9]. Учителя, следуя идеям Выготского, должны организовывать обучение таким образом, чтобы оно соответствовало зоне ближайшего развития ученика, обеспечивая задания, которые немного превышают текущий уровень знаний ученика и требуют интеллектуальных усилий для их выполнения.

Теория психолога Льва Семеновича Выготского о субъектности и социокультурный подход предлагают

глубокое понимание того, как учебный процесс может быть организован для максимального развития потенциала каждого ученика. Этот подход подчеркивает важность социального контекста и культурных инструментов в образовании, видя в каждом учащемся не только получателя знаний, но и активного участника, способного на самостоятельное и критическое мышление.

Субъектность в Критической Педагогике Пауло Фрейре

Критическая педагогика Пауло Фрейре представляет собой радикальный подход к образованию, который ставит в центр внимания субъектность учащегося, активно противостоящую доминирующим идейным структурам. Фрейре видел в образовании не только передачу знаний, но и инструмент освобождения и средство борьбы с социальным, политическим и экономическим подавлением.

Рассмотрим основные принципы субъектности в критической педагогике.

Диалог как средство обучения. Фрейре подчеркивал значимость диалога между учителем и учеником, где оба являются активными участниками образовательного процесса. В его представлении диалог способствует критическому осмыслению и развивает субъектность учащихся, позволяя им формулировать собственные идеи и взгляды.

Сознательное образование. Ключевым аспектом критической педагогики является пробуждение критического сознания, что позволяет учащимся видеть социальную, культурную и политическую контекстуализацию своего существования. Фрейре утверждал, что образование должно быть актом освобождения, а не инструментом подавления.

Отказ от «банковской» модели образования. Фрейре критиковал традиционную модель образования, где ученик рассматривается как пассивный получатель знаний. Вместо этого он предложил модель, в которой учащиеся активно участвуют в создании знаний, что способствует развитию их субъектности.

Темы-генераторы. Фрейре предложил использование тем-генераторов, которые связаны с жизненным опытом учащихся и вызывают у них живой интерес и желание учиться. Это способствует глубокому и смысловому обучению, активизируя учащихся как субъектов, а не объектов образовательного процесса.

Субъектность учащегося в критической педагогике Фрейре переворачивает традиционное восприятие образования, делая акцент на активном участии студентов в образовательном процессе. Это приводит к более глубокому пониманию учебного материала и развитию способностей к критическому мышлению, самостоятельности и социальной ответственности.

Критическая педагогика Пауло Фрейре значительно расширяет понятие субъектности учащегося, предоставляя ему инструменты для критического осмысления и трансформации как собственной жизни, так и общества в целом. Этот подход делает образование не просто процессом передачи знаний, а мощным средством социальных изменений и личностного роста.

Субъектность в Теории Самоопределения

Теория самоопределения (Self-Determination Theory, SDT), разработанная психологами Эдвардом Деци и Ричардом Райаном, подчеркивает важность субъектности в контексте мотивации, личностного роста и психологического благополучия. Эта теория исследует, как факторы внут-

ренней и внешней мотивации влияют на поведение человека и какие условия способствуют развитию здоровой, самоопределенной личности.

В центре теории самоопределения находится идея о том, что люди естественным образом стремятся к росту и интеграции своего опыта в единое целое. Деци и Райан выделяют три основных психологических потребности, которые необходимы для самоопределения:

1. Автономия - чувство воли и психологической свободы.

2. Компетентность - способность влиять на окружающую среду и достигать желаемых результатов.

3. Связанность - ощущение принадлежности и участия

в социальных отношениях.

Субъектность в теории самоопределения тесно связана с понятием автономии. Автономия здесь понимается не как независимость от других, а как возможность действовать в соответствии со своими истинными интересами и ценностями. Райан и Деци пишут: «Когда действия человека исходят из подлинных интересов и желаний, когда они выражают его истинное «Я», мы говорим, что эти действия автономны» [10].

Теория различает два основных типа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация проистекает из собственных интересов и удовольствия от самой деятельности. Внешняя мотивация, в свою очередь, связана с желанием достичь какой-то цели вне деятельности, например, получение награды или избежание наказания. Субъектность наиболее полно проявляется, когда индивид руководствуется внутренней мотивацией: «Внутренне мотивированные действия являются наиболее автономными и представляют собой наивысшую форму самоопределения» [10].

Деци и Райан также исследовали, как образовательные и воспитательные практики могут поддерживать или подавлять субъектность. Они подчеркивают, что обучение будет наиболее эффективным, когда оно поддерживает психологические потребности учащихся в автономии, компетентности и связанности. «Образовательные среды, которые обеспечивают поддержку автономии, способствуют большему внутреннему мотивационному ангажементу, большей уверенности в себе и лучшему усвоению знаний» [11].

Теория самоопределения предоставляет мощную рамку для понимания субъектности в контексте мотивации и развития личности. Она подчеркивает, что истинное самоопределение и субъектность возможны только тогда, когда удовлетворяются основные психологические потребности человека.

Субъектность в Теории Конструктивизма

Конструктивизм - это образовательная философия и психологический подход, который подчеркивает активную роль учащегося в процессе обучения. Согласно конструктивизму, знания не передаются ученику в готовом виде; скорее, ученик активно строит их на основе собственного опыта и взаимодействия с окружающей средой. Этот подход признает учащегося субъектом, а не объектом обучения, что делает его особенно значимым для обсуждения субъектности в образовании. Ключевым аспектом конструктивизма является идея, что знание построено лично каждым учащимся. Как указывает Джон Дьюи, один из пионеров этого направления, «Если мы определим знание как процесс активного участия и не как простое существование статичной информации, тогда четко видим, что знания образуются в процессе активного и целенаправленного участия в жизни» [12]. Конструктивизм подчеркивает, что ученики приходят к обучению со своим предыдущим опытом, который влияет на их восприятие

новой информации и на то, как они эту информацию интерпретируют и реорганизуют. Этот процесс, называемый смыслосозданием, подчеркивает субъектность учащихся.

Лев Семенович Выготский, другой ключевой фигура в развитии идей, связанных с конструктивизмом, подчеркивал важность социального контекста и диалога в образовательном процессе. Он утверждал, что знания строятся через социальное взаимодействие и язык, что делает обучение субъектно-ориентированным процессом. «Обучение должно быть ситуационным в социальном контексте, и знания должны быть построены через социальное взаимодействие» [9].

В рамках конструктивизма учитель выступает не столько в роли передатчика знаний, сколько в роли активатора или наставника, который поддерживает учащихся в их стремлении строить собственные знания. Это подчеркивает активную роль учащихся как субъектов своего обучения. Джером Брунер, еще один сторонник конструктивистского подхода, писал: «Обучение должно способствовать открытию того, что уже по существу присутствует в учащемся» [13].

Можно сделать вывод, что теория конструктивизма подчеркивает субъектность учащихся, их активное участие в процессе построения знаний, что является основой для понимания обучения как активного и динамического процесса, направленного на развитие критического мышления и глубокого понимания.

Субъектность в Теории Экзистенциализма

Экзистенциализм в образовании подчеркивает субъектность учащегося, придавая большое значение личному выбору, самоопределению и аутентичности в учебном процессе. Эта философия видит образование не просто как передачу знаний, а как путь к личностному росту и самопознанию. В контексте экзистенциализма, образовательный процесс призван способствовать развитию личности учащегося как независимого, самостоятельно мыслящего субъекта.

Ключевыми аспектами субъектности учащегося в экзистенциализме являются: автономия и свобода выбора, смыслообразование, критическое мышление и вопроси-тельность, ответственность.

Автономия и свобода выбора. Экзистенциализм подчеркивает, что каждый индивид должен самостоятельно принимать решения, касающиеся своего образования и жизни. В образовательном контексте это означает, что учащиеся должны иметь возможность выбирать курсы, методы изучения и даже направления своих исследований на основе собственных интересов и убеждений.

Смыслообразование. В экзистенциализме большой акцент делается на важности придания смысла своему опыту. В образовании это означает, что учащиеся должны не просто пассивно усваивать информацию, но активно интерпретировать и интегрировать её в свой личный жизненный контекст.

Критическое мышление и вопросительность. Экзистенциалистское образование поощряет учащихся задавать глубокие, фундаментальные вопросы о предметах изучения, об обществе и о себе самом. Это развивает способность к критическому анализу и самоанализу, что является ключом к формированию осмысленной жизненной позиции.

Ответственность. Следуя идеям Жана-Поля Сартра, экзистенциализм утверждает, что человек несет полную ответственность за свои выборы и действия. В образовательной сфере это подразумевает, что учащиеся должны осознавать последствия своих образовательных и жизненных решений.

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

Применение принципов экзистенциализма в образовании может включать создание учебных программ, которые адаптированы к индивидуальным интересам и потребностям учащихся, а также методы обучения, которые стимулируют самостоятельное мышление и рефлексию. Профессора и учителя в такой среде выступают скорее в роли наставников, чем традиционных авторитетов, предоставляя студентам пространство для самовыражения и самоисследования.

Экзистенциализм предлагает глубокий и вдохновляющий подход к образованию, в центре которого стоит учащийся как активный субъект, стремящийся к самопознанию и личностному росту. Этот подход может радикально трансформировать как восприятие учебного процесса, так и сам процесс образования, делая его более личностно значимым и жизненно важным.

Мы подробно рассмотрели различные философские подходы к субъектности в образовании, каждый из которых вносит уникальный вклад в понимание роли учащегося как активного участника образовательного процесса.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже подчеркивает, что учащиеся не пассивно ассимилируют информацию, а активно конструируют знания через взаимодействие с окружающей средой. Это показывает важность учета возрастных и когнитивных особенностей учащихся при организации учебного процесса. Социокультурный подход Льва Семеновича Выготского расширяет рамки понимания субъектности, вводя концепцию зоны ближайшего развития и акцентируя внимание на социальном контексте и культурных инструментах, которые формируют учебный процесс и когнитивное развитие учащихся. Критическая педагогика Пауло Фрей-ре акцентирует внимание на необходимости преодоления «банковской» модели образования, предоставляя учащимся возможность стать критически мыслящими, осознанно действующими субъектами, способными трансформировать свою социальную реальность. Теория самоопределения выделяет важность таких психологических потребностей, как автономия, компетентность и связанность. Эта теория показывает, что удовлетворение этих потребностей способствует внутренней мотивации и активному участию учащихся в обучении. Теория конструктивизма подчеркивает роль учащихся в активном построении своих знаний через интерактивное и практическое взаимодействие с окружающим миром, что стимулирует более глубокое и смысловое понимание учебного материала. Теория экзистенциализма выделяет индивидуальный выбор и личную ответственность учащегося за свое образование, подчеркивая важность самопознания и самореализации через образовательный процесс.

В целом, все эти теории вносят значительный вклад в развитие современной педагогической мысли, подчеркивая важность восприятия учащихся не как объектов, а как полноценных субъектов образовательного процесса. Это изменение парадигмы способствует созданию образовательной среды, где учащиеся активно участвуют в своем обучении, способствуя не только приобретению знаний, но и развитию личностных качеств и социальной активности.

Вывод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о Проанализировав все вышесказанное, хочется подчер-„ кнуть многоаспектность и многогранность понятия «субъ-сэ ектность» в научном и образовательном контекстах. Тео-„ ретические основы субъектности в образовании обогаща-аЁ ются за счет вклада таких ученых, как Жан Пиаже, Лев

Выготский, Пауло Фрейре, а также через призму теории самоопределения, конструктивизма и экзистенциализма. Эти теоретические подходы не только дополняют друг друга, но и предоставляют широкий спектр методов и стратегий для развития субъектной позиции учащихся, особенно в высшем образовании.

Каждый из этих подходов способствует пониманию субъектности как активного, целенаправленного и осознанного процесса развития личности, которая не только взаимодействует с социокультурным контекстом, но и активно участвует в формировании собственного образовательного и жизненного пути. Таким образом, развитие субъектной позиции учащегося в высшей школе выступает как ключевой элемент в образовательной практике, способствующий формированию критического мышления, самостоятельности и ответственности.

В заключение, исследование субъектности в рамках различных теоретических подходов позволяет более полно осмыслить и реализовать потенциал каждого учащегося как активного участника образовательного процесса, что является основополагающим для современного образования и развития общества в целом.

Литература

1. Никольская А.В. Изучение категории «субъект» в российской и зарубежной психологии // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Междунар. конф., посв. 80-летию А.В. Бруш-линского / отв. ред. А.Л. Журавлёв, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2013. Т. 1. С. 137-140.

2. Осницкий А.К. Субъект и субъектность // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Междунар. конф., посв. 80-летию А.В. Бруш-линского / отв. ред. А.Л. Журавлёв, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2013. Т. 1. С. 140-143.

3. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий «субъект», «субъективность», «субъектность» // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Междунар. конф., посв. 80-летию А.В. Брушлин-ского / отв. ред. А.Л. Журавлёв, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2013. Т. 1. С. 208-210

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2007

5. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 1977

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

7. Piaget, J. The Origins of Intelligence in Children. New York: International Universities Press, 1952.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1956.

10. Ryan, R. M., & Deci, E. L. "Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being." American Psychologist, 55(1), 2000, p. 68-78.

11. Deci, E. L., Vallerand, R. J., Pelletier, L. G., & Ryan, R. M. "Motivation and education: The self-determination perspective." Educational Psychologist, 26(3-4), 1991, p. 325-346.

12. Dewey, J. Experience and Education. New York: Kappa Delta Pi., 1938.

13. Bruner, J. The Act of Discovery. Harvard Educational Review, 1961.

14. Философия науки: хрестоматия / отв. ред./сост.: Б.Н. Бессонов, С.В. Черненькая. Ч. II. М.: МГПУ, 2017. 236 с.

15. Философия науки: хрестоматия / ред.кол.: Б.Н. Бессонов, А.Е. Черезов, С.В. Черненькая и др.. Ч. III. Становление философии науки в России конца XIX - начала XX века. М.: МГПУ, 2017. 157 с.

16. Философия науки: хрестоматия: в 2 ч. Ч. 1. / отв. ред. Б.Н. Бессонов, С.В. Черненькая; сост.: Б.Н. Бессонов, С.В. Черненькая, А.Е. Черезов, А.В. Жукоцкая и др. - М.: МГПУ, 2015. 266 с.

SUBJECTIVE POSITION OF A HIGHER SCHOOL STUDENT IN THE CONTEXT OF THE PHILOSOPHY OF EDUCATION

Kotelevskaya A.S.

Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow City Pedagogical University

In modern educational discourse, attention is increasingly focused on the importance of the student's subjective position. This concept becomes especially important in the context of higher education, where the learning process is not only aimed at transferring knowledge, but also at developing critical thinking, independence and the ability to self-regulate. The philosophy of education, enriched by various theoretical approaches, provides many perspectives for analyzing and understanding the subjective position of students. From existentialism and constructivism to critical pedagogy and theories of self - determination, each of these areas contributes to how we understand the student's role in the educational process.

Keywords: subject, subjectivity, student's subjective position, philosophy of education.

References

1. Nikolskaya A.V. Studying the category "subject" in Russian and foreign psychology // Man, subject, personality in modern psychology: materials of the International. conf., dedicated 80th anniversary of A.V. Brushlinsky / rep. ed. A.L. Zhuravlev, E.A. Ser-gienko. M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2013. T. 1. P. 137-140.

2. Osnitsky A.K. Subject and subjectivity // Man, subject, personality in modern psychology: materials of the International. conf., dedicated 80th anniversary of A.V. Brushlinsky / rep. ed.

A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2013. T. 1. P. 140-143.

3. Kornienko A.F. Correlation of the concepts "subject", "subjectivity", "subjectivity" // Man, subject, personality in modern psychology: materials of the International. conf., dedicated 80th anniversary of A.V. Brushlinsky / rep. ed. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. M.: Institute of Psychology RAS, 2013. T. 1. P. 208-210

4. Rubinshtein S.L. Fundamentals of general psychology: textbook / S.L. Rubinstein. - St. Petersburg: Peter, 2007

5. Slastenin V.A. Formation of the personality of a Soviet school teacher in the process of his professional training: dissertation ... Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01. - Moscow, 1977

6. Bakhtin M.M. Aesthetics of verbal creativity. M.: Art, 1986.

7. Piaget, J. The Origins of Intelligence in Children. New York: International Universities Press, 1952.

8. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology. M.: Pedagogy, 1991.

9. Vygotsky L.S. Selected psychological studies: Thinking and speech. M.: APN RSFSR, 1956.

10. Ryan, R. M., & Deci, E. L. "Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being." American Psychologist, 55(1), 2000, p. 68-78.

11. Deci, E. L., Vallerand, R. J., Pelletier, L. G., & Ryan, R. M. "Motivation and education: The self-determination perspective." Educational Psychologist, 26(3-4), 1991, p. 325-346.

12. Dewey, J. Experience and Education. New York: Kappa Delta Pi., 1938.

13. Bruner, J. The Act of Discovery. Harvard Educational Review, 1961.

14. Philosophy of science: a reader / rep. edited/compiled by:

B.N. Bessonov, S.V. Little black one. Part II. M.: MGPU, 2017. 236 p.

15. Philosophy of Science: Reader / Editorial Team: B.N. Bessonov, A.E. Cherezov, S.V. Chernenkaya and others. Part III. The formation of the philosophy of science in Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th century. M.: MGPU, 2017. 157 p.

16. Philosophy of science: reader: in 2 parts. Part 1. / answer. ed. B.N. Bessonov, S.V. Black; comp.: B.N. Bessonov, S.V. Chernenkaya, A.E. Cherezov, A.V. Zhukotskaya et al. -M.: MGPU, 2015. 266 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.