Тувинский государственный университет _
государственный педагогический университет", проф. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет", гл. научный сотр. ФБУН "НИИ гигиены" Роспотребнадзора, E-mail: [email protected]
Aizman Roman - doctor of Biological Sciences, Professor, Honored Member of Science of Russia, Head of the Department of anatomy, physiology and life safety FSBEI HE "Novosibirsk State Pedagogical University", Professor, Dept. jf the anatomy, physiology and life safety FSBEI HBE "Tuvinian State University", Chief researcher of FBUN "Novosibirsk sRi of Hygiene" Rospotrebnadzor, E-mail:aizman [email protected]
Недовесова Светлана Анатольевна - аспирант каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет", E-mail: [email protected]
Nedovesova Svetlana - postgraduate student, Dept. of anatomy, physiology and life safety FSBEI HE "Novosibirsk State Pedagogical University", E-mail: [email protected]
Трофимович Евгений Михайлович - доктор мед. наук, главный научный сотрудник ФБУН "НИИ гигиены" Роспотребнадзора, E-mail: [email protected]
Trofimovich Evgeniy - doctor of Medical Sciences, chief researcher of FBUN "Novosibirsk SRI Hygiene" Rospotrebnadzor, E-mail: [email protected].
УДК 613.6.01
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Будук-оолЛ.К., Серен-Чимит О.О. Тувинский государственный университет, Кызыл
SOCIAL-HYGIENIC PARTICULARS OF LIFESTYLE OF FIRST-YEAR STUDENT'S OF TUVAN STATE
UNIVERSITY
Buduk-oolL.K., Seren-Chimit O.O. Tuvan State University, Kyzyl
В статье анализируются социально-гигиенические аспекты образа жизни студентов-первокурсников некоторых факультетов Тувинского государственного университета.
Ключевые слова: студенты, Тувинский государственный университет, особенности образа жизни, обучение, здоровье, физическое развитие.
This article analyzes the social-hygienic aspects of lifestyle of the first-year students of some faculties of Tuvan State University.
Key words: students, Tuvan State University, features lifestyle, education, health and physical development.
Республика Тыва расположена на юге Сибири, характеризуется дискомфортными природными условиями проживания, и по особенностям климата она не имеет аналогов в России. Климат Тувы резко континентальный, что обусловлено удаленностью региона от морей и океанов, высокой приподнятостью территории над уровнем моря и своеобразным строением рельефа. Средняя температура воздуха в январе колеблется в Тувинской котловине от 30 градусов до 45°С ниже нуля, а в июле - от 18 до 40°С тепла. Зима длится с ноября по апрель.
Из-за суровых климатических условий часть территории республики отнесена к экстремально-дискомфортным зонам, остальная - к дискомфортным зонам. Природный дискомфорт Республики Тыва, определяемый биоклиматическим индексом суровости метеорежима, колеблется от 196,7 до 283,3, что соответствует проживанию в условиях от экстремальных до относительно дискомфортных [1].
Оценка уровня популяционного здоровья выявила в республике наиболее неблагоприятный показатель по стране. Здоровье студентов наряду с климатогеографическими факторами детерминируется значительным влиянием учебной нагрузки [2].
Студенты, как особая социальная группа, характеризуются определенными условиями труда и жизни, необходимостью адаптации к комплексу разных факторов, напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма.
Цель настоящего исследования - анализ образа жизни студентов-первокурсников Тувинского государственного университета как социальной группы в зависимости от факультетов.
Методика. В исследовании приняли участие студенты первого курса естественно-географического факультета (далее - ЕГФ), экономического факультета (ЭФ), инженерно-технического факультета (ИТФ) и факультета физической культуры и спорта (ФФКиС) университета. Были обследованы 106 человек.
30
ЕГФ
20
ЭФ
10 0
■ ИТФ
Т-1
Юноши Девушки ■ ффКиС
Рис.1. Состав респондентов, в %
В состав респондентов входят 59,7% девушек и 40,3% юношей. На рис. 1 показан состав опрошенных студентов всех факультетов.
Была использована анкета, включающая самооценку студентами материально- бытовых условий проживания, состояния здоровья, физического развития, питания и социально-демографическую характеристику респондентов.
Анализ материальной обеспеченности респондентов оценивался по самооценке своего благосостояния (табл. 1).
Таблица 1
Оценка респондентами (п=106) своего материального положения, в %_
Показатель ЕГФ ЭФ ИТФ ФФКиС
Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
Материальных затруд-й не испыт-ют 3,8 8,7 7,0 12,0 3,0 5,0 9,8 4,5
Средств хватает, но вынуждены соизмерять потребности 18,3 32,9 12,5 20,8 17,0 29,0 36,8 13,2
Средств хватает только на питание 8,9 7,9 15,0 13,6 9,0 10,0 9,2 5,1
Средств не хватает даже на питание 7,8 11,7 9,2 9,9 9,0 18,0 18,2 3,2
Итого 100 100 100 100
Тувинский государственный университет
Из полученных данных видно, что студенческая молодежь - это социальная уязвимая категория граждан с точки зрения материальной обеспеченности.
Из общего числа опрошенных студентов, больше студентов, имеющих собственную семью, оказалось на ЭФ (5,7%), а имеющих детей - на ИТФ (8,8%).
Опрос показал, что на естественно-географическом факультете преобладают студенты из сельской местности (56,8%), а из городской - на инженерно-техническом факультете (64,0%).
Анализ уровня образования родителей студентов показал, что у большинства студентов родители имеют среднее профессиональное образование от 40,2% (ИТФ) до 67% (ФФКиС), родителей с высшим образованием больше всего на ЭФ (около 40%). Наши данные соответствуют данным [3], полученным в 2014 году, где также было показано, что родители имеют достаточно низкий образовательный ценз, который можно объяснить общим низким социально-экономическим положением республики и преобладанием сельского населения, где уровень образования ниже, чем в городе.
На студентов, как особую социальную группу со своими возрастными, физиологическими и психологическими особенностями, влияют многочисленные специфические факторы, сопровождающие обучение в современной высшей школе. Значимыми специфическими факторами являются напряженный умственный труд в течение длительного периода, занятость на протяжении всего дня, эмоциональные перегрузки, малоподвижный образ жизни. Не менее важными факторами образа жизни студентов являются: часто зависимое положение от родителей при стремлении к самостоятельности, необходимость работы в целях получения дополнительных средств к существованию в ущерб здоровью и качеству обучения [4].
Таблица 2
Основные источники существования для студентов, в %_
Показатель ЕГФ ЭФ ИТФ ФФКиС
Помощь родителей 34,4 40,0 52,4 48,4
Стипендии 65,6 64,0 52,4 66,3
Работа 12,5 16,0 23,8 6,7
Итого 112,5* 120,0* 128,6* 125,4*
Примечание: *некоторые респонденты указали несколько источников дохода
К основному источнику дохода исследуемых студентов относятся различные виды стипендий: академическая, социальная и другие именные стипендии. Значительную роль играет помощь родителей у студентов ИТФ и ФФКиС. В связи с высоким уровнем безработицы в Республике Тыва совмещают работу с учебой незначительная часть студентов (табл. 2).
Жилищно-бытовые условия проживания студентов оцениваются как один из важных факторов материального благополучия, влияющий на их жизнедеятельность, работу, учебу и отдых. В настоящее время проживают дома с семьей всего около 28% студентов ЕГФ и ИТФ, больше всего - 33,1% на ЭФ, а меньше всего - 17,9% на ФФКиС. Большинство первокурсников проживают в общежитии - от 64,6% на ФФКиС до 52,2%. Арендуют жилье от 15,6% (ЕГФ) до 20,0% (ЭФ) студентов.
Сохранение и укрепление здоровья студентов неслучайно определено как задача системы высшего профессионального образования, так как состояние здоровья напрямую влияет на успешность обучения.
Здоровье человека, несомненно, во многом определяет полноценность его качества
жизни.
Анализ ответов на данный вопрос, показал, что преобладающее количество студентов от 60,0% (ИТФ) до 70,8% (ФФКиС) считает, что обладают «хорошим здоровьем»; затруднились дать
оценку своему здоровью 6,2% студентов ЕГФ и 12% ИТФ, 7,5% ФФКиС, а на ЭФ таковые отсутствуют.
Таблица 3
_Оценка студентов-первокурсников своего состояния здоровья, в %_
Показатель ЕГФ ЭФ ИТФ ФФКиС
Хорошее 62,5 61,9 60,0 70,8
Удовлетворительное 21,8 18,3 19,4 21,4
Плохое 5,6 7,8 8,2 2,3
Затрудняюсь дать оценку 10,1 12,0 12,4 5,5
Итого 100 100 100 100
Как «плохое» оценивают свое здоровье от 3 до 4% студентов всех факультетов, кроме ЭФ, где таковых не оказалось. Возможно, это связано с процессом адаптации студентов к условиям вузовской среды, которое ухудшает состояния здоровья студентов.
Для оценки состояния здоровья использованы данные о частоте и длительности заболеваний. «Не болели в течение года» больше всего студентов на ФФКиС (82,1%), а на остальных факультетах от 48,0 до 57,1%; «болели менее недели» - от 58% (ИТФ) до 17,8% (ФФКиС); «болели около двух месяцев» больше всего на ЕГФ - 15,6%.
Для людей умственного труда большое значение имеет полноценное рациональное питание, нарушение питания проявляется снижением умственной и физической работоспособности, от качества питания также зависит состояние здоровья. По оценке студентов только от 25,6% (ЭФ) до 36,0% (ИТФ) - «питаются полноценно», «постоянно недоедают» - от 16,0% (ИТФ) до 23,8% (ЭФ).
Физическое здоровье человека - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Стрессы, вредные привычки, несбалансированное питание, недостаток физических нагрузок и другие неблагоприятные условия оказывают влияние не только на социальную сферу деятельности человека, но и являются причиной появления различных хронических заболеваний. Для их профилактики необходимо вести здоровый образ жизни, основу которого составляет физическое развитие [4]. По результатам исследования определено, что свое физическое развитие оценивают на «хорошо» больше всего студентов ФФКиС (76,4%) в сравнении со студентами остальных факультетов (от 68,7% на ЕГФ до 52,4% на ЭФ), «удовлетворительно» оценивают 42,8% студентов ЭФ и 25% ФФКиС.
Наиболее важный способ достижения здоровья человека - систематическое выполнение физических нагрузок. Кроме того, регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность учебной деятельности [4]. Исследование показало, что из общего числа студентов университета занимаются спортом дополнительно, посещают спортивные секции, кроме занятий физической культурой по учебному плану в университете (не менее 2-3 раз в неделю), больше всех студентов на ФФКиС (59,2%). При этом только от 21,8 (ЕГФ) до 18,3% (ЭФ) студентов утверждают, что делают утреннюю гимнастику. Остальная часть студентов от 62,5 (ЕГФ) до 60,0% (ИТФ), получают физические нагрузки только на занятиях физической культуры.
Таблица 4
Виды физической нагрузки студентов в %*_
Показатель ЕГФ ЭФ ИТФ ФФКиС
Только на занятиях физкультуры 62,5 61,9 60,0 8,5
Утренняя гимнастика 21,8 18,3 19,4 21,4
Спортивные секции (2-3 раза в неделю), дополнительно к занятиям физкультуры 18,6 12,8 10,2 59,2
Спортивные секции (1 раз в неделю), дополнительно к занятиям физкультуры 15,8 17,4 23,4 18,5
Примечание:*некоторые респонденты указали несколько показателей
Тувинский государственный университет _
В результате исследования можно сделать вывод о том, что анализ социально-гигиенических особенностей образа жизни студентов-первокурсников названных факультетов Тувинского государственного университета, свидетельствует о низкой материальной обеспеченности в нынешних социально-экономических условиях. Выявленные в ходе анкетирования семейное положение, уровень образования родителей, материально-бытовые условия проживания, качество питания, состояние здоровья и физическое развитие студенческой молодежи показали социальный облик современных студентов, который характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта.
Библиографический список
1. Эрдыниева, Л.С. Оценка влияния природно-климатических факторов на здоровье населения Республики Тыва // естник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. - 2010. - № 3. - С.263.
2. Будук-оол, Л.К., Айзман, Р.И. Физическое развитие и здоровье студентов в дискомфортных климато-географических условиях проживания // Казанский медицинский журнал. - 2009. - № 90(4). - С.567-569.
3. Будук-оол, Л.К. Социально-гигиенические факторы образа жизни студентов // Гигиена и санитария. - 2015. - № 94(5). С.95-97.
4. Ляпин, В.А., Флянку, И.П., Любошенко, Т.М. Состояние здоровья и особенности образа жизни студентов в период обучения в вузе // Научный медицинский вестник. - 2015. - № 1(1). - С.29-39.
Bibliograficheskiy spisok
1. Erdyinieva, L.S. Otsenka vliyaniya prirodno-klimaticheskih faktorov na zdorove naseleniya Respubliki Tyiva // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univershteta im. V.P.Astafeva. - 2010. - № 3. - S.263.
2. Buduk-ool, L.K., Ayzman, R.I. Fizicheskoe razvitie i zdorove studentov v diskomfortnyih klimato-geograficheskih usloviyah prozhivaniya // Kazanskiy meditsinskiy zhurnal. - 2009. - № 90(4). - S.567-569.
3. Buduk-ool, L.K. Sotsialno-gigienicheskie faktoryi obraza zhizni studentov // Gigiena i sanitariya. - 2015. - № 94(5). - S.95-97.
4. Lyapin, V.A., Flyanku, I.P., Lyuboshenko, T.M. Sostoyanie zdorovya i osobennosti obraza zhizni studentov v period obucheniya v vuze // Nauchnyiy meditsinskiy vestnik. - 2015. - № 1(1). - S.29-39.
Будук-оол Лариса Кара-Саловна - доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Buduk-ool Larisa - doctor of biological Sciences, Professor of department anatomy, physiology, and life safety of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail:[email protected]
Серен-Чимит Орлана Олеговна - соискатель кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, E-mail: о[email protected]
Seren-Chimit Orlana - competitor of the Department of anatomy, physiology, and life safety of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: о[email protected]