9. Rudneva S.D., Fish E.M. Ritmika. Muzykal'noe dvizhenie. - SPb : Gumanitarnaya Akademiya, 2000. - 320 s.
10. Sostavlenie uchebnogo plana DOU v sootvetstvii s FGOS DO.- URL : http:/ / serpumc.ucoz.ru/publ/uchebnyj_process/sostavlenie_uchebnogo_plana_dou_v_sootvetstvii_s_fgos_do/2 -1-0-9 (data obrashcheniya : 12.08.2023).- Tekst : elektronnyj.
11. Tohtasimov, SH.M. Vospitanie detej iskusstvom horeografii / / Obrazovanie i innovacionnye issledovaniya. - 2021. - №4. - S. 25 -31.
12. SHankina, S.V. Nauchno-metodicheskoe obespechenie effektivnosti obucheniya i vospitaniya sred-stvami horeografii v uchrezhdeniyah doshkol'nogo obrazovaniya / S.V. SHankina, YU.V. SHankin, E.YU. SHushpanova // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya : Gumanitarnye nauki.- 2020.- T. 25, № 186.- 2020.- S. 168-174.
13. SHtraus, I. Marsh Radeckogo. - URL : https://www.youtube.com/watch?v=lE8ZwuYYxiU&t=9s (data obrashcheniya : 12.08.2023).- Tekst : elektronnyj.
14. Ponchielli Dance of the Hours from the 1940 Disney film Fantasia. - URL : https://www.youtube.com/watch?v=MJ7IGnQPZPQ (data obrashcheniya : 12.08.2023). - Tekst : elektronnyj.
УДК 378.09; 793
Р.Ф. Муллагалиева
СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕХНИКА: ОПЫТ СТУДЕНТОВ-АКТЕРОВ БАКАЛАВРИАТА В ОБУЧЕНИИ ТАНЦУ
В статье рассматриваются актуальные проблемы современной системы обучения танцу студентов-актеров. Опираясь на опрос, проведенный среди бакалавров, мы проанализировали наиболее распространенные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении танцевальным техникам. В статье предлагаются способы и приемы решения имеющихся проблем, а также общего совершенствования качества хореографических занятий со студентами-актерами за счет внедрения методов и технологий студентоцентрированного обучения. Особый акцент в статье сделан на преимуществах и принципах реализации студентоцентрированного обучения как инновационной концепции, соответствующей гуманизации и индивидуализации высшего образования.
Ключевые слова: студентоцентрированное обучение, танцевальная техника, студенты-актеры, обучение танцу
Rezeda F. Mullagalieva STUDENT-CENTERED TEACHING AND DANCE TECHNIQUE: UNDERGRADUATE STUDENT ACTOR EXPERIENCES IN DANCE TEACHING
The article deals with the actual problems of the modern system of teaching dance to student actors. Based on a survey conducted among bachelors, we analyzed the most common difficulties students face when learning dance techniques. The article suggests methods and techniques for solving existing problems, as well as general improvement in the quality of choreographic classes with student actors through the introduction of methods and technologies of student-centered learning. We place special emphasis on the advantages and principles of implementation of student-centered learning as an innovative concept that corresponds to the humanization and individualization of higher education.
Key words: student-centered learning, dance technique, student-actors, dance teaching
Введение
Одним из путей улучшения качества высшего образования сегодня является расширение парадигмы взаимодействия педагогов и учащихся за счет повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс. Достижение высокой степени активности и ответственности студента возможно за счет развития личностной заинтересованности каждого учащегося. По этой причине, сохраняя высокую академическую культуру, современные отечественные вузы все чаще применяют стратегии студентоцентрированного обучения, в рамках которого образовательный процесс выстраивается в соответствии с пожеланиями учащихся.
В структуре хореографической педагогики
комбинирование традиционных моделей профессионального, интеллектуального и культурного образования с личностными предпочтениями и особенностями учащихся -достаточно затруднительная задача, так как подобный формат может привести к тому, что система обучения будет сосредоточена исключительно на потребностях студентов, а не на процессе преподавания.
Однако сама концепция студентоцентри-рованного обучения обладает широким дидактическим потенциалом, так как она делает образование более вариативным, разнообразным и индивидуально-ориентированным. В данной работе мы задались целью изучить, в каких именно формах и какими способами может быть реализовано студентоцентриро-
ванное обучение при танцевальной подготовке студентов-актеров. На наш взгляд, сама система обучения танцевальным техникам имеет большие возможности для применения инновационных образовательных подходов, в основе которых лежит акцент на личностных особенностях и интересах учащихся, так как танцевальные занятия у студентов-актеров направлены, прежде всего, на их раскрепощение, развитие пластики, ритмического чутья, гибкости, общей физической формы и выносливости, которые, в конечном счете, должны помочь студенту свободно и уверенно проявлять себя в актерской деятельности. Танцевальные движения сами по себе предполагают широкую вариативность, так как они ориентированы на многогранное выражение человеческих чувств.
Внедрение методов и технологий студен-тоцентрированного обучения предполагает не коренное реформирование традиционной образовательной системы, а смену педагогических ориентиров на личность каждого отдельного студента. Другими словами, классическая и многократно апробированная программа обучения студентов-актеров танцам может быть дополнена за счет введения инноваций, которые позволят студентам активно участвовать в выборе танцевальной программы, способов и методов изучения танцев, музыкальных композиций, сюжетов для творческих постановок и всех тех образовательных аспектов, которые позволят учащимся лучше выразить себя, что в свою очередь будет способствовать повышению качества высшего театрального образования.
Методы и материалы
В работе применялись методы анализа научной литературы, описания и классификации, а также метод опроса, включающий в себя герменевтическую интерпретацию опыта студентов-актеров. В исследовании приняли участие 40 студентов (32 студента женского пола и 8 - мужского) первого курса бакалавриата, обучающихся по направлению «Актерское искусство» (52.05.01) в возрасте от 19 до 23 лет. Исследование проводилось в заочном формате в виде опроса в социальных сетях. Помимо опроса с респондентами была проведена онлайн-беседа, в которой участники поделились своим студенческим опытом, рассказав о положительных и отрицательных сторонах танцевальной подготовки в вузе.
Литературный обзор
Студентоцентрированное обучение вызывает большой интерес у современных иссле-
дователей, что связано с общей тенденцией смены «педагогики технократической цивилизации на гуманитарную педагогику антропогенной цивилизации» [4, с. 96]. Без сомнения, сам факт пересмотра приоритетов образовательного процесса и выдвижения личности учащихся на первый план, сегодня воспринимается не просто как одно из направлений педагогики (как это было в начале XX века), а уже функционирует как «более широкая парадигма, которая должна применяться ко всем элементам высшего образования» [, с. 72].
Способы и приемы реализации студенто-центрированного обучения, а также обязательства по его имплементации в Российской Федерации сформулированы в положениях Болонского процесса. В наиболее общем смысле под студентоцентрированным обучением, согласно современным международным стандартам, можно понимать «тип мышления и культуру высшего учебного заведения, а также метод обучения, который во многом связан с конструктивистскими теориями обучения и подкрепляется ими» [12].
На практике студентоцентрированное обучение, согласно исследованиям отечественных и зарубежных ученых, проявляется в следующих формах:
- в активной форме обучения, в которой студент выступает не пассивным слушателем, а активным участником учебного процесса;
- в акценте на глубоком изучении и понимании образовательного материала [1];
- в расширенной автономии студента с одной стороны, и в тесной взаимосвязи между студентами и преподавателями - с другой [4];
- в рефлексивном подходе к учебному процессу как со стороны студентов, так и со стороны педагогов [9];
- в критическом и аналитическом изучении и понимании образовательного материала [8].
Применительно к танцевальной подготовке студентов-актеров студентоцентрирован-ное обучение в отечественных вузах практически не применяется, а потому этот вопрос еще недостаточно широко исследован. Но в целом сегодня существуют работы в которых предлагаются инновационные методы преподавания, стимулирующие успех в обучении посредством активизации процесса взаимодействия преподавателей и студентов, в ходе которого выясняются личностные особенности учащихся, а само обучение адаптируется под эти особенности.
Так, в исследовании зарубежного ученого К. Саврами, осуществлен сбор информации о тех танцевальных техниках, которые не только доказали свою эффективность в системе театрального обучения, но и которые максимально способствовали раскрепощению студентов-актеров и раскрытию их индивидуальности [11]. А в труде Л. Карреман предлагается реализация индивидуального подхода к танцевальному обучению студентов-актеров посредством мультимедийных средств, в частности цифровой технологии захвата движений. Подобные средства применяются при создании анимации в компьютерных играх, фильмах и мультфильмах, а в танцевальном обучении позволяют отследить и отредактировать те индивидуальные особенности и ошибки, которые не всегда можно заметить путем непосредственного наблюдения [10].
Среди современных отечественных исследований особо можно выделить диссертационные труды, посвященные совершенствованию системы танцевального обучения студентов-актеров за счет внедрения новых методов и технологий. Например, в диссертации А.А. Лещинского подробно рассматривается исторический контекст профессиональной сценической деятельности актера и отмечаются наиболее продуктивные технологии обучения танцу, доказавшие свою эффективность [5]. А в диссертации Е.В. Ершовой поднимается вопрос о необходимости расширения педагогического инструментария для формирования целостной танцевальной культуры студентов-актеров, которая позволит не только качественно развивать их профессиональные навыки, но и способствовать личностному росту [2].
Результаты
При общении со студентами мы опирались на ключевые принципы студентоцентриро-ванного обучения, к которым, согласно теоретико-методологическим исследованиям по данному вопросу [4, 7, 8, 9, 12], можно отнести следующие:
1) У студентоцентрированного обучения отсутствует универсальная система методов,
так как суть такого обучения заключается в предварительном и последовательном изучении личностных особенностей, профессионального потенциала и
мотивировки каждого отдельного учащегося. На основе полученных данных выстраивается модель обучения, которая в процессе реализации может быть неоднократно скорректирована.
2) Студентоцентрированное обучение должно регулярно подвергаться рефлексии, чтобы изменения, которые происходят в восприятии студентов и в показателях эффективности их обучения не проходили незамеченными и учитывались в процессе корректировки конкретной образовательной модели.
3) Студентоцентрированное обучение учитывает тот факт, что у каждого студента доминируют разные модальности восприятия, потребности и ценностные ориентации. Кроме того, особое значение имеют такие личностные особенности как психологический тип, темперамент и коммуникативные способности. Учитывая этот широкий набор показателей, преподавательский состав должен подбирать индивидуальные траектории обучения для каждого студента.
4) В системе студентоцентрированного обучения главным является возможность выбирать: студенты должны принимать активное участие в своем образовании, а не просто выполнять тот набор задач, который возлагается на них педагогами. Отсюда же вытекает и необходимость развития самостоятельности и ответственности учащихся, которые должны сознательно подходить ко всем аспектам своего обучения, выбирая и реализуя те действия, которые положительно сказываются на формировании их профессиональных навыков.
Учитывая эти принципы, мы разработали ряд вопросов, которые задали респондентам, а затем провели в свободной форме индивидуальную беседу с каждым участником опроса.
Принципы Вопросы Ответы
Отсутствие универсальной системы методов Процесс обучения танцам в вашем вузе всегда строится по одинаковой схеме? Вы бы хотели обучаться танцам по-другому? 1. 1) Да, схема обучения всегда одна и та же, хочется большего разнообразия (23 чел. - 58%) 2. 2) Схемы обучения отличаются в зависимости от танцевального стиля или преподавателя, с которым проходит
занятие (12 чел. - 30%) 3. 3) Нет, каждый раз схемы отличаются (5 чел. - 12%)
Регулярная рефлексия Изменилось ли ваше отношение к занятиям танцами с момента поступления? Если да, то в какую сторону? 1) Нет, мне с самого начала не нравились занятия, отношение осталось прежним (18 чел. - 45%) 2) Нет, мне с самого начала все понравилось, отношение осталось прежним (9 чел. -23%) 3) Да, отношение изменилось в лучшую сторону (8 чел. - 20%) 4) Да, отношение изменилось в худшую сторону (5 чел. - 12%)
Личностные особенности студентов Вам подходит та система обучения танцам, на которую ориентируются в вашем вузе? Вы чувствуете, что идете в такт с другими студентами? 1) Нет, я чувствую, что не успеваю за другими (24 чел. - 60%) 2) Нет, я чувствую, что моя танцевальная подготовка лучше, на занятиях мне скучно (11 чел. - 28%) 3) Да, меня все устраивает (5 чел. - 12%)
Возможность выбора траектории обучения Что бы вы хотели изменить в системе обучения танцам в вашем вузе? 1) Реализовать возможность самим выбирать танцевальную программу и музыкальные композиции (20 чел. - 50%) 2) Реализовать индивидуальный подход к каждому студенту (18 чел. - 45%) 3) Ничего, меня все устраивает (2 чел. - 5%)
В ходе беседы с респондентами мы также выяснили основные аспекты, которыми довольны и недовольны студенты в той системе обучения танцам, на которую ориентируются их вузы. Среди главных достоинств респонденты назвали следующие:
1) Последовательное обучение, даже при отсутствии навыков можно быстро освоить необходимую базу.
2) Занятия проходят весело, улучшаются отношения с другими студентами.
К основным недостаткам своего обучения респонденты отнесли следующие аспекты:
1) Первый пункт, который был отмечен выше как достоинство, некоторые студенты (31%) отметили и как недостаток, указав на то, что у них имеется богатый танцевальный опыт и им не интересно посещать вводные занятия.
2) Преподаватели делают сильный акцент на количестве ошибок, а не на поэтапном совершенствовании навыков каждого отдельного студента.
Кроме того, значимым нам показался тот факт, что половина респондентов (20 человек) в беседе не проявляла особого энтузиазма, отвечая на вопросы о своих занятиях танцев, а также отмечала, что вряд ли им эти навыки пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности.
На основе проведенного опроса и беседы мы сгруппировали комплекс проблем, кото-
рые могут быть решены или частично компенсированы путем реализации студентоцен-трированного обучения.
1 проблема - Обучение центрировано на личности преподавателя
Опрос и беседа показали, что большинство преподавателей использует те модели и схемы обучения, которые были ими уже многократно апробированы, но которые обобщают личности учащихся, не выделяя их индивидуальных особенностей.
Решение: преподаватель и студенты должны активно сотрудничать во всех вопросах, касающихся организации и проведения танцевальных занятий. Для этого уже на первых вводных занятиях педагог должен пообщаться с каждым студентом, изучить его танцевальный опыт и личные предпочтения, а в ходе проведения занятий активно применять метод наблюдения для отслеживания и анализа специфики танцевальных движений учащихся. Важно дать студентам понять, что их мнение имеет значения, а их предложения, касающиеся процесса обучения, учитываются и находят свое практическое применение.
2 проблема - Танцевальные способности у всех студентов разные
Танцевальные навыки, которые имеются на момент начала обучения в вузе у студентов сильно отличаются. Причем значение здесь имеет не только предшествующий танцевальный опыт, но и целый набор характери-
стик, относящихся к потенциалу личности -чувство ритма, скоростные и силовые характеристики, пространственные параметры движений, ловкость, гибкость, артистичность и т.п.
Соответственно, когда для невероятно разнообразной в плане уровня развития танцевальных способностей студенческой группы предлагаются одинаковые методы и темпы обучения, такой образовательный процесс не может быть эффективным для всех.
В частности, некоторые студенты приводили пример того, как на вступительных занятиях базовые танцевальные движения отрабатывались вместе с разучиванием несложных вариантов полонеза и крестьянского бранля, которые для учащихся с многолетним опытом бальных, балетных и спортивных танцев казались не сложными и не интересными. У двоих студентов даже прозвучала одинаковая фраза «я чувствую, что стою на месте». Отсутствие ощущения личностного развития негативно сказывается на развитии мотивации к изучению танцев в вузе.
Решение: внутри студенческой группы должно существовать разделение на микрогруппы в соответствии с уровнем развития танцевальных навыков. Впоследствии микрогруппы могут быть разбиты на еще более мелкие образования в соответствии с интересами студентов.
3 проблема - Отсутствие учета личностных особенностей и модальностей восприятия студентов
Система обучения танцам в вузовской театральной практике, как правило, строится по классической схеме в три этапа:
1) предварительное ознакомление учащихся с танцевальным движением;
2) непосредственное разучивание техники выполнения движения;
3) закрепление и совершенствование исполнения.
Без сомнения, на практике три этапа не имеют столь четких границ, так как скорость восприятия и обучения у всех разная. Но ранее многие из опрошенных студентов указали, что для них подобный формат обучения вообще не эффективен, в результате они переучивают движения самостоятельно в свободное время. Так, одни студенты воспринимают и запоминают движения в соответствии с общим визуальным восприятием после просмотра всего танца, другие же ориентируются на наиболее значимые музыкальные отрезки. Формирование образа танцевального движе-
ния у каждого учащегося происходит по-разному.
Решение: предварительный анализ доминирующей модальности восприятия, а также личностных особенностей студентов, в том числе их эмоциональной отзывчивости на музыку и танцы, позволит сформировать предварительное представление о том, по какой схеме и в какой последовательности обучение для конкретного студента будет максимально эффективным. Целесообразным представляется разделение на микрогруппы, в которых учащиеся будут изучать и отрабатывать движения в наиболее подходящем для них стиле.
4 проблема - Отсутствие мотивации в обучении танцевальным техникам
Эта проблема по результатам опроса показалась нам наиболее серьезной, так как об отсутствии заинтересованности в изучении танцев сказала половина респондентов. Тот факт, что многие студенты уже представляют свой дальнейший профессиональный путь, в котором не для всех танцы имеют непосредственно прикладное значение, указывает на устойчивость целевых установок учащихся - с одной стороны, и на отсутствие понимания истинного назначения занятий танцами для студентов-актеров - с другой. Танцевальные занятия для будущего актера - это прежде всего способ научиться преодолевать физическую и эмоциональную скованность, это метод раскрепощения и обретения уверенности, необходимой для качественной и выразительной актерской игры.
Решение: для того, чтобы танцы стали для студентов не просто занятиями, которые им приходится посещать, а полноценным искусством самовыражения, чрезвычайно важно совместно с психологом осуществлять диагностику психологического типа, ценностно-мотивационной сферы, типа темперамента, а также личностных интересов каждого отдельного ученика. Полученные в ходе подобных обследований данный должны быть учтены при подборе танца, техники изучения, особенностей исполнения и других аспектах обучения. Например, для студента-интроверта с ярко выраженным меланхоличным типом темперамента, отсутствием непосредственной заинтересованности в танцах и желанием построить карьеру актера мелодрам, подойдут такие танцевальные техники и психологические приемы, которые помогут ему обрести комфортное состояние и желание раскрыться на сцене. Так, это может быть медленное и последовательное изучение тех-
ники танго или вальса с одним партнером, подходящим студенту и по интересам, психотипу и темпераменту. С другой стороны, для ярко выраженного интроверта-холерика, мечтающего построить карьеру актера мюзиклов, полезным будет активное использование упражнений на импровизацию в разных танцевальных жанрах. Подобные упражнения, как правило, применяются на старших курсах, однако их своевременное внедрение для конкретных учащихся, будет способствовать развитию и росту мотивации в изучении танцевальных техник.
Обсуждение
Проведенное исследование показало, что сегодня в отечественной системе танцевальной подготовки студентов-актеров имеется много пробелов, которые могут быть восполнены и качественно улучшены за счет внедрения методов и технологий студентоцен-трированного обучения. Преимущества такого обучения концентрируются вокруг активной позиции студента, не только обретающего самостоятельность и ответственность, но также приобретающего уверенность, эмоциональную и физическую выразительность, которые необходимы для совершенствования актерских навыков.
Среди тех достоинств, которые отмечали студенты, давшие свою оценку системе танцевального обучения в вузе, особо следует отметить рост сплоченности и коммуникабельности коллектива. Нередко респонденты отмечали, что занятия танцами веселые и динамичные, они способствуют улучшению взаимоотношений между учащимися. Однако здесь следует отметить, что подобное сплочение у некоторых студентов возникало одновременно как «ополчение» против преподавателя. Будучи недовольными теми методами, которые преподаватель применяет на занятиях, и не имея возможности высказаться, изменить подход к обучению, некоторые студенты начинают выражать недовольство, которое в таком случае со временем начнет только расти. Студентоцентрированное обучение предполагает, что между преподавателем и студентами выстраиваются партнерские отношения, в ходе которых обе стороны обмениваются мнениями и принимают решения, находящие свою непосредственную реализацию в системе обучения.
В связи с этим, хотелось бы отметить несколько рекомендаций, которые могут быть применимы для разных моделей студенто-центрированного обучения студентов-
актеров танцевальным техникам.
1. Проведение регулярного мониторинга психологического состояния, удовлетворенности, заинтересованности и мотивации студентов в изучении танцев.
2. Оказание со стороны руководства материальной помощи преподавателям, взявшим на себя инициативу по внедрению методов и технологий студентоцентрированного обучения. Эта помощь также должна подкрепляться расширением педагогических возможностей преподавателя, который сможет вносить корректировки в рабочие программы, апробировать авторский подход к обучению танцам.
3. Создание микрогрупп, разделенных по танцевальным навыкам и / или интересам. Состав подгрупп может меняться на протяжении всего обучения, причем необходимо регулярно отслеживать микроклимат и результативные показатели каждой микрогруппы.
4. Создание вариативного и разнообразного обучения, которое проявляется в смешанных танцевальных техниках, разнообразных импровизациях. Здесь также следует отметить значимость применения мультимедийных технологий, позволяющих повысить занимательность не только самого процесса обучения, но и всей учебной среды.
Следует иметь в виду, что предложенные выше рекомендации и примеры реализации студентоцентрированного обучения в обучении танцам студентов-актеров должны применяться с учетом контекста, а именно: многообразия студенческого контингента и преподавательского корпуса, истории организации образования, общей успеваемости учащихся и других аспектов, касающихся жизненного опыта и личностных особенностей студентов, о которых мы говорили выше.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что акцент, который делается на личностях студентов в концепции студен-тоцентрированного обучения, должен исходить, прежде всего, из глубокого уважения между всеми участниками образовательного процесса. В том случае, когда педагоги умеют серьезно воспринимать своих студентов, наделяя их полноправными функциями активных участников системы обучения, процесс формирования навыков и решение актуальных проблем протекает более эффектив-
но. Здесь также важно помнить, что само обу- техники в системе подготовки студентов-чение танцам у студентов-актеров связано не актеров должны быть больше ориентированы только с созданием средств пластических на внутренние ощущения и личность учаще-движений и ритмически четкой и непрерыв- гося, а не на внешнее заучивание движений. С ной смены выразительных положений тела, этой точки зрения, студентоцентрированное но и с умением выразить эмоциональную об- обучение помогает с разных сторон изучить разность, раскрыть себя и свой творческий личность студента, помочь ему понять и рас-потенциал. Соответственно, танцевальные крыть себя в танце.
Литература:
1. Байденко, В.И. Оптика взгляда на будущее / В.И. Байденко, Н.А. Селезнева // Высшее образование в России. - 2017.- № 12 (218). - С. 120-132.
2. Ершова, Е.В. Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера : дис ... канд. пед. наук / Е.В. Ершова.- М., 2011.- 197 с.
3. Карпенко, В.Н. Методика танцевальной импровизации в системе непрерывного образования (бакалавриат -магистратура) / В.Н. Карпенко, А.И. Чалова // Культурная жизнь Юга России. - 2018. - № 1 (68).- С. 68-73.
4. Кисель, О.В. Трудности применения студентоцентрированного подхода в российском высшем образовании / О.В. Кисель, А.И. Дубоских, А.В. Бутова // Высшее образование в России. - 2020.- № 8 / 9.-С. 95-104.
5. Лещинский, А.А. Истоки танцевального воспитания актера в России / А.А. Лещинский // Театр. Живопись. Кино. Музыка. -М., 2017. - С. 51-71.
6. Лещинский, А.А. Танец в системе профессионального становления актера драматического театра в России : дис. ... канд. искусствоведения / А.А. Лещинский.- М., 2012. -173 с.
7. Петрова Е.К. Студентоцентрированное обучение через призму внешнего обеспечения качества : опыт Республики Молдова / Е.К. Петрова // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 2. - С. 7184.
8. Студентоцентрированное обучение. Инструментарий для студентов, профессорско-преподавательского состава и вузов / Анжеле Аттард, Эмма Ди Иорио, Коен Гевен, Роберт Санта. - Астана : НКАОКО-IQAA, 2017. - 64 с.
9. Doyle, T. Helping Students Learn in a Learner-Centered Environment: A Guide to Facilitating Learning in Higher Education. - Sterling: Stylus Publishing, LLC, 2008. - 194 p.
10. Karreman, L. The motion capture imaginary : digital renderings of dance knowledge. - Gent : UGent, 2017.- 320 p.
11. Savrami, K. Does dance matter? The relevance of dance technique in professional actor training // Research in Dance Education. - 2016. - Vol. 13, № 3.- P. 204-217.
12. Student Centred Learning : Toolkit for Students, Staff and Higher Education Institutions.- Текст : электронный // European students union. - 2016. - Режим доступа : https://esu-online.org/publications/student-centred-learning-toolkit-students-staff-higher-education-institutions/ (дата обращения : 11.08.2023).
References:
1. Bajdenko, V.I. Optika vzglyada na budushchee / V.I. Bajdenko, N.A. Selezneva // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2017.- № 12 (218). - S. 120-132.
2. Ershova, E.V. Pedagogicheskie puti formirovaniya tanceval'noj kul'tury studenta-aktera : dis ... kand. ped. nauk / E.V. Ershova.- M., 2011.- 197 s.
3. Karpenko, V.N. Metodika tanceval'noj improvizacii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya (bakalavriat -magistratura) / V.N. Karpenko, A.I. CHalova // Kul'turnaya zhizn' YUga Rossii. - 2018. - № 1 (68).- S. 68-73.
4. Kisel', O.V. Trudnosti primeneniya studentocentrirovannogo podhoda v rossijskom vysshem obrazovanii / O.V. Kisel', A.I. Duboskih, A.V. Butova // Vysshee obrazovanie v Ros-sii. - 2020.- № 8 / 9.- S. 95-104.
5. Leshchinskij, A.A. Istoki tanceval'nogo vospitaniya aktera v Rossii / A.A. Leshchinskij // Teatr. ZHivopis'. Kino. Muzyka. -M., 2017. - S. 51-71.
6. Leshchinskij, A.A. Tanec v sisteme professional'nogo stanovleniya aktera dramaticheskogo teatra v Rossii : dis. ... kand. iskusstvovedeniya / A.A. Leshchinskij.- M., 2012. -173 s.
7. Petrova E.K. Studentocentrirovannoe obuchenie cherez prizmu vneshnego obespecheniya kachestva : opyt Respubliki Moldova / E.K. Petrova // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. - 2019. - № 2. - S. 71-84.
8. Studentocentrirovannoe obuchenie. Instrumentarij dlya studentov, professorsko-prepodavatel'skogo sostava i vuzov / Anzhele Attard, Emma Di Iorio, Koen Geven, Robert Santa. - Astana : NKAOKO-IQAA, 2017. - 64 s.
9. Doyle, T. Helping Students Learn in a Learner-Centered Environment: A Guide to Facilitating Learning in Higher Education. - Sterling: Stylus Publishing, LLC, 2008. - 194 p.
10. Karreman, L. The motion capture imaginary : digital renderings of dance knowledge. - Gent : UGent, 2017.- 320 p.
11. Savrami, K. Does dance matter? The relevance of dance technique in professional actor training // Research in Dance Education. - 2016. - Vol. 13, № 3.- P. 204-217.
12. Student Centred Learning : Toolkit for Students, Staff and Higher Education Institutions.- Tekst : el-ektronnyj // European students union. - 2016. - Rezhim dostupa : https://esu-online.org/publications/student-centred-learning-toolkit-students-staff-higher-education-institutions/ (data obrashcheniya : 11.08.2023).
УДК 372.878
Н.П. Алексеева, Г.Т. Ефремов, А.В. Жарова
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ: ПЕДАГОГИ КАФЕДРЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ И ОПЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СГИИ ИМЕНИ Д. ХВОРОСТОВСКОГО КАК ПРОДОЛЖАТЕЛИ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ ИССКУСТВА АКАДЕМИЧЕКОГО ПЕНИЯ
Статья посвящена осмыслению роли преемственности лучших традиций вокального искусства в развитии кафедры сольного пения и оперной подготовки СГИИ имени Д. Хворостовского. В статье представлена характеристика основных этапов развития кафедры, освещены особенности формирования коллектива кафедры ее родоначальницей Екатериной Константиновной Иофель. Так же представлены сведения о заведующих кафедрой и о педагогах, внесших существенный вклад в ее развитие.
Ключевые слова: кафедра сольного пения и оперной подготовки; СГИИ имени Д. Хворостовского; научно-методические и творческие работы педагогов
Natalia P. Alekseeva, German T Efremov, Alla V. Zharova HUMAN RESOURCES ARE THE KEY TO EVERYTHING: PROFESSORS AT THE OPERA AND SOLO SINGING DEPARTMENT, DMITRI HVOROSTOVSKY SIBERIAN STATE ACADEMY OF ARTS, AS SUCCESSORS TO THE BEST TRADITIONS OF THE ACADEMIC SINGING ART
The paper is devoted to understanding the role of continuity of the best traditions of the vocal art at Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts. The article presents the characteristics of the main stages in the development of Opera and Solo Singing Department as well as the peculiar features of forming the team by its founder Ekaterina Konstantinovna Iofel. Information on the heads of the Department and professors who have made a significant contribution to its development is also provided.
Key words: Opera and Solo Singing Department; Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts; professors' scientific, methodological and creative works
Введение
Сибирский государственный институт искусств имени Д. Хворостовского (далее СГИИ имени Д. Хворостовского) второй год отмечает юбилейные даты своих видных деятелей: в 2022 году исполнилось бы 60-лет безвременно ушедшему знаменитому выпускнику вуза, баритону, Народному артисту России - Дмитрию Александровичу Хворостовскому, 2023 год ознаменован 100-летним юбилеем основателя кафедры сольного пения и оперной подготовки - Екатерины Константиновны Иофель. Символичным видится празднование этой даты в Год педагога и наставника, поскольку связь Дмитрия Хворостовского с его Alma mater и уважаемым учителем, Заслуженным деятелем искусств РФ Е. К. Иофель не прекращалась при жизни Дмитрия Хворо-стовского и посмертно эта связь сохранилась, поскольку вуз носит его имя, а кафедра сольного пения и оперной подготовки стала титульной кафедрой института. В Год педагога и наставника нам видится логичным подведение некоторых итогов, осмысление опыта с устремлением взгляда в будущее кафедры.
Поэтому в своей работе мы обратились к главному, что составляет историю, традиции и движущую силу развития кафедры - к ее педагогам.
Материалы и методы
В процессе работы использованы методические материалы кафедры сольного пения и оперной подготовки, локальные нормативные документы кафедры и вуза (протоколы, приказы), интернет-источники, публикации. Применены метод выкопировки данных и теоретические методы научного исследования.
Литературный обзор
Отдельные сведения о педагогах кафедры сольного пения и оперной подготовки содержатся в научных статьях, публикациях в средствах массовой информации, выпускных квалификационных работах обучающихся. Сведения о некоторых педагогах внесены в энциклопедии и справочники. Нашей задачей в данной работе стало рассмотрение особенностей формирования педагогического состава кафедры сольного пения и оперной подготовки СГИИ имени Д. Хворостовского с учетом