Научная статья на тему 'Исследование оптимистического и пессимистического мировосприятия студентов'

Исследование оптимистического и пессимистического мировосприятия студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1009
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗМ / OPTIMISM / ПЕССИМИЗМ / PESSIMISM / ATTITUDE / МИРОВОЗЗРЕНИЯ / OUTLOOK / INTEGRATED IDENTITY / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / INTERNALITY / МОДУЛЬ / MODULE / МИРОВОСПРИЯТИЕ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арскиева З. А.

В статье представлен анализ теоретических и эмпирических исследований проблемы оптимизма / пессимизма (включая философские, социологические и психологические подходы); представлены результаты изучения своеобразия студентов в зависимости от типа мировосприятия оптимистического и пессимистического. От особенностей системы отношений личности зависят многие явления внутреннего мира, психические состояния и процессы. На наш взгляд, оптимизм как система отношений, оценок и мировосприятия представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние на выбор моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу. Оптимизм это устойчивая личностная позиция человека по отношению к трудностям, основанная на вере в успех и силу человеческой природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF OPTIMISTIC AND PESSIMISTIC WORLD VIEWS OF STUDENTS

The article presents an analysis of theoretical and empirical studies of optimism and pessimism including philosophical, sociological and psychological approaches). The work shares results of the study of students according to the type of an attitude to optimistic and pessimistic world view. The characteristics of the system of the attitude of an individual depend on many phenomena of his inner world, mental states and processes. In the author’s opinion, optimism in the system of relations, estimates, and outlooks is an active life position of an individual, which influences a choice of models of behavior, role position and resistance to psychological stress. Optimism is a stable position of a person related to difficulties based on a belief in the success and strength of human nature.

Текст научной работы на тему «Исследование оптимистического и пессимистического мировосприятия студентов»

5. Марьин М.И., Петров В.Е. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России: учебно-методическое пособие. Москва: ЦОКР МВД России, 2006.

6. Тюнис Л.Ю. Психологическое обеспечение профессионально-личностного развития руководителей территориальных органов внутренних дел в процессе обучения. Москва: Академия управления МВД России, 2016.

References

1. Nikiforov G.S., Dmitrieva M.A., Korneeva L.N. Psihologicheskoe obespechenie professional'noj deyatel'nosti. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1991.

2. Derkach A.A., Stepanova L.A. Razvitie autopsihologicheskoj kompetentnostigosudarstvennyh sluzhaschih. Moskva: RAGS, 2003.

3. Ponomarev I.B. Osnovnye napravleniya psihologicheskogo obespecheniya deyatel'nosti organov vnutrennih del: materialy mezhvedomstvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 1996.

4. Petrov V. E. Psihologicheskaya diagnostika professional'no vazhnyh kachestv rukovoditelej organov vnutrennih del na osnove komp'yuternyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2001.

5. Mar'in M.I., Petrov V.E. Organizaciya psihologicheskogo obespecheniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: COKR MVD Rossii, 2006.

6. Tyunis L.Yu. Psihologicheskoe obespechenie professional'no-lichnostnogo razvitiya rukovoditelej territorial'nyh organov vnutrennih del v processe obucheniya. Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2016.

Статья поступила в редакцию 04.07.16

УДК 37.015.31

Arskieva Z.A., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

RESEARCH OF OPTIMISTIC AND PESSIMISTIC WORLD VIEWS OF STUDENTS. The article presents an analysis of theoretical and empirical studies of optimism and pessimism including philosophical, sociological and psychological approaches). The work shares results of the study of students according to the type of an attitude to optimistic and pessimistic world view. The characteristics of the system of the attitude of an individual depend on many phenomena of his inner world, mental states and processes. In the author's opinion, optimism in the system of relations, estimates, and outlooks is an active life position of an individual, which influences a choice of models of behavior, role position and resistance to psychological stress. Optimism is a stable position of a person related to difficulties based on a belief in the success and strength of human nature.

Key words: optimism, pessimism, attitude, outlook, integrated identity, internality, module.

З.А. Арскиева, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Чеченский государственный университет, г. Грозный,

E-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО И ПЕССИМИСТИЧЕСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ

В статье представлен анализ теоретических и эмпирических исследований проблемы оптимизма / пессимизма (включая философские, социологические и психологические подходы); представлены результаты изучения своеобразия студентов в зависимости от типа мировосприятия оптимистического и пессимистического. От особенностей системы отношений личности зависят многие явления внутреннего мира, психические состояния и процессы. На наш взгляд, оптимизм как система отношений, оценок и мировосприятия представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние на выбор моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу. Оптимизм - это устойчивая личностная позиция человека по отношению к трудностям, основанная на вере в успех и силу человеческой природы.

Ключевые слова: оптимизм, пессимизм, мировосприятие, мировоззрения, интегральная индивидуальность, ин-тернальность, модуль.

Научная проблема и её обоснование. Оптимистическое мировосприятие как психологическая категория - понятие весьма ёмкое и многозначное. В отечественной психологии в настоящее время не существует чёткого определения этого понятия. В повседневной жизни под «оптимизмом» чаще всего подразумеваются такие качества человека, как бодрость, жизнерадостность, жизнелюбие, чувство юмора. В философском словаре оптимизм и пессимизм определяются как понятия, характеризующие ценностную сторону мировосприятия, в которой мир осмысливается лишь с точки зрения соотношения в нём добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бедствий [1]. Исходя из динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова, оптимизм как устойчивая личностная характеристика тесно связан с её направленностью и установками. С позиций гуманистической психологии оптимизм рассматривается как вера в человеческую природу, в безусловно позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях. Оптимизм также можно рассматривать как систему взглядов и отношений личности к своей жизни, к будущему, к окружающим людям и самому себе. Д. Осгуд в своих трудах отметил, что самое крупное открытие нашего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив отношение к ней. От особенностей системы отношений личности зависят многие явления внутреннего мира, психические состояния и процессы. На наш взгляд, оптимизм как система отношений, оценок и ми-

ровосприятие представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние на выбор моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу. Оптимизм - это устойчивая личностная позиция человека по отношению к трудностям, основанная на вере в успех и силу человеческой природы. [2]

Обзор литературы по теме. В России в середине 70-х гг. XIX века, интерес к этой проблематике оформляется в дискуссию после знакомства общественности с этикой Шопенгауэра [3]. В полемике приняли участие знаменитые мыслители: Н.Я. Грот, Н.Н. Страхов, В.С. Соловьёв, Д.Н. Цертелёв, П.Л. Лавров, П.В. Мокиевский, К.Н. Леонтьев, Ал-й И. Введенский, В.М. Хвостов, И.И. Мечников и другие. Общим для них является тенденция поиска аргументов в пользу позитивного мышления.

Весомый вклад в освещение проблемы оптимизма и пессимизма внесли М.Э. Зелингман, Л. Абрамсон, К. Петерсон, Ч. Кар-вер и М. Шейер, С. Мадди (в русле позитивной психологии), К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, О.А. Сычев (в русле модели гуманистического типа личности как субъекта своего жизненного пути), Л.Е. Кесельман, М.Г. Мацкевич, К. Муздыбаев (в русле экономических стратегий поведения), П. Юсупов, Н.Г. Капустина (как определённого типа мироощущения) и др. [4].

Следует отметить, что оптимизм / пессимизм не был предметом научного интереса не только в рамках интегративной психологии развития (во всех возрастных периодах), но и в рамках теории интегральной индивидуальности. В нашем исследовании

мы руководствовались следующей гипотезой: оптимистическое и пессимистическое мировосприятие оказывают влияние на формирование уникальных, несхожих структур интегральной индивидуальности.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - изучение своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от определённого типа мировосприятия. Цель исследования определила следующие задачи:

- Подобрать методику для диагностики оптимизма и пессимизма и в соответствии с её критериями разделить испытуемых на две группы.

- Составить программу по диагностике разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов с различным типом мировосприятия и определить статистические критерии для оценки эмпирического материала.

- Выявить особенности структур интегральной индивидуальности студентов оптимистов и пессимистов посредством поэлементного, системного анализов и сравнить полученные результаты.

Методы и этапы исследования. На данный период мы остановимся на следующих этапах исследования:

Первый этап исследования предусматривал теоретический анализ литературы; выявление проблемы исследования; постановку задач исследования; определение контингента испытуемых; разработку процедуры исследования; уточнение общей гипотезы исследования.

Второй этап представлял собой констатирующий эксперимент, позволивший описать интегративные портреты студентов оптимистов и пессимистов.

В качестве ведущей методики была выбрана "Шкала оптимизма и активности", Методика содержит две субшкалы: оптимизм и активность.

Результаты исследования.

В исследовании приняли участие 171 студентов в возрасте от 18 до 20 лет.

В результате апробации по шкале оптимизма в группе студентов вуза нами было выявлены следующие результаты:

Студенты - «Активные оптимисты» - 31человек; «Реалисты» - 22 человек; «Активные реалисты» - 27 человек; «Реальные оптимисты» - 20 человек; «Пассивный реалист» - 1человек и «Пассивные пессимисты» - 70 человек, с которыми предстоит проведение дальнейшей психокоррекционной деятельности.

По результатам исследования нами было обнаружено следующее. Что большинство студентов имеют оптимистическое мировосприятие - «оптимисты отличаются высокой адаптивностью к новым ситуациям, интернальным локусом контроля и высокой коммуникабельностью. В трудных жизненных ситуациях они чаще используют конструктивные, преобразующие модели поведения. «Пессимисты» хуже адаптируются к новым социально-экономическим условиям, они более агрессивны и склонны обвинять в своих неудачах судьбу или других людей, в стрессовых ситуациях «пессимисты» часто используют деструктивные модели преодолевающего поведения и управления, характеризуются более низкой стрессоустойчивостью по сравнению со студентами «оптимистами» [5].

Оптимизм в данной методике понимается, как предрасположенность человека верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей. «Оптимисты», как правило, экстравертированны, доброжелательны и открыты для общения. Для противоположной категории людей, «пессимистов», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем мире (интровертированность). Под активностью в данном контексте понимается энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску. Пассивность проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании что-либо делать.

«Активные оптимисты» верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия для того, чтобы добиться желаемых целей. Они бодры, жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремительно отражают удары судьбы, как бы тяжелы они ни

Библиографический список

были. В трудных ситуациях используют проблемно-ориентированные стратегии преодоления стресса.

«Пассивные пессимисты» - противоположная «активным оптимистам» категория людей, которые ни во что не верят и ничего не предпринимают для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они характеризуются преобладанием мрачного и подавленного настроения, пассивностью, неверием в свои силы. В трудных ситуациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем.

«Активные пессимисты», которым свойственна большая активность, но эта активность часто носит деструктивный характер. Такие люди, вместо того чтобы созидать новое, предпочитают разрушать старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения.

«Пассивные оптимисты», - это те люди, которые считают что: «Все как-нибудь само образуется...». Такие люди уверены в том, что «все будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в негативно происходящем находить что-то позитивное, однако их отличительной чертой является недостаток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем на собственные силы. Склонны к пассивному ожиданию или откладыванию принятия решений.

Выводы и перспективы. Анализ работ М. Селигмана, К. Петерсона, Л. Абрамсона, Ч. Шейера и М. Карвера, В.С. Ком-птона, Л.А. Кинга, М.Ф. Стегера, Н. Маскаро, С. Мадди и Д. Ко-шабы, С.Токмана, Дж. Роттера, В.Л. Чепляева, Е.И. Жигэу, П. Юсупова, К.А. Абульхановой, Т.Н. Березиной, А.Д. Кошелевой, О.В. Лобза, Н.Г. Капустиной, П. Юсупова, О.А.Сычева, Е. Кесель-мана, В.Б. Звоновского, М.Г. Мацкевича, К. Муздыбаева, Н.В. Са-моукиной, Ю.В. Щербатых и др. позволил разработать модель коррекционно-консультационной работы со студентами с пессимистическим мировосприятием.

Целью данной модели является коррекция пессимистического и формирование позитивного мировосприятия. Достижению цели способствует решение следующих_задач:

- формирование позитивного отношения к окружающим;

- формирование позитивного отношения к себе, повышение уровня самопринятия, самоуважения;

- формирование жизненной перспективы;

- развитие волевой регуляции, навыков контроля над жизненными ситуациями и формирование позитивного атрибутивного стиля объяснения успехов и неудач;

- формирование осознания тесной взаимосвязи между психическим и физиологическим состояниями.

Модель развития интегральной индивидуальности пессимистов включает в себя четыре модуля:

1 модуль «Социально-коммуникативный» направлен на формирование позитивных установок по отношению к социальному окружению; развитие рефлексивности; обогащение репертуара коммуникативных и ситуационных заготовок.

2 модуль «Личностно-смысловой» направлен на развитие навыков регулирования позитивного настроения, уверенности в себе, в успехе; выяснении роли и значимости вероисповедания в жизни человека; повышение уровня осмысленности жизни; активизацию интеллектуального развития и стремления к применению полученных знаний в жизни.

3 модуль «Прогностический» направлен на изменение отношения ко времени; формирование долговременной жизненной перспективы, толерантности к неопределенности; активной жизненной позиции; постановку чётких, реальных жизненных целей.

4 модуль «Когнитивно-деятельностный» направлен на развитие навыков волевой регуляции; контроля над жизненными событиями, ответственности за свои поступки и полученные результаты; формирование отношения к трудным жизненным ситуациям как возможностям для роста; развитие адаптационных способностей; формирование позитивного атрибутивного стиля.

Психологическое сопровождение должно помочь пессимистически настроенным людям так гармонизировать свои ресурсы, чтобы не растрачивать силы на бесполезную компенсацию, а достигать желаемого результата энергосберегающими способами.

1. Деменев А.Г. И.И. Мечников и Е.П. Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ). Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2001.

2. Словарь практического психолога. Составитель С.Ю. Головин. Минск: Харвест, Москва: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. О воле в природе. Мир как воля и представление. Москва: Наука, 1993; Т. 2.

4. Арскиева З.А. Системный подход к изучению оптимистического и пессимистического мироощущения. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. Кострома, 2014; Том 20; № 1.

5. Селли Дж. Пессимизм: История и критика. Перевод с английского. Под редакцией В.И. Яковенко. Изд. 2-е. Москва: Издательство ЛКИ, 2007.

References

1. Demenev A.G. I.I. Mechnikov i E.P. Akvilonov: problema optimizma (istoriko-filosofskij analiz). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2001.

2. Slovar'prakticheskogo psihologa. Sostavitel' S.Yu. Golovin. Minsk: Harvest, Moskva: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003.

3. Shopengau'er A. Mir kak volya i predstavlenie. O vole vprirode. Mir kak volya ipredstavlenie. Moskva: Nauka, 1993; T. 2.

4. Arskieva Z.A. Sistemnyj podhod k izucheniyu optimisticheskogo i pessimisticheskogo mirooschuscheniya. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeniN.A. Nekrasova. Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. Kostroma, 2014; Tom 20; № 1.

5. Selli Dzh. Pessimizm: Istoriya ikritika. Perevod s anglijskogo. Pod redakciej V.I. Yakovenko. Izd. 2-e. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2007.

Статья поступила в редакцию 29.07.16

УДК 159.9

Nikonov G.A., postgraduate, Russian Presidential Academy of National Economy And Public Administration (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]

SUBJECTIVE FEELING OF QUALITY OF LIFE AND PSYCHOLOGICAL DIFFERENTIATION. Quality of life is determined not only by objective indicators and subjective feeling. An ability to arbitrarily adjust the feeling of quality of life to your inner state is a basis of optimism. To formation such feeling, an important role is played by "Remembering I". The author of the paper studies the mechanism of how it works and what relation to psychological differentiation it has. The key to maintaining a positive attitude towards life can serve as an ability to differentiate events of the past and present by yourself. The work reviews and analyzes how a person recreates his past. Three phases are distinguished, their main challenges and driving forces are analyzed. The author reveals a role of psychological differentiation in these stages.

Key words: psychological differentiation, Experiencing I, Remembering I, subjective feeling of quality of life, worldview, adaptation, optimism.

Г.А. Никонов, аспирант, преп. каф. социологии и психологии, Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы, г. Нижний Новгород, Email: [email protected]

СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ

Качество жизни человека определяют не только объективными показателями, но и субъективное ощущение качества жизни. Способность произвольно регулировать ощущение качества жизни лежит в основе оптимизма. В его формировании важную роль играет «помнящее Я». Механизмам его работы и взаимосвязь его с психологической дифференцированностью и посвящена статья. Ключевым моментом для сохранения положительного отношения к жизни может служить умение дифференцировать события прошлого и себя в настоящем. Рассмотрен и проанализирован способ, которым человек воссоздаёт свое прошлое. В нём выделены три этапа, проанализированы их основные задачи и движущие силы. Показана роль психологической дифференцированности в этих этапах.

Ключевые слова: психологическая дифференцированность, переживающее Я, помнящее Я, субъективное ощущение качества жизни, картина мира, адаптация, оптимизм.

В 1948 году Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или неспособности» [1]. Для определения понятия «благополучие» в середине 70-х годов был разработан опросник качества жизни [2]. Кроме ВОЗ, с конца 80-х годов прошлого века, понятием качества жизни начало широко использоваться ООН. В 2009 г. нобелевские лауреаты Дж. Стиглиц и А. Сен предложили использовать понятие «качество жизни» в качестве основного критерия экономического развития общества вместо ВВП [3]. На данный момент существует множество подходов к определению качества жизни, что отчётливо показывает, насколько важным и сложным является это понятие [4; 5; 6].

Несмотря на кажущуюся его простоту, долгое время значительно переоценивался тот вклад, который вносили в него объективные показатели (доход на душу населения, степень миграции, смертность и др.). В 2002 году Д. Канеман получил Нобелевскую премию за исследования в области поведенческой экономики. Одним из результатов его работ стало широкое признание того факта, что субъективные характеристики жизни (уровень счастья, личная оценка качества жизни) так же существенны, как и объективные показатели качества жизни [7].

Важность ощущения качества жизни подтверждается повседневным опытом: все знакомы с людьми, которые при относительно благополучной жизни чувствуют себя гораздо хуже, чем те, кто по объективным причинам должны чувствовать себя

гораздо хуже, чем первые. Важным оказываются не только реальные обстоятельства жизни, но и то, как человек их переживает - его отношение к ситуации, интерпретация происходящего, индивидуальное видение будущего, вписанность происходящего в жизненную перспективу. Каким же образом можно обеспечить положительное восприятие происходящего?

Для решения этих и некоторых других вопросов Д. Канеман предложил использовать два понятия: «чувствующее Я» и «помнящее Я» [8]. По сути, это два способа видеть мир. Чувствующее Я переживает мир изнутри, непосредственно сейчас, в настоящем времени, пока событие происходит. Для чувствующего Я не существует ни прошлого, ни будущего, оно все целиком сосредоточено в настоящем. Если использовать терминологию Ф.Е. Василюка, чувствующее Я живёт в легком и простом мире [9]. Для него не существует ничего, что бы выходило за пределы текущего индивидуального опыта. Человек, проживающий жизнь от имени чувствующего Я, должен быть всецело сосредоточен на происходящем, на чувственной ткани мира, такого, каким он представлен человеку в его переживаниях.

Помнящее Я работает совершенно иначе. Это то, что мы можем рассказать, обернувшись в прошлое из настоящего. Помнящее Я - это рассказчик, сочинитель историй, который задним числом объясняет всё, что случилось.

Сравнивая эти два способа смотреть на мир, можно предположить, что вклад чувствующего Я должен быть более значительным, потому что именно из непосредственных переживаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.