Научная статья на тему 'Формирование субъектной позиции родителей как участников образовательного процесса ДОУ'

Формирование субъектной позиции родителей как участников образовательного процесса ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2432
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова В.Р.

В статье рассматривается проблема сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников, предлагаются пути формирования субъектной позиции родителей, как воспитателей своих детей в образовательном процессе, организуемом детским садом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова В.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of parents’ subject attitude as participants of the educational process of Preschool Educational Institutions

The problem of cooperation of a preschool institution with preschoolers’ families is considered, some methods for forming parents’ subject attitude as educators of their children in the educational process organized by the children’s garden being proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование субъектной позиции родителей как участников образовательного процесса ДОУ»

Попова В.Р.

кандидат педагогических наук доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Нижегородский институт развития образования

Нижний Новгород, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ КАК УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ

Аннотация: В статье рассматривается проблема сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников, предлагаются пути формирования субъектной позиции родителей, как воспитателей своих детей в образовательном процессе, организуемом детским садом.

Ключевые слова: семья, субъектная позиция, субъектность, воспитание, сотрудничество, взаимодействие, родительский уголок.

Семья оказывает существенное влияние на жизнь общества, на его экономическое и социальное развитие, поэтому проблемы семейного воспитания всегда были в центре государственной политики. Это влияние определяется образом жизни семьи и качеством воспитания детей, которым предстоит дальше нести эстафету поколений, утверждать и развивать культуру. Вспомним А.С. Макаренко, который считал воспитание детей гражданским долгом родителей: «Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец» [5, с. 245].

Во всех документах, определяющих государственную политику в области образования, подчеркивается роль родителей как воспитателей собственных детей. При этом важным условием становления полноценной личности, гражданина общества, является сочетание общественного воспитания детей с воспитанием семейным.

Изменения, произошедшие за последние годы в социально-экономической и политической жизни страны, привели к появлению нормативной базы, определяющей стратегию и тактику развития системы образования. Определен «социальный портрет» выпускника ДОУ и школы [10], в образовательные учреждения приходит осознание необходимости перемен, понимание ценности человека с его уникальным природным потенциалом, безграничными возможностями саморазвития, как главной цели образовательного процесса. Обозначена позиция родителей, как субъектов образовательного процесса - первых и главных воспитателей своих детей, ответственных за результаты воспитания (Закон РФ «Об образовании», «Семейный кодекс РФ»), в помощь которым создаются детские сады. Следовательно, приводя сына или дочь в детский сад, родители должны понимать роль дошкольного учреждения в их жизни. Детский сад существует

не только для присмотра за ребенком, пока мать и отец на работе. Прежде всего, он помогает родителям осуществлять их главную обязанность -воспитывать ребенка. Пространство семьи, в котором находился прежде ребенок, расширяется, соединяясь с развивающей средой дошкольного учреждения, создается «единое образовательное пространство», в котором теперь две стороны влияния, отвечающие за ребенка - воспитатели-профессионалы и воспитатели-родители. Естественно, что их воспитательные воздействия должны быть согласованы.

На самом деле, ожидаемого единства подходов к ребенку не получается. Большинство родителей считают, что их обязанности перед детским садом связаны только с финансами и выполнением режима жизни детского сада. В образовательный процесс они включаются неохотно, считая работу по воспитанию ребенка прерогативой детского сада. Родители не знают в полной мере своих обязанностей, мало знакомы с нормативными документами. Семья влияет на ребенка не всегда положительно, бывает и отрицательное воздействие, потому что в нашей стране родителей никто не учит быть воспитателями своих детей. Влияние семьи, не готовой к выполнению своей воспитательной функции, особенно опасно именно в первые годы жизни ребенка и более значимо, чем какие-либо другие воздействия. В дошкольном детстве у ребенка формируются привычки, закладываются основы характера, ценностного отношения к окружающей действительности, проектируются жизненные планы. И ни один из социальных институтов не может оказать столько пользы или нанести столько вреда детям, сколько может сделать семья, с которой ребенок связан по жизни постоянно и надолго.

Воспитатели-стажисты, сравнивая детей прошлых лет и вновь поступающих в детский сад, отмечают, что и с детьми, и с родителями все сложнее и сложнее работать: большинство детей - неуправляемые, педагогически запущенные, избалованные и все больше родителей высокомерных, равнодушных к проблемам детского сада, «распальцованных».

Такие родители - плоды перестроечного периода, когда общество «трещало по швам» и было не до детей. Сегодня мы видим результаты подобного неправильного отношения к детям и прогнозируем, что следующие поколения будут только хуже, учитывая не только ситуацию «яблочек и яблонек», но и отношение общества, государства к образованию, к педагогу.

Прежний способ социального наследования, когда повзрослевшие дети строили свою жизнь, ориентируясь на модель родительской семьи, на ее традиции, «семейный уклад», сегодня «не срабатывает». Общество, равно как и образ жизни современной семьи, изменились. В семьях неполных или имеющих одного ребенка, проживающих отдельно от бабушек и дедушек, затруднена преемственность поколений и передача духовных ценностей, слабый контроль над младшими, дети недополучают ласки и внимания, вырастают эмоционально неразвитыми по причине постоянной занятости родителей. Уставшие от постоянного решения социальных проблем, родители больше внимания уделяют телепередачам, чем ребенку (разрешая и ему смотреть совсем не детские передачи), досуг заполняется компьютерными играми, совместный отдых организуется редко, в прошлом остались семейные чтения, посещение библиотек и домашние спектакли, туристские походы и

экскурсии, совместные занятия спортом. Труд, объединявший членов семьи (особенно в городе), стал редким явлением, тогда как раньше был ежедневным, у современных детей почти нет обязанностей по дому. Дети знают, что родители на работе трудятся, но не знают, в чем конкретно заключается их труд, больше видят родителей отдыхающими (после трудового дня) и мало - трудящимися, общающимися между собой. В таких условиях сложно решать задачи социализации ребенка, приобщения его к труду, воспитания уважения к человеку труда и бережное отношение к его результатам.

Остроту проблемы семейного воспитания ощущаем мы все, поскольку сегодня многие из «бывших детей» не отличаются достойным поведением, об этом ежедневно напоминают нам средства массовой информации, констатируя проявления агрессии и варварского отношения молодежи к самым близким, к общественным ценностям, национальным святыням.

И если с выходом новых нормативных документов образовательный процесс в ДОУ все же постепенно изменяется (подходы к ребенку, к взаимодействию с ним, к планированию, мониторингу), то работа с семьями, по сути, остается на том же уровне, несмотря на громкие призывы и различные «инновации».

В сложной социальной ситуации, когда не остается надежды на оздоровление общества, остановить падение нравов, обеспечить появление в обществе здоровых ростков могут только воспитатели дошколят и только в сотрудничестве с семьей. Поэтому дошкольным учреждениям, наряду с очень важной, сложной и ответственной функцией воспитания детей, предстоит воспитывать их родителей, повышать уровень их педагогической культуры.

В последние годы, в помощь педагогам появилось много печатной продукции в виде журнальных статей, пособий, рекомендаций, сборников, ориентирующих на новые формы и способы двухстороннего взаимодействия с семьей ребенка. Однако среди многообразия источников, на наш взгляд, недостаточно литературы, отражающей проблему субъектности родителей, становления их как субъектов в образовательном процессе ДОУ.

Видимо, по этой причине до сих пор преобладают традиционные «субъект-объектные» отношения между его участниками и от младших групп к старшим, родители все больше стараются уйти от деловых контактов с педагогами, и их внимание к образовательному процессу возрастает лишь за год до выпуска ребенка в школу. В страхе перед «школьным будущим» они начинают прислушиваться к рекомендациям, интересуются подготовкой ребенка к школе, которую, чаще всего, связывают с умением читать, писать и решать математические задачи.

И хотя весь дошкольный период воспитатели предпринимают всяческие попытки включить родителей в образовательный процесс, чаще всего «главные» воспитатели своих детей остаются пассивными и воспринимают просьбы, поручения, задания, как посягательство на свое личное время и перекладывание обязанностей воспитателей на их плечи.

Кардинально не меняют ситуацию и разнообразные инновационные формы работы детского сада с семьей: деловые игры, тренинги, семейные клубы, проекты, мультимедийные технологии и т.п. По нашим исследованиям,

в них участвуют лишь заинтересованные родители, которых сегодня, к сожалению, немного. В этой связи возникает необходимость поиска путей вовлечения родителей в образовательный процесс в качестве субъектов и таких форм работы, которые обеспечат полноценное сотрудничество обеих сторон. Раскроем наш подход к решению проблемы.

Наше глубокое убеждение, подкрепленное практикой, в том, что фундамент всех последующих контактов закладывается руководителем детского сада во время первой встречи с родителями. Из беседы с заведующим родители должны осознать свои прямые обязанности в сотрудничестве с детским садом и обязанности воспитателей по отношению к детям и родителям. Такой работы никто с ними до прихода в детский сад не проводил. И недостаточно только познакомить их с детским садом (лицензия на право ведения образовательной деятельности, Устав и другие документы, регламентирующие образовательную деятельность, условия воспитания детей, кадры, режим, образовательная программа и т.п.) и заключить договор с родителями. В обычном традиционном разговоре недостает важных «мелочей», существенно влияющих на позицию родителей, на их отношение к детскому саду. У родителей обязательно должно быть сформировано:

1) понимание своих прав и обязанностей в период посещения ребенком детского сада на основе ознакомления с нормативно-правовой базой, определяющей работу ДОУ с родителями. Так, в Закон РФ «Об образовании», гласит о том, что «родители - первые и основные воспитатели своих детей» и что детские сады создаются им в помощь (ФЗ «Об образовании», п. 18), в них работают педагоги со специальным образованием. Функция ДОУ - создавать условия для полноценного развития детей и освоения основной общеобразовательной программы каждым ребенком;

2) представление об особенностях образовательного процесса в ДОУ и о возможностях непосредственного в нем участия в качестве субъектов образовательного процесса;

3) готовность к непрерывному сотрудничеству с воспитателями и занятиям с ребенком по освоению образовательной программы через непосредственные и опосредованные контакты (родительский уголок);

4) осознание необходимости создания оптимальных условий для развития и саморазвития ребенка, обеспечения полноты и целостности социально-педагогической и культурно-образовательной среды (развивающая среда в семье, атмосфера заинтересованности успехами ребенка, психологический комфорт и пространство свободы и т.п.);

5) настрой на согласование подходов к ребенку между членами семьи и установление единства требований к его воспитанию под руководством детского сада.

Вводные беседы подобного содержания - обязанность руководства, это начало формирования у родителей ценностных ориентаций и субъектной позиции по отношению к детскому саду, к выполнению родительских обязанностей.

Если такой обстоятельный разговор не состоится, как это часто бывает, родители приводят ребенка в детский сад в полной уверенности, что за ним и присмотрят, и обслужат, и воспитают и к школе подготовят, а их дело -

оплачивать квитанции, своевременно приводить и вовремя забирать ребенка из детского сада. Так изначально парализуется инициатива и активность родителей, они занимают позицию наблюдателя и критика, в лучшем случае -исполнителя и соглашателя, но не воспитателя своего ребенка в образовательном процессе, организуемом педагогами. В дальнейшем требовать от них какой-либо активности становится все сложнее.

Нельзя перекладывать разговор по поводу родительских обязанностей на воспитателя. У него свои сложные ежедневные задачи по организации образовательного процесса и воспитанию детей и нет возможности проговаривать с каждым из родителей то, что своевременно обязан сделать руководитель ДОУ, как официальное лицо.

Примерный план первой беседы заведующего с родителями (желательно в присутствии обоих родителей) следующий:

1/. Информация о ДОУ (визитная карточка). Информация о воспитателях группы.

2/. Объяснение юридического статуса учреждения, обязанностей ДОУ по отношению к государству и выполнению нормативных документов, в том числе и родителями.

3/. Демонстрация ПООП (примерной основной общеобразовательной программы) и ООП (основной общеобразовательной программы) ДОУ -разговор о необходимости ее выполнения в плане преемственности со школой.

4/. Краткая информация о порядке выполнения программы в группе детского сада (расписание занятий, работа в течение дня, мониторинг освоения программы детьми и пр.) и об обязанностях воспитателя информировать об этом родителей.

5/. Разговор об обязанностях родителей по отношению к детскому саду и по отношению к своему ребенку, осваивающему образовательную программу.

6/. Объяснение необходимости ежедневного ознакомления с содержанием родительского уголка и выполнения рекомендаций воспитателя в указанные сроки (поручения, занятия с ребенком, участи в мониторинге, целевые наблюдения, чтение, экскурсии и т.п.).

7/. Обсуждение моментов, связанных с адаптацией ребенка к условиям детского сада, получение конкретных рекомендаций.

8/. Заполнение родителями анкеты о семье, об особенностях и привычках ребенка, условиях его жизни и занятиях дома.

Субъектная позиция родителей, обозначенная заведующим при первой встрече, красной нитью должна проходить через все последующие контакты с ними: на общих родительских собраниях, педагогических советах с приглашением родителей, в индивидуальных беседах, через родительские уголки и информационные стенды.

Итак, родители после беседы с заведующим настроены на выполнение определенных договоренностей и приводят ребенка в конкретную возрастную группу. Важно, чтобы они увидели все то, о чем шел разговор с руководством: гуманного воспитателя, материалы родительского уголка со сменной информацией, отражающей особенности организации жизни детей в детском саду, задания родителям, разнообразную детскую продукцию с письменными комментариями относительно критериев и показателей их оценивания. Т.е.

деловую атмосферу, которая создана для детей и их развития и для родителей, как участников этого процесса - равноценных субъектов.

Быть субъектом, значит проявлять активность, владеть средствами и способами воспитания детей, личностно ориентированного взаимодействия, четко представлять цели и добиваться образовательных результатов. Таковым должен быть не только воспитатель, но и родитель. При этом каждый выполняет свои задачи, не дублируя и не заменяя функции какой-либо из сторон, а гармонично дополняя друг друга.

Кратко остановимся на основных аспектах взаимодействия педагогов с родителями. Для формирования у них субъектной позиции важно:

1. Обеспечить разностороннее познание ребенка, выявить его уникальность и самобытность, принять его таким, какой он есть, признать его право на свой путь развития. На основании образа ребенка, полученного в результате исследования, родители под руководством воспитателя учатся ставить цели его развития и проектировать индивидуальный образовательный маршрут сына или дочери (первый месяц каждого учебного года);

2. Сформировать у родителей интерес к самоисследованию (по предложенным методикам), потребность самообразовании, освоении педагогических умений, необходимых для успешной реализации индивидуальной программы развития своего ребенка (первый месяц каждого учебного года). Так у родителей формируются мотивы педагогической деятельности с ребенком, а мотив - важнейший элемент инициативы и активности, с него начинается самостоятельность человека в деятельности. Воспитатель помогает родителям составить программу индивидуального саморазвития каждым родителем (первый месяц каждого учебного года);

3. Обучать родителей средствам и способам работы с детьми по общим и индивидуальным целям (целям саморазвития), используя разные формы работы, как со всем коллективом родителей, так и индивидуально-дифференцированные. Такое обучение идет по плану работы с семьями воспитанников (прямые контакты и опосредованные - через ребенка, родительский уголок). Тематика контактов связана с освоением детьми общеобразовательной программы, в процессе которых родители приобретают конкретные способы взаимодействия с ребенком (в течение учебного года);

4. Обеспечивать рефлексию, осознание новых приращений (и в ребенке, и в себе, как его воспитателе), критичную самооценку своей деятельности. Рефлексия позволяет родителям обратиться к своему опыту, к новым знаниям, увидеть сильные и слабые места в своей деятельности, что важно для проектирования дальнейших шагов в саморазвитии (последний месяц учебного года).

Данный алгоритм повторяется в каждой возрастной группе, когда воспитателям приходится привлекать родителей к совместному решению более сложных задач развития детей, обращаться и ко всем родителям одновременно, и организовывать индивидуально-дифференцированную работу с ними.

Важнейшую роль в полноценном сотрудничестве детского сада и семьи выполняет родительский уголок. Размещение в нем разноплановой сменной информации позволит воспитателю руководить активностью родителей,

направлять их деятельность в определенное русло. Чтобы информационные стенды, которые имеются в каждом детском саду, стали действенным средством сотрудничества в деле воспитания детей, необходимо:

1. Разместить в разделе постоянной информации, наравне с режимом дня, годовой комплексно-тематический план реализации основной общеобразовательной программы. Сегодня такой план разработан в каждом детском саду, в соответствии с комплексно-тематической организацией образовательного процесса, по ФГТ. Родители будут иметь общее представление о содержании работы с детьми в группе в течение года.

2. Раскрывать для родителей краткое содержание каждой темы годового плана. Для этого оформить информацию, которая будет находиться в родительском уголке от начала погружения детей в содержание темы до конца (1-2-3 недели), отразив в ней краткое содержание всей работы с детьми в детском саду. Родители должны быть осведомлены, какие знания и ценности освоят их дети за данный период времени, какими способностями овладеют. Такая информация способствует самоопределению родителей, выбору занятий, прогулок, экскурсий с детьми в соответствии с темой.

Для более точного формирования «целостной картины мира» в сознании детей, прочного освоения способов взаимодействия с этим миром на этом же стенде важно разместить рекомендации об организации деятельности ребенка дома, чем с ним позаниматься, какие места посетить и с какой целью и т.п.

3. Регулярно вести страничку каждого дня, извещая родителей о содержании совместных дел с детьми, отмечая успехи и трудности, называя конкретные имена отличившихся детей. Реализуя цели и плановые мероприятия, воспитатель в течение дня отмечает успехи детей, и делится информацией через рубрики: «Мы растем с каждым днем...», «Поздравляем Сашу... - далее идет информация о том, в чем преуспел данный ребенок», «Я рада, что. - от имени ребенка выражение гордости за успехи» и т.п.

4. Рядом необходимо оформить странички-обращения (задания для родителей): «Попросите ребенка рассказать о.», «Поговорите о.», «Повторите ..», «Закрепите знания с ребенком..», «Организуйте дома..», «Посетите.», «Сделайте.», «Проверьте.», «Прочтите.» и т.п., что является своеобразным продолжением образовательного процесса. Так родители принимают эстафету темы дня, становятся для ребенка собеседниками: заинтересованными, удивленными, восхищенными, организующими ситуацию, обращающимися с просьбой, и т.п. Ребенок, окрыленный вниманием к собственной персоне, с удовольствием повторяет материал темы в новом контексте, старается проявить себя с лучшей стороны.

5. Важным аспектом сотрудничества является привлечение родителей к мониторингу, к элементарной оценке развития у детей конкретных знаний и умений по теме и по программе в целом. Для этого их нужно обеспечить материалами к диагностике, дать инструкции. Родители достаточно объективно могут исследовать качество речи своего ребенка, культурно-гигиенические навыки, умения отсчитывать, сравнивать, графические умения и т.п. Могут выявить, запомнил ли он стихотворение, заслушать пересказ художественного текста или определить точность знания каких-либо фактов, событий и т.п.

Мониторинг с помощью родителей позволяет получать информацию о детях оперативно, быстро и своевременно на нее реагировать, объединив усилия двух сторон, что значительно облегчает работу воспитателю и помогает разрабатывать календарный план на основе диагностики. Огромный плюс в этом и для родителей, они овладевают важными исследовательскими умениями, ребенок становится им ближе, они лучше понимают его и себя, свои способности коррекции выявленных недостатков, у них появляется необходимость консультаций с воспитателем. Семья начинает объединяться вокруг ребенка, совместно решая возникающие проблемы и преодолевая трудности, осваивая эффективные способы его воспитания и обучения.

При такой работе с семьями воспитанников родители постепенно вовлекаются в образовательный процесс, становятся подлинными субъектами взаимодействия с педагогами ДОУ.

Благодаря выстроенной системе отношений между участниками образовательного процесса, созданию благоприятной атмосферы личностного влияния на развитие ребенка, происходит эффективное освоение программы каждым воспитанником, что подтверждено опытом нашей работы с базовыми дошкольными учреждениями.

Данный подход полностью соответствует тенденциям развития системы образования, совпадает с идеями необходимости повышения роли и ответственности родителей в воспитании детей, является частью общей системы работы педагога ДОУ, наряду с планированием образовательного процесса [6].

Резюмируя сказанное, отметим, что педагоги дошкольных образовательных учреждений должны в полной мере овладеть технологией работы с семьями воспитанников, формирования у них субъектной позиции в воспитании, развитии и образовании детей. Новые, инновационные формы, равно как и знакомые традиционные формы работы с родителями, дают эффект только в руках педагога, осознающего свою ответственность перед настоящим, сегодняшним днем, когда формируются основы личности ребенка, педагога и несущего ответственность перед будущим - каким станет ребенок через несколько лет, какой станет его семья, какой будет наша страна. Литература:

1. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. / Авт-сост. Глебова С.В. -Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007- 111 с.

2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.

3. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. - 304 с.

4. Попова В.Р. Планирование образовательной деятельности субъектов -эффективный путь внедрения ФГТ в практику дошкольного образования. // Сборник материалов Первой международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - С. 372-394.

5. Приказ № 655 Минобрнауки России от 23.11.2009 «Об утверждении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

6. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.