УДК 304.3:371.7
doi 10.24411/2077-5326-2019-10009
АНАЛИЗ ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ТувГУ
Доржу У.В., Сарыг С.К., Красильникова В.А. Тувинский государственный университет, г. Кызыл
TUVAN STATE UNIVERSITY STUDENTS" LIFESTYLE AND HEALTH
CONDITIONS ANALYSIS
Dorzhu U.V., SarygS.K., Krasilnikova V.A. Tuvan State University, Kyzyl
Проведена комплексная оценка влияния социально-гигиенических факторов образа жизни на состояние здоровья студентов методом анкетирования. Респондентами стали студенты естественно-географического, инженерно-технического и филологического факультета, а также Кызылского педагогического института Тувинского государственного университета. Изучены наиболее часто встречающиеся проблемы обучающихся в их стремлении вести здоровый образ жизни. Также были изучены социальное положение, материальное обеспечение студентов, их двигательная активность и отношение к вредным привычкам. Установлено, что среди анализируемых составляющих образа жизни наибольший вклад в состояние здоровья и физической работоспособности изучаемого контингента студентов вносит среднемесячный уровень доходов. От уровня материального благополучия студентов зависят качество питания и их образ жизни. Также самооценка студентами своего уровня здоровья показала, что большинство считают себя здоровыми.
Ключевые слова: образ жизни, питание, студенты, здоровье, двигательная активность. The article presents the results of the questionnaire carried out on students and aimed on how social and hygienic factors of lifestyle influence on health status of students. The students of the Faculty of Natural Sciences and Geography, Engineering and Philology Faculties, Pedagogical Institute of Tuvan State University were selected as respondents. The most common problems of students in their pursuit of a healthy lifestyle were studied, as well as the social status, material support of students, their motor activity and bad habits. It has been established that among the analyzed lifestyle components, the average monthly income level makes the largest contribution to the health and physical performance of the studied student body. The quality of nutrition and their lifestyle depend on the level of material well-being of students. Students' self-esteem on their health conditions also showed that most of students consider themselves to be healthy. Keywords: lifestyle, nutrition, students, health, physical activity
Проблема сохранения студентов является одной из актуальных проблем современных условий социально-экономического развития страны [7,8]. Во многих высших учебных заведениях проводятся регулярно мониторинги состояния здоровья студентов [1-3, 9]. Не исключением является Тувинский государственный университет. С 2009 года сотрудниками лаборатории медико-биологических проблем по программе «Методика комплексной оценки физического, психического здоровья и физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений», позволяющей оценить уровень физического здоровья, функциональных резервов, физическую подготовленность и психологическое состояние [4-6).
Данные ВОЗ свидетельствуют о том, что уровень здоровья человека только на 15 -20% обусловлен генетическими факторами, на 25% - экологическими, а на остальные 50 - 55% - условиями и образом жизни человека. Приведённые цифры говорят о том, что важная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, принятым ценностям, жизненным установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и от-
Как видно на рис. 1 доля студентов, имеющих семейное положение на четырех факультетах варьируется от 13,5% до 23%.
ношений с окружающим миром.
Все вышесказанное определило цель исследования - изучение отношения студентов Тувинского государственного университета естественного географического факультета к своему здоровью как фактору личной безопасности. При анализе цифрового материала вычисляли показатели: М - средняя арифметическая, m - ошибка средней арифметической. Обработку и статистический анализ данных проводили с применением функции пакета программы MS Excel.
Оценку образа жизни проводили с помощью анкетирования по И.И. Воронцову. В анкетировании приняли участие 89 студентов естественно-географического факультета 1, 3, 5 курсов. Из них - 63 девушек, 19 юношей. В ходе опроса было выяснено социальное положение студентов, самооценка здоровья, питание и образ жизни. На момент анкетирования 21 студент проживали в общежитии, 29 человек - с родителями, 39 - на съемных квартирах. 23% опрошенных имели семейное положение, а 39% имели детей. При определении местожительства установлено, что 60,6% студентов проживали в сельской местности до поступления в вуз.
При этом имеется тенденция увеличения количества студентов, имеющих такой статус к выпускному курсу.
Табл. 1 - Сведения о количестве и возрасте респондентов
Факультет Филологический факультет Инженерно-техниче -ский факультет Кызылский педагогический институт Естественно-географический факультет
Пол муж жен муж жен муж жен муж жен
Кол-во 8 106 118 40 10 61 19 61
Средний возраст 19,9±0,3 20,3±0,1 20,6±0,4 20,3±0,1 20,8±0,3 22,3±0,4 19,8±0,4 20,9±0,2
Рис. 1 Доля студентов, имеющих семейное положение
Анализ количества студентов, имеющих детей, показал, что доля таких студентов больше всего на ЕГФ и в педагогическом институте.
При определении основного места жительства, оказалось, что больше всего студентов до поступления в вуз, которые проживали в сельской местности, наблюдается на ИТФ (62%), и в КПИ (46%), на третьем
:гф
■ кпи фф
■ ИТФ
Рис. 3 Оценка места жительства студентов
Степень образования влияет не только на уровень знаний, но и на его здоровье. Установлено, что чем больше образован человек, тем меньше он сталкивается в течение всей своей жизни с различными болезнями.
У большинства респондентов родители имеют среднее специальное образование. Высокая доля родителей, имеющих высшее образование, отмечена у студентов филологического и инженерно-технического фа-
Рис. 2 Доля студентов, имеющих детей
месте - ЕГФ (43%).
Следующий вопрос анкеты касался бытовых условий проживания. Как видно на рисунке 4 на вопрос: «Удовлетворены ли вы бытовыми условиями проживания», большинство студентов ответили, что «Вполне удовлетворен», однако на филологическом факультете высока доля тех, кто удовлетворен не полностью.
■ Совсем не удоьлетроБен
■ Удовлетворен не полностью
Вполне удовлетворен
О 20 40 60 ВО 100
Рис. 4. Оценка удовлетворенности студентов бытовыми условиями проживания
культетов (рис. 5).
Известно, что среди анализируемых составляющих образа жизни наибольший вклад в состояние здоровья и физической работоспособности изучаемого контингента студентов вносит среднемесячный уровень доходов (Сахарова, 2012). Поэтому в анкете содержались вопросы, связанные с источниками дохода и материального положения.
Установлено, что основным источником тов имеют заработок. От 33 до 52 % сосуществования у 71,5% студентов является дентов отмечают, что им хватает денежных стипендия, а 26,5% опрошенным помогают средств. Остальные выбрали ответ: «хвата-родители и родственники, лишь 2% студен- ет средств только на питание».
Рис. 5. Анализ образования родителей у студентов
Рис 6. Оценка материального положения студентов
Целый блок вопросов анкеты посвящен ческом факультета (48%). Доля студентов, оценке питания. Характер питания влияет которые считают, что их питание полно-
на состояние здоровья, а также и на продолжительность жизни. Результаты показали, что 72% опрошенных в КПИ завтракают, чуть меньше таковых на ЕГФ (68%) и ИТФ (65%), а меньше всего на филологи-
ценное варьирует от 71 до 87%. (рис. 7). Из них питаются 3 раза в день и более 53,9%, остальные отметили, что питаются только 2 раза в день. Это может указывать на неблагополучное материальное состояние.
Одним из факторов, негативно влияющих на здоровый образ жизни, являются вредные привычки. Как видно из табл. 2 большинство не употребляют спиртных напитков и не курят. Только на филологическом и инженерно-техническом факультетах есть студенты, которые постоянно злоупотребляют алкоголем и табакокурением.
Рис. 7. Оценка питания студентов
Табл. 2 - Отношение студентов к алкоголю и табакокурению
Вопрос Ответы ФФ ИТФ КПИ ЕГФ
Употребляете ли алкогольные напитки? Нет 78% 57% 80% 86%
Только в праздники 20% 40% 20% 14%
Постоянно 2% 3% - -
Курите ли Вы? Нет 89% 64% 97% 98%
Не регулярно 7% 26% 3% 2%
Постоянно 4% 10% - -
Известно, что снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека. Ежедневная гимнастика - обязательный минимум физической тренировки [10]. Оценка двигательной активности студентов четырех факультетов показала, что более половины не посещают спортивные секции. Ответ «Посещаю два -три раза в неделю» выбрали больше всего на ИТФ
(45%).. Также есть небольшая доля студентов, посещающих секции только один раз в неделю. Это отражает следующая диаграмма (рис. 8).
Как видно на рис. 9. большинство студентов оценивают свое здоровье как хорошее, на ИТФ и в пединституте нет студентов, которые считают, что у них состояние здоровья отличное. Примерно такая же доля респондентов на всех факультетах (67%±5,7) следят за своим здоровьем.
Рис. 8. Оценка двигательной активности студентов
На вопрос: «Что мешает вам заниматься своим здоровьем», 52,6 % опрошенных жаловались на дефицит времени, 40,4% выбрали ответ «много других дел», 4,4% чувствует усталость, 2,6% выразили нежелание заниматься своим здоровьем.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что большая часть студентов хотя и испытывают
Рис. 9 Результаты ответов на вопрос «Оцените свое здоровье»
материальное затруднение, но удовлетворены бытовыми условиями проживания. Выявлено, что нет студентов, которые бы постоянно следили за своим здоровьем и ведут малоподвижный образ жизни. Самооценка своего здоровья студентами данных факультетов и педагогического института показала, что большинство опрошенных считают себя вполне здоровыми.
Библиографический список 1. Волкова Л. М. Мониторинг образа жизни студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды 8-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т. 8, часть2;
учредитель Санкт-Петербургский государственный университет. - 2013. - С. 740-743. - Текст: непосредственный.
2. Дудкина Ю. И. Мониторинг состояния здоровья в разработке программ развития физической культуры студентов: на примере МГИК / Ю. И. Дудкина, О. М. Мирзоев // Вестник Московского госу-
дарственного университета культуры и искусств. - 2017 - №3 (77). - С. 214-219.
- Текст: непосредственный.
3. Кокшаров А.А. Социально-педагогические мониторинг состояния здоровья, физической активности и образа жизни / А. А. Кокшаров, А.Н. Орлов // Мир науки, культуры и образования. - 2009.
- №4. (16). - С.244-246. - Текст: непосредственный.
4. Красильникова В. А. Сравнительная характеристика морфофункциональных показателей первокурсников Тувинского государственного университета из городской и сельской местности / В. А. Красильникова, Р.И. Айзман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017.
- Т.76. - №5. - С. 178-192. - Текст: непосредственный.
5. Ондар А.О. Скрининговая оценка уровня здоровья студентов - первокурсников Тувинского государственного университета / А. О. Ондар, Р. И. Айзман, Л. К. Будук-оол, У В. Шыырапай // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. -Т. 19. - №1, - с. 101-105. - (Серия: Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика). - Текст: непосредственный.
6. Рубанович В. Б. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений / ФГУП НТЦ «Информарегистр», Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск, 2008. - Текст: непосредственный.
7. Сахарова О. Б. Влияние социально-ги-
гиенических факторов образа жизни / О. Б Сахарова, П.Ф. Кику, ТВ. Горбору-кова // Гигиена и санитария. 2012. - №6.
- С. 54- 58. - Текст: непосредственный.
8. Талызов С. Н. Основы здорового образа жизни студента // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, №3. - С. 16-20. - Текст: непосредственный.
9. Яцун С.М. Мониторинг состояния здоровья и физического развития студентов Курского государственного университета и реализация его результатов в электронном паспорте здоровья // Здоровье для всех. - 2016. - №1. - С.3-6. -Текст: непосредственный.
10. Ярушин С.А. Здоровьеобеспечиваю-щая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е. В. Елисеева, Е. Г. Кокоревой, В. Д. Иванова.- Челябинск, 2014. - 260-266 с. - Текст: непосредственный.
References
1. Volkova L.M. Monitoring obraza zhizni studentov, imeyushchikh otkloneniya v sostoyanii zdorov'ya [Observation of lifestyle of the students with health abnormalities]. Health — a basis of human potential: problems and solutions. - 2013. -Vol.8. No.2. - Pp. 740-743. (in Russian).
- Текст: непосредственный.
2. Dudkina Yu.I. Monitoring sostoyaniya zdorov'ya v razrabotke programm razvitiya fizicheskoi kul'tury studentov: na primere
MGIK [Observation of health conditions in development of physical culture programs of MSICA students]. Vestnik of Moscow State Institute of Culture and Arts. - 2017. - No.3 (77). - Pp. 214-219. (in Russian) -Текст: непосредственный.
3. Koksharov A.A. Social'no-pedagogicheskiy monitoring sostoyaniya zdorov'ya, fizicheskoi aktivnosti i obraza zhizni [Social-pedagogical observation of health conditions, physical activity and lifestyle]. - Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya [World of Science, Culture and Education]. - 2009. - No.4. (16). -Pp.244-246. (in Russian) - Текст: непосредственный.
4. Krasil'nikova V.A. Sravnitel'naya kharakteristika morfofunkcional'nykh pokazatelei pervokursnikov Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta iz gorodskoi i sel'skoi mestnosti [Comparative characteristics of morpho-functional indicators of the first year Tuvan State University students from urban and rural areas]. - Vestnik of Novosibirsk State Pedagogical University. 2017. - Vol.76. No.5. - Pp. 178-192. (in Russian) - Текст: непосредственный.
5. Ondar A.O. Skriningovaya ocenka urovnya zdorov'ya studentov-pervokursnikov Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta [Screening assessment of the first year Tuvan State University students' health conditions]. Vestnik of Kostroma State University n.a. N.A. Nekrasov. Pedagogics, Psychology, Social Work. -Juvenology, Social Kinetics. - 2013. - Vol. 19. No.1. - Pp.101-105. (in Russian) -Текст: непосредственный.
6. Rubanovich V.B., Aizman N.I., Lebedev A.V., Aizman R.I. Programma kompleksnoi ocenki zdorov'ya i razvitiya studentov vysshikh i srednikh uchebnykh zavedeniy [Program on comprehensive assessment of health conditions of higher and secondary educational institutions students].Available at: / FGUP NTC «Informaregistr», Novosibirsk State Pedagogical University.
- Novosibirsk, 2008. (in Russian) - Текст: непосредственный.
7. Sakharova O.B., Kiku P.F., Gorborukova T.V. Vliyanie social'no-gigienicheskikh faktorov obraza zhizni [Influence of social and hygienic factors of lifestyle]. // Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation]. -2012. - No.6. - Pp. 54- 58. (in Russian) -Текст: непосредственный.
8. Talyzov S.N. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studenta [Foundations of students' healthy lifestyle]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sports. Tourism. Motor recreation]. - 2016. - Vol. 1, No.3. - Pp. 1620. (in Russian) - Текст: непосредственный.
9. Yakun S.M., Bespalov D.V., Gorbunova A.S. Monitoring sostoyaniya zdorov'ya i fizicheskogo razvitiya studentov Kurskogo gosudarstvennogo universiteta i realizaciya yego rezul'tatov v elektronnom pasporte zdorov'ya [Observation on health and physical conditions of Kursk State University students and reflecting its results in the health'e-passporf]. - Zdorov'e dlya vsekh [Health for Everyone]. 2016. - No.1.
- Pp.3-6. (in Russian) - Текст: непосредственный.
10. Yarushin S.A.
Zdorov'eobespechivayushchaya kompetenciya v strukture professional'noi kompetentnosti studentov vuzov [Health-providing competency in students' professional competence]. Bezopasnost' i adaptaciya cheloveka k ekstremal'nym usloviyam sredy i deyatel'nosti : sb.
materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem [Safety and human adaptation to extreme life conditions. Collection of materials of the all-Russian scientific-practical conference]. - Chelyabinsk, 2014. - Pp. 260-266. (in Russian) - Текст: непосредственный.
Доржу Урана Валериевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и бжд Тувинского государственного университета, shurava82@mail.ru Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-ооловна, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и бжд Тувинского государственного университета, доцент, s.k.sailyk@mail.ru
Красильникова Вера Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и бжд Тувинского государственного университета, доцент, verakras@gmail.com
Urana Dorzhu - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor at the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Tuvan State University. shurava82@mail.ru Sailykmaa Saryg, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor at the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Tuvan State University.
Vera Krasilnikova, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor at the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Tuvan State University. verakras@gmail.com
Дата поступления статьи в редакцию 27.08.2019