Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ У ШКОЛЬНИКОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ:СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ У ШКОЛЬНИКОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ:СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Перепечай Петр Эдуардович

В статье представлены основные методологические подходы к анализу престижа профессий как к одному из критериев социальной стратификации общества и его профессиональной дифференциации. На основе методологии его стратификационного измерения и результатов эмпирических социологических исследований школьников 8-11 классов Хабаровского края проанализированы их коллективные представления о феномене престижа профессий и его обусловленности объективными условиями рынка труда, его влияния на профессии субъективными мнениями, ценностными ориентациями и мотивами выбора престижной профессии, ролью заработной платы, родителей, учителей, средств массовой информации и Интернета, намерениями получения специальностей в организациях среднего и высшего образования края и за его пределами. Обозначены представления учащихся школ о престижности профессий и их взаимосвязи с экономическими и социальными процессами в современной России. Сделаны выводы по изменению процесса профессиональной ориентации в направлении создания условий для осознанного выбора учащимися специальностей (профессий) исходя из их личной заинтересованности в той или иной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE IDEAS ABOUT THE PRESTIGE OF PROFESSION AMONG SCHOOLCHILDREN OF THE KHABAROVSK TERRITORY:SOCIOLOGICAL ANALYSIS

This article presents the main methodological approaches to the analysis of the prestige of professions, as one of the criteria for social stratifi of the society and its professional differentiation. Based on methodology of the stratifi measurement and the results of empirical sociological studies of schoolchildren of the 8-11 grades of the Khabarovsk territory, their collective ideas about phenomenon of the prestige of professions, its conditionality by the objective conditions of the labor market and its infl on professions are analyzed. There are also the analyzed subjective opinions, value orientations and motives for choosing prestigious profession, the role of wages, parents, teachers, the media and the Internet, the intentions of obtaining specialties in organizations of the secondary and higher education in the region and beyond. The ideas of school students about the prestige of professions and their relationship with the economic and social processes in modern Russia are outlined. Conclusions are drawn on changing the process of vocational guidance in the direction of creating the conditions for students to make a conscious choice of specialties (professions) based on their personal interests in particular professions.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ У ШКОЛЬНИКОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ:СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ПРЕДСТАВЛЯЮ К ЗАЩИТЕ

Научная статья УДК 316.344.24(571.62)

doi:10.22394/1818-4049-2023-102-1-134-146

Субъективные представления о престиже профессии у школьников Хабаровского края: социологический анализ

Петр Эдуардович Перепечай

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал, Хабаровск, Россия perepechay-pe@ranepa.ru

Аннотация. В статье представлены основные методологические подходы к анализу престижа профессий как к одному из критериев социальной стратификации общества и его профессиональной дифференциации. На основе методологии его стратификационного изжерения и результатов эжпирических социологических исследований школьников S-11 классов Хабаровского края проанализированы их коллективные представления о феномене престижа профессий и его обусловленности объективными условиями рынка труда, его влияния на профессии субъективными мнениями, ценностными ориентациями и мотивами выбора престижной профессии, ролью заработной платы, родителей, учителей, средств массовой информации и Интернета, намерениями получения специальностей в организациях среднего и высшего образования края и за его пределами. Обозначены представления учащихся школ о престижности профессий и их взаимосвязи с экономическими и социальными процессами в современной России. Сделаны выводы по изменению процесса профессиональной ориентации в направлении создания условий для осознанного выбора учащимися специальностей (профессий) исходя из их личной заинтересованности в той или иной профессии.

Ключевые слова: престиж профессий, социологические исследования, учащиеся школ, выбор профессии, организации среднего и высшего образования, рынок труда, Хабаровский край

Для цитирования: Перепечай П. Э. Субъективные представления о престиже профессии у школьников Хабаровского края: социологический анализ // Власть и управление на Востоке России. 2023. № 1 (102). С. 134-146. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2023-102-1-134-146

Subjective ideas about the prestige of profession among schoolchildren of the Khabarovsk territory: sociological analysis

Peter E. Perepechay

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA, Khabarovsk, Russia perepechay-pe@ranepa.ru

Abstract. This article presents the main methodological approaches to the analysis of the prestige of professions, as one of the criteria for social stratification of the society and

its professional differentiation. Based on methodology of the stratification measurement and the results of empirical sociological studies of schoolchildren of the 8-11 grades of the Khabarovsk territory, their collective ideas about phenomenon of the prestige of professions, its conditionality by the objective conditions of the labor market and its influence on professions are analyzed. There are also the analyzed subjective opinions, value orientations and motives for choosing prestigious profession, the role of wages, parents, teachers, the media and the Internet, the intentions of obtaining specialties in organizations of the secondary and higher education in the region and beyond. The ideas of school students about the prestige of professions and their reationship with the economic and social processes in modern Russia are outlined. Conclusions are drawn on changing the process of vocational guidance in the direction of creating the conditions for students to make a conscious choice of specialties (professions) based on their personal interests in particular professions.

Keywords: prestige of professions, sociological research, school students, choice of profession, organizations of secondary and higher education, labor market, the Khabarovsk territory

For citation: Perepechay P. E. Subjective ideas about the prestige of profession among schoolchildren of the Khabarovsk territory: sociological analysis // Power and Administration in the East of Russia. 2023. No. 1 (102). Pp. 134- 146. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2023-102-1-134-146

Введение

Вопросы осознанного профориента-ционного выбора престижной профессии учащейся молодежью обусловлены, с одной стороны, высокой динамично-стю социально-экономических процессов в современном обществе, постоянно трансформирующих его социально-профессиональную структуру. С другой - потребностями личностного и профессионального самоопределения молодежи, ориентированного на успешность развития в процессе взросления.

Субъективные индикаторы престижности профессий в представлениях школьников могут варьироваться в зависимости от многих факторов, таких как культурные, социальные, экономические и личностные. Некоторые общие факторы включают в себя необходимый уровень образования для работы в той или иной профессии, уровень заработной платы, влияние на общество, сложность и ответственность работы, индивидуальные предпочтения человека и его интересы. Кроме того, многие факторы, такие как статус и престиж родителей, медийные образы, социальные стереотипы и традиции, также могут влиять на восприятие престижности профессии среди школьников. В целом,

восприятие престижности профессии может быть сильно субъективным и зависеть от индивидуальных мнений и представлений о том, что является важным и ценным в жизни.

Одной из основных проблем организации процесса профориентации в наши дни является то, что субъективные представления школьников о профессиональном выборе и субъективные индикаторы престижности профессий могут не всегда соответствовать реальному состоянию профессий на рынке труда. Это может создавать противоречия, которые оказывают негативное влияние на профессиональный выбор школьников. Например, субъективные представления школьников могут указывать на высокую престижность профессий, которые на самом деле не востребованы на рынке труда в Хабаровском крае. Это может привести к ситуации, когда школьник выбирает профессию, которая не обеспечивает стабильную карьеру и большую вариативность для трудоустройства. С другой стороны, некоторые профессии, которые реально востребованы на рынке труда в регионе, могут быть недооценены школьниками из-за отсутствия престижности, низкого уровня заработной платы или неверных

представлений о них. Возможны ситуации, когда на рынке труда из-за быстро меняющейся экономической ситуации некоторые профессии, которые ранее были востребованы, утрачивают спрос и, наоборот, появляются новые профессии, которые рождены потребностями нового технологического этапа общественного развития.

В этих условиях несоответствие субъективных представлений школьников о своем профессиональном выборе и реальной востребованности профессий на рынке труда может привести к дефициту кадров в различных сферах экономики и социальной сферы и замедлению их развития; безработице и неполному использованию рабочей силы при выборе и получении ими невостребованных специальностей; низкой производительности труда и удовлетворенности работой, не соответствующей их интересам и способностям.

В целях того, чтобы преодолевать противоречия между субъективными представлениями школьников о своем профессиональном выборе и реальным состоянием профессий на рынке труда, рассмотрим в рамках данной статьи методологические подходы и эмпирические результаты социологических исследований о престиже профессий как феномена общественного сознания.

Косилова (Федорищева) и др., 2019. С. 76-92.] В настоящей статье с учетом вышеизложенных нерешенных вопросов и обозначения имеющегося проблемного поля поставлена следующая цель: сформулировать принципиальный концепт алгоритма, детерминирующего формирование здоровьесберегающего поведения студентов медицинского университета.

Методология и методы исследования

В общественной науке нет однозначного определения термина «престиж», которое в переводе с французского (prestige) означает обаяние, очарование, а с латинского (praestigium) - это иллю-

зия, обман чувств, надувательство1. В социологии престиж интепретируется как «отрицательная или положительная оценка индивидуальных качеств или эффективности и как синоним статуса в системе социальной стратификации2.

Престиж - это своего рода критерий, который определяет высокое социальное положение, значимость, привлекательность того, что имеет высокую оценку и по достоинству вознаграждается обществом. Исследования престижа профессии социологами начались в начале ХХ в. как в рамках американской, так и европейской традиций. Так, в работе американского социолога Д. Треймана «Престиж профессии в сравнительном ракурсе» престиж профессий рассматривается в рамках концепций социальной стратификации как результат социально-экономических условий. Исходными положениями в теории Треймана в объяснении престижа тех или иных профессий являются положения о примерно одинаково исследованных им обществах разделения труда, на основе которых складываются различные степени власти и привилегии для тех, кто в любом обществе обладает властью. Как следствие, «поскольку власть и привилегии всюду ценятся, то и связанные с ними профессии считаются престижными»3.

Питирим Сорокин связывал престиж со статусным распределением индивидов и их профессиональной стратификацией [Сорокин, 1992. С. 276-292], исходя из трёх факторов: общественное значение работы, уровень образования и квалификации, материальное вознаграждение. Профессии, согласно Сорокину, сочетающие в себе все три фактора, считаются наиболее престижными. Например, профессии врача, учителя и инженера считаются высокопрестижными, так как они важны для общества, требуют высокой квалификации, образования и обеспечивают высокий уровень дохода.

Мангейм К., один из ведущих социологов XX века, считал, что общество

1 Латинский словарь. URL: https://latin.slovaronline.com/search?s=%D0%BF%Dl%80%D0%B5% D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6

2 Большой социологический словарь. URL: https://rus-big-soc-dict.slovaronline.com/1336%0D0%0B F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6

3 Четыре пункта теории Треймана. URL: https://studopedia.ru/6_90239_chetire-punkta-teorii-treymana.html

стратифицировано по профессиональной принадлежности, то есть люди занимают разные профессии и имеют разный социальный статус в зависимости от того, какую профессию они выбрали [Мангейм, 2010].

Отечественные исследователи определяют престиж профессий как «значимость, авторитет, уважение, влияние, которыми наделяются в обществе различные виды деятельности (профессии)» [Лукашова, 2009]. При этом престиж профессии определяется на основании сложившейся системы ценностей и является феноменом общественного сознания, в котором отражается существующая в обществе иерархия профессий. Последняя выстраивается в результате оценки имеющихся различий в степени сложности и важности разных видов трудовой деятельности, необходимого для их осуществления уровня образования, ответственности, величины оплаты труда и т. д.

Отечественные исследования в большей степени актуализированы на исследования престижа профессий у молодежи в контексте ее профессиональной ориентации и выбора стратегии жизненного самоопределения. При этом субъективные представления о профессии, сформированные в процессе обучения в школе, оказывают сильное влияние на выбор дальнейшего профессионального обучения молодежи в высших или средних образовательных организациях.

Престиж профессии, отраженный в субъективных представлениях учащейся молодежи, воздействует на ее профессиональную мобильность (миграцию), мотивируя выбор образовательных организаций за пределами своего региона. При этом, как отмечали Бергер П., Лукман Т., «субъективные значения становятся объективной фактичностью» и конструируется субъективная реальность. Образ профессии или ее имидж, формируемый в массовом сознании и базирующийся на мнении отдельных людей и целых социальных групп о значимости разных видов профессиональной деятельности, конструирует престиж отдельных профессий с учетом объективных социально-экономических оснований. В процессе объективации субъек-

тивных процессов (и смыслов) конструируется интерсубъективный повседневный мир отдельных профессиональных групп. [Бергер, Лукман, 1995]. Престиж профессии влияет на самооценку человека и его мотивацию к профессиональному развитию [Freidson, 1986].

Социологическое измерение престижности профессий осуществляется методом опроса посредством шкал, в которых респонденты соотносят социальную значимость или привлекательность различных профессий и выстраивают их относительно друг друга. Эти шкалы обладают относительной устойчивостью. Как отмечает Руднев М. Г. в своем анализе методологии и основных результатов исследований престижа профессий в зарубежной социологии «классическая» традиция измерения престижа профессий продолжает свое развитие, и шкала Треймана применяется как одно из наиболее проверенных и удобных средств идентификации положения респондентов в социальной иерархии [Руднев, 2008. С. 217-238].

Таким образом, методологические исследования профориентационной деятельности и престижности профессий указывают на существующие проблемы и точки роста, на основе которых должна строиться работа по трансформации данного процесса с учетом современных реалий.

Обсуждение темы

В российских и зарубежных научных источниках проблемы выбора профессии и определения ее престижности обсуждаются как одни из ключевых вопросов в сфере образования и трудоустройства молодых людей. Отмечается, что многие выпускники школ сталкиваются с трудностями при выборе профессии, так как не всегда имеют ясное представление о своих интересах и способностях. Оценивается важность ранней профориентации и содействия в выборе профессии со стороны семьи, школы и вуза [Сухо-веева, 2018].

Российские исследователи акцентируют внимание на том, что выбор профессии может быть связан с таким социально-экономическим фактором как уровень доходов по престижным профессиям. Молодые люди часто выби-

рают профессии с высокой зарплатой, не учитывая свои интересы и способности для профессиональной деятельности [Кравченко, 2020].

Престижность профессий в различных странах, в том числе в России, представляет интерес для молодых людей и может влиять на их выбор для ее получения в престижной организации. Однако авторы научных публикаций [Иудин, Ситников, Тюнтяев, 2020] отмечают, что существует разрыв между реальной значимостью профессии для общества и ее восприятием в обществе. Например, профессии в области образования и здравоохранения, несмотря на их важность для общества, не всегда считаются престижными. При этом подчеркивается, что в настоящее время в России происходит изменение восприятия престижности профессий, растет влияние культуры стартапов, где молодые люди могут создать свою компанию, чтобы стать успешными предпринимателями. Это может снизить интерес к традиционным профессиям, имеющим высокую общественную значимость, но недостаточно вознаграждаемым [Рае-ва, 2021]. Исследователи отмечают, что престижность профессий может быть связана с уровнем доходов. При этом профессии, связанные с высокими доходами, считаются более престижными, чем профессии с низкими доходами [За-лецкая, 2016].

В научных публикациях отмечается, что престижность профессии может иметь важное значение для молодых людей при выборе карьеры, влиять на их удовлетворенность работой и ее продуктивность [Коваленко, 2013]

Таким образом, проблема престижа профессий и профориентационного выбора школьниками представлена в российском научном дискурсе. В большинстве материалов авторы приходят к выводу, что основные проблемы выбора профессии связаны с недостаточ-

ным информированием о возможностях профессионального развития, недостаточной профориентацией, а также социально-экономическими факторами. Анализ содержательных аспектов, представленных в научных источниках, свидетельствует, что престижность профессий, как осознанный и рациональный выбор, является важным фактором, определяющим реализацию карьерных устремлений, удовлетворенность работой, здоровье и общественное благополучие работников.

Результаты исследования

В рамках социологического исследования представлений школьников Хабаровского края4 изучались социальные индикаторы их отношения к учебе, выбору профессий, ценностей и профессиональных ориентации на получение профессионального образования и связанных с ними миграционных намерений. Предполагалось, что они коррелируют с самоопределением учащихся школ и влияют на выбор ими престижных профессий. Результаты опроса показали, что сформированные в их коллективном сознании смыслы и образы престижа профессии от половины до трех четвертых опрошенных связывают, прежде всего, с запросами на высокий уровень оплаты труда (74,9%), востребованностью на рынке труда - 63,3%, возможностью построения карьеры - 52,8% и комфортными условиями деятельности - 47,1%. В меньшей мере школьники считают, что престиж профессии определяется уважением и доверием к профессии со стороны общества - 39,9% и значимостью профессии для общества, края, города - 39,9%. Распределение этих субъективных индикаторов свидетельствует о доминировании в общественном сознании школьников выраженных индивидуалистических прагматичных рыночных смыслов на фоне приниженности общественно-значимых представлений о престижности профессии

4 Социологический опрос «Отношение школьников Хабаровского края к обучению», проведенный в 2022 г. социологами Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС и специалистами Хабаровского краевого института развития образования под научным руководством канд. социол. наук, доцента Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС Ю. В. Березутского. Был использован метод репрезентативного социологического опроса. Объектом исследования являлись школьники 8-11 классов всех 19 муниципальных образований Хабаровского края. Объем выборки составил 6649 школьников.

как характеристики статуса в структуре профессиональной дифференциации общества. Заметим, что такие ответы по большинству позиций единодушно дали как школьники, определившиеся с профессией, так и не определившиеся. Незначительные отличия выявлены в определении престижа профессии по признаку «значимостью профессии для общества, края, города» определившихся с профессией (42,0%) и не определившихся (37,2%) школьников.

При этом только третья часть школьников региона при определении престижной профессии выделяет «интерес-

ное содержание деятельности» (35,5%), каждый второй - «возможность для творчества» (21,1%) и «самостоятельность в действиях» - 22,4%. «Доступность к власти» как индикатор престижа профессии определяют только шестая часть опрошенных школьников (16,7%) (табл. 1).

Хотелось бы отметить, что внимание школьников к заработной плате во многом оправдано, так как деньги - основной регулятор товарно-денежных отношений в рыночной экономике. Это подтверждает и определение ими заработной платы как решающего фактора при выборе места работы (табл. 2).

Таблица 1

Ранжирование ответов на вопрос: «Чем, на Ваш взгляд, определяется сегодня престиж профессии?» (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов %

1. Высоким уровнем оплаты труда 74,9

2. Востребованностью на рынке труда 63,3

3. Возможностью построения карьеры 52,8

4. Комфортные условия деятельности 47,1

5. Уважением и доверием к профессии со стороны общества 39,9

6. Значимостью профессии для общества, края, города 39,9

7. Интересным содержанием деятельности 35,5

8. Самостоятельностью в действиях 22,4

9. Возможностью для творчества 21,1

10. Доступностью к власти 16,7

11. Трудно сказать 5,6

12. Другое 1,0

Варианты ответов %

Большая зарплата 70,9

Интересная работа 53,4

Комфортные условия труда 51,8

Чтобы работа нравилась 50,3

Престижная организация 33,5

Близость к дому 18,0

Свободный режим работы 16,3

Возможность работать удаленно (дома) 15,5

Наличие социального пакета (место в детском саду, санаторно-курортное лечение, оплата больничного листа и т. п.) 12,9

Простая и легкая работа 10,1

Источник.: составлено автором по результатам социологического опроса «Отношение школьников Хабаровского края к обучению», проведенного в 2022 г.4

Таблица 2

Ранжирование ответов на вопрос: «Что для Вас является решающим при выборе места работы?» (в % от числа опрошенных)

Источник: составлено автором по результатам социологического опроса «Отношение школьников Хабаровского края к обучению», проведенного в 2022 г.4

Большая зарплата имеет первостепенное значение при выборе места работы для большинства опрошенных школьников. Для каждого второго опрошенного решающими факторами при выборе места работы служат «интересная работа» и «комфортные условия труда». Это указывает на то, что школьники в Хабаровском крае хотят заниматься работой, которая бы вдохновляла их и приносила удовольствие, не наносила бы вреда их здоровью и обеспечивала бы комфортные условия труда. При этом престижность организации имеет значение только для каждого третьего опрошенного. Возможными объяснениями таких ответов могут быть наличие в общественном мнении школьников стереотипов об отсутствии или недостаточности в крае тех организаций, которые демонстрируют престижность профессии своих работников. Учитывая, что свои дальнейшие действия после школы школьники связывают с организациями среднего и высшего образования, возможными доминантами их представлений могут быть критические оценки их престижности в крае и намерения найти ее в других регионах страны или за рубежом. Меньшее значение для школьников региона имеют такие факторы, как близость к дому, свободный режим работы, возможность работать удаленно и наличие социального пакета.

Отметим, что заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а занимаемая работником должность. Высокодоходные рабочие места, как правило, ограничены в социально-профессиональной структуре общества, и их замещать может незначительная часть претендентов, что отражает высокую степень риска при выборе профессии по этому показателю престижности. Рассматривая фактор заработной платы, важно обращать внимание и на возможность карьерного роста. Для одних работ стартовая заработная плата может быть весьма высокой, но со временем она не будет повышаться, а

для других - она растет с годами.

При анализе самых высокооплачиваемых профессий в России на сегодняшний день обратим внимание на разницу в предлагаемой оплате по той или иной профессии5. Отметим, что большая часть профессий из рейтинга самых высокооплачиваемых представляет ГГ-сферу. Так, например, дата-сайентистам предлагают от 13 тыс. до 269 тыс. руб. Главный Оо-разработчик может рассчитывать на зарплату от 40 тыс. до 460 тыс. руб. в месяц. В данном случае мы говорим о том, что даже обучившись и освоив определенную профессию, за которую обещают высокий уровень заработной платы, нужно учитывать, что уровень оплаты в каждой из профессий находится в определенном диапазоне. И эта еще одна ловушка, которая может поджидать школьников, которые, в первую очередь, ориентируются на уровень зарплаты при выборе профессии.

Отметим, что средний уровень заработной платы в Хабаровском крае на 2023 г. составляет 53 513 рублей, что значительно ниже того уровня заработной платы, которую обещают в сфере ГГ. Здесь необходимо учитывать фактор того, что высокий уровень заработной платы соответствует показателям зарплаты тех работников, которые трудоустроены и ведут свою профессиональную деятельность не в нашем регионе, а далеко за его пределами. В рейтинге по среднему уровню заработной платы Хабаровский край на сегодняшний день занимает 15 место, тогда как в той же самой Москве, которая занимает 3 место в данном рейтинге, люди в среднем получают 111 092 рублей, что уже ближе к тем цифрам, которые обещают соискателям работы в сфере ГГ. Ярким примером подобной разницы в уровне заработной платы представителей одной профессии в разных регионах страны является работа учителя. Если в Хабаровском крае на 2022 г. средняя зарплата учителя составляла 36 тысяч рублей, то в Ленинградской области учителя в 2022 г. получали в среднем 54 тысячи рублей. В Москве заработная плата учителей дер-

5 10 самых высокооплачиваемых профессий в России. Кому, за что и сколько платят. URL: https://www.rbc.ru/life/news/62cd73679a7947299d884d94

жится на уровне 125 тысяч рублей6. Следовательно, если высоко оцениваемые обществом социально-профессиональные статусы (престижные профессии) недостаточно вознаграждаются государством, то это ведет к рассогласованности позиций богатства, власти, престижа и негативным последствиям для социально-экономического благополучия общества.

Анализируя самые востребованные профессии на рынке труда на данный момент, мы видим определенное расхождение со списком самых высокооплачиваемых профессий. Так, по данным исследования сервиса «Работа. ру», в ходе которого были опрошены более 1 тыс. работодателей во всех регионах страны, работодатели определили, что самыми востребованными на рынке труда в 2023 г. являются специалисты рабочих профессий - это сварщики, токари, электрики и др. - 56% опрошенных. Половина опрошенных заявили о большом дефиците ГГ-специалистов (48%), каждый третий назвал профессию врача (33%) и столько же спрос на представителей так называемых массовых профессий (курьер, разнорабочий, продавец и т. п.). О высоком спросе на инженеров со-

общила третья часть респондентов (31%), по одной пятой отметили представителей бизнеса (21%), строителей (20%), младший медицинский персонал (19%). При этом незначительная часть отметили востребованность на рынке труда логистов и маркетологов (12%). Две трети опрошенных работодателей сообщили, что их компании испытывают дефицит квалифицированных специалистов (65%)7.

Как свидетельствуют данные опроса школьников Хабаровского края их представления о престижных профессиях расходятся с потребностями рынка труда в современном российском обществе (табл. 3)

В Хабаровском крае работодатели заявили более 23 тысяч вакансий. Спрос превышает предложение в ряде отраслей. Больше всего вакансий в сферах строительства, обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, сельского и лесного хозяйства, здравоохранения и образования. Именно здесь спрос на сотрудников существенно превышает предложение. Работодатели готовы рассматривать кандидатов, в том числе без опыта работы. По числу свободных мест больше всего предложений по работе для монтаж-

Таблица 3

Мнения школьников Хабаровского края о престижных профессиях в современном российском обществе (в % от числа опрошенных.. По методике опроса на открытый вопрос анкеты необходимо было самостоятельно написать

три престижные профессии)

Профессии %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Медицина 36,1

2. ГГ-специалист/ программист 29,9

3. Юриспруденция 18,3

4. Силовые структуры 15,6

5. Образование 11,1

6. ИП 9,8

7. Техническая сфера 7,0

8. Инженер 7,0

9. Госслужба 6,3

10. Творческие специальности 5,7

11. Нет ответа на вопрос 16,8

Источник: составлено автором по результатам социологического опроса «Отношение школьников Хабаровского края к обучению», проведенного в 2022 г.4

6 Средняя зарплата московского учителя по итогам 2022 г. составляет 125 тысяч рублей. URL: Mtps://mel.fm/novosti/8275403-srednyaya-zarplata-moskovskogo-uchitelya-po-itogam-2022-goda-sostavlyayet-125-tysyach-rubley

7 Работодатели назвали самые востребованные профессии на рынке труда в 2023 г. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10978216

ников, бетонщиков, слесарей, станочников, машинистов, электриков, водителей спецтехники, медсестер и воспитателей в детсады. Среди кандидатов с высшим образованием наиболее востребованы инженеры, геологи, химики, агрономы, программисты, экономисты, специалисты по закупкам, медики и педагоги.

Исходя из оценки школьниками выбора престижной профессии, мы приходим к выводам, что заработная плата или востребованность на рынке труда в большинстве случаев не удовлетворяют их в Хабаровском крае. Как следствие, это усложняет сделать осознанный выбор получения специальности в образовательных организациях края, удовлетворяющих их представлениям о престижности. Так, по результатам исследования только одна половина опрошенных школьников определилась с выбором профессии (53,0%), другая половина относит себя к неопределившимся (47%). При выборе будущей профессии большинство школьников опираются на своё мнение и декларируют свой его как самостоятельное решение (79,1%). В своем профориента-ционном выборе школьники в меньшей мере оценивают помощь от родителей (28,2%), СМИ и Интернета (15,6%), друзей и знакомых (10,2%), родственников (9,1%), учителей (6,6%), специалистов в профориентации (5,7%).

Это свидетельствует об определенном противоречии в сознании школьников,

которые, с одной стороны, полагаются на своё мнение при выборе будущей профессии, с другой - отмечают родителей и значимых других взрослых как главных помощников в данном процессе. Очевидно, что они вынуждены ориентироваться на жизненный опыт взрослых людей, так как своего у них еще нет. В этом случае ключевой ролевой моделью для них становятся родители, в особенности, если они работают в престижной организации. В проективном вопросе о том, кто им должен помогать в выборе профессии, запросы учащихся на всех участвующих в их профориентационном выборе существенно возрастают (табл. 4).

Результаты опроса школьников края указывают на то, что профессиональная ориентация на получение среднего профессионального образования (СПО) проявляется в большей степени, чем было несколько лет назад. Если раньше считалось, что колледж - для тех, кто не мог попасть в вуз сразу после школы, то в настоящее время ситуация изменилась. На начало 2021-2022 учебного года, по данным Высшей школы экономики (ВШЭ), количество студентов в учреждениях СПО по всей России составило 3,4 млн человек, что на 4% больше, чем в 2021 г.8

В 2016-2020 гг. были трудоустроены 80,5% выпускников колледжей, но на бирже труда в настоящее время размещено 260 тыс. вакансий, не требующих

Таблица 4

Ранжирование ответов на вопрос: «Кто (или что) на Ваш взгляд ДОЛЖЕН помогать в выборе будущей профессии школьникам?» (в % от числа

опрошенных)

Варианты ответов %

1. Родители 67,3

2. Профориентологи (специалисты в профориентации) 41,4

3. Учителя 28,7

4. СМИ, Интернет 26,6

5. Друзья, знакомые 20,9

6. Родственники 19,4

7. Другое (напишите) 10,9

Источник.: составлено автором по результатам социологического опроса «Отношение школьников Хабаровского края к обучению», проведенного в 2022 г.4

8 Статистический обзор «Среднее профессиональное образование в России». URL: https:// issek.hse.ru/news/722073424.html

высшего образования9. Современному работодателю в большей степени важны профессиональные навыки и умения соискателей, нежели диплом об окончании вуза. По этой причине техникумы и колледжи тщательно мониторят рынок труда, изучают требования организаций к будущим сотрудникам.

По данным опроса школьников края, доля считающих престижным поступить в техникум или колледж составила две трети от числа опрошенных (63,1%), что составляет три четверти от числа тех, кто ориентирован на престижность высшего образования (84,0%) (табл. 5).

По данным Министерства образования и науки Хабаровского края, за последние несколько лет спрос на обучение в системе среднего профессионального образования (СПО) Хабаровского края вырос в 1,5 раза. С 2018 г. количество желающих получить профессию в колледже либо техникуме превышает число поступающих в вузы. При этом в учреждениях СПО более восьми тысяч бюджетных мест. Наибольшей популярностью у выпускников школ пользуются специальности медицинского профиля, «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Производство летательных аппаратов», «Компьютерные системы и комплексы», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Повар, кондитер». Предприятиям и организациям края ежегодно требуется около десяти тысяч специалистов со средним профессиональным образованием, приоритетными считаются профессии строитель-

ной отрасли, транспорта, воспроизводства и переработки лесных ресурсов10.

На открытый вопрос анкеты школьники самостоятельно отметили лишь менее десятка востребованных профессии в Хабаровском крае (табл. 6). При этом лидерство занимают те, которые характеризуются рассогласованностью их общественной значимости и оплаты труда (медицина, образование, технические специальности). С этим противоречием связана одна из больших кадровых проблем в нашей стране - кадровый голод в важных и фундаментальных профессиональных направлениях.

Закрытое профессиональное сообщество «Врачи РФ» провело опрос среди медицинских работников, по итогам которого большинство респондентов заявили о дефиците кадров в своих медучреждениях. Специалисты отрасли в целом подтверждают выводы исследования, замечая, что пандемия лишь усилила кадровый голод в учреждениях здравоохранения. Профессиональное сообщество «Врачи РФ» объединяет 650 тыс. специалистов здравоохранения с медицинским образованием. С 30 июля было опрошено 2855 врачей. Согласно опросу, 87% опрошенных участников сообщества заявили о дефиците кадров в своих медицинских учреждениях, только 9% заявили об отсутствии проблем с сотрудниками, а 4% затруднились ответить на этот вопрос. Говоря о причинах кадрового дефицита, почти половина респондентов (47%) указывают на низкие зарплаты, 32% назвали оптимизацию здравоохранения и излиш-

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, престижно ли сегодня поступить для дальнейшего обучения в образовательные организации (в % от

числа опрошенных)

Образовательные организации Да + Скорее да, чем нет Нет + Скорее нет, чем да Затрудняюсь ответить

СПО (техникум, колледж) 63,1 24,4 12,4

Высшее образование 84,0 13,4 2,6

Источник.: составлено автором по результатам социологического опроса «Отношение школьников Хабаровского края к обучению», проведенного в 2022 г.4

9 Почему в России растет престиж СПО? Слушаем экспертов. URL: https://dzen.ru/а/ Y9oqdD4ckUQvaKWN

10 Техникумы и колледжи обогнали вузы по количеству абитуриентов в Хабаровском крае-URL: https://www.gubernia.com/ news/ society/tekhmkumy-i-kalledzM-obograli-vuzy-po-kolichestvu,-abiturientov-

нюю бюрократизацию работы. Еще 5% указали на негативный образ медработника, созданный СМИ11.

За последние пять лет также сократилось число специалистов в сфере образования. По данным статистики, наблюдается сокращение на пять тысяч человек (с 57 072 до 52 245). Официальный средний уровень зарплаты в размере 43 571 рубль не соответствует уровню оплаты работы большинства сотрудников сферы образования в регионе12.

Несмотря на то, что четвертая часть из опрашиваемых планируют поступать в вуз, техникум или колледж Хабаровского края, такая же доля отвечающих также отмечает, что не планирует продолжать обучение на территории нашего региона и планирует для поступления уехать

в другой субъект страны. Подобные результаты требуют комплексного подхода к усовершенствованию системы профо-риентационной работы, основываясь на ценностях и факторах, определяющих, по мнению наших школьников, престижность профессии. Основной же задачей должно стать сокращение утечки молодых кадров из нашего региона.

Явная или скрытая неудовлетворенность школьников возможностями получения престижных профессий в системе профессионального образования края, обусловленная разбалансированностью рынка труда между востребованными профессиями и их оплатой труда, наличием престижных организаций с востребованными для молодежи рабочими местами, а также слабым влиянием про-

Таблица 6

Ранжирование ответов на открытый вопрос: «А какие профессии, на Ваш взгляд, востребованы сегодня в Хабаровском крае?» (в % от числа прошенных)

Варианты ответов %

1. Профессии в сфере медицины 43,9

2. Профессии в сфере образования 34,1

3. Технические специальности 24,7

4. 1Т-специалисты 15,2

5. Адвокат, юрист, судья, риелтор 10,3

6. Инженер 10,3

7. Строительство 10,3

8. Затрудняюсь ответить 26,2

Источник: составлено автором по результатам социологического опроса «Отношение школьников Хабаровского края к обучению», проведенного в 2022 г.4

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы после окончания школы поступить в образовательное учреждение (вуз, техникум или колледж) на территории Хабаровского края?» (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов %

Да, планирую поступать в вуз Хабаровского края 25,9

Да, планирую поступать в техникум или колледж Хабаровского края 23,8

Нет, не планирую продолжать обучение на территории Хабаровского края, планирую уехать для поступления в другой регион страны 22,2

Не планирую вообще поступать в вуз или техникум, колледж 2,7

Еще не решил 25,4

Источник: составлено автором по результатам социологического опроса «Отношение школьников Хабаровского края к обучению», проведенного в 2022 г.4

11 Кадромиопатия: почему в России не удается справиться с дефицитом врачей. URL: https:// iz.ru/1202652/sergei-gurianov/kadromiopatiia-pochemu-v-rossii-ne-udaetsia-spramtsia-s-defitcitom-vrachei

12 В Хабаровском крае - кадровый голод в сфере образования. URL: https://habarovsk. bezformata.com/listnews/habarovskom-krae-kadrovij-golod/75144983/

фориентационной и информационно-просветительской работы питают их образовательную миграцию за пределы края (табл. 7).

Заключение

Анализ субъективных представлений школьников о престижности профессии как феномене общественного сознания показал, что они обусловлены как противоречивым влиянием состояния рынка труда, так и несовершенством процесса профессиональной ориентации. Очевидно, что престиж профессии как показатель статусно-ролевого неравенства в профессиональной структуре российского общества слабо коррелирует с возможностями влияния на осознанный выбор профессии под потребности рынка труда. Как следствие, в коллективном сознании школьников доминируют индивидуалистические смыслы и образы о профессиональной деятельности, не подкрепленные общественной оценкой уважения и доверия к профессиям со стороны общества и их значимостью для общества, края, города. В поисках

выбора престижной профессии значительная часть молодежи использует механизм образовательной миграции для получения профессии за пределами края. Это усиливает и без того острый дефицит в специалистах со средним и высшим профессиональным образованием, негативно влияет на выполнение задач социально-экономического развития региона. Необходим комплекс мер со стороны государства, бизнеса, педагогической и родительской общественности по созданию благоприятных условий для формирования осознанного профессионального выбора школьниками и трудовой занятости молодежи как основы формирования у нее субъективных представлений о престиже профессий. Важно, чтобы интересы и потребности молодежи были направлены на выбор профессии и ее достойную востребованность на региональном рынке труда, где они действительно будут чувствовать себя на своем месте, что позволит обеспечить достижение успеха и высокого уровня достатка в любой профессии.

Список источников:

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 323 с.

2. Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В. Новейший социологический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Инфра-М, 2020. 608 с.

3. Залецкая А. П. Самые престижные профессии: особенности и зависимости от тенденций рынка труда // Символ науки. 2016. № 6-1. С. 182-184.

4. Иудин А. А., Ситникова И. В., Тюнтяев А. С. Влияние ценностных ориентаций на профессиональный выбор абитуриентов (Часть 3) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 4 (60). С. 61-70.

5. Коваленко А. А. Анализ факторов, влияющих на выбор профессии молодежи: Международный аспект // Наука и современность. 2013. № 26-1. С. 119-123.

6. Кравченко А. И. Выбор профессии: концептуальные фреймы и эмпирические тренды // Социология. 2020. № 4. С. 22-51

7. Лукашова О. Г. Профессии престиж. 2009. URL: https://www.socionic.ru/index. php/p/4780-professii_prestij

8. Манхейм К. Глава II. Идеология и утопия // Социология власти. 2010. № 3. С. 235-250.

9. Раева И. В. Стартап: понятие, особенности, методы оценки // Имущественные отношения в РФ. 2021. № 6 (237). С. 45-55. DOI: 10.24412/2072-4098-2021-6-45-55.

10. Руднев М. Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии. // Вопросы образования. № 2. 2008. С. 217-238.

11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

12. Суховеева Я. А. Роль основного и дополнительного образования в профориентации школьников и выпускников школ // Профессиональная ориентация. 2018. № 2. С. 133-136.

13. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-XXI». 2007. 421 с. ISBN 978-5-89817-185-8

14. Freidson E. Professional powers: A study of the institutionalization of formal knowledge. Chicago (IL): Univ. of Chicago press. 1986. XVIII, 241 p.

References:

1. Berger P., Lukman T. (1995) Social construction of reality. Treatise on the sociology of knowledge / Per. E.D. Rutkevich. M.: Medium. 323 p. (In Russ.)

2. Gritsanov A. A., Abushenko V. L., Evelkin G. M., Sokolova G. N., Tereshchenko O. V. (2020) The latest sociological dictionary. 2nd edition, revised and enlarged. M.: Infra-M. 608 p. (In Russ.)

3. Zaletskaya A. P. (2016) The most prestigious professions: features and dependence on labor market trends // Symbol of Science. No. 6-1: 182-184. (In Russ.)

4. Iudin A. A., Sitnikova I. V., Tyuntyaev A. S. (2020) The influence of value orientations on the professional choice of applicants (Part 3) // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. No. 4 (60): 61-70. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kovalenko A. A. (2013) Analysis of the factors influencing the choice of profession of young people: International aspect // Science and modernity. No. 26-1: 119-123. (In Russ.)

6. Kravchenko A. I. (2020) Choosing a profession: conceptual frames and empirical trends // Sociology. No. 4: 22-51 (In Russ.)

7. Lukashova O. G. Professions prestige. 2009. URL: https://www.socionic.ru/in-dex.php/p/4780-professii_prestij (In Russ.)

8. Manheim K. (2010) Chapter II. Ideology and utopia // Sociology of power. No. 3: 235-250. (In Russ.)

9. Raeva I. V. (2021) Startup: concept, features, evaluation methods // Property relations in the Russian Federation. No. 6 (237): 45-55. DOI: 10.24412/2072-4098-2021-645-55. (In Russ.)

10. Rudnev M. G. (2008) Methodology and main results of research on the prestige of professions in foreign sociology. // Questions of education. No. 2: 217-238. (In Russ.)

11. Sorokin P. (1992) Man. Civilization. Society / General ed., comp. and foreword. A. Yu. Soyumonov: Per. from English. Moscow: Politizdat. 543 p.

12. Sukhoveeva Ya. A. (2018) The role of basic and additional education in the career guidance of schoolchildren and school graduates // Professional orientation. No. 2: 133-136. (In Russ.)

13. Florida R. (2007) Creative class: people who change the future. Per. from English. M.: Publishing House "Classics-XXI". 421 p. ISBN 978-5-89817-185-8 (In Russ.)

14. Freidson E. (1986) Professional powers: A study of the institutionalization of formal knowledge. Chicago (IL): Univ. of Chicago Press. XVIII, 241 p.

Статья поступила в редакцию 15.02.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 02.03.2023.

The article was submitted 15.02.2023; approved after reviewing 20.02.2023; accepted for publication 02.03.2023.

Информация об авторе

П. Э. Перепечай - аспирант, директор Центра общественных связей, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал.

Information about the author

P. E. Perepechay - graduate student, Director of the Center for public relations, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.