Научная статья на тему 'Подросток и нравственные качества'

Подросток и нравственные качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
666
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подросток и нравственные качества»

ния отчетливо просматриваются в опыте подготовки учителя США, где возрастает роль теоретического аспекта. Например, в педагогической школе при Стенфордском университете студентам предлагается выбор от 100 до 200 курсов. Среди них: американское образование и политика общества, исследование проблем педагогики, история педагогики, модель ребенка в со-

временной педагогике, сравнительная педагогика и другие [1, с. 34].

Исследования ученых США сосредоточены на разработке перечня педагогических умений и навыков, изучении структуры деятельности учителя. Акцент делается на применении практических форм и методов обучения. Важное место отводится микрообучению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдуллина О. Д. Обще педагогическая 2. Ушинский К. Д. О пользе педагогичес-

подготовка учителя в системе высшего педа- кой литературы // Собр. соч. М.: Л., 1948

гогичеокого образования. М.: Просвещение, Т. 2. С. 15 — 41. 1984. 208 с.

ПОДРОСТОК И НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

Г. П. САВКИНА, аспирант

В условиях обострения социально-экономической и политической ситуации наблюдается тенденция к развитию кризисных явлений в подростковой среде, проявляющаяся в нарастании агрессивности, скептицизма. Мы стоим перед опасностью получить поколение, разуверившееся во всем и во всех. Многих учащихся школ сегодня отличают моральная конфликтность, эмоциональная напряженность, резкий спад интереса к учебе, труду.

Современный подросток... . Какие нравственные качества для него наиболее значимы? Каких целей он стремится достичь в своей жизни? Что является источником его нравственной информации, где он черпает знания о достоинствах, о нормах поведения?

Мы провели ряд исследований на базе Инсарской 8-летней школы, городского и республиканского сбора лионерского актива в августе — октябре 1991 года. Для изучения источников нравственной информации, собственной позиции подростка в деятельности, направленной на усвоение нравственных норм, была использована ме-

тодика 3. И. Васильевой. Более чем 220 респондентам (учащимся 5 — 7-х классов указанной школы, участникам сбора) были предложены вопросы следующего содержания: «Из каких источников ты приобретаешь знания о нравственных нормах поведения, достоинствах человека: из книг, газет, журналов, по радио, телевидению, от друзей, в семье, из наблюдений из жизни?», «Приходилось ли тебе участвовать в обсуждении спорных и сложных вопросов на нравственные темы, отстаивать свое мнение? Если да, то где: на уроке в разговоре с учителем, среди товарищей, на сборе, с родителями в семье, на диспуте, в другом месте?».

По полученным данным можно судить о том, что все основные источники информации, через которые про-< исходит приобщение учащихся к опыту общественного поведения, характеру их отношений, используются учащимися, но в разной степени. Пятиклассники: в семье — 42 %, из книг, газет, журналов — 37 %; шестиклассники: из книг, газет, в семье — более 60 %; се-

миклассники: из книг, газет, журналов — 57 %; в семье — 40 %.

Особое внимание обращает на себя то обстоятельство, что лишь 28 — 36 % респондентов назвали в качестве источника моральных знаний радио, телевидение. Таким образом, признанным источником являются книги, газеты, журналы, общение в семье.

Какова же активность учащихся при обсуждении нравственных вопросов? Лишь 39 % учащихся 5-х классов и чуть более половины шести- и семиклассников отстаивают свою точку зрения, свое мнение. Значителен процент (от 12 до 23) тех, кто не помнит о своем участии в подобных мероприятиях. Наиболее активно обсуждаются нравственные проблемы среди товарищей (35 — 37 %), а слабо (от 14 до 27 %) — на уроке, пионерском сборе.

Вывод: низкая активность учащихся при обсуждении нравственных вопросов в организованных формах учебной и общественной деятельности, отсутствие достаточного опыта в этом направлении объясняют тот факт, что такие качества личности, как ак-тивность и интерес к нравственным знаниям, не заняли высокого места в оценке учащихся, не выступили определяющими критериями нравственной характеристики личности.

Для получения сведений о качествах, наиболее значимых и ценных для подростка, нами была использована методика М. Рокича. Модернизированная Б. С. Кругловым применительно к старшеклассникам, она была применена и для изучения подростков, но с учетом особенностей их психического развития, которые обусловливают, с одной стороны, функционирование м еха ни зма д и фф ер енци а ци и ценн о-стей, с другой — характер выбора тех или иных ценностей как актуальных для школьников 5 — 7-х классов. Проведенное нами исследование показало, что некоторые из предложенных по стандартной методике ценностей либо не являются таковыми для детей 11 — 13 лет, либо, например, представляют абсолютные ценности. Это позволило

сократить список ценностей с 16 до 10.

Оценивалось каждое качество по 5-балльной системе. Респондентам предлагался следующий набор качеств: чуткость (заботливость), воспитанность (вежливость), жизнерадостность, трудолюбие, смелость в отстаивании своих взглядов, своего мнения, д и с ци п лини рав а н н о с т ь (мел о л н и г е л ь -«ость), непримиримость к недостаткам в себе и в других, честность (правдивость), ответственность (умение держать слово), твердая воля (не отступать перед трудностями).

Мы учитывали, что подростки имеют определенный жизненный опыт. Исследование показало, что самые значимые качества для пятиклассников —

ч

воспитанность, чуткость, честность, в меньшей мере значимы трудолюбие, ответственность, твердая воля, на последнем месте — смелость в отстаивании своего мнения, непримиримость к недостаткам в себе и в других, дисциплинированность. У ш ее т и к л а ссн и -ков на первом месте трудолюбие, твердая воля, воспитанность, в меньшей мере значимы чуткость^ честность, ответственность. У семиклассников воспитанность, честность — на первом месте, а на последнем, как и у учащихся 5 — 6-х классов, —• непримиримость к недостаткам в себе и в других, смелость в отстаивании своего мнения.

По итогам анализа полученных материалов была поставлена задача сопоставить результаты с данными другого исследования, целью которого являлось изучение оценки и самооценки школьниками нравственных качеств личности с учетом конкретной ситуации их жизнедеятельности по методике 3. И. Васильевой. Здесь респондентами являлись 120 учащихся 5 — 7-х классов вышеуказанной школы и участники сбора. Методика изучения в, данном случае предусматривала самооценку подростками нравственных качеств и ответы на 4 вопроса: «Какие из перечисленных ниже качеств важны в, учебной работе?», «Как ты думаешь, какие из этих качеств ценят в тебе то-.

жарищи?», «Какие из этих качеств ты качеств тебе хотелось бы приобрести ценишь .в товарищах?», «Какие из этих в ближайшем будущем?» (табл.).

Таблица

Ранжированный ряд качеств личности (по оценкам учащихся)

Номера вопросов

Качества 1- и И 2-Й 3-й 4 КУ -и

г о 5-и ("К г 7 и /-И 5-Й 1 6- о Г. И \ 7-Й 5-Й 1 6-Й г >™Г о / -И г ° Ь-и 6- о и 7-й

кл. кл. К Л. кл. кл. | кл. КЛ. I кл. кл. кл. кл. кл.

1. Дисциплинированность 1 6 1 3 1 5 4 4 5 1 7 4

2. Трудолюбие 2 1 2 5 4- -6 2 1 2 2 2 2 2

3. Ответственность 4 3 3 7 7 / 5 6 Т 1 5 4 5 6

4. Общественная t

активность 1 , 7 5 7 8 9 6 7 8 8 7 4 5 6

5. Честность О О 2 4 1 2 3 1 2 1 1 3 1 1

6. Отзывчивость 5 7 6 4 4- 6 8 6 3 4 8 6 3

7. Самостоятельность 6 4 5 6 2- -3 4 О П / 6 6 8 7 1

-8. Доброта 8 8 8 2 4- -6 3 3 7 5 3 4 3 5

9. Стремление отстоять

свое мнение 9 9 9 9 8 9 9 9 9 9 9 9

Размышляя над вопросами, подростки составили три нравственных характеристики: на ученика, товарища, самого себя. С их точки зрения, для учебы самые важные качества — трудолюбие, дисциплинированность, - ответственность; в характеристике товарища — трудолюбие, честность, доброта. На вопрос «Какие качества ценят в тебе товарищи?» учащиеся всех возрастов в качестве ответа выбрали честность, доброту, самостоятельность.

Используя результаты двух исследований, можно сделать следующие выводы.

Настораживают данные о менее ценимых подростками качествах их личности, таких, как смелость в отстаивании своего мнения, непримиримость к недостаткам в себе и других, общественная активность, причем у подростков даже нет стремления приобрести вышеперечисленные качества в ближайшем будущем.

Недостаточно важным признается -такое качество, как самостоятельность,

что можно объяснить превалировани-ем репродуктивной деятельности в познании и исполнительской позиции при в ь I п о л н ен и и различных о б щ ее т в е н ных поручений.

На наш взгляд, интересны итоги исследования основных целей жизни подростков. Они отражают долговременную жизненную перспективу и то, к чему ребята стремятся. Цели определяют смысл их жизни, указывают, что для них важно, значимо, ценно., Более чем 200 респондентам был предложен список из 10 целей, включающий в себя следующие ценности: хорошие, верные друзья, интересная работа, здоровье, уважение товарищей, окружающих, равенство, материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни), самостоятельность, независимость в оценках и суждениях, удовольствие, счастливая семейная жизнь, возможность расширения своего образования, кругозора.

Анализ ответов показал, что здоровье является самой важной цен-

ностью в жизни, независимо от возраста ребят. Хорошие, верные друзья, счастливая семейная жизнь тоже занимают высокое место. Для семиклассников также важны уважение товарищей, интересная работа; для шестиклассников — возможность расширения своего кругозора. Последнее место занимают: материальная обеспеченность, жизнь, полная удовольствий, много развлечений, самостоятель-

ность и независимость в оценках

суждениях.

Таким образом, вывод из этого исследования аналогичен предыдущим.

Моральные качества не даются людям при рождении. От рождения люди ни добры, ни злы, ни честны, ни бесчестны. Те или иные качества приобретаются в обществе, а их характер и содержание определяются средой, в-которой человек живет и трудится.

Философия

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК МАТЕРИАЛ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В. В. МАХАЕВ, кандидат технических наук

Под стереотипом в социологии понимается схематичный стандартизированный образ, представление о социальных объектах, персонажах и эталонах массовой культуры, привычный канон ьаъ\сп'а, восприятия и поведения. Используемый в современной манипу-лятивной пропаганде стереотип есть универсальная, эмоционально окрашенная установка [2]. Соответственно национальные стереотипы — традиционные, устойчивые внутренние смыслы культуры, ценности и символы, национальные предрассудки, поведенческие клише. Стереотипизация охватывает моральные нормы, способы социализации, бытует в ментальности, функционирует в идеологии, искусстве.

Стереотипизированные формы противостоят всему новому, непривычному, что не приемлет консервативное сознание, с другой стороны, стереотип ие тождествен традиции. Националь-

ный стереотип не есть сублимирование архаики, которая всегда остается в культурном коде и обеспечивает инерционность культуры; в этом смысле стереотип — вульгаризация архаики, упрощение культурной ситуации до вечно длящегося статус-кво [3].

Мифологические представ л енияг. архаические пласты постоянно актуализируются в культуре, но реставрация

древних содержаний происходит от-

нюдь не в массовой сфере (в современной отечественной культуре русский авангард, А. Платонов, В. Распутин). Идеология же культивирует такое мифосознание, которое можно использовать в целях политического манипулирования массами. Национальный стереотип не является также рецидивом традиционной крестьянской культуры (чем были, например, литературные утопии А. Чаянова, поэзия Н. Клюева). Разрушение органических соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.