определения общих тенденций в реакции спортсменов на предлагаемую физическую нагрузку. Однако частотные и временные параметры ВСР информативны при оценке адекватности индивидуальных реакции организма на тренировочные нагрузки и восстановительные мероприятия в рамках предсоревновательной подготовки и соревновательного турнира. Наличие срочной информации об особенностях регуляции сердечного ритма у каждого спортсмена позволяет индивидуализировать тренировочные нагрузки и персонализировать программу восстановительных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский, Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине / Р.М. Баевский // Физиология человека. - 2002. - Т. 28. - № 2. - С. 70-82.
2. Михайлов, В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения / В.М. Михайлов ; Ивановская гос. мед. академия. - Иваново : [б.и.], 2002. - 290 с.
3. Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use / Task Force of The European Society of Cardiology and The North American. Society of Pacing and Electrophysiology (Membership of the Task Force listed in the Appendix) // European Heart Journal. -1996. - № 17. - Р. 354-381.
4. Table tennis: cardiorespiratory and metabolic analysis of match and exercise in elite junior national players / B. Sperlich , K. Koehler , H.C. Holmberg, C. Zinner // J Sports Physiol Perform. - 2011. -June ; 6 (2). - P. 234-42.
REFERENCES
1. Baevsky, R.M. (2002), "Analysis of heart rate variability in space medicine", Human Physiology, Vol. 28, No. 2, pp. 70-82 .
2. Mikhailov, V.M. (2002), Heart rate variability: the practical experience,
Ivan.gos.med.akademiya, Ivanovo, Russia Federation, ISBN: 5-94723-857-8
3. Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use. Task Force of The European Society of Cardiology and The North American. Society of Pacing and Electrophysiology (Membership of the Task Force listed in the Appendix), (1996), European Heart Journal , Vol.17 , pp. 354-381
4. Sperlich, B. Koehler, K., Holmberg, H.C. and Zinner C. (2011), "Table tennis: cardiorespiratory and metabolic analysis of match and exercise in elite junior national players", Int J Sports Physiol Perform, Vol. 6, No 2, pp.234- 42.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.02.2014.
УДК [796.071.2]:796.011.8:82
КОГНИТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗА МОЛОДОГО СПОРТСМЕНА
Светлана Петровна Миронова, кандидат педагогических наук, профессор, директор социального института Российский государственный профессионально-педагогический университет, (РГППУ),
г. Екатеринбург
Аннотация
На основе анализа дискурсной реализации в современной российской публицистике образа молодого спортсмена выявлена складывающая в сознании и связанная с ним когнитивнопропозициональная структура. Раскрывается роль тренера в педагогическом сопровождении молодого спортсмена на пути его профессионального становления.
Ключевые слова: молодой спортсмен, профессиональная идентификация, когнитивный подход.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p112-118
COGNITIVE COMPONENTS OF THE IMAGE OF THE YOUNG ATHLETE
Svetlana Petrovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, professor,
director of social institute Russian State Professional And Pedagogical University, Yekaterinburg
Annotation
On the basis of the analysis of discourse realization in the modern Russian journalism of an image of the young athlete the study revealed the connected with the athlete cognitive and propositional structure putting in the consciousness. The role of the trainer in pedagogical support of the young athlete on the way to its professional stability has been revealed.
Keywords: young athlete, professional identification, cognitive approach.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Образ молодого спортсмена как разновидность профессиональной идентификации в сфере физической культуры и спорта в настоящее время активно интерпретируется в дискурсе современной российской публицистики, беллетристики и спортивных мемуаров, где проявляется устойчивый набор когнитивные признаков, связанных с молодым спортсменом в русском национальном сознании. С точки зрения когнитивного подхода рассмотрим, какие представления о людях, окружающих молодого спортсмена (тренере, коллегах по спортивной команде и др.), о результате спортивной деятельности молодого спортсмена отражаются структурой знания в форме пропозициональной модели, а также на основе анализа контекстов определим, какова оценка спортивной деятельности молодого спортсмена в современных СМИ. В качестве материала для анализа при этом использовались данные основного и газетного подкорпусов Национального корпуса русского языка [3].
Образ молодого спортсмена в современной российской публицистике, беллетристике и спортивным мемуарах конкретизируется через маркеры дискурсивной актуализации нескольких аспектов, составляющих позиции когнитивно-пропозициональной структуры, представляющей в сознании современных россиян ядро данного образа.
Субъекты, окружающие молодого спортсмена. Во-первых, в становлении молодого спортсмена неоценима роль тренера, который ищет и находит одаренных молодых людей ([Тарасов] всегда имел лучших спортсменов, и не только потому, что служил в ЦСКА, а армейский клуб имел привилегию забирать молодых спортсменов в армию. Отец не пользовался готовым, он ребят находил. Ездил в Сибирь, летал на Дальний Восток, был готов ради талантливого парня отправиться куда угодно. Любого мальчика, о котором начинали говорить, он сначала сам смотрел (Т. Тарасова, В. Мелик-Карамов «Красавица и чудовище»); помогает раскрыть и развить им физические качества и личный талант (Тренер должен «очистить» игру Потанина от лишних движений, подобно тому как скульптор снимает последнюю глину с готового произведения. Тогда игра молодого спортсмена приобретет еще большую стремительность, силу и красоту. М. Мержанов «Аплодисменты при поражении»); Австралийская федерация тенниса предложила работу испанскому тренеру Феликсу Мантилье, чтобы тот обучил молодых спортсменов навыкам игры на медленных покрытиях); «отдает всего себя» в процессе тренировки молодых спортсменов, часто в ущерб своему здоровью, собственным спортивным достижениям и материальному достатку (Следующие два-три года уже под руководством личного тренера, который будет сопровождать молодого спортсмена на всем пути его становления вплоть до профессиональных соревнований, ребята будут заниматься в учебно-тренировочной группе). Тренер находит подход к любому спортсмену (— Сейчас молодым спортсменам, которые слишком переживают, я накануне старта или устраиваю нагоняй, или глажу их по головке — в зависимости от
склада их характера).
Во-вторых, молодые спортсмены «наступают на пятки» признанным корифеям спорта (Рядом с опытными бойцами в Пекине выступят молодые спортсмены, которые уже успели завоевать признание в спортивном мире и показать высокие результаты на престижных соревнованиях).
Можно отметить частотность контекстов, в которых наблюдается противопоставление молодых и опытных спортсменов (А где еще молодым спортсменам соревноваться со звездами и попадать в сборную на летнюю подготовку, как не на своем чемпионате?; Старшие из звезд волейбола сразились с командой молодых спортсменов).
С одной стороны, для опытного спортсмена проиграть молодому на соревнованиях обидно вдвойне (И конечно же отметим девочку Иреен Вуст / то что олимпийское золото она выиграла у Ренаты Грёневольд / прям даже видно было / что Рената не довольна даже своему серебру после дистанции / потому что проиграть молодому спортсмену в Голландии / это многого стоит (Михаил Сёмин, Иван Скобрев. Спортивный репортаж: конькобежный спорт. Олимпийские игры). С другой стороны, титулованные и опытные спортсмены могут играть неоценимую роль в практике подготовки молодых спортсменов, выступая в качестве образца для подражания (Достать победителя вчерашней гонки Рафаэля Пуаре у нашего молодого спортсмена объективно не было возможностей - триумфатор чемпионата мира по-прежнему в блестящей форме; Как сделать так, чтобы молодые спортсмены брали пример со знаменитых современников: Александра Карелина, Вячеслава Фетисова, Андрея Гурьева?; У Тайсона в Чечне немало поклонников, особенно среди молодых спортсменов, которые восхищались его боксерским мастерством), проводя мастер-классы для молодых спортсменов (Молодого спортсмена гонял по площадке более опытный американец Джордж Сантьяго), приобретающих неоценимый опыт (Молодые спортсмены приобретают неоценимый опыт общения с лидерами).
В-третьих, позицию Субъекта в когнитивно-пропозициональной структуре из-за жесткой конкуренции могут заполнять и другие молодые спортсмены (В китайском спорте царит система «на выживание»: из 100 молодых спортсменов до сборной дотягивают в лучшем случае 10 - 15).
В-четвертых, по данным анализа публицистического дискурса молодым спортсменам активно помогают руководители разного ранга: в спортивной (В комитете Ставропольского края по физической культуре и спорту заверили, что молодой спортсмен и его наставники могут рассчитывать на все предусмотренные региональным законом меры социальной поддержки) и других сферах управления (После многочисленных побед на различных соревнованиях молодых спортсменов подросткового клуба «Витязь» за последние несколько лет решением главы госадминистрации этот клуб был реорганизован в муниципальное учреждение дополнительного образования «Спортивный клуб комплексных единоборств и фитнеса» города Рыбницы); помощь оказывают и «простые граждане» (Закладываем новый парк для молодых спортсменов). В России принято, что руководители государства лично поздравляют спортсменов с победой на крупных соревнованиях (Президент поздравил молодых спортсменов с победой на Универсиаде-2011 в Турции).
В-пятых, на формирование спортивных и личностных качеств молодых спортсменов большое влияние оказывают ветераны спорта (А те поколения молодых спортсменов, которым еще предстоит прийти в хоккей по этой дорожке, узнали бы об Алексее и стремились бы быть похожими на него, - говорят болельщики в своем послании). Любой молодой спортсмен со временем неизменно становится опытным «ветераном» (Валерий Лукьянченко давно начал, как говорится, «стучаться в ворота сборной», но долгое время все безуспешно. Шли годы, и незаметно из молодого, подающего надежды спортсмена он превратился в «стреляного ветерана»).
В контекстах неоднократно подчеркивается необходимость воспитания молодых спортсменов (Аркадий Воробьев отметил, что премия «СЛАВА» является хорошим стимулом для молодых спортсменов, для их воспитания).
Но не всегда молодые спортсмены могут чему-либо поучиться у корифеев спорта (По окончанию беговой карьеры свои большие нагрузки резко сменил обездвиживанием. Не утруждал себя ни физкультурой, ни диетой. С 60 килограммов быстро нарастил вес до 110. В этом плане он не пример для молодых спортсменов).
В-шестых, данную позицию может замещать номинация человека, не занимающегося спортом, но молодые спортсмены своими регулярными занятиями показывают ему пример (Что-то звало его еще раз прокатиться с горы. <...> Это занятие увлекло Федора Ивановича, и он прекратил его лишь после того, как к нему присоединились два веселых молодых спортсмена, проезжавшие по верхней лыжне. Посмотрев сверху, ребята спрыгнули с лыжни на склон и, рухнув вниз, заюлили между соснами, как бы показывая Федору Ивановичу, как это делают умелые люди. Тот сразу убедился, что до них ему далеко (В. Дудинцев).
Одну из позиции когнитивно-пропозициональной структуры, ассоциативно связанной с образом молодого спорстмена, занимает Риск как составляющая подготовки молодого спортсмена к соревнованиям (Функционально программа очень сложная. Если любая пара себе не отказывает в двух минутах медленной части и таким образом отдыхает, восстанавливает дыхание, то у Платова с Грищук не получалось и секунды передышки. От начала и до конца программа, как рулетка, раскручивается все быстрее и быстрее. И конечно, для уже не совсем молодых спортсменов, какими они были, это в некотором роде авантюра, но все-таки мы на нее замахнулись (Т. Тарасова, В. Ме-лик-Карамов «Красавица и чудовище»)).
Результат спортивной деятельности молодых спортсменов. Победитель соревнований занимает первое место, а спортсмены, вышедшие в лидеры, - второе и третье места; они получают награды соответственно занимаемым местам: золотую, серебряную, бронзовую медали или другие призы, трофеи: кубки, дипломы, грамоты, денежное вознаграждение. Этот фактор может стать приоритетным для молодых спортсменов как мотивационный фактор к соревновательной деятельности (Соревнования по фехтованию, которые проводит для ребят депутат октябрьского района Александр Солодкин, всегда отличаются праздничной обстановкой и отличными призами. Поэтому-то так и запоминаются молодым спортсменам), а также при выборе вида спорта для занятий (Молодые спортсмены в пулевую стрельбу идут неохотно, наверное, из-за того, что этот вид спорта не прибыльный).
По результатам выступлений на спортивных соревнованиях молодые спортсмены получают спортивные звания (В ходе заседания председатель совета Виктор Кицул вручил удостоверения о присвоении званий мастера спорта молодым спортсменам этого учебного заведения Александру Гросулу и Ирине Скариной).
В целом спортивные атрибуты имеют временн’ую специфику (Экспозиция представляет собой комнату молодого спортсмена сороковых годов с характерными для того времени атрибутами (футболка клуба «Динамо», радиоточка и радиоприемник, велосипед, бутсы, грамоты, призовые кубки, портреты вождей)).
Среди молодых спортсменов существует негласное соревнование на звание самого молодого победителя соревнований высокого ранга (Ворвавшийся метеором в большой теннис Пит Сампрас, который в 19 лет стал самым молодым спортсменом, выигравшим Открытый чемпионат США, а сегодня, спустя десять лет, носит титул семикратного победителя Уимблдонского турнира, решил попробовать себя в новой роли - мужа), самого молодого рекордсмена (Плющенко - самый молодой спортсмен в истории фигурного катания, выигравший юниорский чемпионат мира (в 14 лет), выполнивший прыжок в 4 оборота и получивший высший балл 6.0 (в 16 лет)), лучшего спортсмена
лиги, страны, года и т.п. (Достижения У. Руни: третий призер юношеского чемпионата Европы-2002, лучший молодой спортсмен Англии 2002 года).
Хорошим стимулом для занятий молодежи спортом может быть получение материальных благ (- В нашем деле очень важно обеспечить молодого спортсмена тренировочной базой и материальным стимулом) и меры социальной поддержки (Спортсмену всего 16 лет, но он уже мастер спорта, чемпион России среди юношей и чемпион Европы. <> молодой спортсмен и его наставники могут рассчитывать на все предусмотренные региональным законом меры социальной поддержки).
К сожалению, выступления на крупных спортивных соревнованиях, как и предварительная подготовка к ним могут иметь опасные последствия для спортсмена, нанести вред его здоровью (- У нас в этом году молодой спортсмен потерял ногу на соревнованиях по бобслею (В. Фетисов); В последнее время все более молодые спортсмены становятся жертвами травм: вспомним Акинфеева, Сычева, Измайлова, того же Бухарова; Самых добрых слов заслуживает рефери на ринге, когда он внезапно останавливает бой боксеров и указывает на поврежденную бровь у молодого спортсмена), вплоть до смертельного исхода (Гибель молодых профессиональных спортсменов - очень распространенное явление). Погибшие молодые спортсмены остаются в памяти болельщиков и любителей спорта (Первый номер, под которым играл Энке, навсегда будет закреплен за ним. За происходящим на стадионе наблюдали более сорока тысяч болельщиков. Когда в конце церемонии одноклубники Роберта подняли его гроб и понесли к выходу, фанаты встали со своих мест, подняли в воздух клубные шарфы и запели гимн «Ганновера»).
В России и других странах спорт и спортивные соревнованиях тесно связаны с политикой и идеологией: считается, что победы в большом спорте являются способом публичного проявления патриотизма, спортивные соревнования способствуют проявлению патриотических чувств и настроений у болельщиков и фанатов, появлению чувства гордости за свою страну. В СССР спортивные победы были почти тождественны военным, воспринимались как политическая победа социалистического строя над капиталистическим. Особое значение имели такие соревнования, как матч киевского «Динамо» с футболистами Вермахта, серия хоккейных матчей СССР - Канада, 0лимпиада-80 и др. (ср.: <...> вы слышите / публика приветствует успех молодого спортсмена (Николай Озеров. Спортивный репортаж: хоккей. СССР - Канада)).
Оценка спортивной деятельности молодого спортсмена - обобщение когнитивных признаков, выражающих представления о субъективно-модальных и оценочных смыслах, связанных с образом молодого спортсмена [1]. Оценке подвергается спортивная техника спортсменов (Наряду с опытными ребятами здесь демонстрируют, что приятно, высокую технику, тактическое мастерство молодые спортсмены) и их индивидуальный стиль (Безусловно, я хорошо отношусь к молодым спортсменам: Энди Бирнбахер очень силен, показывает стабильные результаты).
Предполагается, что в ходе спортивного соревнования спортсмен должен продемонстрировать такие качества, как спортивную злость, спортивный характер, проявляющиеся в стремлении к победе, достижению высоких результатов, мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека (Наша смена, что называется, молодые наши спортсмены выступают на юношеских, первых в истории юношеских Олимпийских играх в Сингапуре. <... > Настрой у них очень серьезный, начали они выступать довольно успешно в первые дни). На соревнованиях проверяется уровень подготовки молодых спортсменов (В нынешнем составе почти 60 процентов молодых спортсменов, которых надо проверять в боевых условиях). Отдельные виды спорта могут получать характеристику приоритетных именно для молодых спортсменов (В принципе наш вид спорта [плавание] - для молодых спортсменов).
Проявленные на соревнованиях спортсменами патриотизм, смелость, сила, выносливость и другие качества оцениваются положительно (В этом сезоне я полностью отс-
мотрел чемпионат мира среди юниоров, наши молодые спортсмены смотрятся очень и очень интересно). Выступление молодого спортсмена на соревнованиях может даже превосходит ожидания тренеров и болельщиков (Такого уверенного выступления от наших молодых спортсменов не ожидал никто), хотя с молодым спортсменами часто связываются завышенные надежды (Ну а третьим номером сборной становится перспективный молодой спортсмен, которому предстоит после олимпийского старта в Афинах претендовать на медаль на Играх-2008 в Пекине).
Напротив, отсутствие патриотизма, нечестность, безволие, трусость, слабость, недостаточная подготовленность к соревнованиям спортсмена оцениваются отрицательно (К сожалению, сильных, хорошо обученных, функционально готовых молодых спортсменов очень мало).
Недостаточный опыт может вызвать иронию со стороны опытных спортсменов и тренеров (Тарасовой и Кудрявцеву удалось сделать из «летающей табуретки» (так называют молодых спортсменов, умеющих хорошо прыгать, но ничего непонимающих в артистичности) настоящего фигуриста). Хотя в целом более опытным спортсменам и тренерам свойственно скорее оправдывать поражение молодых, списывать причины поражения на внешние факторы или на отсутствие опыта (- Погодные условия были очень сложными, но не самыми страшными в моей практике, - говорит бронзовый призер Алексей Воеводин. - При такой дикой, я бы сказал, африканской духоте и влажности побеждает разумный тактик. А Денис еще молодой спортсмен. Думаю, неправильно рассчитал силы или, может быть, сразу же нацелился на максимум своих возможностей).
Итогом спортивного соревнования может быть и поражение, неудача, в результате чего один из участников соревнования уступает противнику в счете, в результате, проявляя слабость, демонстрируя неподготовленность, неопытность или слабое, плохое знание правил той или иной игры (Все говорили, что Китай выиграет золото в командном многоборье, а они заявили шестым молодого спортсмена, который все испортил. И в итоге стали только пятыми. Это как цепная реакция - один свалился, а за ним все как переспелые яблоки попадали).
Обычно проигрыш, разгром воспринимается как участниками соревнования, игры, так и болельщиками с болью, с разочарованием и другими негативными чувствами, но у молодых спортсменов больше шанс учесть опыт прошлых поражений и, не допустив подобных ошибок, в будущем победить (Господин Роксберг сказал / что в отношении следующей встречи с молодыми советскими спортсменами / командой наших молодых хоккеистов / он надеется / что их парни немножко придут в себя после такого довольно тяжелого поражения / которое достается им в этом матче / и надеется / что они покажут настоящий хороший хоккей после того / как они успокоятся и придут в себя (Николай Озеров. Спортивный репортаж: хоккей. СССР - Канада). Даже проигрывая, они «куют будущие победы» (Сегодня, проигрывая, наши молодые теннисисты сделали решительный шаг к будущим победам. <... > мы рукоплещем нашим молодым спортсменам при поражении, зная, что завтра они будут играть в Уимблдоне так же смело, настойчиво, изобретательно, как играют они у себя дома (М. Мержанов «Аплодисменты при поражении»)).
Положительная оценка спортивной деятельности молодых спортсменов все же превалирует над отрицательной (Самый старший участник «Эстафеты поколений» Эн-вар Садеков считает, что уровень подготовки молодых спортсменов сегодня очень высок, и жалеет, что в свое время ему не довелось пользоваться таким «продвинутым» снаряжением), несмотря на это бытует мнение о том, что никогда не надо перехваливать. Особенно молодых спортсменов.
Профессиональная идентификация будущего педагога по физической культуре как результат процесса формирования в сознании студента концептосферы «педагог по фи-
зической культуре» включает образ собственного профессионального Я, сценарии профессиональной деятельности [2], одной из которых является спортивная деятельность молодого спортсмена.
Данные анализа дискурсной реализации образа молодого спортсмена показали, что когнитивно-пропозициональная структура, в которую могут быть обобщены ассоциативные признаки, связанные с образом молодого спортсмена, сквозь призму современной российской публицистики, беллетристики и спортивных мемуаров включает в себя следующие позиции: Субъекты, Риск и Оценка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии) : проспект словаря / под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. -Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2010. - 340 с.
2. Миронова, С.П. Профессиональная идентификация и образование: современные проблемы формирования профессионального сознания : монография / С.П. Миронова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2009. - 107 с.
3. Национальный корпус русского языка // Режим доступа: www.ruscorpora.ru. - Дата обращения 30.01.2014.
REFERENCES
1. Ed. Babenko, L.G. (2010), Kontseptosfera of Russian: key concepts and their representations (on a material of lexicon, phraseology and a paremiologiya): the dictionary prospectus, publishing house Ural University, Yekaterinburg.
2. Mironova S.P. (2009), Professional identification and education: modern problems of formation of professional consciousness: monograph, Publishing house of Public Educational Institution of Higher Professional Training Ros. gos. prof.-ped. un-t, Yekaterinburg.
3. National case of Russian, available at: www.ruscorpora.ru.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2014.
УДК 796.92.093.642
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БИАТЛОНИСТОВ
Владимир Иванович Михалев, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Анатольевич Аикин, доктор педагогических наук, профессор,
Юлия Владиславовна Корягина, доктор биологических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК)
Омск
Аннотация
Анализ зарубежной информации по теории и методики подготовки биатлонистов определил следующие тенденции. Зарубежные исследователи активно разрабатывают системы измерений организма спортсмена и инвентаря. Анализируется эффективность системы социального устройства по формированию спортивной элиты. Специалисты предлагают различные комбинации применения методов тренировки для повышения аэробных и анаэробных возможностей и экономичности техники.
Ключевые слова: биатлон, новые технологии, тренировочный процесс.