© Е.В. Пичугина, 2011
ПОТРЕБНОСТЬ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Е.В. Пичугина
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова E-mail: [email protected]
Анализируется потребность студентов в использовании при обучении дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология, психолого-социальная работа (ПСО).
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимают образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога [3]. В последнее десятилетие ДОТ активно используются в нашей стране в системе полного среднего, среднего специального и высшего образования. В число медицинских вузов, предоставляющих дистанционные образовательные услуги, входят: Омская государственная медицинская академия, Курский государственный медицинский университет, Уральская государственная медицинская академия, Самарский государственный медицинский университет,
Красноярский государственный медицинский университет и др.
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (ранее -Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова) ведет обучение с использованием элементов ДОТ на этапе как додипломного, так и последипломного образования. На факультете высшего сестринского образования - ФВСО (в настоящее время - ФВСО и ПСР) ДОТ на момент исследования использовались недостаточно. Для обоснования расширения использования ДОТ были изучены потребности студентов ФВСО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова в их применении.
Материал и методы Исследование проводилось с 25.05.2009 по 28.10.2009 г. на кафедре управления сестринской деятельностью ФВСО. В анкетировании приняли участие студенты IV и V курсов заочной формы обучения и студенты IV курса очной формы обучения.
На период опроса на указанных курсах факультета обучались 214 студентов, поэтому минимальный объем выборки для уровня доверия 95,5% и дисперсии признака 0,25 соответствовал 68 студентам. Был проанкетирован 191 человек. После предварительной обработки анкет 10 из них было выбраковано. Таким образом, первичной статистической обработке подверглась 181 анкета.
В анкете содержалось 18 вопросов, большинство которых являлись закрытыми. Математико-статистическая обработка данных проводилась с помощью описательной статистки.
Результаты и обсуждение Статистическая обработка данных по социально-демографическому блоку показала, что:
• подавляющее большинство респондентов (97,79%) -женского пола, 2,21% - мужского;
• возраст респондентов - от 22 до 54 лет;
• большую часть респондентов составили студенты, обучающиеся на заочном отделении -88,40%; очно обучались 11,60%;
• более половины опрошенных - студены IV курса ФВСО (54,70% - IV курс, 45,30% - V).
Более половины студентов (76%±6) имеют возможность ежедневно пользоваться персональным компьютером, подавляющее большинство имеют возможность пользоваться сетью Internet (94%±4), около половины знают о ДОТ, что это - обучение через интернет (56%± 8) (рис. 1-3).
Более половины респондентов (52%±8) положительно относятся к ДОТ, а менее половины затруднились с ответом (42%±8) - рис. 4. Среди преимуществ ДОТ студенты чаще всего указывали на возможность получить всю необходимую информацию в удобное время, возможность быстрой связи с преподавателем без дополнительных затрат только за счет сети Internet и значительную экономию времени (рис. 5). Лишь небольшая часть респондентов (чуть более 20%) к преимуществам ДОТ отнесли возможность учиться по индивидуальному плану.
На вопрос о предпочтениях в отношении видов технологий дистанционного обучения подавляющее большинство респондентов прежде всего указали электронную почту (86,74%), затем с большим отрывом - видеоконференцию (36,46%). Остальные методы ДОТ выбирались студентами реже (рис. 6).
Нас интересовало также, кто из респондентов в настоящее время работает (это позволяло выявить трудности при совмещении работы и учебы). Оказалось, что большинство (87%±4) работают. При этом из числа работающих студентов трудности при совмещении работы и учебы испытывают менее половины (39%±8). Более половины из числа испытывающих трудности (72%±10) указали в качестве основного затруднения отсутствие времени (рис. 7).
На вопрос: «По Вашему мнению, внедрение дистанционного обучения при изучении дисциплин административно-управленческого блока способствовало бы лучшему усвоению Вами учебного материала, чем при обычной организации учебного процесса?» ответы респондентов практически поровну распределились между «да» (41%±8) и «частично» (45%±8); 14%±6 респондентов ответили на данный вопрос отрицательно (рис. 8).
Студенты, ответившие на данный вопрос «да», среди причин этого указали на значительную экономию времени (54,67%), возможность получить всю необходимую информацию в удобное время (20,00%), возможность получения большего объема учебной информации» (17,33%) и без отрыва от работы (8,00%) - рис. 9.
Респонденты, ответившие на данный вопрос: «Частично», считают, что применение ДОТ способст-
4,42 7,18 75,69 ___Ежедневно } Еженедельно —Несколько раз в месяц Время от времени
Рис. 1. Частота пользования (в %) персональным компьютером
5,52
1 К— 1 Да Нет
94,48
Рис. 2. Данные (в %) о пользовании сетью Internet
13,81
Wi 56 J Обучение через Internet ^^^^^ Затрудняюсь 30,39 с ответом
Рис. 3. Распределение ответов респондентов (в %) на вопрос: «Что Вы знаете о дистанционном обучении?»
42 ■ 5,52 f Положительно Отрицательно ^^^J Затрудняюсь с ответом 52
Рис. 4. Распределение ответов респондентов (в %) об отношении к ДОТ
О Значительная экономия времени Q Возможность получить всю необходимую информацию
в удобное время О Возможность быстрой связи с преподавателем без дополнительных затрат только за счет сети Internet Возможность учиться по индивидуальному плану Другие
Рис. 5. Распределение ответов респондентов о преимуществах использования ДОТ
вовало бы лучшему усвоению учебного материала прежде всего в таких видах учебной работы, как самостоятельные занятия (69,14%) и лекции (56,79%) -рис. 10.
%
80
70
60
50
40
30
20
10
86,74
х" у-"! Конференция по ;
36,46 ' f~~~C
19,89 1657 17,68 ^
11,05 16,57 939
Ц Электронная почта Ц Телеконференция О Видеоконференция Q Блог Чат ICQ
Q ШеЬинар Web-кастинг Web-сотрудничество
Конференция по электронной почте (on-line)
7,18
1,10
4,97
Рис. 6. Предпочтения респондентов в отношении методов ДОТ
16,67
72
Отсутствие времени I | На работе не дают
учебный отпуск Н Усталость I I Длительные сессии I | Изменение ритма жизни | | Финансовые трудности
Рис. 7. Распределение ответов (в %) о трудностях, возникающих при совмещении работы и учебы
45 41
Да Нет
СИ Частично
14
Рис. 8. Распределение мнений респондентов (в %) о применении ДОТ как факторе, облегчающем изучение дисциплин административно-управленческого блока
8,00
¡-I
20,00
54,67
| | Экономия времени | | Удобно
Увеличивают объем получаемой учебной информации ■ Без отрыва от работы
Рис. 9. Распределение причин (в %) , по которым студенты предпочитают ДОТ традиционному обучению
Студенты, ответившие на данный вопрос «нет», среди причин этого указали, что невозможно заменить живое общение с преподавателем (64,00%), «трудно, так как плохо владею компьютером» (24,00%) и «предпочитаю традиционное обучение» (12,00%).
Ранее в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова проводилось изучение мнения студентов о ДОТ в рамках кандидатской диссертационной работы (Бабаскин Д.В., 2005) [1]. В работе анализируются мнения студентов лечебного, стоматологического, фармацевтического факультетов и ФВСО. Нам представляется интересным привести результаты ответов студентов ФВСО на вопросы, которые перекликаются с вопросами нашей анкеты. В ходе данной работы было опрошено 56 студентов ФВСО. Оказалось, что большинство респондентов (84±5%) пользовались персональным компьютером; в обучении использовали компьютер 64±6% респондентов, интернетом пользовались 51±7% студентов ФВСО, при этом 35±6% отметили возможность использования интернета для дистанционного обучения. При выборе между традиционным обучением и обучением с использованием ДОТ, аргументируя свой выбор в пользу ДОТ, на 1-е место студенты поставили удобство зачетных занятий и тестирования - 51% (в нашей анкете данные методы обучения отдельно не выделялись), затем шли лекционные занятия (41% опрошенных студентов ФВСО) и семинарские и практические занятия (20%). В нашем исследовании студенты также отвели незначительную роль семинарам (3,70%) и практическим занятиям (27,16%) с использованием ДОТ. Вопрос о замене традиционного обучения ДОТ при самостоя-
%
70 60 50 40 30 20 10 0
Л
ZLА
56,79
27,16
69,14
3,70
Z
| |Лекции
| | Практические занятия | | Самостоятельная работа | |Семинары
Рис. 10. Распределение ответов студентов о видах учебной работы, в которых они предпочли бы пользоваться ДОТ
0
тельной работе, которую мы выделили отдельно, Д.В. Бабаскиным не поднимался.
При проведении исследования нам было сложно выбрать и сформулировать методы ДОТ, а также объяснить студентам перед анкетированием суть и различия методов.
Согласно действующим нормативно-правовым актам РФ (Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 [5], Распоряжение Минобразования РФ от 26 августа 2003 г. №985-24 [4]), выделяют 3 группы ДОТ: кейсовую технологию, когда учебная информация предоставляется обучающимся «в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов), с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов обучающимся осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами»; интернет-технологию (сетевую), которая основана на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей, и телекоммуникационную (информационно-спутниковую), основанную «на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей». В рамках данных технологий могут существовать различные виды передачи учебной информации, которые приводятся в разных источниках в том или ином объеме или сочетаниях. Нами был составлен достаточно полный перечень методов (см. рис. 6) дистанционного обучения, большинство которых относится к интернет-технологиям. Результаты нашей работы являются репрезентативными только для студентов выпускных курсов ФВСО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Таким образом, на момент исследования большинство студентов ФВСО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова:
• используют персональный компьютер ежедневно и имеют возможность пользоваться сетью Internet;
• связывают понятие дистанционного обучения только с обучением через Internet и в большинстве своем положительно относятся к ДОТ;
• среди преимуществ дистанционного обучения выделяют прежде всего возможность получить всю необходимую информацию в удобное время;
• из методов ДОТ предпочитают электронную почту и видеоконференцию и практически не информированы о других возможностях электронных средств коммуникаций;
• основная трудность, которую испытывают работающие студенты, - отсутствие времени;
• студенты предпочитают использовать ДОТ в рамках самостоятельной работы и в лекционных занятиях.
Предлагается:
• профессорско-преподавательскому составу кафедр ФВСО информировать студентов о различных методах ДОТ как при очных встречах, так и на сайте вуза;
• интенсивнее разрабатывать учебные материалы и учебно-методические пособия и активно внедрять в учебный процесс на кафедрах факультета методы не только кей-совую, но и интернет-технологию.
В настоящее время в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова в соответствии с решением Ученого совета от 06.12.2010 г. разработана и утверждена Программа развития электронного образовательного пространства Университета на 2011-2015 гг. на базе образовательного контента Moodle.
На кафедре управления сестринской деятельностью ФВСО и ПСР активно используется электронная почта в режиме off-line (на сайтах www.mail.ru (и www.gmail.com) не только для консультирования студентов при выполнении курсовых и дипломных работ, но и для корректировки, консультирования студентов в рамках выполнения ими контрольных работ по всем кафедральным дисциплинам. Для наполнения электронного образовательного пространства Университета кафедра формирует учебные материалы.
Литература
1. Бабаскин Д.В. Научное обоснование и маркетинг системы дистанционного обучения в медицинском вузе (на примере кафедры общественного здоровья и здравоохранения I МГМУ): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М.: I МГМУ им. И.М. Сеченова, 2005. - 24 с.
2. Покатаева Е., Зубакова М. Дистанционное обучение - имитация образования или шаг в будущее? // Итоги. http://www.itogi.ru/obsch/2010/13/150364.html
3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ.
4. Распоряжение Минобразования РФ от 26 августа 2003 г. №985-24 «О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий».
5. Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
HIGHER NURSING FACULTY STUDENTS' NEEDS FOR THE USE OF EDUCATIONAL TELETECHNOLOGIES E.V. Pichugina
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University The paper describes a study of educational teletechnologies.
Key words: educational teletechnologies, case technology, internet technology, telecommunication technology, traditional education.