независимо от стратегии поведения в конфликтной ситуации отмечена парасимпатикотония. В группе с НСП половые различия нивелируются преобладают парасимпатические влияния.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-413-170004\18
Библиографический список
1.Ревина Н.Е. Конфликт, стресс, невроз // Вестник НовГУ. 2006. №35. С. 74-76.
2. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981. 229 с.
3.Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций //Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Межведомств ... М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
4.Котов А.В. Мотивация и конфликт в механизмах инициации поведенческого акта // Вестн. Новгородского гос. унта. 2005. № 32 С. 99-102.
5. Степанова Н.В. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек / Н.В. Степанова, В.Н. Петрова // Вектор науки ТГУ. 2012. №3 (10). С. 207-209.
6.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / А. П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
7.Куулар Ш.В., Будук-оол Л.К.С. Психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 67-80.
Bibliograficheskij spisok
1. Revina N.E. Konflikt, stress, nevroz // Vestnik NovGU. 2006. №35. S. 74-76.
2. Sudakov K.V. Sistemnye mekhanizmy emotsional'nogo stressa. M.: Meditsina, 1981. 229 s.
3. Vasilyuk F. E. Psikhologiya perezhivaniya: Analiz preodoleniya kriticheskikh situatsiy //Mosk. gos. un-t im. M. V. Lo-monosova, Mezhvedomstv ... M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1984. 200 s.
4.Kotov A.V. Motivatsiya i konflikt v mekhanizmakh initsiatsii povedencheskogo akta // Vestn. Novgorodskogo gos. un-ta. 2005. № 32 S. 99-102.
5. Stepanova N.V. Vliyanie gendernykh ustanovok v situatsii konflikta na povedenie v mezhlichnostnykh konfliktakh yunoshey i devushek / N.V. Stepanova, V.N. Petrova // Vektor nauki TGU. 2012. №3 (10). S. 207-209.
6.Il'in E. P. Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnosheniy / A. P. Il'in. SPb.: Piter, 2009. 576
7.Kuular Sh.V., Buduk-ool L.K.S. Psikhofiziologicheskie osobennosti studentov s raznym tipom strategii povedeniya v kon-fliktnykh situatsiyakh // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. T. 7. № 5. S. 67-80.
УДК 613.96
DOI: 10.24411/9999-025A-2019-10046
СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ ЕГФ СВОЕГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ Доржу Урана Валерьевна
Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, sh-urana@yandex. ru
В статье рассматриваются основы образа жизни студентов университета, в частности обозначены наиболее часто встречающиеся проблемы студента в его стремлении вести здоровый образ жизни. Также были изучены социальное положение, материальное обеспечение студентов, их двигательная активность и отношение к вредным привычкам.
Ключевые слова: образ жизни, питание, студенты, здоровье, двигательная активность.
SUBJECTIVE EVALUATION BY STUDENTS OF THE NATURAL-GEOGRAPHICAL FACULTY
OF ITS LIFESTYLE AND HEALTH CONDITION Urana V. Dorzhu
Tuvan State University, Kyzyl, Russia,
The paper examines the basics of the university's lifestyle, in particular identifying the student's most common problems in his or her quest to lead a healthy lifestyle. The social situation, material security of students, their physical activity and attitude to harmful habits were also studied.
Keywords: lifestyle, nutrition, students, health, physical activity
Проблема сохранения студентов является одной из актуальных проблем современных условий социально-экономического развития страны [1]. Во многих высших учебных заведениях проводятся регулярно мониторинги состояния здоровья студентов [2-5]. Не исключением является и Тувинский государственный университет. С 2009 года сотрудниками лаборатории медико-биологических проблем по программе «Методика комплексной оценки физического, психического здоровья и физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений», проводится оценка уровня физического здоровья, функциональных резервов, физической подготовленности и психологического состояния [6-8].
Хорошо известно, что на здоровье человека оказывают существенное влияние наследственные (генетические), медицинские, социально-экологические и природно-экологические факторы. По данным ВОЗ, здоровье человека лишь на 10 - 15% (максимум) зависит от уровня развития системы здравоохранения. Данные ВОЗ свидетельствуют также о том, что уровень здоровья человека на 50 - 55% зависит от условий и образа жизни человека. Приведённые цифры говорят о том, что важная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, принятым ценностям, жизненным установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружающим миром.
Все вышесказанное определило цель исследования - изучение отношения студентов Тувинского государственного университета естественного географического факультета к своему здоровью как фактору личной безопасности. При анализе цифрового материала вычисляли показатели: М - средняя арифметическая, m - ошибка средней арифметической. Обработку и статистический анализ данных проводили с применением функции пакета программы MS Excel.
Оценку образа жизни проводили с помощью анкеты по И.И. Воронцову. В анкетировании приняли участие 89 студентов естественно-географического факультета 1, 3, 5 курсов. Из них - 63 девушек, 26 юношей. В ходе опроса было выяснено социальное положение студентов, уровень здоровья, питание и образ жизни. На момент анкетирования 21 студент проживали в общежитии, 29 человек - с родителями, 39 - на съемных квартирах. 23% опрошенных имели семейное положение, а 39% имели детей. При определении местожительства установлено, что 60,6% студентов проживали в сельской местности до поступления в вуз.
На вопрос: «Удовлетворены ли вы бытовыми условиями проживания» 78, 6% выбрали ответ «вполне удовлетворен», остальные 21,4% (25 человек) не полностью удовлетворены условиями своего проживания.
Степень образования влияет не только на уровень знаний, но и на здоровье. Установлено, что чем больше образован человек, тем меньше он сталкивается в течение всей своей жизни с различными болезнями.
Среди опрошенных студентов у 25,8% родители имели высшее образование, у 53,9% - среднее специальное, у 2,2% -начальное профессиональное.
Как видно на рис. 1. 61,7 % студентов считают свое здоровье хорошим, а 27% - отличным, и только 11, 3% опрошенных оценивают свое здоровье как удовлетворительное. Примерно такая же доля респондентов 67% следят за своим здоровьем. При этом 45% человек оценивают свой уровень физического развития удовлетворительным, а 38%- хорошим.
Рис. 1 Результаты ответов на вопрос «Оцените сове здоровье»
Целый блок вопросов посвящен оценке питания. Характер питания влияет на состояние здоровья, а также и на продолжительность жизни. Результаты показали, что 61% опрошенных (55 человек) завтракают по утрам, 73% (65 человек) оценивают свое питание как полноценное. Только 30% студентов ответили, что питаются 3 раза в день и более, тогда как больше половины (53,9%) питаются только 2 раза в день. Это может указывать на неблагополучное материальное состояние.
Установлено, что среди анализируемых составляющих образа жизни наибольший вклад в состояние здоровья и физической работоспособности изучаемого контингента студентов вносит среднемесячный уровень доходов [1].
Как выяснилось далее основным источником существования у 65% студентов является стипендия, а 31,5% респондентам помогают родители и родственники, лишь 3,5% имеют заработок.
Одним из факторов, негативно влияющих на здоровый образ жизни, является употребление алкогольных напитков и курение. Из респондентов 77,5% не употребляют спиртных напитков, 32,5% употребляют только во время торжеств и праздников, 91% опрошенных не злоупотребляют табачными изделиями и алкоголем.
Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека. Оценка двигательной активности студентов ЕГФ показала, что 60,6% посещают спортивные секции, 73% делают утреннюю гимнастику, но нерегулярно.
На вопрос: «Что мешает вам заниматься своим здоровьем», 42,6 % опрошенных жаловались на дефицит времени, 43% выбрали ответ «много других дел», 14,4% чувствует усталость, 6,6% выразили нежелание заниматься своим здоровьем.
Таким исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: несмотря на то, что большая часть студентов прибыли из сельской местности и удовлетворены своими бытовыми условиями, они испытывают материальное затруднение, а значит не достаточно хорошо питаются. Выявлено, что нет студентов, которые бы постоянно следили за своим здоровьем, при этом большинство из них не имеют вредных привычек. Свое состояние здоровья респонденты оценивают как хорошее.
Библиографический список
1. Сахарова О.Б., Кику П.Ф., Горборукова Т.В. Влияние социально-гигиенических факторов образа жизни. // Гигиена и санитария. 2012. №6. С. 54- 58.
2. Волкова Л.М., Волков В.Ю. Мониторинг образа жизни студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.// Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. Т.8. №2. С. 740-743.
3. Дудкина Ю.И., Мирзоев О.М. Мониторинг состояния здоровья в разработке программ развития физической культуры студентов: на примере МГИК // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. №3 (77). С. 214-219.
4. Кокшаров А.А., Орлов А.Н. Социально-педагогические мониторинг состояния здоровья, физической активности и образа жизни. // Мир науки, культуры и образования. 2009. №4. (16). С.244-246.
5. Яцун С.М., Беспалов Д.В., Горбунова А.С. Мониторинг состояния здоровья и физического развития студентов Курского государственного университета и реализация его результатов в электронном паспорте здоровья. // Здоровье для всех. 2016. №1. С.3-
6. Красильникова В.А., Айзман Р.И. Сравнительная характеристика морфофункциональных показателей первокурсников Тувинского государственного университета из городской и сельской местности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т.76. №5. С. 178-192.
7. Ондар А.О., Айзман Р.И., Будук-оол Л.К., Шыырапай У.В. Скринин. говая оценка уровня здоровья студентов -первокурсников Тувинского государственного университета // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. 2013. Т. 19. №1. С. 101-105.
8. Рубанович В.Б., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Айзман Р.И. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений. Электронный ресурс / ФГУП НТЦ «Информарегистр», Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2008 г.
Bibliograflcheskij spisok
1. Saharova O.B., Kiku P.F., Gorborukova T.V. Vliyanie sociarno-gigienicheskih faktorov obraza zhizni. // Gigiena i sanitariya. 2012. №6. P. 54- 58.
2. Volkova L.M., Volkov V.YU. Monitoring obraza zhizni studentov, imeyushchih otkloneniya v sostoyanii zdorov'ya.// Zdo-rov'e - osnova chelovecheskogo potencíala: problemy i puti ih resheniya. 2013. T.8. №2. P. 740-743.
3. Dudkina YU.I., Mirzoev O.M. Monitoring sostoyaniya zdorov'ya v razrabotke programm razvitiya fizicheskoj kul'tury studentov: na primere MGIK // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2017. №3 (77). P. 214-219.
4. Koksharov A.A., Orlov A.N. Social'no-pedagogicheskie monitoring sostoyaniya zdorov'ya, fizicheskoj aktivnosti i obraza zhizni. // Mr nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2009. №4. (16). P.244-246.
5. Yаcun S.M., Bespalov D.V., Gorbunova A.S. Monitoring sostoyaniya zdorov'ya i fizicheskogo razvitiya studentov Kur-skogo gosudarstvennogo universiteta i realizaciya ego rezul'tatov v elektronnom pasporte zdorov'ya. // Zdorov'e dlya vsekh. 2016. №1. P.3-6.
6. Krasil'nikova V.A., Ajzman R.I. Sravnitel'naya harakteristika morfofunkcional'nyh pokazatelej pervokursnikov Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta iz gorodskoj i sel'skoj mestnosti // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. T.76. №5. P. 178-192.
7. Ondar A.O., Ajzman R.I., Buduk-ool L.K., SHyyrapaj U.V. Skrinin. govaya ocenka urovnya zdorov'ya studentov - pervokursnikov Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika, psihologiya, social'naya rabota, yuvenologiya, sociokinetika. 2013. T. 19. №1, P. 101-105.
8. Rubanovich V.B., Ajzman N.I., Lebedev A.V., Ajzman R.I. Programma kompleksnoj ocenki zdorov'ya i razvitiya studentov vysshih i srednih uchebnyh zavedenij. Elektronnyj resurs / FGUP NTC «Informaregistr», Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Novosibirsk, 2008.