Научная статья на тему 'Приобщение к культуре'

Приобщение к культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение к культуре»

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ

Л. В. АГАПОВА, С, И. БРЕЕВ

* 1

кандидаты педагогических наук

)

Формирование педагогической культуры у будущего учителя в университете в основном осуществляется через изучение общего курса педагогики. Его внимание концентрируется всецело на тех подходах к воспитанию, которые определились, в условиях господства тоталитарного политического режима, полного единомыслия, авторитаризма. Хотя сама педагогическая •наука именовалась марксистско-ленинской, на деле же она представляла собой своеобразный конгломерат различного рода измышлений, преподносившийся как еысшмй этап развития мировой педагогической мысли, например принцип партийности педагогики. По сравнению с ней всякая иная педагогическая мысль трактовалась как пройденный этап, как пережиток прошлого, как выражение реакционной политики «заправил буржуазного мира».

Односторонняя ориентация на мифический по своим результатам опыт советской школы обусловил ущербность семой теории. Явная недооценка зарубежного современного педагоги-ческого опыта и предшествующего опыта всего человечества крайне затрудняли формирование подлиннЬ

педагогического мышления, лишали будущего педагога необходимого ориентира в очень сложном деле, каким является обучение и воспитание, порождали предпосылки для всякого рода прожектерства, для самого настоящего бескультурья.

Без преувеличения можно утверждать, что очень серьезной ошибкой явилось исключение из учебного пла-

на такого предмета, как история педагогики. Одним из последствий этого следует признать отход от вековых традиций, мирового стандарта университетского образования, предполагающего всесторонность, фундаментальность,, высокий интеллектуализм. Здесь уместно напомнить об отечественном прародитёле современных университетов — Московском государственном университете, его огромной просветительской деятельности. Благодаря соза

I

данию при университете типографии Россия познакомилась с передовой зарубежной педагогической мыслью, включая произведения великого чешского педагога Я. А. Коменского, многих просветителей Запада.

Замена курса истории педагогики различного рода идеологизированными спецкурсами не могла принести добрых плодов, ни в коей мере не способствовала решению главной задачи — воспитанию педагога-гуманиста, педагога-новатора. Сам факт сужения теоретической базы для форми-р о в а н и я педагогического мы ш л ей и я не вызвал особой тревоги у большинства педагогов. Правда, в последнее

голова в

Од-

время все чаще раздаются защиту курса истории педагогики нако они наталкиваются на непонятную глухоту. Положение может быть исправлено на местах. Для этого уже созданы необходимые предпосылки с предоставлением университетам права вносить по своему усмотрению дополнения в типовой учебный план.

В Мордовском государственном

историко-педагогическо-

университете му образова

уделяется серьезное

^внимание. Здесь сложилась своя традиция. Сотрудники кафедры педагогики проявляют огромный интерес к педагогическому наследию всех времен и народов. Ознакомительная историко-пе-«дагогическая тема, в которой обозначаются лишь главные вехи, развернута в

#

самостоятельный раздел программы по педагогике. На него отводится не менее 18 часов. Он предпосылается курсу педагогики, служит введением в него. У студентов наблюдается исключительно высокий интерес к историко-педагогическому материалу,. желание лознать и осмыслить наследие прошлого, соотнести его с настоящим, убедиться в том, что лишь общечелозе-

к 3

ческие ценности, заложенные в трудах педагогов-гуманистов, могут быть лодлинной основой теории воспитания.

С этой точки зрения заслуживает особого внимания наследие великого чешского педагога Я. А. Коменского, 400 лет со дня рождения которого вся прогрессивная мировая общественность отмечает в 1992 году. Следует, признать, что в лице этого мыслителя мы имеем основоположника педагогики как самостоятельной отрасли з.-*а-<ний. Гений этого человека проявился в том, что он сумел впитать в себя весь «опыт человечества, переосмыслит» его с позиций гуманизма и заложить основы гуманистической педагогики.

Курс на возрождение гуманистических традиций университетов предполагает более действенные меры по приобщению студентов к истокам мировой общечеловеческой культуры, неотъемлемой частью которой является и история педагогики — составной элемент современного международного стандарта педагогического образования. Отрадно то, что в Мордозском университете предполагается введение спецкурса по истории педагогики на всех факультетах. Он может читаться „ксж после изучения курса педагогики, так и до него.

Спецкурс по истории педагогики по свосму содержанию не мыспится как своеобразный слепок с основного курса, с учебника по истории педагогики,

крайне идеологизированного, страдающего гипертрофией классового подхода. В спецкурсе предусматривается дать объективное, а значит, подлинно научное отражение процесса развития воспитания и педагогической Лишь в этом случае он может вписаться в процесс департизации общественной жизни, снятия излишней заидеоло-гизировакности культуры и образования. Приоритетность воспитания в его социальном аспекте — главный принцип определения содержания спецкурса, возрождение консолидирующей функции культуры, воспитания — важнейшее требование к спецкурсу. Важная его задача — высветить гумани-стическую направленность усилий всех тех представителей мировой культуры, кто серьезно занимался этим очень сложным делом совершенствования нравов людей.

В основу построения спецкурса положен хронологический принцип, предусматривающей учет хода истории, ее этапов, однако его содержание-формируется по проблемно-темати-ческому принципу, обеспечивающему" вычленение ведущих педагогических идей, раскрытие их развития и преемственности этого процесса.

Истоки воспитания исходят из очень далекого прошлого. В недрах глубокой древности не только формировался опыт, но и зарождались педагогические идеи, определившие в последующем процесс становления теории и практики. Программой спецкурса предусматривается прослеживание исторического пути развития педагогики на всех этапах социальной, культурно-исторической жизни человечества, начиная с древнейших времен до настоящего времени. В него вошла педагогика древнего мира, включая страны Дальнего и Ближнего Востока, эпохи средневековья, нового времени с кануна буржуазных революций, педагогика дореволюционной России, советского периода, элементы сравнительной и национальной педагогики.

С позиции просветительного принципа в программе дается оценка советской педагогики,, в связи с чем пере-

сматриваются прежние педагогические стереотипы, на первый план выносится анализ педагогических процессов, их специфики, сущности педагогических теорий, сложности и противоречивости развития советской школы и педагогики. Своеобразие социально-педагогических процессов советского периода — весьма серьезная проблема для исследователя, для педагогической науки в целом. Весьма показательным в этом плане является изучение наследия А. С. Макаренко.

Усвоение спецкурса, построенного на новой методологии, предполагает использование нестандартных форм и методов работы над его содержанием. Основным методом следует признать тщательное изучение педагогических первоисточников, включая труды Маркса и Ленина, а не их комментарий. Нынешняя историко-педагогичес-кая литература может быть использована лишь при критическом ее осмыс-

лении. В этих условиях значительно возрастает роль обзорных, установочных лекций, в ходе которых и должна быть раскрыта суть просветительной методологии. Доминирующими предполагаются диалоговые формы и ддетоды, диспуты, групповые и индивидуальные беседы. В связи со сравнительно большим объемом спецкурса помимо аудиторных занятий необходимы самостоятельная работа, написание рефератов по отдельным проблемам.

Разработанная программа носит ориентировочный характер. В ней лишь обозначен круг вопросов, представляющих несомненный интерес. Она может корректироваться с учетом профиля факультета, изучение спецкурса должно проводиться на разных уровнях в зависимости от количества отводимого на него времени. Полный курс рассчитан на 46 учебных часов: 32 — лекционных, 14 — семинарские занятия.

СТУПИТЬ и молвить

(ИЗ ИСТОРИИ КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ)

Ю. К. ВОРОБЬЕВ, кандидат филологических наук

В последние годы педагогическая наука со все возрастающим интересом обращается к истории классического образования. И это правильно. Многие традиции русской педагогической теории и практики мы можем и должны возродить, разумеется, с учетом новых общественных потребностей. Откликаясь на обращение редакции «Вестника Мордовского yнивepcитeYc^», считаю необходимым предельно кратко осветить одйн из аспектов гуманитарного образования в России XVIII века — обучение светскому этикету и составной его части — речевой (рито-рическойУ подготовке учащихся.

Актуальность обращения к нашему историческому опыту не вызывает

1

сомнений, особенно если попытаться ответить, например, на вопрос, в состоянии ли большинство выпускников средней школы элементарно владеть словом в разных жизненных обстоятельствах. Хорошо, если юноша в 17 лет уверен в себе, умеет держ.иься и говорить в любой жизненной ситуации. А если нет? Если он закомплексован и косноязычен настолько, что в разговоре не может связать, как говорится, и двух слов? Если он робок 1* неуклюж в движениях? Нередки случаи, когда студенты с трудом подби-^ рают нужное слово, мучительно пытаются сформулировать простую мысль, не говоря уже об умении передать с помощью речи собственное душевное

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.