УДК 371.2
Т.С. Вотинова, Т.А. Бажанова Ступени педагогического мастерства
Статья анализирует результаты проекта «Ступени педагогического мастерства», который способствует качественному изменению образовательного процесса в учреждении, росту профессиональной компетентности педагогов школы и города, диссеминации опыта по реализации компетентностного подхода в учреждении.
Ключевые слова: ЦИО, проект, повышение квалификации, компетент-ностный подход.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» - одна из старейших школ города Кунгура. Здание школы, являющееся историческим памятником, построено в 1903 г. на пожертвования купцов. В годы Великой Отечественной войны в нем располагался эвакогоспиталь № 1720. В 2003 г. школа отметила 100-летний юбилей, на котором присутствовало более 1000 выпускников.
В настоящее время в школе насчитывается 976 учеников и 57 педагогов. Отбор детей в школу не производится, 72 % учащихся составляют дети жителей микрорайона школы. Коллектив учащихся и учителей гордится успехами выпускников и педагогов «десяточки».
В школе сложился профессиональный, компетентный, работоспособный педагогический коллектив. Из 57 педагогов 25 человек - выпускники школы. 71 % имеют высшую и первую квалификационные категории.
Удостоены звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» - 2 человека.
© Вотинова Т.С., Бажанова Т.А., 2010
Победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование» - 5 человек.
Учитель английского языка В.Л. Гу-товский - победитель регионального конкурса «Учитель года - 2006», участник Всероссийского конкурса. В.Н. Алексеев
- председатель Совета межрайонной ассоциации учителей иностранного языка.
Программа развития школы на 20082010 гг. направлена на создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый участник образовательного процесса мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения.
В 2008 г. школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование» среди общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы; неоднократно становилась дипломантом Всероссийского конкурса воспитательных систем и призёром краевых конкурсов: моделей ученического самоуправления, «Организация воспитательного процесса в поли-культурном пространстве образовательного учреждения».
С 2005 г. школа является методическим центром по учебной и воспитательной работе для образовательных учреждений города.
Победа в ПНПО позволила нам принять участие в краевом конкурсе инновационных проектов образовательных учреждений на получение статуса Центра инновационного опыта. В феврале 2009 г. школа получила статус Центра инновационного опыта.
В основу нашего проекта «Ступени педагогического мастерства» была положена идея, что основой изменений в образовательном пространстве школы станет, прежде всего, внутришкольное обучение, к которому будут подключаться представители науки и общественности, что позволит качественно изменить образовательный процесс в школе.
Цель проекта: создание условий для инновационных педагогических инициатив, направленных на повышение эффективности образовательного процесса; выявление эффективных форм, методов и технологий организации образовательной деятельности.
Задачи:
• установить партнёрские отношения с Университетским округом ПГПУ, Региональным институтом непрерывного образования ПГУ и Университетским округом ГУ-ВШЭ;
• изучить теорию новых тенденций развития образования, современных педагогических технологий, форм и методов организации образовательного процесса;
• апробировать инновационные технологии обучения;
• использовать современные педагогические технологии в организации образовательного процесса;
• обобщить полученный опыт, провести анализ проблем и достигнутых результатов;
• транслировать полученный опыт в образовательном пространстве города. Победа в конкурсе - это своеобразный
аванс, которым надо воспользоваться, а проблем у учреждения много: падает интерес учащихся к предмету, ухудшается качество образования, понижается уровень квалификации учителя. Как их решить? Нужны новые образовательные подходы, новые технологии, нужен учитель, который бы владел этими технологиями. Все эти проблемы должен был решить проект «Ступени педагогического мастерства».
Команда менеджеров понимала, что главной ценностью школы является учитель, поэтому часть средств решено было направить на организацию повышения квалификации учителей. Мы обратились за помощью в Региональный институт непрерывного образования ПГУ, и с нами согласились сотрудничать А.А. Борисов,
заместитель директора РИНО ПГУ, и Н.П. Горбацевич, старший преподаватель кафедры Древнего мира и Средних веков ИПФ ПГУ. На первом проблемном семинаре «Перспективы развития школы в период реформирования образовательной системы» научные руководители провели педагогический аудит, в результате которого были выявлены проблемы школы. Ранжирование проблем позволило выделить те, которые педагогический коллектив способен решить самостоятельно, и те, где нам нужна помощь.
В выборе основных направлений деятельности школы большую роль сыграли общественные слушания, на которых были сформулированы требования, предъявляемые учениками, родителями, обществом. По их мнению, обучение должно быть ориентировано на жизнь, на практическую социализацию учащихся.
Поэтому с октября 2008 г. в учреждении стал действовать практико-ори-ентированный семинар «Реализации компетентностного подхода в школьном образовательном процессе». В настоящее время 100 % педагогов имеют сертификаты о прохождении тематических курсов «Компетентностный подход в школьном образовательном процессе» на базе Регионального института непрерывного образования ПГУ, Высшей школы экономики, Пермского государственного педагогического университета.
Когда необходимые теоретические знания были получены, у педагогов школы возникла потребность в экспериментальной работе. Для этого в декабре 2008 г. была создана институциональная временная творческая группа, которая начала работу над темой «Компетентностный подход в школьном образовательном процессе».
Цель деятельности временной творческой группы: освоение технологии компе-тентностного подхода и системное введение его в практику учебного процесса на параллели 5-х, 6-х классов.
На первом этапе деятельности творческой группой были пересмотрены и скорректированы тематические планы в русле компетентностного подхода по всем предметам, были прописаны ком-петентностные формы и методы, ключевые компетенции, формируемые на уроке, мотивационное поле урока.
На втором этапе представители творческой группы занимались экспериментальной разработкой форм компетентност-но-ориентированных уроков. Это очень важно, так как такие уроки коренным образом отличаются от традиционных и направлены не на формирование знание-вого компонента, а на формирование той или иной ключевой компетенции.
В ходе экспериментальной работы особое внимание уделялось формам и методам формирования мотивационного поля урока.
Анализ проблем, результаты деятельности временной творческой группы позволили нам выйти на другой уровень и разработать проект муниципальной творческой педагогической лаборатории. Представители творческой педагогической лаборатории продолжают экспериментальную работу в парадигме ком-петентностного подхода. Апробация и разработка компетентностно-ориентиро-ванных заданий, листов обратной связи для оценивания сформированности ключевых компетентностей - вот основные направления деятельности Творческой педагогической лаборатории в 2009/10 учебном году.
Введение компетентностного подхода в образовательный процесс требует изменения организации урока. Изменить организацию урока позволяют компе-тентностно-ориентированные задания. Они базируются на знаниях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Цель ком-петентностно-ориентированных заданий
- формирование умений действовать в социально значимой ситуации.
В ходе эксперимента представители творческой лаборатории столкнулись с
проблемами: «Где можно найти компе-тентностно-ориентированные задания?» и «Как разработать компетентностно-ориентированные задания?»
Анализ литературы, работа в Интернете позволил найти источники компетент-ностно-ориентированных заданий:
• задания PISA;
• разработки самарской «Лаборатории модернизации образовательных ресурсов»;
• разработки педагогов в Интернете. Возникла другая проблема - готовые
разработки обычно не подходят к нашим условиям, не ориентированы на наших учеников, требуют корректировки, доработки. Поэтому представители творческой лаборатории в 2009-2010 гг. будут решать проблему «Как разработать компетентностно-ориентированные задания?».
Далее мы планируем сетевое взаимодействие с учреждениями города, работающими над проблемой системного введения компетентностно-ориентированного обучения в образовательный процесс.
Проблемы, требующие дальнейшего разрешения:
• необходимость совершенствования про-
цесса организации и осуществления инновационной деятельности, проведения исследований системного масштаба;
• необходимость повышения у обучаю-
щихся мотивации учения;
• недостаток информации по критериям
и методикам оценивания сформи-рованности ключевых и предметных компетентностей;
• внедрение листов обратной связи для оценки уровня сформированности ключевых компетентностей требует много времени и энергии;
• необходимость работы по реализации КП на параллелях средней и старшей школы;
• корреляция по формированию компетентностей в урочное и внеурочное время;
• отсутствие мониторинга эффективности
75
работы по внедрению компетентност-ного подхода.
В рамках проекта «Ступени педагогического мастерства» учреждение как Центр инновационного опыта анализирует и диссеминирует опыт по реализации компетентностного подхода. Так, с февраля 2009 г. по январь 2010 г. на базе ЦИО проведены:
• муниципальный научно-практический семинар «Программа развития школы как фактор стабильности и успешности»;
• межрайонная методическая конференция «Компетентностный подход в школьном образовательном процессе»;
• «День посещения ЦИО» в рамках кра-
евых педагогических чтений;
• образовательный модуль ЦИО «Моти-
вационное поле урока в основной школе с позиции компетентностного подхода», обучено 40 человек;
• практическая часть курсов ПГПУ «Фор-
мирование компетентностей в процессе обучения русскому языку и литературе учащихся старшей школы» для учителей русского языка и литературы города и района.
Представители ВТГ выступили с докладами из опыта работы на III краевой научно-практической конференции Университетского округа ГУ-ВШЭ «Практика реализации компетентностного подхода в современной школе», Межрегиональных педагогических чтениях «Гражданское образование в решении проблемы повышения эффективности педагогического труда». Имеем статьи в сборниках по материалам конференций. В 2010 г. выйдет сборник ПКИПКРО, содержащий разработки педагогов ЦИО в парадигме компетентностного подхода.
Как Центр инновационного опыта в октябре 2009 г. приняли участие в проекте Министерства образования Пермского края по оказанию услуг по апробации компетентностного подхода в образовательном процессе учреждения. Техническое задание Центра инновационного
опыта МОУ «СОШ № 10» содержит разработки компетентностно-ориентиро-ванных заданий, темы и листы обратной связи для оценивания уровня сформиро-ванности, скорректированное тематическое планирование по предметам разных циклов в парадигме компетентностного подхода.
Проект «Ступени педагогического мастерства» Центра инновационного опыта МОУ «СОШ № 10» г. Кунгура успешно реализуется, способствует качественному изменению образовательного процесса в учреждении, росту профессиональной компетентности педагогов школы и города, диссеминации опыта по реализации компетентностного подхода в учреждении.
Библиографический список
Проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Вестник образования.- 2009. - № 1.
Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / А.Л. Венгер, Г.Р. Калимул-лина, А.Г. Каспржак, К.Н. Поливанова, О.В. Соколова, Ю.А. Тюменева; под общ. ред. А.Г. Каспржака, К.Н. Поливановой. - М.: Логос, 2006. - 200 с.
Сергеев И.С. Как реализовать ком-петентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практич. пособие / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. -М.: Аркти, 2007. - 132 с.
Стандарт общего образования / В.В. Фирсов, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов, Н.Д. Никандров, В.В. Козлов. - М.:
Просвещение, 2007. - 32 с.
Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
Фишман И.С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: метод. пособие / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. - Самара: Учебная литература, 2007. - 244 с.
Хуторский А.В. Ключевые компе-
тенции: технология конструирования / А.В. Хуторский // Народное образование. - 2003. - №5.
Компетентностный подход в образовании. - Режим доступа: http://resource. ippk.ru/mediawiki/index.php/
Компетентностно-ориентированные занятия для начальной школы. - Режим доступа: http://nachalka.ucoz.ru/ publ/35-1-0-29
Зачем ребенку октановое число? - Режим доступа: http://www.ug.ru/02.51/ t5.htm
Заря Е.А. Компетентностно-ори-ентированные занятия задания в проектной деятельности учащихся. Проект «Физические приборы» / Е.А. Заря.
- Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-6-2-4.html