Научная статья на тему 'Субъективный взгляд на одно научное событие (часть 1)'

Субъективный взгляд на одно научное событие (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
211
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / НАУЧНЫЙ СЕМИНАР / SWIMMING / SCIENTIFIC SEMINAR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тимакова Татьяна Серафимовна

Заметка посвящена Российско-американскому научно-практическому семинару по плаванию. Излагаются темы выступлений докладчиков с комментариями автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тимакова Татьяна Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper describes Russian-american scientific seminar in swimming. Presentations themes are described along with author’s comments.

Текст научной работы на тему «Субъективный взгляд на одно научное событие (часть 1)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

СУБЪЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОДНО НАУЧНОЕ СОБЫТИЕ (часть 1)

Т.С. ТИМАКОВА, ВНИИФК

Аннотация

Заметка посвящена Российско-американскому научно-практическому семинару по плаванию. Излагаются темы выступлений докладчиков с комментариями автора.

Ключевые слова: плавание, научный семинар.

Abstract

This paper describes Russian-american scientific seminar in swimming. Presentations themes are described along with author’s comments.

Keywords: swimming, scientific seminar.

Введение

В октябре 2009 г. в Санкт-Петербурге состоялся научно-практический семинар «Диалог США - Россия», предваряющий V Международную научно-практическую конференцию «Плавание. Исследования. Тренировка. Гидрореабилитация». Со стороны США участвовали Джон Леонард - «эксклюзивный директор американской ассоциации тренеров по плаванию»; Дэвид Сало - один из крупнейших специалистов в спортивном плавании, доктор физиологии спорта, подготовивший не один десяток блестящих пловцов, возраст 52 года, а также Джон Урбанчик, весьма известный тренер и специалист по плаванию, венгр по происхождению, 72 года. Оба работают с пловцами двух ведущих университетов в США.

В течение трех рабочих дней американцы делились опытом работы со спортсменами и существующей в США системой организации деятельности тренеров по плаванию. В процессе выступлений в непринужденной обстановке и в самом прямом контакте с присутствующими американцы подробно отвечали на все вопросы. С российской стороны активное участие в диалоге приняли гостренер по плаванию В.Б. Авдеенко, а также принявший бразды правления сборной страны по плаванию кандидат педагогических наук А.Р. Воронцов, много поработавший за рубежом, и в частности в Англии. На взгляд автора статьи, американцы были искренни, подробно и откровенно отвечали на вопросы.

Поскольку американцы продолжают оставаться гегемонами в плавании, а американский пловец Фелпс будоражит интерес специалистов и любителей спорта, то их взгляды и практический опыт представляют, несомненно, большой интерес. Тем более, что по методике подготовки два известных в США тренера - Дж. Урбанчик и Д. Сало во многом стоят на разных научно-теоретических платформах. Очевидно, небесполезны для нас и сведения по

организации работы тренеров в США. Немалый интерес и обсуждение вызвал также проведенный в третий день мастер-класс в воде, где ассистировали учащиеся спорт-интерната Санкт-Петербурга.

Программа, содержание выступлений с комментариями автора

Первый день семинара (07.10.2009 г.) открыл Дж. Леонард с выступлением, которое он посвятил анализу условий, обеспечивающих появление чемпиона («A Gold Medal Environment»). По содержанию выступление скорее отражало систему организации работы тренеров в США. Условием успеха является наличие «великого тренера» (great trainer) и «голодных к успеху пловцов». Докладчик часто оперировал пословицами, имеющих место и в нашем обиходе. Начал с пословицы «За двумя зайцами погонишься...», имея в виду необходимость четкого понимания того, что именно хочет достичь тренер в своей работе; то же самое относится и к спортсмену. Иначе говоря, какой мотивацией руководствуется спортсмен (имеется в виду уже сложившийся спортсмен, обучающийся, как правило, в университете). Следовательно, речь шла об обоюдной целеустремленности, жизненных ценностях и установках.

Следующим шло рассуждение докладчика на тему поговорки «сила волка в стае, сила стаи в волке (вожаке)». То есть обязательным условием успеха является наличие у тренера «команды» (team), в которой все горят желанием добиться побед в спорте (неважно каких - олимпийских, национального уровня или своего штата, школы, университета или лично самого себя). Следовательно, важным условием успеха является уровень тренирующихся вместе пловцов.

И далее докладчик стал говорить о том, как важно с первых лет тренировочных занятий (обычно в возрасте

12-13 лет) установить контакт с родителями, найти с ними общий язык и взаимопонимание. Тренер обязан знать, каковы отношения у ребенка с семьей, с кем он дружит и как он учится, кто и какое оказывает на него влияние, каково его отношение к режиму дня и т.п. Ответы на эти вопросы позволят тренеру определить его «менталитет» («mind-set»), поскольку этому свойству личности принадлежит решающее условие успешности в спорте и в жизни: «чемпионами не рождаются, а становятся».

Большое место в подготовке молодого пловца занимают соревнования, которые по функциональной роли скорее рассматриваются как «состязания». На тренировках пловцы постоянно стремятся выиграть у своих партнеров на дорожках. И тренер всячески поддерживает дух и азарт состязаний. Только в соперничестве можно воспитать лидерские качества у ребенка. Но главное во взаимоотношениях тренера со спортсменами - это единые принципы для всех. Что же касается собственно соревнований, то, по мнению Леонарда, это непростой вопрос, требующий учета индивидуальных особенностей и готовности ребенка к борьбе. Умело играя на самолюбии, тренер обязан проявлять уважение к спортсмену, всячески его поддерживать, уметь воодушевить, не допуская появления отрицательных эмоций. Главным в вопросе участия спортсмена в соревнованиях является ответ, что дадут ему эти соревнования. Участвовать или нет в соревнованиях - во многом зависит от подготовленности, уровня соревнований и желания спортсмена в них участвовать: он должен сам выбрать своего «зайца». Вместе с тем он должен уметь пережить проигрыш и уметь анализировать его причины.

Комментарий. Проблема соревнований и воспитания у детей умения соревноваться интересовала многих. На вопрос о системе возрастных соревнований был получен следующий ответ. Цель соревнований - получить опыт. Дети младшего возраста участвуют обычно в соревнованиях один раз в месяц. В возрасте 11-13 лет -дважды в месяц. Начиная с 14 лет у пловцов свой, утвержденный федерацией плавания календарь соревнований. Обычно один-два раза в неделю проводят «внутренние» старты, эстафеты. Поскольку с возраста 13 лет дети и подростки физически существенно меняются, то соревнования предпочтительно проводят в комплексном плавании при большом разнообразии форм проведения. Не должно быть «бессмысленных соревнований». Участие в соревнованиях должно обеспечить «волну успеха» ученика. Перед ним должны стоять конкретная цель и решаться конкретные задачи.

Многих интересовал феномен Фелпса, и речь постоянно возвращалась к его персоне. По мнению д-ра Дж. Л., главным в характере Ф. является его «неистовость» в достижении цели. Хотя его плавательные способности были очевидны сразу («вода - его стихия»), в детстве его неоднократно выгоняли из бассейна за поведение и строптивость. Он и сейчас постоянно спорит со своим весьма авторитетным тренером Боуманом, проявляя невиданное упорство и упрямство в требовании доказать ему смысл предлагаемой тренировки и каждого ее задания. Нередко споры и разногласия приходится «гасить» на уровне федерации и тренерской ассоциации.

В первый день выступлений, пожалуй, наиболее емким был аспект, касающийся компетентности и мировоззрения американского тренера. В США, где за занятия платит ученик (или родители), нет проблемы выбора тренера. Если спортсмен уверен в своем желании достичь успеха, то он волен переехать туда, где, как он убежден, получит от тренера то, что ему нужно и чего он хочет. Поэтому одним из главных критериев оценки успешного тренера является число постоянно занимающихся у него учеников: это и его рейтинг как профессионала, и источник его благосостояния.

Говоря о тренерском корпусе, особое место в разговоре докладчик уделил требованиям, отвечающим признакам профессионального тренера. Прежде всего тренер должен быть «креативным», обладающим четким, своим видением цели, задач и путей их решения. То есть тренер должен иметь собственный стиль деятельности. Он должен быть настолько авторитетен, чтобы пловцы гордились его вниманием, тем, что он «их» тренер. Помимо знания, как достичь требуемого результата, такой тренер должен быть внимательным и справедливым и не бояться признать свои просчеты и ошибки. Помимо чисто профессиональных качеств важным инструментом общения успешного тренера - это наличие у него чувства юмора, оптимистичность (уметь зажечь каждого). В какой-то степени он должен обладать качествами актера, «шоумена». Он строит работу так, что каждый спортсмен мотивирован и стимулирован на полную самоотдачу. Если спортсмен не готов сегодня к такой работе, пусть он займется чем-то полезным, но другим (например, учебой, участием в работе клуба и т.п.).

Естественно, был затронут вопрос оплаты тренеров и условий их работы. Как правило, клубы испытывают трудности с самофинансированием. Обычно после получения диплома об образовании начинающие тренеры получают годовую зарплату в 15-20 тыс. долл. Тренеры получают образование в вузах, но берут на работу и платят только за ее результаты. Чаще всего контракт предусматривает продолжительность работы тренера в клубе в один год. Продление контракта зависит от результатов работы. То же самое - и работа тренера в университетах. Для опытных и успешных тренеров контракт может быть заключен на более длительный срок. У элитных тренеров заработная плата за год примерно достигает 250 тыс. долл. Поскольку диапазон заработной платы широк, у тренера есть стимул для повышения компетентности. Этой теме докладчик уделил особое внимание. Организация системы роста профессионального мастерства и уровня квалификации (компетентности) тренера является важнейшим направлением работы федераций и ассоциаций тренеров по плаванию.

У каждой такой ассоциации есть программа по повышению роста профессионального уровня тренера. Ассоциация тренеров США имеет единые методы оценки компетентности тренера, которые основываются на критериях практических достижений, опыта работы и знаний. Большинство работодателей заинтересовано в росте самообразования тренера, способствуя нередко этому практическим образом. В некоторых клубах оплата стоимости курсов повышения квалификации входит

т

отдельным пунктом заключаемого контракта (но это скорее исключение из общей практики).

Ассоциация тренеров США (7 тыс. отечественных и 10 тыс. зарубежных тренеров) утвердила пять уровней образовательных программ. Первый уровень - включает общие вопросы тренерской практики по теории и методике обучения плаванию. В данное время предстоит расширить объем программы за счет знаний из области психологии и менеджмента. Второй уровень квалификационной программы образования полностью посвящен теоретическим и практическим основам биомеханики плавания («технике гребка»). Третий уровень включает вопросы физиологии тренировки, некоторых медицинских аспектов. Четвертый уровень представляет собой программу для повышения компетентности в области администрирования. Пятый уровень рассчитан на руководителей клубов, ассоциаций и т.п. На этом уровне повышения квалификации преимущественно рассматриваются не только вопросы политики в области спорта и менеджмента, но и вопросы психологии общения, а также юриспруденции. Необязательно посещать эти курсы, можно самостоятельно готовиться по программам, а затем пройти необходимое тестирование и получить сертификат.

Из числа официально зарегистрированных тренеров и специалистов в области плавания примерно 3-5% имеют сертификаты всех 5 уровней; сертификат 4 уровня - примерно 10% и 3 уровня - 15-20%. Остальные имеют сертификаты первых двух уровней, позволяющие работать с детскими группами. После прохождения образовательных программ трех уровней возможности для получения престижной работы существенно возрастают. Помимо этого на уровне разных структур еще существует по разным направлениям 25 дополнительных курсов. Всего же в США существует примерно 3 тысячи курсов по повышению квалификации в областях, так или иначе связанных с плаванием. Кроме того, Ассоциация тренеров США выпускает специализированный журнал 6 раз в течение года. Свой багаж в области профессиональных знаний можно также обогатить и по Интернету. Там же публикуются тренировочные программы лучших пловцов США. Стоимость одного часа посещения - 1 долл.

Очень живой и эмоциональный Джон Урбанчик дополнил, что наибольшие деньги платят тем успешным тренерам, которые к тому же еще и имеют степень доктора наук, намекая на Д. Сало, который в юности был его учеником. Свое выступление Дж. Урбанчик начал с объяснения феномена Фелпса, поскольку он уже много лет работает в Университете г. Мичигана штата Иллинойс, где живет, обучается и тренируется Майкл. Он сказал, что Майкл - это редкий уникум в единственном числе; вода - генетически его стихия, у него удивительное чувство воды. Он сливается с водой и получает наслаждение от этого. Он «текучий» пловец, а не силовой, и поэтому новые гидрокостюмы не для него. Он выделялся в воде среди прочих сразу. С 11 лет он стал тренироваться, но, хотя тренер и был уверен в его таланте (и в его неистовой любви к воде), он не раз выгонял его, поскольку тот мешал тренироваться другим. С профессиональной ответственностью стал тренироваться в 14-15 лет. Основ-

ное в его способностях - это его голова, уникальная способность к концентрации. Он, как и его тренер, страшно упрямые, оба часто спорят и конфликтуют, поскольку Майкл всегда настаивает на своем. Например, Фелпс раздражал тренера тем, что выполнял старт с тумбочки под углом 45°, а затем выпрямлялся и проплывал под водой метров 15. Позднее выяснилось, что именно под таким углом сила выталкивания у него наибольшая. Он, как «норовистая лошадь», трудно поддается управлению. Тем не менее оба они как одно целое. На заработанные им призовые деньги он купил вполне успешный «Балтимор Акватик Клаб» за 5,8 млн долл., который теперь будет носить его имя. И где, очевидно, он будет утверждать свои концептуальные взгляды и принципы. И хотя с ним всегда очень трудно, у него уже есть своя команда. Кстати, было сказано, что Фелпс боится лекарств и всяческих подделок, использует преимущественно витамин С, так же, как и то, что в университете он учился на музыкальном факультете, а не на спортивном.

В своем выступлении Джон Урбанчик затронул многие актуальные проблемы современного спорта, сказав, что спорт и подготовка выдающегося спортсмена стали сегодня практически индустрией, и то, что было раньше, сейчас уже не подходит. Сегодня спорт стал заложником коммерции. Нередко тренер - не самое главное лицо в этом процессе. Нужен медико-биологический центр контроля как за состоянием здоровья спортсмена, так и для борьбы с опасностью использования допингов. Сам Урбанчик категорически против употребления спортсменом разного рода средств, стимулирующих его работоспособность (и к тому же запрещенных ВАДА). Он пояснил, что у него сложилась своя, научно строго выстроенная система тренировки, а применение каких-то стимуляторов нарушает ход адаптации организмом к предложенным нагрузкам. Это серьезно мешает анализу тренером динамики их усвоения и реакции на них организма спортсмена. Но, как он заметил, к сожалению, сегодня нет надежного иммунитета к их использованию спортсменами, поскольку трудно противостоять этой бизнес-машине гигантской технологии, на которую трудятся армии биохимиков и фармакологов.

Дж. Леонард добавил, что в этом плане мы «откатились лет на 10 назад». Спортсмен, желающий сиюминутного успеха, всегда легко найдет того, кто поможет ему приобрести желаемое. Сегодня разрабатываются стероиды, которые не определяются существующими средствами допинг-контроля. Химики перемещают молекулы из одной части вещества в другую и т.п. Это все равно, что «искать иголку в стоге сена». Более того, существует «лобби», противодействующее внедрению технологий, позволяющих выявить их у спортсмена. Но уже практикой доказано, что без допинга лучше тренироваться и многие рекорды превышены теми, кто их не употребляет.

Комментарий. Когда через день после возвращения из С.-Петербурга мне пришлось вести семинар для тренеров, то я не могла не поделиться впечатлениями, полученными на этом семинаре. Но реакция была во многом сугубо негативная. И по поводу требований к уровню компетентности американских тренеров («нам бы их зарплату!»),

но более всего - по поводу использования допингов. Меня упрекнули в наивности («так вам они и расскажут правду!», и что-то еще известное по поводу лапши на уши).

Здесь же была затронута актуальная тема гидрокостюмов. Во многом оба американца винят шумиху вокруг рекордов, которая нужна репортерам, журналистам, прессе и которых не интересует, что такое «мир рекордов» и что за этим стоит. Они сказали, что еще несколько месяцев назад цена такого купальника была 500-900 долл. И это практически для одного раза их использования. У их производителей один интерес - деньги. Сейчас изменился взгляд на эту проблему, но борьба еще предстоит, и необходимо коллегиальное решение по их запрету.

В продолжение темы Дж. Урбанчик сказал, что лично он запретил бы использование этих костюмов. Но многие спортсмены их любят, а прессе нужны сенсации. Но, если их запретят, необходимо разработать иную технику гребка с тем, чтобы повысить положение тела в воде. Надо обучать высокому положению тела в воде

и укреплять мышцы туловища. Но все это вопрос времени. И мы уверены, что какое-то время результаты будут ниже, будет временный «откат», но методика не стоит на месте, а таланты и без костюма таланты. Урбанчик привел пример: «Лет 30 назад пловцы в воде выполняли за неделю тренировочные объемы в 80-100 км. Благодаря науке тренироваться стали меньше, но лучше, и рекорды продолжают расти».

Комментарий. Действительно, для многих спортсменов использование нового типа костюмов выгодно. Он помогает быть успешным избыточно атлетическим и «накачанным» спортсменам, а также пловцам, потерявшим с возрастом оптимум гидростатических и гидродинамических свойств тела и им соответствующей кондиции. В январе этого года в США состоялось международное заседание ФИНА, на котором было принято решение о запрете нового типа костюмов.

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.