Научная статья на тему 'Подросток и нравственные нормы'

Подросток и нравственные нормы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подросток и нравственные нормы»

кусству движения в нерасторжимом единстве с искусством слова учат театр и кино. А учит ли этому современная школа? Речь ученики изучают преимущественно на материале художественной литературы. Однако кроме умения всесторонне анализировать тексты изящной словесности учащийся должен уметь владеть речью в разных жизненных обстоятельствах: занять беседой гостей, приободрить отчаяв-шегося, поставить на место зарвавшегося, выступить перед аудиторией, составить частное итти деловое письмо и многое другое. Все эти виды речи относятся в филологии к прозаическим. Может ли во всех подобных случаях в качестве речевого образца выступать только беллетристика? Знания одной только художественной литературы для выполнения этих функций недостаточно. Изучение художественной литературы воспитывает в основном эстетический тип мышления. Умение ис-пользовать язык в практических целях воспитывает прагматический тип мышления, более важный в том смысле, что наша обыденная прозаическая речь направлена на решение реальных, еже д н ев но возникаю щ и х пр о б л е м. Потребность в практической нормативной риторике огромна. Она нужна п рои з в о дств ен ни ку, политику, д ел ов о-му человеку, обывателю.

(Довременная теоретическая и практическая риторика должна иметь моьц-

Подросток входит в жизнь общества, где он должен без труда различать добро и зло, справедливость и несправедливость, честность и ложь, знакомится с существующими нравствен-

ное историческое обоснование. Только в этом случае будет по-настоящему осознан современный уровень требований к риторической подготовке учащихся. Слово и жест в единстве рационального, эстетического, эмоционального и логического начала — необходимые условия жизненного успеха. Владение ими вскрывает дополнительные резервы человеческой личности, дает новый импульс общественному развитию.

Итак, риторика вместе с хореографией, танцами и другими дисциплинами, развивающими интеллектуальный и пластичёский потенциал личности, должны, на наш взгляд, вернуться в новом качестве в состав школьных дисциплин. Важно переработать и заимствовать самое ценное из богатейшего педагогического наследия наших соотечественников, не забывая и современный мировой опыт. Предстоит глубокое осмысление и постепенное введение в школьные программы прежде всего практических курсов, направленных на развитие умения защитить идею, написать деловое письмо, опровергнуть выдвинутые оппонентом доводы, произнести спич, поухаживать за дерушкой (на танцах, в театре), написать объявление и т. д. Подобные умения и навыки помогут вступающему в жизнь человеку чувствовать себя уверенно в разных сферах интеллектуальной деятельности.

ными нормами, типичными ситуациями их исполнения, учится подчинять свое поведение определенной дисциплине. Общество заинтересовано в том, чтобы усваивались не любые нравствен-

ПОДРОСТОК И НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ

9

Г. П. САВКИНА, аспирант

ные нормы, а лишь общественно ценные, полезные. В подростковом возрасте начинается и в основном заканчивается процесс формирования жизненной позиции. От наличия определенных факторов зависит, насколько он может затянуться, а в ряде случаев он не наступает совсем, что можно наблюдать на примере лиц с ярко выраженным антиобщественным поведением.

/

Можно выделить ряд услозий протекания процесса усвоения подростками нравственных норм:

1) достижение уровня духовного развития, необходимого для сознательного усвоения норм;

2) расширение и усложнение сферы общения, выход за рамки школы и семьи;

3) ломка типа отношений со взрослыми, основанных на власти и неравенстве, переход к новому типу отношений;

4) выход на первый план системы общения со сверстниками, оттеснение на второй общения со взрослыми;

5) возникновение качественно новой формы жизнедеятельности — формирование малых групповых образований.

Нами было проведено исследование отношения подростков к нравственным нормам, цель которого — изучить -оценки школьниками основных нравственных проявлений, характеризующих общественную направленность личности. Объектами нашего исследования были учащиеся 5 — 7-х классов школы № 10 г, Саранска, Инсарской 8-летней школы, Латышовской средней школы Инсарского района — всего 168 человек. Были использованы и модернизированы методики 3. И. Васильевой, Л. И. Фридман.

Приступая к исследованию, мы предполагали, что подростки хорошо ориентируются в нравственных нормах, принятых в обществе, функционирующих в непосредственном общении и деятельности, владеют оценочными суждениями обобщенного характера. Мы полагали также, что сложившиеся нравственные оценки являются крите-

рием для понимания нравственного смысла непосредственного опыта деятельности и отношений. Однако трудно представить, какие нравственные нормы наиболее актуальны для подростков сегодня, в какой мере это обусловлено сложившимся опытом нравственных отношений и уровнем собственной воспитанности, что более всего ценится в опыте коллективных дел, чем определяются нравственная самооценка и перспективы самосовершенствования личности подростка, его ценностные ориентации.

Цель методики Л. И. Фридман «Выбор» — выявление отношения школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Учащиеся должны были выбрать ответ, который характеризовал бы поступок, взятый из повседневной школьной жизни. В результате получены следующие данные.

Среди пятиклассников 55 % учащихся сельских школ имеют активное, устойчиво положительное отношение к соответствующим нравственным нормам, у городских — 47,5 % и ^более чем в 3 раза выше процент активного, но неустойчивого и даже отрицательного отношения.

Среди шестиклассников процент активного, устойчиво положительного отношения уравнивается. Он в среднем составляет 46 %, возрастает пассивное и компромиссное отношение, отрицав тельное колеблется от 3,0 у сельских до 3,7 % у городских школьников.

Среди семиклассников активное отношение от 30 % у сельских до 20 % — у городских школьников. У учащихся городской школы преобладает активное, но неустойчивое отношение, и^в 1,5 раза выше, чем у сельских сверстников, процент отрицательного отношения (13,5 %)■

Таким образом, можно, сделать следующие выводы.

1. С возрастом у подростков как городских, так и сельских школ значительно увеличивается процент отрица-

тельного, неустойчивого отношения к ^нравственным нормам.

2. Остается по-прежнему высоким

процент активного^ но неустойчивого

{возможны компромиссы) отношения.

Это характерно для семиклассников,

где данный показатель самый высокий.

3. Высокий процент активного устойчиво положительного отношения

«

имеют пятиклассники и шестиклассники сельской школы.

Используя методику 3. И. Васильевой, мы ставили цель изучить раскрытие учащимися смысла нравственных проявлений (личная ответственность в учении и общественном деле, сотрудничество на уроке, отношение к успеху товарища, умение заметить трудности, стремление и готовность помочь товарищу по учебе, активное участие в обсуждении нравственных вопросов, общественная активность, отзывчивость, чуткость).

В исследовании принимали участие учащиеся вышеназванных школ. В результате было установлено, что нравственные суждения детей различаются по содержанию и характеру, но в большинстве своем адекватно отражают сущность нравственных норм, вместе с тем эти суждения отличаются фрагментарностью и не дают возможности составить достаточно полную нравственную характеристику личности, ее-

« *

н апр а в л ен нос т и.

Так, в понятии «личная ответственность в учении и общественно1м деле» подростки видели разный смысл. Для л я т и к л а сон иков это добросовестное отношение к учебе, хорошее поведение на уроке, для шестиклассников — ответственность, обязанность, среди семиклассников около 20 % считали, что «личная ответственность» — это учиться для себя, ответственность перед самим собой. Старшие подростки наряду с деловыми признаками выделяли социальный аспект в характеристике личной ответственности, рассматривали ответственное отношение к учению как обязанность перед государством, школой, семьей.

Надо отметить, что 60 % учащихся

5-го класса саранской школы, каждый второй городской и каждый третий сельский учащийся 6-го класса не могли ответить на этот вопрос.

Наиболее типичной формой суждения об ответственности перед коллективом для пятиклассников является ответственность за выполнение поручения. Причем они стараются, раскрывая смысл нравственных проявлений, приводить собственные примеры. Для шестиклассников суть данного понятия сводится к неудовлетворению, если что-то не сделано для коллектива клас-са, Для старших подростков — это от-

А

ветственность не только за знания, но и за поступки товарищей, взаимопомощь, обязанность каждого. Для семиклассников как города, так и района характерен высокий процент не ответивших на этот вопрос — 47 — 54 %..

Раскрывая нравственный смысл по-

нятия «сотрудничество на уроке», пятиклассники сводят его к сотрудничеству с учителем, подсказке друг другу, суждения шестиклассников сводятся к помощи, переживанию за товарищей, старшие подростки особую роль отводят работе с учителем.

Говоря об отношении к успеху товарища, надо отметить, что у пятиклассников это радость за него, у шестиклассников появляется зависть, у старших подростков в равной степени при-' сутствует и то, и другое.

Раскрывая ведущие проявления отзывчивости, одни школьники указывали, что это доброта, сочувствие, по-мощь, другие акцентировали внимание на необходимости отзываться на чужую беду, желании помочь, не бро^ сать друга в беде.

Нравственный смысл общественной активности как качества личности у одних сводится к активности в обществег участию в делах класса и школы, у других — к работе, помощи.

Особо хочется остановиться на анализе ответов об участии в обсуждении вопросов о человеческих отношениях, поведении людей. Учащиеся 5 — 6-го классов г. Саранска и *90 % учащихся 7-го класса г, Инсара не ответили на этот вопрос. К сожалению, сегодня

мало обращается внимания на исследование процесса усвоения нравственных норм. На практике ингорируются условия перехода сложившихся в обществе норм нравственности во внутренний мир личности. Отношение к воспитанию как к своеобразному тренажу, механическому внесению в объект воспитания тех или иных нравственных черт вне зависимости от позиции личности, ее потребностей и интересов приводит к тому, что от самого факта участия школьника в «воспитательных» мероприятиях автоматически ожидается положительный результат. Некоторые педагоги рассматривают процесс усвоения подростками нравственных норм как рациональное уясненете индивидом должного.

НАУКА И ПРАКТИКА

В наше -время — время дискуссий, плюрализма мнений и конфронтации позиций — вряд ли можно выделить какую-либо область человеческих знаний, которая не была бы охвачена очистительными ветрами перемен, не оказалась бы вовлеченной « глубокий процесс перестройки. Не является исключением и история нашего государства, отдельных его регионов.

Философия истории XX в. выработала парадоксальное мнение об исчезновении исторической науки, которое, естественно, не 'воспринимается ее представителями. Серьезные возражения вызывает и тезис о конце истории как таковой (см.: Фукуяма Ф. Köln

* ь

Это предполагает апелляцию только к: разуму личности, ориентацию на разъяснение, словесное убеждение, абсолютизацию вербальных форм воздей-

, л

ствия. Такие воспитатели раскрывают процесс усвоения нравственных норм, по аналогии с правовыми.

Формирование высоких нравственных устоев зависит от организации учебно-воспитательного процесса,,

важным условием которого является:; постановка школьников в позицию активных, сознательных и творческих личностей, привлечение их к конкретной деятельности, обеспечивающей: усвоение знаний в области морали и рож д ен и е нр а в ст в е н н ых отнош ений „ адекватных общественному значению? этой деятельности.

нец истории? // Вопр. филее. 1990. № 31 С. 134 — 135). Но, анализируя состояние региональной исторической науки,, в том числе мордовской, порой ловишь« себя на мысли, что философы правы.

О достижениях исторической науки написано довольно много. И нам не хочется .повторяться, тем более, что успехи на виду. Поговорим о проблемах,, о болезненно острых вопросах исторического знания в республике.

В результате многолетнего^ господства «единственно верной» идеологий] наша наука претерпела существенные деформации. Властвовавший долгие годы экономический детерминизм, возведенный в методологический абсолют,..

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ

В. А. БАЛАШОВ, В. А. ЮРЧЕНКОВ, кандидаты исторических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.