Научная статья на тему 'Ступить и молвить (из истории классического образования в России)'

Ступить и молвить (из истории классического образования в России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ступить и молвить (из истории классического образования в России)»

сматриваются прежние педагогические стереотипы, на первый план выносится анализ педагогических процессов, их специфики, сущности педагогических теорий, сложности и противоречивости развития советской школы и педагогики. Своеобразие социально-педагогических процессов советского периода — весьма серьезная проблема для исследователя, для педагогической науки в целом. Весьма показательным в этом плане является изучение наследия А. С. Макаренко.

Усвоение спецкурса, построенного на новой методологии, предполагает использование нестандартных форм и методов работы над его содержанием. Основным методом следует признать тщательное изучение педагогических первоисточников, включая труды Маркса и Ленина, а не их комментарий. Нынешняя историко-педагогичес-кая литература может быть использована лишь при критическом ее осмыс-

лении. В этих условиях значительно возрастает роль обзорных, установочных лекций, в ходе которых и должна быть раскрыта суть просветительной методологии. Доминирующими предполагаются диалоговые формы и ддетоды, диспуты, групповые и индивидуальные беседы. В связи со сравнительно большим объемом спецкурса помимо аудиторных занятий необходимы самостоятельная работа, написание рефератов по отдельным проблемам.

Разработанная программа носит ориентировочный характер. В ней лишь обозначен круг вопросов, представляющих несомненный интерес. Она может корректироваться с учетом профиля факультета, изучение спецкурса должно проводиться на разных уровнях в зависимости от количества отводимого на него времени. Полный курс рассчитан на 46 учебных часов: 32 — лекционных, 14 — семинарские занятия.

СТУПИТЬ и молвить

(ИЗ ИСТОРИИ КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ)

Ю. К. ВОРОБЬЕВ, кандидат филологических наук

В последние годы педагогическая наука со все возрастающим интересом обращается к истории классического образования. И это правильно. Многие традиции русской педагогической теории и практики мы можем и должны возродить, разумеется, с учетом новых общественных потребностей. Откликаясь на обращение редакции «Вестника Мордовского yнивepcитeYc^», считаю необходимым предельно кратко осветить одйн из аспектов гуманитарного образования в России XVIII века — обучение светскому этикету и состав,ной его части — речевой (рито-рическойУ подготовке учащихся.

Актуальность обращения к нашему историческому опыту не вызывает

1

сомнений, особенно если попытаться ответить, например, на вопрос, в состоянии ли большинство выпускников средней школы элементарно владеть словом в разных жизненных обстоятельствах. Хорошо, если юноша в 17 лет уверен в себе, умеет держ.иься и говорить в любой жизненной ситуации. А если нет? Если он закомплексован и косноязычен настолько, что в разговоре не может связать, как говорится, и двух слов? Если он робок 1* неуклюж в движениях? Нередки случаи, когда студенты с трудом подби-^ рают нужное слово, мучительно пытаются сформулировать простую мысль, не говоря уже об умении передать с помощью речи собственное душевное

5

состояние. Удручает косноязычие именно на родном языке, которым, казалось бы, все мы должны владеть свободно.

В качестве материала для исследо-вания мы использовали педагогические трактаты, уставы и инструкции (Антология педагогической мысли России XVIII века. М., 1985). Итак, что же вьсла-^дывала русская педагогика в понятия «ступить» и «молвить»? Общая культура поведения, внедряемая, разумеется, прежде всего в дворянской среде, включала в себя умение двигаться, держаться, менять в зависимости от ситуации стилистические «регистры» речевого этикета. Школа и гувернеры закладывали всестороннее этически и эстетически нормированное воспитание. Правильной позе, жесту, речи учили одновременно. Для кавалера, например, ценилось совокупное умение танцевать, фехтовать, ездить верхом и «добрый разговор учинить». Николай Иванович Новиков по поводу танцев писал: «Танцевание есть, бесспорно, одно из прекраснейших, благороднейших и самых лучших телесных упражнений для обоего пола. Оно соединено с движением почти всех частей тела» (Антология, е., 312).

Из устава воспитания благородных девиц узнаем, что в возрасте от 1 5 до 18 лет они должны изучать «все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости» (Антология, с. 163). Далее читаем: «Все сии изящные качества надлежит соглашать с пристойною и благородною скромностью в поведении, в осанках приятных, в разговорах вежливых и разумных» (разрядка наша. — Ю. В.) (Антология, с. 170).

Антон Антонович Прокопович-Ан-тонский настаивал на обучении практическому владению русским языком: «Уметь говорить и писать на нем красиво, сильно и выразительно, по приличию материи, времени и места — все это составляет труд едва одоли-мый» (Антология, с. 353). Те же мысли находим у Н. И. Новикова: «Хотя половина учащихся не будет никогда говорить формальных речей, однако вся-

кий из них почти ежедневно должен бывает сообщать мысли свои другим либо через письмо, либо изустным рассказыванием» (Антология, с. 342).

В уставе для народных училищ Федор И занович Янкович де АДириево так оценивал роль учителя: «Учителям препоручается... подавать воспитанникам своим наставления в благонравии и вежливости, ходить, кланяться, просить учтиво и говорить ласково, даже со слугами и служанками» (Антология,

с. 241).

У Николая Гавриловича Курганова находим следующие требования к «женскому пригожеству»: «тихое дыхание, приятный голос и добрый прием... благородная и скромная походка» (Письмовник. 1809, с. 284).

Приведенные цитаты — лишь малая доля из тех высказываний, в которых предъявлялись требования к речевому и пластическому искусству личности в рассматриваемый нами период. О необходимости широкой риторической подготовки учащихся говорили Ф. Прокопович, Ф. С. Салтыков, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, И. Ф. Богданович. Риторика преподавалась в школах как учебный предмет. Вместе с теорией и историей риторики ученики изучали и речевые нормы повседневного поведения. Риторика не обходила стороной и такую деликатную сферу

человеческих отношений, как выраже-

# _ _

ние чувств. В XVIII веке в России учили писать любовные письма. Устный речевой этикет обязывал говорящего уметь выразить словами высокие чувства.

Большое значение придавалось искусству жеста. Его строгость и мягкость, эстетически совершенный императив, индивидуальная красота составляли необходимую часть общего риторического воспитания. Жест, осанка, мимика, речь в их нерасторжимом единстве являли собой внешнее выражение образованности. Позднее эти традиции воспитания и обучения в силу известных причин были прерваны.

Умение «ступить» и «молвить» и сейчас является важным критерием в оценке формирования личности. Ис~

кусству движения в нерасторжимом единстве с искусством слова учат театр и кино. А учит ли этому современная школа? Речь ученики изучают преимущественно на материале художественной литературы. Однако кроме умения всесторонне анализировать тексты изящной словесности учащийся должен уметь владеть речью в разных жизненных обстоятельствах: занять беседой гостей, приободрить отчаяв-шегося, поставить на место зарвавшегося, выступить перед аудиторией, составить частное или деловое письмо и многое другое. Все эти виды речи относятся в филологии к прозаическим. Может ли во всех подобных случаях в качестве речевого образца выступать только беллетристика? Знания одной только художественной литературы для выполнения этих функций недостаточно. Изучение художественной литературы воспитывает в основном эстетический тип мышления. Умение ис-пользовать язык в практических целях воспитывает прагматический тип мышления, более важный в том смысле, что наша обыденная прозаическая речь направлена на решение реальных, еже д н ев но возникаю щ и х пр об л е м. Потребность в практической нормативной риторике огромна. Она нужна п рои з в одств ен ни ку, политику, д ел ов о-му человеку, обывателю.

(Довременная теоретическая и практическая риторика должна иметь моьц-

Подросток входит в жизнь общества, где он должен без труда различать добро и зло, справедливость и несправедливость, честность и ложь, знакомится с существующими нравствен-

ное историческое обоснование. Только в этом случае будет по-настоящему осознан современный уровень требований к риторической подготовке учащихся. Слово и жест в единстве рационального, эстетического, эмоционального и логического начала — необходимые условия жизненного успеха. Владение ими вскрывает дополнительные резервы человеческой личности, дает новый импульс общественному развитию.

Итак, риторика вместе с хореографией, танцами и другими дисциплинами, развивающими интеллектуальный и пластичёский потенциал личности, должны, на наш взгляд, вернуться в новом качестве в состав школьных дисциплин. Важно переработать и заимствовать самое ценное из богатейшего педагогического наследия наших соотечественников, не забывая и современный мировой опыт. Предстоит глубокое осмысление и постепенное введение в школьные программы прежде всего практических курсов, направленных на развитие умения защитить идею, написать деловое письмо, опровергнуть выдвинутые оппонентом доводы, произнести спич, поухаживать за дерушкой (на танцах, в театре), написать объявление и т. д. Подобные умения и навыки помогут вступающему в жизнь человеку чувствовать себя уверенно в разных сферах интеллектуальной деятельности.

ными нормами, типичными ситуациями их исполнения, учится подчинять свое поведение определенной дисциплине. Общество заинтересовано в том, чтобы усваивались не любые нравствен-

ПОДРОСТОК И НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ

9

Г. П. САВКИНА, аспирант

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.