Научная статья на тему 'Основные аспекты организации проведения пред- и послерейсовых медицинских осмотров в условиях поликлиники Москвы'

Основные аспекты организации проведения пред- и послерейсовых медицинских осмотров в условиях поликлиники Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
291
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДРЕЙСОВЫХ И ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ / ORGANIZATION OF MEDICAL EXAMINATION OF DRIVERS BEFORE AND AFTER JOURNEY / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / NORMATIVE LEGAL DATA BASE / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / PAID MEDICAL SERVICES / MEDICAL CERTIFICATION OF DRIVERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Арестова Анна Алексеевна

Описан алгоритм организации проведения преди послерейсовых медицинских осмотров водителей. Представлена историческая справка по совершенствованию нормативно-правовой базы. Приведены данные о роли предрейсовых осмотрах в разрезе платных медицинских услуг. Разработана модель организации преди послерейсовых осмотров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Арестова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FEATURES OF ORGANIZATION OF MEDICAL EXAMINATION OF DRIVERS BEFORE AND AFTER JOURNEY IN OUTPATIENTS CLINICS IN MOSCOW

Algorithm of organization of medical examination of drivers before and after journey is described. Historical data are presented on improving normative legal data base. Data are presented on the importance of medical examination of drivers before and after journey and the role of paid medical services in this field. Model of organization of medical examination of drivers before and after journey is developed.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты организации проведения пред- и послерейсовых медицинских осмотров в условиях поликлиники Москвы»

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕД- И ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКЛИНИКИ МОСКВЫ

А.А. Арестова

ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), Институт лидерства и управления здравоохранением, Москва, Россия ГБУЗ «Городская поликлиника № 210 ДЗМ», Москва, Россия

Описан алгоритм организации проведения пред- и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Представлена историческая справка по совершенствованию нормативно-правовой базы. Приведены данные о роли предрейсовых осмотрах в разрезе платных медицинских услуг. Разработана модель организации пред- и послерейсовых осмотров.

Ключевые слова: организация предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, нормативно-правовая база, медицинское освидетельствование водителей, платные медицинские услуги

THE MAIN FEATURES OF ORGANIZATION OF MEDICAL EXAMINATION OF DRIVERS BEFORE AND AFTER JOURNEY IN OUTPATIENTS CLINICS IN MOSCOW

A.A. Arestova

The first Moscow State Medical Sechenov University,

Institute of Leadership and Management in Public Health, Moscow, Russia

GBUZ «City hospital № 210 DZM», Moscow, Russia

Algorithm of organization of medical examination of drivers before and after journey is described. Historical data are presented on improving normative legal data base. Data are presented on the importance of medical examination of drivers before and after journey and the role of paid medical services in this field. Model of organization of medical examination of drivers before and after journey is developed.

Keywords: organization of medical examination of drivers before and after journey, normative legal data base, medical certification of drivers, paid medical services

В настоящее время проведение медицинского освидетельствования водителей является актуальной процедурой на рынке медицинских услуг. Рост числа организаций, осуществляющих транспортные перевозки обусловливает высокий спрос на данный вид медицинской деятельности.

Предрейсовый осмотр — необходимое обследование, которое должны ежедневно проходить водители всех видов автотранспорта.

Медицинские осмотры водителей проводятся в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196 «О безопасности дорожно-

го движения» [1] и являются обязательными для всех организаций (вне зависимости от вида собственности), которые имеют автотранспортные средства. Медицинские осмотры должны проводиться и тем сотрудникам организации, которые время от времени используют автотранспорт в служебных целях, но не являются водителями по основной должности.

Предрейсовый осмотр очень важен для выявления у водителей алкогольного или наркотического опьянения, а также ряда патологических состояний, вследствие которых водитель может представлять серьезную опасность для других участников движения. Повышенное артериальное давление, усталость и обострение каких-либо хронических заболеваний также являются противопоказаниями к выезду на рейс.

При наличии любого из вышеперечисленных состояний водитель не допускается к управлению автотранспортом, так как является потенциальной угрозой и может стать причиной автотранспортных происшествий.

Историческая справка. Впервые в СССР предрейсовые медицинские осмотры были введены указанием Министерства путей сообщения № 14763 от 24.05.1965 г. для водителей железнодорожного транспорта [2].

Проведение предрейсовых осмотров стало эффективной мерой по снижению автотранспортного травматизма, в связи с чем 06.09.1972 г. утвержден приказ Министра здравоохранения СССР от 06.09.1972 г. № 733-дсп [3], регламентирующий «Временные штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, организуемых при крупных автохозяйствах городов, являющихся республиканскими, краевыми и областными центрами, а также городов, являющихся крупными промышленными центрами, с количеством населения 500 тыс. человек для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспорта», и содержащий «Временную инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспорта», на основании которой водители автомобилей стали проходить предрейсовые осмотры.

Введение приказа позволило снизить количество дорожно-транспортных происшествий, и для упорядочения организации осмотров, Минздравом СССР был издан новый приказ от

09.08.1974 г. № 733 «Об организации фельдшерских здравпунктов при автотранспортных предприятиях для проведения предрейсовых осмотров водителей автотранспорта» [4]. Приказ включал в себе штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов и Инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Помимо снижения количества автотранспортных происшествий, проведение предрейсовых осмотров водителей имело и высокую экономическая эффективность, что и предопределило дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере. 03.04.1981 г. был издан приказ Минздрава СССР № 350 «О здравпунктах при автотранспортных предприятиях и предприятиях связи» [5], который регламентировал обязательное проведение предрейсовых медицинских осмотров на крупных автотранспортных предприятиях.

Позднее и более мелкие предприятия начали проводить предрейсовые осмотры за счет собственных средств.

Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» [6] и методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)» стали новой «вехой» в развитии организации предрейсовых осмотров. Настоящие Методические рекомендации включали в себя «Типовое положение об организации предрейсо-вых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» и «Примерную программу подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств». В данных документах более четко определялись критерии обучения специалистов и организации осмотров в целом.

Организация проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров. В настоящее время основными документами, регламентирующими проведение пред- и послерейсовых медицинских осмотров являются Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [1] и письмо Минздрава России

от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрей-совых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» [7], согласно которым проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей является обязательным для осуществления деятельности всех организаций, имеющих транспортные средства. Если организация занимается перевозкой пассажиров или багажа, то осмотр должен быть не только предрейсовый, но и после-рейсовый (пункт 4 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения») [1].

Организация, чьи сотрудники подлежат прохождению предрейсовых медицинских осмотров, имеет возможность самостоятельно получить лицензию на данный вид медицинского освидетельствования, при наличии в штате медицинского работника. Этот вариант достаточно трудоемкий и экономически не всегда выгоден, особенно при наличии небольшого числа водителей в организации. Гораздо более просто и удобно — заключение договора между организацией, осуществляющей транспортные перевозке и медицинской организаций, имеющей лицензию на данный вид деятельности, например поликлиникой.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность по осуществлению пред- и послерей-совых осмотров водителей должна быть обязательно лицензирована [8]. Пункт 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 также гласит, что пред- и послерейсовые медицинские осмотры отнесены к услугам медицинской деятельности, которые подлежат лицензированию. Организации (юридические лица), эксплуатирующие транспортные средства на территории Российской Федерации, обязаны организовывать и проводить пред- и послерейсовые медицинские осмотры водителей с обязательным привлечением медицинского работника, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [1].

В условиях поликлиники организация проведения пред- и послерейсовых осмотров не представляет сложности при наличии медицинского работника, освоившего 36-часовую Программу

подготовки медицинского персонала по вопросам проведения пред- и послерейсовых, а также текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, которую можно пройти в наркологических диспансерах или больницах, в соответствии с требованиями Методических рекомендаций [7].

Проведение пред- и послерейсовых осмотров в ГБУЗ «Городская поликлиника № 210 ДЗМ» составляет около 10% от всех видов оказываемых платных медицинских услуг. В основном договора заключаются с организациями, имеющими в своем штате от 5 до 15 водителей транспортных средств. Средний возраст водителей 30—45 лет.

Кабинет, предназначенный для проведения предрейсовых осмотров, должен быть оснащен в соответствии с приложением № 2 Письма Минздрава России от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» [7] и обязательно содержать алкометр, сертифицированный на территории РФ, и экспресс-тесты для определения наркотических веществ в биологических жидкостях (например в моче) (таблица). Врач (фельдшер), проводящий предрейсовый осмотр, собирает анамнез у водителя автотранспорта, измеряет давление и пульс, определяет наличие алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических жидкостях.

Медицинскими работниками, которые имеют право проводить предрейсовый медицинский ос-

Примерный перечень оснащения кабинета для проведения пред- и послерейсовых осмотров

Оборудование Стоимость (руб.)

Алкометр 15 000—18 000

Одноразовые мундштуки для алко-метра (100 шт.) 1200—1500

Тест-полоски для определения наркотических веществ в моче (100 шт.) 1800—2000

Кушетка медицинская 3500—4500

Прибор для измерения артериального давления 900—1500

Стетофонендоскоп 400—800

Термометр 50—100

Журнал регистрации водителей 10—50

Итого 22 860—28 450

мотр водителей, согласно письму Минздрава России от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О пред-рейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» [7], могут быть не только врачи, но и фельдшеры, медицинские сестры и другой медицинский персонал, прошедший специальное обучение по Программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения пред-, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, и получивший сертификат. Перечень навыков для получения сертификата на данный вид деятельности регламентирован приложением № 8 к приказу Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» [9]. Перед заключением договора на проведение пред- и послерейсовых осмотров организация направляет в медицинскую организацию официальный запрос на предоставление коммерческого предложения. После получения ответа и согласования стоимости услуг заключается договор. Средняя стоимость предрейсовых осмотров в Московском регионе колеблется от 100 до 250 руб. за разовый осмотр одного водителя.

Договор, помимо типовых положений, должен включать в себя количество и периодичность проводимых медицинских осмотров, список водителей, подлежащих медицинским осмотрам, а также стоимость медицинского осмотра одного водителя.

Медицинская организация ежемесячно предоставляет организации итоги пред-, послерей-совых медицинских осмотров водителей с анализом причин отстранения от работы водителей, указанными в Журнале проведения предрейсо-вых осмотров. Журнал заполняется при каждом осмотре и должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью медицинской организации и храниться в кабинете у медицинского работника, проводящего пред- и послерейсовые осмотры.

В конце каждого месяца, в котором оказывались услуги по договору, медицинская организация подготавливает и направляет организации для подписания Акт приема-сдачи оказанных услуг.

В договоре необходимо указать, в какое время водители могут пройти медицинские осмотры. Каждый водитель при себе должен иметь путевой лист, в котором впоследствии, при удовлет-

ворительном состоянии здоровья водителя, проставляется штамп «Предрейсовый осмотр прошел» с обязательным указанием даты и времени осмотра и наличием подписи медицинского работника, проводившего осмотр.

Осмотр каждого водителя производится перед началом рабочей смены, а для работников старше 55 лет и после рабочей смены, в связи с наличием у водителей старшей возрастной категории большего числа хронических заболеваний. В случае выявления состояний, не допустимых для выхода в рейс, водитель не допускается к управлению автотранспортным средством.

Водители не допускаются к управлению автотранспортными средствами при положительной пробе на алкоголь, наркотические, психотропные и лекарственные вещества [1].

Если по результату проведенного медицинского осмотра были выявлены признаки алкогольного или наркотического опьянения, медицинский работник оформляет протокол контроля трезвости установленной формы в двух экземплярах (согласно приложению 3 к Методическим рекомендациям) [7]. Один экземпляр протокола остается у медицинского работника, второй — выдается руководителю организации, в которой трудоустроен водитель.

В случае если водитель не был допущен к рейсу в связи с утомлением или обострением хронических заболеваний, водителю выдается заключение с подписью медицинского работника, проводившего осмотр. В данном заключении указываются время отстранения от рейса и информация о выявленных причинах болезни. Впоследствии водитель направляется к дежурному врачу поликлиники, который принимает окончательное решение о предоставлении листа нетрудоспособности.

Если же медицинский работник выявляет признаки алкогольного или наркотического опьянения, то он составляет акт о нахождении водителя на рабочем месте в нетрезвом состоянии.

Если после проведенных исследований медицинский работник точно не может диагностировать алкогольное или наркотическое опьянение, то водитель в обязательном порядке направляется в специализированную медицинскую организацию (диспансер) для проведения повторного врачебного медицинского освидетельствования.

Модель организации предрейсовых и послерей-совых осмотров

Для проведения обследования водителя на предмет содержания в организме наркотических веществ необходимо его согласие, которое должно быть оформлено в письменной форме. Пред-и послерейсовые медицинские осмотры проводятся в одном и том же порядке за исключением того, что в последнем случае водителю уже не выдается путевой лист. Для водителей, имеющих хронические заболевания, послерейсовый контроль также необходим для того, чтобы предотвратить обострение болезни и своевременно принять необходимые меры. В ГБУЗ «ГП № 210 ДЗМ» разработана простая и удобная модель по организации пред- и послерейсовых осмотров (рисунок).

Таким образом, проведение пред- и послерей-совых осмотров водителей может занимать существенную часть в перечне доходов медицинс-

кой организации (поликлиники), в связи с невысокой стоимостью оборудования для оснащения кабинета, небольшим временем обучения специалиста по данному виду медицинской деятельности, а также высоким действующим спросом на рынке медицинских услуг. Предрейсовые осмотры — важная составляющая профилактики дорожно-транспортных происшествий и производственного травматизма. Это особенно актуально сейчас, когда высокая напряженность дорожно-транспортного движения диктует самые высокие условия к состоянию здоровья водителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196 от 10.12.1995 г. Доступно по: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/. Ссылка активна на 05.04.2017.

2. Указание Министерства путей сообщения № 14763 от 24.05.1965 г. Доступно по: http://zakonbase.ru/content/ part/141968. Ссылка активна на 10.05.2017.

3. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 06.09.1972 № 733-дсп. Доступно по: http://zakonbase.ru/ content/base/64828?print=1. Ссылка активна на 10.05.2017.

4. Приказ Министерства здравоохранения СССР № 733 «Об организации фельдшерских здравпунктов при автотранспортных предприятиях для проведения пред-рейсовых осмотров водителей автотранспорта» от 09.08.1974. Доступно по: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=7886#0. Ссылка активна на 10.05.2017.

5. Приказ Министерства здравоохранения СССР № 350 «О здравпунктах при автотранспортных предприятиях и предприятиях связи» от 03.04.1981 г. Доступно по: http://base.garant.ru/4171440/. Ссылка активна на 10.05.2017.

6. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». Доступно по: http:// base.garant.ru/5181362/. Ссылка активна на 10.05.2017.

7. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». Доступно по: http://zakonbase.ru/content/base/61670. Ссылка активна на 10.05.2017.

8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32841/. Ссылка активна на 10.05.2017.

9. Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения». Доступно по: http://base.garant.ru/12131859/. Ссылка активна на 10.05.2017.

Поступила 22.05.2017 Принята к опубликованию 13.06.2017

REFERENCES

1. Federal law «On road safety» No. 196 dated 10.12.1995 G. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8585/. Accessed on 05.04.2017.

2. A note from the Ministry of Railways No. 14763 from 24.05.1965 g Available at: http://zakonbase.ru/content/part/ 141968. Accessed on 10.05.2017.

3. Order of the Ministry of health of the USSR from 06.09.1972. N 733-DSP. Available at: http://zakonbase.ru/ content/base/64828?print=1. Accessed on 10.05.2017.

4. Order of the Ministry of health of the USSR N 733 «On the organization of medical and health centers with transport companies to conduct pre-trip examinations of drivers of vehicles» from 09.08.1974. Available at: http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=7886#0. Accessed on 10.05.2017.

5. Order of the Ministry of health of the USSR No. 350 «On health posts at the motor transportation enterprises and the

enterprises of connection» from 03.04.1981 G. Available at: http://base.garant.ru/4171440/. Accessed on 10.05.2017.

6. The order of Ministry of health of the USSR dated 29.09.1989 No. 555 «About perfection of system of medical inspections of workers and drivers of individual vehicles». Available at: http://base.garant.ru/5181362/. Accessed on 10.05.2017.

7. Letter of the Ministry of health of the Russian Federation of 21.08.2003, No. 2510/9468-03-32 «On pretrip medical examinations of drivers of vehicles». Available at: http:// zakonbase.ru/content/base/61670. Accessed on 15.06.2017.

8. Federal law of 08.08.2001 N 128-FZ «On licensing certain types of activities». Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_32841/. Accessed on 10.05.2017.

9. The order of the MoH of Russia from 14.07.2003 N 308 «Medical examination for intoxication». Available at: http:// base.garant.ru/12131859/. Accessed on 10.05.2017.

Received 22.05.2017 Accepted 13.06.2017

Сведения об авторе:

Арестова Анна Алексеевна — заведующий отделением платных медицинских услуг ГБУЗ «ГП № 210 ДЗМ», аспирант ВШУЗ института лидерства и управления здравоохранением ГБОУ ВПО Первый МГМУ 115211, Каширское шоссе, д. 57, корп. 1. Тел. 8 (495) 344-70-48. E-mail. arestova@gp210dzm.ru.

About the author:

Arestova Anna A. — Head of the Department of Paid Medical Services, GPBU «GP No 210 DZM», graduate student of the graduate school of health management First MSMU n.a. I.M. Sechenov. 115211, Kashirskoe sh., 57/1. Tel. 8 (495) 344-70-48. E-mail. arestova@gp210dzm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.