Научная статья на тему 'Субъективный взгляд на одно научное событие (часть 2)'

Субъективный взгляд на одно научное событие (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
243
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SWIMMING / SCIENTIFIC SEMINAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тимакова Татьяна Серафимовна

Заметка посвящена Российско-американскому научно-практическому семинару по плаванию. Излагаются темы выступлений докладчиков с комментариями автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper describes Russian-american scientific seminar in swimming. Presentations themes are described along with author’s comments.

Текст научной работы на тему «Субъективный взгляд на одно научное событие (часть 2)»

СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОДНО НАУЧНОЕ СОБЫТИЕ

(часть 2)

(Окончание. Начало см.: Вестник спортивной науки. - 2010. - № 2.)

Т.С. ТИМАКОВА, ВНИИФК

Аннотация

Заметка посвящена Российско-американскому научнопрактическому семинару по плаванию. Излагаются темы выступлений докладчиков с комментариями автора.

Ключевые слова: плавание, научный семинар.

Abstract

This paper describes Russian-american scientific seminar in swimming. Presentations themes are described along with author’s comments.

Key words: swimming, scientific seminar.

Во второй половине дня Джон Урбанчик выступил с темой «Философия тренировки». Он сказал, что за 30 лет работы выработал свои подходы к системе тренировок. Поскольку он работает в Университете, то его ученики по возрасту от 18 лет и старше. В связи с этим он высказал особую благодарность и признательность тем, кто работает с начинающими и юными пловцами и хорошо понимает кинезиологию обучения и формирования техники: «Гораздо легче изменить принципы тренировки, чем изменить и исправить сложившуюся технику пловца». Говоря об американской системе подготовки юных пловцов, он сказал следующее. Дети могут с шести лет учиться плаванию. В США есть программа для шестилеток. Они посещают бассейн три раза в неделю. Есть затем возрастные группы («age groups», «silver» and «gold»-groups).

Критерием продвижения по группам является стабильность навыков плавания, в зависимости от устойчивости технических навыков их переводят в старшую группу. Увеличение объема упражнений в воде идет в зависимости от устойчивости качества гребка и самой техники. Существуют стандарты результатов для каждой возрастной группы, которые помогают тренерам в распознании талантов. С 12-14 лет пловцы тренируются 6-8 раз в неделю в зависимости от их продвижения и индивидуальных особенностей. Дети соревнуются друг с другом и стараются попасть в другую категорию, но нет давления со стороны тренеров (хотя есть нередко такое давление со стороны родителей). Главное, чтобы прогресс шел за счет общей кондиции и совершенствования техники плавания всеми стилями. Много игровых заданий. Поэтому между тренерами все время идет соперничество по качеству и разнообразию проводимых занятий, что стимулирует их творческий потенциал. Занятия не должны быть скучными, много вкладывается в выдумки интересных заданий, тренеры много шутят с детьми и «подначивают», но так, чтобы никому не было обидно.

Для Урбанчика качество гребка и продуктивность работы ног стоят на первом месте. Хотя он поклонник «математического» подхода к планированию трениро-

вочных нагрузок, в целом он регулирует интенсивность упражнений по темповым характеристикам и ЧСС пловца. Спортсмен при выполнении задания ведет счет количеству гребков на длину бассейна, и ему легко регулировать необходимые усилия и интенсивность.

Урбанчик придерживается строгой последовательности в изменении структуры заданий при построении недельного тренировочного микроцикла: три дня -преимущественно использует упражнения на уровне аэробного порога, затем один день - «предпороговая скорость», еще один день - ниже порога. Предпочитает работать с пловцами, специализирующимися на дистанциях средней длины. По его мнению, их отличия: 1) они любят тренироваться; 2) им присущи идеальные темпо-ритмовые характеристики; 3) они умело управляют темпом; 4) плавают 4-6-ударным кролем.

В отличие от д-ра Сало его можно отнести к яркому типу тренера с выраженным аналитическим складом ума. Во многом используемые им принципы построения макро- и мезоциклов похожи на методику тренировки, которой пользовались лучшие советские и российские тренеры. Так, для него, например, важно знать за 6 недель до Олимпийских игр, какова скорость пловца на уровне ПАНО1 и ПАНО2, МПК. Для этой цели он использует тест-задание на дистанциях 200, 400 и 600 м. Есть у него и свои излюбленные серии для спринтеров, средневиков и стайеров. При этом время проплыва отрезка (дистанции) в серии строго конкретизируется для каждого пловца. Для этого он использует специальную таблицу расчета скорости плавания. Исключительно много в тренировке уделяет работе ног, считая плавание на ногах «пятым способом плавания», широко использует плавание с тормозом («парашютом» и т.п.). Пловцы выполняют скоростные задания на развитие выносливости при плавании с помощью ног длиной 1200-1300 м. При этом всячески старается так организовать тренировочный процесс, чтобы он не казался скучным и монотонным («тренировка должна быть в удовольствие»). На каждой тренировке пловцы также выполняют много стартовых прыжков и повороты в полную силу.

(Ш)

Весьма интересно выглядел материал видеофильма, снятый в большом зале Университета с бесчисленным количеством приспособлений самого разного рода (вплоть до ведра, заполненного рисом, в котором пловцы развивают силу кистей рук). Очень много разнообразных, но весьма простых упражнений на развитие подвижности в суставах, координации и т.п. Правда, Джон Урбанчик сразу предупредил, что упражнения демонстрируют примерно 200 пловцов (в том числе и чемпионы Олимпийских игр), но все это сделано специально для семинара. Обычно в зале могут тренироваться столько же пловцов по станциям при меньшем количестве упражнений за одно занятие. Кстати, выполняющий упражнение на тренажере - один из лучших в мире пловцов в плавании на спине с ростом за 2 м - очень старался, но по координации на суше совсем не выглядел идеально.

Комментарий. Помимо того, что Джон Урбанчик подробно излагал принципы построения тренировки и регулирования нагрузки, он, как и Д. Сало, позволил желающим переписать с ноутбука всю информацию, которой они делились.

Второй день семинара начался с выступления Дэвида Сало (Университет Южной Калифорнии), которое можно перевести как «Тренировка спортсмена XXI тысячелетия». Кратко перечислил основные вехи своей карьеры успешного тренера, из чего было понятно, что он имел тот самый опыт прохождения всего тренерского пути -от школы плавания в работе с детьми и подростками до элиты американского плавания. Преимущественно его контингент - это пловцы-студенты возраста 17-22 лет. Он подчеркнул, что он сторонник того направления в современной системе тренировки, которую назвал «artistic». При этом добавил, что построение тренировки в Европе основано преимущественно на научном подходе, в США преобладает подход, который скорее можно охарактеризовать как «искусство». Первый подход требует привлечения науки, он более «централизованный» и несет в себе признаки определенной «формализации», соответственно давая меньше возможностей творчества тренеру. Европейцы «привязаны» к своим центрам, имеют сходные схемы построения тренировочного процесса, что ведет к большей унификации методик, тогда как лучшие американские тренеры работают скорее как художники.

Касаясь проблем времени, он сказал, что сегодня дети и молодежь совсем не такие, какие были в предыдущих поколениях. У них иные взгляды и потребности, что, несомненно, предъявляет иные требования к методам воспитания и тренировки. Он назвал их поколением MTV. Так же довольно критично он высказался и по поводу нового поколения тренеров. Им - детям нового «технологического мира» - не хватает основательности, тренеры старой формации были более подготовленными к специфике рода деятельности. А сейчас жизнь становится легче, а тренировки - труднее. Мол, это поколение не очень терпеливо, и все хотят все сразу. Поэтому им

нужны стимулирующие средства («как в TV-клипах»). Эти факторы необходимо сегодня учитывать в работе. В своих подходах Сало выделил ряд моментов, которые, по его мнению, определяют необходимые условия в работе современного тренера: 1) постоянно включать инновации, повышающие интерес спортсменов и стимулирующие их мотивацию к тренировке; 2) быть увлеченным и самому уметь увлекать; 3) иметь «фанов» и быть «пассионарным», уметь общаться с прессой и спонсорами.

Далее он сказал, что хотя его считают тренером спринтеров, но он убежден, что независимо от длины дистанции всем нужна спринтерская подготовка. «Я сам участвую в тренировке, я не сторонний наблюдатель, я ее соучастник. Необходимо эмоционально вовлекать всех в этот процесс!». Он скептически выразился по поводу «аэробной» - «анаэробной» тренировок: «Это меня мало интересует!». Нарисовав трансформацию энергоисточников в цикле Кребса, он сказал, что раньше считал лактат «врагом», но на самом деле он источник энергии: «Я не тренирую на пороговых скоростях. Я тренирую на соревновательной или выше соревновательной скорости, то есть тренирую сам процесс». Отметил, что у пловцов олимпийского состава тренировка в воде обычно длится до двух часов. Остальное - трата времени.

Вместе с тем д-р Сало легко оперировал принятыми терминами (не забудем, что он защитил диссертацию в области физиологии тренировки, что и позволяет ему быть «вольнодумцем» в практической области). Он сказал, что большое внимание уделяет тренировкам на суше, потому что многие проблемы там легче решаются. Среди задач в тренировке на суше он выделил такие разделы, как «Мышечная сила и мощность», «Общая физическая подготовка», «Кардиоваскулярная тренировка», «Аэробная подготовка». Отдельной задачей для него стоит проблема нейромышечной адаптации к его системе и принципам тренировки («race rate, rate race»). Важное место на суше занимает тренировка на растягивание и на координацию. В зале широко использует эластичные шнуры, «проэластичные» канаты, медболы, работу с сопротивлением массой тела пловца и его партнера, упражнения на подтягивание и на развитие мышц пресса. Как в воде, так и на суше он активно использует игры и игровые задания. В воде постоянно использует разного рода сопротивления (плавание с парашютами, в ботинках и т.п.). Наш гостренер В.Б. Авдеенко добавил, что в зале всегда есть тренер по ОФП и помощники. Они следят и контролируют работу пловцов, помогая им более качественно и в соответствии с заданным темпом (под энергичную музыку) выполнять задания.

Мы не будет останавливаться на подробной схеме построения тренировок и принципов их развития на примере конкретных типовых заданий. Дэвид подробно останавливался на системе организации заданий, включая принципы выполнения заданий по смене характера упражнений с использованием их сложной комбинации. Он не раз подчеркивал важность манипулирования

ШШ)

в заданиях элементами техники плавания, в частности, с самыми различными положениями рук и ног. Причем задания организованы таким образом (с использованием всевозможных приспособлений и любимых им эластичных шнуров и бинтов, а также лопаток разных размеров и отягощений), что в своей совокупности весь комплекс упражнений прорабатывает буквально все группы мышц туловища и рук. В воде пловцы время не теряют, нет практически заданий на «откупывание». Как он выразился, что это их дело - сколько плавать с комфортной для них скоростью после окончания тренировки.

В тренировке Д. Сало требует, чтобы пловцы строго выполняли задания именно с той скоростью, которая им задана, соблюдая хорошо им известное, наиболее рациональное и стабильное число гребковых движений на длину бассейна. В его тренировке пловцы много плавают с использованием короткого 25-метрового отрезка. Поскольку у него все же ярко проявляется стиль тренировки с «короткого конца», то он предпочитает тренироваться в 25-метровом бассейне, где легко варьировать задания и концентрироваться на «механике гребка». Часто использует финишное ускорение с максимальной скоростью. Некоторые упражнения таковы, что требуют большой эмоциональной выдержки и характера, но они непродолжительны по времени и с увлечением выполняются всеми по очереди с эффектом состязательности и приза победителю. У него есть своя «атлетическая тренировка» в воде, выполнение которой не под силу даже иному высококлассному спортсмену (своего рода приглашение в членство клуба его элиты). Небезынтересна и такая его фраза, в которой он выразился, что проблема здоровья - это проблема самого спортсмена. Что он как тренер знает, что он делает, и не дает пловцу перетренироваться. Тренировки проводятся сугубо групповым методом.

Комментарий. Наши тренеры задавали довольно много вопросов Д. Сало по методике его тренировки. Как мне кажется, вопросы, к сожалению, показали их «школярский» уровень. Дело ведь не в метрах и километрах, и даже не в перечне серий, которые выполняют ученики. Для него, как он ответил, неважно, какой километраж они освоят на тренировке, в мезоцикле и в целом. Для него важна сила и направленность воздействий, полученный от них эффект. В соответствии с тем, что он хочет получить, моделируется (его выражение) тренировка. Это означает, что он и без света прекрасно ориентируется в большой темной комнате, наполненной ценными, а порой и хрупкими предметами. Для него на первом месте стоит мотивация спортсмена и способность того выполнять с внутренней заряженностью сложные и трудные задания. Спортсмен уверен в своем тренере, он не сомневается в том, что у него «great trainer». Именно поэтому все те занимательные, но весьма тяжелые упражнения в бассейне выполняются с азартом и неоднократно. Такие тренировки могут выполняться только в компании равно функционально подготовленных спортсменов.

Когда он демонстрировал через компьютер свои занимательные упражнения в воде, они напомнили мне задания на технику передвижения, которые применяют в игровых видах спорта, однако к ним добавлялось сопротивление воды, или каких-либо отягощений, или средств, затрудняющих привычную координацию движений. Касаясь вопросов по тренировке представителей разных специализаций, он отдельно выделил способ плавания «брасс». Предпочитает плавание в парах, больше уделяет работе по элементам в комбинации с элементами техники плавания «дельфин». Также он подробно отвечал на вопросы по работе с пловцами различного возраста и квалификации. Он подчеркнул, что получает свою зарплату в Университете за работу со всеми студентами, которые специализируются в плавании, а не за работу с чемпионами. Поэтому у него много народа, который отличается талантами и подготовленностью, но он их одинаково нацеливает на полную самоотдачу, обеспечивая им ту самую «волну успеха». В целом он всех пловцов делит на «elite» и «developed».

Говоря о подготовке юных, он считает, что до 12 лет (он в основном работает с мужским контингентом, а это возраст вступления в пубертатный период) важно поставить правильно технику всех способов плавания. Поэтому он предпочитает пользоваться дистанциями длиной в 25 и 50, реже - 75 м. На соревнованиях обычно использует дистанции не более 200 м комплексного плавания, дистанцию 400 м в этом возрасте не применяет. У него были трое мальчиков, которые в 12-13 лет выразили желание проплыть дистанцию 500 ярдов (проплыли в пределах 4.52-4.59). И с 13 до 15 лет тренировались по общей программе своего возраста с акцентом на качество гребка, не используя при этом длинных дистанций. Что не помешало одному из них установить мировой рекорд в плавании на спине.

В своей работе много использует метод «фартлек», смену скорости плавания «максимально быстро на ногах» со скоростью на дистанции 200 м с акцентом внимания на гребок и т.п. Выполнив, например, серию 5х (4X25 м + 50 м + 4X25 м + 200 м), он получает по метаболизму тот же эффект, что и упражнение 10X200 м. Он также приводил примеры серий, в которых вместо дистанции использовал обозначения х, y, z. Для каждого буквенного обозначения имелся свой перечень упражнений. И пловец по своему усмотрению выбирал свою серию. Еще раз подчеркнул о роли техники плавания («это - все!»). В тренировке - от начинающего обучаться плаванию ребенка до 30-летних именитых пловцов - все выполняют упражнения типа «стрела», «торпеда», то есть на скольжение.

Несколько слов хотелось бы сказать по поводу «мастер-класса», который в 25-метровом бассейне с нашими пловцами 14-16 лет провели оба американских тренера. Можно только сказать, что ребята не выполнили и половины намеченных упражнений в парах с эластичным шнуром. И с большим трудом подтягивались у стар-

ІШ)

товых тумбочек с тем, чтобы начать новое задание (или попрощаться). А потом, уже одетые, долго молча сидели внизу, с трудом приходя в себя. Однако на следующий день «мастер-класс» провели наши лучшие специалисты -уже упоминаемые В.Б. Авдеенко и А.Р. Воронцов. Тренировка по сериям была близка к традиционной, и уже в более расширенном составе (присоединились и девочки) ребята вполне успешно с правились с ней.

В качестве заключения хотелось бы сказать следующее. Во-первых, нужно поблагодарить за личную ини-

циативу и энтузиазм в подготовке этого мероприятия к.п.н. Александра Владимировича Петряева, который давно лелеял мысль о такой встрече (СПбРГУФК им. Лесгафта). Во-вторых, отрадно было видеть, что на этот недешевый по личным тратам семинар приехало немало молодых тренеров со всех концов нашей страны и стран СНГ. Это вселяет определенную надежду на то, что у нас есть еще резервы для роста и развития спортивного плавания. Можно также добавить, что Дэвид Сало любезно приглашал наших тренеров посетить его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.