мического ущерба от ДТП в условиях постоянного роста автомобилизации, необходимо непрерывное развитие государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения путём поэтапной реализации долгосрочной федеральной и региональных целевых программ повышения БДД в России. Как
показывает зарубежный опыт, использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте парка автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4-8%, сокращения количества происшествий с травматизмом на 2%.
Библиографический список
1. Официальный сайт ГИБДД МВД России. URL: http://www.gibdd.ru
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат России). URL: http://www.gks.ru
3. Официальный сайт СТАТИСТИКА.ру: Госкомстат, Росстат и государственные службы статистики РФ. URL: http://www. statistika.ru
4. Официальный сайт Федерального государственного учреждения «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». URL: http://www.fcp-pbdd.ru
5. Официальный портал Иркутской области. URL: http://www.irkobl.ru
УДК 656.13.072
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ЛЕГКОВЫМИ ТАКСИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.Н. Якунин1, Н.В. Якунина2
Оренбургский государственный университет, 460352, г.Оренбург, пр.Победы,13.
Рассмотрено нормативно-правовое регулирование перевозок пассажиров легковыми такси в Оренбургской области, содержащееся в региональном законе «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Оренбургской области» от 2 марта 2010 года за № 3430/792-IV- ОЗ. Ил. 3. Библиогр.14 назв.
Ключевые слова: перевозка пассажиров; легковые такси; нормативно-правовое регулирование; органы управления автомобильным транспортом; технологическая подготовленность перевозчиков.
LEGAL REGULATION OF PASSENGER TRANSPORTATION BY TAXI IN ORENBURG REGION N.N. Yakunin, N.V. Yakunina
Orenburg State University,
13, Pobeda Av., Orenburg, 460352.
The article deals with the legal regulation of passenger transportation by taxicabs in the Orenburg region, contained in the regional law "On the organization of population transport service by taxicabs in the Orenburg region" from March 2, 2010 for № 3430/792-IV- ОЗ. 3 figures. 14 sources.
Key words: transportation of passengers; taxicabs; legal regulation; operating control of automobile transport; technological readiness of carriers.
Объём перевозок пассажиров легковыми такси составляет 6-9% от общего объёма перевозок всеми видами пассажирского транспорта и зависит от числа жителей в данном населённого пункте. По экспертным оценкам, только в Оренбурге этим видом пассажирского транспорта перевозится около 4 млн пассажиров в год при потребном количестве транспортных средств 1350 единиц. Фактическое их количество -более 3200 единиц. Подавляющая часть перевозчиков
осуществляет деятельность нелегально, не имеет необходимого правового, организационного и технологического обеспечения.
В настоящее время взаимодействие перевозчика, служб заказа легковых такси, в основном, сводится к сдаче в аренду водителю легкового такси, средств связи и получению за это вознаграждения. Сложившееся положение в сфере легковых такси не соответствует требованиям цивилизованного общества и обу-
1Якунин Николай Николаевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автомобильного транспорта, тел.: (3532) 756399, e-mail: Yakunin-N@Yandex.ru
Yakunin Nikolai, Doctor of technical sciences, Professor, Head of the Department of Automobile Transport, tel.: (3532) 756399, e-mail: Yakunin-N@Yandex.ru
2Якунина Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3532) 756399, e-mail: Yakunin-N@Yandex.ru
Yakunina Natalia, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Automobile Transport, tel.: (3532) 756399, e-mail: Yakunin-N@Yandex.ru
словливает существование, как минимум, двух социально значимых проблем, которые можно сформулировать следующим образом:
1. Низкий уровень безопасности и качества транспортного обслуживания населения.
2. Низкий уровень дохода бюджетов.
Для преодоления сложившейся негативной ситуации кафедрой автомобильного транспорта Оренбургского государственного университета разработан проект закона Оренбургской области «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Оренбургской области», принятый Законодательным собранием и утверждённый губернатором области 2 марта 2010 года за № 3430/792-!У- ОЗ.
Укрупнённая структура участников организации,
контроля и осуществления перевозок пассажиров легковыми такси и их функционал приведены на рис. 1.
В основу закона положены требования федеральных законов, постановлений Правительства РФ, других нормативно-правовых актов Федерального и регионального уровней, отражающих различные стороны деятельности легковых такси [1—14].
В соответствии с Законом Оренбургской области от 2.03.2010 г. № 3430/792ЧУ-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Оренбургской области» уполномоченный орган исполнительной власти региона в сфере организации транспортного обслуживания населения в пределах своей компетенции осуществляет решение следующих задач:
Рис. 1. Укрупнённая структура участников организации, контроля и осуществления перевозок пассажиров легковыми такси
- определяет направления, способы развития и совершенствования организации перевозок пассажиров легковыми такси;
- подготавливает предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы;
- организует взаимодействие органов местного самоуправления, транспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров легковыми такси, органов по сертификации на автомобильном транспорте, взаимодействует с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обществами, общественными организациями, ассоциациями, отраслевыми объединениями, союзами автомобильных перевозчиков для решения вопросов по обеспечению качества и безопасности обслуживания пассажиров легковыми такси.
В соответствии с действующей нормативно-правовой базой федерального и регионального уровней органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны:
- создавать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовывать транспортное обслуживание населения легковыми такси;
- совместно с перевозчиками изучать спрос населения на перевозки пассажиров легковыми такси на территории муниципального образования;
- вести учёт перевозчиков пассажиров легковыми такси, служб заказа легковых такси;
- оказывать содействие в работе диспетчерских пунктов, служб заказа и стоянок легковых такси на территории муниципального образования;
- принимать меры по обеспечению безопасности перевозок пассажиров в пределах своей компетенции, предусмотренных действующим законодательством и нормативно-технической документацией;
- определять способы развития и совершенствования организации перевозок пассажиров легковыми такси;
- совместно с перевозчиками определять потребность в стоянках легковых такси, местах размещения и способах организации их работы и принимать решение об их создании;
- взаимодействовать с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с обществами, общественными организациями, ассоциациями, отраслевыми объединениями, органами по сертификации на автомобильном транспорте и союзами автомобильных перевозчиков для решения вопросов, связанных с качеством и безопасностью обслуживания пассажиров легковыми такси;
- обеспечивать контроль за содержанием и использованием стоянок легковых такси;
- координировать работу межведомственных транспортных комиссий муниципальных образований.
Согласно рассматриваемому Закону перевозчики обязаны:
- организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность до-
рожного движения и высокое качество перевозок пассажиров легковыми такси;
- соблюдать и контролировать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- обеспечивать исправное техническое состояние автомобилей;
- разрабатывать и утверждать экономически обоснованные тарифы на перевозки пассажиров легковыми такси;
- обеспечивать проведение предрейсового и по-слерейсового контроля технического и санитарного состояния автомобилей, предрейсового и послерей-сового медицинского осмотра водителей;
- принимать на работу водителей, соответствующих квалификационным требованиям, имеющих стаж управления автомобилем не менее трёх лет, умеющих ориентироваться в соответствующем населённом пункте, и оформлять с ними трудовые отношения в соответствии с требованиями трудового законодательства;
- осуществлять инструктаж, стажировку и повышение профессионального мастерства водителей;
- контролировать опрятный внешний вид водителей, либо устанавливать униформу для водителей;
- оснащать автомобили оборудованием, приборами, необходимыми для осуществления перевозок пассажиров легковыми такси;
- обеспечивать водителей путевыми листами установленного образца, осуществлять их оформление и учёт в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов;
- вести учёт нарушений правил дорожного движения, допущенных водителями;
- принимать меры по устранению причин, вызвавших жалобы пассажиров, а также по устранению выявленных недостатков;
- обеспечивать соблюдение прав пассажиров как потребителей автотранспортных услуг в соответствии с действующим законодательством;
- требовать соблюдения водителями и службами заказа легковых такси правил ведения радиообмена;
- обеспечивать водителей Журналом культуры обслуживания пассажиров, контролировать их наличие, вносить в них записи о допущенных нарушениях и принимать меры по внесённым записям;
- не допускать к управлению легковыми такси водителей:
а) не прошедших в установленном порядке обязательный предварительный (при поступлении на работу), периодические (в течение трудовой деятельности), предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- не выпускать на линию легковые такси:
а) переоборудованные без соответствующего разрешения;
б) не зарегистрированные в установленном порядке;
в) не прошедшие государственный технический осмотр;
г) имеющие неисправности, при которых запрещается их эксплуатация;
д) имеющие внешние повреждения;
е) находящиеся в ненадлежащем санитарно-гигиеническом состоянии;
- устанавливать нормы перевозки ручной клади (багажа).
Служба заказа легковых такси должна иметь:
- свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;
- договоры с перевозчиками пассажиров легковыми такси.
Служба заказа легковых такси обязана регистрировать принятые к исполнению заказы.
Закон регламентирует требования к стоянкам легковых такси. Места их размещения определяются органами местного самоуправления муниципального образования по согласованию с органами ГИБДД с учётом расположения социально значимых объектов и спроса населения на перевозки пассажиров легковыми такси.
Кроме того, Закон регламентирует требования к составляющим названных подсистем - водителям и подвижному составу легковых такси.
Для безопасных и качественных перевозок пассажиров водитель должен соответствовать следующим требованиям:
- стаж управления автомобилем категории «В» не менее трёх лет;
- прохождение обучения и стажировок в соответствии с действующим законодательством и нормативно-технической документацией;
- умение ориентироваться в населённом пункте.
Водителям легкового такси не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами.
При оказании услуг по перевозке пассажиров водитель должен:
- иметь путевой лист;
- соблюдать установленные действующим законодательством порядок и условия перевозки пассажиров, по требованию пассажиров предоставлять оборудованное в установленном порядке место для перевозки детей;
- перевозить пассажиров, количество которых не должно превышать нормы вместимости, предусмотренной технической характеристикой автотранспортного средства;
- содержать салон подвижного состава в чистоте:
- соблюдать нормы общения, правила поведения в общественных местах и культуру обслуживания;
- иметь опрятный внешний вид, соответствующий деловому стилю, либо соблюдать введённую униформу.
Подвижной состав, используемый в качестве легковых такси, должен быть технически исправным и иметь:
- не более восьми мест для сидения, исключая место водителя;
- левостороннее расположение рулевого управления;
- талон о прохождении технического осмотра сроком действия не более шести месяцев.
Для опознаваемости в транспортном потоке автомобили, используемые в качестве легковых такси, должны иметь на крыше автомобиля фонарь оранжевого цвета, соответствующий действующей нормативно-технической документации. В целях индивидуализации допускается нанесение на боковые поверхности кузова автомобиля эмблемы перевозчиков, номеров телефонов перевозчиков и службы заказа легковых такси.
В легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются заказчику по его требованию.
Приведённые требования состоят из двух основных подсистем. К первой подсистеме отнесены требования нормативно-правового характера, ко второй -нормативно-технического. Требования первой подсистемы традиционны. Введение второй вызвано действием Федерального Закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который выдвигает в качестве принципов стандартизации добровольность применения стандартов, а также обеспечение условий для единообразного их применения [7]. Эти принципы послужили основным условием для придания нормативно-правового статуса разработанным на протяжении длительного времени государственным, отраслевым стандартам, правилам, положениям, рекомендациям и другим нормативно-техническим документам в области организации и осуществления перевозок пассажиров легковыми такси, технической эксплуатации подвижного состава.
Особенностью рассматриваемого Закона является то, что в нём особое внимание уделено подготовленности перевозчика к осуществлению транспортного процесса, являющейся технологическим базисом для наиболее полного, безопасного и качественного удовлетворения потребностей населения в перевозках. Кроме того, в Законе предусмотрено документацион-ное сопровождение деятельности легковых такси, предусмотрены формы независимого добровольного контроля не только подготовленности перевозчиков к осуществлению транспортного процесса, но и процедуры выполнения услуги. Для этого в законе содержатся требования по номенклатуре основных документов, которыми должен обладать перевозчик. А именно:
- свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;
- копия уведомления, направленного уполномоченному Правительством Российской Федерации фе-
деральному органу исполнительной власти, о начале перевозок пассажиров легковыми такси и документ о его отправке;
- документы, подтверждающие право собственности или право пользования автомобилями в качестве легковых такси;
- документы, подтверждающие поддержание автомобилей в исправном техническом состоянии на производственно-технической базе, имеющей сертификат соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, а также документы, подтверждающие регулярность пред-рейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей;
- документы, подтверждающие наличие в структуре перевозчика медицинских работников, обученных в установленном порядке, для предрейсового и после-рейсового медицинского осмотра водителей, или наличие договора на оказание таких услуг с учреждением здравоохранения, а также документы, свидетельствующие о регулярном характере предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей;
- документы, подтверждающие соблюдение установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, а также отражающие оформление и учёт путевых листов.
Наименование, формы и правила использования документов, не урегулированные федеральным законодательством, предусматривается установить правовым актом Правительства Оренбургской области.
Другой особенностью рассматриваемого Закона является дополнительная взаимная увязка его основных положений, реализация которой может обеспечить существенное повышение безопасности и качества перевозок пассажиров легковыми такси. Такое
заключение является следствием того, что изменились принципы управления экономикой в стране: административное управление исчезло, рыночное управление развивается. В этой связи одним из наиболее важных является вопрос о способах реализации нормативно-правовых требований. Для этого в рассматриваемом Законе потребовалось конкретизировать механизмы применения требований, создать новое, дополнительное алгоритмическое и методическое обеспечение взаимодействия этих норм.
Актуальность совершенствования таких механизмов подтверждается ещё и тем, что деятельность легковых такси не подлежит лицензированию, а разрешение о начале деятельности носит уведомительный характер. В этих условиях предусматривается, что перевозчики могут иметь сертификат соответствия на услуги по перевозкам пассажиров в системе добровольной сертификации на автомобильном транспорте Министерства транспорта Российской Федерации. В этой связи в рассматриваемом Законе сертификации услуг по перевозке пассажиров придан важный социально-экономический статус, состоящий в том, что наличие у перевозчика такого сертификата:
1) документально подтверждает выполнение перевозчиком требований Закона в отношении технической и технологической частей организации транспортного процесса;
2) является основанием для возобновления деятельности перевозчика после её приостановления в результате государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении технической и технологической частей организации транспортного процесса;
3) равнозначно заключению экспертной организации в сфере перевозок пассажиров автомобильным
Эакйнкщвтаг ьная База РФ
Правовые, оргаишэцнонно-текиимеские и т-ехнапотчесние норчэтивы в отрасли* зточобигьногс транспорта
Зьшлщзеп илы-шя бала субъектов РФ
Правовые, ортяниэа^о^го-техничскне и технологические иорчагтивы хоийстаучщргю субъекта
Рис. 2. Структура целевых нормативов на автомобильном транспорте
транспортом, привлекаемой при государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
Важное значение сертификации подтверждается ещё и тем, что государственные отраслевые стандарты, правила, положения на автомобильном транспорте в системе сертификации носят обязательный, а не рекомендательный характер. Это означает, что для системы сертификации по-прежнему справедлива многоуровневая система целевых нормативов (ЦН) (рис. 2). Правовые, организационно-технические и технологические нормативы хозяйствующего субъекта строятся на базе целевых нормативов более высокого уровня и должны развиваться в направлении учёта фактических условий организации процесса перевозок пассажиров легковыми такси.
Методология контроля подготовленности перевозчиков к качественным и безопасным перевозкам пассажиров методами сертификации укрупнённо приведена на рис. 3 и состоит в следующем. Система сертификации услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, в том числе легковыми такси, базируется на системе целевых нормативов, условно объединённых в блок целевых нормативов (БЦН).
Реализация требований БЦН посредством сертификации услуг легковых такси способна обеспечить требуемые показатели безопасности и качества перевозок пассажиров. Однако в современных условиях
требуемого уровня безопасности и качества перевозок недостаточно, его необходимо повышать. Для этого действующий БЦН должен развиваться по многим направлениям, в том числе в направлении разработки новых требований к организации перевозок пассажиров легковыми такси, к автомобилю в эксплуатации, к системам технической эксплуатации автомобилей. Источником такого развития являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), результаты которых могут быть закреплены правовой нормой, например, в виде анализируемого Закона, что иллюстрируется схемой движения по пути "НИОКР - БЦН - сертификация услуг легковых такси".
Согласно выполненному анализу сертификация услуг по перевозке пассажиров легковыми такси является эффективным механизмом для оценки подготовленности перевозчиков к осуществлению безопасной и качественной перевозки пассажиров легковыми такси.
Кроме того, существующие формы государственного контроля за безопасностью этого вида перевозок, прежде всего ГИБДД, могут быть усилены на базе более полного и конкретного определения методов и средств, приведённых в рассматриваемом Законе.
В Законе предусмотрено, что все участники рынка должны находиться в правовом поле, быть зарегистрированными в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, иметь трудовые,
Рис. 3. Схема методологии контроля подготовленности перевозчиков к качественным и безопасным перевозкам пассажиров
партнёрские отношения, оформленные должным образом, т. е. работать по «белой» прозрачной схеме.
В качестве меры по преодолению ситуации является ещё и усиление ответственности за исполнение существующих требований, в том числе за счёт ужесточения мер административной ответственности к нарушителям, прежде всего, занимающимся нелегальным извозом.
Приведённые доводы убеждают в высокой актуальности Закона. Он позволяет муниципальным образованиям Оренбургской области при организации транспортного обслуживания населения легковыми такси аргументированно и целенаправленно совершенствовать этот вид деятельности, а в целом по региону удастся повысить безопасность и качество, преодолеть хаотичность деятельности легковых такси.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.
5. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
6. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
7. Федеральный Закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
8. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимате-
лей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
10. Правила дорожного движения, утв. Постановлением Правительства Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090.
11. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02. 2009 г. № 112.
12. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждено приказом Минтранса России от 20.08.2004 г. № 15, зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 01.11.2004 г. № 6094.
13. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 г. № 152.
14. Закон Оренбургской области от 01.10.2003 г. № 489/55-111-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области».