Научная статья на тему 'Диалогическая педагогика Пауло Фрейре'

Диалогическая педагогика Пауло Фрейре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3257
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалогическая педагогика Пауло Фрейре»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Л. БУХАРАЕВА, кандидат философских наук

Казанский государственный технический университет

Теоретики и практики образования разных эпох и стран проявляли и проявляют беспокойство относительно асимметричности и неравенства отношений, в которые вступают обучающий и обучаемый. Интерес к достижению равноправных и сбалансированных взаимоотношений в педагогическом процессе выразился в поисках диалоговой или коммуникативной модели образования.

В настоящее время диалог и связываемая с ним коммуникативная педагогика представляют собой насыщенное исследовательское поле, охватывающее разнообразные дискурсы, идеи, мнения и аргументации. Они инициированы, в частности, педагогическими размышлениями одного из родоначальников прагматизма Д. Дьюи; концептуальными находками создателей диалогической онтологии М. Бубера, Ф. Ро-зенцвейга, Э. Розенштока-Хюсси; герменевтическими и социологическими изысканиями Г.-Г. Гадамера и Ю. Ха-бермаса; литературоведческими и психологическими открытиями М. Бахтина, А. Ухтомского, Л. Выготского; работами отечественных философов и психологов М. Мамардашвили, В. Биб-лера, Ф. Михайлова, В. Зинченко, В. Давыдова и др. Важное место в этой парадигме занимает бразильский ученый и философ образования Пауло Реглус Невес Фрейре.

Его книги переведены на все основ-

Диалогическая педагогика Пауло Фрейре

ные европейские языки и изданы большими тиражами в странах, в географическом и культурно-историческом отношениях весьма далеких друг от друга (Канада, Италия, Германия, Франция, Аргентина, Мексика, Чили, Уругвай, Япония, африканские страны).

Признание идей П. Фрейре подтверждено многочисленными международными премиями. Наиболее значительные среди них - Премия Рея Балдуино За развитие (Бельгия, 1980), Премия ЮНЕСКО Образование для Мира (1986), Премия Андрее Белло Организации американских государств (1992).

Введенные П. Фрейре в теорию и практику образования понятия и неологизмы органично вошли и функционируют естественным образом в самых разных языках.

Впрочем, и само мышление П. Фрей-ре испытало влияние разнородных интеллектуальных традиций. Диалогическая модель складывалась под воздействием неотомистской концепции интегрального гуманизма Ж. Маритена [1], персонализма Э. Мунье [2], экзистенциализма М. Бубера, неомарксизма А. Грамши и Ю. Хабермаса. Фундаментальные идеи этих мыслителей, творчески переосмысленные П. Фрейре применительно к педагогике, придали ей универсальный характер.

Образовательно-педагогический процесс протекает в противоречивом

взаимодействии двух типов педагогического менталитета и практики: монологического и диалогического. Они образуют суть образовательного пространства.

Этот тезис основывается на онтологическом аргументе: коммуникация есть базис любого взаимодействия и проистекает из антропологической предпосылки о доминантности (субстанциальности) межсубъектности, т.е. общения.

Начиная с экзистенциализма, пришедшего к мысли о гносеологическом равноправии позиций субъектов образования, и интеракционистского понимания любого социального взаимодействия, в том числе образовательного, как процесса и результата интерпретирующих действий его участников и пересечения их намерений и замыслов [3, р. 545-558], стало возможным истолковывать коммуникацию как состояние, точнее, со-бытие, логически предшествующее субъектности.

Подчеркнем, что речь идет именно о логической асимметрии взаимоотношения «межсубъектность - субъект-ность», а не о квази-историческом «рождении» субъектности «из» некоего эмпирического взаимодействия субъектов. Субъектность «возникает» в смысле: коммуникация есть бытийный акт, логически (метафизически) первичный по отношению к субъектности (членам общения). Пользуясь «плодотворной тавтологией», можно определить «межсубъектность» как «общность» [Там же].

Образование имеет своим коммуникативным базисом или диалогическую, или монологическую общность.

Диалогическая общность - это коммуникативный идеал, к которому стремится практический диалог как встреча разнообразных позиций, аргументаций и точек зрения;это уникальное событие - встреча индивидуальных ис-

тин, равно признаваемых всеми участниками . Диалог происходит в точке, которую можно назвать своеобразным «моментом равновесия», гарантирующим цельность и жизненность диало-гирующей группы.

Монологическая общность может быть представлена в качестве аргументированной индивидуальной позиции, выражающей единство сознаний, встречающихся в диалоге как процессе и постоянно-временном результате становления личности. При некоторых условиях «монологическая общность» может означать закрытость, непрозрачность и ограниченность позиции. В этом случае она вызывает к жизни инструментальное образование с манипу-лятивно-марионеточным отношением между обучающим и обучаемым.

Диалогическая общность в образовательном взаимодействии выражается в состоянии, позволяющем подвести человека к осознанию своей еще недостаточности (ничтожности, ущербности) и оказать помощь в освобождении его «сущностных сил». Уместно вспомнить М. Бахтина: «Только сознание того, что в самом существенном меня еще нет, является организующим началом моей жизни из себя (в моем отношении к себе самому)» [4, с. 112]. Индивидуальный опыт в диалогической педагогике есть выход за пределы собственного Я, преодоление себя. Помощь как активное, формирующее педагогическое начало направляет образовательный процесс на создание базовых возможностей для последующего присвоения индивидом структуры и формы знания в соответствии с жизненными и профессиональными целями.

Педагогический метод П. Фрейре разворачивается в антропологической перспективе. Образование понимается как воспроизведение в собственной структуре обучаемого того историчес-

кого процесса, в котором и посредством которого происходит становление человека.

Жизнь - как естественный самопроизвольный поток человеческих переживаний, размышлений и поступков -в образовательно-педагогическом процессе превращается в биографию как осознание и преодоление человеком своей еще недостаточности, «нехватки» и неполноты. Человек творит свою жизнь, трансформируясь из «свидетеля» своей истории в ее «автора».

Центральным понятием педагогического метода Пауло Фрейре выступает консъентизация, понимаемая как встреча сознания с самим собой в утверждении предметного мира и достижении консенсуса в понимании этого мира, а также преодоление сознанием собственных наличных пределов в мире, к которому оно принадлежит. Консъентизация - это присутствие сознания в каждом акте человеческой деятельности (cogito - по Декарту).

Место встречи сознания с самим собой - это мир, принадлежащий всем. Сознание существует между людьми и всегда является сознанием мира. Диалог необходимо присутствует в мире; это не просто исторический продукт, но сама история. Поэтому монологическая позиция как замыкание на себя, изоляция не персонализирует, ибо не социализирует. Созидание человеком самого себя возможно лишь в диалоге, в со-бытии.

Консъентизация опирается на про-блематизацию проживаемого человеком мира повседневности. Мир, раскрывающийся перед человеком как некая данность, представляющий собой совокупность «объективных» вещей и процессов, выступающих по отношению к нему в качестве «естественных» объектов, должен быть осознан как проблема. Начав с осознания объекта как проблемы, человек открывает само-

го себя в качестве субъекта, творящего этот мир в своем опыте [5]. Выступая свидетелем своей собственной истории, человек учится идентифицировать себя не только в качестве агента, пассивного начала, подверженного действию объективных сил, но и в качестве актора, конструирующего собственную историю. Педагогический метод П. Фрейре направлен на актуализацию возможностей человека созидать себя в процессе такого рефлексивного анализа - процессе открытия своей самости, формирующем жизненную траекторию.

Консъентизация, таким образом, -не просто узнавание или осознание своего места в историческом процессе, но экзистенциальный выбор того или иного решения, признание и принятие на себя обязательств. Помогая формировать сознание, вырастающее из повседневно проживаемого индивидуумом мира, и проблематизируя этот мир, метод П. Фрейре подводит к пониманию мира как человеческого проекта.

Педагогика Пауло Фрейре исходит из того, что завоевание человеком собственно человеческой формы (позиции в мире) связано с ответственным отношением к слову. Такое отношение и есть результат сложного образовательно-педагогического процесса, понимаемого как диалог, элементарным основанием которого является слово. Слово - не просто инструмент, но источник общения. Слово - это место встречи и признания других сознаний, других личностей и вместе с тем новая встреча с самим собой, признание человеком самого себя.

Учеба, согласно П. Фрейре, - такой же естественный акт, как еда и ходьба. Однако ребенок, юноша, взрослый человек обучаются только тогда, когда это учение приобретает для них личностный смысл, соответствующий их жизненным проектам. Человек обуча-

ется посредством собственного трансформирующего действия, направленного на внешний мир. Человек сам конструирует категории мышления, организующие и изменяющие мир.

Цитата из книги «Учитель - да, тетка - нет»: «Преподаватель должен обучать, это делать необходимо. Но обучать не означает лишь передавать знания. Процесс обучения формируется в качестве такового только при условии, что ему предшествует или развивается параллельно с ним учебное действие, направленное на конструирование содержания объекта, доступного пониманию обучаемого. Таким образом, в процессе обучения обучаемый превращается в производителя и творца знания, которым он должен овладеть» [6, р. 47]. Иначе говоря, образовательный акт должен быть актом переосмысления и реконструкции смыслов.

П. Фрейре, безусловно, опирается на современные конструктивистские теории [5]. Вместе с тем фрейреанский конструктивизм специфичен: каждый знает нечто уникальное и является ответственным субъектом за конструирование своего знания и переосмысление того, чему он обучается.

Антропологический принцип П. Фрейре о равенстве позиций обучающего и обучаемого в образовательном взаимодействии исходит из того, что каждый человек обладает «эксклюзивным» знанием. И учебный процесс - это взаимное обучение, в котором не только обучающий, но и обучаемый делятся своими знаниями. Таким образом, нельзя строго и с абсолютной уверенностью определить, кто является обучающим, а кто обучаемым. Каждый из участников педагогического диалога имеет возможность открывать все новые срезы изучаемого предмета. Образование есть непрерывный процесс со-учения как со-бытия, в котором и обучаемый, и обуча-

ющий изменяются, превращаясь в критически-рефлексивно ориентированных исследователей.

Основными принципами педагогического метода П. Фрейре являются принцип социологического анализа, принцип тематизации и принцип про-блематизации.

Принцип социологического анализа заключается в изучении социо-куль-турного и исторического «измерений» жизни обучаемого, его конкретного жизненного мира. Изучение это не ограничивается сбором первичной социологической информации. Оно прежде всего должно вести к пониманию того, как обучаемый проживает и интерпретирует свою реальность, преодолевая простые констатации (регистрации) фактов своей жизни.

В процессе взаимодействия обучающего с обучаемым определяются ключевые темы, выступающие своеобразной точкой отсчета учебного процесса. Они - идеи и слова, которые Пауло Фрейре называет «temas geradores » - и являются формирующими и организующими учебный процесс темами, позволяющими преодолевать фрагментарность традиционного образования.

Принцип тематизации означает отбор и определение таких ключевых слов. Процесс отбора подчинен трем базовым критериям. Ключевые слова должны, во-первых, исходить из социального контекста обучаемого; во-вторых, предельно широко охватывать социальные, культурные, политические и прочие аспекты реальности, в которую включен обучаемый и, в-третьих, охватывать как можно большее число фонем изучаемого языка.

Работа с ключевыми темами и словами делает возможным рефлексию ограниченности обыденного, «базисного» знания, обусловленную естественной ограниченностью социокультурного контекста жизни обучае-

мых. Педагогическими средствами реализации этой работы являются кодификация (визуализация информации посредством фотографий, картин, текстов) и декодификация ключевых тем и слов и поиск их социального смысла.

Принцип проблематизации означает «вынесение за скобки», редукцию (Гуссерль) первичного, наивного видения реальности, позволяющую преодолеть проживаемый (переживаемый) обучаемым социально-культурный контекст. Проблематизация рождается из осознания недостаточности своего знания и позволяет человеку подойти к этому знанию как проблеме.

Образование для Пауло Фрейре разворачивается как акт познания и, одновременно, акт политический (традиция Фуко, Бурдье). Политическая направленность педагогической теории означает для Пауло Фрейре прежде всего анализ социальной реальности в терминах ее возможной трансформации.

Одним из важнейших «следствий» концепции является поэтому положение о педагогике как практике свободы: высшей целью образования является освобождение человека от отношений угнетения и несправедливости. Таким образом, П. Фрейре обеспокоен установлением не только равноправных, так сказать, горизонтальных отношений субъектов образования и исключением педагогического авторитаризма любой разновидности. Он связывает достижение плодотворного диалога «учитель-ученик» с радикальным изменением общества и достижением такого его состояния, когда каждый человек проявляется в качестве субъекта собственной истории в открытой, непосредственной и прямой форме.

Основоположения П. Фрейре, как отмечалось выше, перекликаются со многими современными педагогическими теориями. Так, идея диалога, изна-

чально и естественно лежащего в основе образовательного взаимодействия, объединяет П. Фрейре с французским педагогом С. Френе, верившим в способность ученика самому организовать процесс обучения: оба полагают, что обучение чтению слова равнозначно обучению «чтению мира».

Анализ асимметричного отношения между обучающим и обучаемым в учебном процессе, а также понимание учащегося как целостной личности со своими интеллектуальными и эмоционально-чувственными особенностями сближают П. Фрейре с выводами известного психотерапевта К. Роджерса.

Так же, как австрийский философ И. Илиш, П. Фрейре считает, что традиционная школа не имеет будущего, а ее изменение является вопросом одновременно педагогическим и политическим.

Интерес к роли языка в обучении объединяет П. Фрейре с представителями современной аналитической философии. Своеобразная «конгениальность» обнаруживается между ним и отечественным психологом Л. Выготским. Их подход к языку как важнейшему средству развития когнитивных и социальных способностей обучаемого позволяет констатировать фундаментальные изменения в образовании, связанные с глубокими трансформациями современного общества и новыми научными парадигмами их объяснения. Так же, как Л. Выготский, П. Фрейре исходит из наличного внутреннего дискурса обучаемого.

Педагогический метод П. Фрейре близок и идеям Ж. Пиаже о роли действия в образовательном процессе. Оба считают, что обучение возможно лишь тогда, когда изучаемое приобретает личностный смысл. Усиливая эти идеи, П. Фрейре разрабатывает стратегию постановки учебного акта как «открытия» знания.

Требования подготовки личности, органично объединяющей специально-профессиональную и социальную компетентности, адекватно представляющей все жизненно важные проблемы современности и их возможные последствия, можно реализовать только в границах гуманистически ориентированной, диалоговой и «толерантной» модели образования. Существенный вклад в ее разработку внес Пауло Фрейре.

Литература

1. Интервью Луиза Алберто Гомеса Соузы, директора Центра статистики религии и социальных исследований, данное автору статьи 12.12.2000 (Рио-де-Жанейро, Бразилия).

2. B. A. Andreola. Emmanuel Mounier et Paulo Freire. Une pédagogie de la personne et de la communauté. Thèse de doctorat. Louvain, Belgique, Faculté de psychologie et des sciences de l'éducation, 1985.

3. F. Kron. Vom Pädagogischen Bezug zur Pädagogischen Interaktion / / Pädagogische Rundschau. - 1986. -№ 40.

4. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

5. См. П. Бергер, Т. Лукман. Социальное конструирование реальности. -М., 1995; Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. - Новосибирск, 1995.

6. P. Freire. Professora - sim, Tia -nao. - Rio de Janeiro, 1984.

А. ИВАНОВ, кандидат технических наук

Санкт-Петербургский государственный технический университет

Германия - страна старейших европейских университетов, родина книгопечатания, где любознательный иностранец имеет возможность ознакомиться с последними достижениями в этой области науки и технологий. Изучение и внедрение чужеземных достижений может быть для нас единственно верным путем для скорейшего достижения цели качественного и финансово оправданного выпуска образовательной литературы.

Находясь в командировке в рамках программы академического обмена, я постоянно удивлялся одному факту - для

Культура учебного книгоиздания

Книгопечатня... во многом способствовала возрождению наук, которое, в силу своей исключительности, было названо просто «Возрождением». Выражаясь языком Пантагрюэля, это огромная давильня, откуда для всех брызжет вино знания.

Анатоль Франс

немцев понятие «университетская книга» имеет совсем другое значение, нежели для отечественного вузовского издателя. Более того, они даже не используют его в обиходе, так как при университетах нет издательств. Удалось найти лишь одно издательство, носящее имя университета г. Майнца, которому разрешили его использовать за многочисленные заслуги. В то же время недостатка в образовательной литературе в университетах нет -книгу можно либо заказать в любом из книжных магазинов через компьютер и получить на третьи сутки, либо взять в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.