Научная статья на тему 'СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОСТЬ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОСТЬ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантное образовательное пространство / студенческая молодёжь / образовательный процесс / студенческое самоуправление / современный вуз / студентоцентрированное обучение / tolerant educational space / student youth / educational process / student self-government / modern university / studentcentered learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иргалиева Эльвира Конасовна

Сегодня одним из необходимых условий успешного функционирования любого образовательного учреждения является создание толерантного образовательного пространства. Только при благоприятном социальном климате внутри образовательного учреждения и системы образования можно говорить об эффективности образовательного процесса, что делает тему исследования весьма актуальной. Студентоцентрированность здесь рассматривается как сотрудничество всех участников образовательной среды, где главной задачей педагога является понимание интересов обучающегося, уметь слушать студента, вести с ним диалог. Целью данной статьи является обобщение опыта современного казахстанского вуза по формированию толерантного образовательного пространства путём вовлечения обучающихся в организацию учебного и воспитательного процессов вуза, студенческое самоуправление. В ходе проделанной работы выявлено, что необходимыми условиями формирования толерантного образовательного пространства в процессе студентоцентрированного обучения является активное участие обучающихся в самостоятельной общественной деятельности студентов (студенческое самоуправление, молодёжные организации, волонтёрские движения и др.), а также наличие каналов обратной связи (телефон доверия, виртуальный и реальные ящики отзывов и предложений, анкетирование и др.). В заключении даны некоторые общие рекомендации по формированию толерантного образовательного пространства вуза и усилению студентоцентрированной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иргалиева Эльвира Конасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today, one of the necessary conditions for the successful functioning of any educational institution is the creation of a tolerant educational space. Only with a favorable social climate within an educational institution and the education system can we talk about the effectiveness of the educational process, which makes the research topic very relevant. Student-centricity is considered here as the cooperation of all participants in the educational environment, where the main task of the teacher is to understand the interests of the student, to be able to listen to the student, to conduct a dialogue with him. The purpose of this article is to summarize the experience of a modern Kazakh university in the formation of a tolerant educational space by involving students in the organization of educational and educational processes of the university, student self-government. In the course of the work done, it was revealed that the necessary conditions for the formation of a tolerant educational space in the process of student-centered learning are the active participation of students in independent social activities of students (student self-government, youth organizations, volunteer movements, etc.), as well as the availability of feedback channels (helpline, virtual and real boxes of feedback and suggestions, questionnaires, etc.). In conclusion, some general recommendations are given on the formation of a tolerant educational space of the university and the strengthening of student-centered orientation.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОСТЬ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

9. Fay, D. The nature of personal initiative: Self-starting orientationand proactivity / D. Fay & M. Frese 11 Paper presented at the annual conference of the Society for Industrial and Organizational Psychology. - Dallas, 1998.

10. Price-Mitchell, M. How Kids Learn to Take Initiative and Overcome Challenges / M. Price-Mitchell 11 Roots of Action. -URL: https://www.rootsofaction.com/take-initiative-kids (дата обращения: 15.01.2019)

Педагогика

УДК 316.647.5

аспирант Иргалиева Эльвира Конасовна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОСТЬ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. Сегодня одним из необходимых условий успешного функционирования любого образовательного учреждения является создание толерантного образовательного пространства. Только при благоприятном социальном климате внутри образовательного учреждения и системы образования можно говорить об эффективности образовательного процесса, что делает тему исследования весьма актуальной. Студентоцентрированность здесь рассматривается как сотрудничество всех участников образовательной среды, где главной задачей педагога является понимание интересов обучающегося, уметь слушать студента, вести с ним диалог. Целью данной статьи является обобщение опыта современного казахстанского вуза по формированию толерантного образовательного пространства путём вовлечения обучающихся в организацию учебного и воспитательного процессов вуза, студенческое самоуправление. В ходе проделанной работы выявлено, что необходимыми условиями формирования толерантного образовательного пространства в процессе студентоцентрированного обучения является активное участие обучающихся в самостоятельной общественной деятельности студентов (студенческое самоуправление, молодёжные организации, волонтёрские движения и др.), а также наличие каналов обратной связи (телефон доверия, виртуальный и реальные ящики отзывов и предложений, анкетирование и др.). В заключении даны некоторые общие рекомендации по формированию толерантного образовательного пространства вуза и усилению студентоцентрированной направленности.

Ключевые слова: толерантное образовательное пространство, студенческая молодёжь, образовательный процесс, студенческое самоуправление, современный вуз, студентоцентрированное обучение.

Annotation. Today, one of the necessary conditions for the successful functioning of any educational institution is the creation of a tolerant educational space. Only with a favorable social climate within an educational institution and the education system can we talk about the effectiveness of the educational process, which makes the research topic very relevant. Student-centricity is considered here as the cooperation of all participants in the educational environment, where the main task of the teacher is to understand the interests of the student, to be able to listen to the student, to conduct a dialogue with him. The purpose of this article is to summarize the experience of a modern Kazakh university in the formation of a tolerant educational space by involving students in the organization of educational and educational processes of the university, student self-government. In the course of the work done, it was revealed that the necessary conditions for the formation of a tolerant educational space in the process of student-centered learning are the active participation of students in independent social activities of students (student self-government, youth organizations, volunteer movements, etc.), as well as the availability of feedback channels (helpline, virtual and real boxes of feedback and suggestions, questionnaires, etc.). In conclusion, some general recommendations are given on the formation of a tolerant educational space of the university and the strengthening of student-centered orientation.

Key words: tolerant educational space, student youth, educational process, student self-government, modern university, student-centered learning.

Введение. Сегодня высшее учебное заведение, являясь одним из главных институтов воспитания, должен отвечать запросам современного общества в полноценной и гармонично развитой личности, обладающей набором не только профессиональных качеств, но и сформированных ценностных установок. Формирование студента как целостной личности возможно в условиях толерантного образовательного пространства, где обучающийся чувствует свою значимость, участвуя в учебной и воспитательной деятельности вуза, где имеет возможность внести свои предложения и предпочтения по совершенствованию образовательного процесса. Здесь мы акцентируем внимание на студентоцентрированности как базисе формирования толерантного образовательного пространства.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая студентоцентрированное обучение как процесс, способствующий развитию образовательных программ с точки зрения потребностей, устремлений и потенциала студентов, как учебный процесс, требующий сотрудничества между преподавателями и обучающимися по актуальным проблемам, возникающим в процессе обучения, обратимся к педагогике сотрудничества, направлению российской педагогики 80-х годов XX века идейным вдохновителем которой стал Симон Львович Соловейчик. Одним из основополагающих принципов педагогики сотрудничества является взаимодействие педагога и обучающегося, доброжелательное и внимательное отношение к их высказываниям, поощрение идей и мыслей, даже плохих или неправильных, содействие активности и сотрудничество в поиске решений. Следовательно, актуализируется студентоцентрированность как базис формирования толерантного образовательного пространства.

Одним из основных принципов студентоцентрированного обучения описанных В.И Байденко и Н.А. Селезнёвой [1, С. 127], является тесное сотрудничество между студентами, преподавателями и персоналом вуза в достижение общего понимания в отношении актуальных проблем, возникающих в процессе обучения, что делает изучение мнения студентов об эффективности образовательного процесса важным условием формирования толерантного образовательного пространства.

По мнению Л.Г. Пак [2, С. 212] в настоящее время система профессионального образования включает, с одной стороны, толерантное образовательное пространство с позиции приоритетности студентоцентрированости, с другой -саморазвитие личности, результатом которых является согласование обоюдных требований и ожиданий, что свидетельствует о том, что от учитывания мнения всех участников образовательного процесса напрямую зависит его эффективное функционирование.

Толерантное образовательное пространство - это готовность субъектов образовательного процесса к гуманному сотрудничеству, взаимодействию, диалогу, повышение коммуникативной культуры и обоюдной ответственности всех участников образовательного процесса.

Одной из приоритетных задач современного вуза является создание условий для гармоничного и полноценного развития личности студента, а для решения этой задачи необходимо учитывать мнения обучающихся по

совершенствованию образовательного процесса в вузе. Вовлечённость студентов в организацию учебного и воспитательного процессов в университете является действенным средством формирования толерантной образовательной

Так, в Западно-Казахстанском университете им. М.Утемисова с 2005 года организовано толерантное образовательное пространство в рамках студенческого самоуправления, которое включает в себя студенческого ректора, студенческих деканов всех факультетов, студенческих советников, руководителей студенческих клубов и объединений, команду «Жасыл Ел» и студенческого строительного отряда.

«Под системой студенческого самоуправления в вузе понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления - на всех уровнях управления вузом, в том числе самоуправления в общежитиях, а также общественных студенческих организациях по интересам» [3, С. 77].

Наряду со студенческим самоуправлением как регулятивом студентоцентрированности и базисом формирования толерантного образовательного пространства в университете действуют молодёжные организации дебатный клуб «Ак;ик;ат», который нацелен на повышение нравственного и интеллектуального потенциала студенческой молодёжи; «Жас экномист» вклад в политическую и правовую культуру молодёжи; «Жас Отан» формирование патриотизма, уважение культурному наследию народов Казахстана; «Жацгыру жолы» сохранение межнационального согласия; Волонтёрское движение в университете служит развитию пропаганды идей добровольного труда на благо общества; Альянс студентов Казахстана занимается созданием социально-экономических и других условий для всестороннего развития молодежи.

Также в университете используют различные способы обратной связи со студентами, так в каждом учебном корпусе размещены ящики для отзывов и предложений, где студенты могут оставить свои пожелания по совершенствованию учебного процесса в вузе. Каждую неделю на основе полученных данных составляется служебная записка и направляется ответственным лицам на исполнение, после чего ими готовится информация о проделанной работе по каждому пункту. Такой способ обратной связи в рамках студентоцентрированости помогает руководству вуза быть в курсе насущных проблем в университете и вовремя отреагировать на сигнал.

Процессу формирования толерантной образовательной среды путём изучения мнений и оценочных суждений субъектов образования о качестве предоставляемых образовательных услуг в вузе уделяется большое внимание. Показателем проявления толерантного отношения к мнению студентов является выяснение удовлетворённости обучающихся качеством учебного процесса, его организацией и содержанием, применяемыми в нём технологиями обучения и имеющейся образовательной инфраструктурой, поскольку именно учебный процесс является основным процессом в высшем учебном заведении.

Эффективным средством получения информации, характеризующей уровень удовлетворённости студентов организацией учебного процесса, его содержание и динамику, являются эмпирические исследования (в ЗКУ стали ежегодно проводиться с февраля 2006 г.). В университете в 2004 г. создано структурное подразделение «Центр социологических исследований» под руководством канд. филос. наук П.А. Добряева, которым успешно реализуются проекты «Политика, межэтнические отношения и религия в восприятии студентов» (изучение социально-политической идентичности, уровня патриотических настроений в студенческой среде, характеристика восприятия студентами межэтнических отношений и отношения к религии); «Социальное самочувствие студентов» (понимание социального самочувствия студентов как совокупности мнений и оценочных суждений, высказанных респондентами относительно основных условий и обстоятельств той социальной среды, в которой протекает их учёба и соответствующих им морально-психологических ощущений, и чувств); «Мнение студентов об эффективности образовательного процесса» (выяснение мнений и оценочных суждений студентов ЗКУ им. М. Утемисова, характеризующих их восприятие учебного процесса, осуществляемого в университете, их отношение к его основным аспектам и составляющим) и т.д.

По результатам проведенных исследований готовятся аналитические отчёты с практическими рекомендациями и предоставляется руководству вуза, для принятия соответствующих мер усиления студентоцентрированности и формирования толерантной образовательной среды. В каждой анкете по указанным проектам размещены помимо закрытых вопросов открытые, где студенты могут прописать свои предложения и пожелания. Приведём пример оформления ответов на открытые вопросы предложений студентов по совершенствованию образовательного процесса в ЗКУ, развитию их образовательных программ: большая часть сделанных опрошенными предложений, касались обновления материально-технической базы вуза, организации для обучающихся различных познавательных проектов, усиления практической подготовки студентов, а также развития технологий и методик преподавания (ответы студентов: «Проводить больше мероприятий, мероприятия проводят только между активистами, остальных не задействуют»; «Советоваться со студентами при подготовке плана обучения»; «Помогать русскоговорящим на таком предмете, как казахский язык. Побольше для русских групп устраивать конкурсы и подобное, чтобы привлечь студентов к образовательному процессу»; «Больше качественных лекционных и практических занятий с высококвалифицированными специалистами»; «Сделать учебный процесс более интересным и понятным»). Проводить больше мероприятий по формированию толерантного образовательного пространства (лекции, кураторские часы, круглые столы, конференции, просмотр фильмов, видео роликов, форумы на республиканском уровне, проведение психологических ситуативных игр, дебаты); «Относиться к каждому студенту как к отдельно взятой личности, дать возможность права выбора, что является весьма важным при студентоцентрированном обучении».

Мнения и предложения, высказанные студентами, позволяют узнать, что реально думают обучающиеся об организации образовательного процесса в университете, формировании толерантной образовательной среды что их действительно в нём беспокоит. Они позволяют ярче высветить те или иные проблемы этого процесса и тем самым дают возможность более эффективно сосредоточиться на их решении.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: современный вуз для своего успешного функционирования, должен создать необходимые благоприятные условия для всех участников образовательного процесса. Эффективность студентоцентрированной направленности и формирование толерантной образовательной среды во многом зависит от партнерских отношений между студентами, преподавателями и руководством вуза. Одним из необходимых условий формирования толерантного образовательного пространства в процессе студентоцентрированного обучения является наличие каналов обратной связи со студентами.

В связи с этим, считаем возможным, дать некоторые общие рекомендации по формированию толерантного образовательного пространства вуза и усилению студентоцентрированной направленности:

1. Включать представителей руководства университета, сотрудников структурных подразделений, преподавателей, а также обучающихся в процесс формирования толерантной образовательной среды.

2. Повышать активность студентов в организации учебно- воспитательного процесса путём вовлечения в молодёжные организации, волонтёрскую деятельность, студенческое самоуправление и т.д.

3. Использовать различные способы обратной связи со студентами (телефон доверия, виртуальный и реальные ящики отзывов и предложений, анкетирование и др.), как эффективное средство формирования толерантного образовательного пространства.

4. Применять практику обсуждения различных аспектов применяемой в университете системы формирования толерантного образовательного пространства, используя для этого разнообразные интерактивные формы работы (учебно-методические семинары, тренинги, «круглые столы» и т.д.). В ходе данных обсуждений следует вырабатывать рекомендации и принимать решения, способствующие реальному повышению уровня толерантных установок в вузе.

Литература:

1. Байденко, В.И. Оптика взгляда на будущее (статья 3) / В.И. Байденко, H.A. Селезнёва // Высшее образование в России. - 2017. - № 12 (218). - С. 120-132

2. Пак, Л.Г. Основные направления социализации студенческой молодежи в системе образования / Л.Г. Пак // Социально-гуманитарные знания. - 2009. -№6. - С. 209-217

3. Сырцова, Е.Л. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов / Е.Л. Сырцова // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 7. - С. 77-79

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Камышева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва)

ПРОФИЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КЕЙС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена дидактическим возможностям использования профильно-интегрированного кейса при обучении иностранному языку в современных условиях цифровой трансформации образовательной среды вуза. Определена сущность понятия «профильно-интегрированный кейс». Выделены основные структурные компоненты профильно-интегрированного кейса как одного их эффективных методов актуализации междисциплинарности в формировании универсальных и общепрофессиональных компетенций при обучении иностранному языку в цифровой образовательной среде. Описаны основные дидактические принципы актуализации данного педагогического феномена в процессе обучения иностранному языку в цифровой среде. Представлен алгоритм реализации дидактического потенциала профильно-интегрированного кейса. Данный алгоритм включает организационный, деятельностный и результативный этапы. В рамках описания этапов отмечается значимость ключевых функций участников образовательных отношений. Выделены конструкционная, гносеологическая, коммуникативная и воспитательная функции. В заключении, установлено, что дидактический потенциал профильно-интегрированного кейса как метода обучения является эффективным для формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций обучающихся в междисциплинарной образовательной среде вуза. Использование профильно-интегрированного кейса в цифровой образовательной среде позволяет объединять социокультурную и профессиональную направленность обучения иностранному языку, развивая личностный, интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся.

Ключевые слова: междисциплинарность, кейс-метод, профильно-интегрированный кейс, цифровой образовательный ресурс.

Annotation. The article discusses the didactic possibilities of using a subject-integrated case for foreign language teaching in the context of digital transformation of the learning and teaching environment at the university. The essence of the concept "subject-integrated case" has been specified based on the analysis of different features of the case-study method. The main structural components of the subject-integrated case as one of the effective technology of using the interdisciplinary approach to molding the universal and professional skills in foreign language teaching have been highlighted. The main didactic principles of using this pedagogical technology in digital learning and teaching environment have been distinguished and described. Moreover, the algorithm how to implement the didactic potential of the subject-integrated case technology has been given. The algorithm includes the following stages: the organization, activity and result-oriented stages. In the scope of the description of the stages, great emphasis is placed on the key functions of the actors in educational interaction. The structural, cognitive, communicative and educational functions have been pointed out. In conclusion, it has been found out that the didactic potential of the subject-integrated case is effective foreign language learning and teaching technology to develop the universal and professional skills of students in the interdisciplinary digital educational environment at the university. The practice of implementing the subject-integrated case in digital learning and teaching environment creates the opportunity to combine the socio-cultural and profession-oriented foreign language teaching, and to develop the personal, intellectual and creative capabilities of the students.

Key words: interdisciplinary approach, case method, subject-integrated case, digital learning resource.

Введение. Современные реалии успешного трудоустройства будущих выпускников вузов определяются степенью сформированности универсальных и общепрофессиональных компетенций, которые позволяют им отвечать условиям цифрового, быстро меняющегося мира. Данная тенденция обусловлена внедрением инновационных технологий в различные сферы профессиональной деятельности.

В связи с этим интерес к междисциплинарности достаточно высок, однако, остается нерешенной проблема, связанная с обеспечением основы эффективной реализации междисциплинарности в условиях цифровой трансформации образовательного процесса.

Цифровая трансформация образовательного процесса представляет собой комплексное преобразование его основных структурных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно-процессуального, результативно-оценочного), реализуемых посредством цифровых технологических инструментов работы с информацией, современного образовательного контента, представленного в цифровом формате на разных онлайн платформах.

Цифровая трансформация образовательного процесса привела к необходимости интеграции в процессе формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций базовых цифровых компетенций. К базовым цифровым компетенциям относят:

- информационную грамотность и работу с данными как способность анализировать, интерпретировать, оценивать контент в цифровой среде;

- способность взаимодействовать при помощи цифровых технологий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.