Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕДСЕСТЕР'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕДСЕСТЕР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
448
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / RESEARCH NURSE / NURSING STUDIES / STUDY METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скобелева О.А., Островская И.В.

Представлены результаты изучения научно-исследовательских компетенций медсестер на примере выпускных квалификационных работ дипломников факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NURSES’ RESEARCH COMPETENCIES

The paper presents the results of studying the research competencies of nurses by the example of final qualification papers by the postgraduates of the Faculty of Higher Nursing Education and Psychosocial Work, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕДСЕСТЕР»

© О.А. Скобелева, И.В. Островская, 2015

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕДСЕСТЕР

О.А. Скобелева, И.В. Островская, канд. психол. наук Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

E-mail: mma.vso.kusd@gmail.com

Представлены результаты изучения научно-исследовательских компетенций медсестер на примере выпускных квалификационных работ дипломников факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.

Ключевые слова: выпускные квалификационные работы, сестринское дело.

Актуальность исследования процесса формирования научно-исследовательских компетенций обусловлена недостаточной изученностью проблемы и ее социально-экономической значимостью. Сестринское дело остается важнейшей составной частью современной системы здравоохранения, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения ожидаемых потребностей общества. Эффективное развитие системы здравоохранения существенно зависит от профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала [3].

Реалии развития системы высшего профессионального образования таковы: происходит не только ее структурно-содержательное реформирование, но и определяются ее новая нормативно-правовая основа и содержание профессиональной подготовки. В связи с этим одним из направлений модернизации системы научно-исследовательской подготовки специалистов должно стать развитие компетентностного подхода. Выпускник вуза должен обладать многофункциональными компетенциями, позволяющими ему быстро адаптироваться к производственным условиям, быть готовым к постоянному повышению уровня своей профессиональной компетентности, обучению в течение всей жизни и трудовой деятельности.

Сестринские научные исследования - это систематический процесс изучения клинической или управленческой проблемы. В процессе таких исследований медсестры пытаются получить новую информацию для улучшения помощи пациентам и(или) разрешения проблемных ситуаций [5].

Медсестра-исследователь должна уметь черпать новую информацию из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь определять приоритетные направления исследований, цели и задачи исследования, аргументированно отстаивать свою позицию, владеть общими методологическими, методическими и, особенно, инновационными исследовательскими приемами работы. Становятся необходимыми специальные знания, знания в области смежных дисциплин, компьютерная грамотность [4], умение работать с большим объемом информации.

С позиций формирования компетентностного подхода модернизация научно-исследовательской подготовки студентов предусматривает:

• усиление практико-ориентированной направленности их научно-исследовательской работы;

• включение в содержание научно-исследовательской подготовки ситуаций, при которых происходит формирование компетенций и компетентности студентов;

• ориентацию на формирование полифункциональной компетентности обучающихся;

• проектирование и реализацию модели научно-исследовательской подготовки;

• формирование взаимосвязи компонентов компетентности.

В рамках компетентностного подхода у студентов формируются профессиональные научно-исследовательские компетенции (ПНИК), которые являются составной частью профессиональной компетентности будущего работника. Это - характеристика личности, проявляющаяся в готовности и способности осуществлять научно-исследовательскую деятельность. Определены содержательные компоненты ПНИК:

• когнитивный компонент предполагает наличие совокупности знаний и представлений для решения научно-исследовательских задач в профессиональной деятельности;

• мотивационный компонент предусматривает наличие сформированных мотивов и установок на осуществление научно-исследовательской деятельности;

С Е СТ

РИНС

щн

ШШШ

16

31

Щ Кафедра маркетинга и товароведения в здравоохранении Кафедра медицинского права Щ Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Кафедра педагогики и медицинской психологии

Кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы

Рис. 1. Распределение студентов, выполнивших ВКР, по кафедрам (2008-2012 гг.); %

2 1

16

21

Щ Общественное здоровье

и здравоохранение Щ Медицинское право

Маркетинг в здравоохранении Менеджмент и лидерство Щ Психология Ш Экономика I Педагогика

Рис. 2. Распределение исследований по учебным дисциплинам (2008-2012 гг.); %

• ориентировочный компонент предусматривает наличие совокупности умений, позволяющих ориентироваться в профессиональной сфере для постановки задач, построения исследовательского процесса, проектирования условий, в которых будет проходить экспериментальная работа;

• операционный компонент представляет собой совокупность умений и способов осуществлять исследовательскую деятельность [2].

О.К. Поведская [1] отмечает, что исследовательские компетенции студентов формируются наиболее результативно при:

• подготовке студентов в области методологии научного познания (через соответствующие дисциплины, семинары, консультации);

• проведении постоянной целенаправленной и всеохватывающей работы по развитию у студентов исследовательских умений и навыков (в ходе освоения всех учебных дисциплин, практики);

• мониторинге качества руководства исследовательской работой студента профессионально подготовленным преподавателем;

• активной научно-методической и научно-исследовательской позиции профессорско-преподавательского состава учебного заведения.

Выпускная квалификационная работа студента является одним из видов исследовательской деятельности. Это - законченная разработка, в которой на основании изучения и обобщения современных проблем здравоохранения и подготовки сестринских кадров с высшим образова-

нием предлагается самостоятельное решение частной научно-исследовательской или практической задачи.

С 1995 по 2013 г. студентами факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы (ФВСО и ПСР) выполнено 1667 выпускных квалификационных работ (ВКР). Это - богатый исследовательский опыт. Нами изучены научно-исследовательские компетенции выпускников ФВСО и ПСР, сформированные в процессе обучения.

Исследование проводилось на кафедре управления сестринской деятельностью и социальной работы ФВСО и ПСР Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Был проведен анализ периодической, нормативно-правовой, учебной литературы и интернет-источников. Для систематизации, анализа и статистической обработки полученной информации была создана электронная база данных «Выпускные квалификационные работы студентов ФВСО и ПСР» в программе «Microsoft Office Access 2010».

Исследовательская деятельность студентов осуществлялась на 5 кафедрах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Наибольшее число дипломных работ выполнено на кафедре общественного здоровья и здравоохранения (31%) и на кафедре права (21,5%). 47,5% ВКР распределились следующим образом: кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы - 17,8%, маркетинга и товароведения в здравоохранении - 15,7%, педагогики и медицинской психологии - 14% (рис. 1). Руководителями дипломных работ выступили 58 преподавателей кафедр.

Анализ распределения исследований по учебным дисциплинам показал, что 26,1% работ касались сферы организации здравоохранения; особенности правового обеспечения в медицине изучали 21,6% студентов, маркетинг в здравоохранении, менеджмент и лидерство, психология - от 12 до 15,7%. Общественному здоровью и здравоохранению посвящены 5,4% работ, экономике здравоохранения и педагогике - соответственно 1,8 и 1,3% (рис. 2).

При выборе направления работы исследователи предпочитали вопросы организации сестринской деятельности (12,5%) и маркетинговые исследования медицинских услуг (12,2%). От 5,8 до 7,2% работ посвящены организации и анализу деятельности медицинских организаций, психологии личности, управлению качеством сестринской помощи и правам граждан в сфере охраны здоровья. Профилактику заболеваний или осложнений исследовали 3,7% выпускников, правовую ответственность медицинских работников - 3,6%, а обучение сестринских кадров - 3,2%. Доля каждого из остальных направлений исследований составила не более 2,8% (рис. 3).

30

а 25

* 20

ш 3

ю о

15

10

с

о |=5

13 14 Доля, %

5

0

Рис. 3. Распределение ВКР по направлениям исследований (2008-2012 гг., фрагмент); 1 - организация сестринской деятельности; 2 - маркетинговые исследования медицинских услуг; 3 - права граждан в сфере охраны здоровья; 4 -управление качеством сестринской помощи; 5 - психология личности; 6 - организация и анализ деятельности медицинской организации; 7 - профилактика заболеваний/осложнений; 8 - правовая ответственность медицинских работников; 9 - обучение сестринских кадров; 10 - управленческие возможности руководителя; 11 - управление трудовыми ресурсами; 12 - мотивирование и стимулирование сестринского персонала; 13 - оборот лекарственных/ наркотических средств и психотропных веществ; 14 - прочее

Рис. 4. Базы проведения научно-исследовательских работ в 2012 г. (фрагмент); 1 - городская/центральная клиническая больница; 2- специализированная клиника/центр/диспансер; 3 - теоретические источники; 4 - амбулаторно-поликлиническое учреждение; 5- университетская клиническая больница/поликлиника Первого МГМУ им. И.М. Сеченова; 6 - военное/ведомственное лечебно-профилактическое учреждение; 7 - детская городская поликлиника; 8 - Первый МГМУ им. И.М. Сеченова; 9 - детская клиническая больница; 10 - прочее

Для анализа таких данных, как выбор базы и методов исследования, нами была сформирована выборка ВКР за 2012 г.

Базами для проведения научно-исследовательских работ были выбраны городские и центральные (городские и районные) больницы (17,1%), специализированные больницы, центры и диспансеры (17,1%) и амбулаторно-поликлинические учреждения (10,5%). В 5,2% случаев исследования проводились в военных и ведомственных медицинских организациях. В университетских клиниках Первого МГМУ им. И.М. Сеченова выполнено 6,9% работ. 4% исследований посвящены вопросам, связанным с организацией и деятельностью военных либо ведомственных медицинских организаций и детских городских поликлиник. 20,6% работ выполнены в разных организациях, таких как многопрофильное лечебное учреждение, негосударственные клиники и центры, районные больницы,

лаборатории, родильные дома, инфекционные клинические больницы, районные больницы, медицинские училища и детские сады (по 1,7%), станция скорой и неотложной помощи, медико-санитарная часть, сельская амбулатория (по 0,6%). Часть студентов (14,9%) проводила исследования с использованием теоретических источников информации (литература, интернет, нормативно-правовая и учетно-отчетная документация, и др.; рис. 4).

Один из наиболее важных вопросов: проблемы каких отраслей медицины и смежных отраслей студенты изучают? Анализ показал, что проблемы сестринского дела в хирургии/травматологии и педиатрии изучаются чаще прочих (соответственно 10,3 и 9,1%). Вопросы акушерства и гинекологии рассматриваются в 4,6% дипломных работ. 4% исследователей изучали проблемы таких отраслей, как анестезиология, реанимация, интенсивная терапия, и столько же - в сфере инфекционных болезней.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Доля, %

Рис. 5. Отрасли исследований 2012 г. (фрагмент); 1 - хирургия, травматология; 2 - педиатрия; 3 - акушерство и гинекология; 4 - теория сестринского дела; 5 - анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; 6 - инфекционные болезни; 7 - психология; 8 - стоматология; 9 - кардиология; 10 - менеджмент и лидерство; 11 - психиатрия; 12 -терапия; 13 - фармацевтика; 14 - прочее

Проблемам сестринского дела в стоматологии уделили внимание 3,4% исследователей, кардиологии, психиатрии и терапии - по 2,9%. Доля остальных исследований мала (1,7% и менее); они посвящены организации здравоохранения, медико-социальной работе, психиатрии, психологии, эндоскопическим исследованиям, репродуктивному здоровью и планированию семьи и др. (рис. 5).

Студенты использовали широкий спектр методов исследований. В каждой работе изучалась теоретическая база по проблеме исследования, проводился анализ научной и учебно-методической литературы, нормативно-правовых актов, документов статистической отчетности, информации из интернет-источников. Выбор методов исследования определялся их целью и задачами. Так, методами, которые наиболее часто использовались при выполнении работ в области медицинского права, были сравнительно-правовой анализ, системный анализ, метод правового моделирования. В работах по маркетингу и товароведению в медицине основными методами стали статистические, методы математической статистики, изучение факторов внешней среды методом STEP-анализа, изучение внутренней среды организации методом SWOT-анализа, сегментирование, метод экспертных оценок, оценка конкурентоспособности. В работах по общественному здоровью и организации здравоохранения, менеджменту и лидерству применялись социологические методы: анкетирование, опрос, наблюдение, интервью, беседа и графоаналитический. При изучении организации деятельности среднего медицинского персонала использовались хронометраж и фотохронометраж, в работах по психологии и педагогике - психодиагностические методики и обработка их результатов (см. таблицу).

Анализ исследовательской деятельности студентов ФВСО и ПСР показал следующее:

• большинство студентов ФВСО и ПСР являются практикующими медицинскими работниками, что позволяет им проводить научные исследования по месту трудоустройства, выделять приоритетные направления исследований, формировать оптимальную выборку для исследования, работать с информацией из первоисточников;

• выбор кафедры, учебной дисциплины и направления исследования продиктован, как правило, назревшими вопросами в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала и медсестер-руководителей; по данным нашего исследования, проблем, требующих анализа и поиска путей их решения, больше в сфере организации здравоохранения (26,1% работ); много вопросов возникает в рамках правового обеспечения в медицине (21,5% работ); к сожалению, экономике здравоохранения и педагогике будущие менеджеры здравоохранения уделяют мало внимания - соответственно 1,8 и 1,3%; вероятно, это можно объяснить сложностью учебных дисциплин либо недооце-ниванием медсестрами значимости этих наук для их повседневной деятельности;

• выбор базы исследований, как правило, определяется местом работы студента; по данным нашего исследования можно определить, что основное число студентов - работники больниц, специализированных клиник, центров и диспансеров и амбулаторно-поликли-нических учреждений, расположенных в Москве и Московской области (соответственно 17,2; 17,2 и 9,8%); проведение исследования по месту трудовой деятельности, статистическая обработка результатов и разработка рекомендаций для решения исследуемой проблемы могут быть использованы

■сасиви

Ш

ССЛ

менеджером для повышения качества сестринской деятельности, оптимизации работы медсестер, улучшения качества ухода за пациентами;

• студенты показали знание и умение применять широкий спектр методов научных исследований; в каждой работе изучалась теоретическая база по проблеме исследования, проводился анализ литературы, нормативно-правовых актов, документов статистической отчетности, информации из интернет-источников; наиболее частыми методами при выполнении работ в области медицинского права были сравнительно-правовой анализ, системный анализ, метод правового моделирования (см. таблицу);

• авторы 2/3 студенческих исследовательских работ проводили исследование с использованием собственных разработок - анкет, опросников, тестов (анкет для медсестер, врачей, пациентов, студентов и родителей); разработано 9 учебно-методических пособий и рекомендаций и 5 курсов лекций для обучения медицинского персонала; навыки подобных разработок могут быть использованы в реализации педагогической составляющей профессиональной деятельности медсестры-менеджера;

• оформление ВКР в подавляющем большинстве случаев соответствует предъявляемым требованиям; соблюдены этапы проведения исследования, текст структурирован, оформлены ссылки на источники литературы, работы иллюстрированы; оценки работ рецензентами достаточно высоки.

Итак, наше исследование позволяет заключить,

что:

на ФВСО и ПСР накоплена большая база исследовательских данных, основанных на обобщении теоретической и эмпирической составляющих профессиональной деятельности, полученные за время учебы в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова знания по специальности «Сестринское дело» помогают приобретать исследовательские навыки, медсестры могут выступать в роли участников либо руководителей исследования; анализ ВКР студентов ФВСО и ПСР показал, что будущие медсестры-менеджеры могут выявить проблемы практического здравоохранения, основываясь на личном опыте; студенты-исследователи демонстрируют сформированность научно-исследовательских компетенций: умеют определить направление, цели, задачи исследования, провести анализ литературы и других источ-

Методы исследований, применявшиеся в 2012 г.

Метод Число ВКР, в которых он применялся

Анализ теоретических источников 175

Анкетирование 71

Статистический метод 63

Аналитический метод 54

Социологический метод 40

Анализ документации 32

Графоаналитический метод 25

SWOT-анализ 20

Наблюдение 19

Тестирование 18

STEP-анализ 17

Психодиагностические методики 17

Опрос 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод сравнительного анализа 15

Сравнительно-правовой анализ 15

Методы математической статистики 14

Исторический/историко-логический метод 12

Системный анализ 12

Сегментирование 11

АВС-анализ 10

Метод правового моделирования 10

Метод экспертных оценок 9

Ранжирование 9

Хронометраж 8

Монографический метод 5

Синтез 5

Беседа 4

Библиографический метод 4

Позиционирование 4

Интервью 3

Не определен 3

Оценка конкурентоспособности 3

Проблемный анализ 3

Фотохронометраж 3

Частотный анализ 3

УЕ^анализ 2

Прогнозирование 2

Корелляционный анализ 1

Метод оценки факторов макросреды с учетом тенденции их изменения (по О.А. Васнецовой) 1

Метод стандартизации 1

1и Е J 1 1 u П 1 н а и n 11 С Е СТ р и н с к и е иттшшштшмашш^^^^ш

;f V j i: №

ников, делают верный выбор методов исследования и их сочетания в соответствии с целями и задачами работы; опыт исследований в разных областях медицины позволит консолидировать усилия энтузиастов сестринского дела на решении актуальных задач сестринской службы, повышении качества сестринской помощи и ухода за пациентами;

электронная база данных «Выпускные квалификационные работы ФВСО и ПСР», созданная в программе «Microsoft Office Access 2010» на кафедре управления сестринской деятельностью и социальной работы ФВСО и ПСР Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, позволит хранить, обобщать и анализировать данные проведенных исследований; эта информация может помочь определять приоритетные направления сестринских исследований и выявлять области, заслуживающие более пристального внимания медсестер-исследователей.

Литература

1. Поведская О.К. Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании // Успехи современного естествознания. - 2010; 1: 88-90.

2. Проблемы становления профессионала. Материалы Международной научно-практической конференции 25-26 сентября 2013 г. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfra-CZ», 2013. - 139 с.

3. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы. http://www.sestrinskoe-delo.med. cap.ru/Page.aspx?id = 580888

4. Прокди Р. Г., Тихомиров А. Н., Колосков П. В. Весь Office 2010. 8 книг в 1. Полное руководство (+DVD). - СПб.: Наука и техника, 2011. - 624 с.

5. Перфильева Г.М., Камынина Н.Н., Островская И.В., Пьяных А.В. Теория сестринского дела. Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 256 с.

NURSES' RESEARCH COMPETENCIES

0.A. Skobeleva; I.V. Ostrovskaya, Cand. Psych. Sci.

1.M. Sechenov First Moscow State Medical University

The paper presents the results of studying the research competencies of nurses by the example of final qualification papers by the postgraduates of the Faculty of Higher Nursing Education and Psychosocial Work, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University.

Key words: research nurse, nursing studies, study methods.

ИНФОРМАЦИЯ

Как не «сгореть» на работе

Понятие «синдром эмоционального выгорания» появился в конце прошлого столетия и касался в основном медицинских работников. Однако в последнее время это явление становится более массовым и проявляется практически у специалистов разных профессий.

На такие симптомы синдрома, как чувство усталости, изнеможения, опустошенности и непрекращающиеся приступы уныния, сначала, как правило, не обращают внимания, списывая все на мелкие неудачи и чрезмерную нагрузку.

Психологи считают, что, если человек удовлетворен своей работой, то риск выгорания уменьшается. Однако, если даже при удовлетворенности работой, он все равно предрасположен к синдрому, значит можно говорить о низкой стрессоустойчивости.

Негативные последствия эмоционального выгорания распространяются на все сферы жизни, делая

организм крайне уязвимым к различным заболеваниям. При первых признаках синдрома необходимо скорректировать образ жизни.

Жизнь вне работы. Найдите хобби, которое действительно вас увлекает. Спорт, волонтерство, рисование, курсы актерского мастерства, прикладное искусство делают жизнь более интересной.

Отключайтесь. Ноутбуки, корпоративная почта в смартфоне, скайп легко позволяют работе вторгаться в личную жизнь. Дома и на отдыхе поставьте запрет на проверку рабочей почты и ответы на телефонные звонки из офиса.

Организация времени и пространства. Наведите порядок на рабочем столе, разберите документы в компьютере, электронной почте - избавьтесь от ненужных файлов, программ, писем. Составьте список необходимых дел, а затем расставьте приоритеты.

Сладкий сон и приятное пробуждение. Просыпаться и засыпать стоит в одно и то же время, причем желательно приучить себя ложиться спать до полуночи. А день лучше начинать с приятных ритуалов: любимой музыки, легкого массажа головы, воды с ломтиком лимона.

Определение границ. Научитесь говорить «нет» в ответ на просьбы коллег, которые отнимают у вас время и которые вам выполнять совершенно не хочется. Напомните себе, что один ответ «нет» на нежеланную просьбу, освобождает время для того, чтобы сказать «да» чему-то более важному в вашей жизни.

Эмоциональное выгорание можно сравнить с инфекционным заболеванием. Если в компании есть «выгорающий» работник, то его негативизм и цинизм может быстро передаться другим работникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.