Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / стратегия поведения / конфликт / нейротизм / индекс Кердо. / students / behavior strategy / conflict / neuroticism / Kerdo index.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Будук-Оол Лариса Кара-Саловна, Куулар Шенне Владимировна

В статье представлены результаты изучения психофизиологических особенностей тувинских студентов с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях. Определение предпочтительной стратегии поведения в конфликтной ситуации выявило преобладание среди девушек лиц с эффективным способом разрешения конфликта, что способствует более успешному процессу адаптации к образовательному процессу, по сравнению с юношами с неэффективной стратегией поведения в конфликтной ситуации. Были получены данные по эмоциональной устойчивости: студенты с НЭСП и ЭСП характеризуются умеренной эмоциональной устойчивостью, лица с НСП эмоционально неустойчивы независимо от пола. Оценка уровня нейротизма выявила отсутствие половых отличий внутри групп. У девушек с НЭСП и ЭСП выявлена симпатикотония, у юношей различий по группам не оказалось – отмечена парасимпатикотония, в группе с НСП половые различия нивелируются преобладают парасимпатические влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Будук-Оол Лариса Кара-Саловна, Куулар Шенне Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS WITH DIFFERENT STRATEGY OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS

The article presents the results of the study of psychophysiological features of Tuvan students with different strategies of behavior in conflict situations. The determination of the preferred strategy of behavior in a conflict situation revealed the predominance among girls of persons with an effective way of conflict resolution, which contributes to a more successful process of adaptation to the educational process, compared with young men with an ineffective strategy of behavior in a conflict situation. Data on emotional stability were obtained: students with IEBS and EBS are characterized by moderate emotional stability, persons with NBS are emotionally unstable regardless of gender. Evaluation of neuroticism revealed the absence of sexual differences within the groups. Girls with IEBS and EBS revealed sympathicotonia, the boys of differences in groups was – marked by parasympathicotonia, in the group with NBS gender differences are offset is dominated by parasympathetic effects.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ»

СЕКЦИЯ 5. ГЕНОФОНД И ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ_

УДК 612.821

DOI: 10.24411/9999-025A-2019-10045 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ Будук-оол Лариса Кара-Саловна, Куулар Шенне Владимировна

Тувинский государственный университет», г. Кызыл, Россия, buduk-ool@mail.ru, Shengne@mail.ru

В статье представлены результаты изучения психофизиологических особенностей тувинских студентов с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях. Определение предпочтительной стратегии поведения в конфликтной ситуации выявило преобладание среди девушек лиц с эффективным способом разрешения конфликта, что способствует более успешному процессу адаптации к образовательному процессу, по сравнению с юношами с неэффективной стратегией поведения в конфликтной ситуации. Были получены данные по эмоциональной устойчивости: студенты с НЭСП и ЭСП характеризуются умеренной эмоциональной устойчивостью, лица с НСП эмоционально неустойчивы независимо от пола. Оценка уровня нейротизма выявила отсутствие половых отличий внутри групп. У девушек с НЭСП и ЭСП выявлена симпатикото-ния, у юношей различий по группам не оказалось - отмечена парасимпатикотония, в группе с НСП половые различия нивелируются преобладают парасимпатические влияния.

Ключевые слова: студенты, стратегия поведения, конфликт, нейротизм, индекс Кердо.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS WITH DIFFERENT STRATEGY OF

BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS Larisa K. Buduk-ool, Shenne V. Kuular

Tuvan State University, Kyzyl, Russia

The article presents the results of the study of psychophysiological features of Tuvan students with different strategies of behavior in conflict situations. The determination of the preferred strategy of behavior in a conflict situation revealed the predominance among girls of persons with an effective way of conflict resolution, which contributes to a more successful process of adaptation to the educational process, compared with young men with an ineffective strategy of behavior in a conflict situation. Data on emotional stability were obtained: students with IEBS and EBS are characterized by moderate emotional stability, persons with NBS are emotionally unstable regardless of gender. Evaluation of neuroticism revealed the absence of sexual differences within the groups. Girls with IEBS and EBS revealed sympathicotonia, the boys of differences in groups was - marked by parasympathotonia, in the group with NBS gender differences are offset is dominated by parasympathetic effects.

Keywords: students, behavior strategy, conflict, neuroticism, Kerdo index.

Конфликт является одной из первопричин стресса и возникающего на этой почве застойного эмоционального возбуждения с последующей дезинтеграцией физиологических функций [1,2].

Принято считать, что стресс всегда есть порождение конфликта между «необходимостью и невозможностью» [3] реализовать ту или иную функцию. В свою очередь сам конфликт рассматривается как специфическое состояние или даже явление ЦНС. Организм ищет выход из конфликта через вновь формируемый мотивационный процесс, через новую мотивационную интеграцию структур мозга и соответствующий им поведенческий акт [4].

Целью исследования явилось изучение психофизиологических особенностей тувинских студентов с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования стали 287 студента тувинской национальности (118 юношей и 169 девушек). Средний возраст респондентов составил 21,6±0,2 года. Выборка была дифференцирована на 3 групп по результатам диагностики стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии по К. Томасу [7]. В рамках обследования у испытуемых диагностировали стратегии поведения в конфликтном взаимодействии по методике К. Томаса, нейро-тизм по тесту Г. Айзенка, также определен расчетный показатель вегетативного индекса Кердо (ВИК). Результаты экспериментов подвергались статистической обработке с помощью пакета программ Statistica 10.0.

Результаты исследования и их обсуждение. Оценка выбора эффективности предпочтительных стратегий поведения в конфликтном взаимодействии у тувинских студентов выявила, что большинство юношей выбирают НЭСП (57,7%), отдающих предпочтение ЭСП юношей оказалось в 2 раза меньше (фэмп=4,1, р<0,01). У девушек преобладают студентки с ЭСП, их на 18,7% больше, чем юношей (фэмп=2,7, р<0,01). Наименее предпочтительной в обеих гендерных группах оказалась НСП

(13,4% у юношей и 16,7% у девушек). В разных исследованиях авторами получены неоднозначные результаты в распределении контингента испытуемых по стратегиям поведения в конфликте. Противоречивость полученных авторами результатов, вероятно, может быть связана с влиянием личностных особенностей студентов, социальным статусом конфликтующих, причинами возникновения и разрешения конфликта [5], а также, по нашему мнению, национальной принадлежностью. Также полученные результаты на выборке тувинских студентов подтверждают наличие половых различий в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях, что было отмечено Е. П. Ильиным [6].

Эмоциональная неустойчивость (нейротизм), выражает особенности нервной системы - лабильность и реактивность. Те люди, у которых высокий уровень нейротизма, под внешним выражением полного благополучия скрывают внутреннюю неудовлетворенность и личные конфликты. Они реагируют на всё происходящие чересчур эмоционально и не всегда адекватно к ситуации.

Анализ уровня нейротизма выявил для студентов, избирающих НЭСП и ЭСП, умеренную эмоциональную устойчивость вне зависимости от пола, которая обеспечивает сохранение собранного поведения, ситуативной целенаправленности и адекватности в обычной или стрессовой ситуации (табл. 1). Эмоционально устойчивый человек более зрелый, он легко приспосабливается к условиям, не напрягается и не беспокоится по мелочам, склонен к лидерству и высокой общительности. В группе с НСП независимо от пола показатель нейротизма достоверно выше, чем у лиц с НЭС и ЭСП и свидетельствует об эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в чрезвычайной нервности, плохой адаптации, лабильности (частом изменении) настроения, озабоченности, чувстве вины по незначительным причинам, беспокойстве, депрессивных реакциях, неустойчивости реакций в стрессовых ситуациях и рассеянности внимания.

Таблица 1.Показатели нейротизма тувинских студентов, (М±т)

Показатель Группы НЭСП НСП ЭСП

Нейротизм юноши 12,4±1,4* 15,1±0,7* 13,2±1,3

девушки 13,8±1,0* 15,3±0,9*+ 12,6±1,1+

Примечание: * - достоверные различия между группами НЭСП и НСП одного пола, + - достоверные различия между группами НСП и ЭСП одного пола, Л - достоверные различия между группами НЭСП и ЭСП одного пола.

Особенности протекания нервных процессов, к которым относится уравновешенность-неуравновешенность, являются определяющими показателями поведения человека в целом, в том числе и тактики поведения в конфликтной ситуации. Преобладание эмоциональной неустойчивости у студентов с НСП, возможно связано с тем, что по полученным нами ранее результатам среди лиц с НСП доминируют лица с меланхолическим типом темперамента [7].

Склонность к стабильности или нейротизму определяется в зависимости от вегетативной нервной системы, которая разделяется на симпатический и парасимпатический отделы НС. Согласно теории Айзенка, различная эмоциональность связана с разным уровнем чувствительности этих двух систем. Если активнее работает симпатическая НС, возбуждение происходит быстро, а торможение замедленно - получается повышенная эмоциональность, и наоборот.

Для определения уровня состояния вегетативной нервной системы организма традиционно используется вегетативный индекс Кердо (ВИК), отражающий уровень гомеостаза у человека. Оценка ВИК у тувинских студентов показала, что у юношей независимо от стратегии поведения в конфликтной ситуации преобладает парасимпатикотония (табл. 2). У девушек, избирающих НЭСП и ЭСП, выявлена симпатикотония. В группе с НСП отмечено парасимпатическое влияние независимо от пола.

Таблица 2. Показатели ВИК тувинских студентов по группам, ( ;ы±ш)

Показатель Группы НЭСП НСП ЭСП

ВИК, ед юноши -2,5±5,5 -0,9±7,9 -9,8±7,5*

девушки 9,0±7,5 -5,2±9,6 8,4±6,3*

Примечание. * - достоверные различия по полу.

Заключение. Таким образом, стратегии поведения в конфликтных ситуациях различаются в зависимости от пола: у девушек преобладают лица с ЭСП, а у юношей - с НЭСП, нейтральная стратегия поведения выявлена не более, чем у 15% тувинских студентов независимо от пола. Оценка уровня нейротизма выявила отсутствие половых отличий внутри групп, студенты с НЭСП и ЭСП характеризуются умеренной эмоциональной устойчивостью, лица с НСП эмоционально неустойчивы. У девушек с НЭСП и ЭСП выявлена симпатикотония, у юношей различий по группам не оказалось,

независимо от стратегии поведения в конфликтной ситуации отмечена парасимпатикотония. В группе с НСП половые различия нивелируются преобладают парасимпатические влияния.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-413-170004\18

Библиографический список

1.Ревина Н.Е. Конфликт, стресс, невроз // Вестник НовГУ. 2006. №35. С. 74-76.

2. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981. 229 с.

3.Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций //Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Межведомств ... М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.

4.Котов А.В. Мотивация и конфликт в механизмах инициации поведенческого акта // Вестн. Новгородского гос. унта. 2005. № 32 С. 99-102.

5. Степанова Н.В. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек / Н.В. Степанова, В.Н. Петрова // Вектор науки ТГУ. 2012. №3 (10). С. 207-209.

6.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / А. П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. 576 с.

7.Куулар Ш.В., Будук-оол Л.К.С. Психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 67-80.

Bibliograficheskij spisok

1. Revina N.E. Konflikt, stress, nevroz // Vestnik NovGU. 2006. №35. S. 74-76.

2. Sudakov K.V. Sistemnye mekhanizmy emotsional'nogo stressa. M.: Meditsina, 1981. 229 s.

3. Vasilyuk F. E. Psikhologiya perezhivaniya: Analiz preodoleniya kriticheskikh situatsiy //Mosk. gos. un-t im. M. V. Lo-monosova, Mezhvedomstv ... M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1984. 200 s.

4.Kotov A.V. Motivatsiya i konflikt v mekhanizmakh initsiatsii povedencheskogo akta // Vestn. Novgorodskogo gos. un-ta. 2005. № 32 S. 99-102.

5. Stepanova N.V. Vliyanie gendernykh ustanovok v situatsii konflikta na povedenie v mezhlichnostnykh konfliktakh yunoshey i devushek / N.V. Stepanova, V.N. Petrova // Vektor nauki TGU. 2012. №3 (10). S. 207-209.

6.Il'in E. P. Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnosheniy / A. P. Il'in. SPb.: Piter, 2009. 576

7.Kuular Sh.V., Buduk-ool L.K.S. Psikhofiziologicheskie osobennosti studentov s raznym tipom strategii povedeniya v kon-fliktnykh situatsiyakh // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. T. 7. № 5. S. 67-80.

УДК 613.96

DOI: 10.24411/9999-025A-2019-10046

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ ЕГФ СВОЕГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ Доржу Урана Валерьевна

Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, sh-urana@yandex. ru

В статье рассматриваются основы образа жизни студентов университета, в частности обозначены наиболее часто встречающиеся проблемы студента в его стремлении вести здоровый образ жизни. Также были изучены социальное положение, материальное обеспечение студентов, их двигательная активность и отношение к вредным привычкам.

Ключевые слова: образ жизни, питание, студенты, здоровье, двигательная активность.

SUBJECTIVE EVALUATION BY STUDENTS OF THE NATURAL-GEOGRAPHICAL FACULTY

OF ITS LIFESTYLE AND HEALTH CONDITION Urana V. Dorzhu

Tuvan State University, Kyzyl, Russia,

The paper examines the basics of the university's lifestyle, in particular identifying the student's most common problems in his or her quest to lead a healthy lifestyle. The social situation, material security of students, their physical activity and attitude to harmful habits were also studied.

Keywords: lifestyle, nutrition, students, health, physical activity

Проблема сохранения студентов является одной из актуальных проблем современных условий социально-экономического развития страны [1]. Во многих высших учебных заведениях проводятся регулярно мониторинга состояния здоровья студентов [2-5]. Не исключением является и Тувинский государственный университет. С 2009 года сотрудниками лаборатории медико-биологических проблем по программе «Методика комплексной оценки физического, психического здоровья и физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений», проводится оценка уровня физического здоровья, функциональных резервов, физической подготовленности и психологического состояния [6-8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.