Научная статья на тему 'Профессиональная идентификация личности в сфере физической культуры и спорта: образ молодого спортсмена'

Профессиональная идентификация личности в сфере физической культуры и спорта: образ молодого спортсмена Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1235
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ СПОРТСМЕН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Миронова Светлана Петровна

Анализ мемуаров, газетных публикаций, репортажи выдающихся теле-радио-ведущих, высказывания ведущих тренеров и спортсменов дают возможность оценить субъективно-модальные и ценностно-смысловые характеристики образа молодого спортсмена. Оценке подвергаются: эффективность спортивной деятельности, результативность, техническая подготовка, эмоциональная и когнитивная составляющая, волевой компонент, целевая установка, доминирующие мотивы деятельности, индивидуальный стиль. Раскрывается роль тренера в педагогическом сопровождении молодого спортсмена на пути его профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional identification of the personality in physical culture and sports sphere: image of the young athlete

The analysis of memoirs, newspaper publications, reporting of the outstanding TV radio showmasters, statements of the leading trainers and athletes give the chance to estimate the subjective-modal and valuable and semantic characteristics of the image of the young athlete. To assessment the following is exposed: efficiency of sports activity, productivity, technical training, emotional and cognitive components, strong-willed component, purpose, dominating motives of activity, individual style. The role of the trainer in pedagogical support of the young athlete on the way of to its professional formation has been revealed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная идентификация личности в сфере физической культуры и спорта: образ молодого спортсмена»

междунар. науч.-практ. конф. - Таганрог, 2011. - С. 57-63.

7. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. - М. : Просвещение, 1996. - 312 с.

8. Фомин, Н.А. Психофизиология здоровья / Н.А. Фомин. - Челябинск : Изд-во Т. Лурье, 1998. - 392 с.

REFERENCES

1. Amonashvili, Sh.A. (1986), In school at age six, publishing house "Education", Moscow.

2. Arshavskij, I.A. (1967), Essays on age physiology, publishing house "Medicine", Moscow..

3. Vygotsky, L.S. (1997), Questions of child psychology, publishing house "Pedagogic", Moscow.

4. Keneman, A.V. and Khukhlaeva D.V. (1978), Theory and methods of physical education of children of preschool age, publishing house "Education", Moscow.

5. Medvedeva S.A. (2008), Health forming technology training and education in early childhood development, publishing house "RSPPU", Yekaterinburg.

6. Medvedeva S.A. (2011), "Health forming technology development psychophysical potential future students", Science in the modern world: Proceedings of the international. scientific-practical. conference, Taganrog, pp. 57-63.

7. Poddiakov, N.N. (1996), Features of mental development of preschool children, publishing house "Education", Moscow.

8. Fomin, N.A. (1998), Psychophysiology health, publishing house "T. Lurie", Chelyabinsk.

Контактная информация: Medvedeva@rsvpu.ru; Svetlanameda74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2014.

УДК [796.071.2]:796.011.8:82

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ОБРАЗ МОЛОДОГО СПОРТСМЕНА

Светлана Петровна Миронова кандидат педагогических наук, профессор, директор социального института, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),

г. Екатеринбург

Аннотация

Анализ мемуаров, газетных публикаций, репортажи выдающихся теле-радио-ведущих, высказывания ведущих тренеров и спортсменов дают возможность оценить субъективно-модальные и ценностно-смысловые характеристики образа молодого спортсмена. Оценке подвергаются: эффективность спортивной деятельности, результативность, техническая подготовка, эмоциональная и когнитивная составляющая, волевой компонент, целевая установка, доминирующие мотивы деятельности, индивидуальный стиль. Раскрывается роль тренера в педагогическом сопровождении молодого спортсмена на пути его профессионального становления.

Ключевые слова: молодой спортсмен, профессиональная идентификация, когнитивный феномен.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p119-126

PROFESSIONAL IDENTIFICATION OF THE PERSONALITY IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SPHERE: IMAGE OF THE YOUNG ATHLETE

Svetlana Petrovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Director of social institute, Russian State Professional and Pedagogical University, Yekaterinburg

Annotation

The analysis of memoirs, newspaper publications, reporting of the outstanding TV radio showmasters, statements of the leading trainers and athletes give the chance to estimate the subjective-modal and

valuable and semantic characteristics of the image of the young athlete. To assessment the following is exposed: efficiency of sports activity, productivity, technical training, emotional and cognitive components, strong-willed component, purpose, dominating motives of activity, individual style. The role of the trainer in pedagogical support of the young athlete on the way of to its professional formation has been revealed.

Keywords: young athlete, professional identification, cognitive phenomenon.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Профессиональная идентификация будущего педагога по физической культуре -это результат процесса формирования в сознании студента концептосферы «педагог по физической культуре», которая объединяет образы педагогов по физической культуре, выполняющих определенный вид профессиональной деятельности (преподаватель физического воспитания в вузе, учитель физической культуры в школе, тренер, менеджер в сфере физической культуре и спорта), и включает образ собственного профессионального Я, сценарии профессиональной деятельности [2].

В рамках исследования профессиональной идентификации личности интересным представляется рассмотреть, как образ молодого спортсмена в качестве разновидности профессиональной идентификации в сфере физической культуры и спорта предстает в дискурсе современной российской публицистики, беллетристики и спортивных мемуаров, поскольку такой анализ позволяет выявить особенности интерпретации данного когнитивного феномена в сознании современных россиян. В качестве материала исследования использовались данные основного и газетного подкорпусов Национального корпуса русского языка [3].

Основными лексическими репрезентациями образа молодого спортсмена в лексикографических источниках являются понятия молодой - «Находящийся в возрасте от отрочества до зрелых лет, обычно от восемнадцати до тридцати пяти лет» и спортсмен -«Человек, систематически, постоянно (как любитель или профессионал) занимающийся каким-либо видом спорта или спортивной игры, участвующий в спортивных состязаниях для достижения спортивных результатов, высоких достижений в спорте, а также для развития физической культуры, закалки организма».

В дискурсивных реализациях образа молодого спортсмена проявляется устойчивый набор когнитивные признаков концепта «Соревнование» [1], регулярно конкретизирующих основные базовые когнитивные признаки в определенных параметрах, при этом набор этих признаков, их конкретная репрезентация зависит от дискурсивного наполнения лексических репрезентантов этих признаков.

В настоящее время в когнитивных науках утвердилось мнение о том, что большая часть структуры знания имеет форму пропозициональных моделей, которые вычленяют элементы, дают их характеристики и указывают на связи между ними. Понятие пропозиции вводится в рамках когнитивной психологии, под пропозицией понимается языковое воплощение некоего положения дел в действительности, ситуации. Образ молодого спортсмена в современной российской публицистике, беллетристике и спортивным мемуарах конкретизируется через маркеры дискурсивной актуализации следующих аспектов, на основе когнитивного подхода соотнесенных с позициями когнитивно-пропозициональной структуры, составляющей в сознании современных россиян ядро данного образа.

Субъект 1 - молодой спортсмен, когнитивные характеристики которого в дискурсе современной российской публицистики, беллетристики и спортивных мемуаров актуализируются следующим образом.

В сфере физической культуры и спорта к молодым спортсменам обычно относят юниоров и юниорок (разг.) - участников спортивных соревнований в одной из возрастных юношеских групп (обычно в возрасте от 19 до 22 лет), но все же понятие молодой спортсмен - достаточно относительное, так как возрастные границы для различных

групп, занимающихся физической культурой и спортом, зависят от вида спорта (Вместе с опытным Шоминым выступали два молодых по меркам стрельбы спортсмена. - В тех случаях, когда не указан автор, примеры выбраны из газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка); существуют виды спорта, в которых нет жесткого возрастного разграничения (В скоростных видах подводного спорта, как и в плавании, трудно говорить о «старых» и «молодых» спортсменах, ибо все наши рекордсмены молоды).

Частотные номинации молодых спортсменов в контекстах - юниоры, дебютанты, надежда России (Соревнования проводятся при поддержке заявочного комитета «Со-чи-2014», который активно помогает турнирам для молодых спортсменов - будущих надежд России в олимпийском движении).

Спортивный талант молодого спортсмена может проявиться не сразу. Крупнейшими международными комплексными спортивными соревнованиями являются летние и зимние Олимпийские игры, которые проводятся каждые четыре года; это самый престижный вид соревнований. Звание олимпийского чемпиона, которое остается за победителем навсегда, является наиболее почетным и желанным в спортивной карьере каждого спортсмена. Победитель Олимпийских игр, прославивший свою команду и свою страну, становится известным среди поклонников спорта (Свет от вновь родившейся звезды доходит до нас через длительный промежуток времени. Кто знает, не родилось ли уже где-нибудь новое гимнастическое «светило»?! И, безусловно, скажут еще свое веское слово наши более молодые спортсменки <...> кто знает, в каком порядке они выстроятся на Олимпиаде! (Л. Латынина «Моя гимнастика»)). Для молодых спортсменов престижным является выступление на юношеских Олимпийских играх (А сейчас наша смена, что называется, молодые наши спортсмены выступают на юношеских, первых в истории юношеских Олимпийских играх в Сингапуре).

Для того чтобы набраться спортивного опыта и участвовать в дальнейшем в процессе соревнований на Олимпийских играх в качестве спортсмена, претендующего на победу, молодому спортсмену обычно необходимо набраться опыта и принять участие в нескольких соревнования как престижных - например, выступить на Олимпийских играх (Тренеры рассчитывают, что молодой спортсмен в Пекине получит неоценимый опыт, который поможет ему в дальнейшем вырасти в большого мастера), так и не очень авторитетных (Завершившийся на днях Международный юниорский турнир категории «А» — не единственное соревнование, которое организует Федерация дзюдо Санкт-Петербурга для молодых спортсменов).

Среди молодых спортсменов выделяются самые талантливые и наиболее одаренные в своем виде спорта (Из числа молодых спортсменов немец выделил именно Гамильтона как одного из самых перспективных и талантливых; На ринге Дома друзей Олимпиады выступят молодые, перспективные спортсмены, чьи поединки станут яркими и незабываемыми); как правило, такие спортсмены имеют награды и титулы, полученные обычно на юношеских спортивных состязаниях (Получил эксклюзив о нашем молодом спортсмене Петре Седове, который может стать открытием на Олимпиаде — он пятикратный чемпион мира среди юниоров).

Физическая подготовленность молодых спортсменов может использоваться и в военных целях (22 июня 1941 года первенство СССР по футболу было отложено в связи с началом боевых действий. Выяснилось - на четыре долгих года. С полей футбольных молодые спортсмены отправлялись на поля сражений).

К сожалению, контексты отражают и отрицательные составляющие образа молодого спортсмена: молодые спортсмены - часто зависимы и бесправны (Если молодой теннисист не заиграл, это всего лишь упущенная выгода посредника - он же ничего не тратил, но вот если заиграл, то он его с помпой перепродает могущественной фирме (вспомните, у молодого спортсмена нет прав)... (Ш. Тарпищев «Самый долгий матч»)).

Кроме того, дискурсные реализации понятия «молодой спортсмен» указывают и на существующий в русском национальном сознании этностереотип физкультурника, качка с куриными мозгами (Символом этого искусства был образ молодого жизнерадостного человека, ловкого спортсмена, вечно смеющегося весельчака, не отличавшегося сложностью своей психологии, не занимавшегося размышлениями о вещах, его непосредственно не касающихся, не задумывающегося о смысле жизни и о смысле истории, не отягощенного традициями прошлого (Ю. Елагин «Темный гений»), не отягощенного знаниями (Как это ни странно сейчас звучит, но раньше в среде молодых спортсменов в моде было образование), потенциального или реального нарушителя закона, поскольку специфика российской действительности (особенно периода 90-х гг. ХХ в.) такова, что молодые спортсмены - это своеобразный «резерв» для преступных группировок (Шаба-лов многие годы посвятил спорту и в напряженном труде получил звание мастера спорта по вольной борьбе. Свою бригаду он начал сколачивать исключительно из молодых спортсменов, ранее не судимых... (А. Ростовский «По законам волчьей стаи»)).

Жизнь молодых спортсменов - это отражение современной российской ситуации, они - слепок с молодого поколения российского общества, поэтому им свойственным и все пороки этого общества (И молодые спортсмены, попадая в сборную команду (не важно, региона или России), находясь на полном содержании государства, вдруг начинают курить «травку»!).

Спортивные соревнования должны быть честными и равноправными, борьба за победу на соревнованиях должна осуществляться в соответствии с правилами и принципами спорта и олимпийским духом. Спортсменам нельзя применять для улучшения своих спортивных результатов запрещенные препараты - допинг. До или после выступления на соревнованиях проводится допинг-контроль - экспресс-анализ крови спортсмена на наличие допинга. Нарушение спортивных правил, спортивной этики и т.п. может повлечь за собой дисквалификацию спортсмена - временное или постоянное лишение спортсмена или спортивной команды права участвовать в соревнованиях, поэтому для спортивной деятельности молодых спортсменов актуальна тема применения допинга (Количество дисквалифицированных борцов более всего отражает «осведомленность» спортсменов, их тренеров, врачей в вопросах противодействия допингу. Преобладание в списке нарушителей молодых спортсменов лишний раз подтверждает необходимость переноса акцента в борьбе с допингом на младшие возрастные группы); что может привести даже к смертельному исходу (Часто приходится слышать, что причиной очередной смерти какого-нибудь молодого спортсмена стало применение стимуляторов). Печально, но допинговые препараты может давать наиболее перспективным молодым спортсменам и тренер (Весной прошлого года появилась информация о том, что тренер-преподаватель одной из спортшкол Трехгорного молодым спортсменам, подающим особые надежды, вместе с витаминами дает таблетки странной формы).

Характеристики Субъекта 1: молодые спортсмены - это амбициозные (Декабрь должен дать ясный ответ о границах амбиций и возможностей молодого спортсмена), талантливые (Мы увидели две золотые медали двух талантливых молодых спортсменов Тани Кашириной и Саши Иванова), инициативные личности с сильным характером (Внутренне я был полностью убежден в большом будущем Ирины и Алексея. Верил в них до конца, как в собственные силы. Я видел в этих молодых спортсменах незаурядные личности, стойкие характеры), которые, применяя инновационную спортивную технику (Это было поражение не столько чемпиона, сколько старой, отжившей тактики, из которой Андреев взял все, что мог. Он довел технику своей игры до «машинности», а иной раз поражал выдержкой и выносливостью. Но теперь подобный теннис рушился на наших глазах. Удивлены были лишь те, кто не знал, как исподволь готовились молодые спортсмены, кто не понимал, что менялась «партитура» тенниса, а значит, должны были меняться и исполнители партий (М. Мержанов «Аплодисменты при пораже-

нии»)), ломают устоявшиеся в спорте стереотипы (Тренер считал Ирину и Алексея носителями нового, прогрессивного направления в фигурном катании. Они взрывали старые каноны, шли в неизведанное. И ради нового стиля вышли на ледяную арену).

Проходя жесткий отбор (Естественные водоемы - это, если можно так сказать, начальная школа, а искусственные бассейны - высшее учебное заведение по плаванию, куда попадают наиболее способные, трудолюбивые и настойчивые), молодые спортсмены или имеют приоритет при формировании состава сборных команд (учебного заведения, организации, города, региона, страны) - спортивных коллективов, составленных из лучших спортсменов, отобранных из различных команд, обществ только на период соревнований (Процесс обновления команды идет постоянно, иначе мы не смогли бы так легко сформировать команду из молодых спортсменов; Больше половины нашей команды - дебютанты, совсем молодые спортсмены), что является для них дополнительным стимулом к тренировке и соревновательной деятельности (Говоря о перспективах сборной в подготовке к Олимпийским играм в Лондоне, главный тренер подчеркнул, что хотел бы видеть больше новых имен в команде к Играм), или, наоборот, подвергаются дискриминации при отборе в зависимости от вида спорта (Молодые спортсмены попадают в команду только в том случае, если кто-то из лидеров завершает карьеру).

Предполагается, что в ходе спортивного соревнования спортсмен должен продемонстрировать такие качества, как патриотизм, честность, мужество, героизм, спортивную злость, спортивный характер, проявляющиеся в стремлении к победе, достижению высоких результатов, мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека («Для меня важен спортивный принцип. Если я вышел на ринг, то должен победить. Первое по-настоящему серьезное испытание молодого спортсмена состоялось в 2009 году). Обычно одерживают верх более опытные, мотивированные, азартные, умелые, уверенные в себе, хорошо подготовленные и жаждущие победы соперники.

Но из-за недостатка опыта молодым спортсменам необходима помощь и дополнительная психологическая подготовка и поддержка (Психологические нагрузки на соревнованиях мирового масштаба не выдерживают порой даже молодые спортсмены), поскольку самое трудно для них - не физическое напряжение, а необходимость выдержать сверхсильные психологические нагрузки на соревнованиях (Волнение и ответственность будет давить на психику молодого спортсмена).

Особенностью современного спорта является внедрение в сферу спортивной деятельности рыночных отношений. Часто молодые спортсмены становятся своеобразным товаром на спортивном рынке (Формой организации подобного бизнеса должен стать закрытый паевой фонд, предназначенный для квалифицированных инвесторов. В него будут запакованы договоры с юными футболистами либо с их представителями - родителями. Молодые футболисты согласно договору будут обеспечены тренерским составом, амуницией и другими необходимыми условиями для игры. Основная цель ЗПИФа — найти молодого спортсмена, которого потом можно продать клубам).

Позиция предиката - типичные действия и деятельность молодых спортсменов. Спорт и физическая культура тесно связаны с процессом соревнования, во время которого соперники (спортсмены или спортивные команды) стремятся победить друг друга, добиться лучших спортивных результатов по сравнению с кем-либо, превзойти кого-либо по силе, ловкости, быстроте, выносливости, пластичности и другим физическим качествам. Поэтому молодые спортсмены интенсивно тренируются (Дабы у читателей не создалось впечатления, что успехи Баландина, Белоногова и других молодых спортсменов достигнуты главным образом за счет их особых способностей, хочу сказать, что их достижения - это результат большого труда), постоянно самосовершенствуются в избранном виде спорта. Существует представление о том, что молодой спортсмен должен постоянно улучшать свои спортивные достижения (И кто из молодых спортсменов, на ваш взгляд, способен настолько прогрессировать, чтоб занимать призовые места на

международных соревнованиях в ближайшее будущее?). В упорной борьбе они завоевывают право войти в состав сборных команд (Раньше мне никогда не приходилось бороться за попадание в команду; Открытый чемпионат России по плаванию, который стартовал во вторник в московском спорткомплексе «Олимпийский», даст шанс молодым спортсменам пробиться в сборную страны, считает главный тренер команды Андрей Воронцов), получить право участия в престижных спортивных соревнованиях (В составе команды на чемпионате Европы много молодых спортсменов, есть даже дебютанты официальных соревнований; Как правило, в начале карьеры молодым спортсменам надо сильно постараться, чтобы войти в сборную или поехать на какой-то старт).

Основная составляющая при формировании спортивного профессионализма молодого спортсмена - опыт участия в спортивных соревнованиях разного ранга (Молодым спортсменам нужно время, чтобы выйти из юниоров и влиться в старшую. Соревновательный опыт поможет избежать таких неудач, когда кажется: вот она, золотая медаль, - и на последнем прыжке золото от тебя уплывает. Нужно время на обкатку). Частотны такие контекстные партнеры словосочетания «молодой спортсмен», как обкатка - Пробными движениями, ездой и т.п. проверять готовность чего-либо к работе; обстрелять - Приучать к стрельбе, к трудностям, давая возможность приобрести опыт, привыкнуть к обстановке соревнованиям (- В первом после Олимпийском сезоне мы планируем обстрелять на турнирах высшего ранга как можно больше молодых спортсменов). Участвуя в соревнованиях, молодые спортсмены достигают высоких спортивных результатов (Половина участников - молодые спортсмены, сумевшие за короткий срок достигнуть хороших показателей), побивают рекорды своих предшественников (В нынешнем сезоне этот рекорд был недавно побит Г. Пискуновым, а затем, на днях, - молодым ленинградским спортсменом Е. Красильниковым).

Победа в спортивном состязании обычно связана с преодолением усталости, физической боли, является победой над самим собой, поэтому победа вызывает у спортсмена, зрителей и болельщиков чувство удовлетворения, радости (Уверен, из тех молодых спортсменов, которые посмотрели этот турнир, многие мечтают стать чемпионами России, Европы, мира, испытать незабываемы чувства от победы). Правда, для молодого спортсмена не только поражение, но и победа на спортивном состязании могут стать серьезным психологическим испытанием (У молодых спортсменов часто бывает так, что после победы на турнире появляется боязнь поражения в первом круге).

Реалии современной жизни таковы, что организация и проведение спортивных соревнований тесно связаны с бизнесом (например, получением доходов от рекламы, продажей товаров с олимпийской символикой и т.п.), а участие в соревнованиях с целью получения материальных благ и призов стало источником благосостояния для профессиональных спортсменов, одним из видов их профессиональной деятельности. Молодые профессиональные спортсмены высокого уровня имеют высокие гонорары, получают доходы, рекламируя различные товары (Расхожее выражение «гуляй, пока молодой» к хоккеистам применимо в полной мере. Молодому спортсмену около двадцати, а заработок уже позволяет ни в чем себе не отказывать). Молодые спортсмены могут получать и спонсорскую помощь (Хотелось бы поблагодарить нашего постоянного и надежного партнера - благотворительный фонд «СОК», который оказывает большую поддержку молодым спортсменам).

Русские молодые спортсмены активно участвуют в общественных проектах (В соревнованиях примут участие молодые спортсмены, выступающие под эгидой Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом). В современной России молодые победители спортивных соревнований часто становятся видными фигурами в различных политических партиях.

Средства и условия обучения и спортивной подготовки. В силу возраста молодые спортсмены могут получать определенные привилегии на соревнованиях (Сначала участники должны были преодолеть вплавь 750 метров по Волге. А течение там, надо сказать, очень сильное. Поэтому молодым спортсменам разрешили одеть гидрокостюмы, взрослые триатлонисты такой привилегии были лишены).

К сожалению, у российских молодых и пока «не титулованных» спортсменов обычно недостаточно спортивного инвентаря и оборудования (Многие наши молодые спортсмены вынуждены «донашивать» сани за лидером российской команды Альбертом Демченко). Часто при подготовке молодых спортсменов к соревнованиям (обычно из-за недостатка материальных ресурсов) используются не специальные технические средства, а естественные условия природной среды (Обычно свои первые шаги на воде пловец делает на реке, озере, пруде, море. Тут он получает хорошую закалку. Преуспевающие сейчас молодые спортсмены научились плаванию на реках или морях).

Все же, несмотря на недостаток государственного финансирования (Я недавно вернулся из Печоры, где проходили соревнования на призы Николая Бажукова, так вот там выступали молодые спортсмены, которых регионы отправили за счет их же родителей), в контекстах подчеркивается, что для молодых спортсменов необходимо создавать специальные условия подготовки (Но теперь у нас есть аргументы, в том числе и материальные, чтобы дать возможность молодому спортсмену спокойно тренироваться дома).

Методы обучения. Подготовка молодых спортсменов к соревнованиям высокого уровня включает в себя целую систему мероприятий, средств и методой обучения (Что ЧМ даст для России? - Будет разработана целая система по подготовке нынешних молодых спортсменов к ЧМ-2018).

Молодые спортсмены в силу возраста еще не имеют достаточного опыта (Вторую часть секции, сравнительно малочисленную, составляли в основном молодые спортсмены, зачастую не умеющие даже плавать) участия в соревнования высшего ранга (Несколько слов о команде ФРГ. В ее составе выступали молодые спортсмены, у которых еще не было опыта международных встреч, но они отлично знали подводную технику), не владеют в достаточной мере техникой своего вида спорта.

Возможно, это происходит и потому, что при подготовке спортсменов по некоторым видам спорта традиции советской «школы» обучения молодых спортсменов были утрачены (На тех забытых фигурах ты учишься чувствовать свое тело, начиная от кончика пальца на ноге и кончая кончиком уха. <...> Когда молодые спортсмены приходят ко мне в театр и я им говорю <... > «повернись на месте», а они не знают, как повернуться, они не умеют этого делать, они же сейчас не изучают «школу». <... > Для обучения культуре скольжения «школа» - идеальная наука (Н. Бестемьянова и др. «Пара, в которой трое»)).

Но интенсивная подготовка к соревнованиям молодых спортсменов имеет свои результатом формирование нужных для победы в определенном виде спорта кондиционных физических качеств (Бег на 5 тысяч метров требует тонкого и точного расчета сил, умения выдержать взятый темп. Молодой спортсмен из города Владимира лаборант завода «Автоприбор» Дмитрий Сакуненко в полной мере показал эти качества и прошел дистанцию за 8 минут и 18,4 секунды, тем самым побив рекорд Е. Красильникова).

Данные анализа дискурсной реализации образа молодого спортсмена показали, что когнитивно-пропозициональная структура, в которую могут быть обобщены ассоциативные признаки, связанные с образом молодого спортсмена, сквозь призму современной российской публицистики, беллетристики и спортивных мемуаров включает в себя следующие позиции: Субъект 1, Характеристики Субъекта 1, Предикат, Средства и условия обучения и спортивной подготовки, Методы обучения. В публицистическом дискур-

се используются различные приемы и средства, способствующие расширению объема когнитивных признаков и соответственно - ментального пространства образа молодого спортсмена, наблюдаются различные варианты модификации универсальной ментальной структуры концепта «Соревнование» через проекцию образа молодого спортсмена.

Типология выделенных когнитивных признаков как составляющих когнитивно-пропозициональной структуры не уникальна (так, сходной структурой характеризуется и концепт «Соревнование»), но их лексическая наполняемость и объем специфичны для каждого вида профессиональной деятельности педагога по физической культуре, что зависит прежде всего от способов и характера репрезентаций данного концепта в языке и дискурсе, поскольку концепт как ментальная сущность и его репрезентации связаны нерасторжимой связью: концепт репрезентируется различными единицами, которые, в свою очередь, в совокупности формируют определенное его ментальное поле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии) : проспект словаря / под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. -Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2010. - 340 с.

2. Миронова, С.П. Профессиональная идентификация и образование: современные проблемы формирования профессионального сознания : монография / С.П. Миронова. -Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. - 107 с.

3. Национальный корпус русского языка // Режим доступа: www.ruscorpora.ru. - Дата обращения 30.01.2014.

REFERENCES

1. Ed. Babenko, L.G. (2010), Kontseptosfera of Russian: key concepts and their representations (on a material of lexicon, phraseology and a paremiologiya): the dictionary prospectus, publishing house Ural University, Yekaterinburg.

2. Mironova S.P. (2009), Professional identification and education: modern problems of formation of professional consciousness: monograph, Publishing house of Public Educational Institution of Higher Professional Training Ros. gos. prof.-ped. un-t, Yekaterinburg.

3. National case of Russian, available at: www.ruscorpora.ru.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2014.

УДК 37.042; 376.2; 797.21

ПРИНЦИП ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ КАПСУЛЫ В ПРОЦЕССЕ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА С ОТКЛОНЕНИЕМ В СОСТОЯНИИ

ЗДОРОВЬЯ

Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук, профессор, Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Викторовна Григорьева, аспирантка, Ольга Сергеевна Пацек, аспирантка, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры

Аннотация

Представлены результаты исследования условий формирования «плавучести» ученика с ограниченными физическими / интеллектуальными возможностями при выполнении упражнений в процессе педагогической гидрореабилитации. На примере упражнений показана методика апробации педагогической модели: «тренер - вода - ученик». Обобщаются результаты авторской совместной деятельности с учеником с ограниченными физическими / интеллектуальными возможно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.