Научная статья на тему 'Мотивация спортсменов рукопашного боя 2-4 годов обучения'

Мотивация спортсменов рукопашного боя 2-4 годов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ / ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / MOTIVE / MOTIVATION / HIERARCHY OF MOTIVES / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ипатов Андрей Николаевич

Рассмотрен вопрос мотивации в единоборствах, а именно, важности умения проранжировать и определить ведущие мотивы у спортсмена. В зависимости от состояния спортсмена в конкретное время, используя самые сильные мотивы в иерархии, добиваться высшего результата в тренировочной и соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ипатов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF ".HAND TO HAND FIGHTING” ATHLETS 2-4 YEARS OF TRAINING

In this article runs about the issue of motivation in the martial arts, mainly, the importance of the ability to rank and identify the leading motives of an athlete. Also this article is about achieving the best results in training and competitive activity, depending on the athlete’s condition at a particular time, using the most powerful motives in the hierarchy.

Текст научной работы на тему «Мотивация спортсменов рукопашного боя 2-4 годов обучения»

Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, bmv300904@ya.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Minnakhmetova Larisa Tagirovna, candidate of biological Sciences, associate professor, minnlarisaamail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

УДК 796.85

МОТИВАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ РУКОПАШНОГО БОЯ 2-4 ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

А.Н. Ипатов

Рассмотрен вопрос мотивации в единоборствах, а именно, важности умения проранжировать и определить ведущие мотивы у спортсмена. В зависимости от состояния спортсмена в конкретное время, используя самые сильные мотивы в иерархии, добиваться высшего результата в тренировочной и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: мотив, мотивация, иерархия мотивов, психолого-педагогические рекомендации.

Современная спортивная деятельность с характерным высоким уровнем владения спортсменами спортивной техникой, тактикой, высоким уровнем развития физических и волевых качеств с каждым годом предъявляет все более высокие требования к подготовке спортсменов. Так при относительно равных условиях, определение ведущего мотива у спортсменов - участников соревнований к напряженной борьбе за победу, за достижение высоких, нередко рекордных результатов, приобрела значение одного из важнейших и даже решающих факторов успеха в соревнованиях.

У спортсменов мотивация - побуждение к действию, играет большую роль. Однако при этом необходимо учитывать, что для достижения цели в конкретном соревновании спортсмен должен мотивироваться самым сильным мотивом иерархии, который может реализоваться в данных условиях. Такой мотив активизируется и становится действенным. Если спортсмен мотивирован на достижение высоких спортивных результатов и тренер знает особенности его мотивации, то перед ним открывается широкая перспектива повышения результатов своего ученика с помощью удовлетворения запросов и потребностей спортсмена.

Обращаясь к потребностям спортсмена в самоутверждении, самовыражении и исполнении общественного долга, можно повысить

эффективность отдельных тренировочных занятий, конкретных заданий, реализуемых в них, настроить спортсмена на победу над более сильным соперником, переломить ход соревновательного поединка и т. п. Причем тренер должен в каждом конкретном случае знать, что наиболее актуально для данного спортсмена [3].

Цель исследования: научное обоснование психолого-педагогических рекомендаций для тренера на основе определения ведущих мотивов у спортсменов рукопашного боя тренировочной группы второго года обучения.

Гипотеза: определение ведущих мотивов у спортсменов и разработанные психолого-педагогические рекомендации помогут тренеру грамотно расставить методические и психологические акценты в тренировке.

Понятие «мотив» (от лат. шоуео - двигать, толкать) обозначает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Именно мотив побуждает к деятельности, которая связана с удовлетворением потребностей субъекта. Известно, что человек, который имеет высокий уровень мотивации, больше работает и достигает более высоких результатов в деятельности [3].

Мотивация человека является составной частью его характера, она формируются в течение всей жизни, начиная с раннего детства. В детском возрасте источниками мотивации могут быть личная потребность в успехе, признании, общении с друзьями, особенности и склонность двигательной задачи. Мотивация в спорте зависит, как от внутренних причин (темперамент, черты характера), так и внешних (влияние родителей, педагогов, тренеров). Внедрение новых организационно-методических приемов физического воспитания, наличие необходимых современных сооружений, использование и модернизация технических средств создают положительный фон формирования стойких интересов (мотиваций) к спортивным знаниям [2].

Для начала спортивной тренировки требуется достаточно высокий уровень мотивации, побуждающий спортсмена перешагнуть бартер комфорта и начать переживать все ощущения, возникающие при крайних степенях утомления и напряжения. Мерой выносливости к действию факторов нагрузки в этом случае будет сила мотивов, побуждающих спортсмена к деятельности, уровень его мотивационного состояния как величины побуждения к выполнению трудной нагрузки. Уровень мотивации к работе имеет двойственный характер. С одной стороны, долговременный (сила мотива достижения цели), с другой -ситуативный [1].

Мотивация базируется на потребности человека, проходит через иерархию его целей и находит выражение в создании конкретных побуждений по принципу: хочу-могу-должен [4].

Исследование проходило на базе спортивного клуба «Восток» г. Пермь. В исследовательскую группу вошли юноши в возрасте от 13 до 16 лет, со спортивным стажем от 2-х до 4-х лет, имеющих от 3-го до 1-го спортивного разряда.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, методы математической статистики. Использовалась методика «Мотивы занятий спортом», разработанная А.В. Шаболтас. Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов - категорий, соответствующих определенным высказываниям (суждениям), приведенным в опроснике [3]. Мотив эмоционального удовольствия -стремление, отражающее радость движения и физических усилий. Когда спортсмен получает радость от спорта, так как может двигаться и испытывать напряжение. Это его воодушевляет и поднимает настроение. Мотив социального самоутверждения - стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями. Мотив физического самоутверждения -стремление к физическому развитию, становлению характера. Социально-эмоциональный мотив - стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности. Спортсменам нравятся занятия спортом, потому что им очень интересно соревноваться, потому что радуют достигнутые успехи. Социально-моральный мотив - стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером, нежелание подвести своего тренера и товарищей. Спортивно-познавательный мотив - стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки, научно обоснованных принципов тренировки. Спортсмен хочет знать, как правильно тренироваться. Рационально-волевой (рекреационный) мотив - желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе. В этом случае спорт для спортсмена - хобби и спортивные результаты интересуют его в меньшей степени. Мотив подготовки к профессиональной деятельности - стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности. Спортсмен верит, что достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если он будет здоров и физически развит и этому содействует спорт. Гражданско-патриотический мотив - стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на

соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны. Мотив достижения успеха - стремление к достижению спортивного результата. Он достигается когда спортсмен регулярно тренируется, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной перед ним цели.

В ходе исследования выяснилось, что у спортсменов тренировочной группы, занимающихся в СК «Восток», ведущими мотивами явились: гражданско-патриотический, достижения успеха и социально-моральный. Наименее значимые мотивы: рационально-волевой, социально-эмоциональный и физическое самоутверждение (табл. 1).

Таблица 1

Определение ведущего мотива у спортсменов рукопашного боя тренировочной группы СК «Восток» г. Пермь

№ Испытуемый Возраст Стаж Разряд ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП

1 К. 13 3 3 18 5 24 6 9 14 26 0 7 14

2 М. 16 3 1 9 17 4 12 27 21 3 2 18 22

3 М. 15 2 3 8 13 17 22 9 21 12 0 8 14

4 И. 16 4 1 9 18 3 12 27 21 3 3 18 21

5 В. 16 3 2 16 4 5 2 7 14 22 2 14 13

6 Е. 14 2 3 9 9 9 3 12 21 27 3 18 24

7 Г. 14 2 2 16 9 11 10 15 11 7 3 9 17

8 Д. 14 2 3 16 17 20 12 17 7 6 0 11 17

9 р. 15 2 3 12 18 15 15 12 12 15 6 15 15

10 К. 14 2 3 11 10 9 5 12 20 25 3 18 22

11 А. 16 3 2 6 0 3 9 25 13 15 6 15 13

12 А. 14 2 3 8 5 13 0 10 8 9 12 17 6

13 К. 16 3 3 20 5 22 4 7 14 27 5 7 14

14 А. 14 2 2 9 27 12 15 18 21 9 0 0 18

15 М. 15 3 2 16 14 2 21 8 16 4 11 17 12

Итого 183 171 169 148 215 234 210 56 192 242

Рейтинг 3 2 1

Примечание: ЭУ - мотив эмоционального удовольствия; СС - мотив социального

самоутверждения; ФС - мотив физического самоутверждения; СЭ - социально-эмоциональный мотив; СМ - социально-моральный мотив; ДУ - мотив достижения успеха; СП - спортивно-познавательный мотив; РВ - рационально-волевой мотив; ПД - мотив подготовки к профессиональной деятельности; ГП - гражданско-патриотический мотив.

После того, как в тренировочный процесс внедрили психолого-педагогические рекомендации, рейтинг мотивов несколько изменился (табл. 2).

Таблица 2

Определение ведущего мотива у спортсменов рукопашного боя тренировочной группы СК «Восток» г. Пермь

№ Испытуемый Возраст Стаж Разряд ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП

1 К. 14 4 2 16 5 24 6 9 14 26 0 7 14

2 М. 17 4 КМС 9 17 4 12 27 21 3 3 17 21

3 М. 16 3 1 8 13 17 22 9 20 12 0 8 15

4 И. 16 5 1 9 18 3 12 24 19 8 3 18 21

5 В. 17 4 1 16 4 6 2 7 14 22 2 14 13

6 Е. 15 3 2 10 9 9 5 12 21 24 3 18 24

7 Г. 16 3 1 17 9 11 10 15 13 7 3 9 17

8 Д. 16 3 2 15 17 20 12 17 8 6 0 10 16

9 Р. 16 3 2 12 18 13 15 12 12 16 6 15 15

10 К. 15 3 2 11 10 9 5 12 20 24 3 18 22

11 А. 16 4 1 8 0 4 9 25 13 14 8 15 13

12 А. 15 3 2 8 6 13 0 10 10 10 11 17 9

13 К. 17 4 2 20 7 21 4 7 14 25 5 7 14

14 А. 15 3 2 9 26 12 15 18 22 12 0 2 19

15 М. 16 4 1 16 14 2 19 6 16 6 11 16 11

Итого 184 173 168 148 210 237 215 58 191 244

Рейтинг 2 3 1

Как и в первичном исследовании, у спортсменов ведущим мотивом явился гражданско-патриотический. Это, скорее всего, связано с тем, что ребята еще больше почувствовали ответственность за свой город, край, страну, так как все они ввиду своего уровня стали больше выступать на соревнованиях различного уровня. Все спортсмены данной исследовательской группы были участниками первенств края и России в прошедшем спортивном сезоне, а несколько ребят стали призерами международных турниров. Тренер данной группы всегда уделял большое значение патриотическому воспитанию подрастающих спортсменов, и теперь в непростое для нашей страны время, он особенно призывает всех к тому, что каждый может внести вклад в поднятия престижа страны.

На втором месте рейтинга, как и в первичном исследовании, расположился мотив достижения успеха. Помимо того, что тренер данной группы всегда требует наивысших результатов от спортсменов, и они принимают это как обязательства, поговорив с ними, я понял, что многие из ребят «почувствовали вкус победы». В связи с этим они уже сами не готовы выступать на соревнованиях просто для участия.

Что же касается третьего место, тут произошли изменения. На основе результатов первичного исследования мы разработали психолого-педагогические рекомендации для тренера:

- один мотив долго использовать не рекомендуется, так как работает мотив не долго, поэтому тренеру необходимо менять ведущий мотив;

- использовать примеры из биографии известных спортсменов в тренировочной деятельности;

- совместно с группой разбирать видео тренировок ведущих спортсменов-единоборцев и внедрять новые методики и элементы в тренировочный процесс;

- собрать подборку фильмов спортивной тематики и совместно с группой разбирать и обсуждать поступки и поведение героев;

- перед ответственным стартом тренер необходимо донести до воспитанников, что каждый спортсмен - незаменимая часть команды и клуба, каждый вносит вклад в победу;

- настраиваться на победу, не зависимо от ситуации. У каждого есть выбор: идти вперед или повернуть, проиграть или победить.

Тренер начал больше времени уделять теоретической подготовке спортсменов. Группа совместно с тренером регулярно смотрят документальные фильмы с тренировками ведущих единоборцев мира, обсуждают новые методики. Помощник главного тренера съездил на тренерский семинар в США, привез много новых методик не только спортивной подготовке, но и сопутствующих элементов. Ребята учатся правильно «сгонять» вес и восстанавливаться после этого. В клубе несколько раз проводились психологические тренинги. Ребята осознали необходимость теоретической подготовки, и в результате на третьем месте: спортивно-познавательный мотив.

На четвертое место сместился социально-моральный мотив. На наш взгляд, взаимоотношения с тренером и в команде для спортсменов так же важны, как и прежде. Просто акцент тренера на теоретическое познание сделал свое дело, и в результате рейтинг поменялся.

В последующих позициях рейтинг не изменился и сохранился в том же виде, что и в первичном исследовании.

При расчёте достоверности различий по Т-критерию Уайта получили следующее: сравнивая полученные результаты с таблицей критерия Уайта, получили меньшую сумму рангов по вычислению Тф=103,5, при Тст (15*15)=185. Так как Тст=185>Тф=103,5, можно сделать вывод, что различия между полученными результатами достоверны и, соответственно психолого-педагогические рекомендации являются эффективными при р<0,05 (при 5 % уровне значимости).

Список литературы

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

2. Дмитриенкова Л.П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов. Смоленск: Знание, 1980. 298 с.

3. Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта. М.: Академия. 2009. 256 с.

4. Панченко Г.К. Нетрадиционные боевые искусства. Харьков: «ФОЛИО», 1997. 387с.

Ипатов Андрей Николаевич, преподаватель, andrey.ipat a hk.rH, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

MOTIVATION OF "HAND TO HAND FIGHTING" ATHLETS 2-4 YEARS OF TRAINING

А..N. Ipatov

In this article runs about the issue of motivation in the martial arts, mainly, the importance of the ability to rank and identify the leading motives of an athlete. Also this article is about achieving the hest results in training and competitive activity, depending on the athlete's condition at a particular time, using the most powerful motives in the hierarchy.

Key words: motive, motivation, hierarchy of motives, psychological and educational recommendations.

Ipatov Andrey Nikolaevich, teacher, andrey. ipata hk. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University

УДК 796.323

ПОСТРОЕНИЕ ЭТАПА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ К ЧЕМПИОНАТУ ЕВРОПЫ 2015 ГОДА

М.В. Леньшина, Р.И. Андрианова, Г.Н. Германов, О.И. Кузьмина

Проанализированы три варианта построения этапа непосредственной подготовки баскетболисток к выступлениям в официальных международных соревнованиях. Изучена структура подготовки женских сборных команд к главным стартам сезона. Предложена эффективная структура этапа непосредственной подготовки женской молодёжной команды к чемпионату Европы.

Ключевые слова: баскетбол, женщины, Чемпионат Европы, этап непосредственной подготовки, молодёжная сборная России, действующий олимпийский резерв, юные и квалифицированные спортсмены.

Международная федерация баскетбольных ассоциаций ежегодно составляет рейтинг национальных баскетбольных сборных на основе международных турниров под эгидой ФИБА. Лидером этого рейтинга является сборная США. К основным конкурентам женской сборной России следует отнести сборные Чехии, Франции и Испании. В 2015 году женский российский баскетбол опустился на шестую позицию в этом рейтинге. На чемпионате Европы 2015 года мы стали всего лишь шестыми, а на чемпионат Мира 2014 года и Игры XXXI Олимпиады 2016 года женская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.