12. Lutomski J., Kedzia B., Debska W. Effect of an alcohol extract and of active ingredients from Curcuma longa on bacteria and fungi. Planta Med, 1974. 26(1): 9-19.
13. Mukhopadhyay A., Basu N., Ghatak N., Gujral P.K. Anti-inflammatory and irritant activities of curcumin analogues in rats. Agents Actions, 1982. 12(4): P.508-15.
14. Yasni S., Yoshiie K., Oda H., Sugano M., Imaizumi K. Dietary Curcuma xanthorriza Roxb increased mitogenic responses of splenic lynphocites in rats, and alters population of the lynphocites in mice. J Nutri Sci Vitaminol, 1993. 39: P. 345-354.
15. Best L., Elliott A.C., Brown P.D. (2007) Curcumin induces electrical activity in rat pancreatic beta-cells by activating the volume-regulated anion channel. Biochem. Pharmacol., 73(11): P.1768-1775.
16. Corazza A. and Boffito C. Mercury dosing solutions for fluorescent lamps // Journal of Physics D-Applied Physics. -2008. - Vol. 41. - P. 144007.
17. Griffiths C., McGartland A., Miller M.A. Comparison of the monetized impact of IQ decrements from mercury emissions // Environ Health Perspect. - Jun 2007. - Vol. 115. - P. 841-847.
Айзман Роман Иделевич - д.б.н., проф., засл. деятель науки РФ, академик МАНЭБ, член-корр. РАЕН, МАН ВШ, зав. каф. анатомии, физиологии и БЖД ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет", проф. каф. анатомии, физиологии и БЖД ФГБОУ ВПО "Тувинский государственный университет", E-mail: [email protected]
Гайдарова Анна Павловна - аспирант каф. анатомии, физиологии и БЖД ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет", E-mail: [email protected]
Aizman Roman - Dr.Biol.Sci., Prof., Honored Member of Science of RF, Academician of MANEB, Corresponding Member of RANS, IAS HS, Head. Department of Anatomy, Physiology and Life Safety FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», Prof. Department of Anatomy, Physiology and Life Safety FSBEI HPE «Tuva State University", E-mail: [email protected]
Gaуdarova Anna - Post-Graduate Student of Department of Anatomy, Physiology and Life Safety FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», E-mail: [email protected]
УДК 612.821+159.942.22
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НЕКОТОРЫХ
ФАКУЛЬТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Будук-оолЛ.К., Ховалыг А.М., Сарыг С.К.
Тувинский государственный университет, Кызыл
FEATURES OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND EMOTIONAL STATUS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS IN SOME FACULTIES OF THE UNIVERSITY
Buduk-ool L.K., Khovalyg A.M., Saryg S.K.
Tuvan state university, Kyzyl
В статье анализируются особенности психологического статуса студентов-первокурсников Тувинского государственного университета. Наиболее низкой психосоциальной адаптацией характеризуются юноши и девушки сельскохозяйственного факультета, у всех студентов наиболее выраженной оказалась ригидность, это указывает на более низкие показатели переключаемости, неспособности к быстрой смене обстановки, среды, в том числе и образовательной среды.
Ключевые слова: студенты, социально-психологическая адаптация, адаптированность, личностная тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
The article analyzes the peculiarities of the psychological status of the first-year students in the Tuvan State University. The students of the Agricultural faculty are characterized by the lowest
psychosocial adaptation, the rigidity of all students was most pronounced. This indicates lower rates of switching, inability to rapid changes in the environment, including the educational environment.
Key words: students, socio-psychological adaptation, adaptability, personal anxiety, frustration, aggression, rigidity.
Основная проблема успешности обучения и сохранения здоровья бывшего школьника, а ныне студента особенно актуальна в современное время, когда усиливается информационная нагрузка, меняется ритм социальной жизни, большинство из них меняет свой личный режим жизни. Одной из фундаментальных характеристик организма является его способность адаптироваться к условиям окружающей среды, в том числе к обучению. Успешность обучения определяется многими факторами, среди них немаловажную роль играет уровень адаптированности студентов к учебному процессу. Дезадаптивные состояния у студентов возникают в основном на начальных этапах обучения в вузе и обусловлены рядом характерных особенностей: новая (вузовская) система обучения, характеризующаяся большим объемом учебного материала, значительной свободой в выборе образа жизни, самостоятельностью студентов и мерой ответственности.
В настоящее время актуальным является изучение уровня тревожности у студентов поскольку в исследованиях (Жомин К.М., Литовченко О.Г., Талтыгина А.Ф., 2001) показано, что уровень тревожности влияет на психо - социальную адаптацию, качество образования и состояние здоровья. Было показано, что студенты с высоким уровнем личностной тревожности (ЛТ) характеризуются низкими показателями успеваемости, низким уровнем психосоциальной адаптации. Студенты, имеющие низкий уровень личностной тревожности также отличаются низкими показателями обучения, поскольку для них не важен результат обучения. В связи с этим считается, что наиболее социально адаптивными являются студенты с умеренным уровнем личностной тревожности.
Целью исследования явилось изучение социально-психологической адаптации, психоэмоционального статуса, психологических состояний студентов-первокурсников в зависимости от факультетов обучения.
Объектом исследования служили студенты 1 курса Тувинского государственного университета сельскохозяйственного (СХФ), экономического (ЭФ) и факультета физической культуры и спорта (ФФКС). Оценка эмоционального состояния включала определение уровня реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности с помощью теста Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина. Уровень социально-психологической адаптированности (СПА) студентов диагностировали по К. Роджерсу и Р. Даймонду в модификации Л.К. Осницкого. Уровень агрессии определяли по А. Бассу и А. Дарки. Самооценка психических состояний была проведена по тесту Айзенка.
Опросник социально-психологической адаптации по А.К. Осницкому адаптивными факторами определяющие, как принятие себя и других, эмоциональный комфорт, интернальность, т.е. ответственность, независимость поведения, партнерскую позицию, в которой человек способен строить отношения на равных без доминирования и чрезмерного подчинения, что утверждает человека в обществе как в качестве оснований для дезадаптации. Опросник предполагает: низкий уровень принятия себя и низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.
Адаптированная личность характеризуется личностной зрелостью, в том числе чувством собственного достоинства и умением уважать других, открытостью в реальной практике деятельности и отношений, пониманием своих проблем и стремлением овладеть, справиться с ними. Напротив, дезадаптированая личность, имеет защитные барьеры в осмыслении своего жизненного опыта, отличается неприятием себя и других, негибкостью в решении проблем. Опросник определяет степень адаптированности в межличностных отношениях.
Оценка социально-психологической адаптации (СПА) у юношей и у девушек СХФ показал, что выше нормы показатель Принятие себя (табл. 1). Это свидетельствует о позитивной самооценке студентов СХФ.
Таблица 1
Показатели теста СПА студентов СХФ 1 курса
Показатели юноши девушки норма
Адаптивность 102,61 ±8,14 130,04±5,04* 68-136
Дезадаптивность 85,44±7,98 95,43±6,57 68-136
Лживость 28,50±1,66 26,96±1,32 18-36
Принятие себя 32,17±2,96 42,09±1,87* 22-24
Непринятие себя 16,11±1,83 15,74±1,54 14-28
Принятие Других 17,83±1,59 23,57±0,88* 12-24
Непринятие Других 17,50±1,81 21,22±1,45 14-28
Эмоциональный Комфорт 20,94±1,69 24,57±1,36 14-28
Эмоциональный дискомфорт 16,67±1,75 20,78±1,66 14-28
Внутренний контроль 41,44±3,36 51,13±1,86* 26-52
Внешний контроль 19,72±2,39 22,83±2,17 18-36
Доминирование 7,50±0,96 9,83±0,79 6-12
Ведомость 13,94±1,35 15,09±1,15 12-24
Эскапизм 14,06±1,46 15,39±1,09 10-20
Примечание: жирным - выше нормы; * - значимые различия по полу
В ходе анализа важно сравнить показатели Принятие других и Принятие себя. У юношей и девушек СХФ показатели этих двух шкал значимо различаются и это свидетельствует об отсутствии гармонизации социального здоровья и указывает на снижение социальной адаптации. Статистически достоверные различия по полу обнаружены по таким шкалам как Адаптивность, Принятие себя, Принятие других, Внутренний контроль, причем у девушек они выше, чем у юношей. Это указывает на то, что девушки СХФ более адаптированы к среде, чем юноши.
В группе юношей ЭФ ниже нормы такие шкалы как Дезадаптивность, Непринятие себя, Непринятие Других, Эмоциональный дискомфорт, Внешний контроль, Ведомость, то есть все параметры, которые означают сложности в социально-психологической адаптации студентов. Низкий Внешний контроль у юношей также свидетельствует о большей самостоятельности в решении, однако этот показатель также может свидетельствовать о возможности принятия негативных решений и вследствие этого возможного девиантного поведения. Для девушек характерна более высокая зависимость от других личностей (ведомость) и уход от решения проблем (эскапизм) (табл. 2).
В группе студентов-юношей ЭФ ниже нормы оказались такие показатели, которые входят в группу дезадаптивных - Дезадаптивность, Непринятие себя и других, Внешний контроль, Эмоциональный дискомфорт, Ведомость. У девушек этого факультета нет шкал с показателями ниже нормы, более того, у них выше нормы показатели Адаптивность, Принятие себя, Принятие
других и Внутренний контроль. Что свидетельствует о более высоком уровне адаптивности девушек ЭФ.
На этом факультете у студентов параметры Принятие себя и Принятие других различаются значительно, что указывает на дисгармонизированное состояние студентов, а личностные показатели свидетельствуют о низком уровне адаптации.
Статистически достоверные различия между девушками и юношами обнаружены по таким шкалам как Дезадаптивность, Принятие других, Непринятие других, Эмоциональный дискомфорт, Внутренний контроль, Внешний контроль, Ведомость, Эскапизм, причем у девушек эти показатели выше, чем у юношей.
Таблица 2
Показатели теста СПА студентов ЭФ
Показатели юноши девушки норма
Адаптивность 128,25±16,80 146,46±3,0 68-136
Дезадаптивность 45,13±7,83 83,68±4,20* 68-136
Лживость 31,88±2,13 29,25±1,10 18-36
Принятие себя 42,13±5,75 49,50±1,16 22-24
Непринятие себя 8,63±1,53 12,86±1,17 14-28
Принятие других 21,25±2,34 26,61±,0,89* 12-24
Непринятие других 8,75±2,26 15,11±1,14* 14-28
Эмоциональный комфорт 25,25±3,61 24,82±0,85 14-28
Эмоциональный дискомфорт 7,50±2,10 14,36±1,25* 14-28
Внутренний контроль 45,00±5,79 55,82±1,31* 26-52
Внешний контроль 10,13±2,09 21,71±1,38* 18-36
Доминирование 10,13±1,89 11,32±0,70 6-12
Ведомость 7,88±1,82 14,25±0,76* 12-24
Эскапизм 9,50±1,64 14,68±0,97* 10-20
Примечание: жирным - выше нормы, курсивом - ниже нормы; * - значимые различия по полу
В группе студентов ФФКиС у девушек, оказалась ниже нормы шкала Внешний контроль, а выше нормы - Принятие себя и Внутренний контроль (табл. 3).
Статистически достоверные различия по полу на ФФКиС выявились по шкале Лживости, остальные параметры не различаются, вероятно, это можно объяснить тем, что занятия спортом гармонизируют личность и улучшают адаптацию студентов к обучению независимо от пола.
Таблица 3
Показатели теста СПА студентов ФФК и С
Показатели юноши девушки норма
Адаптивность 134,8±5,77 132,8±14,23 68-136
Дезадаптивность 79,35±8,32 79,75±15,82 68-136
Лживость 35,19±1,52 24,75±3,94* 18-36
Принятие себя 43,96±2,25 39,25±7,65 22-24
Непринятие себя 15,92±1,78 15,50±4,35 14-28
Принятие Других 24,85±1,14 24,75±2,87 12-24
Непринятие Других 15,27±1,68 15,75±3,57 14-28
Эмоциональный Комфорт 25,12±1,36 20,00±3,34 14-28
Эмоциональный дискомфорт 16,31±2,10 20,50±4,97 14-28
Внутренний контроль 51,23±2,37 58,50±0,96 26-52
Внешний контроль 17,69±2,59 14,50±3,97 18-36
Доминирование 8,77±1,02 10,00±2,48 6-12
Эскапизм 14,35±1,46 11,00± 1,41 10-20
Примечание: жирным - выше нормы, курсивом - ниже нормы; * - значимые различия по полу
На основании шкал были рассчитаны интегральные показатели. Интегральные показатели -Адаптация, Принятие себя и других, Интернальность, Эмоциональный комфорт, которые указывают на более успешную адаптацию у студентов ЭФ. По этим показателям юноши ЭФ имеют наиболее оптимальные значения, по сравнению с другими группами студентов (табл. 4).
Таблица 4
Интегральные показатели психо-социальной адаптации студентов
показатели юноши девушки
факультеты СХФ ЭФ ФФКиС СХФ ЭФ ФФКиС
Адаптивность 54,76±1,47 75,01±3,34 64,88±2,21 58,22±2,21 63,94±1,42 62,71±6,57
Самопринятие 64,31±4,16 84,94±2,72 74,11±1,91 73,24±2,27 79,78±1,70 70,19±9,51
Принятие других 54,85±2,01 77,57±5,51 67,72±2,52 57,70±2,25 68,49±1,62* 65,79±7,14
Эмоциональная комфортность 56,02±2,05 77,75±4,58 63,92±2,98 54,68±2,55 64,55±2,41* 51,31±9,47
Интернальность 63,16±3,18 77,51±3,04 71,09±2,82 62,99±2,38 65,40±1,51* 75,32±5,20
Стремление к доминированию 45,68±4,28 69,96±7,01 54,96±4,13 56,31±2,78* 60,35±2,20 62,72±8,61
Примечание: жирным - выше нормы; * - значимые различия по полу
Анализ агрессивности по тесту Басса-Дарки показал, что у студентов СХФ статистически достоверные различия между юношами и девушками обнаружены только по косвенной агрессии (табл. 5), у юношей она ниже.
У студентов ФФКиС обнаружена достоверная разница по полу по таким шкалам как Раздражение, Подозрительность, Вербальная агрессия, Чувство вины, что проявляется в такие виды реакций как: вспыльчивость, недоверие, угрозы и угрызения совести у девушек ФФКиС.
У студентов ЭФ достоверная разница по полу обнаружена по таким шкалам как Косвенная агрессия, Обида, Подозрительность, Чувство вины, причем у девушек эти показатели выше, чем у юношей.
При сравнении студентов разных факультетов, оказалось, что по шкалам Раздражение и Подозрительность девушки ФФКиС достоверно отличаются от девушек ЭФ и СХФ, причем у девушек ФФКиС эти показатели выше, что означает их вспыльчивость, недоверие и осторожность
по отношению к людям. Девушки ФФКиС имеют более высокий показатель по шкале Вербальная агрессия в сравнении с девушками СХФ, выражение негативных чувств через вербальные сигналы в большей мере присущи девушкам ФФКиС.
Достоверной разницы у юношей разных факультетов в показателях теста не обнаружено.
Таблица 5
Параметры агрессивности студентов 1 курса
виды реакций пол Факультеты Р<0,05
СХФ (1) ФФКиС (2) ЭФ (3)
Физическая агрессия юноши 5,78±0,45 4,88±0,36 5,40±0,50
девушки 4,90±0,40 6,33±1,45 4,40±0,30
Косвенная агрессия юноши 3,50±0,33 3,15±0,30 3,30±0,60
девушки 4,50±0,30* 5,00±1,53 4,90±0,30*
Раздражение юноши 5,17±0,50 4,35±0,37 4,50±0,90
девушки 5,50±0,50 7,67±1,33* 4,50±0,40 Р2-3
Негативизм юноши 2,83±0,31 2,23±0,32 2,30±0,50
девушки 3,00±0,30 3,00±0,58 2,50±0,30
Обида юноши 4,28±0,48 3,23±0,38 3,00±0,40
девушки 4,70±0,50 4,00±1,53 4,80±0,30*
Подозрительность юноши 6,17±0,36 5,92±0,40 5,30±0,60
девушки 7,00±0,40 9,67±0,33* 7,30±0,40* Р1-2; Р2-3
Вербальная агрессия юноши 7,11 ±0,44 6,69±0,34 6,50±1,00
девушки 7,70±0,30 9,33±0,88* 6,90±0,40 Р1-2
Чувство вины юноши 5,72±0,59 4,85±0,41 5,30±0,70
девушки 6,20±0,40 7,67±0,88* 6,60±0,30*
Индекс враждебности юноши 10,44±0,75 9,15±0,68 8,25±0,67
девушки 11,67±0,70 13,67±1,33* 12,04±0,52*
Индекс агрессивности юноши 18,06±1,06 15,92±0,86 16,38±2,17
девушки 18,05±1,00 23,33±2,03* 15,79±0,85 Р2-3
Примечание: жирным выделена - выше нормы, курсивом - ниже нормы; * - достоверные различия по полу, Р1-2,2-з - достоверная разница между СХФ (1), ФФКиС (2), ЭФ (3)
Индекс враждебности оказался выше нормы у юношей СХФ и у всех девушек, что свидетельствует о более враждебном поведении девушек.
У юношей СХФ и у девушек СХФ и ФФКиС индекс агрессивности в норме, а юношей ФФКиС и ЭФ и у девушек ЭФ - ниже нормы, девушки ФФКиС имеют более агрессивны в сравнении с девушками ЭФ (табл. 5). Низкая агрессивность приводит личность к пассивности, ведомости, конформности и т.д., что указывает на низкую сопротивляемость к внешним пагубным влияниям среды, в том числе и негативным привычкам (пьянству, курению наркомании).
Таким образом, юноши СХФ и девушки всех факультетов в большей степени склонны использовать виды реакций как: враждебность, физическая сила, вспыльчивость, недоверие и выражение негативных чувств через крик, угрозы.
Самооценка психических состояний была проведена по тесту Айзенка, который определяет тревожность, фрустрацию, агрессивность и ригидность.
Таблица 6
Показатели психических состояний по Айзенку студентов 1 курса
пол Факультет Р<0,05
СХФ (1) ФФКиС (2) ЭФ (3)
Тревож ность юноши 9,24±0,99 6,65±0,67 5,38±1,38 Р1-2
девушки 9,33±0,74 8,25±2,32 9,96±0,66*
Фрустра ция юноши 8,59±1,08 5,38±0,75 3,50±0,80 Р1-2; Р1-3
девушки 8,67±0,99 7,75±2,78 7,89±0,67*
Агрессив ность юноши 8,12±0,89 4,62±0,73 8,38±1,80 Р1-2; Р2-3
девушки 7,05±0,89 8,75±3,28 7,43±0,86
Ригид ность юноши 9,24±1,09 7,96±0,81 7,25±1,54
девушки 9,43±0,93 11,75±2,14 10,00±0,75
Примечание: * — значимые различия по полу, Р1-2,1-3,2-3 — достоверная разница между СХФ (1), ФФКиС (2),ЭФ (3)
Самооценка психических состояний по полу показала, что только на ЭФ девушки имеют более высокий показатель тревожности и фрустрированности по сравнению с юношами. На остальных факультетах различия по полу статистически не достоверны.
Юноши и девушки ФФКиС и юноши ЭФ имеют ниже нормы показатель тревожности и фрустрации у остальных студентов имеют средний оптимальный уровень тревожности и фрустрации.
Юноши ФФКиС и девушки СХФ и ЭФ имеют низкий уровень агрессивности, что свидетельствует о выдержанности в общении с людьми, доброжелательности.
Для студентов всех факультетов характерен средний уровень ригидности, это может быть связано с тем, что в других исследованиях показан более низкий уровень подвижности нервной системы студентов тувинской национальности, от которой зависит ригидность нервной системы. Низкая ригидность определяет низкую переключаемость возбуждения и торможения, неспособности к быстрой смене обстановки, среды, в том числе и образовательной среды. Студенты не способны к быстрой смене видов деятельности, активным обучающим играм и другим подвижным видам деятельности.
Высокий уровень всех исследуемых параметров психических состояний для тувинских студентов не характерен.
В сравнительном анализе психических состояний у юношей СХФ по шкалам тревожность, фрустрация и агрессивность показатели оказались выше, чем у юношей ФФКиС, а по шкале фрустрация - у юношей ЭФ, это указывает на трудности при общении с людьми юношей СХФ, избегание трудностей в решении проблем. У юношей ЭФ по шкале агрессивности показатели выше, чем у юношей ФФКиС. Различия у девушек разных факультетов не обнаружены.
Таким образом, самооценка психического состояния (по Айзенку) показала, что девушки более устойчивы к стрессу, они менее тревожны, фрустрированы, агрессивны и ригидны, чем юноши.
РТ имеет более низкие значения, чем ЛТ, это объясняется тем, что РТ как состояние возникает в виде эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию и представляет собой первую стадию универсальных физиологических изменений в организме, проведение тестирования
(ситуационная тревожность) проходило без каких-либо установок, которые могли бы вызвать тревожность. Под ЛТ понимается относительно устойчивая черта характера, это свойство личности, независящее от обстановки, в которой проводится опрос и определяется только индивидуально-генетическими особенностями.
Анализ состояния тревожности студентов показал, что РТ у всех студентов низкая, за исключением юношей СХФ, у которых уровень РТ выше - до умеренного, что соответствует оптимальному параметру (табл.7). Показатели личностной тревожности у всех студентов находятся в пределах умеренного уровня, кроме девушек ФФКиС, у них уровень тревожности самый высокий по сравнению с остальными студентами, значит, они более раздражительны по сравнению с юношами. По показателю ЛТ значимые различия по полу обнаружены у студентов ЭФ, что свидетельствует о большей раздражительности и конфликтности девушек по сравнению с юношами.
Таблица 7
Уровень тревожности студентов (по Спилбергу-Ханину)
Факультет Р<0,05
СХФ (1) ФФКиС (2) ЭФ (3)
РТ юноши 30,61±1,22 24,65±1,68 21,36±1,51 Р1-2; Р1-3
девушки 27,5±1,62 24,75±5,07 23,80±1,53
уровень юноши умеренная низкая низкая
девушки низкая низкая низкая
ЛТ юноши 43,11±1,37 39,85±1,38 33,18±1,90 Р1-3; Р2-3
девушки 44,18±1,47 46,00±3,98 41,48±1,43*
уровень юноши умеренная умеренная умеренная
девушки умеренная высокая умеренная
* - значимые различия по полу, Р1-2,1-3,2-3 - достоверная разница между СХФ (1), ФФКиС (2),ЭФ (3)
Сравнительный анализ показателей РТ и ЛТ у юношей СХФ и ФФКиС, а также ЭФ имеют достоверные различия, что свидетельствует о большей раздражительности юношей СХФ и ФФКиС. Достоверной разницы между девушками разных факультетов по показателям РТ и ЛТ не обнаружены, однако девушки ФФКиС имеют высокий уровень тревожности по сравнению с остальными студентами.
Таким образом, анализ психосоциальной адаптации и психологических показателей адаптации в виде тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности свидетельствует о наличии различий, как по полу, так и по факультетам обучения. Более низкой психосоциальной адаптацией характеризуются студенты СХФ, более высокой - ЭФ.
У всех студентов примерно одинаковым оказался показатель ригидности, которая определяется свойствами нервной системы. Юноши СХФ и все девушки враждебны по сравнению с остальными. По тревожности наиболее оптимальные показатели у юношей СХФ, а девушки ФФКиС наиболее раздражительны.
Библиографический список
1. Жомин, К.М., Рубанович, В.Б. Характеристика психофизиологических показателей в зависимости от двигательной активности // Материалы Международной научно-практической конференции. 2001. Часть 1. Челябинск. С. 86-90.
2. Литовченко, О.Г., Талтыгина, А.Ф. Зрительно-моторные реакции студенток первого курса педагогического вуза г. Сургута // Материалы I Всероссийской конференции «Актуальные проблемы эволюционной и популяционной физиологии человека». Тюмень: ТюмГУ, 2001. С. 77-78.
Bibliograficheskij spisok
1. Zhomin, K.M., Rubanovich, V.B. Harakteristika psihofiziologicheskih pokazatelej v zavisimosti ot dvigatel'noj aktivnosti // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2001. Chast' 1. Cheljabinsk. S. 86-90.
2. Litovchenko, O.G., Taltygina A.F. Zritel'no-motornye reakcii studentok pervogo kursa pedagogicheskogo vuza g. Surguta // Materialy I Vserossijskoj konferencii «Aktual'nye problemy jevoljucionnoj i populjacionnoj fiziologii cheloveka». Tjumen': TjumGU, 2001. S. 77-78.
Будук-оол Лариса Кара-Саловна - доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Ховалыг Аяна Монгушовна - ассистент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Сарыг Сайлык Кызыл-ооловна - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Buduk-ool Larisa - Ph.D. of Biology, Professor of the Anatomy, Physiology and Health Safety Department, the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Khovalyg Ayana - assistant lecturer of the Anatomy, Physiology and Health Safety of the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Saryg Sailyk - Candidate of Biological science, Assistant Professor, the Anatomy, Physiology and Health Safety of the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 613.2
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ - ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В ТУВЕ
1Кавай-оол У.Н., 2Савостьянов А.Н., 1Седен А.Э., 1Шожул-оол Е.Д.
Тувинский государственный университет 1, Кызыл 2Научно-исследовательский Институт физиологии и фундаментальной медицины
СО РАМН, Новосибирск
FOOD CULTURE AS THE BASIS OF HUMAN HEALTH IN TUVA
1Kavai-ool U.N., 2Savostyanov A.N., 1Sedan A.E., 1Shoshul-ool E.D.
Tuvan state university1, Kyzyl 2Research Institute of physiology and fundamental medicine SB RAMS, Novosibirsk, Russia
То, что мы едим и «пьем» сегодня, на самом деле, - залог здоровья будущих поколений. Наши собственные гены играют не абсолютную роль. Приобретённый признак наследуется вплоть до третьего-четвёртого поколений. Всё это значит, что помимо чистой генетики существуют также генетические переключатели, например, метильные группы, которые определяют поведение генов и свойства будущего ребёнка. Ещё до рождения наследника и даже до зачатия мать должна правильно питаться, чтобы свой эпигенетически неверный обмен веществ не передать детям.
Ключевые слова: Тува, популяция, питание, диета, традиции, просвещение, здоровье, эпигенетика.
What we eat and "drink" today, in fact is the key to the health of future generations. Our own genes play an absolute role. Acquired traits are transferred until the third or fourth generations. All this means that in addition to pure genetics, there are also genetic switches, for example, methyl groups of genes that determine the behavior and properties of the unborn child. Even before the birth of an heir, and even before conception the mother should eat right to your epigenetically wrong metabolism is not transmitted to the children.
Key words: Tuva, population, nutrition, diet, traditions, education, health, epigenetics.