И [ Д I U п
о ф е с с i
я: теаии^мпаими—
© Е.В. Сафина, А.С. Лутиков, 2013
РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУНКТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ
Е.В. Сафина, А.С. Лутиков
Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова E-mail: [email protected]
Представлены результаты изучения роли менеджера сестринского дела в организации деятельности пункта предрейсового осмотра (ППО) водителей автотранспортных средств. Проанализированы документация, необходимая для организации медицинской деятельности ППО на предприятии.
Ключевые слова: аварийность на дорогах, медсестры, предрейсовые медицинские осмотры, нормативно-правовая база.
Аварийность на автотранспорте - одна из серьезнейших общегосударственных проблем. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) не только наносят серьезный экономический ущерб, вызванный повреждением транспортных средств, дезорганизацией транспортных перевозок и т.п., но и сопровождаются серьезными социальными последствиями: участники дорожного движения получают травмы, инвалидность и гибнут.
Для снижения аварийности на автотранспорте разработана единая комплексная государственная система обеспечения безопасности дорожного движения. Она предусматривает меры по улучшению качества автотранспорта и контролю за его техническим состоянием, созданию оптимальной организации транспортных потоков и т.д. Важную роль в повышении безопасности дорожного движения и снижении аварийности могут сыграть сами участники дорожного движения, в первую очередь -
водители автомототранспортных средств. Между тем на долю аварий, возникших по вине водителей, приходится в среднем до 25% всего их числа. Много ДТП возникают из-за ухудшения здоровья водителей, переутомления (в результате нарушения режима труда и отдыха), засыпания за рулем, внезапной смерти и других факторов, связанных с нарушением физического состояния, а соответственно - и со снижением надежности водителя. При этом 1/3 всех ДТП, возникших по вине водителей, совершается ими в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического).
Большое контрольное и общее превентивное значение для обеспечения безопасности на автотранспорте имеют периодические и текущие медицинские осмотры водителей. Периодические (как и предварительные, при поступлении на работу) медицинские осмотры обязательны для кандидатов в водители и водителей автомототранс-портных средств и проводятся силами медицинских работников в рамках специальных подразделений лечебно-профилактических учреждений (водительские медицинские комиссии). Это не противоречит деятельности медсестры-руководителя, занимающейся организацией предварительных осмотров водителей автотранспортных средств на предприятии Специальных систем и технологий (ССТ). Поэтому определение роли руководителя сестринской службы в организации и проведении предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств актуально как для организации, на базе которой проводится исследование, так и для других организаций подобного типа.
Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств регламентируется соответствующим типовым положением [2]. Для осуществления таких медицинских осмотров необходимо наличие работников, имеющих высшее или среднее медицинское образование, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предостав-
■иофасшивяи т е о р и я
ра кт
и к а
ляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего медицинского образования и стажа работы по лицензируемой деятельности [1].
Как видно из сказанного, данную должность может занимать не только врач, поскольку в прописанном требовании - «лица с высшим медицинским образованием» - нет ссылок на специальность. Выпускник факультета высшего сестринского образования (ФВСО) вполне может занимать эту должность [3].
Задачи работы: анализ нормативно-правовой базы по организации и стандартизации медицинской деятельности пункта предрейсового осмотра (ППО), документации, необходимой для организации медицинской деятельности ППО на предприятии, оснащения и помещения пункта ППО на базе предприятия «ССТ» и определение роли медсестры-руководителя в организации пункта ППО.
Были использованы наблюдательный, описательный и аналитический методы.
Согласно характеристике специальности 060109 «Сестринское дело», менеджер-выпускник по этой специальности подготовлен к решению таких задач, как: руководство сестринским персоналом и разработка управленческих решений по повышению эффективности работы организации; анализ работы и оценка потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения; определение потребности в изменениях в организации; составление программ нововведений и разработка плана мероприятий по их реализации; организация и проведение профилактических, оздоровительных мероприятий; диагностика экстренных, неотложных состояний и оказание неотложной медицинской помощи; самостоятельная работа с информацией (учебной, справочной, нормативной, научной) [2].
Изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ППО водителей автотранспортных средств, позволило определить рамки требований к: территориальному расположению ППО; его структурному подчинению; пакету документов, необходимых для его формирования; лицензированию на право осуществления медицинской деятельности; материальному, техническому и документационному оснащению ППО и кадровому составу персонала, осуществляющего освидетельствование водителей. Параллельно были получены данные, позволившие предположить, что менеджер сестринского дела организации ППО может играть роль не только исполнителя, но и реального руководителя здравпункта на предприятии.
Был проведен сравнительный анализ имеющихся документов; оформлены и заказаны недос-
тающие документы, необходимые для организации ППО на базе предприятия «ССТ»; в результате был сформирован пакет документов для инициализации процесса лицензирования деятельности ППО. В ходе работы медсестра-руководитель принимала активное участие в подготовке пакета документов и процедуре лицензирования ППО на территории предприятия «ССТ». В результате пакет документов был сформирован при непосредственном участии и по заявкам организаторов работы, что в очередной раз продемонстрировало достаточную компетентность выпускника ФВСО и возможность использовать его в качестве руководителя ППО.
Деятельность медицинского руководителя и работа медицинского кабинета соответствует федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». Анализ помещения и оснащения показал, что помещение имеет площадь, освещение и оснащение, соответствующие гигиеническим и санитарным нормам, затребованным типовым положением. В ходе работы отмечено, что медсестра-менеджер планировала работу по обустройству кабинета, контролировала ход этой работы, заказывала все необходимое в соответствии с нормативами оснащение, принимала активное участие в подготовке кабинета к работе, что еще раз подтверждает уровень подготовки выпускника ФВСО как достаточный для данного вида деятельности.
При составлении штатного расписания определилась потребность в персонале с соответствующей подготовкой, создании критериев для отбора кадров. Такую работу менеджер - руководитель ППО может выполнять.
Анализ роли руководителя сестринским персоналом ППО выявил ее соответствие компетенциям выпускника ФВСО. Однако обнаружилось коренное противоречие между его способностью к выполнению функций, обязательных для должности руководителя ППО, и законодательно закрепленной за выпускником ФВСО возможностью занимать эту должность. Существует ППО, деятельность которого и роль руководителя которого регламентирована положениями и нормативными актами. Одновременно существуют требования к руководителям этого пункта, соответствующие как количественным, так и качественным характеристикам выпускника ФВСО по специальности 040600 «Сестринское дело»; только законодательно не прописана должность, отвечающая всем вышеперечисленным критериям. То есть при организации ППО и последующем его плановом функционировании специалист по управлению сестринской деятельностью играет роль организатора процесса и вправе претендовать на должность руководителя пункта,
№ 5 2013
37
фессия: т е оърлтшшиштшмжтш&ш
однако для этого следует определить правовой статус этой должности.
Определен круг должностей, которые может занимать выпускник ФВСО, но в нормативно-правовой базе не указана должность «руководитель ППО». В Приказе МЗ РФ №337 она вообще не упоминается, а в Приказе МЗ РФ от 19.08.96 №249 приводятся должности специалистов со средним медицинским образованием, перечень которых прямо указывает на возможность занятия этой должности медсестрой либо фельдшером; прямо ни в одном из этих приказов такая должность не значится, хотя они не противоречат работе в этой должности выпускника ФВСО.
Итак, мы позволяем себе сделать следующие выводы:
• исследована работа по нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность ППО водителей автотранспортных средств, позволило определить рамки требований к территориальному расположению ППО, его структурному подчинению, пакету документов, необходимых для его формирования, лицензированию на право осуществления медицинской деятельности, материальному, техническому и документационному оснащению ППО и кадровому составу персонала, осуществляющего освидетельствование водителей; параллельно были получены данные, позволившие предположить, что менеджер сестринского дела в процессе организации ППО не только может играть роль исполнителя, но и реального руководителя здравпункта на предприятии;
• при анализе документации, необходимой для организации деятельности ППО на базе ССТ, был сформирован пакет документов для инициализации процесса лицензирования деятельности ППО; в ходе работы медсестра-руководитель принимала активное участие в формировании пакета документов и процедуре лицензирования ППО на территории предприятия «ССТ»; в результате данный пакет был сформирован при непосредственном участии и по заявкам организатора, что в очередной раз продемонстрировало достаточность компетенций выпускника ФВСО и возможность его использования в качестве руководителя ППО;
• анализ помещения и оснащения показал, что помещение имеет площадь, освещение и оснащение, соответствующие гигиеническим и санитарным нормам, согласно требованиям типового положения; медсестра-руководитель принимала активное участие
в подготовке кабинета к работе; это еще раз показало, что выпускник ФВСО готов к данному виду деятельности; • анализ роли руководителя сестринским персоналом в организации деятельности ППО выявил соответствие компетенций выпускника ФВСО требованиям, предъявляемым к должности руководителя ППО и фактической работе на данной должности; в то же время указали на коренное противоречие между способностью к выполнению функций, наполняющих должность руководителя ППО, и законодательно закрепленной за выпускником ФВСО возможностью занимать данную должность.
Рекомендации
Назрела необходимость в продолжении работы по исследованию с целью формирования пакета документов для пересмотра Приказа МЗ РФ от 27.08.99 №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». Следует включить должность руководителя здравпункта (пункта ППО) в перечень должностей, приведенных в Приказе МЗ РФ №337, что будет способствовать усовершенствованию и развитию сестринского дела в России.
Литература
1. Положение о лицензировании медицинской деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.02 №731).
2. Приказ Минздрава СССР «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» № 555 от 29.09.89, согласованный с Министерством внутренних дел, с учетом соответствующих приложений и дополнений Федерального закона о безопасности дорожного движения от 10.12.95.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело», квалификация «Менеджер».
THE ROLE OF A NURSING MANAGER IN ARRANGING THE ACTIVITY OF A PRE-TRIP EXAMINATION POINT FOR DRIVERS
N.V. Safina, A.S. Lutikov
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University The paper presents the results of studying the role of a nursing manager in setting up a pre-trip examination point (PEP) for motor vehicle drivers. The documentation required for the arrangement of medical activity of PEP at an enterprise.
Key words: road accident rates, nurses, pre-trip medical examinations, regulatory and legal framework.