Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

© Коллектив авторов, 2010

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Н.В. Туркина, канд. мед. наук, А.И. Петрова, канд. мед. наук, Н.А. Кощеева, И.П. Королева

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова

E-mail: FVSO@mail.ru

В журнале «Медицинская сестра» № 4 за 2009 г. была опубликована статья президента Санкт-Петербургской ассоциации медицинских сестер Г.М. Подопригоры «Сестринские исследования: интеграция теории и практики». Содержание статьи побудило нас включиться в обсуждение этой темы. Г.М. Подопригора указывает на ряд недостатков, препятствующих развитию сестринских исследований. Позвольте представить вашему вниманию выдержку из статьи: «2 года назад, на первой конференции, посвященной теме сестринских исследований, был отмечен ряд недостатков, препятствующих развитию этой стороны деятельности медсестер:

• отсутствие специальной программы подготовки медсестры-исследователя, единого подхода к организации и проведению сестринских исследований, нехватка методических материалов, посвященных организации и проведению исследований в сестринском деле;

• незначительное число публикаций, обобщающих результаты исследований и позволяющих оценить их достоверность;

• невозможность, а иногда и нежелание руководителей сестринских служб медицинских организаций внедрять результаты исследований в практическую деятельность».

Это высказывание, казалось бы, подчеркивает плачевное состояние сестринского дела и сестринской науки в нашей стране. Автор видит выход в учреждении «научного комитета по сестринским исследованиям». Для тех, кто не имел возможности ознакомиться со статьей, цитируем: «...пришло время для учреждения научного комитета по сестринским исследованиям, который бы взял на себя решение задач содействия развитию сестринской науки, повышения уровня сестринских исследований, проводимых в рамках диссертационных и курсовых работ, координации профессиональной деятельности в области сестринских исследований».

И вот здесь хотелось бы задать вопрос: что выгоднее -изобретать велосипед заново или изучить опыт других конструкторов? Президенту Санкт-Петербургской ассоциации медицинских сестер Г.М. Подопригоре полезно было бы ознакомиться с положением дел в сестринских исследованиях не только в своем ближайшем окружении (г. Санкт-Петербург), но и в регионе и стране в целом. А ситуация такова. В России действует государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060109 - «Сест-

ринское дело», квалификация «Менеджер» (принятый в 2000 г.), в соответствии с которым сферой профессиональной деятельности выпускника является:

• обеспечение рационального управления трудовыми, материальными и информационными ресурсами, организация системы управления сестринскими службами, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития;

• организация, осуществление и контроль квалифицированной сестринской помощи;

• обеспечение подготовки квалифицированного сестринского персонала;

• научные исследования в организации здравоохранения и сестринском деле.

1.3.2. Виды профессиональной деятельности

Выпускник должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе здравоохранения:

• организационно-управленческая;

• информационно-аналитическая;

• маркетинговая;

• инновационная;

• клиническая;

• медико-профилактическая;

• воспитательно-педагогическая;

• методическая;

• консультативная;

• научно-исследовательская.

1.3.3. Менеджер-выпускник по специальности 060109 «Сестринское дело» подготовлен к решению следующих задач:

• руководство сестринским персоналом и разработка управленческих решений по повышению эффективности работы организации;

• анализ работы и оценка потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения, определение потребности в изменениях в организации, составление программ нововведений и разработка плана мероприятий по их реализации;

• осуществление социально-психологического регулирования в трудовом коллективе;

• осуществление сестринского процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента;

• анализ состояния здоровья населения; организация и проведение профилактических, оздоровительных мероприятий;

• диагностика экстренных, неотложных состояний и оказание неотложной медицинской помощи;

• осуществление педагогической и воспитательной деятельности;

• самостоятельная работа с информацией (учебной, справочной, нормативной, научной);

• организация и проведение научно-практических исследований в области сестринского дела.

Напомним, что первые факультеты высшего сестринского образования (ФВСО) были открыты в 1991 г в Москве и Самаре. В Санкт-Петербурге факультет был открыт в 1992 г.

За время работы ФВСО развивалась и совершенствовалась методическая база по организации и проведению сестринских исследований. К примеру, на ФВСО СПбГМА им. И.И. Мечникова первые методические рекомендации по написанию квалификационной выпускной работы (имеется в виду именно сестринское исследование) были разработаны в 2002 г. За последние 2 года в свет вышли 2 книги сотрудников СПбГМА им. И.И. Мечникова и ММА им. И.М.Сеченова, посвященные вопросам организации сестринского исследования. Эти издания («Организация и проведение исследований в области сестринского дела» и «Организационные вопросы написания курсовой и дипломной работ. Учебное пособие») представляют собой подробные руководства с четкими, грамотными рекомендациями по подготовке и проведению сестринского исследования. Кроме того, к каждому изданию прилагается диск с исследовательскими работами, благодаря чему читатель может ознакомиться с опытом других медсестер-исследователей.

Можно возразить, что нужны не только теоретические знания, но и практические навыки по применению сестринских исследований в реальных условиях. Извольте!

Получая высшее медицинское образование, обучающиеся приобретают навыки организации сестринских исследований. На практике (ФВСО СПбГМА им. И.И. Мечникова) это выглядит следующим образом. Студент-первокурсник начинает постигать азы исследовательской деятельности уже при подготовке реферативных работ в рамках дисциплины «Теория сестринского дела» на кафедре сестринского дела с курсом «Управление сестринской деятельностью» факультета повышения квалификации. Тематика работ соответствует требованиям образовательной программы и способствует развитию аналитических способностей. К примеру, чтобы подготовить реферат на тему «Анализ сестринских исследований по организации сестринского ухода за пациентами с гипертонической болезнью», студенту придется изучить материалы по данной теме минимум за последние 5 лет, проанализировать их, обобщить и сделать самостоятельные выводы.

Следующий этап - написание курсовой работы. На II курсе студент ФВСО выбирает тему, над которой под руководством куратора работает в течение года. В рамках подготовки к написанию курсовой работы, затем -итоговой квалификационной работы, а также самостоятельной научной работы на кафедре сестринского дела для студентов ФВСО проводится элективный курс «Мето-

дология и методы сестринского исследования», который имеет выраженную интегративную и прикладную направленность.

На III курсе проходит официальная защита результатов исследования, проведенного в рамках курсовой работы. К защите студент должен самостоятельно подготовить презентацию. И это - лишь очередная ступенька. На V курсе студенты ФВСО, согласно положениям программы итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 060109 «Сестринское дело» (2000), проводят исследовательскую работу в рамках выпускной квалификационной (дипломной) работы, результаты которой защищают перед Государственной аттестационной комиссией. Данный этап не является формальным. Следует грамотно, научно обоснованно обобщить теоретические знания, полученные в ходе 5-летнего обучения, и практические навыки. Результаты дипломной работы весьма часто находят практическое применение. Хотелось бы отметить, что подобная деятельность не ограничивается пределами кафедры. Наши студенты активно участвуют в конкурсах исследовательских работ различного уровня. В 2006 г. в конкурсе дипломных работ, объявленном журналом «Медицинская сестра», студенты нашего факультета М.Б. Пар-оол за исследование «Помощь больным туберкулезом» и Н.Н. Дрынова за работу «Предупреждение профессионального заражения ВИЧ-инфекцией в лечебно-профилактических учреждениях» заняли 1-е и 2-е места.

В 2009 г. студенты V курса В.В. Кудрявцева и А.Н. Павлова заняли 2-е и 3-е места соответственно в конкурсе на лучшую студенческую научную работу СПбГМА им. И.И. Мечникова. Их работы были выдвинуты студенческим научным обществом академии для участия во Всероссийском конкурсе научных студенческих работ. Следует отметить, что кафедра сестринского дела с курсом «Управление сестринской деятельностью» факультета повышения квалификации ежегодно лидирует при подведении итогов работы студенческого научного общества СПбГМА им. И.И. Мечникова.

Предвидя возражения читателя: мол, исследования, проводимые в рамках выполнения учебного плана, не имеют дальнейшей перспективы, приводим примеры практического внедрения. Выполненное Т.П. Евдокимовой в 2006 г. исследование, посвященное экономическому обоснованию целесообразности использования одноразовых изделий медицинского назначения, способствовало переходу операционных блоков ряда лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) города (в том числе и больницы Петра Великого) на использование стерильных одноразовых комплектов из современных нетканых материалов.

Следующий пример - внедрение в практическое здравоохранение школ здоровья для пациентов. Нами проанализирована деятельность организаторов сестринского дела - выпускников кафедры сестринского дела СПбГМА им. И.И. Мечникова - по созданию школ здоровья среди различных групп населения за период с 2004 по 2007 г. За это время студенты ФВСО совместно с преподавателями кафедры сестринского дела СПбГМА им. И.И. Мечникова организовали более 10 школ здоровья в Санкт-Петербурге и других регионах РФ для пациентов: с целиакией (СПб., Карелия), сахарным диабетом (СПб., Калмыкия), ишемической болез-

ДЙГСшшЯШ

нью сердца (СПб., Мурманск), а также школы для пациентов с мочекаменной болезнью, бронхиальной астмой, для пациентов со стомами, с инконтиненцией, для беременных и др. Анализ показывает, что занятия в таких школах способствуют улучшению качества жизни пациентов; в большинстве случаев школы экономически выгодны для ЛПУ, на базе которых организованы.

Результаты исследования об информированности пациентов, страдающих недержанием мочи, о современных абсорбирующих средствах оказались востребованными производителем гигиенической продукции марки «Тепа», который использовал их при разработке собственной маркетинговой программы.

Медсестра-исследователь - не миф, это объективная реальность. Только в 2009 г. 2 наших выпускника успешно защитили диссертации по специальности 14.00.33 «Общественное здоровье и здравоохранение» на соискание ученой степени кандидата медицинских наук: 18 июня 2009 г. Нина Петровна Марчук защитила диссертацию на тему «Влияние процесса профессионализации на формирование кадрового потенциала службы родовспоможения»; 24 сентября 2009 г. - Татьяна Владимировна Рыжонина на тему «Оптимизация деятельности фельдшерско-акушерских пунктов как фактор улучшения качества оказания медицинской помощи сельским жителям (на примере Пензенской области)».

Всего выпускниками ФВСО России на сегодня защищено более 40 диссертаций на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Защищаются и диссертации на ученую степень кандидата психологических наук. Есть уже выпускники ФВСО, успешно защитившие диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук и имеющие звание профессора.

Возвращаясь к статье, на которую мы отвечаем, хотим сказать, что сестринские исследования в России ведутся и весьма активно. Об этом, во-первых, свидетельствуют многочисленные публикации в печати; во-вторых, ежегодно проводятся десятки научно-практических конференций, семинаров и прочих мероприятий, на которых представители сестринской профессии делятся опытом, наглядно демонстрируя «интеграцию теории и практики»; в-третьих, существуют 1п1егпе1-ресурсы (форумы, сайты, блоги и пр.), благодаря чему медсестра может рассказать о своих достижениях, наблюдениях, а также ознакомиться с результатами деятельности российских и зарубежных исследователей.

Говоря о печатных изданиях (которых, якобы, нет) следует заметить, что с 2008 г. регулярно выходит впервые созданный в России журнал «ВСО. Научные исследования в сестринском деле». Ежегодно только медсестрами, обучающимися на ФВСО СПбГМА им. И.И. Мечникова, публикуется свыше 50 работ (это не считая статей, написанных в соавторстве с сотрудниками кафедры).

Таким образом, сестринская исследовательская деятельность в России активно развивается, причем это -не спонтанный процесс; он имеет законодательную и нормативную базу, полноценное методическое обеспечение, существуют учебно-методические центры, оказывающие помощь медсестрам-исследователям. Один из них находится в Москве, работает на базе ФВСО ММА им. И.М. Сеченова, второй - Северо-Западный учебно-методический центр научных исследований в сестрин-

ском деле, открывшийся 31.08.2007 г. Между центрами заключен договор о социальном партнерстве. Благодаря сотрудничеству центров вышли совместно написанная монография и учебное пособие, упомянутые в начале данной статьи.

Северо-Западный учебно-методический центр научных исследований в сестринском деле (руководитель -заведующая кафедрой сестринского дела с курсом «Управление сестринской деятельностью» ФПК ФВСО СПбГМА им. И.И. Мечникова Н.В.Туркина) располагается на базе кафедры сестринского дела с курсом «Управление сестринской деятельностью» ФПК СПбГМА им. И.И. Мечникова и действует на функциональной основе. В своей деятельности Центр руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нормативно-распорядительными документами СПбГМА им. И.И. Мечникова и Положением об учебно-методическом центре научных исследований в сестринском деле.

Основные задачи Центра:

• содействие высшим учебным заведениям и отдельным исследователям в подготовке и проведении научных исследований в сестринском деле;

• разработка учебно-методических материалов по вопросам организации и проведения научных исследований в сестринском деле;

• участие в разработке и проведении учебных курсов, семинаров и иных просветительных мероприятий, направленных на совершенствование подготовки и деятельности работников здравоохранения в области научных сестринских исследований и доказательной сестринской практики;

• сбор данных, обмен информацией с ФВСО, иными заинтересованными организациями по результатам научных исследований в сестринском деле;

• пропаганда вклада отечественных сестринских исследований в международный опыт сестринского дела.

Северо-Западным учебно-методическим центром организовано и проведено 7 научно-практических мероприятий всероссийского и международного масштаба. Ниже приводим те из них, которые прошли в 2007-2009 гг.

• IV Международная конференция, посвященная 100-летию Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова и 15-летию ФВСО СПбГМА «Значение развития сестринского дела в рамках национального проекта «Здоровье». Дистанционные образовательные технологии на факультетах ВСО» (2007); в конференции приняли участие медсестры-исследователи из США (Университет Бригама), Финляндии, Литвы, Казахстана и ближнего зарубежья.

• I Международный научно-практический семинар «Организация сестринских исследований. Проблемы и перспективы», 31.03.2008.

• III Межвузовская научно-практическая конференция «Медико-социальные проблемы сестринского дела» с международным участием. Конференция транслировалась из лекционного зала кафедры сестринского дела СПбГМА им. И.И. Мечникова в режиме On-line 17.02.2009 г. Студенты Университета прикладных наук JAMK (Финляндия)

—■■UM—

Anna Puupponen, Nina Lepp nen выступили с докладом «The roles and expertise of clinical nurse specialists and advanced nurse practitioners: systematic review» («Роли и экспертиза клинических сестринских специальностей, продвижение практикующих медсестер: систематический обзор»), Sanna Puukari-Pirinen - с докладом «People and Quality: starting quality process at family centre Tou-rutupa» («Люди и качество: стартовый качественный процесс в семейном центре Тойротупа»).

• Международный конгресс «Медико-социальное значение развития сестринского дела. Проблемы и перспективы» (28-30 сентября 2009 г). В Конгрессе приняли участие медсестры-исследователи из Финляндии, Литвы, Казахстана и ближнего зарубежья.

Центр активно сотрудничает с зарубежными партнерами - YVASKYLAN AMMATTIKORKEAKOULU, JYVASKYLA UNIVERSITY OF APPLIED SCIENCES. У нас установлены тесные контакты с кафедрой теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета сервисной экономики (СПбГУСЭ), Институтом социологии и управления социальными процессами, с кафедрой сестринского дела СПбГМА им. И.И. Мечникова, а также с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Сотрудниками Центра создана и постоянно обновляется база данных об отечественных и зарубежных сестринских исследованиях. Мы ведем активную переписку с исследователя-

ми сестринского дела в США, Англии, странах Скандинавии. Трижды в конференциях, проводимых кафедрой сестринского дела, принимала участие профессор Л.К. Каллистер - профессиональная медсестра, доктор наук, профессор факультета сестринского образования Университета Бригама Янга, Прово (штат Юта, США), действительный член Американской национальной академии сестринского дела.

Недавно вышла в свет монография «Очерки о теориях и теоретиках сестринского дела», написанная сотрудниками Центра совместно с выпускниками ФВСО СПбГМА им. И.И. Мечникова (теперь - преподавателями кафедры сестринского дела); в ней представлены основные положения 53 моделей сестринского дела. Данное издание не имеет аналогов в России, книга хорошо иллюстрирована и дает представление об имеющемся на сегодня опыте исследовательской деятельности в сестринском деле. Надеемся, что в скором времени мы сможем поздравить с успешной защитой еще не одну свою выпускницу!

Удивляет то, что президент Санкт-Петербургской ассоциации медицинских сестер Г.М. Подопригора, т.е. один из лидеров сестринского дела, совсем не в курсе событий, происходящих в том городе, где она живет, и, в частности, на факультете, который она окончила.

ON ORGANIZATION OF NURSING STUDIES AT THE PRESENT STAGE

N.V. Turkina, A.I. Petrova, N.A. Koshchyeva, I.P. Koroleva

I.I. Mechnikov Saint Petersburg State Medical Academy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.