Научная статья на тему 'Уровни субъектной позиции родителей воспитанников как участников образовательного процесса'

Уровни субъектной позиции родителей воспитанников как участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1002
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобзина Т. П.

В статье выдвигается проблема определения содержательной стороны субъектности взрослых в воспитании детей, определяются компоненты и уровни субъектности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Levels of Subjective Position of Students’ Parents as Participants of the Educational Process

The paper poses a problem of determining the substantive aspect of subjectivity of adults in children’s care, defines the components and levels of subjectivity.

Текст научной работы на тему «Уровни субъектной позиции родителей воспитанников как участников образовательного процесса»

Лобзина Т.П. соискатель

Нижегородский Институт развития образования

Нижний Новгород, Россия,

Уровни субъектной позиции родителей воспитанников как участников образовательного процесса

Аннотация: В статье выдвигается проблема определения содержательной стороны субъектности взрослых в воспитании детей, определяются компоненты и уровни субъектности.

Ключевые слова: субъектная позиция родителей, субъектность, уровни субъектности, педагогическая культура.

Семья оказывает решающее воздействие на развитие ребенка, которое обусловлено тем, что становление личности происходит в условиях семьи в наиболее важные, сензитивные периоды, когда всё формируется впервые. Государственная политика в области семейного воспитания на современном этапе отражается в законодательных актах, которые определяют родителям позицию субъекта образовательного процесса, акцентируя их активное участие в воспитании детей. Это значит, что сформировалось понимание истинной роли родителя, как способного активно, разумно, ответственно и творчески относиться к процессу воспитания детей, самостоятельно организовать образовательный маршрут ребенка, принимать решения и осуществлять рефлексию. Однако в массовой образовательной практике родители устраняются от ответственности за воспитание детей и перекладывают заботу о воспитании детей на ДОУ и школы. Выдвинутый в дошкольной педагогике принцип единства общественного и семейного воспитания долгие годы оставался неосознанным и нереализованным, а понятие «повышение педагогической культуры родителей» рассматривалось как информационно-просветительская деятельность ДОУ. Рассматривая это понятие шире, остановимся на основных концептуальных положениях педагогической культуры, выделенных нами в качестве смысловых опор наших рассуждений [8]:

1. Часть общечеловеческой культуры, запечатлевшей духовные и материальные ценности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности;

2. Система педагогических ценностей, способов деятельности и поведения родителей, которые должны быть ими освоены.

Сегодня формирование педагогической культуры нужно рассматривать с позиций субъектного отношения к ней родителей и деятельностного подхода к ее формированию. «Субъектная позиция определяет характер деятельности человека, направленной на познание и преобразование культуры и себя в культуре» [3].

Многие российские ученые поднимали тему субъектности в своих трудах. По мнению А.А. Плигина, «субъектность проявляется в следующих качествах: активность, самостоятельность, целенаправленность, осознанность, инициативность» [6]. Л.И. Божович определяет основной критерий субъектности - автономность, В.А. Сластенин - инициативность. Опираясь на сущность понятия педагогической культуры и исследования в области субъектности попытаемся определить содержательную сторону субъектной позиции родителей воспитанников в образовательном процессе детского сада.

Мотивационно - смысловой компонент - нужда, потребность родителей в воспитании детей, осознание этой потребности и необходимости удовлетворить ее, побуждение к активному поиску способов действия. В основе мотивационно -

смыслового компонента лежит система ценностей. Именно ценности являются источником активности и деятельности человека, они определяют выбор способов поведения и взаимодействия с ребенком, реагирования на происходящие события в различных ситуациях. Такая система ценностей, на наш взгляд, может быть представлена следующими компонентами: ребенок, сам родитель, педагог, род и семья, родительский труд и педагогическое знание (о способах гармоничного развития личности ребенка). Четкое ценностное самоопределение, ценностное отношение к ним придает энергию деятельности субъекта. Однако «путь освоения ценностей - это путь через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца» - в этом заключается сложность их формирования. Эту мысль точно выразил В. Франкл: «Ценностям нельзя научить, их нужно пережить» [2]. Л.А. Никитина, исследуя предпочтения и очередность ценностей человека, высказала мысль, что «в разное время, в разных обстоятельствах, у разных людей и очередность эта будет неодинаковой» [5].

Мотив - побудительная причина, повод к какому-нибудь действию [9]. В аспекте нашей тематики наличие мотива характеризуется потребностью воспитания ребенка, которая становится у родителей настолько сильной, что в случае невозможности удовлетворения вызывает неприятные ощущения, дискомфорт, беспокойство, побуждает к поиску решений и способов.

Деятельностный компонент. Педагогическая деятельность родителей, как субъектов образовательного процесса, должна включать все компоненты деятельности, как таковой. Мы можем говорить об успешности деятельности, если сформированы: активность в поиске проблемы, самостоятельность в принятии решений и выборе способов решения, стремление добиваться результата, способность к рефлексии и планированию.

Мы рассмотрели два компонента субъектности: мотивационно - смысловой и деятельностный, которые в равной степени влияют на активность взрослого в деятельности, а следовательно, определяют и качество воспитательного воздействия на ребенка. Без ценностного отношения к ребенку, к педагогу и к себе, как воспитателю своего ребенка, взрослый не сможет определить правильные цели и подобрать нужные способы деятельности. Несформированная рефлексивная деятельность затрудняет осмысление и развитие ценностных ориентаций.

Исследуя вышеуказанные категории субъектности, можно определить, являются ли родители субъектами в образовательном процессе. Выделим три уровня субъектной позиции: высокий (субъектный), средний (субъект-объектный) и низкий (объектный). Информативные показатели каждого уровня, их соотношение и взаимозависимость представлены в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Уровни субъектной позиции

Компоненты субъектности Высокий (субъектный) Средний (субъект-объектный) Низкий (объектный)

Ценностно-смысловой компонент

Ценности: Четкие ценностные ориентации, ценностное самоопределение Развивающиеся ценностные ориентации Нечеткие ценностные ориентации

1. Ребенок Понимание, приятие, признание, партнерское взаимодействие Амбивалентное (двойственное), неустойчивое отношение Авторитарный или попустительский стиль, не принятие

2. Сам родитель Развивающаяся личность Амбивалентное, неустойчивое отношение Сторонний созерцатель

3. Педагог Конструктивный диалог Вхождение в контакт и в диалог с помощью воспитателя Устранение или конфликт, пассивность в диалоге

4. Род и семья Средство эффективного воспитания Средство личного счастья Не является значимой ценностью

5. Родительский труд и педагогическое знание Принимается как ценность и используется Принимается и используется в редких случаях Не является значимой ценностью

6. Материальные, карьерные, бытовые Сочетаются с педагогическими ценностями Преобладают Преобладают

Мотивация Конкретные цели, поисковая активность Потребность воспитания ребенка, беспокойство по поводу пед. процесса, но абстрактные цели Поверхностное восприятие функции воспитания детей

Деятельностный компонент

1. Активность в поиске проблемы Самостоятельно видит проблемы, осуществляет выбор Активность стимулируется педагогом Активность не проявлена, актуальность выбора не осознается

2. Самостоятельно принимать решение Решения принимаются без посторонней помощи Решения принимаются совместно Решения самостоятельно не принимаются

3. Выбирать способы решения Самостоятельная поисковая активность в выборе адекватных способов Подбор способов, их сопоставление производится с посторонней помощью Отказ от самостоятельного выбора

4. Добиваться результата Всегда Иногда В редких случаях

5. Рефлексия Самоанализ и самооценка Самоанализ с помощью окружающих, затруднения в оценке Неумение дать самоанализ действиям, неадекватность оценки

6. Планирование Прогнозируется свое развитие и будущее ребенка Выбор дальнейшего пути осуществляется с посторонней помощью Не проявлено умение самостоятельно планировать

Таким образом, уровень субъектности родителей в образовательном процессе определяется соотношением ценностных, мотивационных и деятельностных компонентов. Изучение их информативных показателей позволяет сделать следующие выводы:

1. Магистральный путь формирования педагогической культуры родителей -субъектно-деятельностный подход, суть которого - помочь осмыслить, прочувствовать, принять систему истинных ценностей, сформировать мотивацию и компоненты педагогической деятельности: целеполагание, подбор способов, рефлексия.

2. Категории родителей воспитанников ДОУ с разным уровнем субъектной позиции требуют дифференцированного подхода и различных форм взаимодействия.

3. Работа с семьей должна проводиться в соответствии с концепцией развивающего обучения. На смену знаниеориентированной модели взаимодействия с семьей в ДОУ должна прийти проблемная модель, пробуждающая мысль и душу, позволяющая делать маленькие открытия, важные для родительского поведения, формирующая систему ценностей и смыслов в их личности, раскрывающая и обучающая моделям родительского поведения. Сегодня нужны формы работы, ориентированные на родителя, как субъекта образовательной деятельности, раскрывающие его личностный потенциал, побуждающие к самостоятельному поиску знаний не только в пространстве и времени образовательного учреждения, но и за его пределами. Тогда родители из зрителей и сторонних созерцателей станут активными участниками образовательного процесса, будут исследовать себя как родителя и предпринимать попытки к саморазвитию, изучая новые способы взаимодействия с ребенком и ощущая позитивные изменения в своем облике (не только как родителя, но и как личности в целом).

Литература

1. Артемьева Ю.А. Модель формирования субъектной позиции старшеклассников в процессе предпрофильной подготовки / Ю.А. Артемьева // Успехи современного естествознания. - 2008. - №8.

2. Веденеева Г. И. Духовные ценности и внутренний мир личности: механизмы трансляции [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru

3. Гогоберидзе А. Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: Дис. д-ра пед. наук / А. Г. Гогоберидзе. - СПб., 2002.- 537 с.

4. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? //Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - № 1.

5. Никитина Л. А. Мама или детский сад. Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1990. - 93 с.

6. Плигин А.А. Развитие субъектности школьников: от методологии - к образовательной концепции и технологии / А.А. Плигин // Актуальные проблемы психологического знания. - 2010. - №3. - с. 33 - 45.

7. Симакова Т. П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: автореф. дис. ...д-ра пед. наук/Т. П. Симакова. - Томск, 2012.

8. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е. изд. - М., 1983.

9. Толковый словарь русского языка. Том I. / Под редакцией Д.Н. Ушакова. - М.: «Издательство Астрель», 2000. - 848 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.