Научная статья на тему 'ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕНА РЫНКЕ ТРУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ'

ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕНА РЫНКЕ ТРУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
210
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Байков Николай Михайлович, Перепечай Петр Эдуардович

В статье представлены основные методологические подходы и результаты эмпирических социологических исследований одного из значимых феноменов общественного сознания - престижа профессий. На основе методологии его стратификационного измерения анализируются субъективные представления учащихся школ Хабаровского края 8-11 классов о мотивах выбора престижной профессии, роли родителей, учителей и других субъектов профориентации, а также престижности организаций среднего и высшего образования в регионе, их корреляция с показателями рынка труда и специальностями (профессиями) выпускников образовательных организаций разных уровней. Обозначены представления учащихся школ о престижности профессий и их взаимосвязи с процессом образовательной миграции выпускников с территории края в центральные регионы страны, которые усиливают дефицит специалистов и квалифицированных рабочих, снижают профессиональный и интеллектуальный потенциал регионального рынка труда. Предложены научно-практические рекомендации по концептуализации процесса профессиональной ориентации на осознанный выбор учащимися специальностей (профессий) и формирование у них образов и смыслов, отражающих не только их личные, но и общественные потребности развития территорий проживания. Основой для реализации предложенных подходов может служить социологический анализ социально-профессиональной стратификации и потребностей регионального рынка труда в специальностях (профессиях), обеспечивающих престижность профессиональной деятельности в Хабаровском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESTIGE OF PROFESSIONS AS A PHENOMENON OF PUBLICCONSCIOUSNESS OF SCHOOL STUDENTS AND ITS REFLECTION ON THE LABOR MARKET OF THE KHABAROVSK TERRITORY

The article presents the main methodological approaches and results of empirical sociological studies of one of the signifi phenomena of social consciousness, the prestige of professions. Based on the methodology of its stratifi measurement, the subjective ideas of the 8th-11th grade students in the Khabarovsk Territory are analyzed according to their motives for choosing a prestigious profession, the role of parents, teachers and other representatives of vocational guidance, as well as the prestige of secondary and higher education organizations in the region, their correlation with indicators of the labor market and specialties (professions) of graduates of educational organizations of different levels. The ideas of school students about the prestige of professions and the relationship with the process of educational migration of graduates from the territory of the region to the central regions of the country are indicated, which increase the shortage of specialists and skilled workers and reduce the professional and intellectual potential of the regional labor market. Scientifi and practical recommendations are proposed for conceptualizing of the process of professional orientation towards students' conscious choice of specialties (professions) and the formation of their images and meanings, refl not only their personal, but also social needs for the development of their territories of residence. The basis for the implementation of the proposed approaches can be a sociological analysis of socio-professional stratifi and the needs of the regional labor market in specialties (professions) that ensure the prestige of professional activity in the Khabarovsk Territory.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИЙ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕНА РЫНКЕ ТРУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»

СОЦИОЛОГИЯ

Научная статья УДК 316.344.24

^1:10.22394/1818-4049-2022-101-4-169-182

Престиж профессий как феномен общественного сознания учащихся школ и его отражение на рынке труда Хабаровского края

Николай Михайлович Байков1, Петр Эдуардович Перепечай2

1,2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал, Хабаровск, Россия

1 baykov-nm@ranepa.ru

2 perepechay-pe@ranepa.ru

Аннотация. В статье представлены основные методологические подходы и результаты эмпирических социологических исследований одного из значимых феноменов общественного сознания - престижа профессий. На основе методологии его стратификационного измерения анализируются субъективные представления учащихся школ Хабаровского края 8-11 классов о мотивах выбора престижной профессии, роли родителей, учителей и других субъектов профориентации, а также престижности организаций среднего и высшего образования в регионе, их корреляция с показателями рынка труда и специальностями (профессиями) выпускников образовательных организаций разных уровней. Обозначены представления учащихся школ о престижности профессий и их взаимосвязи с процессом образовательной миграции выпускников с территории края в центральные регионы страны, которые усиливают дефицит специалистов и квалифицированных рабочих, снижают профессиональный и интеллектуальный потенциал регионального рынка труда. Предложены научно-практические рекомендации по концептуализации процесса профессиональной ориентации на осознанный выбор учащимися специальностей (профессий) и формирование у них образов и смыслов, отражающих не только их личные, но и общественные потребности развития территорий проживания. Основой для реализации предложенных подходов может служить социологический анализ социально-профессиональной стратификации и потребностей регионального рынка труда в специальностях (профессиях), обеспечивающих престижность профессиональной деятельности в Хабаровском крае.

Ключевые слова: престиж профессий, социологические исследования, учащиеся школ, выбор профессии, организации среднего и высшего образования, рынок труда, Хабаровский край

Для цитирования: Байков Н. М., Перепечай П. Э. Престиж профессий как феномен общественного сознания учащихся школ и его отражение на рынке труда Хабаровского края // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 4 (101). С. 169-182. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-101-4-169-182

The prestige of professions as a phenomenon of public consciousness of school students and its reflection on the labor market of the Khabarovsk Territory

Nikolay M. Baykov1, Peter E. Perepechay2

1,2 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA, Khabarovsk, Russia

1 baykov-nm@ranepa.ru

2 perepechay-pe@ranepa.ru

Abstract. The article presents the main methodological approaches and results of empirical sociological studies ofone of the significant phenomena of social consciousness, the prestige ofprofessions. Based on the methodology ofits stratification measurement, the subjective ideas of the 8th-11th grade students in the Khabarovsk Territory are analyzed according to their motives for choosing a prestigious profession, the role ofparents, teachers and other representatives of vocational guidance, as well as the prestige of secondary and higher education organizations in the region, their correlation with indicators of the labor market and specialties professions) of graduates of educational organzations of different levels. The ideas of school students about the prestige of professions and the relationship with the process of educational migration of graduates from the territory of the region to the central regions of the country are indicated, which increase the shortage of specialists and skilled workers and reduce the professional and intellectual potential of the regional labor market. Scientific and practical recommendations are proposed for conceptualizing of the process of professional orientation towards students' conscious choice of specialties (professions) and the formation of their images and meanings, reflecting not only their personal, but also social needs for the development of their territories of residence. The basis for the implementation of the proposed approaches can be a sociological analysis of socio-professional stratification and the needs of the regional labor market in specialties (professions) that ensure the prestige of professional activity in the Khabarovsk Territory.

Keywords: prestige of professions, sociological research, school students, choice of profession, organizations of secondary and higher education, labor market, Khabarovsk Territory

For citation: Baykov N. M., Perepechay P. E. The prestige of professions as a phenomenon of public consciousness of school students and its reflection on the labor market of the Khabarovsk Territory // Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 4 (101). Pp. 169-182. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-101-4-169-182

Введение циальными участниками являются учащи-

В социологической научной традиции еся школ, которые не имеют возможности

термин «престиж» определяется как приобрести профессиональные навыки в

положительная или отрицательная мастерских или учебно-производственных

оценка индивидуальных качеств или комбинатах, быть вовлеченными в

эффективности, но нередко используется трудовую занятость во внеучебное время.

и как синоним социального статуса. Они формируют свои представления о

Социально-профессиональное неравен- профессиях, заимствуя шкалу оценок

ство, присущее современному обществу, у работающих родителей или их

придает этому феномену общественного социального окружения, из современных

сознания неопределенность, что усиливает средств коммуникации (соцсети, сайты

его несоответствие реальному состоянию интернет-ресурсов) и собственных жела-

престижности профессиональной деятель- ний. Это оказывает решающее влияние

ности субъектов рынка труда. Его потен- на процессы их профессиональной

ориентации и самоопределения при выборе профессионального обучения, детерминируя при этом и их социальную мобильность в форме образовательной миграции. Она имеет негативные последствия для тех территорий, которые не имеют по субъективным представлениям учашцхся достаточных условий для реализации своих жизненных планов и стратегий.

В этой связи представляется целесообразным проанализировать отображение престижа профессий в субъективных представлениях школьников и их родителей, а также объективных показателях состояния рынка труда по востребованным специальностям Хабаровского края.

Методологические подходы и методы исследования

Феномен престижа профессий определяется на основании сложившейся в обществе системы ценностей, которая является частью обшественного сознания и отражает их сложившуюся иерархию [Лукашова, 2010. С. 812]. Ранжирование профессий выстраивается в обшествен-ном сознании на основе субъективных оценок индивидами и социальными группами их значимости, важности, сложности, авторитета влияния тех или иных видов профессиональной деятельности и необходимого для этого уровня образования, размера оплаты труда и т. д.

В методологии социологического изучения престижа профессий как феномена обшественного сознания можно выделить американские и европейские традиции, заложенные еше в первой половине ХХ века. Они представлены многочисленными концепциями в зарубежной общественной науке. Однако можно согласиться с тем, что «... основной целью построения теории престижа профессий и его эмпирического измерения является стремление ученых объяснить с его помо-шью социальное равенство или неравенство в различных странах и обществах, то есть социальную стратификацию» [Грунтовский, 2012. С. 3-10]. С этих позиций престиж профессий определяется системой ценностей, господствующих в обществе, субъективными ощущениями и представлениями об их функциональной значимости [Warner, 1949]. При этом

сравнительный анализ престижа профессий, проведенный Д. Трейманом на данных исследований ученых в 53 странах, показал, что их оценки примерно схожие. Измерение престижа профессий с помощью специальных шкал метода опроса позволяет ранжировать их в соответствии с их привлекательностью, востребованностью на рынке труда и социальной значимостью [Treiman, 1965-1966].

Актуальным методологическим обоснованием престижа профессиональной деятельности является установление П. Сорокиным существования профессиональной стратификации в виде двух основных форм:

во-первых, в форме иерархии основных профессиональных групп, где определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы почти всегда находились у основания социального конуса (межпрофессиональная стратификация);

во-вторых, в форме стратификации внутри каждого профессионального класса, где профессии и занятые в них люди стратифицированы на многие ранги и уровни (внутрипрофессиональная стратификация).

Анализ этих форм П. Сорокиным доказывает, что постоянное изменение профессионального состава населения меняет и профессиональную стратификацию от группы к группе, от одного периода времени к другому. Увеличение или сокращение профессиональной стратификации он замеряет по ее высоте, этажности и профилю. При этом отклонения (флуктуации) от средних (нормальных) значений, происходящие в общественных процессах, оказывают влияние и на профиль профессиональной стратификации [Сорокин, 1992. С 353-373].

В отечественной социологии престиж профессий изучается в большей степени в контексте профессионального выбора молодежи и ее профессиональной ориентации. Так, в методологическом и методическом плане социологическому измерению престижа профессий у школьников уделялось внимание в советский период (1963-1973 гг.). В рамках «Проект 17-17» новосибирские исследователи

с помощью «Анкеты выпускника» фиксировали личные планы, ожидания, отношение учащейся молодежи к различным профессиям. Эти стартовые решения были дополнены и развиты в «Проекте 17-25», когда собирались данные о том, какие профессии они избрали, в какой мере осуществили свои планы сразу после окончания школы1. В то время престиж профессий рассматривался с классовых позиций и в разной степени определялся идеологическими и материальными факторами. Как следствие их влияния, представители ряда профессиональных групп рабочего класса (шахтеры, сталевары), поддерживались высокой оплатой труда. Престиж других также общественно значимых профессий (учителя, врачи, работники культуры) имел высокую общественную поддержку, но этот труд оплачивался значительно ниже. В то же время престиж ряда профессий, близких к распределению дефицитных материальных благ и услуг (продавцы, водители и др.), позволял их обладателям получать нелегальные доходы.

В общероссийских и региональных социологических опросах школьников и их родителей используют различные шкалы, обладающие устойчивостью при проведении различных процедур измерения престижа не только конкретных профессий, но и организаций среднего и высшего образования. Они отражают не только личные интересы о мотивах определения престижа той или иной профессии, но и ее востребованностью на рынке труда, прежде всего в местах их проживания, а не только в стране или мире.

Вместе с тем в социологическом измерении престижа профессий валидность применяемых для его измерения шкал подвергается сомнению в силу ряда обстоятельств:

- не всегда понятно, являются ли представления респондентов, особенно учащихся, по итогам их ответов реальным или желательным соотношением престижа тех или иных профессий;

- очевидно, что респонденты из числа школьников обладают разным арсеналом знаний о социально-профессиональной структуре на рынке труда или в регионах своего проживания;

- представления опрашиваемых школьников значительно варьируются в силу разных причин (возраста, мест расселения, семейного состояния и др.), что усредняет ответы в единой шкале престижа.

В этой связи эмпирические социологические исследования доказывают, что современная молодежь не выбирает профессию как таковую с ее функциональным содержанием и технологическим потенциалом, а пытается определить свой будущий статус, исходя из своих представлений о профессиональном положении, получившем свое отражение в образе профессий2 .

Результаты исследования

Субъективные представления школьника о том, кем он хочет быть во взрослой жизни, формируются под влиянием многих факторов, которые задают вектор их профессиональной ориентации и определяют выбор образовательной организации. Анализ социальных представлений школьников Хабаровского края как феномена их коллективного сознания свидетельствует об их объективизации в отношениях к учебе, жизненных планов, миграционных намерений [Березутский, Байков, Буланова, 2022. С. 118-131]. При этом важную роль играет престиж будущей профессии, который большинство учащихся школ определяет по специальностям и направлениям подготовки в организациях высшего образования. Как следствие, рынок труда переполнен выпускниками вузов, особенно экономических и юридических направлений, и демонстрирует выраженный дефицит специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. С одной стороны, такой дисбаланс в рабочей силе порождает большие проблемы на рынке труда, но с другой - делает профессии рабочих и служащих актуальными и востребованными.

1 Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. М., 1996. С. 351.

2 Профессиональный имидж и престиж социальной работы: монография / М. В. Певная, Ю. Р. Вишневский, Я. В. Дидковская, Н. Б. Качайнова; под ред. д-ра филос. наук, проф. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2011.

В общероссийском классификаторе Минтруда РФ сегодня определено 5,5 тыс. профессий рабочих и служащих3. В социально-профессиональной струкуре российского общества среднестатистический представитель рабочей профессии «стареет», что создает преимущества для занятости молодежи на рынке труда4. В то же время молодежь не спешит занимать вакантные места рабочих профессий. По данным комитета по труду и занятости Хабаровского края, в регионе зарегистрировано порядка 18 тыс. вакансий рабочих мест и 4,7 тыс. безработных граждан. Однако у 50% граждан, состоящих на учете, отсутствуют трудовая специальность и рабочий опыт, в лучшем случае имеется аттестат о среднем общем образовании5. Такая же картина и по вакансиям специалистов, дефицит которых отражает потребность организаций Хабаровского края (табл. 1).

При этом прогнозная оценка потребности экономики Хабаровского края в квалифицированных рабочих и служащих с профессиональным образованием по основным видам экономической деятельности свидетельствует, что при выпуске специалистов в количестве порядка 2 тыс. (2020 г.) потребность в них экономики составила порядка 3 тыс. человек и на период до 2030 г. будет толь-

ко возрастать (табл. 2)6.

По данным исследований, доля работающих россиян, у которых есть высшее образование, планомерно растёт. Если в начале прошлого десятилетия она составила только 25%, то к 2020 г. увеличилась до 35,4%. При этом в 2021 г. она снизилась до 34,7%, но не упала ниже доковидных показателей, а в первом полугодии 2022 г. это значение выросло на 0,2%. Около половины работников имеют среднее профобразование (45,2%), и их количество почти не изменялось за изученный период. Остальные участники рынка труда в основном имеют среднее или основное общее образование, и лишь немногие не окончили даже девять классов. В то же время становится меньше тех, кто окончил только общеобразовательную школу (11 классов) - четверть (23%) против шестой части (15,8%)7.

Результаты опроса школьников Хабаровского края8 и их родителей9 подтверждают общероссийскую тенденцию доминирования у них желания и выбора высшего над средним профессиональным образованием. Анализ общей структуры выпускников в Российской Федерации показал, что из 6290,5 тыс. выпускников 57% получили высшее образование, 43% -среднее профессиональное образование10.

В этом выборе в среднем только пятая

3 ОК 016-94 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.-URL: https://gosthelp.ru/text/OK01694Obshherossijskijkl.html

4 Почему рабочие профессии будут востребованы в будущем.. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ed ucation/5ed8fdcf9a7947a14eae9784

5Деньги есть, рабочих нет: какие профессии востребованы в крае. URL: https://www.dvnovosH.ru/ khab/2022/04/01/140538/

6 Прогноз потребности экономики Хабаровского края в квалифицированных рабочих и служащих c профессиональным образованием по основным видам экономической деятельности на период до 2030 года. URL: http://school27.obr27.ru/images/2020-2021/proforientaziya/Prognoz1.pdf

7 Исследование FinExpertiza: раскрыта доля работников с высшим образованием в РФ. URL: Mtps://www.osnmedia.ru/obshhestvo/issledovanie-finexpertiza-raskryta-dolya-rabotnikov-s-vysshim-obrazovaniem-v-rf/

8 Исследование <Отношение школьников Хабаровского края к обучению». Опрошено 6649 школьников 8-11 классов всех 19 муниципальных образований Хабаровского края. Спрос проведен в мае 2022 года. Научный руководитель Березутский Ю.В., канд. социол. наук, доцент, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2022 г.

9 Социологический опрос родителей учащихся 8-11 классов школ Хабаровского края (анкетный опрос, n=661; ошибка выборки не превышает ±5%). В исследовании использована методика районированной случайной выборки. Спрос проведен в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре, а также в 7 муниципальных районах Хабаровского края. Научный руководитель - Березутский Ю.В., канд. социол. наук, доцент, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2018 г.

10 Здесь и далее используются распространенные данные по итогам выборочного наблюдения трудоустройства выпускников 2016-2020 годов выпуска, получивших среднее профессиональное и высшее образование (ВТР-2021). URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/popula1ion/trud/itog_ trudoustr_2021/index.html

Таблица 1

Списочная численность работников и потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по базовым профессиональным группам на 31 октября 2020 года

(всего по обследованным видам деятельности)

Списочная численность работников - всего, человек Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест, человек Удельный вес потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест, в %

Всего специалистов 244084 10258 4,0

Руководители 20260 331 1,6

Специалисты высшего уровня квалификации 64495 2604 3,9

Специалисты среднего уровня квалификации 29205 1265 4,2

Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием 10852 224 2,0

Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности 23660 1402 5,6

Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства 730 36 4,7

Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий 33298 1644 4.7

Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители 32070 1533 4,6

Неквалифицированные рабочие 29514 1219 4,0

Источник: https://habstat.gks.ru/jЫder/25661

Таблица 2

Прогноз ежегодной потребности экономики Хабаровского края в выпускниках образовательных организаций профессионального образования в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки

на период до 2024 года, человек

Наименование видов экономической деятельности Выпуск обучающихся в крае Прогноз потребности в кадрах

Факт 2019 г. План 2020 г. 2020 г. 2022 г. 2024 г.

Всего по краю 1869 1927 3025 3072 3187

Инженерное дело, технологии и технические науки 1530 1598 2406 2428 2524

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 75 59 163 162 173

Науки об обществе 230 245 419 444 451

Гуманитарные науки 34 25 30 30 31

Искусство и культура 0 0 5 5 5

часть учащихся 8-11 классов Хабаровского края ориентируются на организации среднего профессионального образования. При этом учащиеся основной школы (8-9 классы) в большей степени ориентированы на получение среднего профессионального образования, чем старшеклассники (10-11 классы) (табл. 3).

Выбор школьниками профессионального обучения обусловлен тем, что родители в подавляющем своем большинстве (82,4%) ориентируют их на получение именно высшего образования после окончания школы, чем обучение в техникумах и колледжах. Однако в поселенческом разрезе родители сельских школьников в большей степени ориентируют их на выбор среднего профессионального образования, чем на поступление в вузы. При этом родители, имеющие высшее образование, ориентируют своих детей в 90% случаев на получение высшего образования; родители, имеющие сами среднее или начальное профессиональное образование, ориентируют своих детей на высшее образование в 60-70% случаев.

В этой связи родительское влияние на профориентацию и выбор профессии учащимися имеет решающее значение для наследования ими семейного социально-профессионального статуса. Разные подходы и критерии такого явления рассматриваются исследователями как формирование профессиональных династий. О. Ю. Посухова отмечает, что «... семья, родственники помогают вы-

брать сферу трудовой деятельности, профессию, место приложения труда, своим влиянием, активным участием дают определенное направление и скорость трудовому старту детей, младших членов семьи» [Посухова, 2013. С. 100-103].

В рейтинге представлений школьников, определяющих престиж профессии, доминируют высокий уровень оплаты труда, востребованность на рынке труда и возможность построения карьеры (табл. 4). Такие представления большинства опрошенных учащихся контрастируют с интерпретацией этого феномена как тесно переплетающегося с авторитетом, уважением и влиянием на мотивы поведения людей, на их решения и действия. Так, несмотря на то, что школьникам была предоставлена возможность выбора нескольких вариантов ответов, лишь четверо из десяти ответили, что престиж профессии определяется «уважением и доверием к профессии со стороны общества», «значимостью профессии для общества, края, города». Однако «... сегодня особенно важным становится не столько обладать какой-либо, пусть даже наиболее престижной профессией, сколько быть профессионалом в той области профессиональной деятельности, которой занимается индивид» [Цвык, 2010. С. 72-77].

Результаты исследования свидетельствуют о значительном доминировании в образовательных стратегиях учащихся и их родителей выбора организаций высшего образования для профессионального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы вы после окончания школы поступить в образовательное учреждение (вуз, техникум или колледж) на территории Хабаровского края?»

(в % от числа опрошенных школьников в разрезе класса обучения)

Варианты ответа 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Да, планирую поступать в вуз 40,2 40,9 60,0 60,7

Да, планирую поступать в техникум или колледж 25,7 29,1 3,3 15,7

Нет, не планирую продолжать обучение на территории Хабаровского края, планирую уехать для поступления в другой регион страны 19,0 20,2 26,7 16,2

Затрудняюсь ответить 13,0 8,1 9,0 7,3

Не планирую вообще поступать в вуз или ссуз 2,1 1,7 1,0

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Чем, на Ваш взгляд, определяется сегодня престиж профессии?» (в процентах от числа опрошенных)

Варианты ответов %

Высоким уровнем оплаты труда 74,9

Востребованностью на рынке труда 63,3

Возможностью построения карьеры 52,8

Комфортные условия деятельности 47,1

Уважением и доверием к профессии со стороны общества 39,9

Значимостью профессии для общества, края, города 39,9

Интересным содержанием деятельности 35,5

Самостоятельностью в действиях 22,4

Возможностью для творчества 21,1

Доступностью к власти 16,7

Трудно сказать 5,6

Другое 1,0

Источник: исследование по теме «Отношение школьников Хабаровского края к обучению», 2022.

обучения. Престижность среднего профессионального образования в общественном мнении учащихся ниже, хотя и несколько выросла за последние годы (табл. 5).

Основные образовательные предпочтения школьников в отношении выбора организаций высшего образования Хабаровского края закрепились за Тихоокеанским государственным университетом (19,8%), Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (14,7%), Дальневосточным институт управления - филиалом РАНХиГС (11,8%), Дальневосточным государственным медицинским университетом (11,8%), Хабаровским государственным университетом экономики и права (8,1%). При этом каждый третий опрошенный не определился с выбором (32,5%).

Образовательные предпочтения

школьников среди организаций среднего профессионального образования Хабаровского края: Хабаровский технологический колледж - 9,1%, Комсомольский-на-Амуре лесопромышленный колледж -4,8%, Хабаровский педагогический колледж - 4,8%, Хабаровский автодорожный техникум - 4,8%, Хабаровский торгово-экономический техникум - 4,8%, Губернаторский авиастроительный колледж - 4,3% и др. Однако доля опрошенных школьников, затруднившихся с выбором организации среднего профессионального образования края, оказалась еще выше (44,1%), чем с выбором организа-

ции высшего образования.

Мотивация поступления школьников в учреждения среднего профессионального образования определена, прежде всего, интересом к будущей профессии (44,1%) и получением конкретной специальности (33,2%). В то же время получили распространение и мотивы большей доступности среднего профессионального образования в сравнении с высшим. Так, каждый третий выбирает среднее профессиональное образование из-за нежелания сдавать ЕГЭ (28,9%), каждый пятый считает, что проще поступить, чем в вуз (22,5%) (табл. 6).

Свой выбор будущей профессии большинство опрошенных учащихся края декларируют как самостоятельное решение (79,1%). Однако в оценке тех, кто должен помогать определиться с выбором и реально оказал помощь в этом деле, выявлены существенные расхождения. Так, по мнению двух третьих учащихся (67,3%), родители должны оказать помощь в выборе профессии, но только около трети опрошенных ее получили (28,2%). Вторыми по значимости помощниками в оказании помощи при выборе профессии, по мнению каждого четвертого из десяти опрошенных (41,4%), должны быть про-фориентологи (специалисты в профориентации). Однако их реальную роль в этом процессе отметила лишь статистически незначительная доля опрошенных школьников (табл. 7).

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, престижно ли сегодня поступить для дальнейшего обучения в учреждение среднего профессионального образования (СПО) - техникум, колледж или в высшее учебное заведе-

ние (вуз) (в процентах от числа опрошенных школьников)

Варианты ответов СПО Вуз

Да 28,3 55,1

Скорее да, чем нет 34,8 28,9

Скорее нет, чем да 17,6 5,5

Нет 6,8 2,6

Затрудняюсь ответить 12,4 7,9

Источник: исследование по теме «Отношение школьников Хабаровского края к обучению», 2022.

Таблица 6

Результаты ответа на вопрос анкеты: «Почему вы решили поступать в учреждение среднего профессионального образования?»

(в процентах от числа опрошенных школьников)

Мотивы %

Интерес к будущей профессии 44,1

Я получаю конкретную специальность 33,2

Не хочу (не смогу) сдавать ЕГЭ 28,9

Проще поступить, чем в вуз 22,5

Бесплатное обучение (бюджет) 17,2

Меньше срок обучения 10,2

Совет родителей, знакомых 9,1

Это престижно сегодня 8,6

Буду больше зарабатывать 5,3

Просто так, лишь бы поступить 3,7

Другое (не хочу идти в армию, планы поменялись, вынужден) 2,7

Хочу работать на производстве 2,1

Источник: исследование по теме «Отношение школьников Хабаровского края к обучению», 2022.

Таблица 7

Кто (или что) ПОМОГ Вам определиться с выбором Вашей будущей профессии и КТО (или что), на Ваш взгляд, ДОЛЖЕН ПОМОГАТЬ в выборе будущей профессии школьникам? (в % от числа опрошенных)

Субъекты выбора Помогли определиться с выбором Должен помогать в выборе

Это мой самостоятельный выбор 79,1 -

Родители 28,2 67,3

СМИ, Интернет 15,6 26,6

Друзья, знакомые 10,2 20,9

Родственники 9,1 19,4

Учителя 6,6 28,7

Профориентологи (специалисты в профориентации) 5,7 41,4

Другое 3,2 10,9

На открытый вопрос анкеты11 о трех самых престижных профессиях в современном российском обществе большинство опрошенных школьников Хабаровского края написали: медицинские работники (36,1%), 1Т- специалисты/ программисты (29,9%), юристы (18,3%). По одной шестой части опрошенных школьников выбрали профессии силовых структур государства (15,6%) и инженерно-технической сферы (14,0%), от десятой и менее - профессии системы образования (11,1%), госслужбы - 6,3%, творческих специальностей - 5,7%, науки - 0,4%. Затруднились ответить 16,8% респондентов.

Как феномен общественного сознания престиж профессий оказывает сильное влияние на молодежь, воздействуя на ее профессиональную мобильность и являясь триггером для образовательной миграции при выборе обучения по привлекающей специальности (профессии). Анализ распределения численности выпускников образовательных организаций 2016-2020 гг. выпуска по смене места жительства для получения образования показывает, что в образовательной миграции сложился устойчивый внутрирегиональный поток из периферии в региональные и федеральные центры. Этот миграционный отток обусловлен как территориальным распределением в них образовательных учреждений, так и субъективными целями и мотивами молодежи.

Анализ данных по выпускникам образовательных организаций 2016-2020 гг. показывает, что более 1/3 выпускников являются мобильными. Однако в большинстве случаев (86%) они ориентируются на образовательные организации из другого населенного пункта в границах своего субъекта Российской Федерации, что влечет за собой формирование миграционного потока из периферии в региональные и федеральные центры, а также в зарубежные страны для получения образования. При этом следует отметить, что проблема миграционного оттока молодежи является одним из зна-

чимых факторов, оказывающих негативное влияние на рынок труда Дальнего Востока России в целом и Хабаровского края в частности, так как оттоку подвержена прежде всего интеллектуальная часть как получившая результаты ЕГЭ, так и имеющая ученые степени и звания. Это характеризует миграционный отток молодежи и высокообразованных кадров как структурный фактор, отражающий объективный переход общественного воспроизводства к его инновационному типу. В создании такой модели видится решение проблемы миграции для всех субъектов Российской федерации в Дальневосточном федеральном округе [Ефременко, 2022. С. 101-107].

В данном аспекте привлекательность профессий, которым обучают в профессиональных организациях образования Хабаровского края, ставится значительной частью выпускников школ под сомнение, мотивируя их миграционные намерения и выбор жизненных стратегий, не связанных с территорией края [Березутский, Мотрич, 2018. С. 141-150] Практически каждый пятый школьник планирует поступать после окончания школы в образовательное учреждение за пределами Хабаровского края. Примерно аналогичны оценки и их родителей. Причем родители хабаровских школьников практически в три раза больше настроены на отъезд своих детей на учебу в Москву и Санкт-Петербург, нежели родители сельских школьников (20,2% против 6,2% соответственно). С учетом того, что из числа планирующих уехать школьников подавляющее большинство учится на «хорошо» и «отлично» (более 70%), следует сделать заключение о наличии «интеллектуального» оттока молодежи с территории Хабаровского края.

В большинстве своем «миграционные образовательные стратегии» учащейся молодежи, планирующей покинуть территорию Хабаровского края, связаны с поступлением в учреждения г. Москвы и г. Санкт-Петербурга (50,4%), других регионов страны (18,5%), а также в образовательные учреждения Дальнего Вос-

11 Вопрос был открытым, респонденты самостоятельно вписывали ответ, на вопрос ответило «5535» респондентов (в процентах, от числа тех, кто дал на него ответ).

тока (14,5%), где существенное место занимает Дальневосточный федеральный университет. Поступать в зарубежные вузы намерены 3,3% школьников. Среди приоритетных стран - Китай, Германия, Канада, Корея, США, Чехия.

Главные мотивы выезда школьников для дальнейшего обучения после окончания школы связаны, прежде всего, с отсутствием здесь перспектив развития, желанием покинуть эту территорию. Также практически каждый пятый из числа планирующих уехать школьников видит в крае ограниченные возможности получить профессию, найти подходящую специальность, считает слабым уровень и качество обучения в местных учреждениях. Особых различий в оценках городских и сельских школьников не выявлено. Однако городские школьники больше предъявляют требований к высокой заработной плате, перспективам личного развития.

При этом родители школьников придерживаются аналогичных взглядов (с разницей лишь в несколько большей критичности оценок школьников в отношении перспектив развития Дальнего Востока), что может свидетельствовать о согласованности образовательных стратегий школьников и их родителей (табл. 8).

В то же время следует обозначить достаточно низкий уровень информированности родителей о возможностях обучения в системе среднего профессио-

нального образования, что в определенной степени снижает потенциал профессионального самоопределения и выбора профессии (специальности) школьниками. Так, практически каждый четвертый родитель (24,3%) не знаком с системой среднего профессионального образования края, а половина имеет лишь некоторое представление (49,2%). При этом лишь четверть опрошенных родителей отметила, что хорошо знает, какие профессии можно получить в учреждениях среднего профессионального образования Хабаровского края (26,5%).

Анализ распределения выпускников образовательных организаций 2016-2020 гг. по группам профессий (специальностей) показывает высокую долю трудоустроившихся, получивших высшее (91%) и среднее профессиональное образование (86%). Максимальный уровень занятости наблюдается у выпускников организаций высшего образования, занятых в общественном секторе, а именно в сферах сельскохозяйственных, гуманитарных и технических наук, обороны и безопасности государства. Можно выделить две группы специальностей, где присутствует высокий уровень трудоустройства (выше среднероссийского) - это узкоспециализированные специальности (например, «Военное управление» и «Ветеринария и зоотехния» - по 100%, «Физическая культура и спорт» - 97%, «Фармация» - 95%) и инженерные специальности («Техноло-

Таблица 8

Результаты ответа на вопрос анкеты: «Если вы не планируете поступать в учебные заведения Хабаровского края, то укажите причину?»

(в процентах от числа опрошенных школьников и их родителей)

Причины отъезда школьников Школьники Родители

Трудно найти подходящую специальность 28,5 22,4

Ограниченные возможности получить после обучения профессию 20,9 23,1

Низкий уровень заработной платы здесь по выбранной профессии 25,1 21,0

Слабый уровень и качество обучения в местных образовательных учреждениях 22,1 16,8

Не вижу здесь для себя перспектив развития 57,4 37,0

Не нравится здесь климат, экология 25,5 15,7

Неразвитость здесь системы досуга 17,0 4,3

Просто хочу уехать с территории ДВ 33,6 16,5

гии материалов» - 98%; «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники» - 97%, «Техника и технологии наземного транспорта», «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» и «Физико-технические науки и технологии» - по 96%). При этом выпускники медицинских, педагогических специальностей и специальностей, связанных с обороной и безопасностью государства, как правило, работают в соответствующей образованию сфере занятости, в то время как выпускники в области общественных наук и инженеры - в разных секторах экономики.

Доля трудоустроенных среди выпускников, получивших среднее профобразование, служащих и квалифицированных рабочих составляет 86%, при этом наибольший процент трудоустроенных наблюдался по следующим группам профессий (специальностей): «Машиностроение», «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» (по 93%), «Химические технологии» (92%), «Изобразительное и прикладные виды искусств» и «Электро-и теплоэнергетика» - по 90%.

Отмеченные тенденции определяются ростом интереса к инженерным профессиям (специальностям), а также мерами государственной образовательной и научно-технической политики, результатом которой стало увеличение количества бюджетных мест по указанным группам.

Показатели удовлетворенности работой выпускников образовательных организаций 2016-2021 гг. отличается по связи работы с полученной профессией (специальностью). Так, в целом среди выпускников, имеющих работу, связанную с полученной профессией (специальностью), самый высокий уровень удовлетворенности у тех, кто работает по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок (95%), а самый низкий - у тех, кто работает без оформления документов (75%). Однако у тех, кто выразил желание сменить работу показатель удовлетворенности в среднем составляет 55%, причем она выше у работающих на условиях срочного договора (60%) и значительно ниже у работающих без оформления документов (26%). Отметим, что выпускники, трудоустроенные на текущей работе,

не связанной с полученной профессией (специальностью), но желающие ее сменить, демонстрируют показатели удовлетворенности ниже 50% по всем типам трудовых договоров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение Результаты социологических исследований престижа профессий как феномена общественного сознания учащихся школ Хабаровского края и его отображения на региональном рынке труда позволяют сделать ряд общих выводов, направленных на формирование у школьника такого ценностно-мотивационного образа престижности своей будущей профессиональной деятельности, который бы отвечал не только его индивидуалистским (личностным), но и общественным (коллективистским) интересам и потребностям. Русская народная пословица «Где родился, там и пригодился> остается сегодня актуальной и для дальневосточных территорий.

В этой связи главным субъектом, способным оказывать решающее воздействие на осознанный профессиональный выбор учащихся, выступает общеобразовательная школа. При наличии в школах Хабаровского края разнообразных мероприятий по профессиональной ориентации, налицо отсутствие ее системной организации. Каждая школа самостоятельно определяет ее формы, содержание и способы выстраивания. Как следствие, общественное сознание школьников характеризуется общими и абстрактными представлениями о престиже профессий, востребованных на рынке труда Хабаровского края, порождая проблемы с выбором профессионального обучения и образовательной миграцией с территории региона. При этом в общественном сознании учащихся и их родителей менее престижными являются профессии и организации среднего, нежели высшего профессионального образования, что оказывает влияние на структуру занятости на региональном рынке труда по полученным профессиям.

В этих целях считаем целесообразным разработать и принять «Концепцию про-фориентационной работы в Хабаровском крае», направленную на формирование привлекательности у школьников позитивных образов и смыслов профессио-

нальной деятельности на территориях проживания.

В контекст проблем, выявленных по результатам социологических исследования престижа профессий, считаем целесообразным оптимизировать существующую систему прогнозирования потребности в кадрах и разработать более гибкие механизмы реагирования профессиональных организаций образования на конъюнктуру рынка профессий для экономики и социальной сферы Хабаровского края. Важно направить усилия на активизацию и вовлечение работодателей в образовательный процесс, используя разнообразие форм их участия в общеобразовательном и профессиональном обучении (проведении занятий, итоговой аттестации, мастер-классов, практики), наставничестве и трудоустройстве.

Предприятия и организации Хабаровского края призваны стать своего рода «социальными партнерами» региональной системы среднего и высшего образования

как главных поставщиков квалифицированных кадров. В современных условиях предприятия экономической сферы испытывают большую потребность в специалистах среднего звена и квалифицированных рабочих профессий. При этом результаты социологических исследований свидетельствуют о достаточно «потребительском отношении» потенциальных работодателей к системе профессионального образования в крае. Как главные потребители выпускников организаций профессионального образования, они оказывают недостаточное влияние на формирование престижа своих видов профессиональной деятельности, их привлекательности, неактивны в практической подготовке будущих специалистов и т. д. Это обуславливает необходимость их более тесной связи с системной профо-риентационной работы и профессионального самоопределения в организациях общего, среднего и высшего образования на территории Хабаровского края.

Список источников:

1. Березутский Ю. В., Байков Н. М., Буланова М. А. Социальные представления учащихся общеобразовательных школ Хабаровского края: социологическое измерение // Власть и управление на Востоке России. 2022. №3 (100). С. 118-131.

2. Грунтовский И. И. Концептуальные основы престижа профессиональной деятельности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-prestizha-professionalnoy-deyatelnosti

3. Ефременко В. Ф. Структурные факторы миграции населения Дальнего Востока России // Власть и управление на Востоке России. №3 (100). С. 101-107.

4. Лукашова О. Г. Профессий престиж. Новейший социологический словарь / Сост.А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко и др. Мн.: Книжный мир,2010, с. 812. URL: http:// sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/articles/1223/professij-prestizh.htm.

5. Мотрич Е. Л., Березутский Ю. В. Миграция в демографическом развитии Дальнего Востока России: проблемы и социальные последствия // Социальная политика и социология. 2018. Т. 17. №2 (127). С. 141-150.

6. Посухова О. Ю. Профессиональная династия как результат семейных стратегий: инерция или преемственность // Власть. 2013. №12. С. 100-103. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-dinastiya-kak-rezultat-semeynyh-strategiy-inertsiya-ili-preemstvennost/viewer

7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. Политиздат. 1992. С. 353-373.

8. Цвык В. А. Социально-профессиональный статус личности и престиж профессии /Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. №2 (25). С. 72-77. URL: https://clck.ru/3354iU

9. Warner W. L., Meeker M., Eells K. Social Class in America: A Dynamic Study of a System that Powerfully Influences the Lives of All Americans. A Manual of Procedure for the Measurement of Social Status. Chicago: Science Research Associates, 1949.

10. Treiman D. J. Status Discrepancy and Prejudice // American Journal of Sociology. 1965-1966.

References:

1. Berezutsky Yu. V., Baikov N. M., Bulanova M. A. (2022) Social representations of students of secondary schools in the Khabarovsk Territory: a sociological dimension Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and management in the East of Russia]. No. 3 (100): 118-131.

2. Gruntovsky I. I. Conceptual foundations of the prestige of professional activity. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kontseptualnye-osnovy-prestizha-professionalnoy-deyatelnosti

3. Efremenko V. F. (2022) Structural factors of migration of the population of the Far East of Russia Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and management in the East of Russia]. No. 3 (100): 101-107.

4. Lukashova O. G. (2010) Professions prestige. The latest sociological dictionary / Compiled by A. A. Gritsanov, V. L. Abushenko and others. Minsk: Knizhny Mir, p. 812. URL: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/articles/ 1223/professij-prestizh.htm.

5. Motrich E. L., Berezutsky Yu. V. (2018) Migration in the demographic development of the Russian Far East: problems and social consequences Sotsial'naya politika i sotsi-ologiya [Social policy and sociology]. Vol. 17. No. 2 (127): 141-150.

6. Posukhova O. Yu. (2013) Professional dynasty as a result of family strategies: inertia or continuity Vlast' [Power]. No. 12: 100-103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnaya-dinastiya-kak-rezultat-semeynyh-strategiy-inertsiya-ili-preemstven-nost/viewer

7. Sorokin P. (1992) Man. Civilization. Society. Politizdat., pp. 353-373.

8. Tsvyk V. A. (2010) Socio-professional status of the individual and the prestige of the profession Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika [News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Politics]. No. 2 (25): 72-77. URL: https://clck.ru/3354iU

9. Warner W. L., Meeker M., Eells K. (1949) Social Class in America: A Dynamic Study of a System that Powerfully Influences the Lives of All Americans. A Manual of Procedure for the Measurement of Social Status. Chicago: Science Research Associates.

10. Treiman D. J. (1965-1966) Status Discrepancy and Prejudice // American Journal of Sociology.

Статья поступила в редакцию 15.11.2022; одобрена после рецензирования 29.11.2022; принята к публикации 02.12.2022.

The article was submitted 15.11.2022; approved after reviewing 29.11.2022; accepted for publication 02.12.2022.

Информация об авторах

Н. М. Байков - доктор социологических наук, профессор, начальник научно-исследовательского отдела, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал;

П. Э. Перепечай - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал.

Information about the authors

N. M. Baykov - Doctor of Sociological Sciences, Professor, Head of the research department, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA;

P. E. Perepechay - graduate student, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.