© A.C. Ведерникова, A.B. Пьяных, 2012
СТУДЕНТЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
A.C. Ведерникова, A.B. Пьяных
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
E-mail: mma_vso_kusd@mail.ru
Представлены результаты исследования, проведенного на базе факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого МГМУ им. И.М.Сеченова с 1.04 по 1.05.2011 г.
Ключевые слова: образование, учебный процесс, удовлетворенность учебным процессом.
Высшее сестринское образование во всем мире давно рассматривается как необходимая составляющая системы здравоохранения. Развитие и функционирование факультетов высшего сестринского образования в России началось с 1991 г. В настоящее время в РФ подготовку специалистов с высшим сестринским образованием осуществляют более 45 высших учебных заведений. Однако сегодня существует ряд противоречий, которые указывают на несоответствие между растущими требованиями к качеству подготовки руководителей сестринской службы и организацией учебного процесса в высшей медицинской школе по специальности «Сестринское дело». В связи с этим мы предприняли данное исследование, целью которого было проанализировать мнения студентов об организации учебного процесса на факультете высшего сестринского образования и психолого-социальной работы (ВСО и ПСР) Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.
Материал и методы В исследовании приняли участие студенты IV курса факультета ВСО и ПСР (очно-заочная форма обучения) в количестве 77 человек (93% от всех обучающихся) и 109 (87%) студентов V курса, обучающихся заочно.
Целью исследования было определить удовлетворенность студентов организацией учебного процесса на факультете (применялась 5-балльная оценка).
Исследование осуществлялось в несколько этапов. На 1-м этапе методом анкетирования определяли социально-демографические характеристики испытуемых (пол, возраст, место работы, форма оплаты обучения, место жительства). 2-й этап состоял в оценке мнений проанкетированных об организации учебного процесса. На 3-м этапе проводился сравнительный анализ полученных данных.
Таким образом, в исследовании использовались следующие методы:
• статистический анализ с применением количественного метода - с его помощью сравнивали группы студентов очно-заочной и заочной форм обучения;
• анкетирование, давшее социально-демогра-фическую информацию об испытуемых и выявившее их мнение об организации учебного процесса; нами была разработана анкета, состоящая из 28 вопросов.
Результаты и обсуждение
Приводим данные анкетирования.
1. Основная часть группы респондентов очно-за-очной (92%) и заочной форм обучения (97%) - женского пола.
2. Более половины (57%) группы респондентов, обучающихся на очно-заочном отделении, находятся в возрасте до 30 лет, половина группы респондентов заочного отделения (50%) - в возрасте от 31 до 40 лет, т.е. студенты заочного отделения старше тех, кто обучается на очно-заочном отделении.
3. Большая часть группы студентов факультета ВСО и ПСР (52% и 54%) обучаются на бюджетной основе.
4. Основная часть группы студентов (86 и 97%) факультета ВСО и ПСР работают в системе здравоохранения на должностях медсестры (53 и 48%) и старшей медсестры (26% и 28%).
5. Основная часть группы опрошенных студентов очно-заочного (70%) и заочного отделений (77%) собираются и дальше работать в системе здравоохранения. 76% студентов-заочников и около половины группы (47%) студентов очно-заочного отделения после окон-
чания обучения на факультете будут продолжать учиться в интернатуре.
6. Главный мотив поступления на факультет у студентов очно-заочного отделения - желание получить диплом о высшем образовании (32%), а у студентов заочного отделения - возможность профессионального карьерного роста (39%). Лишь 17% респондентов-заочников и 6% респондентов очно-заочного отделения поступили учиться из-за недостатка знаний и умений в области управленческой деятельности.
7. На рис. 1 представлены данные об удовлетворенности студентов очно-заочной формы обучения учебным процессом на факультете ВСО и ПСР.
100
1 - организация учебного процесса в целом на факультете
2 - отношения с преподавателями
3 - уровень требований к образовательной деятельности студента
4 - внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий
5 - возможность активно участвовать в учебном процессе
6 - возможность приобрести разносторонние и глубокие знания по интересующим предметам
7 - формирование профессиональных навыков
8 - возможность раскрыть свои индивидуальные способности
9 - психологическая атмосфера на факультете
10 - возможность общаться с друзьями
Рис. 1. Оценка (в баллах) студентами очно-заочной формы обучения организации учебного процесса
100
1 - организация учебного процесса в целом на факультете
2 - отношения с преподавателями
3 - уровень требований к образовательной деятельности студента
4 - внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий
5 - возможность активно участвовать в учебном процессе
6 - возможность приобрести разносторонние и глубокие знания по интересующим предметам
7 - формирование профессиональных навыков
8 - возможность раскрыть свои индивидуальные способности
9 - психологическая атмосфера на факультете
10 - возможность общаться с друзьями
Рис. 2. Оценка (в баллах) студентами-заочниками организации учебного процесса
8. Средняя арифметическая оценка, которую поставили студенты очно-заочной формы обучения, составила 3,4 балла. Из рис. 1 видно, что 5 баллов поставили около 1/3 части группы респондентов (29%) за возможность общения с друзьями на факультете; на 4 балла оценили больше половины части группы респондентов (51%) психологическую атмосферу на факультете; на 3 балла - больше половины части группы респондентов (52%) формирование у них профессиональных навыков. 19% группы респондентов поставили 2 балла за организацию учебного процесса в целом на факультете и возможности приобрести разносторонние и глубокие знания по интересующим предметам. 8% респондентов поставили 1 балл за уровень требований к образовательной деятельности студента на факультете.
9. На рис. 2 представлены данные об удовлетворенности студентов заочной формы обучения учебным процессом на факультете ВСО и ПСР.
В среднем студенты-заочники оценили организацию учебного процесса на факультете в 3,8 балла. Из рис. 2 видно, что «5» поставили больше половины части группы респондентов (69%) за возможность общения с друзьями на факультете; «4» - около половины части группы респондентов (49%) за отношения с преподавателями; «3» - больше 1/3 части группы респондентов (34%) за организацию учебного процесса в целом на факультете; «2» - 15% группы респондентов за наличие возможности раскрыть свои индивидуальные способности; «1» - 8% респондентов за психологическую атмосферу на факультете.
10. Респонденты очно-заочной формы обучения считают, что они учились бы лучше, если бы видели перспективу в дальнейшем устроиться на работу по специальности (57%). Кроме того, они указали на желание общаться с преподавателем дистанционно (53%), улучшение взаимоотношений с преподавателем (48%), иметь в наличии учебно-методиче-ский материал (42%). Респонденты заочной формы обучения считают, что они учились бы лучше при улучшении технического оснащения факультета (45%), возможности общаться с преподавателем дистанционно (44%), наличии полного учебно-методического материала по дисциплине (40%).
11. Студенты очно-заочной и заочной форм обучения считают, что
для того, чтобы вуз, в котором они учатся, стал вузом мирового класса необходимо ориентировать учебный процесс на: научно-технический прогресс (52 и 42%); необходимость взаимодействия с международными научными сообществами (49 и 44%); привлечение для работы зарубежных преподавателей (44 и 41%); стимулирование высокой мобильности студентов (36 и 39%); более строгий отбор абитуриентов (38 и 33%); конкуренцию (38 и 28%) и финансовую поддержку вуза не только со стороны государства, но и со стороны частных благотворительных инвестиционных фондов (31 и 32%).
Таким образом, обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
• студенты ФВСО и ПСР в основном удовлетворены организацией учебного процесса в среднем на 3,4 и 3,8 балла;
• выявлены основные мотивы обучения - получение диплома о высшем образовании и возможность профессионального карьерного роста (32 и 39%);
• организация учебного процесса на факультете не полностью удовлетворяет студентов и требует оптимизации технического и учеб-но-методического обеспечения факультета.
Результаты проведенного исследования можно считать предварительными. Однако, согласно полученным данным, можно утверждать, что студенты выпускных курсов факультета ВСО и ПСР не полностью удовлетворены организацией учебного процесса, причем одна из основных причин этого - отсутствие возможности дистанционного общения студента с преподавателем. Важно отметить, что большинство респондентов хотят продолжать обучение в интернатуре в нашем университете по специальности «Управление сестринской деятельностью».
Для получения более достоверной информации об удовлетворенности студентов организацией учебного процесса на ФВСО и ПСР целесообразно проводить такое анкетирование после каждого курса обучения.
Рекомендуемая литература
Александрова О.А., Кортунов А.В., Кулагина Е.В. и др. / Под ред. Т.Л. Клячко. Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 гг. // 2009. - 404с.
Блохина М.В. Здравоохранение в России: вчера сегодня, через десять лет // Сестринское дело. - 2005; 3: 25-27.
Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. К вопросу о подготовке в России специалистов с высшим сестринским образованием // Медицинская сестра. - 2010; 3:12-15-
Вахитов Ш.М. Анализ программ обучения студентов факультета высшего сестринского образования: проблемы и пути их решения // Главная медицинская сестра. -2008; 5: 68-70.
Душенков П.А., Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. и др. Подготовка специалистов в области сестринского дела: оценка качества, пути его повышения // Медицинская сестра. - 2005; 2: 33-35.
Перфильева Г.М., Камынина Н.Н., Островская И.В. и др. Теория сестринского дела: учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 256 с.
STUDENTS' OPINION ABOUT THEIR SATISFACTION WITH THE ORGANIZATION OF AN EDUCATIONAL PROCESS
A.S. Vedernikova, A.V. Pyanykh
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
The paper analyzes students' opinion about their satisfaction with the organization of an educational process at the Faculty of Higher Nursing Education and Sociopsychological Work.
Key words: education, educational process, satisfaction with an educational process.