© Н.А.Герасимова, 2012
о востребованности специалистов с высшим сестринским образованием
Н.А. Герасимова
Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова Минздравсоцразвития России
E-mail: [email protected]
Обсуждается проблема востребованности специалистов с высшим сестринским образованием.
Ключевые слова: высшее сестринское образование, востре-бованость специалистов с высшим сестринским образованием, перспективы трудоустройства.
В 2011 г. исполнилось 20 лет первым факультетам высшего сестринского образования (ФВСО) в нашей стране. Сегодня в России - свыше 40 медицинских вузов, в которых открыты ФВСО. Ими выпущено около 20 тыс. специалистов. Но где и в каких должностях они работают, и насколько востребованы, неясно.
Мы поставили перед собой задачу проанализировать востребованность специалистов с ВСО.
Материал и методы В исследовании приняли участие студенты IV курса очно-заочной формы обучения и студенты-заочники V курса. Исследование проводилось в виде интернет-опроса по разработанной нами анкете. Студентам предлагалось заполнить анкету из 10 вопросов, в том числе о занимаемой должности, желаемой должности после обучения в вузе, наличии перспектив занять такую должность; респондентов просили также дать предложения о расширении профессиональных возможностей специалистов с ВСО.
Анкета была разослана 73 студентам IV курса очно-заочной формы обучения и 90 студентам-заочникам V курса. Ответы мы получили только от 93 (58,1%) человек.
Результаты и обсуждение За рубежом выпускники сестринских факультетов имеют возможность занимать такие должности, как менеджер и исследователь в области сестринского дела, руководитель сестринских служб, преподаватель и даже могут заниматься политикой.
В последние годы в Великобритании, например, подготовка медсестер учитывает перспективу передачи им таких функции врача, как:
• всесторонняя оценка потребностей пациента, включая клиническое исследование;
• диагностика, направление на анализы и интерпретация полученных результатов, в том числе рентгенограмм;
• принятие решений по ведению больных (включая назначение лечения, направление к специалистам и непрерывное последующее наблюдение).
В Европе специалисты с ВСО играют большую роль, и функции их шире, чем в России. Сфера деятельности медсестер в Европе постоянно расширяется в ответ на растущие потребности пациентов и изменения в системе здравоохранения. В большинстве стран Европы и Северной Америки получение ВСО постепенно становится для них обязательным. К примеру, в Великобритании с 2013 г. все медсестры будут обязаны получать высшее образование.
В России же медсестра прежде всего - помощник врача; очень часто выпускники ФВСО не востребованы и продолжают работать на тех же должностях, что и раньше, или просто уходят из профессии. Многие руководители лечебно-профилактических организаций (ЛПО), несмотря на нормативные акты, не используют в полной мере потенциал сестринского персонала с учетом его профессиональных компетенций.
При анализе публикаций о востребованности выпускников ФВСО мы выяснили, что подобные исследования уже проводились в разных регионах России. Одно из них выполнено в 2005 и 2006 гг. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ММА им. И.М. Сеченова, другое - в Тюменской государственной медицинской академии - ТГМА (автор -С.В. Лапик).
По данным исследования, проведенного в ТГМА, руководителями сестринских служб всех уровней работают более 50% выпускников, преподают 5%, в органах статистики и организационно-методических отделах занято 3,5%, около 10% занимают должность менеджера. Таким образом, 60% выпускников ФВСО ТГМА руководят сестринскими службами различных уровней.
Результаты исследования, выполненного в Саратовском государственном медицинском университете (СГМУ) приведены на рис. 1. Исследователи отме-
тили рост общего количества трудоустроенных выпускников с 9,1 в 2005 г. до 18,8% в 2007 г.
Данные исследования, проведенного в 2005 и 2006 гг. в ММА им. И.М. Сеченова среди студентов-заочников, представлены на рис. 2. На рис. 3 приведены результаты исследования, проведенного в Оренбургской государственной медицинской академии - ОГМА.
Анализируя представленные данные, мы не можем согласиться с мнением Минздравсоцразвития РФ (информационное письмо от 31 мая 2010 г. №16-3/10/2-4498), согласно которому «анализ трудоустройства выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования по указанной специальности выявил низкий процент занятости специалистов по полученной специальности». Наше исследование дало другие результаты. Проведенный нами анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. После получения высшего образования профессиональный статус большинства выпускников повышается.
2. Значительная часть специалистов занимают должности, соответствующие полученному образованию и квалификации.
3. Молодые специалисты, получившие работу в здравоохранении в соответствии с дипломом, занимают должности руководителей учреждений, руководителей структурных подразделений, специалистов Минздравсоцразвития, преподавателей медицинских колледжей и университетов.
Нами на базе кафедры управления сестринской деятельностью Первого МГМУ им. И.М. Сеченова проведено анкетирование 93 выпускников ФВСО и ПСР.
Выяснилось следующее:
• средний возраст респондентов - 33 года;
• 74,2% респондентов работают в государственных учреждениях здравоохранения; 37% -медсестрами;
• 34,4% после получения соответствующей специальности хотели бы занять должность заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом;
• 47,3% отметили, что имеют перспективу устроиться на желаемую должность по окончании обучения;
• ответить на вопрос о возможностях профессионального роста специалистов с ВСО затруднились 25,8%.
Объяснить это можно тем, что определенная часть студентов, имея перспективы карьерного роста, просто не задумываются над этим вопросом. В качестве желаемых назывались разные должности, начиная с преподавателя и заканчивая заместителем министра здравоохранения. Мы объясняем это тем,
что многие руководители ЛПО, несмотря на нормативные акты, не используют в полной мере потенциал сестринского персонала с учетом его профессиональной компетенции. С другой стороны, российское здравоохранение предлагает достаточно узкий спектр должностей для специалистов с ВСО.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
• проблема востребованности специалистов с ВСО изучена не полностью; чтобы говорить о низкой востребованности специалистов (см. информационное письмо МЗСР №16-3/10/2-4498 от 31 мая 2010 г.), необходимо изучить востребованность выпускников других факультетов, например лечебного, медико-профилактического, стоматологического и т.д.;
• введение в номенклатуру таких должностей, как штатная медсестра-менеджер ЛПО, заведующие приемными отделениями, операционными блоками, информационно-аналитическими отделами клинических больниц и т.д., позволит решить вопрос востребованности, эффективного использования и достойной оплаты специалистов с ВСО.
14,4
■
Работают в учреждениях здравоохранения и фармации
Занимаются трудовой деятельностью вне отрасли здравоохранения
23,2 63,2
| | Не трудоустроились
Рис. 1. Востребованность выпускников ФВСО СГМУ
57
43 □
Работают главными и старшими медсестрами и учатся, чтобы сохранить это место работы
Работают медсестрами, после получения высшего образования рассчитывают на получение более ответственной и оплачиваемой должности
Рис. 2. Востребованность выпускников ФВСО ММА им.И.М.Сеченова
62,2
| | Работают рядовыми медсестрами
■ Работают на должностях,
соответствующих полученному образованию и квалификации
Рис. 3. Востребованность выпускников ОГМА
режим доступа к изданию: http://www.3medcongress.ru/ requirements/
Пальцев М.А., Перфильева Г.М., Денисов И.Н. и др. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. Высшее сестринское образование. Выпуск X. - М.: Издательский дом «Русский врач», 2006: 7-12.
Пердомини М., Труцци Б. Восприятие обществом медицинской сестры в Италии // Медицинская сестра. -2010; 3:38-40.
Перфильева Г.М. Высшее сестринское образование в России. История факультета в ММА им. И.М. Сеченова. - М., 2005. - С.13-18.
Перфильева Г.М. Высшее сестринское образование в России // Медицинская сестра.-2003;1:2-6.
Романовская Л.М., Миронов А.Ю., Корнеев М.Л. и др. Подготовка сестер с высшим медицинским образованием: итоги, проблемы и перспективы// Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье» - 2007; 4: 85-91.
Симонова Р.И. Реформирование сестринского дела: проблемы и перспективы // Альманах сестринского дела. - Иркутск, 2009; 1:12-27.
Хильмончик Н.Е. Теоретические основы сестринского дела в контексте реформирования здравоохранения // Медицинская сестра на рубеже XXI века: сб. научн. работ. - Гродно, 2002: - С. 141-142.
Храмова Ю.В. Опыт подготовки сестринских кадров в Великобритании // Главная медицинская сестра. -2008;10:139-143.
Циров Г.И. Будущее медсестринского образования // Томский медик. - 2009;10:5.
Юлиш Ш., Гиблин К., Мишо С. Сестринское дело в Канаде // Вестн. Ассоциации медсестер России. - 2006;4; 2007; 1.
DEMAND FOR HIGHER NURSING EDUCATION SPECIALISTS
N.A. Gerasimova
N.N. Priorov Central Institute of Traumatology and Orthopedics, Ministry of Health and Social Development of Russia
The paper discusses the demand for higher nursing education specialists.
Key words: higher nursing education; demand for higher nursing education specialists; employment prospects.
Рекомендуемая литература
Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. К вопросу о подготовке в России специалистов с высшим сестринским образованием // Медицинская сестра. - 2010; 3:12-15.
Бризиевич П., Уилс Л.Р. Проблемы подготовки медицинских сестер в Южно-Африканской Республике // Медицинская сестра. - 2010; 4: 39-42.
Венглинская А.П., Парахонский. Е.А. Болонский процесс и высшее сестринское образование // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2009;4:73 -74.
Душенков П.А., Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. и др. Подготовка специалистов в области сестринского дела: оценка качества, пути его повышения // Медицинская сестра.-2005; 2: 33-35.
Егорова А. О медсестринстве в США. Поток мысли. Продолжение // Живой журнал. Электронное издание. -2011; режим доступа к изданию: http://www.livejournal. com/
Ильчук С.Б. Востребованность выпускников на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза // Журн. социологии и социальной антропологии. - 2008;11:1.
Информационное письмо Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2010 №16-3/10/2-4498 // О проведении в 2010 году приема граждан на обучение по специальности высшего профессионального образования «Сестринское дело».
История факультета // Факультет высшего сестринского образования и психолого-социальной работы. - Москва; режим доступа к изданию: URL: http://www.mma.ru/vso/ history.
Киргуев П.А. и соавт. Высшее образование в России // Сестринское дело. - 2000; 6: 95-97.
Лапик С.В. Проблемы и перспективы последипломной подготовки выпускников факультетов высшего сестринского образования // Главная медицинская сестра. -2005; 12: 69-76.
ЛаРокко С.А. Подготовка медицинских сестер в США // Медицинская сестра. - 2010;8:12-14.
Литвинова К.П. Профессиональная подготовка медицинских сестер // Медицина в Кузбассе. - 2008;3: 190-191.
Павленко Т.Н, Володин А.В. Анализ карьерного роста выпускников факультета высшего сестринского образования // Официальный сайт 3-го Всероссийского съезда средних медицинских работников. - Екатеринбург, 2009;