Научная статья на тему 'Социотипические и психофизиологические характеристики студентов-первокурсников, проживающих в дискомфортных климатогеографических условиях Республики Тыва'

Социотипические и психофизиологические характеристики студентов-первокурсников, проживающих в дискомфортных климатогеографических условиях Республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СОЦИОТИПЫ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / STUDENTS / SOCIOTYPE / PERSONAL ANXIETY / BEHAVIORAL STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Будукоол Л. К., Сарыг С. К.

У студентов первого курса Тувинского государственного университета доминируют социалы и гуманитарии, что указывает на преобладание в университете социально-гуманитарного направления подготовки специалистов. Показано, что среди студентов-юношей преобладают социалы, затем следуют управленцы, среди девушек гуманитарии и затем также социалы. Среди девушек оказалось меньше всего управленцев, а среди юношей сайентистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Будукоол Л. К., Сарыг С. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL TYPE

Among the first year students of Tuva State University students who major in social studies and humanities dominate over students, who have another major. This indicates to the predominance of social and humanitarian direction in the training of the university. The research shows that among the young male students the dominating specialization is social studies, followed by managers. Among female students the directions of humanities and social studies are most popular. It is also stated that girls are unlikely to choose management for their major, and boys sciences.

Текст научной работы на тему «Социотипические и психофизиологические характеристики студентов-первокурсников, проживающих в дискомфортных климатогеографических условиях Республики Тыва»

Раздел 11

ЭКОЛОГИЯ.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Редакторы раздела:

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ПУЗАНОВ - доктор биологических наук, профессор, зам директора по научной работе Учреждения Российской академии Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН (г. Барнаул)

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ МЕШКОВ - доктор медицинских наук, профессор Научно-исследовательского института экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН, член Российской научной комиссии по радиационной защите (г. Москва)

УДК 612.821 + 159.9+378+316.6

Buduk-ool L.K., Saryg S.K. SOCIOLOGICAL TYPE АШ PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FIRST-YEAR STUDENTS LIVING IN UNCOMFORTABLE CLIMATIC AND GEOGRAPHICAL CONDITIONS OF THE TYVA REPUBLIC. Among the first year students of Tuva State University students who major in social studies and humanities dominate over students, who have another major. This indicates to the predominance of social and humanitarian direction in the training of the university. The research shows that among the young male students the dominating specialization is social studies, followed by managers. Among female students the directions of humanities and social studies are most popular. It is also stated that girls are unlikely to choose management for their major, and boys - sciences.

Key words: students, sociotype, personal anxiety, behavioral strategies.

Л.К. Будук-оол, д-р. биол. наук, проф. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского гос. университета, г. Кызыл, Е-mail: buduk-ool@mail.ru; С.К. Сарыг, канд. биол. наук, ст. преп. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского гос. университета, г. Кызыл, Е-mail: s.k.sailyk13@mail.ru

СОЦИОТИПИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДИСКОМФОРТНЫХ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

У студентов первого курса Тувинского государственного университета доминируют социалы и гуманитарии, что указывает на преобладание в университете социально-гуманитарного направления подготовки специалистов. Показано, что среди студентов-юношей преобладают социалы, затем следуют управленцы, среди девушек

- гуманитарии и затем также социалы. Среди девушек оказалось меньше всего управленцев, а среди юношей

- сайентистов.

Ключевые слова: студенты, социотипы, личностная тревожность, стратегии поведения.

В современной психофизиологии большое внимание уделяется исследованиям характеристик индивидуально-типологических особенностей личности, поскольку они являются основой индивидуализации обучения, профессиональной и спортивной ориентации. Одной из популярных классификаций индивидуально-типологических свойств личности является классификация социотипов, определяющая направленность человека на тот или иной вид деятельности и выбора профессии.

Социотипические характеристики еще очень мало обоснованы с точки зрения психофизиологических особенностей человека. Имеющиеся работы [1; 2; 3] содержат разрозненные данные о распределении социотипов среди различных контингентов обследуемых и их особенностях, основанные, главным об-

разом, на психологических и социологических исследованиях. Психофизиологические особенности лиц с разными социотипами студентов национальных групп не изучены, что определило тему нашего исследования.

Социотип - устойчивая структура личности человека, основанная на пропорциях между основными компонентами его психики - сенсорикой, интуицией, мышлением и чувствованием. Спектр данных возможностей детерминирован сильными функциями в структуре психики личности. К.Г. Пиликян [4] рассматривает каждую из этих функций как дихотомические пары: сенсорика и интуиция - функции восприятия информации, а логика и этика - функции оценки и принятия решения.

Рис. 1. Распределение студентов по социотипам без учета половой принадлежности

У каждого человека сильными являются одна воспринимающая (сенсорика или интуиция) и одна оценивающая (логика или этика) функция. Таким образом, выделяют 4 социотипа (или установки на вид деятельности) - гуманитарии, сайентисты (исследователи), социалы и управленцы с учётом признаков: сенсорика - интуиция, логика - этика.

По данным В.Н. Васильева и др. [5], у студентов г. Томска меньше всего было выявлено интуитивно-логических экстравертов (по психологической классификации), соответствующих социотипу исследователя. А.В. Лебедевым с соавторами [3] показано, что при оценке распределения социотипов среди девушек-студенток разных факультетов педагогического университета г. Новосибирска наиболее часто, среди данной популяции, встречались гуманитарный и социальный социотипы, реже всего -управленческий и исследовательский. По данным А.В. Букало-ва и др. [1], у работников разных профессиональных групп, работающих на Крайнем севере России, отмечалось преобладание социалов, тогда как среди студентов педагогического университета преобладали гуманитарии. Авторы объясняют это, с одной стороны, направленностью вуза, с другой - спецификой выборки, половыми особенностями обследуемого контингента, регионом проживания, профессиональной направленностью обследованных. По-видимому, в процессе эволюции в человеческой популяции формируется разное соотношение социотипов, в котором количество исследователей и управленцев представлено меньше по сравнению с другими социотипами, независимо от сферы деятельности.

Целью нашего исследования явилось изучение структуры социотипов и их психофизиологических особенностей у студентов тувинской национальности. Обследовано 110 студентов 1 курса, в том числе 41 юноша и 69 девушек.

Исследование социотипа и психофизиологических показателей проводили с помощью компьютерной программы «Комплексная оценка здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений»

[6]. Программа включает следующие методики: социотип определяли по тесту D. Ке^еу (1984), уровень реактивной и личностной тревожности - по опроснику Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, социально-психологическую адаптацию - по А.К. Осницкому, стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии - по методике К. Томаса.

Наибольшая доля лиц среди студентов-тувинцев относится к гуманитарному социотипу, всего на 1,9% среди них меньше соци-алов. Наименьшее количество студентов оказалось в группе сайентистов (рис. 1).

Наши данные согласуются с данными А.В. Лебедева с соавторами [3], которые также отметили преобладающее большинство гуманитариев и социалов.

Анализ распределения студентов в зависимости от пола показал, что среди юношей наибольшая доля лиц социального типа - 33,3%, доля управленцев составляет 28,6%, гуманитариев - 23,8%, остальные 14,3% - сайентисты.

Среди девушек преобладают гуманитарии (41,2%), затем следуют социалы - 27,9%, сайентисты - 19,9% и управленцы - 11,%.

Таким образом, у девушек, по сравнению с юношами, на 17,6% больше управленцев, на 17,4% - гуманитариев, а у юношей больше социалов (на 5,4%). Наличие половых различий в преобладании разных социотипов указывает на гендерные особенности формирования психологических и социальных типов, определяющих различные стратегии поведения и социализации юношей и девушек. Наши данные также согласуются с исследованиями, проведенными на девушках Новосибирского государственного педагогического университета [3], показавших преобладание гуманитариев. Однако по количеству лиц на третьем месте у девушек Новосибирского педагогического университета оказались управленцы, а затем - сайентисты (исследователи), в то время как среди тувинок - управленцы занимают последнее место в рейтинговом ряду. Вероятно, это может быть связано с этно-психофизиологическими особенностями индивидуально-типологической конституции тувинских девушек. Такие предположения подтверждаются другими нашими исследованиями [7], в которых показано наличие этнических психофизиологических особенностей тувинских студентов в сравнении с русскими, в частности у тувинских девушек преобладающим типом темперамента является меланхолический, не соответствующий управленческому социотипу.

Личностная тревожность - готовность (установка) человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность - это устойчивое состояние, характеризующее склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реаги-

Таблица 1

Показатели реактивной и личностной тревожности у студентов

Реактивная тревожность Личностная тревожность

Юноши 24,9±0,7* 39,6±0,7*

Девушки 27,2±0,6 45,0±0,6

р <0.05 статистически значимые различия по полу

Доля лиц с разным уровнем тревожности (%)

Таблица 2

Реактивная тревожность Личностная тревожность

уровень тревожности низкий умеренный высокий низкий умеренный высокий

Юноши 79,3 20,7 0,0 6,9 73,6 19,5

Девушки 67,8 30,9 1,3 4,0 51,0 45,0

Таблица 3

Показатели тревожности у юношей и девушек разных социотипов

Социотип Реактивная тревожность Личностная тревожность

юноши девушки юноши девушки

Социалы 23,0±1,5 24,8±1,3 39,0±1,4 42,7±1,3(Г)

Гуманитарии 27,2±1,7 27,9±1,4 38,9±1,7* 46,1±1,5 (У, Са)

Управленцы 26,3±1,8 27,0±1,5 39,5±1,7 41,8±1,8 (Са)

Сайентисты 23,9±1,8 26,1±2,7 37,7±1,9* 45,6±1,5

Примечание: * - достоверные различия по полу; буквами -различия между социотипами в одной половой группе.

ровать на такие ситуации состоянием тревоги. Сама по себе тревожность не является изначально негативной чертой личности. Определенный уровень тревожности это естественный для каждого человека уровень «полезной тревоги».

Изучение уровня тревожности студентов-тувинцев 1 курса показало, что реактивная тревожность и у юношей, и у девушек низкая (до 30 баллов), а личностная - выше и соответствует умеренному уровню (31-45 баллов) (таблица 1).

Девушки имеют более высокую тревожность в сравнении с юношами. Так, оценка индивидуальных показателей, хотя и свидетельствует о том, что основная доля лиц имеет низкую реактивную тревожность, при этом среди девушек их меньше на 11,5%, более того, 1,3% девушек имеет высокий уровень. У девушек значительно больше лиц (на 25,5%), относящихся к высокому уровню личностной тревожности, что также указывает на гендерные особенности эмоционального состояния (таблица 2).

Студентки-тувинки характеризуются более высоким уровнем личностной тревожности по сравнению с девушками других регионов, так по данным И.Н. Гавриловой и РП. Горбунова [8] 59% студенток 1 курса Пермского педагогического университета имеют высокий уровень личностной тревожности, 30% - умеренный и 11% - низкий. Вероятно, это связано с влиянием дискомфортных климатических условий проживания, которыми характеризуется Республика Тува. Это подтверждается другими ис-

следованиями, в которых показано, что студенты, проживающие в условиях Севера более высоко тревожны, чем их сверстники из благоприятных климатогеографических регионов [9].

Анализ состояния тревожности у студентов с разными социотипами свидетельствует о том, что по уровню реактивной тревожности достоверных различий не обнаружено, при этом реактивная тревожность во всех исследуемых социотипичес-ких группах оказалась менее 30 баллов, что соответствует низкому уровню.

В группе юношей достоверных различий между социотипами по личностной тревожности не обнаружено, при этом она находилась в диапазоне умеренной тревожности. У девушек личностная тревожность была умеренной только у управленцев и социалов, а у гуманитариев и сайентистов - соответствовала высокому уровню.

Различия по полу свидетельствуют, что у девушек гуманитариев и сайентистов личностная тревожность была выше, чем у юношей этих же социотипов, в остальных группах тревожность не различалась (таблица 3).

Девушки-гуманитарии обладают наиболее высокой личностной тревожностью по сравнению с остальными социотипами (таблица 3).

Оценка социально-психологической адаптации показала, что в группе девушек статистически достоверно выше такие по-

160

140

120

100 -

60 -

40 -

20

ЙҐ

□ юноши

□ девушки

* * *

111

/у#////////'///////

о

*

*

*

*

*

*

Рис. 2. Показатели социально-психологической адаптации у студентов в зависимости от пола Примечание: * достоверные различия между юношами и девушками.

Таблица 4

Интегральные показатели социально-психологической адаптации студентов с разным социотипом

Интегральные показатели пол Социалы (С) Гуманитарии (Г) Сайентисты (Са) Управленцы (У) Р<0.05

Адаптация Юн. 63,1±2,6 61,8±2,2 60,0±1,8 64,0±2,4

Дев. 62,3±1,5 58,3±1,2 56,6±1,8 60,9±2,1 С-Г, С-Са

Самопринятие Юн. 73,7±2,7 72,9±3,7 69,5±2,7 73,3±2,7

Дев. 75,4±1,5 71,6±1,4 67,6±1,7 74,07±4,0 С-Са

Принятие других Юн. 66,7±2,9 66,6±2,2* 63,1 ±1,9 64,4±2,7

Дев. 62,3±1,7 61,2±1,3 61,7±2,2 62,3±2,0

Эмоциональная комфортность Юн. 63,1±2,9 59,2±3,1 58,1±2,2 63,6±3,1

Дев. 65,3±2,4 55,3±1,9 52,2±2,2 57,2 ±3,8 С-Г, С-Са

Интернальность Юн. 68,6±2,5 63,8±2,3 69,0±3,6 70,5±2,5

Дев. 68,5±1,9 62,7±1,5 60,7±2,0 62,7±±3,7 С-Са

Стремление к доминированию Юн. 47,7±4,5* 54,2±2,2 46,2±5,7 57,0±2,7

Дев. 60,6±2,6 55,6±2,4 50,4±2,4 57,8±4,2 С-Са

Примечание: * - достоверные различия по полу, буквами - различия между социотипами в одной половой группе.

казатели как дезадаптивность, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль и ведомость, шкалы, свидетельствующие о низком уровне социально-психологической адаптации.

У юношей на уровне статистической значимости выше показатели шкал - принятие других (интегральный), эмоциональная комфортность и интернальность. Принятие других (интегральный), эмоциональная комфортность и интернальность -шкалы, указывающие на более высокий уровень социально-психологической адаптации (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторный анализ социально-психологической адаптации студентов объединил в первый фактор такие показатели как эмоциональный дискомфорт, непринятие себя, внешний контроль и ведомость (с удельным весом у юношей - 48,9%, у девушек - 36,6%), что можно обозначить как дезадаптивность. Второй фактор (27,9% и 23,0% соответственно)- адаптивность, в который входит принятие себя, принятие других и внутренний контроль.

Достоверных различий между юношами разных социотипов по уровню социально-психологической адаптации не оказалось. В группе девушек лучше адаптированы социалы, они имеют более высокие показатели самопринятия, интернальности, эмоциональной комфортности, стремления к доминированию по сравнению с гуманитариями и сайентистами (таблица 4).

Таким образом, девушек-социалов отличает настрой на общение, неформальные связи, эмоциональный комфорт все

то, что характеризует их как социально-адаптированных личностей. Они по своей природе настроены на групповое взаимодействие, удовлетворение текущих физических потребностей человека - в еде, отдыхе, общении, семье и т.п., т.е. более заботятся о повседневных житейских проблемах. Их стремление к доминированию проявляется в основном среди друзей, знакомых и родственников.

Высокие значения шкалы интернальности говорят о том, что девушки считают происходящие с ним события результатом их деятельности, они в большей мере принимают ответственность за события, происходящие в их жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, это говорит о наличии у них внутреннего (интернального) контроля. Девушки более склонны приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), т.е. у них выше внешний (экстернальный) контроль.

Самыми низкими адаптивными возможностями обладают студенты-сайентисты, что указывает на их низкую личностную зрелость, сниженное чувство собственного достоинства, неумение уважать других, непонимание своих проблем и в связи с этим, неумение справиться с ними.

Анализ социально-психологической адаптации у студентов с разными социотипами показал достоверные половые различия в группе социалов по шкале стремления к доминированию: у девушек степень стремления к доминированию в межличностных отношениях выше, чем у юношей. Высокие показатели

, -Г * * —1— * |+

1 І I

т 1 -ЇГ 1 к 1

социалы гуманитарии саиентисты управленцы □ юноши ■ девушки

Рис. 3. Показатели стрессоустойчивости у юношей и девушек с разными социотипами Примечания * - достоверные различия по полу.

Таблица 5

Стратегии в конфликтной ситуации у юношей и девушек с разнымисоциотипами

Социалы Гуманитарии Сайентисты Управленцы P<0.05

Соперничество Юн. 6,46±0,37 4,11±0,55* 6,25±0,58* 6,25±0,53 С-Г

Дев. 6,13±0,47 5,63±0,52 4,92±0,51 6,65±0,51 Са-У

Сотрудничество Юн. 5,96±0,28 5,74±0,34 4,92±0,40* 6,13±0,43 С-Са, С-У

Дев. 6,58±0,38 6,54±0,31 6,04±0,45 5,65±0,26

Компромисс Юн. 6,50±0,28 7,00±0,34* 6,58±0,49 6,96±0,35* Са-У

Дев. 6,58±0,26 6,25±0,28 6,21 ±0,39 5,74±0,38

Избегание Юн. 6,61±0,34 6,16±0,37 7,08±0,34* 5,79±0,38

Дев. 6,26±0,35 5,77±0,28 6,25±0,42 5,63±0,41

Приспособление Юн. 5,64±0,35* 7,00±0,31 6,08±0,44 6,50±0,44

Дев. 6,95±0,37 6,40±0,35 6,50±0,29 6,42±0,49

Примечание: * - достоверные различия по полу; буквами - различия между социотипами в одной половой группе.

данной школы говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими.

В группе гуманитариев, у юношей по сравнению с девушками, достоверно выше шкала принятия других, что отражает уровень их дружественности к окружающим людям, к миру, принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Девушки-гуманитарии более критичны по отношению к людям, проявляют раздражение, презрение по отношению к ним и ожидают от них негативного отношения к себе.

Стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные перегрузки. Показатели стрессоустойчивости не имели достоверных различий в зависимости от социотипа. Анализ уровня стрессоус-тойчивости свидетельствует о том, что как юноши, так и девушки в среднем обладают оптимальным уровнем стрессоустойчи-вости, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека (31-45 баллов).

Обнаружено, что девушки разных социотипов не различаются по стрессоустойчивости, а у юношей она достоверно ниже у управленцев по сравнению с остальными социотипами (рис. 3).

Юноши оказались более стрессоустойчивыми, чем девушки, это связано с тем, что девушки более тревожны и не умеют преодолевать трудные ситуации, чувствительны к даже незначительным жизненным проблемам.

Анализ стратегий поведения в конфликтной ситуации показал, что в группе социалов и управленцев используются все стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Гуманитарии предпочитают не использовать стратегию соперничества, у них пре-

Библиографический список

обладают компромиссы и избегание конфликтных ситуаций. У сайентистов преобладают стратегии избегания, компромисса и приспособления.

У юношей-социалов достоверных различий в формах поведения не обнаружено. У юношей-гуманитариев наиболее выраженными оказались компромиссы и приспособление в конфликтной ситуации, у них почти отсутствует поведенческая стратегия соперничества, у сайентистов минимально выражена тенденция к сотрудничеству, у управленцев - преобладание компромисса над избеганием.

В группе девушек у социалов и гуманитариев отсутствуют достоверные различия типов поведения в конфликтной ситуации, у сайентистов достоверно ниже соперничество по сравнению с другими стратегиями поведения, а у управленцев доминирует - соперничество.

Таким образом, у студентов-тувинцев первого курса, проживающих в дискомфортных климатогеографических условиях, доминируют социалы и гуманитарии, что указывает на преобладание в университете социально-гуманитарного направления подготовки специалистов. Показано, что среди студентов-юно-шей преобладают социалы, затем следуют управленцы, а среди девушек - гуманитарии и социалы. Среди девушек оказалось меньше всего управленцев, а среди юношей - сайентистов. Выявленные психофизиологические особенности разных социотипов студентов Тувинского государственного университета могут оказывать существенное влияние на процесс адаптации студентов к условиям вуза, их стиль учебы и поведение в целом. Знание подобных особенностей может найти свое применение при реализации в вузе индивидуально-ориентированного подхода к обучению студентов.

1. Букалов, А.В. О распределении соционических типов в различных производственных коллективах / А.В. Букалов, О.Б. Карпенко, Г.В. Чикирисова // Соционика. - 2000. - № 1.

2. Лебедев, А.В. Психофизиологические и морфофункциональные особенности девушек разных социотипов: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Кемерово, 2011.

3. Лебедев, А.В. Социотипический портрет студенток вуза с учетом их психофизиологических особенностей / А.В. Лебедев, М.А. Субо-тялов, РИ. Айзман // Вестник КемГУ. - 2011. - № 3(47).

4. Пиликян, К.Г. Профессиональная ориентация: консультирование с применением соционических подходов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 1.

5. Васильев, В.Н. Познай других - найди себя / В.Н. Васильев, А.П. Рамазанова, С.А. Богомаз. - Томск, 1996.

6. Айзман, РИ. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений / РИ. Айзман

и [др.]. - ФГУП нТц «ИНФОРМРЕГИСтР» регистрационное свидетельство № 13930 от «18» августа 2008 г. Москва.

7. Будук-оол, Л.К. Адаптация студентов к обучению в вузе: этнические аспекты. - Кызыл, 2009.

8. Гаврилова, И.Н. Сравнительная оценка психофизиологических показателей студенток, начинающих обучение в университете /

И.Н. Гаврилова, Н.П. Горбунов // Вестник ЮУрГУ. - 2006. - № 3. - Вып. 7. - Т.1. - Сер.: Образование, здравоохранение, физическая культура.

9. Хаснулин, В.И. Эндокринные и психофизиологические характеристики формирования дизадаптации у студентов Республики Тыва и Ханты-Мансийского Автономного Округа / В.И. Хаснулин, Л.К. Будук-оол, В.А. Красильникова, А.О. Дороганов // Экология человека. - 2009. - № 7.

Bibliography

1. Bukalov, A.V. O raspredelenii socionicheskikh tipov v razlichnihkh proizvodstvennihkh kollektivakh / A.V. Bukalov, O.B. Karpenko, G.V. Chikirisova // Socionika. - 2000. - № 1.

2. Lebedev, A.V. Psikhofiziologicheskie i morfofunkcionaljnihe osobennosti devushek raznihkh sociotipov: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk. -Kemerovo, 2011.

3. Lebedev, A.V. Sociotipicheskiyj portret studentok vuza s uchetom ikh psikhofiziologicheskikh osobennosteyj / A.V. Lebedev, M.A. Subotyalov, R.I. Ayjzman // Vestnik KemGU. - 2011. - № 3(47).

4. Pilikyan, K.G. Professionaljnaya orientaciya: konsuljtirovanie s primeneniem socionicheskikh podkhodov // Municipaljnoe obrazovanie: innovacii i ehksperiment. - 2009. - № 1.

5. Vasiljev, V.N. Poznayj drugikh - nayjdi sebya / V.N. Vasiljev, A.P. Ramazanova, S.A. Bogomaz. - Tomsk, 1996.

6. Ayjzman, R.I. Programma kompleksnoyj ocenki zdorovjya i razvitiya studentov vihsshikh i srednikh uchebnihkh zavedeniyj / R.I. Ayjzman i

[dr.]. - FGUP NTC «INFORMREGIStR» registracionnoe svideteljstvo № 13930 ot «18» avgusta 2008 g. Moskva.

7. Buduk-ool, L.K. Adaptaciya studentov k obucheniyu v vuze: ehtnicheskie aspektih. - Kihzihl, 2009.

8. Gavrilova, I.N. Sravniteljnaya ocenka psikhofiziologicheskikh pokazateleyj studentok, nachinayuthikh obuchenie v universitete / I.N. Gavrilova,

N.P. Gorbunov // Vestnik YuUrGU. - 2006. - № 3. - Vihp. 7. - T.1. - Ser.: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kuljtura.

9. Khasnulin, V.I. Ehndokrinnihe i psikhofiziologicheskie kharakteristiki formirovaniya dizadaptacii u studentov Respubliki Tihva i Khantih-Mansiyjskogo Avtonomnogo Okruga / V.I. Khasnulin, L.K. Buduk-ool, V.A. Krasiljnikova, A.O. Doroganov // Ehkologiya cheloveka. - 2009. -№ 7.

Статья поступила в редакцию 18.02.14

УДК 630.221.231

Paramonov Ye.G. ENVIRONMENTAL ACTIVITIES IN THE COURSE OF REFORESTATION OF BELT-SHAPED PINE FORESTS IN ALTAI KRAI. The purpose of the environmental activities is to free young growth from the influence of maternal canopy thus providing the better growth conditions. However, in some regions the accepted standards are not observed, e.g. in the Novichihinsk forestry 11,8%, in Ozyoro-Kuznetsovsky and Mamontovsky forestries - 51,7% and 13,8% of cases respectively that leads to the destruction of undergrowth. In Novichihinsk and Ozyoro-Kuznetsovsky forestries its safety reaches 70%, in the Mamontovsky one it is reduced to 10-20%.

Key words: environmental activities, logging intensity, undergrowth safety, belt-shaped pine forests.

Е.Г. Парамонов, д-р сельхоз. наук, проф., гл.н.с. Института водных и экологических проблем СО РАН, г. Барнаул, E-mal: ред. @ iwep. ru

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЦЕЛЯХ ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Цель экологических мероприятий - освобождение подроста от влияния материнского полога, что позволяет обеспечить ему улучшенные условия роста. Однако имеет место нарушение нормативов: в Новичихинском лесничестве - в среднем 11,8 %, в Озеро-Кузнецовском - 51,7 %, в Мамонтовском - 13,8 %. Это ведет к гибели подроста. В Новичихинском и Озеро-Кузнецовском лесничествах его сохранность достигает 70 %, в Мамонтовском сохранность снижается до 10-20 %.

Ключевые слова: экологические мероприятия, интенсивность вырубки, сохранность подроста, ленточные боры.

Ленточные боры Алтайского края тянутся в Обь-Иртышс-ком междуречье четырьмя параллельными полосами с севера-востока на юго-запад и занимают площадь в 1,2 млн. га [1]. Эти леса являются уникальным природным явлением на Земле. Они возникли на песчаных отложениях, оставленных водными потоками от таяния ледников в четвертичный период. Территория, на которых они произрастают, отличается резко континентальным климатом и недостатком осадков. Если на крайнем юго-западе в окрестностях с. Топольного выпадает в год 250 мм осадков, то с продвижением на северо-восток их количество увеличивается, а в пределах г. Барнаула выпадает уже 450 мм [2].

Сосна является господствующей древесной породой в ленточных борах, ею занято в среднем 82 % площади. Процесс естественного лесовосстановления сосны на гарях или сплошных вырубках в жестких экологических условиях растягивается на десятилетия. Это связано с массовой гибелью однолетнего самосева сосны от ожога корневой шейки при повышении температуры на поверхности почвы в июле до 60оС. Сохраняются те экземпляры, которые оказались в конусе полуденной тени от любых предметов или растений, в котором температура оказывается на 8-10оС ниже в сравнении с открытым местом. В итоге в составе сосновых насаждений присутствуют деревья различного возраста: до 6 поколений - на юге и до 4 - в северной части лент [3-4].

Подобная ситуация является причиной ступенчатости возрастной структуры, что совершенно не свойственно соснякам в более оптимальных лесорастительных условиях [5]. Не учитывать эту особенность сосновых экосистем в ленточных борах совершенно недопустимо.

Объектами исследований послужили вырубки после проведения группово-выборочных рубок различной интенсивности в течение последних 2-4 лет. Всего заложено 17 пробных площадей, в том числе по лесничествам: Озеро-Кузнецовское - 5,

Новичихинское - 6, Павловское - 6, а также осмотрено 5 вырубок в Мамонтовском участковом лесничестве (таблица 1).

На каждой пробной площади выполнялись следующие работы:

- описание пробной площади с указанием таксационных параметров до и после экологических мероприятий;

- полнота древостоя после рубки определялась полното-мером в 3-4 точках с выведением средней величины, с использованием стандартной таблицы сумм площадей сечения [6];

- сплошной перечет оставленных деревьев по 4-см ступеням толщины мерной вилкой и диаметров пней в коре рулеткой с точностью до 1 см;

- учет подроста выполнен на учетных площадках (10 м2), закладываемых равномерно по пробной площади в количестве 20-25 шт., по породам, а сосновый - по группам возраста, количеству и благонадежности;

- установление массы вырубленной древесины определялось через перевод диаметра пня на 0,0 м к диаметру на высоте 1,3 м с использованием Общесоюзных нормативов для таксации леса и объемных таблиц [7].

Результаты исследований

В соответствии с Правилами заготовки древесины [8] проведение группово-выборочных рубок допускается в лесных насаждениях с группово-разновозрастной структурой, при которых вырубаются перестойные и спелые деревья группами с образованием окон в верхнем пологе от 0,01 до 0,5 га. При этом нет никаких границ по полнотам насаждений как до экологических мероприятий, так и после них. А это означает, что в окнах полнота снижается до 0,1 -0,2, т.е. допускается снижение средней полноты по насаждению до 0,3.

На интенсивность выборки древесины (таблица 2) при проведении группово-выборочных рубок оказывают влияние несколько факторов природного и антропогенного характера:

01166720

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.