Научная статья на тему 'Студенты о необходимости самообразования во время учебы в Университете: обзор вопроса'

Студенты о необходимости самообразования во время учебы в Университете: обзор вопроса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенты о необходимости самообразования во время учебы в Университете: обзор вопроса»

СТУДЕНТЫ

О НЕОБХОДИМОСТИ САМООБРАЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ УЧЕБЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ:

ОБЗОР ВОПРОСА

Е. Падехович

Самообразование - один из основополагающих процессов в жизни каждого человека. Юзеф Пултужицкий полагает, что это «процесс самостоятельного обучения, чья цель, содержание, форма, источники и методы зависят от выбора того, кто учится». Самообразование охватывает все возрасты. Социальные и культурные трансформации и технологический прогресс почти что принуждают нас к непрерывному образованию. Современный студент, чтобы отвечать требованиям рынка труда, конкуренции, должен непременно озаботиться самообразованием. Это неизбежно, поскольку современный преподаватель не поставляет студентам готовых знаний, он задает только направления, указывает источники, где их можно добыть. Дальнейшую информацию студент должен искать сам, не ограничивая свои знания тем, что рассказано на лекции.

В настоящем докладе я решила сосредоточиться на одной группе -студентах, для которых самообразование необходимо в контексте их дальнейшего развития. Самообразование - явление, широко изучаемое в Польше и других странах (России, США)1. На основании собственных наблюдений я решила изучить отношение студентов к самообразованию и затем сравнить результаты опроса, проведенного мною в Университете Яна Кохановского в Кельце, с уже более ранними исследованиями.

Прежде чем представить результаты исследования, я хотела бы обсудить цели и формы самообразования (по Пултужицкому), так как исследование сосредоточено именно на них. В самообразовании можно выделить несколько целей:

первая - непреходящее стремление к развитию, улучшению, самообогащению личности преобладающими ценностями. Сюда можно отнести развитие патриотизма, выражающегося в желании лучше знать родной язык, культуру, искусство, традиции. Сюда относятся способность свободно и хорошо говорить на родном языке, знать его и также знать интернациональные традиции, понимать идеи, представленные другими народами, уважать их культуру;

вторая - подготовка к профессиональной деятельности. Она включает повышение квалификации посредством участия в курсах и тренингах. Помимо рабочей квалификации необходимо развивать и прочие навыки, которыми нельзя овладеть только посещая школу, но которые все же могут быть весьма важны для работы. Сюда можно отнести навыки лидерства, командной работы, переговоров, креативности, коммуникативные навыки;

1 В Польше обсуждение этой проблемы открыла Валентына Врублевска из Белостокского Университета. Она обсуждала самообразование в таких публикациях как «Самообразование университетских студентов: перспективы темы», «Динамика образовательных устремлений студентов перед лицом перемен». Среди новейших работ следует отметить статью Изабелы Яблонской «Студенты перед задачами современной реальности и процесс самообразования».

260

третья - деятельное участие в формировании национальной культуры, изучение ее наследия, традиций, достижений. Любой должен стремиться изучить достижения национальной культуры, новые явления в ней и их роль, быть не пассивным наблюдателем, но соавтором культуры;

четвертая - целенаправленное развитие личности, стремление ставить амбициозные учебные цели и достигать их. Для этого не достаточно просто выполнять школьную или университетскую программу. Многое зависит от самообразования, потому что каждый человек ощущает, что ему интересно, и может свои интересы сформулировать. Никого нельзя научить насильно тому, что ему неинтересно.

Самообразование может быть облечено в разные формы: (а) чтение специальных журналов, статей, научной литературы, знакомство с книгами. Если книги трудно достать или они слишком дороги, стоит посещать библиотеку. Библиотека удобна еще и тем, что современные студенты в большинстве своем живут в общежитиях, где почти невозможно сосредоточиться на учебе; (б) посещение выставок и вернисажей. Всегда лучше лично встретиться с художником, чтобы понять его искусство; (в) участие в экскурсиях, где студент может лучше узнать культуру данного региона и углубить свои познания; (г) изучение иностранных языков вне университета; (д) участие в конференциях и дискуссиях и другие формы.

Благодаря исследованиям, проведенным для этой публикации, мы сможем шире взглянуть на эту проблему.

Я опросила 50 студентов различных факультетов Университета Яна Кохановского в Кельце. Большинство участников исследования были учащимися пятого (26 чел.) и четвертого (15 чел.) курсов, а меньше - второго и третьего. Половина респондентов - студенты педагогического факультета, вторая половина - студенты, специализирующиеся в области музыкального образования, искусства, экономики, менеджмента, политики, журналистики. Большинство участников составляли женщины (92 %). Исследование проводилось посредством заполнения анкеты с вопросами, касающимися задач самообразования, его форм и интересов самих участников.

Результаты выявили, что все участники знают термин «самообразование», хотя и понимают его по-разному. Половина участников считала, что самообразование это «получение знаний в своей области». Студенты также понимали под самообразованием «расширение знаний, развитие интересов, углубление знаний и формирование личности», «инвестирование в собственное развитие», «развитие собственных знаний с опорой на практический опыт», «самостоятельное заполнение лакун по теме, упомянутой, например, на лекции», «образование вне привычного образования», «бесконечная самостоятельная работа над собой и пополнение сведений». Целью самообразования 90 % участников назвали «получение знаний, необходимых для развития и реализации интересов и формирования личности», а 10 % предположили, что цель самообразования только в получении и углублении знаний. Задавались вопросы о сфере интересов самих участников. Половина отнесла свои интересы к своей программе или области научных занятий; значительное число участников связали свои интересы с традицией и будущей профессией, и лишь несколько указали на художественно-эстетические интересы.

261

Анализ результатов опроса показал, что больше половины студентов участвуют в поездках, чтобы познакомиться с другими культурами и регионами. Сходный результат был получен в ответах на вопрос о знакомстве студентов с научными журналами, относящимися к их области занятий. 75 % участников посещали курсы и тренинги, направленные на формирование и поддержание навыков, не связанных с их профессией, и только 12 студентов посещали выставки, вернисажи, концерты. 18 студентов указали, что изучают иностранные языки вне университета. Важной формой самообразования, в которой студенты имели возможность пассивно участвовать, оказались научные конференции. 22 информанта из 50, заполнивших опросник, указали, что участвовали в конференциях из любопытства и желания углубить свои знания, а также для непосредственного общения с учеными.

Результаты исследований близки с другими, проводившимися в Польше. Можно легко увидеть сходство с исследованиями Валентыны Врублевской, проводившимися в нескольких академических центрах (университетах Щецина, Варшавы, Белостока, а также в Университете Марии Кюри в Люблине). Совпадение ряда результатов выражается в устойчивом разнообразии методов самообразования, а именно: чтение книг и

специальных журналов, обсуждения, изучение иностранных языков, консультации с преподавателями и лекторами. Сравнив мое исследование с работой Изабелы Яблонской, проведенной в Белостоке, можно отметить сходство и в понимании термина «самообразование». Равным образом и мое, и вышеперечисленные исследования позволяют сделать вывод о том, что студенты понимают самообразование как процесс развития и стремятся достичь целей своего самообразования.

Проведенная работа носит предварительный характер. Ее целью было проследить, как студенты понимают предмет самообразования, его цели и формы. Эти результаты позволяют говорить о необходимости проведения таких исследований с более четкой концентрацией на мотивах и факторах, сдерживающих процесс самообразования. Этот аспект проблемы не включен в проведенную работу, однако не менее важен, чем вопросы формы и целей.

Список литературы

1. Jabtonska I., Studenci wobec wyzwan wspotczesnej rzeczywistosci a proces autoedukacji, „Edukacja” nr 4, 2007.

2. Jankowski D., Autoedukacja - wyzwaniem wspotczesnosci, Torun, 1999.

3. Minkowska J., Od „sierotki Marysi” do „Zosi samosi”- czyli o samoksztatceniu przez cate zycie z perspektywy studenta ’’Edukacja Dorostych” nr 4, 2006.

4. Potturzycki J., Dydaktyka dla dorostych, Torun, 1998.

5. Potturzycki, Wdrazanie do samoksztatcenia, Warszawa, 1983.

6. Potturzycki J., Ucz si§ sam. O technice samoksztatcenia, Warszawa, 1974.

7. Sokotowska H., Rola uczelni wyzszej w ksztattowaniu kompetencji samoksztatceniowych oraz tworczego myslenia studentow, (w:) Student jako podmiot edukacji we wspotczesnej uczelni wyzszej (red. J. Saran, M. Zmigrodzki), Lublin, 2011

8. Wroblewska W., Autoedukacja studentow w uniwersytecie: uj^cie z perspektywy podmiotu, Biatystok, 2008.

9. Wroblewska W., Dynamika aspiracji edukacyjnych studentow w obliczu zmian, Biatystok, 2004.

Работа написана под руководствм Эвы Куля (Ewa Kula), PhD.

Перевод с английского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»

262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.