© А.Ю. Бражников, Н.Н. Камынина, 2010
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ В РОССИИ
СПЕЦИАЛИСТОВ
С ВЫСШИМ СЕСТРИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
А.Ю. Бражников, канд. мед. наук, Н.Н. Камынина, канд. пед. наук Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Проанализирован опыт подготовки специалистов с высшим сестринским образованием (ВСО) в России, предложены пути модернизации ВСО в рамках Болон-ского процесса.
Ключевые слова: сестринское дело, высшее сестринское образование, бакалавриат, магистратура, Болонская декларация.
Подготовка медсестер в высшей медицинской школе России (в рамках специальности «Сестринское дело», квалификация - менеджер) ведется с 1991 г. За прошедший период были сформированы и отработаны структура и содержаниеобразовательной программы, в системе здравоохранения были определены должности, которые могут занимать выпускники факультетов высшего сестринского образования (ФВСО). Однако изменения в системе отечественного высшего образования, происходящие в связи с подписанной Россией в 2003 г. Болонской декларацией и отразившиеся во вводимых федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, заставили еще раз обратиться к анализу структуры и содержания ВСО.
Основной целью подготовки медсестер в высшей школе было обеспечение отрасли специалистами, способными реформировать сестринское дело на основе внедрения современных сестритских технологий, обеспечение подготовки, обучения сестринского персонала и управления им. Необходимость качественных
преобразований в системе сестринского образования обоснована Г.М. Перфильевой (7), подчеркнувшей, что потребность в качественно новом уровне сестринских услуг неразрывно связана с изменениями в сестринском образовании, системе управления сестринской деятельностью, научными сестринскими исследованиями.
Г.М. Перфильева изначально отмечала необходимость научить медсестер аналитически мыслить, целесообразность их подготовки к проведению исследований, необходимых для выполнения высокопрофессиональных функций. Для осуществления этих целей нужны возможности, которыми располагают университеты и другие высшие учебные заведения. Кроме того, развитие теории сестринского дела, в основу которой за лож ены принципы, на которых строится сестринская практика, возможно только в вузе, где научные исследования являются составляющей частью процесса обучения.
О важности начатой подготовки специалистов с ВСО для системы отечественного здравоохранения свидетельствует факт включения информации об организации ФВСО в Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1991 г. (белая книга Президента) и в доклад Генерального директора ВОЗ на 89-й сессии Исполнительного Комитета Всемирной Ассамблеи ВОЗ в 1991 г.
В соответствии с поставленной целью основными направлениями подготовки стали психолого-педагогическое и административно-управленческое, а квалификация, присваиваемая выпускникам, определена как «Менеджер» при сохранении специальности «Сестринское дело». Так как на момент открытия специальности в России существовала только одноуровневая система высшего образования, уровень подготовки был определен как «Специалист».
Учитывая необходимость подготовки руководящих сестринских кадров из лиц, уже владеющих профессией медсестры, прием на ФВСО был ограничен только лицами, имеющими среднее медицинское образование, а срок
Щ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Естественно-научные и медико-биологические дисциплины | | Профессиональные (клинические)
дисциплины | | Дисциплины по специальности
Учебные дисциплины в содержании ВСО
Cхема 1. Структура сестринского образования на момент открытия ФВСО
Базовое профессиональное образование Высшее профессиональное образование
2-2,5 года 4 года
очного обучения сокращен до 4 лет против минимальных 5 лет, принятых в то время для подготовки специалистов с высшим образованием (схема 1).
Следует отметить, что в период открытия ФВСО только начиналось реформирование среднего профессионального (сестринского) образования (СПО). Поэтому задачей зарождающегося ВСО стало и повышение образовательного уровня будущих менеджеров сестринского дела, получивших СПО прежде, в целом - их ознакомление с современными моделями сестринской деятельности (1).
Учитывая все это, в структуре подготовки было выделено 4 блока учебных дисциплин (см. рисунок).
На сегодня в соответствии с приказом МЗиСР РФ от 7.07.2009 № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (4) выпускники ФВСО (после прохождения интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью») могут занимать следующие должности:
• заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения;
• главная медсестра;
• главная акушерка;
• главный фельдшер;
• директор хосписа; директор дома сестринского ухода;
• руководитель структурного подразделения (сестринского ухода, медицинской профилактики, медицинской статистики, организационно-методического);
• врач-статистик;
• врач-методист.
Выстроенная система подготовки медсестер с высшим образованием могла продолжать реализо-вываться, если бы не изменения (8), внесенные в Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, согласно которым (п. 3 ст. 24 «Высшее профессиональное образование»): «Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается».
Вышедшее в конце декабря 2009 г. Постановление Правительства РФ (2) закрепило в статусе специалитета все существо-
вавшие в высшей медицинской школе специальности, кроме специальности «Сестринское дело».
В этой ситуации единственным способом сохранить высшее сестринское образование является его перевод на двухуровневую систему подготовки «бакалавриат-магистратура».
Вопрос о сопоставлении существующей системы ВСО с системой «бакалавр-магистр» рассматривался в 2006 г. на совещании деканов ФВСО образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с участием экспертов ВОЗ.
Совещание пришло к заключению, что отечественное ВСО эквивалентно уровню «магистр». Заключение бы/то основано на анализе трудоемкости и содержания образовательной программы подготовки менеджеров сестринского дела и видов /деятельности, к которой готовятся выпускники ФВСО. Данное заключение было поддержано экспертами ВОЗ, принимавшими участие в со вещании.
Сравнение отечественной многоуровневой системы сестринского образования со структурой квалификаций для европейского пространства высшего образования, принятой Конференцией европейских министров образования (Берген, 2005), представлено на схеме 2. В качестве измерительного инструмента использована европейская система начисления кредитов (ЕС^), в нее переведена учебная нагрузка, предусмотренная государственными стандартами базового и высшего сестринского образования.
Как видно из представленных данных, квалификация, получаемая по завершении образования по специальности «060109 - Сестринское дело», соответствует квалификации второго цикла европейского высшего образования.
Различия заключаются в том, что базовые программы обучения сестринскому делу в России реализуются уч-
Схема 2. Структура зарубежного и отечественного сестринского образования
Структура квалификаций Европейского пространства высшего образования
Первый цикл квалификации Второй цикл квалификации X
Короткий цикл в пределах Весь цикл первого 120 ЕСте 180-240 ЕС^ 90-120 ЕСте 270-360 ECTS
Базовое сестринское образование Высшее сестринское образование X
180 ЕСте 240 ECTS 420 ЕСГС
Структура сестринского образования в России
Схема 3. Предполагаемая модель ВСО
Существующая структура сестринского образования
Базовое среднее сестринское образование Высшее сестринское образование
3 года 4 года
Модель перехода к 2-уровневому высшему сестринскому образованию
Базовое высшее сестринское образование Медицинский вуз Высшее сестринское образование
4 года (2 года на базе среднего профобразования) 2 года
Бакалавр Магистр
реждениями СПО. Кроме того, требованием отечественного законодательства в области высшего профессионального образования является 4-летний срок освоения программ 1-го уровня. Уникальность отечественной программы ВСО заключается в том, что, соответствуя 2-му уровню высшего образования, она включает в себя и элементы 1-го уровня.
Анализ зарубежного сестринского образования показывает, что общей его тендененцией является движение в сторону ВСО. В странах, в которых ведется подготовка бакалавров сестринского дела, уровень бакалавра рассматривается как базовая сестринская подготовка, открывающая «вход» в специальность. Переход сестринского образования на университетский уровень, как правило, происходит эволюционно, с параллельным существованием образовательных программ разного уровня.
При этом нужно отметить, что степень бакалавра не дает медсестре формального преимущественного права на занятие каких-либо должностей. Медсестры-бакалавры и медсестры без степени бакалавра, имеют одинаковые лицензии и могут претендовать на одни и те же должности. Наличие степени бакалавра рассматривается как конкурентное преимущество на рынке труда, позволяющее занять при прочих равных условиях более престижные и высокооплачиваемые рабочие места.
Как показали зарубежные исследования, более высокий образовательный уровень способствует большей лояльности по отношению к профессии (9). Медсестры, получившие степень бакалавра, реже уходят из профессии, чем медсестры с более низким уровнем образования даже в том случае, если они занимают одинаковые должности и получают одинаковую зарплату.
В основе новой модели ВСО сегодня должна лежать предусмотренная российским законодательством двухуровневая система высшего профессионального образования: бакалавриат - 4 года, магистратура - 2 года. При этом обязательно должна быть предусмотрена возможность сокращенной до 2 лет программы бакалавриата для лиц со средним медицинским образованием соответствующего профиля. Более того, именно сокращенные программы должны стать ведущими (схема 3).
В стратегическом плане введение бакалавриата должно привести к модернизации среднего медицинского образования. В случае введения в образовательную систему прикладного бакалавриата, апробация которого в других специальностях сейчас проводится Министерством образования и науки РФ, ведущие медицинские колледжи смогут претендовать на право реализации таких программ.
Как указывалось выше, в мировой практике уровень бакалавра рассматривается в большинстве случаев как уровень базовой, общей, сестринской подготовки. Очевидно, российская модель не должна отклоняться от основных мировых тенденций.
В связи с этим может возникнуть вопрос о необходимости бакалавриата как такового. Различие в структуре и содержании основных образовательных программ при 4-летнем обучении медсестер-бакалавров в сравнении с 3-летней подготовкой медсестер в системе СПО будет заключаться в первую очередь в объеме гуманитарно-социальной и фундаментальной подготовки. В результате мы получим медсестру с более развитыми общекультурными и социально-личностными компетенциями, но профессиональной подготовкой на уровне СПО.
Однако надо учитывать, что целью ВСО должно быть не только обеспечение отрасли высококвалифицированными сестринскими кадрами. Будучи готовой к выполнению своих профессиональных обязанностей, современная медсестра должна также быть способной быстро адаптироваться к инновационным изменениям в медицине, что обеспечивается уровнем общекультурного и личностного развития и глубиной фундаментальной подготовки.
Получение высшего образования ведет к повышению социального статуса медсестры, что способствует повышению лояльности к профессии. Из медсестер-бакалавров может формироваться первичный уровень управленческого звена сестринской службы -старшие медсестры, к должностям которых уже сегодня предъявляются повышенные требования, а именно - наличие повышенного уровня образования (6). Следующее возможное направление деятельности -профилактическая работа с населением, в первую очередь - в создаваемых в настоящее время школах здоровья.
Еще один вопрос, касающийся модернизации ВСО, - обсуждение необходимости введения магистратуры по сестринскому делу. Или медсестры-бакалавры могут продолжать обучение в магистратурах по иным специальностям, что не противоречит законодательству в области образования?
Существующая сегодня система зарубежного сестринского образования предлагает медсестрам программы магистратуры по следующим направлениям: административное, педагогическое, клиническое (сестринская практика) и исследовательское. Основные из этих направлений (административно-управленческое и психолого-педагогическое) были успешно реализованы в рамках подготовки специалиста с ВСО.
Анализ уже утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), соответствующих квалификации (степени) «Магистр», позволяет сделать заключение о наличии только 1 программы,
близкой по содержанию к сестринскому делу, это - магистратура по общественному здравоохранению (3).
Более детальный анализ содержания ФГОС ВПО по направлению подготовки «060400 Общественное здравоохранение» (квалификация -степень - «Магистр»)1 показал, что в область профессиональной деятельности магистров общественного здравоохранения входят сохранение и обеспечение здоровья населения, улучшение качества его жизни, что соответствует области деятельности специалистов сестринского дела.
Однако магистры сестринского дела должны осуществлять свою профессиональную деятельность путем обеспечения рационального управления сестринской деятельностью, подготовки квалифицированного сестринского персонала, а магистры общественного здравоохранения - на основе разработки и реализации научно-исследовательских и практических программ и проектов по улучшению здоровья населения на основе прогнозирования и научной превенции, по организации и менеджменту в области общественного здравоохранения.
Практическая работа магистров сестринского дела должна осуществляться, в первую очередь в лечебно-профилактических учреждениях, а магистров общественного здравоохранения - в правительственных, муниципальных и неправительственных организациях.
Объектами профессиональной деятельности магистров сестринского дела должны быть средний медицинский персонал, материальные и информационные ресурсы, связанные с деятельностью среднего медицинского персонала. Объекты профессиональной деятельности магистров общественного здравоохранения - человек и биологические системы разных уровней организации; социальная сфера и группы риска; окружающая среда и ее качество; процессы жизнедеятельности; социальные, медицинские, природоохранительные технологии; медицинская и биологическая экспертиза; биологическое тестирование и мониторинг; профессиональная деятельность и профессиональное здоровье.
Магистерская программа по сестринскому делу будет востребована в первую очередь медсестрами, уже занимающими руководящие позиции и нуждающимися в развитии профессиональных компетенций в области психолого-педагогической и административно-управленческой деятельности. Данная категория нуждается в получении необходимого образования без отрыва от основной работы. Проектом ФГОС ВПО по направлению подготовки «Общественное здравоохранение» предусмотрена только очная форма обучения, в то время как Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 по специальности «Сестринское дело» разрешены очно-заочная и заочная формы обучения, что успешно реализуется в настоящее время.
Кроме того, существующие сегодня в системе здравоохранения должности для лиц с ВСО2, соответствуют квалификации (степени) «Магистр».
Таким образом, подводя итог изложенным выше позициям, следует констатировать, что подготовка медсестер в высшей школе возможна в рамках модели «бакалавриат - магистратура» с возможностью прохождения сокращенной до 2 лет программы бакалавриата для лиц со средним медицинским образованием соответствующего профиля.
Литература
1. Денисов И.Н. Меняющиеся критерии образования // Материалы научно-методической конференции «Развитие образовательного процесса в ММА им. И.М. Сеченова в связи с реализацией Болонской декларации». - М.: Русский врач, 2005.
2. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «Специалист».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 г. № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования».
4. Приказ Минздравсоцразвития России № 415н от 7.07.2009 г. «Об утверждении квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 800 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060400 Общественное здравоохранение (квалификация - степень -«магистр»).
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 ноября 2009 г. № 869 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
7. Перфильева Г.М. Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз). Дисс. ... докт. мед. наук. - М., 1995. - 257 с.
8. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24.10.2007 № 232-ФЗ.
9. Rambur B., Mcintosh B., Val Palumbo M. et al. Education as a determinant of career retention and job satisfaction among registered nurses // J. Nursing Scholarship. - 37(2): 185-192.
TO THE TRAINING OF HIGHER NURSING EDUCATION SPECIALISTS IN RUSSIA
A.Yu. Brazhnikov, Cand. Med. Sci., N.N. Kamynina, Cand. Ped. Sci.
The experience in training the specialists with higher nursing education (HNE) in Russia is analyzed and the ways of modernizing HNE within the Bologna process.
Key words: nursing, higher nursing education, Bachelor's degree programme, Master's degree programme, Bologna declaration.
1 ГОС ВПО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 800 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «060400 - Общественное здравоохранение» (квалификация - степень - «Магистр»).
2 Приказ Минздравсоцразвития России № 415н от 7 июля 2009 г. «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».