Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУНКТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ'

РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУНКТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВАРИЙНОСТЬ НА ДОРОГАХ / МЕДСЕСТРЫ / NURSES / ПРЕДРЕЙСОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ / PRETRIP MEDICAL EXAMINATIONS / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK / ROAD ACCIDENT RATES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафина Е.В., Лутиков А.С.

Представлены результаты изучения роли менеджера сестринского дела в организации деятельности пункта предрейсового осмотра (ППО) водителей автотранспортных средств. Проанализированы документация, необходимая для организации медицинской деятельности ППО на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A NURSING MANAGER IN ARRANGING THE ACTIVITY OF A PRE-TRIP EXAMINATION POINT FOR DRIVERS

The paper presents the results of studying the role of a nursing manager in setting up a pre-trip examination point (PEP) for motor vehicle drivers. The documentation required for the arrangement of medical activity of PEP at an enterprise.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУНКТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ»

И [ Д I U п

о ф е с с i

я: теаии^мпаими—

© Е.В. Сафина, А.С. Лутиков, 2013

РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУНКТА ПРЕДРЕЙСОВОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ

Е.В. Сафина, А.С. Лутиков

Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова E-mail: mma.vso.kusd@gmail.com

Представлены результаты изучения роли менеджера сестринского дела в организации деятельности пункта предрейсового осмотра (ППО) водителей автотранспортных средств. Проанализированы документация, необходимая для организации медицинской деятельности ППО на предприятии.

Ключевые слова: аварийность на дорогах, медсестры, предрейсовые медицинские осмотры, нормативно-правовая база.

Аварийность на автотранспорте - одна из серьезнейших общегосударственных проблем. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) не только наносят серьезный экономический ущерб, вызванный повреждением транспортных средств, дезорганизацией транспортных перевозок и т.п., но и сопровождаются серьезными социальными последствиями: участники дорожного движения получают травмы, инвалидность и гибнут.

Для снижения аварийности на автотранспорте разработана единая комплексная государственная система обеспечения безопасности дорожного движения. Она предусматривает меры по улучшению качества автотранспорта и контролю за его техническим состоянием, созданию оптимальной организации транспортных потоков и т.д. Важную роль в повышении безопасности дорожного движения и снижении аварийности могут сыграть сами участники дорожного движения, в первую очередь -

водители автомототранспортных средств. Между тем на долю аварий, возникших по вине водителей, приходится в среднем до 25% всего их числа. Много ДТП возникают из-за ухудшения здоровья водителей, переутомления (в результате нарушения режима труда и отдыха), засыпания за рулем, внезапной смерти и других факторов, связанных с нарушением физического состояния, а соответственно - и со снижением надежности водителя. При этом 1/3 всех ДТП, возникших по вине водителей, совершается ими в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического).

Большое контрольное и общее превентивное значение для обеспечения безопасности на автотранспорте имеют периодические и текущие медицинские осмотры водителей. Периодические (как и предварительные, при поступлении на работу) медицинские осмотры обязательны для кандидатов в водители и водителей автомототранс-портных средств и проводятся силами медицинских работников в рамках специальных подразделений лечебно-профилактических учреждений (водительские медицинские комиссии). Это не противоречит деятельности медсестры-руководителя, занимающейся организацией предварительных осмотров водителей автотранспортных средств на предприятии Специальных систем и технологий (ССТ). Поэтому определение роли руководителя сестринской службы в организации и проведении предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств актуально как для организации, на базе которой проводится исследование, так и для других организаций подобного типа.

Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств регламентируется соответствующим типовым положением [2]. Для осуществления таких медицинских осмотров необходимо наличие работников, имеющих высшее или среднее медицинское образование, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предостав-

■иофасшивяи т е о р и я

ра кт

и к а

ляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего медицинского образования и стажа работы по лицензируемой деятельности [1].

Как видно из сказанного, данную должность может занимать не только врач, поскольку в прописанном требовании - «лица с высшим медицинским образованием» - нет ссылок на специальность. Выпускник факультета высшего сестринского образования (ФВСО) вполне может занимать эту должность [3].

Задачи работы: анализ нормативно-правовой базы по организации и стандартизации медицинской деятельности пункта предрейсового осмотра (ППО), документации, необходимой для организации медицинской деятельности ППО на предприятии, оснащения и помещения пункта ППО на базе предприятия «ССТ» и определение роли медсестры-руководителя в организации пункта ППО.

Были использованы наблюдательный, описательный и аналитический методы.

Согласно характеристике специальности 060109 «Сестринское дело», менеджер-выпускник по этой специальности подготовлен к решению таких задач, как: руководство сестринским персоналом и разработка управленческих решений по повышению эффективности работы организации; анализ работы и оценка потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения; определение потребности в изменениях в организации; составление программ нововведений и разработка плана мероприятий по их реализации; организация и проведение профилактических, оздоровительных мероприятий; диагностика экстренных, неотложных состояний и оказание неотложной медицинской помощи; самостоятельная работа с информацией (учебной, справочной, нормативной, научной) [2].

Изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ППО водителей автотранспортных средств, позволило определить рамки требований к: территориальному расположению ППО; его структурному подчинению; пакету документов, необходимых для его формирования; лицензированию на право осуществления медицинской деятельности; материальному, техническому и документационному оснащению ППО и кадровому составу персонала, осуществляющего освидетельствование водителей. Параллельно были получены данные, позволившие предположить, что менеджер сестринского дела организации ППО может играть роль не только исполнителя, но и реального руководителя здравпункта на предприятии.

Был проведен сравнительный анализ имеющихся документов; оформлены и заказаны недос-

тающие документы, необходимые для организации ППО на базе предприятия «ССТ»; в результате был сформирован пакет документов для инициализации процесса лицензирования деятельности ППО. В ходе работы медсестра-руководитель принимала активное участие в подготовке пакета документов и процедуре лицензирования ППО на территории предприятия «ССТ». В результате пакет документов был сформирован при непосредственном участии и по заявкам организаторов работы, что в очередной раз продемонстрировало достаточную компетентность выпускника ФВСО и возможность использовать его в качестве руководителя ППО.

Деятельность медицинского руководителя и работа медицинского кабинета соответствует федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». Анализ помещения и оснащения показал, что помещение имеет площадь, освещение и оснащение, соответствующие гигиеническим и санитарным нормам, затребованным типовым положением. В ходе работы отмечено, что медсестра-менеджер планировала работу по обустройству кабинета, контролировала ход этой работы, заказывала все необходимое в соответствии с нормативами оснащение, принимала активное участие в подготовке кабинета к работе, что еще раз подтверждает уровень подготовки выпускника ФВСО как достаточный для данного вида деятельности.

При составлении штатного расписания определилась потребность в персонале с соответствующей подготовкой, создании критериев для отбора кадров. Такую работу менеджер - руководитель ППО может выполнять.

Анализ роли руководителя сестринским персоналом ППО выявил ее соответствие компетенциям выпускника ФВСО. Однако обнаружилось коренное противоречие между его способностью к выполнению функций, обязательных для должности руководителя ППО, и законодательно закрепленной за выпускником ФВСО возможностью занимать эту должность. Существует ППО, деятельность которого и роль руководителя которого регламентирована положениями и нормативными актами. Одновременно существуют требования к руководителям этого пункта, соответствующие как количественным, так и качественным характеристикам выпускника ФВСО по специальности 040600 «Сестринское дело»; только законодательно не прописана должность, отвечающая всем вышеперечисленным критериям. То есть при организации ППО и последующем его плановом функционировании специалист по управлению сестринской деятельностью играет роль организатора процесса и вправе претендовать на должность руководителя пункта,

№ 5 2013

37

фессия: т е оърлтшшиштшмжтш&ш

однако для этого следует определить правовой статус этой должности.

Определен круг должностей, которые может занимать выпускник ФВСО, но в нормативно-правовой базе не указана должность «руководитель ППО». В Приказе МЗ РФ №337 она вообще не упоминается, а в Приказе МЗ РФ от 19.08.96 №249 приводятся должности специалистов со средним медицинским образованием, перечень которых прямо указывает на возможность занятия этой должности медсестрой либо фельдшером; прямо ни в одном из этих приказов такая должность не значится, хотя они не противоречат работе в этой должности выпускника ФВСО.

Итак, мы позволяем себе сделать следующие выводы:

• исследована работа по нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность ППО водителей автотранспортных средств, позволило определить рамки требований к территориальному расположению ППО, его структурному подчинению, пакету документов, необходимых для его формирования, лицензированию на право осуществления медицинской деятельности, материальному, техническому и документационному оснащению ППО и кадровому составу персонала, осуществляющего освидетельствование водителей; параллельно были получены данные, позволившие предположить, что менеджер сестринского дела в процессе организации ППО не только может играть роль исполнителя, но и реального руководителя здравпункта на предприятии;

• при анализе документации, необходимой для организации деятельности ППО на базе ССТ, был сформирован пакет документов для инициализации процесса лицензирования деятельности ППО; в ходе работы медсестра-руководитель принимала активное участие в формировании пакета документов и процедуре лицензирования ППО на территории предприятия «ССТ»; в результате данный пакет был сформирован при непосредственном участии и по заявкам организатора, что в очередной раз продемонстрировало достаточность компетенций выпускника ФВСО и возможность его использования в качестве руководителя ППО;

• анализ помещения и оснащения показал, что помещение имеет площадь, освещение и оснащение, соответствующие гигиеническим и санитарным нормам, согласно требованиям типового положения; медсестра-руководитель принимала активное участие

в подготовке кабинета к работе; это еще раз показало, что выпускник ФВСО готов к данному виду деятельности; • анализ роли руководителя сестринским персоналом в организации деятельности ППО выявил соответствие компетенций выпускника ФВСО требованиям, предъявляемым к должности руководителя ППО и фактической работе на данной должности; в то же время указали на коренное противоречие между способностью к выполнению функций, наполняющих должность руководителя ППО, и законодательно закрепленной за выпускником ФВСО возможностью занимать данную должность.

Рекомендации

Назрела необходимость в продолжении работы по исследованию с целью формирования пакета документов для пересмотра Приказа МЗ РФ от 27.08.99 №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». Следует включить должность руководителя здравпункта (пункта ППО) в перечень должностей, приведенных в Приказе МЗ РФ №337, что будет способствовать усовершенствованию и развитию сестринского дела в России.

Литература

1. Положение о лицензировании медицинской деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.02 №731).

2. Приказ Минздрава СССР «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» № 555 от 29.09.89, согласованный с Министерством внутренних дел, с учетом соответствующих приложений и дополнений Федерального закона о безопасности дорожного движения от 10.12.95.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело», квалификация «Менеджер».

THE ROLE OF A NURSING MANAGER IN ARRANGING THE ACTIVITY OF A PRE-TRIP EXAMINATION POINT FOR DRIVERS

N.V. Safina, A.S. Lutikov

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University The paper presents the results of studying the role of a nursing manager in setting up a pre-trip examination point (PEP) for motor vehicle drivers. The documentation required for the arrangement of medical activity of PEP at an enterprise.

Key words: road accident rates, nurses, pre-trip medical examinations, regulatory and legal framework.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.