Научная статья на тему 'Влияние подготовленности перевозчика на качество услуг пассажирского автомобильного транспорта'

Влияние подготовленности перевозчика на качество услуг пассажирского автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ ЛЕГКОВЫМИ ТАКСИ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА / УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ЛЕГКОВЫМИ ТАКСИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якунин Николай Николаевич, Котов Виталий Валерьевич, Якунина Наталья Владимировна

Статья посвящена системе показателей качества обслуживания населения легковыми такси, определённых на базе известных показателей с учётом мнений пассажиров легковых такси; установлено существенное влияние показателей подготовленности перевозчика, определённых на основе мнений специалистов автомобильного транспорта, к осуществлению транспортного процесса на показатели качества обслуживания пассажиров легковыми такси, позволившее обосновать необходимость разработки усовершенствованной модели организации перевозок пассажиров легковыми такси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Якунин Николай Николаевич, Котов Виталий Валерьевич, Якунина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние подготовленности перевозчика на качество услуг пассажирского автомобильного транспорта»

CONTROL SYSTEM OF THE LOAD-LIFTING CRANE WITH THE TELESCOPIC ARROW AND THE HYDRAULIC ACTUATOR

Yu. B. Tikhonov

The item drive of the load-lifting crane with a telescopic arrow and a hydraulic actuator with management on three coordinates is considered.

Тихонов Юрий Борисович - канд. техн. наук, доцент Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - проблемы автоматизации и повышения производительности грузоподъемных машин. Имеет 17 опубликованных работ. Е: mail: [email protected].

УДК 656.13

ВЛИЯНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА НА КАЧЕСТВО УСЛУГ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Н. Н. Якунин, В. В. Котов, Н. В.Якунина

Аннотация. Статья посвящена системе показателей качества обслуживания населения легковыми такси, определённых на базе известных показателей с учётом мнений пассажиров легковых такси; установлено существенное влияние показателей подготовленности перевозчика, определённых на основе мнений специалистов автомобильного транспорта, к осуществлению транспортного процесса на показатели качества обслуживания пассажиров легковыми такси, позволившее обосновать необходимость разработки усовершенствованной модели организации перевозок пассажиров легковыми такси.

Ключевые слова: показатели качества обслуживания пассажиров легковыми такси, система показателей качества, подготовленность перевозчика к осуществлению транспортного процесса, усовершенствованная модель организации перевозок пассажиров легковыми такси.

Пассажирский автомобильный транспорт является инфраструктурной отраслью и в этой связи невозможно переоценить его влияние на жизнь общества и экономики страны. Вместе с тем, состояние организации перевозок пассажиров далеко от оптимального, что обусловливает низкое качество перевозок, прежде всего низкую безопасность участников дорожного движения.

Основой деятельности хозяйствующего субъекта на пассажирском автомобильном транспорте является модель автотранспортной деятельности, содержащаяся в существующей нормативно правовой и нормативно технической базе федерального, регионального, муниципального уровней. Эта модель содержит признаки открытой системы: много-уровневость; распределение компетенций, прав, обязанностей, ответственности каждого уровня управления; преемственность такого распределения; делегирование права конкретизации компетенций от вышестоящего уровня управления к нижестоящему уровню. С учётом этого сложилось избыточное разнооб-

разие методов и форм организации транспортного обслуживания населения с множеством негативных реализаций, преодолеть которое можно за счёт совершенствования модели автотранспортной деятельности.

Такое совершенствование должно быть направлено на усиление роли подготовленности перевозчика при организации транспортного процесса. Под подготовленностью понимается комплекс состояний структуры перевозчика, способных обеспечить транспортный процесс в соответствии современным требованиям по показателям качества, прежде всего безопасности. Во время становления рынка роль подготовленности была ослаблена. Основным мотивом такого ослабления явилось предположение о чрезмерной регламентации мер по её выполнению, а также заблуждение о том, что рыночные отношения, прежде всего конкуренция на рынке транспортных услуг, способны без участия организаторов транспортного процесса обеспечить высокое качество. Необходимо отметить, что подготовленность к транспортному процессу регламенти-

рована на федеральном уровне, однако данная модель не в полной мере отвечает требованиям безопасности и качества перевозок.

Существующая система показателей качества транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом носит общий характер и должна быть конкретизирована с учётом вида перевозок пассажиров и багажа: регулярных перевозок; перевозок легковыми такси. Кроме того, необходимо оценить влияние подготовленности перевозчика к осуществлению транспортного процесса на эти показатели и, с учётом этого, усовершен-

ствовать модель организации перевозок пассажиров, например легковыми такси.

Конкретизация показателей качества транспортного обслуживания населения и оценка влияния подготовленности перевозчика к осуществлению транспортного процесса на эти показатели осуществлена на примере организации транспортного обслуживания населения легковыми такси. Для этого использованы методы совместного решения дерева целей и дерева систем [1], экспертных оценок, теории нечетких множеств. На рисунке 1 приведено полученное дерево целей и дерево систем.

Ц° 1

I I I ц'т 1 1 1

I I I

с"

Рис. 1. Дерево целей и дерево систем.

Согласно результатам опроса представительной выборки пассажиров легковых такси в городе Оренбурге, определены показатели, составляющие дерево целей, а также оценены степени влияния этих показателей на подцели и на генеральную цель.

Генеральной целью является качество пе-

2 О

ревозок пассажиров легковыми такси - 2 . Генеральная цель содержит три подцели: безопасность 2 транспортного процесса;

своевременность 202оказания услуги; ком-

фортность 20зтранспортного процесса. К

показателям безопасности 2транспортного процесса отнесены: соблюдение правил дорожного движения 20ц; страхование ответственности 2002 К безопасность транспортного средства 200з. К показателям

своевременности 202 оказания услуги: прибытие к месту заказа в указанное время

2021К умение ориентироваться в населенном пункте 2022 К предложение альтернативных вариантов маршрута движения 202з. К

показателям комфортности 20з транспортного процесса: опрятный внешний вид водителя 2031 к чистота салона и кузова автомобиля 2032 К помощь в погрузке-разгрузке багажа 20ззк обоснованная стоимость услуг 20з4 К скидки и акции для постоянных клиентов 20з5.

Согласно результатам опроса специалистов автомобильного транспорта определены показатели, составляющие дерево систем, оценено влияние этих показателей на подцели 201, 202, 2 0з и на генеральную цель 20.

Главной системой явилась подготовленность перевозчика к осуществлению транс-

С 0

портного процесса С , которая состоит из

подсистем: подготовленность С01 персоналак

подготовленность С02 подвижного составак

наличие С0з производственно-технической

базык наличие С04 службы заказа легковых

таксик общие вопросы С05 организации транспортного обслуживания населения. Подсистема подготовленности С0! персонала

содержит показатели: подготовленность С0ц водительского составак проведение инструктажей С0ш водительского составак проведение стажировокС0ц2 водительского составак соблюдение режима труда и отдыха

С0Ш водительским составомк прохождение

предрейсовых медицинских осмотров 3ш4 водительским составом; контроль опрятного

внешнего вида 3ш5 водительского состава;

подготовленность Од2 инженернотехнического персонала; базовое образование С0121 инженерно-технического персонала; повышение квалификации С0122 инженерно-технического персонала. Подсистема

подготовленности С02 подвижного состава

содержит показатели: наличие С02і фонаря оранжевого цвета и цветографических схем;

информационная обеспеченность С022 салона; левостороннее С02з расположение рулевого управления; наличие не менее четырех дверей С024 для выхода из салона.

Подсистема наличия С0з производственнотехнической базы содержит показатели: регулярность С0зі постановки подвижного состава на техническое обслуживание и ремонт; наличие сертификата соответствия на услуги

(работы) С0з2 по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Подсистема наличия С04 службы заказа легковых такси содержит показатели: организация

С04і приема заказов; учёт С042 жалоб пассажиров. Подсистема общих вопросов С0д

организации транспортного обслуживания населения содержит показатели: организация

С051 выпуск подвижного состава на линию;

наличие С052 нормативно-технического и

нормативно-правового обеспечения.

В результате совместного решения установлено влияние (1) показателей, составляющих дерево систем на генеральную цель

О °:

Ц0 = 0,089 • С?111 + 0,146 • С?112 + 0,129 • С0113 + 0,229 • С

3

0114

+ + 0,113 • С?122 + 0,091 • С221 +

+ 0,044 • С0ц5 + 0,094 • С

+ 0,096 • С022 + 0,127 • С223 + 0,134 • С224 + 0,127 • С231 + 0,127 • С032 + + 0,131 • С241 + 0,089 • С242 + 0,058 • С251 + 0,180 • С252

(1)

Показатели системы могут принимать значения: 0-в случае отсутствия показателя у перевозчика; 1 - в случае наличия такого показателя. Целевая функция формулируется выражением:

О0 % О0

^ ^ тах

В идеальном случае при решении выражения (1) со значениями показателей систе-

мы, равном 1, О°ах = 2,004. Такое её зна-

іґІСІЛ- '

чение обеспечивает выполнение существующих требований к транспортному процессу.

На рисунке 2 приведена иллюстрация степени влияния показателей дерева систем на

(2) генеральную цель О

0

0,25

0,229

0,131 0,129

0,127 0, 127

0 113

0 , 096 0 , 094

0, 091 0,089

3 33

С 2 2 3

024 (-041 '-О

32 32

гт п •

3(2?? 30,

-0114 ^“052 '-'0112 ^“024 ^041 ^0113 ^023 ^031 ^032 ^ 0122

Подсистема

С 2 3 2 .

022 0121 021

022 0121 021 0111 042 051 0115

С 2 2 3

042 051 0

Рис. 2 . Степень влияния показателей дерева систем на генеральную цель О

0

0 2

0 , 18

0 , 146

0 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 , 134

0 , 127

0 , 089

0 05

0

На основании полученных результатов можно констатировать , что имеются теоретические предпосылки к утверждению о том , что показатели подготовленности перевозчика имеют существенное влияние на показатели качества транспортного процесса, прежде всего на его безопасность. Такой вывод был положен в основу усовершенствованной модели [2] организации перевозок пассажиров легковыми такси , которая , вследствие высокой децентрализации управления в отрасли автомобильного транспорта , закреплена Законом Оренбургской области № 3430/792-1У-

ОЗ от 2.03.2010г. «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Оренбургской области» и конкретизиро-

вана Постановлением Правительства Оренбургской области №652-П от 16.09.2010г. «Об утверждении правил организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Оренбургской области». Проекты этих законодательных документов разработаны-коллективом кафедры автомобильного транспорта Оренбургского государственного университета.

На предмет соответствия усовершенствованной модели проведено исследование подготовленности перевозчиков пассажиров легковыми такси по показателям систем в два временных интервала: 2009 год - до вступления в законную силу нормативно-правовых документов; 2012 год - по прошествии двух

лет после вступления их в законную силу. Причём информация о подготовленности перевозчиков в 2009 году анализировалась в 2012 году с позиций усовершенствованной модели. Выборка количества исследованных перевозчиков была представительной и составила 30 хозяйствующих субъектов в каждом временном интервале. На базе установленных состояний показателей систем с учё-

том зависимости (1) определены расчётные

значения генеральной цели

О

ї0

- качество

перевозок пассажиров легковыми такси. На рисунке 3 приведено распределение частот попадания рассчитанных значений генеральной цели О2009 % на рисунке 4 - О°оі2 .

0 0 0

0,8

1,2

1,6

Цо

Рис. 3. Частота попадания рассчитанных значений генеральной цели О2оо9

0,4

Цо

Рис. 4 . Частота попадания рассчитанных значений генеральной цели О

2012

Приведённые на рисунках 3 и 4 распределения указывают на существенные изменения рассчитанных значений генеральной цели

0

О , основой для которой явились позитивные изменения подготовленности перевозчи-

0,4

2

0,8

1,2

1,6

2

ков. Так в 2009 году математическое ожидание генеральной цели О2009 составило 0 , 59,

в 2012 году значение этого показателя увеличилось до 1, 36. Однако работа по укреплению подготовленности перевозчиков должна продолжаться.

Для дополнительного обоснования необходимости разработки усовершенствованной модели проведено сравнение её рассчитан-

О0

ных значений генеральной цели О2012 и рассчитанных значений генеральной цели

п0

2оаа с использованием показателей системы , регламентированных только нормативно правовой и нормативно технической документацией федерального уровня в сфере легковых такси по состоянию на 2012 год. На рисунке 5 показана частота попадания рассчи-

О0о..

5аа

же выборки хозяйствующих субъектов , но с учётом показателей подготовленности , регламентированных только на федеральном уровне.

танных значений генеральной цели О о6а той

30

25

00

§

г

У

О

О

00

ш

а

а>

с

О

00

0 а> у г

1

20

15

10

25

■ Ф ед еральная мод е

5

0 0 0

0,4

0,8

1,2

1,6

Цо

о

2

Рис. 5. Частота попадания рассчитанных значений генеральной цели О^аа

той же выборки хозяйствующих субъектов , но с учётом показателей подготовленности , регламентированных только на федеральном уровне

Математическое ожидание рассчитанных

0

значений генеральной цели О5^7 составили

0, 733 , что свидетельствует о том , что модель транспортного обслуживания населения легковыми такси федерального уровня носит рамочный характер , а её реализация не может обеспечить требуемого качества перевозок пассажиров , прежде всего безопасность транспортного процесса. Необходимо отметить ещё и то , что , согласно действующим правовым нормам , компетенцией федеральных органов власти является разработка общих правил организации перевозочного про-

цесса , а их конкретизация с учётом особенностей является компетенцией субъекта РФ.

Эффективность усовершенствованной модели оценена не только по рассчитанным значениям целевой функции , но и по опросам пассажиров легковых такси в 2009 и 2012 годах на предмет их общей удовлетворенности качеством услуг по 10-ти бальной шкале , причём наибольшему баллу соответствует наиболее высокая оценка. На рисунке 6 приведено распределение частот попадания оценок удовлетворенности пассажиров качеством услуг легковых такси в 2009 году , на рисунке 7

- в 2012 году.

123456789 10

Баллы

Рис. 6 . Распределение частот попадания оценок удовлетворенности пассажиров качеством услуг легковых такси в 2009 году

50

40

а зо

5

I

20

10

0

Рис. 7 .Распределение частот попадания оценок удовлетворённости пассажиров качеством услуг легковых такси в 2012 году

1 1 49

23 19 \

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 12 9

1 3 8 2

123456789 10

Баллы

Математическое ожидание оценки в 2009 году равнялось 3 , 6; в 2012 году - 5 , 8. Это свидетельствует о значительных позитивных изменениях в оценке пассажирами качества услуг легковых такси.

В качестве вывода можно отметить , что: конкретизирована система показателей качества обслуживания населения легковыми такси , определённых на базе известных показателей с учётом мнений пассажиров легковых такси; установлено существенное влияние показателей подготовленности перевозчика , определённых на основе мнений специалистов автомобильного транспорта , к осуществлению транспортного процесса на показатели качества обслуживания пассажиров легковыми такси , позволившее обосновать необходимость разработки усовершенствованной модели организации перевозок пассажиров легковыми такси; с учётом этих показателей разработана усовершенствованная модель организации перевозок пассажиров легковыми такси , содержащаяся в законе Оренбургской области , обусловливающая положительные тенденции повышения качества обслуживания пассажиров легковыми такси.

Библиографический список

1. Кузнецов Е.С. Управление техническими системами: Учебное пособие - М.: МАДИ(ТУ) , 2003.

- 247 с.

2. Якунин, Н.Н. Совершенствование организации перевозок пассажиров легковыми такси/ Н.Н. Якунин, В.В. Котов// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №10(129).-с. 6-12.

INFLUENCE OF READINESS OF THE CARRIER ON QUALITY OF SERVICES OF PASSENGER MOTOR TRANSPORT

N. N. Yakunin , V. V. Kotov , N. V. Yakunina

Article is devoted to system of indicators of quality of service of the population by the automobile taxi , defined on the basis of known indicators taking into account opinions of passengers of automobile taxi; essential influence of indicators of readiness of the carrier , the experts of motor transport defined on the basis of opinions , to implementation of transport process on indicators of quality of service of passengers by the automobile taxi , allowed to prove need of development of advanced model of the organization of transportations of passengers automobile taxi is established.

Якунин Николай Николаевич - д.т.н., профессор, заведующий кафедрой автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Направление научных исследований - автомобильные пассажирские перевозки, оптимизация больших социальноэкономических систем, сертификация на автомобильном транспорте, повышение надежности средств транспорта, нормативно-правовое регулирование на автомобильном транспорте, общее количество публикаций-170 . е: mail: [email protected]

Котов Виталий Валерьевич - аспирант кафедры кафедрой автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Направление научных исследований - автомобильные пассажирские перевозки, общее количество публикаций - 8. email:

[email protected]

Якунина Наталья Владимировна - к.т.н., доцент кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Направление научных исследований - автомобильные пассажирские перевозки, нормативно-правовое регулирование на автомобильном транспорте, сертификация на автомобильном транспорте, общее количество публикаций -70. email:: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.