Актуальная т
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ И МЕДСЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ СЕГОДНЯ
Н.В.Туркина, канд. мед. наук Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
Представлен исторический обзор различных образовательных систем на примере медицинского образования, рассмотрено современное состояние проблемы.
Ключевые слова: история образования, реформы образования, Болонский процесс, высшее сестринское образование сегодня.
Образование - процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. В связи с существенными изменениями экономического и социального характера, происходящими в нашей стране, процесс профессиональной подготовки специалистов приобрел качественно новые характеристики, что нашло отражение в новых государственных образовательных стандартах.
Сегодня во всем мире идет осмысление того, каким должно быть образование, каковы его миссия, роль и место в развитии страны. Каким оно должно быть в III тысячелетии? Кого учить? Как учить? Где учить? (Федеральные законы от 13.01.96 № 12-ФЗ и от 16.11.97 № 144-ФЗ). Указанные законы трактуют образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения, отвечающий интересам человека, общества и государства и сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Нам представляется небезынтересным краткий экскурс в историю становления образования в мире. Первым высшим учебным заведением считается Академия Платона (387 г. до н.э.), возникшая еще при рабовладельческом строе. Развитие феодализма отмечено бурным ростом университетов, в которых преподавали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыкальное искусство. Старейший в Европе университет -Болонский (основан в 1088 г.) - XII век; между 1150 и 1170 г. начал действовать Парижский университет; в 1175 г. основан Моденский университет (Италия).
XIII век - функционируют уже 12 университетов: Оксфордский; университет г. Монпелье (закрылся во время Великой Французской революции); Кембриджский (1209); университет Саламанки (1218);
Падуанский (1222); Неаполитанский (1224); Тулузский (1229; закрылся во время Великой Французской революции); Сиенский (1246); Коимбрский (1290; основан в Лиссабоне, где и базировался в 1290-1308, 1338-1354, 1377-1537 гг.); Мачератский (1290); Мадридский (1293); Леридский (1300).
XIV век - функционирует 21 университет: Римский (1303); Авиньонский (1303); Орлеанский (1305); университет в Перудже (1308); университет в Каоре (1331); Флорентийский (1321); университет в Камерино, Италия (1336); университет в Гренобле (1339); Пизанский (1343); Карлов университет (1348, Прага); университет в Перпиньяне (1350); университет в г. Павия, Италия (1360); университет Анже, Франция (1360); Ягеллонский (1364, Краков); Венский (1365); Пекский (1367); Гейдельбергский (1385); Кельнский (1388); Будапештский (1389); университет в Эрфурте (1392); университет в Задаре, Хорватия (1396).
За 3 века количество университетов увеличилось в 21 раз, что свидетельствует о востребованности образования.
Сегодня мы наблюдаем кризис мировой системы образования, связанный с тем, что заканчивается индустриальный этап развития цивилизации, для которого характерны непосредственная включен-
Университет Болоньи (Alma Mater Studiorum Universita di Bologna, UNIBO) - один из самых старых в мире непрерывно действующих университетов, предоставляющих академическую степень; второй по величине университет Италии
|щ д 1 и 1Ж1ЖП
ч 1 в № 1
туал ьная те ма
50 40
со о
£30 сс
§ 20
и
1991 1995 2001 2005 2010
Рис. 1. Динамика числа ФВСО за период 1991-2010 гг. (из доклада главного внештатного специалиста по сестринскому делу МЗ РФ проф. С.И. Двойникова)
ность человека в процесс материального производства, серийные технологии, разделение труда, специализация кадров. В России кризис системы образования усугубляется тяжелым экономическим положением страны, повлекшим за собой недостаточное финансирование высшей школы, что вызвало отток квалифицированных кадров и недостаточное материальное оснащение образовательных учреждений. В этих условиях сократилось число государственных вузов, появились негосударственные вузы, платное обучение. Для современного высшего образования в России характерны стремительный рост числа гуманитарных специальностей и сокращение инженерных, компьютеризация образовательных учреждений, появление новых для нас понятий - бакалавриат, магистратура, государственные стандарты.
Новое в мировой системе образования - это прежде всего мега-университеты, характерные черты которых - дистанционная форма обучения, высшее образование как результат, многочисленность обучающихся (до 1 млн студентов). Мега-университеты работают индустриальными методами, очень популярны и очень богаты.
Инновации внедряются и в учебный процесс. Появились педагогические технологии, представляющие собой его модель. Одна из них - дистанционное обучение, построенное на компьютерных технологиях. Дистанционное обучение олицетворяет собой 3-ю глобальную революцию в развитии человечества (1-я - появление письменности, 2-я - изобретение книгопечатания, 3-я - изобретение компьютеров).
В современных условиях образование не только выполняет социокультурную функцию. Предоставление образовательных услуг становится источником существенных доходов. По данным Института международного образования, в США обучалось 453 787 иностранных студентов. Занимая 5-е место среди крупнейших экспортеров образовательного продукта, США ежегодно получают доход в 7 млрд долларов. Большая часть иностранных студентов - из Азии (57%) и Европы (15%). Сегодня высшее образование в США называют «стомилли-
ардным бизнесом», дающим 2,7% валового национального продукта. Сопоставляя этот факт с введением Болонского процесса, нельзя не прийти к выводу, что Болонский процесс обеспечивает условия для утверждения позиций такого бизнеса. Есть Евросоюз, есть Еврозона, нужен единый диплом для всей Еврозоны. Заметим, что в России существовало ранее и существует сейчас - единое образовательное пространство! Можно учиться где-то (например, в Тюмени) и работать с этим дипломом в любой точке России. А вот в США диплом, полученный в одном штате, требует подтверждения при трудоустройстве в другом. Итак, задачи Болонского процесса можно свести к 2 основным: передел рынка образовательных услуг и создание условий для конвертируемости диплома во всех странах Европы, точнее - во всех, подписавших Болонскую декларацию.
Как же все это связано с медсестринским образованием в России?
Характеристика профессионального образования медсестер на момент открытия в России первого факультета высшего сестринского образования (ФВСО, 1991):
• базовое профессиональное образование; длительность обучения - 2-3 года;
• ориентация базового образования на выработку технических навыков;
• недостаточная гуманитарная и естественнонаучная подготовка выпускников;
• отсутствие у них знаний о современных моделях сестринской деятельности;
• в РФ - около 450 учреждений среднего медицинского и фармацевтического образования, в которых обучается 228 тыс. студентов по 10 специальностям;
• прием - свыше 70 тыс. человек;
• выпуск - около 60 тыс. специалистов.
Основные причины, обусловившие создание
ВСО в России в 1991 г.: необходимость в повышении качества сестринской помощи; низкий уровень профессионального сестринского образования, его несоответствие современным требованиям; отсутствие у медсестер перспектив для профессионального роста и возможностей совершенствования в рамках своей профессии.
После 1991 г. число ФВСО постепенно росло (рис. 1). К 2010 г. их число достигло 45, из которых 35 входили в структуру Минздравсоцразвития России. Общее число студентов - 10 287; очно обучались 635 человек; на вечернем отделении - 968, заочном - 9125.
Количество выпускников - 20 009 человек.
В развитии сестринского дела наметились положительные тенденции. К числу же до сих пор нерешенных относятся проблемы:
0
шктуал ь ная
• нормативно-правового регулирования медсестринской деятельности;
• организации работы медсестринского персонала;
• кадровой политики в области медсестринского дела;
• профессионального образования;
• социальной защиты и охраны труда среднего медицинского персонала.
Строго говоря, мировой системы высшего образования сейчас нет. Нет даже общего представления о том, что это такое. Во многих странах мира высшим называется любое образование, получаемое после окончания средней школы, если оно не связано только с приобретением узких профессиональных навыков на базе общего среднего образования (в учебных заведениях, подобных нашим ПТУ). Если же образование, получаемое после средней школы, пусть и ориентированное на получение профессии, что-то привносит в «общее развитие», оно называется высшим!
Европейская система трансфера кредитов (ECTS):
• четкая распознаваемая система кредитов (1 ECTS= приблизительно 30 уч. ч.; 1 академический год = 60 ECTS);
• расширение общей базы национальной системы кредитов;
• единая международная система градации кредитов.
В мировой практике образования понятие стандарта образования, или образовательного стандарта трактуется неоднозначно. В некоторых образовательных системах данное понятие тождественно понятию образовательной программы.
Основные международные образовательные системы сертификации и стандартизации:
• IGCSE - международный сертификат при получении общего среднего образования;
• HIGCSE - международный сертификат при получении общего образования;
• AICE - международный сертификат при получении образования повышенного уровня;
• IB, The International Baccalaureate - система международного бакалавриата.
Не нужно быть особенным провидцем, чтобы предсказать, к каким грандиозным социальным последствиям должен в конце концов привести Болонский процесс. Через 20-30 лет вчерашние «мобильные» студенты, обучавшиеся, скажем, на I курсе в Праге, а на II - в Сорбонне, займут места ушедших по возрасту представителей европейского менеджмента, и тогда последние барьеры внутри Евросоюза (ЕС) будут естественным образом сняты. Образуется, как сказал бы Лев Гумилев, совершенно новый этнос - общеевропейский.
Еще более резко высказался научный сотрудник из Нантера, координатор международного форума по проблемам реформы образования Кароль Сигман: «Мы критикуем Болонский процесс, поскольку он выдвигает «хорошие» предложения, которые на поверку не так хороши. Говорится, что студенты должны учиться в разных странах и Европа должна помогать их передвижению, что станет возможным (и уже реализуется по этой схеме) благодаря системе «кредитов», или «очков». Например, ты занимаешься полгода правом в Париже, набираешь столько-то очков, потом продолжаешь в Вене и там занимаешься историей искусства или чем угодно. В конце концов набирается достаточно очков, чтобы получить черт знает какой диплом. Но самое интересное: этот проект поддерживают предприятия и все их лобби. Почему? Как нам кажется, работник, получивший такой диплом, вряд ли сможет требовать определенную зарплату, ссылаясь на уровень своего образования. Таким образом, политика ЕС приводит к уничтожению диплома как ориентира для установления шкалы зарплат. Следует отметить, что европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что ЕС строит дерегламентированную систему образования для «обычных» людей, но образование для элиты остается нормальным. Мы считаем, что надо изучать все эти процессы, соотнося их с новыми правилами игры, определенными ВТО, поскольку цель ВТО - превратить образование в рынок. Отсюда и вопросы для изучения: что такое государственные услуги, государственные обязательства перед своими гражданами, где кончается государство и начинается рынок, как образование превращается в рыночную ценность?».
Система образования эффективна, если обладает рядом свойств:
• соответствует времени и основана на стратегии развития общества и человека в нем;
• ориентирована на будущее; в Японии есть точное определение такого образования: «образование - столетнее растение»;
• ее цели, содержание, образовательные технологии, организационные формы, механизмы управления постоянно обновляются.
Из Приказа Федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС) по специальности «Сестринское дело», квалификация бакалавр:
• нормативный срок обучения по очной форме - 4 года, общая трудоемкость освоения основной образовательной программы - 240 зачетных единиц;
• предусмотрена возможность сокращенной до 2 лет программы бакалавриата для лиц со средним медицинским образованием;
№ 4 2013
■
5
|щ д 1 и 1Ж1ЖП
ч 1 в № 1
туал ьная те ма
Дефицит кадров
Дефицит сестринских кадров
Дефицит педагогических кадров по специальности «Сестринское дело»
Дисбаланс между спросом на квалифицированных специалистов и предложением
Дефицит помощи
Отсутствие системного подхода к развитию и поддержке научных исследований в сестринском деле
Недостаточная законодательная и нормативная база
Дефицит качества
Низкая конкурентоспособность на рынке труда
Рис. 2. Основные проблемы сестринского дела в РФ (из доклада президента РАМС В.А. Саркисовой)
Предпочтительная система профессиональной подготовки сестринских кадров
в
5
Аспирантура
Докторантура
Магистратура - 2 года
Магистратура - 2 года
Бакалавриат -4 года
° Бакалавриат на базе ? среднего образования -£ 2 года
Медучилище, колледж -2 года 10 мес
Рис. 3. РАМС о подготовке сестринских кадров (из доклада президента РАМС В.А. Саркисовой)
• предусмотрено освоение основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) форме обучения. Основные виды профессиональной деятельности медсестры-бакалавра ничем не отличаются от таковых у окончивших медицинский колледж. Чиновники считают, что введение бакалавриата по специальности «Сестринское дело» дает преимущества:
1. Подготовка медсестер-бакалавров из числа школьников позволит частично восполнить дефицит сестринских кадров.
2. Подготовка бакалавров по сокращенной программе из числа специалистов со средним медицинским образованием позволит им остаться в системе здравоохранения и развиваться в профессиональном плане.
3. Прием на бакалавриат школьников даст возможность переводить со специальности на специальность лиц, которые по каким-либо причинам не могут продолжать обучение на врачебных факультетах (!!!).
4. Введение бакалавриата должно привести к модернизации среднего медицинского образования.
Часть перечисленных «преимуществ» весьма сомнительна, так как опять-таки снижается престиж медсестринской профессии (см. пункт 3). Должности, которые может занимать бакалавр сестринского дела, ничем не отличаются от таковых у лиц, окончивших медицинский колледж. В дипломе не указаны конкретно виды сестринской помощи. Не предусмотрена педагогическая деятельность (рис. 2).
В настоящий момент ряд вузов России зачисляют на I курс бакалавриата специалистов, уже имеющих среднее медицинское образование (медицинский колледж или медицинское училище). Получается, учитывая программы медицинских колледжей и программы для бакалавров, что эти специалисты получают второе среднее образование (имея диплом бакалавра, они будут по-прежнему работать медсестрами). Это - необоснованная трата государственных средств.
Как видит РАМС структуру современного медсестринского образования? (рис. 3).
Ассоциация выступает за внедрение накопительной системы повышения квалификации, соответствующей парадигме обучения через всю жизнь. Соответствующая документация разработана и направлена в адрес МЭСР. Проект признан отвечающим требованиям времени, но преждевременным для реализации на национальном уровне в силу кардинальной трансформации системы образования.
В настоящее время:
• не сформирована среда для деятельности медсестры новой формации;
• не в полной мере используется потенциал сестринского персонала с учетом его профессиональной компетенции;
• недостаточны темпы развития и внедрения в практическое здравоохранение инновационных сестринских технологий;
• практически очень мало научных исследований в области сестринского дела.
Болонская декларация в контексте непрерывного образования
Множество краткосрочных образовательных курсов уже используют кредитную систему ЕСТБ, так что теперь образовательные учреждения сразу
шктуал ь ная
видят, что обучаемый изучил. Сложность состоит в признании уровня полученной подготовки. Рассмотрим несколько примеров из жизни.
Пример 1
Медсестра обучалась 4 года в средней медицинской школе в Македонии и после 3 лет работы - в течение 2 лет в высшей школе в Белграде. Она работала старшей медсестрой и преподавала в средней медицинской школе в течение 5 лет. В настоящее время она собирается повысить квалификацию и продолжить обучение в университете, но ей сказали, что нужно все начинать сначала.
Возможно:
• начать обучение заново;
• получить полную академически аккредитованную степень бакалавра за более короткий срок;
• получить как академический, так и клинический опыт работы, признанный достаточным для получения степени бакалавра с возможностью получения степени магистра.
Пример 2
Акушерка в Германии, обучавшаяся 4 года и получившая диплом в профучилище, хочет зарегистрироваться для получения степени магистра в университете в Германии, но у нее нет вступительной квалификации (бакалавр).
Возможные решения:
• вернуться в училище и получить квалификацию;
• не продвигаться далее;
• зарегистрироваться для получения степени магистра в другой стране ЕС, где принят более либеральный подход к вступительной квалификации и диплом расценивается как доказательство способности обучаться на требуемом уровне.
Пример 3
Медсестра в Великобритании окончила основное обучение со степенью бакалавра и хочет стать акушеркой, но с обучением на более высоком уровне. Она не может найти программу, позволяющую осуществить это.
Возможные решения:
• она проходит программу повышения квалификации;
• изучает акушерство на том же уровне, что и сестринское дело;
• Британская система предусматривает возможность принять такой запрос и предложить измененную программу более высокого уровня.
Пример 4
Медсестра из Косово, закончившая 4-летнее обучение в средней медицинской школе, хочет подать заявку на получение степени бакалавра в одном из
университетов ЕС, который предоставляет обучение по сокращенной программе.
Отдельные вопросы:
• это не соответствует Болонской схеме, так как средние медицинские школы не относятся к системе высшего образования, поэтому данный случай требует частного решения;
• следует решить: имела ли она непрерывное образование?
• каким опытом она обладает ?
• есть ли у нее документальное подтверждение этого опыта (образования)?
Сходства и различия между университетами и политехникумами в Финляндии
• разное попечительство;
• политехникумы поддерживаются муниципалитетами (в 84% случаев) и фондами (в 16% случаев), университеты - государством;
• и те и другие подчиняются Министерству образования (разным его подразделениям), но руководствуются разными законодательными актами;
• и те и другие обладают полной автономией в разработке учебных планов;
• и те и другие финансируются государством.
Назначение университетов и политехникумов
Университеты:
• научная деятельность;
• обучение;
• региональное сотрудничество;
• обучение в докторантуре;
• основной исследовательский и преподавательский состав должен иметь степень не ниже докторской;
• полная автономия в разработке учебных планов.
Политехникумы (прикладные университеты/ университетские колледжи):
• обучение;
• прикладные исследования;
• региональное сотрудничество;
• отсутствие докторантур, но 17% преподавательского состава должны иметь степени не ниже магистра (LIC) или доктора (PhD);
• автономия во внутренних вопросах и обучении.
Общее для европейских образовательных структур, занимающихся подготовкой среднего медицинского персонала (примерный план Европейской организационной группы):
• обеспечение компетенций, ассоциирующихся с профессиональными ценностями и ролью медсестры;
1 И E J 11 u тент] п р офессия: те ош1я№н1п1рвшт1т^^н
;f ill N i m
• обеспечение компетенций, ассоциирующихся с сестринской практикой и принятием решений в клинике.
Общие и специальные знания:
• теория и практика сестринского дела;
• естественно-научные и биологические знания;
• знания о здоровье и поведении;
• представления об этике и гуманитарные знания;
• медицинские технологии и медицинская информатика;
• международная и национальная стратегия в области образования;
• принятие решений;
• принципы научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, в медсестринском образовании и профессиональной деятельности медсестер -много нерешенных проблем. Здравоохранению остро не хватает этих специалистов (по данным РАМС, их дефицит на ближайшее будущее составит 800 тыс.), и вряд ли грядущие нововведения решат эту проблему. Необходимо повышать престиж профессии, тогда люди не будут уходить из нее.
На наш взгляд, необходимо:
• доработать профессиональный стандарт бакалавра сестринского дела с указанием конкретных квалификаций;
создать соответствующие учебные и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию ФГОС; сформировать образовательную программу магистратуры по направлениям подготовки.
Рекомендуемая литература
Гершунский Б.С. Менталитет и образование. - М., 1996.
Миронов В.Б. Век образования. - М.: Педагогика, 1990.
Образование и культура Северо-Запада России / Под ред. Н.В. Бордовской. Вып. 4. - СПб., 1999.
Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб., 1998.
Сестринское исследование сегодня: достижения, проблемы, вопросы, перспективы / Сборник публикаций I Международной научно-практической конференции, 25-27 июня 2007 г. - СПб, 2007. - 56 с.
Internet. Болонский процесс.
THE CURRENT STATE OF NURSING EDUCATION IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES. 21ST CENTURY EDUCATION
N.V. Turkina, Cand. Med. Sci.
Saint Petersburg
Presents a historical review of the different educational systems on the example of medical education. Shows the current state of the problem
Key words: education history, Bologne process, today's higher education.