Научная статья на тему 'Субъективное ощущение качества жизни и психологическая дифференцированность'

Субъективное ощущение качества жизни и психологическая дифференцированность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ / PSYCHOLOGICAL DIFFERENTIATION / ПЕРЕЖИВАЮЩЕЕ Я / EXPERIENCING I / ПОМНЯЩЕЕ Я / REMEMBERING I / СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / SUBJECTIVE FEELING OF QUALITY OF LIFE / КАРТИНА МИРА / WORLDVIEW / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ОПТИМИЗМ / OPTIMISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никонов Г. А.

Качество жизни человека определяют не только объективными показателями, но и субъективное ощущение качества жизни. Способность произвольно регулировать ощущение качества жизни лежит в основе оптимизма. В его формировании важную роль играет «помнящее Я». Механизмам его работы и взаимосвязь его с психологической дифференцированностью и посвящена статья. Ключевым моментом для сохранения положительного отношения к жизни может служить умение дифференцировать события прошлого и себя в настоящем. Рассмотрен и проанализирован способ, которым человек воссоздаёт свое прошлое. В нём выделены три этапа, проанализированы их основные задачи и движущие силы. Показана роль психологической дифференцированности в этих этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никонов Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE FEELING OF QUALITY OF LIFE AND PSYCHOLOGICAL DIFFERENTIATION

Quality of life is determined not only by objective indicators and subjective feeling. An ability to arbitrarily adjust the feeling of quality of life to your inner state is a basis of optimism. To formation such feeling, an important role is played by “Remembering I”. The author of the paper studies the mechanism of how it works and what relation to psychological differentiation it has. The key to maintaining a positive attitude towards life can serve as an ability to differentiate events of the past and present by yourself. The work reviews and analyzes how a person recreates his past. Three phases are distinguished, their main challenges and driving forces are analyzed. The author reveals a role of psychological differentiation in these stages.

Текст научной работы на тему «Субъективное ощущение качества жизни и психологическая дифференцированность»

2. Словарь практического психолога. Составитель С.Ю. Головин. Минск: Харвест, Москва: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. О воле в природе. Мир как воля и представление. Москва: Наука, 1993; Т. 2.

4. Арскиева З.А. Системный подход к изучению оптимистического и пессимистического мироощущения. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Кострома, 2014; Том 20; № 1.

5. Селли Дж. Пессимизм: История и критика. Перевод с английского. Под редакцией В.И. Яковенко. Изд. 2-е. Москва: Издательство ЛКИ, 2007.

References

1. Demenev A.G. I.I. Mechnikov i E.P. Akvilonov: problema optimizma (istoriko-filosofskij analiz). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2001.

2. Slovar'prakticheskogo psihologa. Sostavitel' S.Yu. Golovin. Minsk: Harvest, Moskva: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003.

3. Shopengau'er A. Mir kak volya i predstavlenie. O vole vprirode. Mir kak volya ipredstavlenie. Moskva: Nauka, 1993; T. 2.

4. Arskieva Z.A. Sistemnyj podhod k izucheniyu optimisticheskogo i pessimisticheskogo mirooschuscheniya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeniN.A. Nekrasova. Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. Kostroma, 2014; Tom 20; № 1.

5. Selli Dzh. Pessimizm: Istoriya ikritika. Perevod s anglijskogo. Pod redakciej V.I. Yakovenko. Izd. 2-e. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2007.

Статья поступила в редакцию 29.07.16

УДК 159.9

Nikonov G.A., postgraduate, Russian Presidential Academy of National Economy And Public Administration (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: Grr.nikonov@gmail.com

SUBJECTIVE FEELING OF QUALITY OF LIFE AND PSYCHOLOGICAL DIFFERENTIATION. Quality of life is determined not only by objective indicators and subjective feeling. An ability to arbitrarily adjust the feeling of quality of life to your inner state is a basis of optimism. To formation such feeling, an important role is played by "Remembering I". The author of the paper studies the mechanism of how it works and what relation to psychological differentiation it has. The key to maintaining a positive attitude towards life can serve as an ability to differentiate events of the past and present by yourself. The work reviews and analyzes how a person recreates his past. Three phases are distinguished, their main challenges and driving forces are analyzed. The author reveals a role of psychological differentiation in these stages.

Key words: psychological differentiation, Experiencing I, Remembering I, subjective feeling of quality of life, worldview, adaptation, optimism.

Г.А. Никонов, аспирант, преп. каф. социологии и психологии, Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы, г. Нижний Новгород, Email: Grr.nikonov@gmail.com

СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ

Качество жизни человека определяют не только объективными показателями, но и субъективное ощущение качества жизни. Способность произвольно регулировать ощущение качества жизни лежит в основе оптимизма. В его формировании важную роль играет «помнящее Я». Механизмам его работы и взаимосвязь его с психологической дифференцированностью и посвящена статья. Ключевым моментом для сохранения положительного отношения к жизни может служить умение дифференцировать события прошлого и себя в настоящем. Рассмотрен и проанализирован способ, которым человек воссоздаёт свое прошлое. В нём выделены три этапа, проанализированы их основные задачи и движущие силы. Показана роль психологической дифференцированности в этих этапах.

Ключевые слова: психологическая дифференцированность, переживающее Я, помнящее Я, субъективное ощущение качества жизни, картина мира, адаптация, оптимизм.

В 1948 году Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или неспособности» [1]. Для определения понятия «благополучие» в середине 70-х годов был разработан опросник качества жизни [2]. Кроме ВОЗ, с конца 80-х годов прошлого века, понятием качества жизни начало широко использоваться ООН. В 2009 г. нобелевские лауреаты Дж. Стиглиц и А. Сен предложили использовать понятие «качество жизни» в качестве основного критерия экономического развития общества вместо ВВП [3]. На данный момент существует множество подходов к определению качества жизни, что отчётливо показывает, насколько важным и сложным является это понятие [4; 5; 6].

Несмотря на кажущуюся его простоту, долгое время значительно переоценивался тот вклад, который вносили в него объективные показатели (доход на душу населения, степень миграции, смертность и др.). В 2002 году Д. Канеман получил Нобелевскую премию за исследования в области поведенческой экономики. Одним из результатов его работ стало широкое признание того факта, что субъективные характеристики жизни (уровень счастья, личная оценка качества жизни) так же существенны, как и объективные показатели качества жизни [7].

Важность ощущения качества жизни подтверждается повседневным опытом: все знакомы с людьми, которые при относительно благополучной жизни чувствуют себя гораздо хуже, чем те, кто по объективным причинам должны чувствовать себя

гораздо хуже, чем первые. Важным оказываются не только реальные обстоятельства жизни, но и то, как человек их переживает - его отношение к ситуации, интерпретация происходящего, индивидуальное видение будущего, вписанность происходящего в жизненную перспективу. Каким же образом можно обеспечить положительное восприятие происходящего?

Для решения этих и некоторых других вопросов Д. Канеман предложил использовать два понятия: «чувствующее Я» и «помнящее Я» [8]. По сути, это два способа видеть мир. Чувствующее Я переживает мир изнутри, непосредственно сейчас, в настоящем времени, пока событие происходит. Для чувствующего Я не существует ни прошлого, ни будущего, оно все целиком сосредоточено в настоящем. Если использовать терминологию Ф.Е. Василюка, чувствующее Я живёт в легком и простом мире [9]. Для него не существует ничего, что бы выходило за пределы текущего индивидуального опыта. Человек, проживающий жизнь от имени чувствующего Я, должен быть всецело сосредоточен на происходящем, на чувственной ткани мира, такого, каким он представлен человеку в его переживаниях.

Помнящее Я работает совершенно иначе. Это то, что мы можем рассказать, обернувшись в прошлое из настоящего. Помнящее Я - это рассказчик, сочинитель историй, который задним числом объясняет всё, что случилось.

Сравнивая эти два способа смотреть на мир, можно предположить, что вклад чувствующего Я должен быть более значительным, потому что именно из непосредственных переживаний

и складывается жизнь. Однако сумма прожитых моментов не составляет в целом жизни. Большая часть информации, проживаемая чувствующим Я, пропадает бесследно. Остаются только наши воспоминания, которые, в силу своей реконструктивной природы, редко точно отражают прошлый опыт.

Современная психология знает, что память не работает как записывающее и воспроизводящее устройство. Это сложная деятельность, сутью которой является, скорее, реконструкция, нежели воспроизведение. Воспроизведение, опосредуемое множеством факторов, каждый из которых может повлиять на качество результата.

Почти все, оценивая качество жизни, совершают одну ошибку - смешение опыта и памяти. Существует значительная разница между состоянием счастья в жизни и ощущением счастья относительно своей жизни (ощущением того, что жизнь тебя устраивает). Когда мы вспоминаем, какое из двух переживаний в прошлом было лучше, мы выбираем не между двумя единицами опыта, а между двумя воспоминаниями об опыте. Это можно называть тиранией помнящего Я. Различение двух Я приводит к важному следствию - наше ощущение проживаемой жизни это не то, насколько счастливо живет человек, а то, насколько он удовлетворен, когда думает о своей жизни. Рассмотрим психологические механизмы, принимающие участие в работе помнящего Я.

Важен также способ, которым мы воссоздаем своё прошлое, он влияет на наше мироощущение. Так, оптимисты - это люди, которые научились произвольно регулировать субъективное ощущение качества жизни. Наше предположение заключается в том, что в основе такой регуляции лежат функциональные проявление психологической дифференцированности. Раскроем эту мысль.

Мы выделили три этапа, которые могут присутствовать в процессе переживания критической, эмоционально нагруженной ситуации. Надо отметить, что на поздних ступенях развития, навыка регуляции субъективного ощущения качества жизни процесс автоматизируется и не рефлексируется. А в каждом конкретном случае какие-то этапы могут выпадать или существенно сокращаться, но для полноты анализа, мы рассмотрим их все целиком.

Обращаясь к отрицательному опыту с точки зрения помнящего Я (собственно, рефлексия), мы видим нерасчленённую картину отрицательно заряженного прошлого и себя в нём. В условиях эмоциональной вовлечённости человек и вспоминаемая ситуация представляют собой единое целое. Человек, не сумевший отделить себя от той ситуации, занять отстранённую позицию, проецирует отрицательные эмоции на себя. Феноменологически это выражается в том, что ему плохо, неприятно вспоминать, и это серьёзная причина избегать рефлексии.

Задачей первого этапа, таким образом, является задача дистанцироваться от этих чувств, установить психологическую дистанцию между событиями прошлого и самим собой. Решить

Библиографический список

для себя, что плохая ситуация в которой человек оказался не тождественна ему самому. Если этого не сделать, боль и негативные переживания останутся слитыми. Из этой ситуации есть выход - уже постфактум, находясь в более удобной позиции, ретроспективно, постараться занять метапозицию.

Второй этап позволяет отделить факты от эмоций, связанных с ними. Факты и то, что я по поводу этих фактов чувствую. Это приводит нас к следующему этапу.

Третий этап сводится к анализу полученных фактов. Благодаря первым двум этапам человек может посмотреть на них спокойно. Если первый этап дифференцировал субъекта и ситуацию, то на втором и третьем дифференциации подвергается сама ситуация. Анализ произошедшего позволяет структурировать ситуацию, выделить в ней ключевые моменты, воздействуя на которые можно было бы повлиять на случившееся. Мы предполагаем, что существует некоторый оптимальный уровень сложности, который, с одной стороны, не оставит ситуацию слишком простой, не поддающейся коррекции, а с другой - не слишком сложной. Впрочем, этот уровень достигается автоматически, в силу когнитивных ограничений самого анализирующего субъекта.

Новая, усложнённая картина мира - результат третьего этапа. Она даёт, пусть даже ничем не проверяемое, ощущение контроля над ситуацией, что способствует равновесию и душевному спокойствию человека, т. е. положительной субъективной оценке качества жизни.

Рассмотрим силы, которые стоят за выделенными этапами. Движущей силой первого этапа является стремление к сохранению положительного образа Я. До тех пор, пока мы слиты с неприятной ситуацией, мы так же неприятны, как и она. Такое состояние не только эмоционально неприятно, но и противоестественно для сохранного, психологически адаптированного человека.

Движущей силой следующих этапов является потребность в структурированности (одна из форм потребности в безопасности). Другими словам эту потребность можно определить, как потребность в стабильной картине мира. Связанное с ней снижение тревожности, является важным условием субъективного ощущения положительного качества жизни.

Таким образом, чем более дифференцирован человек, то есть чем больше у него автоматизирован навык дифференцирования, тем в большей степени он способен осуществлять регуляцию субъективного качества жизни.

Мы уже рассматривали на примере когнитивной эмоционально-рациональной терапии А. Эллиса механизмы повышения качества жизни и эффективности оказания психологической помощи, связанные с усложнением картины мира в процессе дифференцирования [10]. Эта статья высвечивает ещё один механизм повышения субъективного качества жизни и роль в нем дифференцированности.

1. Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения.

2. The Quality of Life Scale. Available at: http://hqlo.biomedcentral.com/articles/ 10.1186/1477-7525-1-60

3. Stiglitz Joseph E., Sen Amartya. Statistics: Experts to continue work of Stiglitz-Sen-Fitoussi Commission on measuring progress. Available at: http://www.insee.fr/fr/publi-cations-et- services/dossiers_web/stiglitz/doc-commission/RAPPORT_anglais.pdf

4. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. Москва: ИП РАН, 2006

5. Давыдов Е.Е., Давыдова А.А. Измерение качества жизни. Москва: Издательство РАН, 1993.

6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991.

7. Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. Москва: Аст, 2014.

8. Kahneman D. Experienced Utility and Objective Happiness: A Moment-Based Approach. Cambridge University Press, 2000.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва: МГУ, 1984.

10. Никонов Г.А. Егорова Т.Е. Картина мира и психологическая дифференцированность в контексте психологического консультирования. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1.

References

1. Preambula k Ustavu (Konstitucii) Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya.

2. The Quality of Life Scale. Available at: http://hqlo.biomedcentral.com/articles/ 10.1186/1477-7525-1-60

3. Stiglitz Joseph E., Sen Amartya. Statistics: Experts to continue work of Stiglitz-Sen-Fitoussi Commission on measuring progress. Available at: http://www.insee.fr/fr/publi-cations-et- services/dossiers_web/stiglitz/doc-commission/RAPPORT_anglais.pdf

4. Savchenko T.N., Golovina G.M. Sub'ektivnoe kachestvo zhizni: podhody, metody ocenki, prikladnye issledovaniya. Moskva: IP RAN, 2006

5. Davydov E.E., Davydova A.A. Izmerenie kachestva zhizni. Moskva: Izdatel'stvo RAN, 1993.

6. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moskva: Mysl', 1991.

7. Kaneman D. Dumaj medlenno... reshaj bystro. Moskva: Ast, 2014.

8. Kahneman D. Experienced Utility and Objective Happiness: A Moment-Based Approach. Cambridge University Press, 2000.

9. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya. Moskva: MGU, 1984.

10. Nikonov G.A. Egorova T.E. Kartina mira i psihologicheskaya differencirovannost' v kontekste psihologicheskogo konsul'tirovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1.

Статья поступила в редакцию 28.07.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.