© И.Г. Прысева, А.В.Пьяных, 2012
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
И.Г.Прысева, А.В.Пьяных
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
E-mail: [email protected]
Проанализировано мнение преподавателей об организации учебного процесса на факультете высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ключевые слова: образование, учебный процесс, удовлетворенность учебным процессом.
В России около 45 высших учебных заведений готовят менеджеров по специальности «Сестринское дело». Многие выпускники остаются работать в системе здравоохранения и полученные профессиональные знания и умения применяют в организационно-управленческой, маркетинговой, педагогической и научно-исследовательской работе.
Однако существует точка зрения, согласно которой в подготовке менеджеров с высшим сестринским образованием (ВСО) возникает ряд проблем, связанных с общей организацией учебного процесса, его материально-технической базой, уровнем педагогического мастерства преподавателей, уровнем и качеством довузовской подготовки студентов, их индивидуальным стилем деятельности и т.д. [1-3].
Развитие рыночных отношений в системе здравоохранения, а также реформа высшего профессионального образования, проводимая в связи с присоединением России к Болонскому процессу, определяют необходимость пересмотра содержательной части подготовки управленческих кадров для сестринских служб учреждений здравоохранения.
Для разработки предложений в этой области, на наш взгляд, целесообразно проанализировать мнения преподавателей, студентов, работодателей, родителей студентов об организации обучения на факультете ВСО (ФВСО) и психолого-социальной работы (ПСР) Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Материал и методы
В исследовании приняли участие преподаватели ФВСО и ПСР Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Исследование проводилось с 01.04.2011 г. по 01.05.2011 г. и осуществлялось в несколько этапов.
1-й этап состоял в определении социально-демографических характеристик испытуемых (пол, возраст, стаж, должность, ученая степень, семейное положение, наличие детей) с помощью метода анкетирования.
На 2-м этапе респонденты оценивали учебный процесс на своей кафедре, определяли цель преподавательской деятельности, указывали формы и средства обучения, навыки, которыми должен обладать преподаватель, условия при которых оптимизируются цели учебного процесса.
На 3-м этапе сравнивали полученные данные.
В исследовании использовались статистический анализ с применением количественного метода (с его помощью сравнивались мнения респондентов) и анкетирование.
Результаты и обсуждение
По данным анкетирования, основная часть (71%) респондентов - женского пола. Около 49% респондентов - находятся в возрасте от 40 до 60 лет, более половины (58%) из них состоят в браке и имеют детей (67%). Стаж преподавательской деятельности - от 5 до 25 лет и более. По 1/3 опрошенных занимают должности доцента (33%) и ассистента (32%), более половины (67%) работают дополнительно в других вузах и в практическом здравоохранении. 52% имеют степень кандидата медицинских наук, а 14% - доктора медицинских наук. Более половины (68%) респондентов считают, что для эффективной преподавательской деятельности в высшей школе необходимо умение ясно и четко выражать свои мысли, уметь организовать работу (63%), пробуждать интерес к предмету (58%), понимать студента (57%), организовать его самостоятельную работу (54%), обладать педагогическим тактом (54%), следить за открытиями в своей области науки (51%). Основная часть респондентов поставили 5 и 4 балла (47 и 46% соответственно) за организацию учебного процесса на их кафедрах в целом.
Мнения респондентов об организации учебного процесса на их кафедрах по критериям распределились так:
• более половины (62%) поставили 5 баллов за взаимоотношения в коллективе;
• около половины группы (44%) оценили в 4 балла уровень внедрения новых образовательных технологий, применение активных методов обучения, обеспеченность материально-техническими средствами;
• около 1/3 (31%) поставили 3 балла за обеспеченность кафедр методическими материалами.
Более половины (52%) считают, что очная форма обучения полностью отвечает современным требованиям, а при заочной форме обучения требуется применять дистанционные технологии (50%).
Подавляющее большинство опрошенных (75%) применяют решение ситуационных задач, более половины (64%) - лекции с мультимедийными презентациями. 48% предлагают студентам на занятиях самостоятельно работать с литературой и предпочитают учебные дискуссии (48%). Более 1/3 (39%) применяют метод работы в малых группах. Остальные методы обучения используются недостаточно широко. 79% опрошенных, к сожалению, считают целью преподавательской деятельности увеличение объема знаний, усвоенных студентами, причем 52% - увеличение «выживаемости» знаний и повышение успеваемости (48%).
Респонденты активно используют как экспертный метод контроля (51%), так и тестирование (43%). Более половины (69%) респондентов работали бы лучше при заинтересованности студентов, улучшении технического оснащения кафедры (60%), повышении заработной платы (58%).
Основная часть опрошенных (74%) считают, что вуз, в котором они работают, станет вузом мирового значения при более строгом отборе абитуриентов. На необходимость для этого увеличения финансирования на научно-исследовательскую деятельность и ориентирования учебного процесса на научно-технический прогресс указали соответственно 62 и 55% опрошенных. 50% считают, что вуз мирового класса должен активно контактировать с международными научными сообществами, и только 3% респондентов полагают, что вуз приобретет статус вуза мирового значения при повышении заработной платы профессорско-преподавательского состава.
Результаты исследования являются предварительными. Согласно полученным данным, многие преподаватели находятся в возрасте трудовой активности, имеют степень кандидата наук; более половины респондентов не удовлетворены заработной платой, поэтому вынуждены подрабатывать в других организациях. Однако только 3% респондентов считают, что для повышения престижа вуза необходимо повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава.
Важно то, что основная часть респондентов полагают, что для повышения статуса вуза необходимы более строгий отбор абитуриентов, увеличение финансирования на научно-исследовательскую деятельность и ориентирование учебного процесса на научно-технический прогресс. На наш взгляд, 3 указанных фактора - ключевые для оптимизации организации подготовки менеджеров сестринского дела в высшей школе.
Вышеизложенное позволяет заключить, что:
• в основном опрошенные преподаватели оценивают организацию учебного процесса на своих кафедрах на 4 балла; меньше всего они удовлетворены учебно-методической, технической оснащенностью кафедр, а также отбором абитуриентов, заинтересованностью студентов в получении специальности и своей заработной платой;
• из активных методов обучения опрошенные чаще всего применяют метод решения ситуационных задач и лекции с мультимедийными презентациями; остальные активные методы в учебном процессе используются недостаточно;
• именно очная форма обучения полностью отвечает современным требованиям к образованию, к сожалению, она на ФВСО и ПСР отсутствует, а при заочной форме обучения на факультете, по мнению респондентов, следует внедрять дистанционные технологии.
Литература
1. Использование методов активного обучения в преподавании дисциплины «Менеджмент и лидерство» для студентов факультета высшего сестринского образования: Практическое руководство. - М.: Медицина для всех, 2007. - 264 с.
2. Мещерякова М.А. Методика преподавания специальных дисциплин в медицинских училищах и колледжах: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. -176 с.
3. Перфильева Г.М. Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз): автореферат дисс. докт. мед. наук. - М., 1995. - 24 с.
TEACHERS ABOUT HOW TO ORGANIZE THE TRAINING OF NURSING MANAGERS I.G. Pryseva, A.V. Pyanykh
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University The teachers' opinion of how to organize an educational process at the Faculty of Higher Nursing Education and Sociopsychological Work, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, is analyzed.
Key words: education, educational process, satisfaction with an educational process.