Научная статья на тему 'Субъектная позиция семьи в условиях модернизации образования'

Субъектная позиция семьи в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобзина Т.П.

В статье раскрывается актуальность субъектной позиции семьи в образовательном пространстве ребенка, дана ее характеристика, представлены результаты исследований субъектной позиции и проведен анализ предлагаемых в педагогической науке путей формирования этой позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектная позиция семьи в условиях модернизации образования»

Субъектная позиция семьи в условиях модернизации образования

Лобзина Т.П.,

аспирант

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»,

г. Нижний Новгород Россия

Аннотация. В статье раскрывается актуальность субъектной позиции семьи в образовательном пространстве ребенка, дана ее характеристика, представлены результаты исследований субъектной позиции и проведен анализ предлагаемых в педагогической науке путей формирования этой позиции.

В условиях модернизации образования возникает концепция единого образовательного пространства детского сада и семьи, партнерского взаимодействия их как равноценных субъектов педагогического процесса. Многие законодательные акты (Конституция РФ (ст. 38, 43), Семейный кодекс РФ (глава 12), Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Федеральный Закон РФ от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 44), Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)») свидетельствуют о том, что центр ответственности за воспитание и обучение детей сместился в сторону семьи. Образовательным учреждениям определена функция вовлечения родителей в образовательное пространство, оказания родителям качественной поддержки в этих вопросах. Это свидетельствует о том, что образовательный процесс становится открытым, выходит за рамки образовательного учреждения (В. М. Филиппова, В. П. Тихомирова, Т. П. Симакова). А значит сформировался спрос на социально-образовательное партнерство образовательного учреждения и родительского сообщества, взаимодействие которых решает общую задачу достижения результатов в образовании, воспитании и развитии детей.

Прежде чем установить, какова позиция семьи в этом партнерстве, уточним понятие «семья». Мы придерживаемся мнения Т. П. Симаковой, которая определяет семью «как созданную на основе близких личностных и (или) родственных отношений людей среду воспитания и развития ребенка, имеющую свою систему ценностей, потребностей и мотивов, реализующихся в соответствующих видах деятельности в условиях конкретного материально-предметного обеспечения». (Симакова Т. П., 2012) Долгое время государство брало на себя приоритетную роль в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения. Социальный заказ формировался исключительно государством. В традиционной модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения родителям была определена роль объекта, что характеризуется безынициативностью, несамостоятельностью, отстраненностью родителей от образовательного процесса. В настоящее время семья, является социальным институтом, которому определены следующие функции в отношении детей: воспитательная, образовательная, первичная социализация и социальный контроль. Постепенно семья набирает свою силу и ответственность в России. Государственная политика и психолого-педагогические исследования начинают определять контуры семьи в образовательном пространстве. Выделены следующие характеристики современного родителя: ответственный, активный участник образовательного процесса, заказчик образовательных услуг, деятель. Эти параметры являются определяющими для интегрального качества субъектность, а значит позиция родителей коррелируется с такой категорией как субъект.

Чтобы обосновать сущность субъектной позиции семьи в образовательном пространстве, необходимо, прежде всего, выяснить понимание категорий «субъект», «субъектность», «субъектная позиция». Понятие «субъект» исследовалось философами со времен Аристотеля и до настоящего времени является ведущей философской и психологической категорией. Вопросы, раскрывающие сущность вышеуказанных категорий исследуются в работах таких ученых как А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская, Б. Е. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Петровский, Л. И. Божович, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, А. Г. Гогоберидзе, Н. А. Волкова, О. А. Ленглер, Н. Я. Большунова.

Мы придерживаемся определения Б. Е. Ананьева: «Субъект деятельности - человек, освоивший эту деятельность. Т.е. определенным способом к ней относится, определяет для себя смыслы, оценивает и выбирает способы деятельности, контролирует ход и результаты, творчески ее преобразовывает (Ананьев Б.Е., 1969 ). Субъектность -качество, отражающее способность быть субъектом. Под субъектностью мы понимаем интегральное качество личности, проявляющееся в ценностно-смысловой самоорганизации действий и осознанной саморегуляции, приводящее к изменению себя и окружающей действительности посредством активно-преобразующей деятельности.» (Ленглер О. А., 2013).

Позиция (лат. positio - положение; установка, посадка; постановка) - в психологии устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении (Конюхов Н.И., 1992)

Рассмотрим, какие качества и характеристики предписывают ученые субъекту. С.Л. Рубинштейн определяет субъект как способ реализации человеком своей человеческой сущности в мире. Это определение предполагало качество субъекта как детерминанты осуществляемых им изменений в мире (активность), его способность к самостоятельности, самодетерминации (саморегуляции, самоорганизации) и самосовершенствованию. В. А. Петровский видит проявление субъектности в деятельности, общении, самосознании, целеполагании, развитии, свободе. В. Л. Хайкин раскрывает содержательное определение субъектной позиции человека в человеческой активности: ответственность, инициативность, удовлетворенность, самовыражение, творчество, проектирование будущего, познавательный интерес. А. Г. Гогоберидзе рассматривает субъектную позицию как «характер деятельности человека, направленной на познание и преобразование культуры и себя в культуре». Л. И. Божович определяет основной критерий субъектности - автономность, В. А. Сластенин - инициативность.

Весьма полезными для нас в контексте данной темы оказался контент-анализ, проведенный О. А. Ленглер. На основе мнений о субъектности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская, В. И. Слободчиков, А. К. Осницкий, В.А. Петровский, Е.Н. Волкова, И. А. Зимняя, Б. Г. Ананьев), данный анализ определяет что ключевыми понятиями субъектности ученые считают: 1) изменение мира и себя (9 из 10 ученых); 2) проявляется в деятельности (7 из 10 ученых); 3) является качеством индивида (5 из 10 ученых).

С 2000 года понятие «субъект» начинает широко использоваться при решении вопросов в педагогической науке. В педагогике под субъектом понимается активный участник педагогического взаимодействия, влияющий на его ход и результаты (Сластенин В. А., 2002). Субъект образовательного пространства - это человек или группа людей (семья), имеющие представление о сущности этого образовательного пространства, владеющие способами педагогической деятельности, обладающие определенными аксиологическими смыслами и ценностным отношением к ребенку, который находится в самом центре этого образовательного круга, а так же к другим субъектам и объектам этого пространства. Кроме того - это активный участник, деятель, преобразователь этого пространства.

Проведенный нами теоретический анализ диссертационных исследований последних лет позволяет сделать заключение, что из 45 исследований в педагогической науке, посвященных вопросам субъектности (И. А. Шустова, И. Ю. Гусева, Е. В. Шадрова, О. А. Ленглер, П. В. Калюжин, А. В. Гвоздева, О. В. Маниковская, О. В. Горбунова и др.) всего два исследования освещают субъектную позицию семьи (Т.П. Симакова, О.Ю. Кожурова). Вышеизложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения этого актуального на сегодняшний день вопроса.

Е. А. Носова и Швецова Т.Ю. рассматривают эту позицию как ценностное, ответственное, активное, инициативное отношение к образовательной деятельности, направленной на развитие своего ребенка и саморазвитие себя как родителя (Носова Е.А., Швецова Т.Ю. 2009). Т. П. Симакова определяет её через согласованную целенаправленную внутри- и вне-семейную активность в открытом образовательном пространстве на основе ответственного и рефлексивного отношения к собственным ценностям и потребностям в ситуации развития ребёнка, включающую формирование запроса социальным структурам, решающим образовательные задачи (Симакова Т.П., 2012)

Деятельность семьи, как полноправного субъекта образовательного пространства, определяется соответствующей мотивацией, осознанием своей ответственности за образовательный и воспитательный процесс, четкой постановкой стратегических и тактических целей воспитания своего ребенка и владением средствами и способами их реализации.

Включение семьи в единое образовательное пространство ДОУ требует от родителей непрерывного личностного саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, родитель, занимающий субъектную педагогическую позицию - это человек, включенный в образовательный процесс, активно познающий и действующий, обладающий сознанием и волей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность семейного образования и воспитания детей. Исследования Т. П. Симаковой подтверждают гипотезу, что субъектность родителей зависит от образовательного потенциала современной семьи. Наши исследования показали, что само развитие субъектной позиции родителей способствует их личностному росту в целом, т.к. само понятие субъектности предполагает поисковую активность, деятельность и развитие.

Однако, как показывают исследования ученых не все семьи являются субъектами образовательного пространства, не все готовы к этой ответственной роли. (Т. П. Симакова, Г. Л. Мозжухина, О. Д. Никольская).

Исследования Т. П. Симаковой «Готовность семьи нести ответственность за образование ребёнка-школьника» показало, что наиболее высокий уровень такой готовности в семьях младших школьников, в среднем звене она существенно падает (более чем на 15%). В старшем школьном возрасте процент семей, готовых полностью взять ответственность на себя вновь увеличивается, но не достигает уровня, характерного для начальной школы. Обращает на себя внимание и тот факт, что в начальной школе также самый большой процент семей, готовых целиком переложить ответственность за образование ребенка на школу (Симакова Т.П., 2012).

Проведенное нами исследование активности родителей в образовательном пространстве ДОУ показывает аналогичные результаты: 1 ) являются полноценными субъектами образовательного процесса 11 % родителей дошкольников 3-7 лет; 2) 48% родителей мотивированы на участие в педагогическом процессе, интересуются воспитанием своего ребенка, но в большей степени уделяют внимание интеллектуальному и физическому развитию, не учитывая целостности его развития (считают, что их долг накормить, одеть, обуть, отвести в кружок). 3) безразличны к образовательному процессу 37% родителей, они считают воспитание миссией ДОУ,

обязанностью педагогов; 4) 4% составили неблагополучные семьи или родители, отказавшиеся принять участие в исследовании.

Исследование функций семьи, проведенное Т.П. Симаковой показывает, что «родители, рассматривают в качестве приоритетных репродуктивную, финансово-экономическую, воспитательную и хозяйственно-бытовую функции. Образовательно-развивающая функция и функция первичной социализации, на которые делается социальный заказ современной семье, имеют в результате соответственно ранги 11 и 10.» (Симакова Т.П., 2012).

Проведенное нами исследование жизненных ценностей также свидетельствует о том, что родители отдают предпочтение материальным ценностям: определяют себе приоритетную роль «успешный в работе», «финансово-благополучный» 64% родителей, а роль «ответственный родитель» - 36%.

Опираясь на вышеуказанные результаты можно однозначно сказать, что необходима целенаправленная работа по формированию субъектной позиции семьи, повышение статуса семьи, ее ответственности в выполнении функций. Инициирующая роль в выполнении этой задачи ложится на ДОУ и педагогов. Во взаимодействии с семьей, развитии субъектной позиции родителей в педагогическом пространстве важнейшей задачей ДОУ является помощь семье в нахождении личностного смысла в педагогическом образовании, развитие потребности в воспитании детей, помощь в осознании этой потребности и необходимости удовлетворить ее, побуждение к поисковой активности, способствующей саморазвитию (самообразованию, самосовершенствованию) себя как родителя, расширение своей психолого-педагогической компетентности, развитие личностной педагогической культуры.

Центральным фактором формирования субъектной позиции выступают ценностные ориентиры родителей в педагогическом образовании. Для родителя ценностным ориентиром выступает его собственный ребенок. Стремление ему помочь, правильно направить и поддержать в наибольшей степени актуализирует потребность родителей в образовательной деятельности. Смысл стремления к педагогическому образованию родитель может найти и в улучшении себя ради конструктивного содействия культурному развитию ребенка, его успешной социализации. Смысл педагогического образования родители могут обрести и в своем личностном росте, то есть в развитии себя как личности через совершенствование и развитие себя как родителя. Именно эти личностные смыслы, самосовершенствование, актуализация и становятся мотивационным фактором при формировании субъектной позиции семьи в образовательном пространстве ДОУ. (Носова Е.А., Швецова Т.Ю. 2009).

Исследования последних лет предлагают различные факторы, влияющие на формирование субъектной позиции: детско-взрослая общность (И. Ю. Шустова), коммуникативная деятельность (М. А. Царев), активные методы обучения (С. А. Лобанова), педагогические ситуации (И. А. Шакиров), рефлексивная практика (Ю. В. Романова), инновационная деятельность (И. И. Гоголева), другой субъект (Н. А. Волкова), социально-образовательное партнёрство (Т.П. Симакова).

Однако большинство авторов подчеркивает важность диалога, партнерского взаимодействия, личностно-ориентированного общения между субъектами образовательного пространства, а также работы с ценностями и смыслами.

Анализ проведенных исследований позволяет выделить ряд общих условий, в которых каждый родитель мог бы открыть в себе качества субъекта (ответственность, инициативность, самостоятельность, уникальность) и занять субъектную позицию в образовательном процессе: субъект-субъектные отношения; ситуация успеха; свобода выбора; совместная постановка образовательных задач и распределенность функций; исследовательская деятельность в поиске смыслов и ценностей о себе (кто я есть, что я хочу) и о ребенке (кто есть мой ребенок и что я хочу для него), рефлексивная практика.

Проведенное нами исследование и анализ аналогичных исследований в педагогической науке позволили сделать вывод, что новая социокультурная ситуация требует иных подходов к работе с семьями воспитанников и устранения противоречия между новым социальным заказом общества - субъектной позицией семьи в образовательном пространстве и непониманием сущности этой позиции, неготовностью семьи к этой роли. В итоге хотелось бы подчеркнуть, что необходима подготовка родительского сообщества к реализации ее субъектной позиции, укрепление неустойчивого социального статуса семьи в открытом образовательном пространстве.

Литература

1. Ананьев, Б. Г. 2001. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург.

2. Конюхов, Н.И. 1992. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание. Москва.

3. Ленглер, О. А. 2013. Развитие субъектности учащихся в процессе обучения информатике: Автореферат дис. кандидата пед. наук. Екатеринбург.

4. Носова, Е.А., Швецова Т.Ю. 2009. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. Санкт-Петербург.

5. Симакова, Т.П. 2012. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: Диссертация доктора пед. наук. Томск.

6. Сластенин, В. А. 2002. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.