Садовникова Н. О. Смысложизненные ориентации педагогов в ситуации профессионального кризиса личности / Н. О. Садовникова, Т. Б. Сергеева // Научный диалог. — 2016. — № 9 (57). — С. 297—310.
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 159.9.07
Смысложизненные ориентации педагогов в ситуации профессионального кризиса личности1
© Садовникова Надежда Олеговна (2016), кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и физиологии, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург, Россия), [email protected].
© Сергеева Тамара Борисовна (2016), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и физиологии, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург, Россия), [email protected].
Рассматривается вопрос трансформации смысложизненных ориентаций в ситуации профессионального кризиса личности. В ходе теоретического анализа особое внимание уделяется проблематике жизненных, профессиональных и личностных кризисов. Выполнен обзор исследований, посвященных роли ценностно-смысловых образований личности в процессе переживания ею жизненного кризиса. Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу, что в ситуации переживания профессионального кризиса личности происходят изменения смысложизненных ориентаций. Установлено, что для педагогов, переживающих профессиональный кризис, характерно снижение уровня выраженности по всем показателям теста смысложизненных ориентаций. Сравнительный анализ показателей педагогов, переживающих профессиональный кризис, с показателями педагогов, не переживающих кризис, показал наличие значимых различий по параметрам «Цель в жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», «Локус контроль — Я (Я — хозяин жизни)», «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни». Для педагогов, переживающих профессиональный кризис личности, характерно снижение уровня осмысленности будущего, отсутствие временной перспективы, выраженная неудовлетворенность прошлым, ощущение бессмысленности пройденного этапа и безуспешности самореализации. Результаты исследования характеризуются новизной, поскольку на сегодняшний день нет эмпирических ис-
1 Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности», проект № 16-36-01031.
следований, подтверждающих теоретические представления о сущности профессионального кризиса личности. Исследование обогащает существующие в настоящее время в психологии профессионального развития представления о феноменологии профессионального кризиса.
Ключевые слова: профессиональный кризис; трансформация ценностно-смысловой сферы; смысложизненные ориентации; переживание.
1. Профессиональный кризис личности как предмет исследования
Кризис в мировой социально-экономической сфере, нестабильность политической ситуации сегодня выступают фоном, на котором актуализируется проблема самоопределения современного человека, поиска им смысла своего существования. В современном мире одной из важных жизненных сфер для взрослого человека является профессиональная деятельность, которая выступает ведущим видом деятельности и обеспечивает удовлетворение основных потребностей, дает личности возможность самореализоваться. В связи с этим трудности, с которыми сталкивается человек в процессе профессионализации, могут нарушить естественный ход профессионального становления и привести к ситуации невозможности реализации профессионального замысла, иными словами, к профессиональному кризису, который в свою очередь может привести к профессиональной стагнации и профессиональной деградации. В свете сказанного важно изучить природу профессионального кризиса личности, раскрыть психологические особенности и механизмы его переживания, одним из которых является трансформация ценностно-смысловой сферы личности.
В переводе с греческого crisis — 'решение, поворотный пункт, исход'. «Большой толковый словарь русского языка» дает такие определения многозначного слова кризис: ' резкое изменение, крутой перелом, тяжелое переходное состояние'; 'переломный момент в ходе болезни, ведущий к улучшению или ухудшению состояния больного' [БТСРЯ, с. 470]. Краткий психологический словарь трактует кризис как 'тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.' и ' эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни' [КПС, с. 157].
Первые исследования кризисной проблематики были проведены E. Lindemann. В рамках его исследований кризис рассматривается как состояние, возникающее вследствие воздействия на человека психотравми-рующих событий [Lindemann, 1944].
На сегодняшний день одним из хорошо проработанных направлений исследования феноменологии кризисов является рассмотрение кризи-
са через призму возрастного или профессионального развития личности.
Например, жизненные кризисы были предметом изучения зарубежных психологов: Ш. Бюлер [Bühler, 1933], Б. Ливехуда [Ливехуд, 1994], Э. Эриксона [Эриксон, 2006], Г. Шихи [Шихи, 1999] и др. Разделяя человеческую жизнь на периоды, стадии и обращая внимание на трудности перехода с одной стадии на другую, исследователи акцентировали внимание на том, что кризис — это поворотный момент в жизни человека. Г. Шихи отмечает, что «в переходные моменты наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях: внутреннее ощущение себя по отношению к другим; ощущение безопасности и опасности; наше восприятие времени — достаточно ли у нас времени или мы начинаем чувствовать его нехватку; ощущение физического спада» [Шихи, 1999, с. 22].
Начало изучения кризисов развития в отечественной психологии положено Л. С. Выготским. Его заслуга в том, что он предложил новую модель объяснения психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. Кризис в его концепции — закономерное и необходимое звено в развитии [Выготский, 1999].
По мнению ряда отечественных психологов (К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и др.), кризис — это перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. Кризис является нормативным феноменом, необходимым для поступательного развития личности.
В своих исследованиях Е. Л. Солдатова разделяет понятия «кризисный период» и «нормативный кризис». Кризисный период определяется как неизбежный переход от одной возрастной стадии к следующей, связанный с изменением социальной ситуации развития, с разрушением старой системы отношений, открытием, а затем освоением и принятием новой. Нормативный кризис развития личности определяется как процесс проживания личностью кризисного обязательного этапа между возрастными стадиями взрослого периода развития. «В процессе проживания и внутренней работы личности, направленной на выход из кризиса и связанной с осознанием и рефлексией изменений, преобразуется система отношений личности и ее представления о себе» [Солдатова, 2007, с. 14)].
Проблема кризисов профессионального развития анализируется в работах Л. И. Анцыферовой, Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеера, Е. Л. Климо-
ва, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, Э. Э. Сыманюк, А. Р. Фонарева и других исследователей.
Так, А. К. Маркова, исследуя процесс профессионализации, подчеркивает, что кризисы могут происходить неоднократно в течение всей жизни. «Профессиональные кризисы могут быть вызваны внутренними причинами. Они возникают, когда старое в профессиональном труде уже не удовлетворяет, а новое еще не найдено или, когда творческие находки работника встречают внешнее сопротивление в профессиональной среде» [Маркова, 1996, с. 158]. По мнению Л. И. Анцыферовой, целесообразно говорить о критических и сензитивных периодах в ходе конкретной деятельности [Анцыферова, 1981].
А. Р. Фонарев, исследуя особенности личностного становления профессионала, отмечает, что кризисы «являются неотъемлемой частью освоения профессиональной деятельности и на разных его этапах имеют свои специфические особенности. Кризисы выражаются в изменении темпа и направления становления в профессии и сопровождаются перестройкой и смысловых, и операциональных структур» [Фонарев, 2005, с. 255]. Другими словами, о кризисах профессионального становления можно говорить как о личностных кризисах.
Рассматривая кризисы профессиональной деятельности, С. А. Нелю-бов отмечает, что они связаны с осуществлением рефлексии и переживаний личности, которые направлены на изменения ее профессионального сознания и приводят к личностно-профессиональному росту: меняется уровень отношения личности к выполнению деятельности — от адаптивного (репродуктивного) до творческого; происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности; осуществляется переоценка ценностей, пересмотр целей и задач и др. [Нелюбов, 2006].
Достаточно полно на сегодняшний день описана феноменология личностного кризиса. В работах ряда авторов, так как Р. А. Ахмеров, А. А. Баканова, Ф. Е. Василюк, А. В. Махнач, К. В. Карпинский, Р. Лаза-рус, В. Г. Ромек и др., описаны причины его возникновения, проявления кризиса, обозначены этапы его протекания.
Р. А. Ахмеров, исследуя биографические кризисы личности, в качестве факторов, обусловливающих их, указывает на события и отношения между ними. Исследователь не связывает эти кризисы с возрастом человека, они определяются субъективными переживаниями [Ахмеров, 1994].
Ф. Е. Василюк использует понятие «критическая ситуация» и говорит, что она «в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается
с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» [Василюк, 1984, с. 29]. Автор следующим образом описывает особенности кризиса как процесса переживания: «внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего жизненного замысла. Психологическим «органом», осуществляющим замысел, несмотря на неизбежные трудности и сложности мира, является воля. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая критическая ситуация — кризис» [Там же].
Л. Г. Жедунова, анализируя психологические особенности и механизмы личностного кризиса, отмечает, что это самостоятельный кризис индивидуальной жизни, возникающий в условиях субъективной невозможности реализации внутренних необходимостей жизни, сущностью которого является переживание состояния внутренней дезинтеграции, возникающего в результате осознания субъектом рассогласования реальных жизненных отношений и глубинных смысловых структур личности [Жедунова, 2010].
Таким образом, кризис — это критический момент и поворотный пункт жизненного пути, когда реализация жизненного замысла серьезно затрудняется либо становится невозможной. В ситуации профессионального кризиса личности происходят изменения в ценностно-смысловой сфере личности, в частности, происходят изменения в системе смысло-жизненных ориентаций.
2. Трансформация ценностно-смысловой сферы как механизм переживания кризиса
Обоснование того, что в процессе переживания кризиса происходит трансформация системы ценностей и смыслов, можно найти в работах
A. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, Ф. Е. Василюка, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Б. С. Ливехуда, А. О. Прохорова, Н. Р. Салиховой,
B. А. Серого, В. Э. Чудновского, А. С. Шарова, Р. Шакурова, Г. Шихи и др.
Так, еще Л. С. Выготский отмечал, что осмысление человеком ситуации в ходе реальной деятельности влечет изменение смыслового поля и реальных действий в ситуации. Возникающее переживание (аффективное отношение к действительности), являясь формой единства эмоционального и аффективного, выступает единицей динамической смысловой системы. При этом сильнейшее потрясение в сочетании с резкой переменой социальной позиции, по мнению А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, Ф. Е. Василюка,
Д. А. Леонтьева, могут привести к глубоким перестройкам всей совокупности личностных смыслов.
Как отмечают А. К. Маркова, Б. Ливехуд, Г. Шихи, в кризисные моменты развития личности запускается механизм модификации ценностно-смысловой сферы личности. Именно развитие ценностно-смысловой сферы часто и выступает важнейшим критерием перехода человека на новый уровень (этап, стадию) своего развития.
В работах А. С. Шарова подчеркивается, что в качестве психологического механизма регуляции жизнедеятельности субъекта выступает ценностно-смысловая сфера в целом и ценности в частности [Шаров, 2000].
В своей концепции переживания Ф. Е. Василюк описывает механизм ценностного переживания. Автор отмечает, что в ситуации кризиса, каким бы ни был его конкретный характер, возникает разлад между сознанием и бытием. Сознание не в состоянии принять бытие в том виде, в каком оно существует в реальности, а следовательно, сознание не в состоянии наделять его смыслом, направлять его. Возникает ситуация утраты смысла, преодоление которой возможно за счет ценностно-смысловых перестроек [Василюк, 1984].
Мы исходим из позиции, что ситуация профессионального кризиса личности в первую очередь актуализирует смысложизненные переживания. Поскольку переживание профессионального кризиса личности сопровождается утратой профессиональной перспективы, теряется смысл жизни, то можно предположить, что именно снижение уровня выраженности смыс-ложизненных ориентаций будет являться характерной чертой кризиса.
3. Организация и методики исследования
Для проверки гипотезы о том, что у педагогов, переживающих профессиональный кризис, происходят изменения в смысложизненных ориентаци-ях, было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие педагоги общеобразовательных школ г. Екатеринбурга и Свердловской области. Средний возраст участников — 36 лет, стаж — 15 лет. Все испытуемые имеют педагогическое образование. Всего в исследовании приняли участие 125 человек. В группу педагогов, переживающих кризис, вошли 38 человек. Остальные педагоги (87 человек) были отнесены к группе сравнения.
Для диагностики особенностей смысложизненных ориентаций педагогов, переживающих профессиональный кризис личности, мы использовали следующие методы:
1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-LifeTest, PIL, Дж. Крам-
бо и Л. Махолика). Методика направлена на изучение осмысленности жизни. Она позволяет выявить особенности смысложизненных ориентаций личности (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией), которые соотносятся соответственно с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Кроме того, методика позволяет охарактеризовать локус контроля — Я, отражающий представление человека о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, и локус контроля — жизнь, отражающий веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ Я), свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
2. Авторская анкета «Переживание профессионального кризиса личности», разработанная на основе феноменологической методологии. Вопросы анкеты охватывали несколько аспектов процесса переживания педагогами профессионального кризиса личности: «общее мироощущение и переживания до момента возникновения профессионального кризиса», «переживания, сопровождающие профессиональный кризис личности», «трансформация ценностно-смысловой сферы», «преодоление профессионального кризиса». Анкетирование было проведено с целью формирования группы педагогов, переживающих профессиональный кризис личности. Основанием отнесения к первой или второй группе являлись: самооценка педагогом ситуации профессиональной деятельности как кризисной или некритической; общий эмоциональный фон самоотчета; характер оценивания профессиональной деятельности; характер оценивания себя как профессионала
4. Результаты и их обсуждение
В ходе теоретического анализа нами было сформулировано предположение о том, что в процессе переживания профессионального кризиса личности происходят изменения в содержании смысложизненных ориен-таций. Мы предполагаем, что ключевой особенностью профессионального кризиса личности и, по сути, его индикатором, является ощущение бессмысленности прошлого и снижение осмысленности будущего. Кроме того, в ситуации профессионального кризиса личности происходит снижение уверенности в своих силах, потеря чувства контроля над событиями своей жизни.
Перейдем к рассмотрению полученных результатов.
У педагогов, переживающих ситуацию профессионального кризиса личности, наблюдаются более низкие значения всех показателей смысло-жизненных ориентаций (рис. 1).
Рис. 1. Результаты сравнительного анализа средних значений показателей смысложизненных ориентаций у разных групп педагогов
Примечание: Ц — цель в жизни, П — процесс жизни, Р — результативность жизни, ЛК-Я — локус контроля — Я, ЛК-Ж — Локус контроля — жизнь, ОЖ — общая осмысленность жизни.
При среднем уровне значений смысложизненных ориентаций в целом по выборке, педагогам, переживающим кризис, свойственно снижение показателей до нижней границы среднего уровня выраженности. Эти результаты предварительно подтверждают выдвинутые предположения.
Для получения более значимых результатов мы провели сравнение двух независимых выборок с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни (и-критерий Манна-Уитни). В таблице 1 представлены значимые различия в параметрах смысложизненных ориентаций и ценностных сфер.
Сравнительный анализ показал, что на уровне значимости р < 0,05 наблюдаются различия по следующим шкалам теста смысложизненных ориентаций: «Цель в жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», «Локус контроль — Я (Я — хозяин жизни)», «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни». Для педагогов, переживающих профессиональный кризис, свойственны более низкие показатели по перечисленным параметрам. Дадим качественную характеристику полученных результатов.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа параметров смысложизненных ориентаций разных групп педагогов
Параметры смысложизненных ориентаций Группы педагогов (1 — в кризисе, 2 — нет кризиса) Средний ранг Статистика U- Манна-Уитни Уровень значимости (p)
Цели в жизни 1,00 41,86 849,50 0,00
2,00 72,24
Процесс жизни 1,00 54,59 1333,50 0,09
2,00 66,67
Результативность жизни 1,00 47,92 1080,0 0,00
2,00 69,59
ЛК — Я 1,00 42,99 892,50 0,00
2,00 71,74
ЛК — жизнь 1,00 51,11 1201,00 0,02
2,00 68,20
Общая осмысленность жизни 1,00 54,61 1334,00 0,09
2,00 66,67
Шкала «Цели в жизни» характеризует наличие или отсутствие в жизни педагога целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Снижение показателей по данной шкале (Хср = 34,34) свидетельствует о том, что в ситуации профессионального кризиса для педагога характерно жить сегодняшним днем, не планируя будущего, поскольку оно малопонятно, а профессиональная перспектива неясна.
Показатели по шкале «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (Хср = 25,08) отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Поскольку для педагогов, переживающих кризис, характерны низкие значения по данной шкале, мы можем констатировать, что преимущественно педагоги не удовлетворены прожитой частью жизни. Вероятно, это обусловлено тем, что в ситуации кризиса у педагогов возникает потребность в ревизии собственных достижений, рефлексии опыта и собственных возможностей. Кроме того, недовольство прошлым может быть обусловлено ощущением, что имеющийся багаж профессиональных знаний и умений в нынешних условиях профессиональной деятельности
не может обеспечить достижение декларируемых социально-профессиональной средой задач.
Шкала «Локус контроль — Я (Я — хозяин жизни)» (Хср = 24,34) характеризует общее представление педагога о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле жизни. Поскольку по результатам тестирования педагоги показывают невысокие баллы по этой шкале, то можно утверждать, что в ситуации профессионального кризиса личности для педагога свойственно, скорее, неверие в свои силы и неспособность контролировать события собственной жизни.
По шкале «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни» также было получено статистически значимое снижение уровня (Хср = 30,45). Данная шкала свидетельствует об убеждении в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Педагогам, переживающим профессиональный кризис личности, в большей степени свойственна убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Представляет интерес тот факт, что общий уровень осмысленности жизни и ее эмоциональная насыщенность (шкала «Процесс жизни») не демонстрируют статистически значимых различий между группами педагогов. Жизнь в целом воспринимается педагогами как интересная и насыщенная, а переживание ситуации профессионального кризиса личности изменяет лишь отдельные значимые для педагогической деятельности параметры смысложизненных ориентаций.
5. Выводы
Таким образом, анализ результатов исследования особенностей смыс-ложизненных ориентаций педагогов, переживающих профессиональный кризис личности, позволяет сделать следующие выводы.
1. Ситуация профессионального кризиса личности характеризуется снижением уровня выраженности ряда параметров смысложизненных ориентаций: цель в жизни, результативность жизни (удовлетворенность самореализацией), локус контроля — Я, локус контроля — жизнь.
2. Для педагогов, переживающих профессиональный кризис личности, характерно снижение уровня осмысленности будущего, отсутствие временной перспективы.
3. Ситуация профессионального кризиса личности характеризуется выраженной неудовлетворенностью прошлым, ощущением бессмысленности пройденного этапа и безуспешности самореализации.
4. Ощущение неспособности влиять на ход собственной жизни, а также неуверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора — в этом также проявляется профессиональный кризис личности.
Обозначенные результаты дополняют представления о сущности профессионального кризиса личности, но являются далеко не конечными. Они подтверждают гипотезу о смысложизненном характере профессионального кризиса личности и ориентируют дальнейшее исследование в направлении биографического и феноменологического анализа. Продолжение работы будет направлено на выявление механизмов переживания, разработку типологии профессионального кризиса личности и моделей его преодоления.
Источники и принятые сокращения
1. БТСРЯ — Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — Санкт-Петербург : Норинт, 2000. — 1536 с.
2. КПС — Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., расш. и дополн. — Ростов на Дону : Феникс, 1998. — 512 с.
Литература
1. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. — Москва : МГУ, 1981. — С. 3—19.
2. Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности : автореферат диссертации ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Р.А. Ахмеров. — Москва, 1994. — 19 с.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. — Москва : МГУ, 1984. — 200 с.
4. Выготский Л. С. Биогенетический подход в психологии и педагогике / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1 / под ред О. А. Карабановой, А. И. Подольского, Г. В. Бурменской. — Москва : МГУ, 1999. — 315 с.
5. Жедунова Л. Г. Психология личностного кризиса : автореферат диссертации ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Л. Г. Жедунова. — Ярославль, 2010. — 55 с.
6. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни / Б. Ливехуд. — Калуга : Издательство Духовное познание, 1994. — 224 с.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва : Знание, 1996. — 312 с.
8. Нелюбов С. А. Динамика профессионального становления руководителя образовательного учреждения [Электронный ресурс] / С. А. Нелюбов // Интерактивное образование : электронная газета. — 2006. — Вып. № 6—7.-Режим доступа : http://www.nios.ru/io/releases.php?num=06&div=09&art=01.
9. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : автореферат диссертации ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Е. Л. Солдатова. — Екатеринбург, 2007. — 43 с.
10. Фонарев А. Р. Психология личностного становления педагога-профессионала : автореферат диссертации ... доктора психологических наук : 19.00.07 / А. Р. Фонарев.-Москва, 2007. — 49 с.
11. Шаров А. С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека : автореферат диссертации . доктора психологических наук : 19.00.01 / А. С. Шаров. — Новосибирск, 2000. — 46 с.
12. Шихи Г. Возрастные кризисы — ступени личностного роста / Г. Шихи. — Санкт-Петербург : Ювента, 1999. —372 с.
13. Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон; пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — Москва : Флинта : МПСИ : Прогресс, 2006. — 352 с.
14. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem / Ch. Bühler // Schweizerische Lehrerinnenzeitung. — Leipzig : Hirzel. — 5. Mai 1933. — Band 37. — Heft 15. — S. 253—255.
15. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief / E. Lindemann // American Journal of Psychiatry. — 1944. — № 101. — Рр. 141—148.
Life-Meaning Orientations of Teachers in Situation of Professional Identity Crisis
© Sadovnikova Nadezhda Olegovna (2016), PhD in Psychology, associate professor, Head of Department, Department of Psychology and Physiology, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected]. © Sergeyeva Tamara Borisovna (2016), PhD in Psychology, associate professor, Department of Psychology and Physiology, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected].
The transformation of life-meaning orientations in the situation of professional identity crisis is considered. In the theoretical analysis, particular attention is paid to the problems of life, professional and personal crises. A review of studies on the role of axiological and conceptual entities of personality in the process of experiencing life crisis is made. The empirical study confirmed the hypothesis that in a situation of experiencing a professional identity crisis life-meaning orientations are changing. It is found that
teachers experiencing a professional crisis are characterized by reduction of the level of severity for all indicators of test of life-meaning orientations. Comparative analysis of indicators of teachers experiencing a professional crisis with indicators of teachers who are not in crisis showed the presence of significant differences on a number of parameters: "goal in life", "the impact of life satisfaction or self-realization", etc. Teachers experiencing professional identity crisis are characterized by decrease of level of future comprehension, the lack of temporal perspective, expressed dissatisfaction by the past, the feeling of futility of the past stage and the failure of self-realization. The results of the study are characterized by novelty, since to date there are no empirical studies supporting theoretical understanding of the nature of professional identity crisis. The study enriches the current time ideas on the phenomenology of professional crisis in psychology of professional development.
Key words: professional crisis; transformation of values and sense sphere; meaning of life orientations; experience.
Material resources
BTSRYa — Kuznetsov, S. A. (ed.). 2000. Bolshoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Sankt-Peterburg: Norint (In Russ.).
KPS — Karpenko, L. A. (sost.), Petrovskiy, A. V., Yaroshevskiy, M. G. (eds.). 1998. Kratkiypsikhologicheskiy slovar'. Rostov na Donu: Feniks. (In Russ.).
References
Akhmerov, R. A. 1994. Biograficheskiye krizisy lichnosti: avtoreferat dissertatsii ... kan-didata psikhologicheskikh nauk: 19.00.01. Moskva. (In Russ.).
Antsyferova, L. I. 1981. K psikhologii lichnosti kak razvivayushcheysya sistemy. In: Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. Moskva: MGU. 3—19. (In Russ.).
Bühler Ch. 1933. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Schweizerische Lehrerinnenzeitung, 37 (15): 253—255. (In Germ.)
Erikson E. 2006. Identichnost':yunost' ikrizis. Moskva: Flinta: MPSI: Progress. (In Russ.).
Fonarev, A. R. 2007. Psikhologiya lichnostnogo stanovleniya pedagoga-professionala: avtoreferat dissertatsii ... doktora psikhologicheskikh nauk: 19.00.07. Moskva. (In Russ.).
Lindemann, E. 1944. Symptomatology and management of acute grief. In: American Journal of Psychiatry, 101: 141—148. (In Russ.).
Livekhud, B. 1994. Krizisy zhizni — shansy zhizni. Kaluga: Izdatel'stvo Dukhovnoye poznaniye. (In Russ.).
Markova, A. K. 1996. Psikhologiyaprofessionalizma. Moskva: Znaniye. (In Russ.).
Nelyubov, S. A. 2006. Dinamika professionalnogo stanovleniya rukovoditelya ob-razovatelnogo uchrezhdeniya. Interaktivnoye obrazovaniye: Elek-tronnaya gazeta, 6—7. Available at: http://www.nios.ru/io/releases. php?num=06&div=09&art=01. (In Russ.).
Sharov, A. S. 2000. Sistema tsennostnykh oriyentatsiy kak psikhologicheskiy mekhanizm regulyatsii zhiznedeyatelnosti cheloveka: avtoreferat dissertatsii . doktora psikhologicheskikh nauk: 19.00.01. Novosibirsk. (In Russ.).
Shikhi, G. 1999. Vozrastnyye krizisy — stupeni lichnostnogo rosta. Sankt-Peterburg: Yu-venta. (In Russ.).
Soldatova, E. L. 2007. Normativnyye krizisy razvitiya lichnosti vzroslogo cheloveka: av-toreferat dissertatsii ... doktora psikhologicheskikh nauk: 19.00.01. Ekaterinburg. (In Russ.).
Vasilyuk, F. E. 1984. Psikhologiyaperezhivaniya (analizpreodoleniya kriticheskikh situ-atsiy). Moskva: MGU. (In Russ.).
Vygotskiy, L. S. 1999. Biogeneticheskiy podkhod v psikhologii i pedagogike. In: Kara-banova, O. A., Podolskiy, A. I., Burmenskaya, G. V. (eds.). Khrestomatiya po vozrastnoypsikhologii, 1. Moskva: MGU. (In Russ.).
Zhedunova, L. G. 2010. Psikhologiya lichnostnogo krizisa: avtoreferat dissertatsii ... doktora psikhologicheskikh nauk: 19.00.01. Yaroslavl'. (In Russ.).