Научная статья на тему 'Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении'

Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / СУБЪЕКТНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВНЫЕ МЫШЛЕНИЕ / STUDENT-CENTERED LEARNING / SELF-DETERMINATION / SELF-REALIZATION / SELF-ORGANIZATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCE / VALUES / SUBJECT-ACTIVITY TECHNOLOGIES / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Прохорова Мария Петровна, Карпова Мария Александровна

В условиях современного общества, совершенствование системы образования является одним из важнейших приоритетов деятельности Российской Федерации. В статье рассматривается студентоцентрированное обучение, которое полностью сфокусировано на студенте. Роль обучающихся значительно вырастает, у них появляется возможностью выстраивать образовательный процесс с учетом будущей специальности. В процессе реализации студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении были рассмотрены различные точки зрения на рассматриваемое понятие, учтены функции и особенности, на которых оно реализуется. Указано, при реализации студентоцентрированного обучения повышается умение обучающихся самостоятельно определять успешность педагогического процесса, проводить рефлексию, коррекцию, использовать субъектнодеятельностные технологии, стремление к самообразованию. У студентов появляется стремление достичь высоких результатов и личная заинтересованность за качество профессиональной подготовки. Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении должна способствовать: повышению ответственности за получаемое образование; развитию способностей для самоорганизации и самоконтроля; постановке четких целей обучения, разработке стратегии обучения, включающей аудиторную и внеаудиторную работу; оценку достижений в рамках образовательного процесса. Выпускник должен обладать креативным мышлением, ориентацией на непрерывное саморазвитие, самоорганизацию, ориентированную на инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Прохорова Мария Петровна, Карпова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF STUDENT-CENTRED LEARNING IN HIGHER EDUCATION

In today's society, improving the education system is one of the most important priorities of the Russian Federation. The article deals with student-centered learning, which is fully focused on the student. The role of students grows significantly, they have the opportunity to build the educational process taking into account the future specialty. In the process of implementation of student-centered learning in higher education were considered different points of view on the concept, taking into account the functions and features on which it is implemented. It is indicated that the implementation of student-centered learning increases the ability of students to independently determine the success of the pedagogical process, to carry out reflection, correction, to use subject-activity technologies, the desire for self-education. Students have a desire to achieve high results and personal interest for the quality of training. Implementation of student-centered learning in higher education should contribute to: increasing responsibility for education; development of abilities for self-organization and self-control; setting clear learning objectives, developing a learning strategy that includes classroom and extracurricular work; assessment of achievements in the educational process. The release should be a specialist, a professional with creative thinking, focus on continuous self-development, self-organization, focused on innovation.

Текст научной работы на тему «Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении»

Vaganova Olga Igorevna,Prokhorova Maria Petrovna, Karpova Maria Alexandrovna THE IMPLEMENTATION OF STUDENT-CENTRED ...

pedagogical sciences

УДК 378.09.00

DOI: 10.26140/knz4-2019-0802-0014

РЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

© 2019

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Прохорова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инновационных технологий менеджмента» Карпова Мария Александровна, студент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: mashka_718@mail.ru)

Аннотация. В условиях современного общества, совершенствование системы образования является одним из важнейших приоритетов деятельности Российской Федерации. В статье рассматривается студентоцентрированное обучение, которое полностью сфокусировано на студенте. Роль обучающихся значительно вырастает, у них появляется возможностью выстраивать образовательный процесс с учетом будущей специальности. В процессе реализации студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении были рассмотрены различные точки зрения на рассматриваемое понятие, учтены функции и особенности, на которых оно реализуется. Указано, при реализации студентоцентрированного обучения повышается умение обучающихся самостоятельно определять успешность педагогического процесса, проводить рефлексию, коррекцию, использовать субъектнодеятельностные технологии, стремление к самообразованию. У студентов появляется стремление достичь высоких результатов и личная заинтересованность за качество профессиональной подготовки. Реализация студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении должна способствовать: повышению ответственности за получаемое образование; развитию способностей для самоорганизации и самоконтроля; постановке четких целей обучения, разработке стратегии обучения, включающей аудиторную и внеаудиторную работу; оценку достижений в рамках образовательного процесса. Выпускник должен обладать креативным мышлением, ориентацией на непрерывное саморазвитие, самоорганизацию, ориентированную на инновационную деятельность.

Ключевые слова: студентоцентрированное обучение, самоопределение, самореализация, самоорганизация, инновационная образовательная среда, компетенции, ценностные установки, субъектнодеятельностные технологии, креативные мышление.

THE IMPLEMENTATION OF STUDENT-CENTRED LEARNING IN HIGHER EDUCATION

© 2019

Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Prokhorova Maria Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of the department of «Innovative Management Technologies» Karpova Maria Alexandrovna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St., 9, e-mail: mashka_718@mail.ru)

Abstract. In today's society, improving the education system is one of the most important priorities of the Russian Federation. The article deals with student-centered learning, which is fully focused on the student. The role of students grows significantly, they have the opportunity to build the educational process taking into account the future specialty. In the process of implementation of student-centered learning in higher education were considered different points of view on the concept, taking into account the functions and features on which it is implemented. It is indicated that the implementation of student-centered learning increases the ability of students to independently determine the success of the pedagogical process, to carry out reflection, correction, to use subject-activity technologies, the desire for self-education. Students have a desire to achieve high results and personal interest for the quality of training. Implementation of student-centered learning in higher education should contribute to: increasing responsibility for education; development of abilities for self-organization and self-control; setting clear learning objectives, developing a learning strategy that includes classroom and extracurricular work; assessment of achievements in the educational process. The release should be a specialist, a professional with creative thinking, focus on continuous self-development, self-organization, focused on innovation.

Keywords: student-centered learning, self-determination, self-realization, self-organization, innovative educational environment, competence, values, subject-activity technologies, creative thinking.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях современного общества, совершенствование системы образования является одним из важнейших приоритетов деятельности Российской Федерации. В последнее время произошли значительные преобразования, выдвигающие компетентностный подход в реализации образовательных программ на первое место [1]. Цель современного образования состоит в развитии личностного потенциала обучающихся, формирование необходимых умений и навыков, способность применять их на практике. Сейчас, образовательная система России переходит от традиционного подхода, где преподаватель выступал главным звеном, к студентоцентрированному, когда обучение сфокусировано на студенте. Роль обучающихся значительно вырастает, у них появляется возможностью выстраивать образовательный процесс с учетом будущей специальности.

В целом, концепция студентоцентрированного обучения предполагает не только развитие компетенций студента в рамках образовательного процесса, но и его комплексное, личностное развитие [2]. Условия использования данного подхода в обучении обуславливают необходимость формирования у студентов мировоззрения, подкрепленного нравственными ценностями, гуманистическими идеями. Современное общество нуждается в специалистах с креативным мышлением, основанным на инновационной деятельности, самообразовании. В целях глобализации и интернационализации в образовательной сфере, связанной с увеличением мобильности студентов, появляется необходимость реализовывать студентоцентрированное обучение в университете.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Прохорова Мария Петровна, Karpova Maria Alexandrovna РЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ...

Студентоцентрированный подход широко изучали известные отечественные психологи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, которые рассматривали обучающихся как субъект деятельности, способных самостоятельно определять характер занятия. Рассматриваемый подход предполагает изменение в организации учебного процесса в связи с тем, что в центре образовательной деятельности стоит студент с личными мотивами, целями и мышлением [3]. В.И.Байденко, Н.А. Селезнева определяли студентоцентрированный подход в обучении как основной принцип высшего образования, предполагающий активную деятельность обучающихся. По их мнению, активизация студентов, связанная с достижением конкретного результата является центральной во всем педагогическом процессе, а его образовательные интересы направлены на формирование профессионально-образовательных ориентиров [4]. Основная цель такого подхода обеспечить возможность студентам самостоятельно выбирать пути освоения учебного материала. Точка зрения М.А. Акопова по поводу студентоцентрированного обучения основана на организации учебного процесса таким образом, чтобы создавались максимально комфортные условия для развития у субъектов образовательных отношений способностей к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самостоятельности в профессиональной сфере [5]. Умение обучающихся самостоятельно определять успешность педагогического процесса, проводить рефлексию, коррекцию, использование субъектнодеятель-ностных технологий, обоснованная критика, стремление к самообразованию выступают целями образовательного процесса, с которым студентам необходимо стремиться [6]. Так, у студентов появляется стремление достичь высоких результатов и личная заинтересованность за качество профессиональной подготовки.

Следует заметить, что реализация студентоцентри-рованного обучения заметно меняет принцип организации образовательного процесса. На одном из международных семинарах «Студенто-ориентированное обучение: подходы и инструменты», профессор Гарвардского университета Манья Клеменчич верно отметила, что прежний принцип «что должен сделать университет для студентов» в рамках реализации студентоцентрирован-ного обучения кардинально меняется на новый принцип «что должен сделать студент для своего университета и своего обучения в нем»

На современном этапе образования, реализация сту-дентоцентрированного обучения в университете только получает распространение, но существуют причины, препятствующие внедрению студентоцентрированно-го обучения в высших учебных заведениях: нежелание вузов следовать инновационному развитию, приспособленность к традиционному учебному процессу, ориентация на ценностные установки и общественные потребности, решение коллективных педагогических задач [7]. С перечисленными трудностями необходимо бороться, потому что студентоцентрированное обучение направлено на повышение качества и эффективности образования, которое невозможно повысить без основного элемента - студента. Только студентоцентрированное обучение способно усилить ответственность и самоорганизацию студента, в последствии чего повышается и качество образовательной деятельности [8].

Следует перечислить безусловные достоинства сту-дентоцентрированного обучения, направленного на получение качественной подготовки специалистов в различных областях, эффективную организацию педагогического процесса: студенты самостоятельно планируют выбор полезных модулей и интересных для него дисциплин; учитываются индивидуальные качества студента в процессе образовательной деятельности, путем составления персональных учебных планов; предоставление возможности выстраивания личной индивидуальной образовательной траектории; отказ от повторного

изучения курсов, пройденных в школе; анализ собственных успехов и достижений; повышенная студенческая и преподавательская мобильность; междисциплинарный подход; возможность изучения выбранных дисциплин в короткие сроки. В результате предполагаемые ожидания для студентов сводятся к: повышению ответственности за получаемое образование; развитие способностей для самоорганизации и самоконтроля; постановка четких целей обучения, разработка стратегии обучения, включающие аудиторную и внеаудиторную работу; оценка достижений в рамках образовательного процесса [9]. На выпуске должен выйти специалист, профессионал с креативным мышлением, ориентацией на непрерывное саморазвитие, самоорганизацию, ориентированную на инновационную деятельность.

Формирование целей статьи (постановка задания). Продемонстрировать тенденции реализации студенто-центрированного обучения в высшем учебном заведении, рассмотреть упорядоченную совокупность компонентов педагогической среды, которая подчинена принципу студентоцентрированного обучения, разработать рекомендации по внедрению студентоцентрированного обучения в вузе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие студентоцентрированное обучение на самом деле очень обширное и включает в себя практически все, что находится в окружении субъектов образовательной деятельности. Рассматривая упорядоченную совокупность компонентов педагогической среды, которая подчинена принципу студентоцентрированного обучения, следует отметить:

-материально-технические компоненты (аудитории, лаборатории, библиотека, компьютерный зал, актовый зал, оборудование) [10];

-технологические компоненты (информационно-образовательная среда [11]);

-психолого-педагогические компоненты (характеристика студентов, оценка результатов обучения, взаимоотношения между участниками образовательного процесса) [12].

Материально-техническая составляющая образовательной организации является ключевым элементом её деятельности. Оснащение определяет имидж, качество оказания услуг, а так же инновационной образовательной среды вуза [13]. Это объясняется тем, что при реализации студентоцентрированного обучения большое внимание отводится организации учебного процесса. Основными критериями, раскрывающими возможности инновационной образовательной среды, являются: обеспечение самостоятельной работы в зонах самостоятельной подготовки студентов, стимулирование проявления инновационного подхода в решении задач студентов, развитие студенческого самоуправления [14]. Инновационная образовательная среда предполагает разработку пространств, способствующих реализации студентоориентированного обучения: возможность обустроить аудиторию в зависимости от формы занятия, имеются места для отдыха, индивидуальной и коллективной работы [15, 16]. Инновационное пространство позволяет студентам овладеть профессиональными умениями, практическими знаниями, усилить ответственность и самоорганизацию, впоследствии чего повышается и эффективность образовательной деятельности

[17, 18].

Реализации студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении способны посодействовать следующие тенденции: стимулирование и поощрение вузов в продвижении студентоцентрированного обучения и полное обеспечение цифровыми технологиями для обучения; обеспечение взаимодействия между участниками образовательного процесса на всем этапе обучения; обеспечение развития компетенций, способных удовлетворять личные стремления и потребности обуча-

Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27)

57

Vaganova Olga Igorevna,Prokhorova Maria Petrovna, Karpova Maria Alexandrovna THE IMPLEMENTATION OF STUDENT-CENTRED ...

pedagogical sciences

ющихся [19, 20]. Студенческая деятельность направлена на контроль своего обучения, участие в проектировании учебных программ и их оценке. Студенты выступают активными партнерами, которым не безразлично функционирование высшего образования. Разработанное анкетирование для студентов помогает определить направления дисциплин, методы участия и проектирования образовательных программ [21]. Еще одним эффективным способом выявления потребностей студентов, может стать опрос выпускников. Такая форма отразила бы современные требования в формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Так или иначе, возможность выбора образовательной траектории поможет продемонстрировать наибольшие предпочтения обучающихся [22] .

Переход на индивидуальную траекторию в рамках студентоцентрированного обучения осуществляется посредством соблюдения следующих рекомендаций: в высшем учебном заведении целесообразно использовать систему зачетных единиц, способную обеспечить благоприятные условия студентов для освоения учебного плана; преподаватель должен занимать позицию наблюдателя, выполняющего функции наставника, осуществляющий оценку индивидуальных достижений студента; использовать в университете открытую систему оценивания, позволяющую студентам самим выбирать критерии их оценки; студенты с помощью наставника должен самостоятельно создавать индивидуальный учебный план, с возможностью своевременной корректировки; строгое соблюдение стандартных инструкций, что способствует повышению качества образовательного процесса; соблюдение взаимного контроля преподавателей и студентов [23].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе проведения анализа и изучения различных точек зрения известных отечественных психологов, заведении было изучено и систематизировано понятие студентоцентрированного обучения в высшем учебном заведении [24]. Были рассмотрены причины, препятствующие внедрению сту-дентоцентрированного обучения в высших учебных заведениях и способы их устранения.

Концепция студентоцентрированного обучения предполагает не только развитие компетенций студента в рамках образовательного процесса, но и его комплексное, личностное развитие. Условия использования данного подхода в обучении помогает сформировать у студентов мировоззрение, подкрепленное нравственными ценностями, гуманистическими идеями. Современное общество обеспечивается специалистами с креативным мышлением, основанным на инновационной деятельности, способных к самообразованию [25].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коняева Е.А., Коняев А.С. Активные методы обучения в практике подготовки будущих педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование: методология, технологии, практика: сборник научных статей / под ред.В.В.Садырина. — Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», Челяб.гос.пед.ун-т, 2016. — Выпуск 9. — С. 89-94.

2. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

3. Ilyashenko L.K., ProkhorovaM.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

4. Лошкарева Д.А., АлешугинаЕ.А., Ваганова О.И., КутеповаЛ.И. Контекстный подход к профессиональному образованию //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

5. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.

6. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

7. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of stu-

dents' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

8. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-286.

9. Иляшенко, Л.К. Базовые компоненты математической компетентности будущих инженеров по нефтегазовому делу/Л.К. Иляшенко//Наука и бизнес: пути развития. -М.: ТМБпринт. -2014. -№ 10(40). -С. 13-17.

10. Коняева Е.А. Групповая форма организации обучения в вузе // Профессиональное образование: методология, технология, практика: сборник научных статей / под ред. В.В.Садырина. — Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро»; Челяб.гос.пед.ун-т, 2014. — Вып.7. — С. 94-97.

11. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

12. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 593. С. 13-16.

13. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.

14. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.

15. Коняева Е.А., Коняев А.С. Компетентностный подход к проблеме формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности / Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2012. Вып. 1 (46). С. 109 - 113.

16. Донец О.В. Об оценке инновационного потенциала и инновационной активности регионального отраслевого научно-учебного учреждения //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3 (8). С. 46-50.

17. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.

18. Базарова Е.Г., Базаров А.Ц. Управление инновационным развитием образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 51-54.

19. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.

20. Якунин В.Н. Современные направления инновационного развития вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 7883.

21. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)

22. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

23. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.

24. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.

25. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

Статья поступила в редакцию 25.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.