Научная статья на тему 'Картина мира и психологическая дифференцированность в контексте психологического консультирования'

Картина мира и психологическая дифференцированность в контексте психологического консультирования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
584
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / КАРТИНА МИРА / СУБЪЕКТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / DIFFERENTIATION / QUALITY OF LIFE / PERSONAL MATURITY / PICTURE OF THE WORLD / SUBJECT / PSYCHOLOGICAL HELP

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никонов Г.А., Егорова Т.Е.

Предлагаемая работа одна из серии исследований, посвящённых теоретическому описанию понятия дифференцированности, заимствованного из теории семейных систем М. Боуэна. В отличие от последней, авторами предлагается использовать это понятие в расширенном смысле не только как свойство личности, но и как общий объяснительный конструкт. В статье рассматривается взаимосвязь картины мира и психологической дифференцированности. На примерах когнитивной эмоционально-рациональной терапии А. Эллиса рассмотрены механизмы повышения качества жизни и эффективности оказания психологической помощи, связанные с усложнением картины мира в процессе дифференцирования. Выдвигается предположение о связи психологической дифференцированности и зрелости личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDVIEW AND THE PSYCHOLOGICAL DIFFERENTIATION IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING

The article is one of the series of publications, which aims at theoretical description of a concept of differentiation. This concept first appeared in “Theories M. Bowen family systems” one of the areas of practice of psychological counseling. Unlike the American tradition, the authors suggest the use of this concept in an extended sense, not only as a property of the individual, but also as a general explanatory construct. The article examines the relationship of worldview, and psychological differentiation. On examples of cognitive emotional and rational therapy by A. Ellis the authors study mechanisms to improve the quality of life and efficiency of psychological assistance, related to the complexity of the picture of the world in the process of differentiation. The researchers come up with an idea of the connection of psychological differentiation with maturity of an individual.

Текст научной работы на тему «Картина мира и психологическая дифференцированность в контексте психологического консультирования»

УДК 159.9

Nikonov G. A., postgraduate, Russian Presidential Academy of National Economy And Public Administration (Nizhny Novgorod,

Russia), Е-mail: Grr.nikonov@gmail.com

Egorova T.E., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Russian Presidential Academy of National Economy And Public

Administration (Nizhny Novgorod, Russia), Е-mail: tegorova@list.ru

WORLDVIEW AND THE PSYCHOLOGICAL DIFFERENTIATION IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING.

The article is one of the series of publications, which aims at theoretical description of a concept of differentiation. This concept first appeared in "Theories M. Bowen family systems" - one of the areas of practice of psychological counseling. Unlike the American tradition, the authors suggest the use of this concept in an extended sense, not only as a property of the individual, but also as a general explanatory construct. The article examines the relationship of worldview, and psychological differentiation. On examples of cognitive emotional and rational therapy by A. Ellis the authors study mechanisms to improve the quality of life and efficiency of psychological assistance, related to the complexity of the picture of the world in the process of differentiation. The researchers come up with an idea of the connection of psychological differentiation with maturity of an individual.

Key words: differentiation, quality of life, personal maturity, picture of the world, subject, psychological help.

Г.А. Никонов, аспирант, преподав. каф. социологии и психологии, Российская академия народного хозяйства

и госслужбы, г. Нижний Новгород, Е-mail: Grr.nikоnоv@gmail.com

Т.Е. Егорова, д-р психол. наук, проф. каф. социологии и психологии, Российская академия народного хозяйства

и госслужбы, г. Нижний Новгород, Е-mail: tegorova@list.ru

КАРТИНА МИРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Предлагаемая работа - одна из серии исследований, посвящённых теоретическому описанию понятия дифференцированное™, заимствованного из теории семейных систем М. Боуэна. В отличие от последней, авторами предлагается использовать это понятие в расширенном смысле - не только как свойство личности, но и как общий объяснительный конструкт. В статье рассматривается взаимосвязь картины мира и психологической дифференцированности. На примерах когнитивной эмоционально-рациональной терапии А. Эллиса рассмотрены механизмы повышения качества жизни и эффективности оказания психологической помощи, связанные с усложнением картины мира в процессе дифференцирования. Выдвигается предположение о связи психологической дифференцированности и зрелости личности.

Ключевые слова: дифференцированность, качество жизни, личностная зрелость, картина мира, субъект, психологическая помощь.

В теории семейных систем (ТСС) Мюррея Боуэна дифференцированность - ключевое понятие, введённое одним из самых первых, наряду с понятиями эмоциональной системы и тревожности. На нём основано большинство положений терапевтического подхода М. Боуэна. [1; 2; 3].

Мы предлагаем использовать дифференцированность в более широком смысле, чем это делается в ТСС - как свойство субъекта и как общий принцип. Преимущества такого подхода мы отмечали ранее [4]. Введённое таким образом понятие дифференцированности способствует оказанию консультационной помощи, так как облегчает создание клиентского мифа. Это происходит в первую очередь потому, что идея дифференциро-ванности является равно очевидной как для клиента, так и для консультанта, что облегчает их взаимодействие.

Мы полагаем, что потенциал понятия дифференцирован-ность этим не исчерпывается. Существует несколько механизмов, которые на фундаментальном уровне способствуют эффективности консультационного процесса. Рассмотрим один из них.

Основной тезис: когда человек повышает свою дифференцированность, он тем самым повышает устойчивость собственной картины мира. Именно это, на наш взгляд, лежит в основе повышения эффективности консультационной помощи. Прежде чем говорить об этом, обратимся к понятию картины мира.

Термин «картина мира» был введён в оборот учёными-естественниками. В 50-е годы он был использован антропологами, и использовалось для описания того или иного вида мировоззрения. С тех пор оно достаточно плотно используется в рамках гуманитарных дисциплин, причем наиболее общее определение ему дается в рамках философии: «приведенная в связность сумма наглядного знания о мире» [5, с. 199].

В психологии на протяжении XX века разные авторы использовали схожие понятия для описания обобщенного представления человека об окружающем мире, и себя как части этого мира. Среди них «субъективная картина мира» Дж. Брунера, «система личных конструктов» Дж. Келли, «семантическое пространство» Ч. Осгуда. Среди отечественных авторов отметим «внутренний мир человека» Б.Г. Ананьева и «образ мира» А.Н. Леонтьева. Последний ввел его в связи с изучением проблем восприятия [6]. Возможность создания такого сложного образования представлялась как результат освоения индивидуумом предметной

деятельности, в ходе которой усваивались общественно выработанные значения предмета в виде образа, схемы, знака, символа и др. Так, образ мира явился категорией предназначенной для описания системы значений человека, отражающей единство индивидуального и социального опыта.

Понятие «образ мира» получило развитие в работах С.Д. Смирнова и В.В. Петухова, В.Ф. Петренко и др., где оно было расширено до интегрального образования всей познавательной сферы человека [7; 8; 9]. Важно отметить, что образ мира (картина мира) является не только исходным пунктом, но и результатом познавательного процесса.

Понятие использовалось не только для обобщения теоретического материала. Ф.Е. Василюк использовал его для построения практико-ориентированной концепции четырех жизненных миров [10].

Картина мира необычайно важна для человека. Представления, связанные с ней, люди защищают в первую очередь. Мы полагаем, что это напрямую связано с тем, что устойчивая картина мира отвечает потребности в безопасности - потребности второго уровня (по А. Маслоу) [11]. Она идёт сразу после органических и предшествует всем другим: от потребности в аффи-лиации до самореализации; является непременным условием их удовлетворения. Сохранение устойчивой картины мира позволяет прогнозировать будущее и дает возможность ориентироваться в окружающем мире.

Само по себе существование картины мира, представляет собой ценность, совершенно безотносительно к тому, насколько картина мира адекватна реальности. Само ее наличие действует благотворно. Поэтому зачастую можно видеть крайне своеобразные её варианты, которые, тем не менее, на протяжении многих лет служат своим хозяевам верой и правдой и не подвергаются хоть сколько-нибудь значительному пересмотру.

Чтобы понять, каким образом дифференцированность способствует сохранению картины мира, рассмотрим несколько примеров из области рационально-эмотивной терапии А. Эллиса (когнитивное направление). Эллис утверждает, что существуют деструктивные иррациональные убеждения, которые мешают человеку существовать относительно комфортно. Примерами таких убеждений являются: «люди обязаны относиться ко мне хорошо», «я ни при каких условиях не должен совершать оши-

бок», «люди должны действовать так, как я от них требую, иначе это ужасно» и т. д. [12].

Как мы можем видеть, все эти утверждения являются в высшей степени эмоционально заряженными. В них сопряжены, с одной стороны - сильные переживания, с другой - образ желаемого будущего или того, чего бы мы видеть не хотели. Сами по себе эти желания достаточно логичны - мы, действительно, хотим, чтобы нас принимали, наши распоряжения выполняли, и было бы хорошо, если бы неприятностей было меньше - эти желания совершенно естественны. Что, действительно, делает ситуацию нездоровой, так это слишком сильная слитность в таких установках желаемого положения вещей и эмоций, с ними связанных. Формулировка «ни при каких условиях не должен совершать ошибок» - подразумевает, что если ошибки будут допущены, то это будет катастрофа. Об этом же говорят слова «ужасно, если люди поступают не так, как я решил». Даже если в формулировках дисфункциональных иррациональных убеждений не присутствуют слова «ужасно», «катастрофа» или «страшно», они имплицитно подразумеваются, тем самым делая установки деструктивными. В таких примерах отчетливо проявляется недифференцированность когниций и связанных с ними эмоций - нерасчлененность рационального и эмоционального. Работа по их разделению и есть работа над повышением диф-ференцированности.

Терапевтической ценностью в концепции А. Эллиса являются вопросы типа «что случится, если...?», «действительно ли так необходимо, чтобы.?» Ответы на эти вопросы дают возможность переоценить ситуацию и снизить эмоциональный накал. Эти вопросы служат повышению дифференцированности, работающий через разделение эмоционального и рационального. Такое разделение даёт возможность работать с этими сторонами по отдельности.

Если до процесса дифференциации чувств и когниций мы могли повлиять на эмоциональное состояние только через изменение реальности (которая не всегда поддаётся коррекции), то после успешной дифференциации, можем просто изменить переживание ситуации, оставив реальное положение вещей в покое. Таким образом, дифференциация рациональной и эмоциональной сторон позволяет стабилизировать ситуацию. За счёт этого можно переживать актуальную ситуацию как более комфортную, что повышает субъективно ощущаемое качество жизни.

Другим важным моментом, на который работает диффе-ренцированность, является усложнение картины мира через рассмотрение альтернативных вариантов. Мы видим, на приведённых примерах, что в иррациональных убеждениях людей присутствуют слова-квантификаторы всеобщности - «всегда», «только», «все». Это значительно сужает репертуар возможного. Если люди должны слушаться нас всегда, и это положение безальтернативно прописано в картине мира, то любое неповиновение будет означать разрушение этой картины, то есть катастрофу. Совсем другое дело, если в картине мира допускаются и другие ситуации. Слушаются, но не сразу, или не всегда. Если такие варианты теоретически допустимы, то их реализация хоть и будет субъективно неприятной, не станет для человека ката-

Библиографический список

строфой. Это запасной вариант, «план Б». Расширение горизонта возможного, само допущение того, что события могут развиваться отличным от нашего желания образом, стабилизирует картину мира.

Очевидно, в данном случае происходит дифференциация иного типа. Разделяется не рациональное и эмоциональное, а рациональные альтернативы. Когнитивная дифференциация влияет на эмоциональное состояние. Таким образом, последнее изменяется не напрямую, а опосредованно. Феноменологически это переживается следующим образом: мы хотели бы, чтобы события развивались наиболее благоприятным образом, но если этого не случится, то ничего катастрофического не произойдет. Можно сказать, что картина мира человека, который предусмотрел запасные варианты, обладает дополнительным запасом прочности, что позволяет её хозяину эффективно адаптироваться к условиям изменяющегося мира, события которого чаще всего не соответствуют нашим ожиданиям.

Хочется обратить внимание на соотношение эффективности и сложности системы представлений, образующих картину мира. Повседневный опыт подсказывает нам, что чем проще устроен механизм, тем меньше вероятность поломки. Если следовать такой логике, наличие запасных вариантов делает систему уязвимой. Это верно только для механических образований, но не подходит ни для живых систем, ни для функциональных органов. В таких случаях наличие дополнительных возможностей, элементов (в разумных пределах) является источником вариативности и устойчивости.

В общем виде, человек, с картиной мира, богатой альтернативами, более устойчив к неблагоприятным событиям. Эта устойчивость обеспечивается, прежде всего, возможностью перегруппировать элементы, из которых складывается эта картина мира. Богатство элементов, составляющих картину мира, обеспечивает большую устойчивость, изменяемость и вариативность.

Развитая картина мира помимо очевидной выгоды, которая проявляется в стабилизации эмоционального состояния и повышения эффективности, лежит в основе свойства, традиционно связываемого со зрелостью личности. Речь идёт о способности перестраивать собственную картину мира, возможности изменения даже самых крупных смысловых единиц. Мы полагаем, это связано с тем, что человек, обладающий развитой картиной мира всегда может найти в ней что-то неизменное, на что он может опереться, пока пересматриваются отдельные ее сегменты.

Можно сказать, что картина мира является важным конструктом, который во многом определяет качество жизни человека. Развитие психологической дифференцированности, как свойства субъекта, может улучшить состояние клиента, обратившегося за помощью, несколькими путями. Во-первых, благодаря разделению эмоционального и рационального аспектов. Во-вторых, за счёт усложнения самой картины мира, что приводит к большей её устойчивости. Это объясняется ее системной природой. Усложнение картины мира позволяет не только улучшить психологическую адаптированность человека, но и влиять на рост личностной зрелости, одним из выражений которой является способность «на ходу» перестраивать собственную картину мира.

1. Боуэн М. О процессах дифференциации своего «Я» в родительской семье. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Москва: Ко-гито-Центр, 2005.

2. Кливер Ф. Слияние и дифференциация в браке. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Москва: Когито-Центр, 2005.

3. Rabstejnek, Carl V. Theory in the practice of psychotherapy in family therapy. 2007. Available at: http://www.houd.info/bowenTheory.pdf

4. Никонов Г.А., Егорова Т.Е. Понятие дифференцированности как основа построения мифологии клиента. Тезисы 7-ой Российской конференции по экологической психологии. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2015.

5. Шишков Г. Философский словарь. Москва: Республика, 2003.

6. Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Москва: Педагогика, 1983; Т. 2.

7. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1984; 4: 13 - 21.

8. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1981; 2: 13 - 21.

9. Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. Москва: Эксмо, 2013.

10. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва: Издательство МГУ, 1984.

11. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

12. Эллис А. Психотренинг по методу. Санкт-Петербург: Питер, 1999.

References

1. Bou'en M. O processah differenciacii svoego «Ya» v roditel'skoj sem'e. Teoriya semejnyh sistem Myurreya Bou'ena. Moskva: Kogito-Centr, 2005.

2. Kliver F. Sliyanie i differenciaciya v brake. Teoriya semejnyh sistem Myurreya Bou'ena. Moskva: Kogito-Centr, 2005.

3. Rabstejnek, Carl V. Theory in the practice of psychotherapy in family therapy. 2007. Available at: http://www.houd.info/bowenTheory.pdf

4. Nikonov G.A., Egorova T.E. Ponyatie differencirovannosti kak osnova postroeniya mifologii klienta. Tezisy 7-oj Rossijskoj konferencii po 'ekologicheskojpsihologii. Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2015.

5. Shishkov G. Filosofskijslovar'. Moskva: Respublika, 2003.

6. Leont'ev A.N. Obraz mira. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya. Moskva: Pedagogika, 1983; T. 2.

7. Petuhov V.V. Obraz mira i psihologicheskoe izuchenie myshleniya. Vestnik MGU. Ser. 14. Psihologiya. 1984; 4: 13 - 21.

8. Smirnov S.D. Mir obrazov i obraz mira. Vestnik MGU. Ser. 14. Psihologiya. 1981; 2: 13 - 21.

9. Petrenko V.F. Psihosemanticheskie aspekty kartiny mira sub'ekta. Mnogomernoe soznanie: psihosemanticheskaya paradigma. Moskva: 'Eksmo, 2013.

10. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1984.

11. Maslou A. Motivaciya ilichnost'. Sankt-Peterburg: Piter, 2010.

12. 'Ellis A. Psihotreningpo metodu. Sankt-Peterburg: Piter, 1999.

Статья поступила в редакцию 26.01.16

УДК 159.922.8

Prilepskikh O.S., senior lecturer, Psychology Department, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: 2323311@rambler.ru

EMPIRICAL STUDIES OF AN IMAGE OF A FATHER AND ITS INFLUENCE ON THE CHOICE OF A PARTNER BY GIRLS.

The article is dedicated to an empirical analysis of influence of an image of a father in the way how girls see their future life partner. The article studies a phenomenon of fatherhood and its role in the full development of a personality. The paper presents results of experimental studies of cognitive, emotional and behavioral sides of an image a father and of an image of a future husband. The comparative analysis of the differences in the perception of these images is done with reference to families with both parents and families with one parent. The author comes to a conclusion that the relationship of the image of a father and the image of a future spouse is determined by the following types of interaction: "positive style" of interaction and "directiveness" of the father determine the similarity of images of a father and a future husband; "hostility" in relations with girls on the father's part and "autonomy" of the father as the style of interaction determine a specific belief system about a future wife, which by its characteristics does not match the type of the father.

Key words: paternity, image of future husband, father-daughter interaction style, juvenile age, relationship and mutual influence of a image of a father and perceptions of future husband.

О.С. Прилепских, доц. каф. психологии, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

г. Ставрополь, E-mail: 2323311@rambler.ru

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ОТЦА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ВЫБОР СПУТНИКА ЖИЗНИ У ДЕВУШЕК

Статья посвящена эмпирическому анализу влияния образа отца на представления о будущем спутнике жизни у девушек. В статье рассматривается сущность феномена отцовства и его роль в развитии личности. Экспериментально определены особенности когнитивной, эмоциональной и поведенческой сторон образа отца и образа будущего супруга, осуществлён сравнительный анализ различий восприятия образа отца и образа будущего супруга в полных и неполных (материнских) семьях. Автор приходит к выводу, что взаимосвязь образа отца и образа будущего супруга определяется следующими типами взаимодействия: «позитивный стиль» взаимодействия и «директивность» со стороны отца определяют схожесть образов отца и будущего супруга; «враждебность» во взаимоотношениях девушек с отцом и «автономность» отца как стиль взаимодействия определяют специфическую систему представлений о будущем супруге, который по своим характеристикам не совпадает с типом отца.

Ключевые слова: образ будущего супруга, стиль взаимодействия отца и дочери, взаимосвязь и взаимовлияние образа отца и представлений о предпочитаемом типе будущего супруга.

Семья как социальный институт является постоянным объектом пристального внимания учёных различных гуманитарных наук, поскольку является той микрогруппой, которая обеспечивает социализацию личности. В настоящее время в условиях урбанизации среды обитания, сыгравшей свою роль в отчуждении людей, анонимности общения, семья рассматривается как уникальная социальная единица, где восполняется дефицит личностного общения.

Взаимоотношения ребёнка со взрослыми являются одним из ведущих факторов, закладывающим «фундамент» личности и стиль жизни. Согласно Р.В. Овчаровой, наиболее значимой категорией среди взрослых, занимающей в силу не только родственной близости, но и непрерывности присутствия, особое место на каждом этапе возрастного развития детей - являются родители [1]. По мнению А.В. Петровского, взаимоотношения с родителями представляют собой процесс «персонализации» личности ребёнка в личности родителя, опосредующий детско-родительские отношения и оказывающий влияние (производящий изменения) как в личности родителя, так и в личности ребёнка [2]. Опираясь на концепцию «персонализации личности» А.В. Петровского, где личность выступает как идеальная представленность в других людях, как ее «инобытие» в них, «продолжение себя в другом», можно сказать, что родитель представляет свою личность в личности ребёнка [1].

Ю.В. Борисенко в своей работе «Психология отцовства» подчеркивает, что «феномен отцовства является наиболее интересным и в то же время наименее исследованным в психологии родительства [3].

Нельзя не заметить, что падение отцовского авторитета, вызвано социальными причинами, которые подрывают само функционирование семьи и создают условия для многочисленных отклонений в развитии психики ребёнка. Это формирует тот или иной тип «безотцового общества» со всеми его особенностями -от «бесполых» (в психологическом отношении) мужчин и женщин до грубых нарушений поведения. Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Специфический стиль отцовства зависит от множества социокультурных условий и существенно варьируется от культуры к культуре. Отец имеет важнейшее значение для развития ребёнка с самого момента рождения. Согласимся с мнением А.С. Спиваковской о том, что позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребёнку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли.

Юношеский возраст является важнейшим периодом для подготовки к семейной жизни и выбора супруга. Становление зрелых межличностных выборов в юности определяет характер будущих взаимодействий и является показателем успешности, социальной адаптированности личности. Исследования подтверждают факт влияния, субъективных образов родителей на процесс вступления в брак, распределение семейных обязанностей, восприятие себя и других, формирование тех или иных черт личности и ее смысловых ориентиров [4]. Отношения между отцом и дочерью в семье являются важнейшими для правильного развития личности каждого из них, всей семьи в целом, для развития семейно-брачных отношении. Отец является эталоном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.