УДК 373.24
И.Ф. Бикеева
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ТАНЦА КАК СПОСОБ РИТМИКО-ПЛАСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается тема эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами хореографии. Приобщение детей к культуре танца через знакомство с его азами в детском саду уже давно выделилось в большую исследовательскую тему. Однако проблематика музыкально-хореографического воспитания, положительно откладывающегося в эмоциональной памяти ребенка, благотворное развитие его мироощущения и поведения, развитие ритмики и пластики - эти и другие аспекты постоянно обновляют, дополняют названную тему.
В настоящем исследовании, опираясь на имеющиеся результаты, предложены методические разработки по проведению уроков хореографии в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова:эстетическое воспитание, танец, ритмико-пластическое развитие, методология хореографии, музыкальное движение, ритмика
Ineza F. Bikeeva AESTHETIC EDUCATION BY MEANS OF DANCE AS A WAY OF RHYTHMIC AND PLASTIC DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOLERS
This article discusses the topic of aesthetic education of preschool children by means of choreography. The introduction of children to the culture of dance through acquaintance with its basics in kindergarten has long stood out as a major research topic. However, the problems of musical and choreographic education, which is positively deposited in the emotional memory of the child, the beneficial development of his attitude and behavior, the development of metrorhythm and plasticity - these and other aspects constantly update and complement the named topic.
In this study, basing on the available results, methodological developments for conducting choreography lessons in a preschool educational institution are proposed.
Key words: aesthetic education, dance, rhythmics-plastic development, choreographic methodology, musical movement, rhytmics
Введение
На наш взгляд, одним из действенных видов искусства, содействующих формированию творчески активной личности, способной не только воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, но также испытывать потребность к эстетической деятельности, является танец. Ведь в танце сливаются воедино такие составляющие, как музыка, пространство, тело, коммуникация, чувство, движение. Они обогащают интеллектуальное, сенсориальное, слуховое (аудитив-ное) и моторное развитие человека. При этом «возделывать почву» духовной культуры личности начинают педагоги и наставники дошкольного образовательного учреждения: компонентом художественно-эстетического развития растущего человека в яслях, детском саду становится хореография, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [см., например, 11].
Материалы и методы
Роль и место танца в воспитании у дошкольников чувства прекрасного - предмет исследования. В качестве его объектов рассматривались приемы музыкально-двигательной выразительности, танцеваль-
ные упражнения, элементы плясок и танцев. В данной работе использованы такие общенаучные методы, как сравнительно-сопоставительный анализ и научный синтез. В изучении предмета статьи автор руководствовалась принципом историзма.
Литературный обзор
Как видим поставленный выше вопрос эстетического воспитания дошкольников является актуальным для духовного развития нашего общества. Проблематике эстетическо-госозидания в качестве единого целого творческого процесса, необходимого для художественно-творческого диалогического развития личности и служащего катализатором духовной культуры, посвящен достаточно большой ряд научных трудов. Первым тезис о взаимосвязи воспитания и обучения через движение с музыкой выдвинул классик театра К.С. Станиславский. Он обращался к термину «музыкальное движение», указывая на необходимость органической связи движения с музыкой, на ведущую роль музыки в воспитании музыкально-выразительного жеста [цит. по: 5, С 8]. На практике метод «музыкальное движение» создали последовательницы выдающейся танцовщицы А.Дункан, организаторы Государственной студии музыкального движения «Гептахор». Неоценимую
помощь в достижении поставленной исследовательской цели оказала совместная монография С.Рудневой и Э.Фиш «Музыкальное движение» [9]. Методическими разработками по музыкально-двигательному воспитанию занимались такие авторы, как Л.Генералова [3] и Е.Раевская [7]. Безусловно ценно для развития выбранной темы сохраняющее свою вневременную актуальность учение основоположника теории русского классического балета А.Я.Вагановой[1]. На наш взгляд, чувство прекрасного воспитывается и на материале народных танцев. В этой связи отметим учебно-методическое пособие Н.Д.Мусиной, посвященное татарскому народному танцу [8].
Об актуальности избранной темы говорит и современная динамика: за последние 3 года вопросы творческого развития детей при помощи хореографии рассмотрены в работах М.И. Дедюкиной и Т.П. Таран [4], Ш.М. Тохтасимова [11], совместной работе С.В. Шанкиной и коллег [12].
Результаты
Разработка авторских методических рекомендаций для проведения занятий по музыкально-двигательному воспитанию с детьми дошкольного возраста. Составлены три сценарии проведения урока по музыкальному движению в дошкольном образовательном учреждении.
I. Предлагаем ниже вариант занятия №1 с группой дошкольников. Цель -
работа над классическим танцем через импровизацию по сюжету с использованием различных материалов, таких как ленты и платки. Основные задачи - ввести элементы импровизации и азы творческого самовыражения средствами классического танца из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро», а также других шедевров мировой культуры. Вспомогательные задачи - «растормажива-ние» детей, ритм, исполнение, наблюдение за танцем и релаксация.
Занятие начинается с оргмомента: педагог приветствует по очереди детей, выстроившихся в линию. В свою очередь, дети приветствуют педагога: они называют свое имя и показывают свое личное приветствие (несколько танцевальных движений). Далее переходим к основной, музыкально-двигательной части занятия. Педагог говорит: «Давным-давно, в далекой-далекой стране, было озеро, полное лебедей. Рядом с ним стоял замок, в котором жил король -большой любитель прекрасной музыки. И
знаете ли вы, что он делал каждый день: вставал с рассветом и просил музыкантов играть. Кстати, дети, на каких инструментах играют музыканты? Давайте назовём их! А в это время на озере один из лебедей, наиболее любознательный и смелый каждый день прилетал к стенам замка, чтобы насладиться звуками этой музыки, и, при этом, он широко хлопал крыльями и танцевал. Хотите, я покажу вам, ребята, как он это делал?».
Затем учитель проигрывает видео - отрывок из сюиты «Лебединое озеро», сопровождая его танцем лебедя [6]. После отрывка педагог продолжает: «Но однажды летней ночью, знаете, что случилось? Королю было очень жарко, и он приказал оставить все ок-назамка распахнутыми. Наутро он проснулся от звука хлопающих крыльев. Это танцевали знакомые нам лебеди под музыку, доносящуюся из королевских покоев. Хотите поиграть в лебедей?».
Учитель приглашает всех детей исполнить с ним танец, но сначала раздает каждому из них белую ленточку, чтобы они надели ее на запястье; затем вновь включает сюиту из «Лебединого озера», чтобы дети танцевали вместе с ним.
Воспитанникам предлагается закрыть глаза и, покачиваясь из стороны в сторону, постараться передать плавность и лиричность музыкального момента.
По окончании танца история продолжается: «Однажды поздней осенью было необы-чайнохолодно, пронзительный ветер сдувал с лебедей перья. Ненастьедлилось много дней, и перья разлетелись повсюду. Те, что касались земли, были коричневыми, те, что касались деревьев, были зелеными. Очень сильный ветер дул. А хотите я расскажу вам нечто такое, от чего вы не сможете оторвать глаз, потому что эти перья находятся в этой комнате, и они имеют тысячу разных цветов?»
Затем педагог раздает детям цветные платочки к уже имеющимся атласным лентам, чтобы они исполнили танец под музыку А.Вивальди «Времена года» [2]. Дети должны выразить то, о чем говорит им музыка: например, когда наступает осень, они должны изобразить, что дует ветер, когда наступает зима, идет снег и т.д. Во время работы, если возможно, педагог может также обратить внимание детей на пейзаж из окна. Все это призвано пробуждать воображение, наблюдательность, эмоциональную память детей, усиливать воздействие музыки.
Рассказ педагога продолжается: «Танцуя круглый год - весной, летом, осенью и зимой - лебеди устали, но чудесная музыка продолжала так завораживать их, что каждый раз, когда они ее слышали, у них поднималось настроение. Однажды король решил спуститься из своего замка к пруду, чтобы лично представиться лебедям».
Педагог в роли короля подходит к детям-«лебедям» и каждый из них склоняется в приветственном поклоне и поочередно представляется «королю».
Следующее задание -проследовать за «королем» под звукипроизведения И. Штрауса-отца - «Марш Радецкого»[13]. Все выстраиваются в шеренгу. Педагог первым подает детям пример движения. Затем дети за ним повторяют.
Сказка заканчивается так: «Поскольку правитель и лебеди уже подружились, благородные птицы попросили короля оставлять окна замка открытыми, чтобы каждое утро они могли наслаждаться звуками прекрасной музыки. Это нравилось им больше всего на свете».
Занятие завершается упражнением на расслабление и дыхание. В контексте движени-ядети, выстроившись в шеренгу, повторяют движение, показанное педагогом. Каждый учащийся, повернувшись в сторону соседа справа, глубоко вдыхает полной грудью и делает медленный выдох, наклонив голову, корпус и руки к полу. Музыкальный материал для этого отрывка - «Танец часов» А. Понкье-лли [14].
В заключении дети, оставаясь, выстроенными в шеренгу, поочередно прощаются с учителем и покидают аудиторию.
С методической точки зрения отметим, что при реализации данного сценария занятия применяется метод погружения в содержание танца. При этом тексты литературныхпроиз-ведений (стихов, сказок, легенд), а также новые для детей понятия - жест, мимика, пластическое движение, костюм, мизансцена -служат дополнительными средствами, развивающими творческие способности ребенка [4, С 182].
II. В данном сценарии предлагаем сосредоточиться на музыкально-пространственных композициях. Как представляется, к ним можно переходить по мере поэтапного освоения приемов музыкально-двигательной выразительности - пружинных, маховых и плавных движений; основных движений различного эмоционально-динамического характера
- высокого и осторожного, пружинного шага, плавной ходьбы, ходьбы на полупальцах, поскоков, галопов и подпрыгиваний; после знакомства с элементами плясок и народных танцев.
Остановимся ниже натрех упражнениях в форме игры.
1) Для игры «Ищи свой цвет» предлагаются вариации на тему русской народной песни «Как под яблонькой». В игре, ее движениях и композиции детям раскрывается светлое настроение этой хороводной песни и изменения ее характера в вариациях. Совершенствуется ходьба хороводным шагом [9,С 223].
Исходное расположение - в разных сторонах зала стоят четверо ведущих с платками разного цвета в руках. Вокруг каждого ведущего дети, взявшись за руки, образуют кружки-хороводы (по 8-10 человек).
1-я вариация (1-8-й такты).
Хороводы идут вправо (влево) простым
хороводным шагом (шаг на каждую восьмушку).
2-я вариация (9-16-й такты, играется скорее). Разорвав свои кружки, дети легко бегают врассыпную по всему залу. Ведущие стоят на месте, опустив платки.
3-я вариация (17-20-й такты).
Все тихонько отходят к одной из стен зала (заранее им указанной) и, стоя лицом к стене, закрывают глаза. В это время ведущие незаметно меняются местами.
Такты 21-24. Ведущие размахивают платками над головой. Дети, открыв глаза, быстро поворачиваются и, найдя своего ведущего, бегут к нему и образуют вокруг него кружок. Выигрывает тот кружок, который быстрее всех и не толкаясь построится вокруг своего ведущего.
2) Игра «Веселье» (музыка - Н. Любарский «Игра»). Стремительные, яркие движения детей, цветущие ветки в их руках создают музыкально-двигательный образ праздничного веселья, еще больше усиливающегося после средней, спокойной, несколько задумчивой части музыки[9,С 225].
Группа делится на подгруппы (по 6-8 человек). Подгруппы строятся в кружки, равномерно распределяясь по всему залу. В правой руке у каждого участника игры ветка с цветами или листьями, которую он держит вертикально. Левой рукой он берется за запястье правой руки соседа.
Ветки можно заменить разноцветными флажками - желательно у каждого кружка другого цвета.
Такты 1-8. Кружки движутся вправо (влево) поскоками.
Такты 9-12. Дети, не расцепляя рук, маленькими спокойными шагами сужают кружки, постепенно поднимая ветки вперед-вверх. На счет «два» 11-го такта они с акцентом поднимают ветки еще выше (в центрах кружков как бы вырастают букеты цветов) и держат их так до конца 12-го такта.
Такты 13-16. Кружки спокойно расширяются. На «раз» 16-го такта все останавливаются, раскрыв руки широко в стороны, и выдерживают фермато.
Такты 17-24. Быстро опустив руки и подняв ветки вверх, дети стремительно скачут по всему залу врассыпную, размахивая ветками. К окончанию музыки ребята должны снова оказаться на своих первоначальных местах, построить кружки и вернуться в исходное положение, высоко подняв руки с ветками.
Выигрывает подгруппа, наиболее четко, музыкально, выразительно и организованно выполнившая все задания игры.
Перед исполнением игры надо убедиться в том, что каждый помнит место своего кружка в зале и умеет его найти; следует еще раз объяснить, как держать ветку и как браться за руки.
3) Игра «Тихие воротца» (Музыка - С. Майкапар «Росинки»). Нежная, прозрачная, прихотливая музыка заставляет детей делать легкие, осторожные движения. Игра учит двигаться по залу бесшумно, свободно, не сбиваясь в кучки. Исходное расположение -двое детей, взявшись за обе руки и подняв их вверх, стоят посередине зала с закрытыми глазами, образуя воротца. Остальные свободно располагаются по всему залу.
Такты 1-16. Тихо и легко бегают по всей площадке, стараясь пробегать под воротца незамеченными.
Воротца ловят пробегающих, опуская сцепленные руки. Если дети-воротца коснулись пробегающего, он считается пойманным и сменяет одного из них.
Дети не должны толпиться около ворот-цев; пробегать под воротца надо всегда с одной стороны [9,C. 226].
III. Убеждены, что важным источником эстетического развития и расширения кругозора в части воспитания детей дошкольного возраста при помощи хореографии дает синтез народной музыки и хореографии - народный танец.Полагаем, что в детском саду обращаться к подобному материалу, в особенности системе, разработанной выдающимся та-
тарским народно-сценическим хореографом Гаем Тагировым, изобилующей системностью танцевально-пластического языка, не своевременно: подобный материал предназначается для учащихся хореографических школ, в рамках дополнительного, среднеспециально-го и высшего хореографического образования. В этой связи предлагаем ввести в методику музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении ряд основных движений татарского народного танца (методические разработки Н.Д.Мусиной): 1) Движение №1. Беренчейереш (первый ход). Исходное положение ног - шестая позиция. Музыкальный размер - 2/4. На счет «раз» -шаг правой ногой вперед; «и» - левую ногу приставить к правой на полупальцы; «два» -небольшой шаг правой ногой вперед; «и» -пауза. Движение продолжается с левой ноги. Шаги плавные, скользящие [8,С. 143]. 2) Движение №7. Тепйереш (основной ход). Музыкальный размер - 2/4. Продвижение на невысоких полупальцах, делая на каждую четверть такта маленький скользящий шаг вперед, попеременно, правой и левой ногой. Колени обеих ног слегка согнуты. Корпус - спокойный, неподвижный [8,С. 144]. 3) Движение №17. Гадиадым (простой ход). Исходное положение ног - шестая позиция. Музыкальный размер - 2/4. 1-3-й такты. Танцующие идут вперед простыми шагами (два шага на каждый такт) с правой ноги. 4-й такт. Топают правой ногой. 3 - 7-й такты. Танцующие отступают назад, также простыми шагами (два шага на каждый такт, с правой ноги). 8-й такт. Топают правой ногой [8,С. 147].
Обсуждение
Проведенная работа позволяет предложить к обсуждению ряд методических рекомендаций. Во-первых, на всех этапах у детей необходимо развивать умение слушать и чувствовать музыку, постигать ее язык. Во время работы с детьми над музыкально-двигательным образом неоднократно следует давать им послушать музыку, остановить их внимание на музыкальных моментах, которые они недостаточно ярко воспринимают и не передают в движении.
Во-вторых, необходимо развивать у детей чуткость к элементам музыкальной выразительности. Это достигается путем работы над музыкальными произведениями, в которых тот или иной элемент (динамика, ритм, регистровая окраска и т. д.) является ведущим -определяет характер и основное эмоциональное содержание музыки и движения.
В-третьих, полагаем, что в работу по вос- укрепляет и психологическое самочувствие питанию чувства ритма привносить элементы самого ребенка, эмоционально оздоравливает музыкальной грамоты (понятие такта, силь- его. Таким образом, танец как одно из средств ных и слабых его долей, длительностей, счета эстетического воспитания несет следующие и т. д.) следует привносить крайне постепен- функции: 1) обогащение мировосприятия де-но, поэтапно, дабы дать возможность детям тей красотой и лиризмом музыки, «поэзией» активно слушать музыку. движения; 2) развитие творческого вообра-
Заключение жения, способности к взаимодействию дви-
Итак, в данной статье мы рассмотрели те- жения с музыкой посредством хореографиче-му воспитания в детях чувства красотыи ского рисунка и проникновенного слова; 3) стремления к прекрасному средствами танца. содействие повышению эмоциональной и му-Отметим, что ритмико-пластическое развитие зыкально-творческой активности учащихся, детей дошкольного возраста при помощи ба- развитию образного мышления, чувства рит-зовых танцевальных упражнений полезно не ма, речи; 4) приобщение к танцевальной только для физического здоровья, но также народной культуре.
Литература:
1. Ваганова, А. Я. Основы классического танца. - СПБ: Лань, 2000. - 192 с.
2. Вивальди. 4 сезона. - URL : https://www.youtube.com/watch?v=nLzt8C8W7ZI (дата обращения : 12.08.2023).- Текст : электронный.
3. Движение и музыка : игры, пляски, хороводы для детского сада в сопровождении фортепиано (баяна) / сост. Л. Генералова. - Москва : Музыка, 1966. - 120 с.
4. Дедюкина, М. И. Роль танцевальной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / М.И., Дедюкина М. И., П.П. Таран // Проблемы современного педагогического образования. - 2020.- №69, т.1. - С. 181-183.
5. Кристи, Г. Работа Станиславского в оперном театре. - М. : Искусство, 1952. - 283 с.
6. Лебединое озеро. Op. 20 а: No. 10, Сцена. - UR L: https://www.youtube.com/watch?v=0EWKvrH9NHA (дата обращения : 12.08.2023).- Текст : электронный.
7. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / сост. : Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева [ и др.]. - М. : Просвещение, 1969. - 222 с.
8. Мусина, Н.Д. Татарский танец : учебно-методическое пособие. - Казань : Ак Буре, 2015. - 199 с.
9. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. - СПб : Гуманитарная Академия, 2000. -320 с.
10. Составление учебного плана ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.- URL : http://serpumc.ucoz.ru/publ/uchebnyj_process/sostavlenie_uchebnogo_plana_dou_v_sootvetstvii_s_fgos_do/2-1-0-9 (дата обращения : 12.08.2023).- Текст : электронный.
11. Тохтасимов, Ш.М. Воспитание детей искусством хореографии // Образование и инновационные исследования. - 2021. - №4. - С. 25 -31.
12. Шанкина, С.В. Научно-методическое обеспечение эффективности обучения и воспитания средствами хореографии в учреждениях дошкольного образования / С.В. Шанкина, Ю.В. Шанкин, Е.Ю. Шушпанова // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки.- 2020.- Т. 25, № 186.2020.- С. 168-174.
13. Штраус, И. Марш Радецкого. - URL : https://www.youtube.com/watch?v=lE8ZwuYYxiU&t=9s (дата обращения : 12.08.2023).- Текст : электронный.
14. Ponchielli Dance of the Hours from the 1940 Disney film Fantasia. - URL : https://www.youtube.com/watch?v=MJ7IGnQPZPQ (дата обращения : 12.08.2023). - Текст : электронный.
References:
1. Vaganova, A. YA. Osnovy klassicheskogo tanca. - SPB: Lan', 2000. - 192 s.
2. Vival'di. 4 sezona. - URL : https://www.youtube.com/watch?v=nLzt8C8W7ZI (data obrashcheniya : 12.08.2023).- Tekst : elektronnyj.
3. Dvizhenie i muzyka : igry, plyaski, horovody dlya detskogo sada v soprovozhdenii fortepiano (ba-yana) / sost. L. Generalova. - Moskva : Muzyka, 1966. - 120 s.
4. Dedyukina, M. I. Rol' tanceval'noj deyatel'nosti v razvitii tvorcheskih sposobnostej detej starshego dosh-kol'nogo vozrasta / M.I., Dedyukina M. I., P.P. Taran // Problemy sovremennogo pedagogi-cheskogo obrazovani-ya. - 2020.- №69, t.1. - S. 181-183.
5. Kristi, G. Rabota Stanislavskogo v opernom teatre. - M. : Iskusstvo, 1952. - 283 s.
6. Lebedinoe ozero. Op. 20 a: No. 10, Scena. - UR L: https://www.youtube.com/watch?v=0EWKvrH9NHA (data obrashcheniya : 12.08.2023).- Tekst : elektronnyj.
7. Muzykal'no-dvigatel'nye uprazhneniya v detskom sadu / sost. : E. Raevskaya, S. Rudneva, G. Soboleva [ i dr.]. - M. : Prosveshchenie, 1969. - 222 s.
8. Musina, N.D. Tatarskij tanec : uchebno-metodicheskoe posobie. - Kazan' : Ak Bure, 2015. - 199 s.
9. Rudneva S.D., Fish E.M. Ritmika. Muzykal'noe dvizhenie. - SPb : Gumanitarnaya Akademiya, 2000. - 320 s.
10. Sostavlenie uchebnogo plana DOU v sootvetstvii s FGOS DO.- URL : http:/ / serpumc.ucoz.ru/publ/uchebnyj_process/sostavlenie_uchebnogo_plana_dou_v_sootvetstvii_s_fgos_do/2 -1-0-9 (data obrashcheniya : 12.08.2023).- Tekst : elektronnyj.
11. Tohtasimov, SH.M. Vospitanie detej iskusstvom horeografii / / Obrazovanie i innovacionnye issledovaniya. - 2021. - №4. - S. 25 -31.
12. SHankina, S.V. Nauchno-metodicheskoe obespechenie effektivnosti obucheniya i vospitaniya sred-stvami horeografii v uchrezhdeniyah doshkol'nogo obrazovaniya / S.V. SHankina, YU.V. SHankin, E.YU. SHushpanova // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya : Gumanitarnye nauki.- 2020.- T. 25, № 186.- 2020.- S. 168-174.
13. SHtraus, I. Marsh Radeckogo. - URL : https://www.youtube.com/watch?v=lE8ZwuYYxiU&t=9s (data obrashcheniya : 12.08.2023).- Tekst : elektronnyj.
14. Ponchielli Dance of the Hours from the 1940 Disney film Fantasia. - URL : https://www.youtube.com/watch?v=MJ7IGnQPZPQ (data obrashcheniya : 12.08.2023). - Tekst : elektronnyj.
УДК 378.09; 793
Р.Ф. Муллагалиева
СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕХНИКА: ОПЫТ СТУДЕНТОВ-АКТЕРОВ БАКАЛАВРИАТА В ОБУЧЕНИИ ТАНЦУ
В статье рассматриваются актуальные проблемы современной системы обучения танцу студентов-актеров. Опираясь на опрос, проведенный среди бакалавров, мы проанализировали наиболее распространенные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении танцевальным техникам. В статье предлагаются способы и приемы решения имеющихся проблем, а также общего совершенствования качества хореографических занятий со студентами-актерами за счет внедрения методов и технологий студентоцентрированного обучения. Особый акцент в статье сделан на преимуществах и принципах реализации студентоцентрированного обучения как инновационной концепции, соответствующей гуманизации и индивидуализации высшего образования.
Ключевые слова: студентоцентрированное обучение, танцевальная техника, студенты-актеры, обучение танцу
Rezeda F. Mullagalieva STUDENT-CENTERED TEACHING AND DANCE TECHNIQUE: UNDERGRADUATE STUDENT ACTOR EXPERIENCES IN DANCE TEACHING
The article deals with the actual problems of the modern system of teaching dance to student actors. Based on a survey conducted among bachelors, we analyzed the most common difficulties students face when learning dance techniques. The article suggests methods and techniques for solving existing problems, as well as general improvement in the quality of choreographic classes with student actors through the introduction of methods and technologies of student-centered learning. We place special emphasis on the advantages and principles of implementation of student-centered learning as an innovative concept that corresponds to the humanization and individualization of higher education.
Key words: student-centered learning, dance technique, student-actors, dance teaching
Введение
Одним из путей улучшения качества высшего образования сегодня является расширение парадигмы взаимодействия педагогов и учащихся за счет повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс. Достижение высокой степени активности и ответственности студента возможно за счет развития личностной заинтересованности каждого учащегося. По этой причине, сохраняя высокую академическую культуру, современные отечественные вузы все чаще применяют стратегии студентоцентрированного обучения, в рамках которого образовательный процесс выстраивается в соответствии с пожеланиями учащихся.
В структуре хореографической педагогики
комбинирование традиционных моделей профессионального, интеллектуального и культурного образования с личностными предпочтениями и особенностями учащихся -достаточно затруднительная задача, так как подобный формат может привести к тому, что система обучения будет сосредоточена исключительно на потребностях студентов, а не на процессе преподавания.
Однако сама концепция студентоцентри-рованного обучения обладает широким дидактическим потенциалом, так как она делает образование более вариативным, разнообразным и индивидуально-ориентированным. В данной работе мы задались целью изучить, в каких именно формах и какими способами может быть реализовано студентоцентриро-