Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ'

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / РУКОВОДИТЕЛЬ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / ADVANCED TRAINING / HEAD OF NURSING SERVICE / NURSING / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / ORGANIZATION OF NURSING / BACHELORSHIP / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / MASTERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камынина Н.Н.

Представлены в историческом аспекте основные направления развития отечественной системы подготовки руководителей сестринских служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING THE HEADS OF NURSING SERVICES

The main lines of development of the Russian system for training the heads of nursing services are historically given

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ»

© Н.Н. Камынина, 2010

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ

Н.Н. Камынина, канд. пед. наук Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

E-mail: mma_vso_kusd@ mail.ru

Представлены в историческом аспекте основные направления развития отечественной системы подготовки руководителей сестринских служб.

Ключевые слова: повышение квалификации, руководитель сестринской службы, сестринское дело, организация сестринского дела, бакалавриат, магистратура.

Успешное решение задач, поставленных перед здравоохранением в конце ХХ столетия, определило необходимость реформирования такой важной его составляющей, как сестринское дело, располагающей значительными кадровыми ресурсами (более 60% от всего медицинского и фармацевтического персонала) и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения возрастающих потребностей общества в услугах системы здравоохранения (1, 4, 6, 8].

Одним из важнейших направлений реформирования сестринского дела стало создание современной системы подготовки руководителей сестринских служб, всецело ответственных за организацию работы сестринского персонала на уровне учреждения здравоохранения. Профессиональный портрет руководителя сестринской службы на тот момент выглядел следующим образом. На должность главной (старшей) медсестры назначалась одна из наиболее опытных (по мнению руководителя учреждения) медсестер, имеющая среднее медицинское образования и большой профессиональный (медицинский) стаж.

Интересно то, что данный подход к формированию управленческих кадров для сестринских служб заложен еще в 1936 г., когда в учреждении здравоохранения Постановлением Народного комиссариата здравоохранения СССР 22 февраля 1936 г. впервые была введена должность старшей медсестры отделения (5-7]. Приказами МЗ СССР от 26 декабря 1955 г. № 282-м и от 4 марта 1957 г. № 33-м о штатных нормативах городских и сельских больниц была введена должность старшей медсестры больницы, что можно расценивать как прообраз главной медсестры. Эта должность стала вводиться в штатные нормативы учреждений здравоохранения в начале 70-х годов ХХ столетия.

Подготовка медсестер, в том числе старших, осуществлялась на постоянно действующих курсах специализации и усовершенствования, базами для которых служили крупные лечебные учреждения, а также на

краткосрочных тематических курсах и семинарах. Данная система обучения была закреплена Постановлением Совета Министров СССР от 6 марта 1965 г. № 138 «О системе повышения квалификации работников из числа среднего медицинского персонала» и приказом Министерства здравоохранения СССР от 15 марта 1965 г. № 161 «О системе повышения квалификации средних медицинских работников».

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.12.1978 № 1212 «О мерах по совершенствованию системы повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» для главных медсестер больниц и поликлиник были введены циклы специализации и усовершенствования (только с отрывом от производства) продолжительностью 3 и 1,5 мес соответственно. Отчасти данный приказ можно считать началом системной постдипломной подготовки руководителей сестринских служб, имеющих среднее медицинское образование.

Результаты изучения деятельности главной медсестры областной (краевой, республиканской) больницы (Гаврилов Н.И. и соавт., 1980) подтвердили важность и своевременность принятого решения (3]. В исследовании было показано, что специальную подготовку по профилю работы в данной должности получили лишь 16,4% главных медсестер. Большинство опрошенных руководителей сестринских служб совмещали основную работу с работой в качестве медсестер, что объяснялось желанием сохранить знания по специальности, в которой работали ранее.

Все главные медсестры, участвовавшие в исследовании, считали необходимым получить специальную подготовку для повышения уровня своих профессиональных знаний. В программу таких курсов, по их мнению, необходимо включить разделы по планированию, экономическим аспектам деятельности учреждений здравоохранения, рациональной расстановке кадров, научной организации труда, деонтологии, обмену опытом работы сестринских служб, изучению прав и обязанностей главных медсестер.

Вышедший в 1998 г. (и действующий по настоящее время) приказ Минздрава РФ от 5 июня 1998 г. № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» определил наименование специальности, в рамках которой должны повышать свою квалификацию главные медсестры, старшие медсестры (амбулаторно-полик-линических учреждений) - «Организация сестринского

дела»; установил название и новую продолжительность циклов специализации - «Управление и экономика в здравоохранении», 1,5 мес; усовершенствования -«Современные аспекты управления, экономики здравоохранения», 1 мес. Одновременно были утверждены образовательные стандарты постдипломной подготовки по направлениям, согласно утвержденной номенклатуре специальностей средних медицинских работников.

Сложившаяся система подготовки руководителей сестринских служб на циклах повышения квалификации была расширена в 1991 г. путем открытия учреждения обучения повышенного уровня (в системе среднего профессионального образования) и высшего сестринского образования (в системе высшего профессионального образования).

Так, приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 29 апреля 1990 г. № 293 «О порядке создания высших профессиональных училищ» в 1991 г. на базе передовых средних медицинских учебных заведений были организованы первые медицинские колледжи, целью которых было заявлено обеспечение повышенного уровня подготовки сестринского персонала, в том числе - в области организации сестринского дела.

Востребованность повышенного уровня обучения руководителями сестринских служб в настоящее время продиктована требованиями к квалификации старших медсестер (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»»). Согласно данному документу, повышенный уровень подготовки становится обязательным условием для занятия указанных должностей. Стоит отметить, что и сами медсестры понимают важность данного обучения (для своих непосредственных руководителей) и считают, что старшие медсестры должны иметь повышенный уровень образования (9).

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 специальность «Сестринское дело» вошла в перечень специальностей высшего профессионального образования. Развитие высшего сестринского образования было одобрено коллегиями МЗ России (1994, 1999), а также участниками I Всероссийского съезда средних медицинских работников, проходившего в Санкт-Петербурге с 3 по 5 ноября 1998 г.

Созданная модель высшего сестринского образования предполагала четырехлетний срок обучения при очной форме (очно-заочная - 4,5 года, заочная - 5 лет). Выпускники получали диплом специалиста по специальности «Сестринское дело», им присваивалась квалификация «Менеджер». Учебный процесс был организован в рамках следующих обязательных циклов учебных дисциплин: гуманитарных и социально-экономических; естественнонаучных, математических и медико-биологических; общепрофессио-

нальных; специальных (административно-управленческие, психолого-педагогические); элективных дисциплин и курсов. Подготовка предусматривала также обязательные учебную и производственную практику, в том числе и преддипломную.

Уникальность программы заключалась в том, что структура ее построения и содержание в целом соответствовали структуре и содержанию подготовки бакалавров (с учетом базового профессионального образования, полученного в медицинских училищах/колледжах) и магистров сестринского дела в Европейском регионе.

Анализ образовательных программ подготовки руководителей сестринских служб (по специальностям «Организация сестринского дела», «Сестринское дело» на повышенном уровне, «Сестринское дело» в системе высшего профессионального образования), выполненный Л.И. Валентинович, показал, что в наибольшей степени задачам подготовки современных руководителей сестринских служб соответствует программа обучения специалистов на факультетах высшего сестринского образования по специальности 060109 «Сестринское дело» (2).

Можно считать, что в период с 1991 г. по 2010 г. на всей территории Российской Федерации осуществлялись 3 направления подготовки руководителей сестринских служб: в системе постдипломного образования (на циклах повышения квалификации); в системе базового медицинского образования (повышенный уровень), в системе высшего образования (высшее сестринское образование).

В 2010 г. прием на обучение по специальности высшего профессионального образования «Сестринское дело» не проводился. Разъяснения по этому факту даны в информационном письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 16-3/10/2-4498 от 31 мая 2010 г., согласно которому прием отменен в связи с низким процентом занятости таких специалистов, выявленным в результате анализа трудоустройства выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования по указанной специальности.

Данное письмо позволило предположить возможность закрытия данной специальности в системе высшего профессионального образования, тем более что в Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 11361 были указаны лишь 8 специальностей группы «Здравоохранение», среди которых специальность «Сестринское дело» отсутствует.

В этой ситуации возможным вариантом сохранения высшего сестринского образования является его перевод на уровневую подготовку (бакалавриат, магистратура), что соответствует ст. 6 федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения).

Более того, в указанном Законе (ст. 11. «Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным

1 «Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист»».

образованием») оговаривается, что для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, «... допускается получение высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается».

Ответом на логичный вопрос о необходимости поиска путей сохранения высшего сестринского образования может служить то, что основной мировой тенденцией развития сестринского образования является именно переход к высшему (университетскому) образованию, в рамках которого медсестры получают диплом бакалавра.

Магистратура рассматривается как последипломный уровень образования и имеет определенную направленность и специализацию. Анализ зарубежных магистерских программ показал, что существует 4 основных направления подготовки магистров сестринского дела: административно-управленческое, психолого-педагогическое, клиническое и научно-исследовательское. В рамках направления может существовать определенная специализация, например сестринское дело в гериатрии, онкологии и т.п.

Создание отечественной системы бакалавриата и магистратуры в сестринском деле позволит сохранить подготовку руководителей сестринских служб в высшей профессиональной школе. Более того, введение бакалавриата будет способствовать интеграции отечественного сестринского образования в общеевропейское образовательное пространство с учетом требований Болонского соглашения. Работа в этом направлении уже начата: проект Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Сестринское дело», квалификация - бакалавр разработан и представлен на рассмотрение в Министерство образования и науки Российской Федерации. Утверждение стандарта ожидается в 2011 г.,

что позволит продолжить начатую ранее подготовку руководителей сестринских служб, но уже в иной форме.

Литература

1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 4 от 9 января 2001 г. «Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации».

2. Валентинович Л.И. Организационные аспекты и инновационные технологии подготовки и деятельности специалистов с высшим сестринским образованием. Дисс. ... канд. мед. наук: 14.00.33. -Красноярск, 2002. - 185 с.

3. Гаврилов Н.И., Фофанов В.П., Ромашова Т.И. Роль главной медицинской сестры в организации деятельности областной больницы // Сов. здравоохр. - 1980; 9: 27-32.

4. Кичатова Е.Ю. Совершенствование деятельности сестринского персонала ожоговых отделений. Дисс. ... канд. мед. наук. 14.00.33. -Самара, 2004. - 184 с.

5. Мерков А.М. Организация работы городских лечебно-профилактических учреждений (сборник основных положений и инструкций). - Уфа, 1942. - 217 с.

6. Перфильева Г.М. Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз): Дисс. ... докт. мед. наук. 14.00.33. - М., 1995. - 257 с.

7. Светляков А.Г. К истории подготовки медицинских сестер в нашей стране // Медицинская сестра. - 1966; 5: 48-50.

8. Шпак Г. И. Сестринское дело как объект социологического анализа. Дисс. ... канд. соц. наук. 22.00.04. - М., 2006. - 168 с.

9. Ядреева Н.И. Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров в Республике Саха (Якутия) и пути совершенствования их подготовки. Дисс. ... канд. мед. наук. 14.00.33. - М., 2005. - 221 с.

TRAINING THE HEADS OF NURSING SERVICES N.N. Kamynina, Cand. Ped. Sci.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

The main lines of development of the Russian system for training the heads of nursing services are historically given.

Key words: advanced training; head of nursing service; nursing, organization of nursing; bachelorship, mastership.

Медицинская сестра 2010 № 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.