Попова В.Р.
кандидат педагогических наук доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Нижегородский институт развития образования
Нижний Новгород, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ КАК УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ
Аннотация: В статье рассматривается проблема сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников, предлагаются пути формирования субъектной позиции родителей, как воспитателей своих детей в образовательном процессе, организуемом детским садом.
Ключевые слова: семья, субъектная позиция, субъектность, воспитание, сотрудничество, взаимодействие, родительский уголок.
Семья оказывает существенное влияние на жизнь общества, на его экономическое и социальное развитие, поэтому проблемы семейного воспитания всегда были в центре государственной политики. Это влияние определяется образом жизни семьи и качеством воспитания детей, которым предстоит дальше нести эстафету поколений, утверждать и развивать культуру. Вспомним А.С. Макаренко, который считал воспитание детей гражданским долгом родителей: «Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец» [5, с. 245].
Во всех документах, определяющих государственную политику в области образования, подчеркивается роль родителей как воспитателей собственных детей. При этом важным условием становления полноценной личности, гражданина общества, является сочетание общественного воспитания детей с воспитанием семейным.
Изменения, произошедшие за последние годы в социально-экономической и политической жизни страны, привели к появлению нормативной базы, определяющей стратегию и тактику развития системы образования. Определен «социальный портрет» выпускника ДОУ и школы [10], в образовательные учреждения приходит осознание необходимости перемен, понимание ценности человека с его уникальным природным потенциалом, безграничными возможностями саморазвития, как главной цели образовательного процесса. Обозначена позиция родителей, как субъектов образовательного процесса - первых и главных воспитателей своих детей, ответственных за результаты воспитания (Закон РФ «Об образовании», «Семейный кодекс РФ»), в помощь которым создаются детские сады. Следовательно, приводя сына или дочь в детский сад, родители должны понимать роль дошкольного учреждения в их жизни. Детский сад существует
не только для присмотра за ребенком, пока мать и отец на работе. Прежде всего, он помогает родителям осуществлять их главную обязанность -воспитывать ребенка. Пространство семьи, в котором находился прежде ребенок, расширяется, соединяясь с развивающей средой дошкольного учреждения, создается «единое образовательное пространство», в котором теперь две стороны влияния, отвечающие за ребенка - воспитатели-профессионалы и воспитатели-родители. Естественно, что их воспитательные воздействия должны быть согласованы.
На самом деле, ожидаемого единства подходов к ребенку не получается. Большинство родителей считают, что их обязанности перед детским садом связаны только с финансами и выполнением режима жизни детского сада. В образовательный процесс они включаются неохотно, считая работу по воспитанию ребенка прерогативой детского сада. Родители не знают в полной мере своих обязанностей, мало знакомы с нормативными документами. Семья влияет на ребенка не всегда положительно, бывает и отрицательное воздействие, потому что в нашей стране родителей никто не учит быть воспитателями своих детей. Влияние семьи, не готовой к выполнению своей воспитательной функции, особенно опасно именно в первые годы жизни ребенка и более значимо, чем какие-либо другие воздействия. В дошкольном детстве у ребенка формируются привычки, закладываются основы характера, ценностного отношения к окружающей действительности, проектируются жизненные планы. И ни один из социальных институтов не может оказать столько пользы или нанести столько вреда детям, сколько может сделать семья, с которой ребенок связан по жизни постоянно и надолго.
Воспитатели-стажисты, сравнивая детей прошлых лет и вновь поступающих в детский сад, отмечают, что и с детьми, и с родителями все сложнее и сложнее работать: большинство детей - неуправляемые, педагогически запущенные, избалованные и все больше родителей высокомерных, равнодушных к проблемам детского сада, «распальцованных».
Такие родители - плоды перестроечного периода, когда общество «трещало по швам» и было не до детей. Сегодня мы видим результаты подобного неправильного отношения к детям и прогнозируем, что следующие поколения будут только хуже, учитывая не только ситуацию «яблочек и яблонек», но и отношение общества, государства к образованию, к педагогу.
Прежний способ социального наследования, когда повзрослевшие дети строили свою жизнь, ориентируясь на модель родительской семьи, на ее традиции, «семейный уклад», сегодня «не срабатывает». Общество, равно как и образ жизни современной семьи, изменились. В семьях неполных или имеющих одного ребенка, проживающих отдельно от бабушек и дедушек, затруднена преемственность поколений и передача духовных ценностей, слабый контроль над младшими, дети недополучают ласки и внимания, вырастают эмоционально неразвитыми по причине постоянной занятости родителей. Уставшие от постоянного решения социальных проблем, родители больше внимания уделяют телепередачам, чем ребенку (разрешая и ему смотреть совсем не детские передачи), досуг заполняется компьютерными играми, совместный отдых организуется редко, в прошлом остались семейные чтения, посещение библиотек и домашние спектакли, туристские походы и
экскурсии, совместные занятия спортом. Труд, объединявший членов семьи (особенно в городе), стал редким явлением, тогда как раньше был ежедневным, у современных детей почти нет обязанностей по дому. Дети знают, что родители на работе трудятся, но не знают, в чем конкретно заключается их труд, больше видят родителей отдыхающими (после трудового дня) и мало - трудящимися, общающимися между собой. В таких условиях сложно решать задачи социализации ребенка, приобщения его к труду, воспитания уважения к человеку труда и бережное отношение к его результатам.
Остроту проблемы семейного воспитания ощущаем мы все, поскольку сегодня многие из «бывших детей» не отличаются достойным поведением, об этом ежедневно напоминают нам средства массовой информации, констатируя проявления агрессии и варварского отношения молодежи к самым близким, к общественным ценностям, национальным святыням.
И если с выходом новых нормативных документов образовательный процесс в ДОУ все же постепенно изменяется (подходы к ребенку, к взаимодействию с ним, к планированию, мониторингу), то работа с семьями, по сути, остается на том же уровне, несмотря на громкие призывы и различные «инновации».
В сложной социальной ситуации, когда не остается надежды на оздоровление общества, остановить падение нравов, обеспечить появление в обществе здоровых ростков могут только воспитатели дошколят и только в сотрудничестве с семьей. Поэтому дошкольным учреждениям, наряду с очень важной, сложной и ответственной функцией воспитания детей, предстоит воспитывать их родителей, повышать уровень их педагогической культуры.
В последние годы, в помощь педагогам появилось много печатной продукции в виде журнальных статей, пособий, рекомендаций, сборников, ориентирующих на новые формы и способы двухстороннего взаимодействия с семьей ребенка. Однако среди многообразия источников, на наш взгляд, недостаточно литературы, отражающей проблему субъектности родителей, становления их как субъектов в образовательном процессе ДОУ.
Видимо, по этой причине до сих пор преобладают традиционные «субъект-объектные» отношения между его участниками и от младших групп к старшим, родители все больше стараются уйти от деловых контактов с педагогами, и их внимание к образовательному процессу возрастает лишь за год до выпуска ребенка в школу. В страхе перед «школьным будущим» они начинают прислушиваться к рекомендациям, интересуются подготовкой ребенка к школе, которую, чаще всего, связывают с умением читать, писать и решать математические задачи.
И хотя весь дошкольный период воспитатели предпринимают всяческие попытки включить родителей в образовательный процесс, чаще всего «главные» воспитатели своих детей остаются пассивными и воспринимают просьбы, поручения, задания, как посягательство на свое личное время и перекладывание обязанностей воспитателей на их плечи.
Кардинально не меняют ситуацию и разнообразные инновационные формы работы детского сада с семьей: деловые игры, тренинги, семейные клубы, проекты, мультимедийные технологии и т.п. По нашим исследованиям,
в них участвуют лишь заинтересованные родители, которых сегодня, к сожалению, немного. В этой связи возникает необходимость поиска путей вовлечения родителей в образовательный процесс в качестве субъектов и таких форм работы, которые обеспечат полноценное сотрудничество обеих сторон. Раскроем наш подход к решению проблемы.
Наше глубокое убеждение, подкрепленное практикой, в том, что фундамент всех последующих контактов закладывается руководителем детского сада во время первой встречи с родителями. Из беседы с заведующим родители должны осознать свои прямые обязанности в сотрудничестве с детским садом и обязанности воспитателей по отношению к детям и родителям. Такой работы никто с ними до прихода в детский сад не проводил. И недостаточно только познакомить их с детским садом (лицензия на право ведения образовательной деятельности, Устав и другие документы, регламентирующие образовательную деятельность, условия воспитания детей, кадры, режим, образовательная программа и т.п.) и заключить договор с родителями. В обычном традиционном разговоре недостает важных «мелочей», существенно влияющих на позицию родителей, на их отношение к детскому саду. У родителей обязательно должно быть сформировано:
1) понимание своих прав и обязанностей в период посещения ребенком детского сада на основе ознакомления с нормативно-правовой базой, определяющей работу ДОУ с родителями. Так, в Закон РФ «Об образовании», гласит о том, что «родители - первые и основные воспитатели своих детей» и что детские сады создаются им в помощь (ФЗ «Об образовании», п. 18), в них работают педагоги со специальным образованием. Функция ДОУ - создавать условия для полноценного развития детей и освоения основной общеобразовательной программы каждым ребенком;
2) представление об особенностях образовательного процесса в ДОУ и о возможностях непосредственного в нем участия в качестве субъектов образовательного процесса;
3) готовность к непрерывному сотрудничеству с воспитателями и занятиям с ребенком по освоению образовательной программы через непосредственные и опосредованные контакты (родительский уголок);
4) осознание необходимости создания оптимальных условий для развития и саморазвития ребенка, обеспечения полноты и целостности социально-педагогической и культурно-образовательной среды (развивающая среда в семье, атмосфера заинтересованности успехами ребенка, психологический комфорт и пространство свободы и т.п.);
5) настрой на согласование подходов к ребенку между членами семьи и установление единства требований к его воспитанию под руководством детского сада.
Вводные беседы подобного содержания - обязанность руководства, это начало формирования у родителей ценностных ориентаций и субъектной позиции по отношению к детскому саду, к выполнению родительских обязанностей.
Если такой обстоятельный разговор не состоится, как это часто бывает, родители приводят ребенка в детский сад в полной уверенности, что за ним и присмотрят, и обслужат, и воспитают и к школе подготовят, а их дело -
оплачивать квитанции, своевременно приводить и вовремя забирать ребенка из детского сада. Так изначально парализуется инициатива и активность родителей, они занимают позицию наблюдателя и критика, в лучшем случае -исполнителя и соглашателя, но не воспитателя своего ребенка в образовательном процессе, организуемом педагогами. В дальнейшем требовать от них какой-либо активности становится все сложнее.
Нельзя перекладывать разговор по поводу родительских обязанностей на воспитателя. У него свои сложные ежедневные задачи по организации образовательного процесса и воспитанию детей и нет возможности проговаривать с каждым из родителей то, что своевременно обязан сделать руководитель ДОУ, как официальное лицо.
Примерный план первой беседы заведующего с родителями (желательно в присутствии обоих родителей) следующий:
1/. Информация о ДОУ (визитная карточка). Информация о воспитателях группы.
2/. Объяснение юридического статуса учреждения, обязанностей ДОУ по отношению к государству и выполнению нормативных документов, в том числе и родителями.
3/. Демонстрация ПООП (примерной основной общеобразовательной программы) и ООП (основной общеобразовательной программы) ДОУ -разговор о необходимости ее выполнения в плане преемственности со школой.
4/. Краткая информация о порядке выполнения программы в группе детского сада (расписание занятий, работа в течение дня, мониторинг освоения программы детьми и пр.) и об обязанностях воспитателя информировать об этом родителей.
5/. Разговор об обязанностях родителей по отношению к детскому саду и по отношению к своему ребенку, осваивающему образовательную программу.
6/. Объяснение необходимости ежедневного ознакомления с содержанием родительского уголка и выполнения рекомендаций воспитателя в указанные сроки (поручения, занятия с ребенком, участи в мониторинге, целевые наблюдения, чтение, экскурсии и т.п.).
7/. Обсуждение моментов, связанных с адаптацией ребенка к условиям детского сада, получение конкретных рекомендаций.
8/. Заполнение родителями анкеты о семье, об особенностях и привычках ребенка, условиях его жизни и занятиях дома.
Субъектная позиция родителей, обозначенная заведующим при первой встрече, красной нитью должна проходить через все последующие контакты с ними: на общих родительских собраниях, педагогических советах с приглашением родителей, в индивидуальных беседах, через родительские уголки и информационные стенды.
Итак, родители после беседы с заведующим настроены на выполнение определенных договоренностей и приводят ребенка в конкретную возрастную группу. Важно, чтобы они увидели все то, о чем шел разговор с руководством: гуманного воспитателя, материалы родительского уголка со сменной информацией, отражающей особенности организации жизни детей в детском саду, задания родителям, разнообразную детскую продукцию с письменными комментариями относительно критериев и показателей их оценивания. Т.е.
деловую атмосферу, которая создана для детей и их развития и для родителей, как участников этого процесса - равноценных субъектов.
Быть субъектом, значит проявлять активность, владеть средствами и способами воспитания детей, личностно ориентированного взаимодействия, четко представлять цели и добиваться образовательных результатов. Таковым должен быть не только воспитатель, но и родитель. При этом каждый выполняет свои задачи, не дублируя и не заменяя функции какой-либо из сторон, а гармонично дополняя друг друга.
Кратко остановимся на основных аспектах взаимодействия педагогов с родителями. Для формирования у них субъектной позиции важно:
1. Обеспечить разностороннее познание ребенка, выявить его уникальность и самобытность, принять его таким, какой он есть, признать его право на свой путь развития. На основании образа ребенка, полученного в результате исследования, родители под руководством воспитателя учатся ставить цели его развития и проектировать индивидуальный образовательный маршрут сына или дочери (первый месяц каждого учебного года);
2. Сформировать у родителей интерес к самоисследованию (по предложенным методикам), потребность самообразовании, освоении педагогических умений, необходимых для успешной реализации индивидуальной программы развития своего ребенка (первый месяц каждого учебного года). Так у родителей формируются мотивы педагогической деятельности с ребенком, а мотив - важнейший элемент инициативы и активности, с него начинается самостоятельность человека в деятельности. Воспитатель помогает родителям составить программу индивидуального саморазвития каждым родителем (первый месяц каждого учебного года);
3. Обучать родителей средствам и способам работы с детьми по общим и индивидуальным целям (целям саморазвития), используя разные формы работы, как со всем коллективом родителей, так и индивидуально-дифференцированные. Такое обучение идет по плану работы с семьями воспитанников (прямые контакты и опосредованные - через ребенка, родительский уголок). Тематика контактов связана с освоением детьми общеобразовательной программы, в процессе которых родители приобретают конкретные способы взаимодействия с ребенком (в течение учебного года);
4. Обеспечивать рефлексию, осознание новых приращений (и в ребенке, и в себе, как его воспитателе), критичную самооценку своей деятельности. Рефлексия позволяет родителям обратиться к своему опыту, к новым знаниям, увидеть сильные и слабые места в своей деятельности, что важно для проектирования дальнейших шагов в саморазвитии (последний месяц учебного года).
Данный алгоритм повторяется в каждой возрастной группе, когда воспитателям приходится привлекать родителей к совместному решению более сложных задач развития детей, обращаться и ко всем родителям одновременно, и организовывать индивидуально-дифференцированную работу с ними.
Важнейшую роль в полноценном сотрудничестве детского сада и семьи выполняет родительский уголок. Размещение в нем разноплановой сменной информации позволит воспитателю руководить активностью родителей,
направлять их деятельность в определенное русло. Чтобы информационные стенды, которые имеются в каждом детском саду, стали действенным средством сотрудничества в деле воспитания детей, необходимо:
1. Разместить в разделе постоянной информации, наравне с режимом дня, годовой комплексно-тематический план реализации основной общеобразовательной программы. Сегодня такой план разработан в каждом детском саду, в соответствии с комплексно-тематической организацией образовательного процесса, по ФГТ. Родители будут иметь общее представление о содержании работы с детьми в группе в течение года.
2. Раскрывать для родителей краткое содержание каждой темы годового плана. Для этого оформить информацию, которая будет находиться в родительском уголке от начала погружения детей в содержание темы до конца (1-2-3 недели), отразив в ней краткое содержание всей работы с детьми в детском саду. Родители должны быть осведомлены, какие знания и ценности освоят их дети за данный период времени, какими способностями овладеют. Такая информация способствует самоопределению родителей, выбору занятий, прогулок, экскурсий с детьми в соответствии с темой.
Для более точного формирования «целостной картины мира» в сознании детей, прочного освоения способов взаимодействия с этим миром на этом же стенде важно разместить рекомендации об организации деятельности ребенка дома, чем с ним позаниматься, какие места посетить и с какой целью и т.п.
3. Регулярно вести страничку каждого дня, извещая родителей о содержании совместных дел с детьми, отмечая успехи и трудности, называя конкретные имена отличившихся детей. Реализуя цели и плановые мероприятия, воспитатель в течение дня отмечает успехи детей, и делится информацией через рубрики: «Мы растем с каждым днем...», «Поздравляем Сашу... - далее идет информация о том, в чем преуспел данный ребенок», «Я рада, что. - от имени ребенка выражение гордости за успехи» и т.п.
4. Рядом необходимо оформить странички-обращения (задания для родителей): «Попросите ребенка рассказать о.», «Поговорите о.», «Повторите ..», «Закрепите знания с ребенком..», «Организуйте дома..», «Посетите.», «Сделайте.», «Проверьте.», «Прочтите.» и т.п., что является своеобразным продолжением образовательного процесса. Так родители принимают эстафету темы дня, становятся для ребенка собеседниками: заинтересованными, удивленными, восхищенными, организующими ситуацию, обращающимися с просьбой, и т.п. Ребенок, окрыленный вниманием к собственной персоне, с удовольствием повторяет материал темы в новом контексте, старается проявить себя с лучшей стороны.
5. Важным аспектом сотрудничества является привлечение родителей к мониторингу, к элементарной оценке развития у детей конкретных знаний и умений по теме и по программе в целом. Для этого их нужно обеспечить материалами к диагностике, дать инструкции. Родители достаточно объективно могут исследовать качество речи своего ребенка, культурно-гигиенические навыки, умения отсчитывать, сравнивать, графические умения и т.п. Могут выявить, запомнил ли он стихотворение, заслушать пересказ художественного текста или определить точность знания каких-либо фактов, событий и т.п.
Мониторинг с помощью родителей позволяет получать информацию о детях оперативно, быстро и своевременно на нее реагировать, объединив усилия двух сторон, что значительно облегчает работу воспитателю и помогает разрабатывать календарный план на основе диагностики. Огромный плюс в этом и для родителей, они овладевают важными исследовательскими умениями, ребенок становится им ближе, они лучше понимают его и себя, свои способности коррекции выявленных недостатков, у них появляется необходимость консультаций с воспитателем. Семья начинает объединяться вокруг ребенка, совместно решая возникающие проблемы и преодолевая трудности, осваивая эффективные способы его воспитания и обучения.
При такой работе с семьями воспитанников родители постепенно вовлекаются в образовательный процесс, становятся подлинными субъектами взаимодействия с педагогами ДОУ.
Благодаря выстроенной системе отношений между участниками образовательного процесса, созданию благоприятной атмосферы личностного влияния на развитие ребенка, происходит эффективное освоение программы каждым воспитанником, что подтверждено опытом нашей работы с базовыми дошкольными учреждениями.
Данный подход полностью соответствует тенденциям развития системы образования, совпадает с идеями необходимости повышения роли и ответственности родителей в воспитании детей, является частью общей системы работы педагога ДОУ, наряду с планированием образовательного процесса [6].
Резюмируя сказанное, отметим, что педагоги дошкольных образовательных учреждений должны в полной мере овладеть технологией работы с семьями воспитанников, формирования у них субъектной позиции в воспитании, развитии и образовании детей. Новые, инновационные формы, равно как и знакомые традиционные формы работы с родителями, дают эффект только в руках педагога, осознающего свою ответственность перед настоящим, сегодняшним днем, когда формируются основы личности ребенка, педагога и несущего ответственность перед будущим - каким станет ребенок через несколько лет, какой станет его семья, какой будет наша страна. Литература:
1. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. / Авт-сост. Глебова С.В. -Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007- 111 с.
2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.
3. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1988. - 304 с.
4. Попова В.Р. Планирование образовательной деятельности субъектов -эффективный путь внедрения ФГТ в практику дошкольного образования. // Сборник материалов Первой международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - С. 372-394.
5. Приказ № 655 Минобрнауки России от 23.11.2009 «Об утверждении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
6. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.